Под его руководством выполнено 16 кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК; являлся научным консультантом докторской диссертации А.Г.Ширина «Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике», утвержденной ВАК (2007); им опубликовано 98 научных и учебно-методических трудов, в том числе 10 монографий. Докторская диссертация Певзнера М.Н. «Реформаторское движение в педагогике Западной Европы (конец XIX - начало XX века)» защищена в 1997 году.
Певзнер М.Н. является заместителем председателя Диссертационного Совета Д-064.32.04 при НовГУ, член Диссертационного совета Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования, член Ученого Совета НовГУ, член Ученого совета ИНПО НовГУ. Действительный член Международной Академии наук педагогического образования, Вице-президент Международной Академии гуманизации образования (Германия). Награжден знаком «Отличник народного просвещения», медалями К. Д. Ушинского и Ярослава Мудрого II степени, имеет почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный работник Лодзинского технического Университета» (Польша), «Почетный доктор Хильдесхаймского университета» (Германия). Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 год, Лауреат премии Министерства образования и науки Германии за особые заслуги в развитии международных связей в области высшего образования за 2001 год. Награжден почетным знаком Университета г. Хильдесхайм (Германия).
Певзнер М.Н. – руководитель международных проектов с университетами Германии, Австрии, США, финансируемых: фондом Фольксваген, Межправительственной Российско-Германской программой им. Александра Герцена, Германской службой академических обменов (DAAD), Европейской комиссией в рамках программы «ТЕМПУС/ТАСИС», Программой поддержки административного управления университетов IREX (США).
Квалификационный состав научного коллектива: докторов наук – 2, кандидатов наук – 16, действительных членов общественных академий – 3.
Научно-общественное признание школы: удостоены почетного звания «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» – 3, «Почетный работник общего образования» – 6, медали К.Д.Ушинского – 1. Лауреаты премии правительства РФ в области образования – 2. Лауреат премии министерства образования и науки Германии – 1.
В основе исследований научной школы, большинство из которых носит сравнительный характер, лежит идея открытости образования как атрибута открытого гражданского общества.
Научным коллективом разработано целостное философско-педагогическое обоснование открытого образования как сложной социальной системы, проявляющей способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, обеспечивающей доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными образовательными программами.
Представителями научной школы исследовались такие аспекты развития открытых образовательных систем в России и за рубежом, как:
• открытие образовательного учреждения социуму (М.Н Певзнер, Е.Н. Галко, В.В. Цветков, А.Г. Ширин и др.),
• открытое обучение (М.Н. Певзнер, О.А. Гребенникова, Д.С. Нестеров, А.А. Рахкошкин, А.Г. Ширин и др.),
• менеджмент и маркетинг в открытых образовательных системах (М.Н. Певзнер, В.О. Букетов, Ю.А. Герасимова, Н.Н. Ильяшенко, А.Г. Ширин и др.).
Конструирование образования как открытой системы, представленное в работах научной школы, позволяет решить целый ряд проблем, наиболее важными из которых являются:
• проблема гражданского воспитания молодого поколения, способного в условиях обострения общественных противоречий и усиления крайних политических альтернатив к выбору и рациональному обоснованию ценностей устойчивого демократического развития, интегрирующего интересы разнообразных экономических, социальных и культурных групп;
• проблема включения образования в процессы регионального развития, улучшения качества жизни населения через участие в социально-экономических и культурных программах, стимулирование гражданской ответственности и инициативы взрослых;
• проблема адаптации образования к ситуации политической и экономической нестабильности, трудно прогнозируемых процессов исторического «излома» в развитии общества, вызывающих необходимость отказа от традиционных подходов к планированию образования и формирования гибкого механизма реагирования на меняющиеся социальные условия на основе сочетания системного и ситуативного подходов;
• проблема сочетания легитимных и нестандартных форм образования, обеспечивающего его открытый и непрерывный (в течение всей жизни) характер;
• проблема профессионального роста и самосовершенствования через систему дополнительного образования и продуктивные формы сопровождения профессиональной деятельности специалиста.
Научной школой осуществлен теоретико-методологический анализ интернационализации как стратегии развития современного вуза в русле Болонского процесса; выделены уровни, раскрыты содержание и методы интернационализации высшего профессионального образования (М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин, И.В. Алексашенкова, Е.В. Егорова и др.).
Важным направлением исследований научной школы является изучение билингвального образования в отечественной и зарубежной педагогике, целью которого является постижение мира специальных знаний средствами родного и иностранных языков, поликультурное воспитание и интеграция учащихся в общеевропейское и мировое культурное пространство.
Исследования научной школы в области билингвального образования включало:
• теоретическое осмысление педагогических аспектов билингвизма как междисциплинарного феномена (М.Н. Певзнер, И.Г. Владимирова, А.Г. Ширин);
• концептуальное обоснование интегративной модели билингвального образования в современной российской школе (Н.Е. Сорочкина, Ю.В. Кодочигова и др.);
• разработку теоретических основ билингвальных образовательных программ (куррикулумов) в высшей школе как средства поликультурного образования студентов (М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин, И.В. Алексашенкова и др.);
• определение концептуальных основ системы непрерывного билингвального образования, методологическим стержнем исследования которой избран контекстно-биографический подход (А.Г. Ширин и др.).
Научной школой также разрабатывались проблемы:
• развития педагогического образования в России и за рубежом (М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин, Е.В. Егорова, Д.С. Нестеров, Е.О. Орлова и др.),
• научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов (М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин, Е.Е. Сергеева и др.),
• профессиональной и образовательной ориентации школьников (В.О. Букетов, Е.И. Родионов и др.),
• реализации идей народности в отечественном образовании (С.М. Елкин и др.),
• стратегического менеджмента образовательного учреждения (М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин, В.О. Букетов, И.Е. Иевлева, Н.П. Рыбникова, Е.Ф. Филиппова и др.).
Перечень кандидатских диссертаций, утвержденных в ВАК, выполненных под руководством М.Н. Певзнера:
1. Букетов В.О. «Формирование образовательных ориентаций выпускников школ (управленческий аспект)» – 1998.
2. Ёлкин С.М. «Идея народности в отечественном образовании» – 1999.
3. Ширин А.Г. «Билингвальное образование в Германии» - 1999.
4. Рахкошкин А.А. «Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса» - 2000.
5. Сорочкина Н.Е. «Интегративная модель билингвального обучения в современной российской школе» - 2000.
6. Орлова Е.О. «Культурологические аспекты подготовки учителя начальной школы» - 2000.
7. Алексашенкова И.В. «Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов» - 2000.
8. Цветков В.В. «Формирование социальной компетентности сельских школьников» - 2002.
9. Галко Е.Н. «Семейный клуб как средство социализации ребенка» - 2003.
10. Филиппова Е.Ф. «Управление качеством образования в современном лицее» - 2003.
11. Нестеров Д.С. «Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения» - 2003.
12. Гребенникова О.А. «Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников» - 2005.
13. Герасимова Ю.И. «Консультирование педагогического коллектива как фактор развития школы» - 2005.
14. Сергеева Е.Е. «Интегративная модель муниципальной методической службы» - 2008.
15. Ильяшенко Н.Н. «Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе» - 2008.
16. Егорова Е.В. «Подготовка будущих учителей в университетах Германии к оказанию педагогической поддержки школьникам» - 2008.
Наиболее значимые научные труды:
1. Педагогика открытости и диалога культур: Монография. / Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. – М., 2000. – 262с.
2. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография./ Под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. – Великий Новгород: НовГУ, 2001. – 300с.
3. Научно-методическое сопровождение персо-нала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография. / Под ред. М.Н. Пев-знера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 316с.
4. Менеджмент средней и высшей школы: 100 новых понятий: Сравнительный словарь на русском и немецком языке/ Авторы-издатели О. Грауман, Р.В. Кек, М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин. – Хильдесхайм, 2004. – 242с.
5. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Организационное развитие современного вуза и проблемы корпоративной культуры // Человек и образование: Академический вестник ИОВ РАО. – М., 2008. – № 2 . – С.16-21
Монографии:
1. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала XX века: Монография. – Новгород: НовГУ, 1996. – 181с.
2. Певзнер М.Н., Букетов В.О. Образовательная ориентация старшеклассников как объект управленческой деятельности: Монография. – М.,1998. – 168 с.
3. Певзнер М.Н., Худницкий В.С. Немецко-русский педагогический словарь: Энциклопедический словарь терминов педагогики и реалий системы образования. – Новгород: НовГУ, 1998. – 294с.
4. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (на примере Германии): Монография. – Новгород: НовГУ, 1999. – 96с.
5. Певзнер М.Н., Елкин С.М., Кульков Я.В. Развитие идеи народности в отечественном образовании: Монография. – Великий Новгород: НовГУ, 2000. – 71с.
6. Образование Великого Новгорода как открытая система./ Под ред. М.Н.Певзнера. – Великий Новгород: НовГУ, 2000. – 82с.
7. Педагогика открытости и диалога культур: Монография./ Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М.Зайченко. – М., 2000. – 262с.
8. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография./ Под ред. А.Л.Гаврикова, М.Н.Певзнера. – Великий Новгород: НовГУ, 2001. – 300с.
9. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография. / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 316с.
10. Менеджмент средней и высшей школы: 100 новых понятий: Сравнительный словарь на русском и немецком языке / Авторы-издатели О. Грауман, Р.В. Кек, М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин. – Хильдесхайм, 2004. – 242с.
Гранты М.Н. Певзнера:
1. Грант фонда Фольксваген, 1998-2002: международный проект «Подготовка студентов к инновационной деятельности в образовательных учреждениях Новгородской области» совместно с университетами гг.Билефельда и Дортмунда (Германия).
2. Грант Фонда Сороса в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России» Института Открытое общество, 2001-2003: Проект «Поддержка и развитие кафедры педагогики НовГУ в сотрудничестве с кафедрой социальной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена».
3. Грант Межправительственной Российско-Германской программы им. Александра Герцена, 2002-2007: международный проект «Билингвальные модули образовательной программы «Управление персоналом»» совместно с университетами гг.Билефельда и Дортмунда (Германия).
4. Грант программы Германской службы академических обменов (DAAD), 2006-2009: международный проект «Экспериментальная образовательная программа «Двойной диплом» по направлению «Педагогика»» совместно с университетом г.Хильдесхайм (Германия).
5. Грант Европейской комиссии в рамках программы «ТЕМПУС/ТАСИС», 2006-2009: международный проект «Многоуровневая подготовка специалистов в области образовательного менеджмента в Новгородском государственном университете (бакалавриат–магистратура)» совместно с университетами Хильдесхайм, Дортмунд (Германия), и Кремс (Австрия).
6. Грант программы поддержки административного управления университетов IREX, 2006: научная стажировка в университете г.Кент (США) исследование по теме «Стратегическое планирование в американском университете».