Эльвира Эвальдовна Сыманюк защитила в 1999 г. кандидатскую диссертацию и в 2005 г. – докторскую диссертацию по педагогической психологии.
В 2006 г. определена комплексная научная тема «Управление непрерывным образованием», объединившая усилия в рамках факультета менеджмента, повышения квалификации и профессиональной подготовки (декан М.Г. Синякова, к.п.н, доцент): кафедр акмеологии и психологии управления (зав.кафедрой Э.Э. Сыманюк, д. психол. н., профессор), теории и практики управления организацией (зав.кафедрой А.А. Симонова, к.п.н., профессор), отделения непрерывного образования (рук. Н.И. Чуракова, к.п.н., доцент). Актуальность управления в системе непрерывного образования определяется спецификой деятельности факультета (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров, дополнительное профессиональное образование).
В рамках этой комплексной темы на кафедре акмеологии и психологии управления начинает оформляться научная школа «Психология профессионального развития личности», под руководством Э.Э. Сыманюк, которая исследует методологические аспекты профессионального развития личности в системе непрерывного образования, технологии управления профессиональным развитием личности в организации, а также психологическое сопровождение профессионального развития личности.
В качестве новых направлений в развитии научной школы можно выделить:
психология профессиональных деструкций (д.психол.н., профессор, зав.кафедрой АПУ Э.Э. Сыманюк);
организационная психология образования (зав. кафедрой АПУ, д.психол.н. Э.Э. Сыманюк, д.филос.н., профессор А.В. Меренков);
психология выученной беспомощности личности (к.психол.н., ст. преподаватель кафедры АПУ И.В. Девятовская);
психологическая поддержка профессионального здоровья педагога (аспирант кафедры АПУ Н.Г.Волкова, зав. кафедрой АПУ, д.психол.н. Э.Э. Сыманюк);
трансграничное профессиональное образование (зав. кафедрой АПУ, д.психол.н. Э.Э. Сыманюк).
Перечень выполненных и утвержденных диссертаций в рамках научной школы: за период 2006-2007 гг. выполнены и утверждены ВАК РФ 2 кандидатские диссертации Садовниковой Н.О. по теме «Психологические механизмы формирования профессиональных деформаций» (19.00.07 – «Педагогическая психология») и Девятовской И.В. «Психологические особенности выученной беспомощности педагога» (19.00.07 – «Педагогическая психология»), которая в настоящее время работает ст. преподавателем кафедры акмеологии и психологии управления.
2 кандидатских диссертации подготовлены к защите, идет вопрос согласования сроков защиты в диссертационных советах: Третьяковой Н.Н. «Психолого-педагогические технологии профилактики профессиональных деформаций субъектов труда» (13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования»); Конева Г.Г. «Развитие метапрофессиональных качеств педагогов начального профессионального обучения» (13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования»).
В рамках научной школы в настоящее время работают 4 аспиранта кафедры АПУ.
Научные и учебно-методические работы школы. За период разработки «проблемного поля» научной школы Э.Э. Сыманюк опубликовано: 103 научных и учебно-методических работы. Общий объем публикаций около 160 п.л. Основные работы автора:
Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - № 6. – 0,8 п.л./ 0,4 п.л.
Зеер, Э.Ф. Основы личностно ориентированного образования: учеб.-метод. Пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 2001. – 3,2 п.л. / 1,6 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: практико-ориенти-рованная монография / Э.Э. Сыманюк / Урал. гос. пед. ун-т, Урал. отд-ние Российской академии образования. – Екатеринбург, 2002. – 15,0 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов: монография / Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 20 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Профессиональные деформации менеджеров / Э.Э. Сыманюк // Управление персоналом. – 2004. - № 22. – 0,5 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во «Академический проспект»; Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2005. – 15 п.л. / 9 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 13,5 п.л. / 5 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: учеб. пособие/ Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 15 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Организационное поведение: учеб. пособие / Э.Э. Сыманюк / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 13,6 п.л.
Сыманюк, Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика: практико-ориентированная монография / Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2007. – 19,25 п.л.