Научная тема: «ПРОПЕДЕВТИКА В НЕПРЕРЫВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ШКОЛЕ И ПЕДВУЗЕ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Непрерывное физическое образование как единая развивающаяся система состоит из последовательных, связанных этапов обучения (основная школа, старшая про­фильная школа, педвуз), каждый из которых создает не только предпосылки для перехода системы на более высокий уровень развития, но и основания для сохра­нения некоторых элементов целого как системы. Пять взаимосвязанных концен­тров обучения физике (опережающий курс, курс физики основной школы, курс физики старшей профильной школы, курс общей физики, курс теоретической фи­зики) составляют непрерывный процесс учебного познания, в котором каждый концентр связан с другим преемственными связями. Наличие преемственных свя­зей между отдельными концентрами обучения еще не обеспечивает их реализации, нужны специальные условия и средства для их осуществления.
  2. Необходимым условием реализации непрерывного физического образования явля­ется пропедевтика, а квазидостаточным - взаимная адаптация и трансформация. Методологическим основанием для осуществления пропедевтики служат принци­пы преемственности и персонализации, а средством ее реализации - пропедевти­ческий курс.
  3. Пропедевтика в физическом образовании предполагает преднамеренное включе­ние преемственных связей как в содержание учебного материала по физике, так и в организацию видов учебно-познавательной деятельности. Принцип преемствен­ности требует установления взаимосвязи элементов сложной непрерывной образо­вательной системы, а принцип персонализации - развития познавательной само­стоятельной деятельности учащихся.
  4. Непрерывность, преемственность и персонализация составляют теоретические ос­нования для проектирования уровневой структуры пропедевтики (подготовитель­ный, методологический, профессиональный) в соответствии с этапами обучения физике (основная школа, старшая профильная школа, педвуз).
  5. Пропедевтический курс как дидактическое средство реализации пропедевтики конструируется в соответствии с законами и правилами адаптации и трансформа­ции. Он связывает любые рядом расположенные концентры обучения. Поэтому количество пропедевтических курсов такое же, как и концентров: опережающий пропедевтический курс (V -VI классы); элективный пропедевтический курс предпрофильной подготовки (основная школа, IX класс); элективный пропедевтиче­ский курс профильной подготовки (старшая школа, X - XI классы); пропедевтиче­ский курс «Введение в дисциплины курса общей физики» (педвуз, I - III курсы физического факультета); пропедевтические спецкурсы, факультативы профиль­ной подготовки («Физика в живых системах», «Инструментарий организационно-методической деятельности молодого учителя физики»).
  6. Учебный материал по физике, включенный в образовательные программы пропе­девтических курсов, должен быть систематизирован на основе принципов фунда-ментализации и генерализации, преемственности и интеграции, индивидуализации и персонализации и представлен в виде обобщающих таблиц, граф-схем.
  7. Организация и методика проведения пропедевтических занятий должны быть на­правлены на развитие познавательной самостоятельности на основе тьюторской поддержки, которая обеспечивает развитие субъектного опыта каждого, повыше­ние качества результатов обучения, сокращение разрыва между прогнозируемыми и реальными результатами учебных достижений обучаемых.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа - педвуз) [Текст]: моногр. / М.В. Потапова. - М: Прометей, 2008. - 256 с. 17,7 п.л.

2.Потапова, М.В. Изучение и обобщение физических теорий в школе и вузе в ус¬ловиях преемственности [Текст]: науч.-метод. основы и пед. опыт: моногр. / М.В. Потапова, И.С. Карасова. - М.: Прометей, 2003. - 197 с. 11,1 п.л. (автор¬ских 40 %).

3.Потапова, М.В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза [Текст]: моногр.: (науч.-пед. основы и пед. опыт) / М.В. Потапова. - М.: Прометей, 2004. - 118 с. 6,8 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия и рекомендации

4.Потапова, МВ. Пропедевтический курс общей физики [Текст]: учеб. - метод. указания по курсу / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 206 с. 11,9 п.л.

5.Потапова, М.В. Физика в обобщающих схемах [Текст]: пропедевтика шк. курса: метод. указ. / М.В. Потапова, В.П. Андрейчук; Челяб. гос. пед. ун-т - Челя¬бинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 20 с. 1,16 п.л. (авторских 95 %)

6.Потапова, М.В. Физика в живых системах [Текст]: пропедевтика интегратив-ных связей: учеб. пособие по спецкурсу / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 226 с. 13,06 п.л.

7.Потапова, М.В. Элективные пропедевтические курсы предпрофильной и про¬фильной подготовки учащихся средней школы [Текст]: творч. поиск учителей: кн. для учителя / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - 208 с. 12,14 п.л.

Статьи в журналах рекомендованных ВАК РФ

8.Потапова, М.В. Методологический анализ концепции непрерывного образова¬ния [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагоги¬ка. Психология. Методика преподавания. - 2001. - № 5. - С. 38-45. 0,46 п.л.

9.Потапова, М.В. Особенности построения образовательной программы пропе¬девтического курса общей физики в условиях преемственности школьного и вузовского курсов физики [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2003. -№ 5. - С. 40-44. 0,23 п.л.

10.Потапова, М.В. Обобщение естественнонаучной и физической картин мира в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 2004. - № 9. - С. 171-175. 0,35 п.л.

11.Потапова, М.В. Моделирование образовательного процесса в педвузе в усло¬виях интегративных связей [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 2005. - № 10. - С. 347-352. 0,29 п.л.

12.Потапова, М.В. Пропедевтика и коррекция - способы повышения качества ре¬зультатов обучения физике студентов педвуза [Текст] / М.В. Потапова. // Вестн. Челяб. пед. ун-та. - 2006. - № 5.2. - С. 72 - 78. 0,41 п.л.

13.Потапова, М.В. Поиски новых технологий [Текст] / М.В. Потапова, В.В. Шах¬матова, Н.Д. Зырянова // Физика в школе: науч.-метод. журн. -2007. - № 8. -С. 16-21 (авторских 70 %). 0,29 п.л.

14.Потапова, М.В. Эмпирический и теоретический подходы в изучении сложных и трудных вопросов курса физики старшей школы [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2008. - № 3. - С. 59-61. 0,23 п.л.

15.Потапова, М.В. Методологический анализ пропедевтики в системе непрерыв¬ного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. пед. ун-та. - 2008. - № 7. - С. 117-127. 0,66 п.л.

16.Потапова, М.В. Тьюторское сопровождение пропедевтики непрерывного фи¬зического образования [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2008. -№ 4. 0,46 п.л.

17.Потапова, МВ. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений по физике выпускников средней школы [Текст] / М.В. Потапова, В.В. Шахматова // Физика в школе: науч.-метод. журн. - 2008. - № 11. (авторских 85 %). 0,29 п.л.

Статьи в других центральных изданиях

18.Потапова, М.В. Особенности формирования первоначальных понятий у уча¬щихся 5 класса в процессе изучения темы «Физические величины и их измере¬ние» [Текст] / М.В. Потапова // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе: тез. док. XXV межвуз. науч. - практ. семинара. - Челябинск. - 1995. -ч. 1. С. 77-79. 0,12 п.л.

19.Потапова, М.В. Образовательный стандарт и оценка знаний, умений и навы¬ков учащихся [Текст] / М.В. Потапова // Стандартизация образования в совре¬менной средней и высшей школе: тез. докл. Международной науч.-практ. конф. - Челябинск. - 1997. - т. 1. - С. 126-128. 0,11 п.л.

20.Потапова, М.В. Развитие учащихся в условиях опережающего изучения физи¬ки с пятого класса [Текст] / М.В. Потапова // Наука и образование. - Горно-Алтайск: Научный центр фундаментальной физики, 1998. - № 2. - С. 31-37. 0,35 п.л.

21.Потапова, М.В. Преемственность в формировании основополагающих поня¬тий курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Теория и практика управле¬ния процессом адаптации студентов в профессиональной деятельности: тез. док. XXXVI межвуз. науч. - практ. семинара. - Орск. - 1999. - С. 65-67. 0,11 п.л.

22.Потапова, М.В. Методологический анализ соотношения структуры и содержа¬ния физического знания в курсе общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Сбор¬ник науч. работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - с. 222-225. 0,17 п.л.

23.Потапова, М.В. Роль пропедевтики в осуществлении преемственности между различными ступенями обучения [Текст] / М.В. Потапова // Сборник науч. ста¬тей аспирантов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.- С. 35 - 43. 0,46 п.л.

24.Потапова, М.В. Изучение основ классической механики в условиях модульно¬го обучения [Текст] / М.В. Потапова // Развитие образования: сб. науч. статей. -Челябинск: Изд-во ЧИПКРО. - т. 3-4, 1999. - С. 136-145. 0,52 п.л.

25.Потапова, М.В. Преемственность в изучении предметов естественного цикла -одно из условий развивающего обучения // К.Д. Ушинский и проблемы совре¬менного образования: сб. науч.-метод. материалов [Текст] / М.В. Потапова / Под ред С.Г. Молчанова, С.А. Репина, Г.Н. Серикова: в 2 ч. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2000. - ч. 1. - С. 142 - 145. 0,17 п.л.

26.Потапова, М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: наун. метод. журн. - М., 2001. - № 21. С. 16-19. 0,23 п.л.

27.Потапова, М.В. Самостоятельная работа студентов на занятиях по курсу об¬щей физики в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова // Мето¬дика вузовского преподавания: материалы 5-й межвуз. науч.-метод. конф., 30-31 окт. 2001 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2001. - Ч.1 - С. 40-41. 0,11 п.л.

28.Потапова, М.В. О роли пропедевтики в формировании основополагающих по¬нятий [Текст] / М.В. Потапова // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе: тез. докл. Международной науч. - практ. конф. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С. 29-30. 0,1 п.л.

29.Потапова, М.В. Методологический анализ структуры и содержания програм¬мы педагогической практики [Текст] / М.В. Потапова, И.С. Карасова // Методи¬ка вузовского образования: материалы 5-й межвуз. науч.-методич. конф., 30-31 окт. 2001 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2001. - Ч.2 - С. 282-285. (автор¬ских 50%) 0,22 п.л.

30.Потапова, М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности и интеграции в обучении физике [Текст] / М.В. Потапова // Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. 21-25 августа 2001 г. - Горно-Алтайск: Изд-во «УНИВЕР-ПРИНТ» ГАГУ, 2001. - С. 151-152. 0,12 п.л.

31.Потапова, М.В. Пропедевтическая подготовка студентов в непрерывной моде¬ли физического образования [Текст] / М.В. Потапова.// Подготовка учителя фи¬зики в условиях модернизации образования: тез. докл. XXXV зональной конф. препод. физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнич. Дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, 16-17 сент., 2002. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2002. - С. 64-65. 0,1 п.л.

32.Потапова, М.В. Принципы персонализации и индивидуализации в системе не¬прерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова. //Психолого-педагогические проблемы развития системы среднего и высшего образования: материалы конф. «Психолого-педагогические исследования в системе образо¬вания», 16-18 мая 2002 г. / Челяб. гос. пед. унт-т. - Челябинск; М, 2002. - Ч. 1. -С. 58-65. 0,46 п.л.

33.Потапова, М.В. Пропедевтический курс общей физики - средство реализации преемственных связей в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: науч.-метод. журн.: тр. конф. (НТПФ-Ш): конф. приурочена к 100-летию со дня рождения А.В. Перышкина / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2002. — № 23. - С. 348-352. 0,22 п.л.

34.Потапова, М.В. Организация и особенности проведения занятий по физике в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова. // Методология и мето¬дика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. респуб. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2002 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Че¬лябинск, 2002. - Ч. 1. - с. 123-125. 0,17 п.л.

35.Потапова, М.В. Внутрипредметные и межпредметные связи как факторы, оп¬ределяющие классификацию пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: межвузовский сб. на¬уч. трудов. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2003. - С. 84-85. 0,1 п.л.

36.Потапова, М.В. К вопросу о пропедевтике изучения более сложных вопросов курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: наун. метод. журнал - М., 2003. - № 26. С. 14-24. 0,63 п.л.

37.Перспективы концентрического построения курса физики в школе и вузе в системе непрерывного образования [Текст] / МВ. Потапова // Физика в системе современного образования (ФССО - 03): труды седьмой Междунар. конф. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - т. 3. - С. 126-127. 0,11 п.л.

38.Потапова, М.В. Профессиональный уровень пропедевтики естественнонауч-ного знания в условиях интегративных связей [Текст] / М.В. Потапова // Лично-стно ориентированное профессиональное образование: материалы III всерос. науч. - практ. конф. - Екатеринбург, 2003. - С. 257-263. 0,34 п.л.

39.Потапова, М.В. Граф логической структуры - содержательно-знаковое изо-бражение фундаментальной физической теории и раздела курса физики [Текст] / М.В. Потапова // Содержательно-знаковая наглядность в системе креативного обучения физике: доклады на Междунар. науч.-практ. конф. 28-29 ноября 2003 г., Самара- Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 44-48. 0,23 п.л.

40.Потапова, М.В. Формирование основных понятий электродинамики в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формиро¬вания научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докл. X всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск. - 19-20 мая, 2003. - ч. 2 - С 32-34 0,12 п.л.

41.Потапова, М.В. Обобщающие занятия в условиях пропедевтического курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей шко¬ле: наун. метод. журнал. - М., 2003. - № 29. С. 14-24 0,58 п.л.

42.Потапова, М.В. Роль пропедевтики физического знания в повышении качества профессиональной подготовки учителя в педвузе в условиях непрерывного об¬разования // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Ма¬териалы региональной науч. - практ. конф [Текст] / М.В. Потапова. - Новоси¬бирск: Изд-во НГПУ, 2004 - С. 41 - 45. 0,17 п.л.

43.Потапова, М.В. Концепция непрерывного физического образования в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Сборник тезисов Десятой Всерос¬сийской научной конференции студентов - физиков и молодых ученых: тезисы докладов в 2 т., т. 2. - Екатеринбург - Красноярск: Изд-во АСФ России, 2004. -С. 1119-1121. 0,17 п.л.

44.Потапова, М.В. Методологический анализ понятий «физическая картина ми¬ра» [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докладов XI всерос. науч. - практ. конф. - Челябинск. - 17-18 мая, 2004. - ч. 3 - С 47-54. 0,41 п.л.

45.Потапова, М.В. Концепция непрерывного физического образования в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Сборник тезисов Десятой Всерос¬сийской научной конференции студентов - физиков и молодых ученых: тезисы докладов: В 2 т., т. 2. - Екатеринбург - Москва: Изд-во АСФ России, 2004. - С. 119-121. 0,17 п.л.

46.Потапова, М.В. Роль пропедевтики физического знания в повышении качества профессиональной подготовки учителя в педвузе в условиях непрерывного об¬разования [Текст] / М.В. Потапова // Материалы регион. науч.-практ. конф. 28-30 января 2004 г. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - С. 41-45. 0,23 п.л.

47.Модель проектирования личностно ориентированного подхода в условиях мо¬дульного обучения физике [Текст] / М.В. Потапова // Модернизация современного образования: теория и практика. Сб. научн. трудов / под ред. И.М. Осмо¬ловской, доктора пед. наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина. - М.: ИТи-ИП РАО, 2004. - С. 375-379. 0,29 п.л.

48.Потапова, М.В. Пропедевтические занятия по физике в педвузе в условиях компьютерных технологий [Текст] / М.В. Потапова // Государственный стан-дарт естественнонаучного образования в системе общего среднего и высшего педагогического образования: материалы XXXVII Зональной конференции преподавания физики, астрономии и технологических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Оренбург, 28-29 сентября 2004 г. - Орен¬бург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 123-126. 0,16 п.л.

49.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «физическая картина ми¬ра»: XI Всероссийская науч. - практ. конф.: Методология и методика формиро¬вания научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск. - 17-18 мая, 2004. [Текст] / М.В. Потапова - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С 54-62 0,46 п.л.

50.Потапова, М.В. Психолого-педагогический анализ персонализации в системе непрерывного физического образования: Психодидактика высшего и среднего образования [Текст] / М.В. Потапова // Материалы пятой Всероссийской науч-практ. конф., 2-4 ноября 2004 г.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 58-61. 0,16 п.л.

51.Потапова, М.В. Формы учебных занятий пропедевтического характера, спо¬собствующие формированию самостоятельных познавательных умений у сту¬дентов педвуза [Текст] / М.В. Потапова // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 19-20 ноября 2004 г.- Ульяновск: УГПУ, 2004. - С. 130-134. 0,19 п.л.

52.Потапова, М.В. Дидактические функции и задачи пропедевтического курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Связи и взаимодействия в системе об¬разования. - Горно-Алтайск, 2004. - С 39-49. 0,57 п.л.

53.Потапова, М.В. Средства реализации профессионально-интегративного уровня пропедевтики как условие развития интегративного мышления [Текст] / М.В. Потапова // Развитие мышления в процессе обучения физике: сб. науч. трудов / Под ред. С.А. Суровикиной. - Омск: Изд-во «Академия», 2004. - С. 31-35. 0,23 п.л.

54.Потапова, М.В. Пропедевтика школьных знаний по физике как дидактические условия адаптации студентов I курса [Текст] / М.В. Потапова // Педагогия педа-гогич. управл. процессом адаптации студентов к профессиональной деятельно¬сти: матер. Всероссийской научно-практ. конф. (16-17 декабря 2004 г.). - Орск: Изд-во ОГПИ, 2004. - С. 165 - 168. 0,21 п.л.

55.Потапова, М.В. Обощающие занятия в условиях пропедевтического курса об¬щей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: научн. метод. журн. - М., 2005. - № 30. С. 79-84. 0,29 п.л.

56.Потапова, М.В. Пропедевтика познавательной самостоятельности как фактор субъективного опыта обучаемых в образовательном процессе по физике [Текст] / М.В. Потапова // Совершенствование профессионально-методической подго¬товки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах: материалы XXXVIII научн.-практ. конф. преподавания естественнонаучных дисциплин педвузов зоны Урала и Сибири. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С. 122-126. 0,23 п.л.

57.Потапова, МВ. Повышение качества знаний и умений студентов в условиях пропедевтики физического знания [Текст] / М.В. Потапова // Актуальные про¬блемы качества педагогического образования: материалы регион. науч. - практ. конф. Часть 2. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - С. 208-212. 0,20 п.л.

58.Потапова, М.В. Пропедевтика профессиональной подготовки студентов на за¬нятиях интегративного спецкурса. [Текст] / М.В. Потапова // Материалы V ме¬ждународной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». - М.: МПГУ, 2006. - С. 248 - 255. 0,41 п.л.

59.Потапова, М.В. Пропедевтика естественнонаучного знания на занятиях спец¬курса «Физика в живых системах» как одно из условий повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя. [Текст] / М.В. Потапова // Методика вузовского преподавания: материалы 7-й межвуз. науч.-практ. конф., 28 февраля - 1 марта 2006 г. - Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», Ч. П. 2006.

-С. 101- 105. 0,23 п.л.

60.Потапова, М.В. Формирование нелинейного мышления при изучении физики в условиях синергетического подхода [Текст] / М.В. Потапова // Развитие мыш¬ления в процессе обучения физике: сб. науч. трудов. Выпуск 3 / Под ред. С.А. Суровикиной. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2006. - С. 23-28. 0,29 п.л.

61.Потапова, М.В. Тьюторство в системе пропедевтической подготовки студен-тов педвуза [Текст] / М.В. Потапова, О.Н. Бочкарева // Материалы VI Между¬народной научно-методической конференции «Физическое образование: про¬блемы и перспективы развития», посвященной 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина. - Часть 2. - М.: МПГУ, 2007. - С. 82 - 85. (авторских 65 %) 0,17 п.л.

62.Потапова, М.В. Роль пропедевтики в решении проблемы целостности физиче¬ского образования [Текст] / М.В. Потапова // Международный научный журнал: мир науки, культуры, образования (Экология. Культура. Культурология. Педа¬гогика. Народное образование), апрель - июнь 2007. - Горно-Алтайск. - № 2 (5).

-С. 87 - 88. 0,29 п.л.

63.Потапова, М.В. Пропедевтика интегративных связей в условиях обучения сту¬дентов на спецкурсе «Физика в живых системах» [Текст] / М.В. Потапова // Ак¬туальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. на¬уч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шеффер. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 246-254. 0,46 п.л.

64.Потапова, М.В. Особенности открытого образования и тьюторского сопрово¬ждения познавательной деятельности студентов в педвузе [Текст] / М.В. Пота¬пова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: меж¬вуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шеффер. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 258-266. 0,45 п.л.

65.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «экологическая культура» человека в условиях модульного обучения [Текст] / М.В. Потапова // Методо¬логия и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студен¬тов вузов: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 мая, 2007 г.. -Челябинск: ГОУВПО «ЧГПУ»; Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – Ч. 2. – С. 23-27. 0,29 п.л.

66.Потапова, М.В. Философские и педагогические основания формирования мо¬дели специалиста [Текст] / М.В. Потапова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы III Всероссийской научно-практической Internet-конференции. 24-29 мая года / отв. ред. Л.Н. Макарова, Р.М. Куличенко. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 99 – 101. 0,1 п.л.

67.Потапова, М.В. Роль тьюторской поддержки с точки зрения качества обучения студентов [Текст] / М.В. Потапова, О.Н. Бочкарева // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы: материалы 8-й междунар. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2007 г. / ГОУ ВПО Челяб. гос. пед. ун-т.– Челябинск, 2007. – С. 310-313. (авторских 60 %) 0,23 п.л.

68.Потапова, М.В. Из опыта применения активных методов обучения студентов на интегративном спецкурсе «Физика в живых системах» [Текст] / М.В. Пота¬пова // Преподавание физики в высшей школе: материалы VI Междунар. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы развития»: конф. посвяще¬на 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2007. - № 34. – С. 148-157. 0,52 п.л.

69.Потапова, М.В. Новые подходы к организации образовательного процесса в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Со¬временное образование: вызовам времени – новые подходы: материалы Меж-дунар. науч.-метод. конф., 31 января – 1 февраля 2008 г., Россия, Томск. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008 - С 8-9 0,2 п.л.

70.Потапова, М.В. Повышение качества вузовского образования [Текст] / М.В. Потапова , О.Н. Бочкарева // Современное образование: вызовам времени – но¬вые подходы: материалы Междунар. науч.-метод. конф., 31 января – 1 февраля 2008 г., Россия - Томск. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектро¬ники, 2008 - С. 76-78. (авторских 60 %) 0, 19 п.л.

71.Потапова, М.В. Методика изучения темы «Действие электромагнитного поля на биообъекты» [Текст] / М.В. Потапова // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе. III Всеросс. науч.-практич. конф., 18-19 февраля 2008 года, Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. - С. 109-112. 0,17 п.л.

72.Потапова, М.В. Тьюторская поддержка учебной деятельности студентов в ус¬ловиях пропедевтики физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Но¬вации и традиции в преподавании физики от школы до вуза: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (27-28 сентября 2007 г.). – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - С. 120-123. 0,23 п.л.

73.Потапова, М.В. Тьюторство как средство индивидуализации физического об¬разования [Текст] / М.В. Потапова, А.В. Бабин // Материалы VII Междунар. на¬уч.-метод. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы разви¬тия», Часть 1. – М.: Изд-во «Школа Будущего», 2008. - С. 188-191. (авторских 85 %) 0,17 п.л.

74.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «открытое образование» [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формирования научных по¬нятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Об¬разование», 2008. – С. 97-99. 0,18 п.л.

75.Потапова, М.В. Взаимосвязь понятий «открытая система» и «открытое обра¬зование» [Текст] / М.В. Потапова, А.В. Бабин // Методология и методика фор¬мирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 99-102 (авторских 75 %). 0,21 п.л.

76.Потапова, М.В.Задачи и назначение элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся средней школы [Текст] / М.В. Потапова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шефер. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образовние», 2008. – С. 39-49. 0,58 п.л.