- Непрерывное физическое образование как единая развивающаяся система состоит из последовательных, связанных этапов обучения (основная школа, старшая профильная школа, педвуз), каждый из которых создает не только предпосылки для перехода системы на более высокий уровень развития, но и основания для сохранения некоторых элементов целого как системы. Пять взаимосвязанных концентров обучения физике (опережающий курс, курс физики основной школы, курс физики старшей профильной школы, курс общей физики, курс теоретической физики) составляют непрерывный процесс учебного познания, в котором каждый концентр связан с другим преемственными связями. Наличие преемственных связей между отдельными концентрами обучения еще не обеспечивает их реализации, нужны специальные условия и средства для их осуществления.
- Необходимым условием реализации непрерывного физического образования является пропедевтика, а квазидостаточным - взаимная адаптация и трансформация. Методологическим основанием для осуществления пропедевтики служат принципы преемственности и персонализации, а средством ее реализации - пропедевтический курс.
- Пропедевтика в физическом образовании предполагает преднамеренное включение преемственных связей как в содержание учебного материала по физике, так и в организацию видов учебно-познавательной деятельности. Принцип преемственности требует установления взаимосвязи элементов сложной непрерывной образовательной системы, а принцип персонализации - развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
- Непрерывность, преемственность и персонализация составляют теоретические основания для проектирования уровневой структуры пропедевтики (подготовительный, методологический, профессиональный) в соответствии с этапами обучения физике (основная школа, старшая профильная школа, педвуз).
- Пропедевтический курс как дидактическое средство реализации пропедевтики конструируется в соответствии с законами и правилами адаптации и трансформации. Он связывает любые рядом расположенные концентры обучения. Поэтому количество пропедевтических курсов такое же, как и концентров: опережающий пропедевтический курс (V -VI классы); элективный пропедевтический курс предпрофильной подготовки (основная школа, IX класс); элективный пропедевтический курс профильной подготовки (старшая школа, X - XI классы); пропедевтический курс «Введение в дисциплины курса общей физики» (педвуз, I - III курсы физического факультета); пропедевтические спецкурсы, факультативы профильной подготовки («Физика в живых системах», «Инструментарий организационно-методической деятельности молодого учителя физики»).
- Учебный материал по физике, включенный в образовательные программы пропедевтических курсов, должен быть систематизирован на основе принципов фунда-ментализации и генерализации, преемственности и интеграции, индивидуализации и персонализации и представлен в виде обобщающих таблиц, граф-схем.
- Организация и методика проведения пропедевтических занятий должны быть направлены на развитие познавательной самостоятельности на основе тьюторской поддержки, которая обеспечивает развитие субъектного опыта каждого, повышение качества результатов обучения, сокращение разрыва между прогнозируемыми и реальными результатами учебных достижений обучаемых.
1.Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа - педвуз) [Текст]: моногр. / М.В. Потапова. - М: Прометей, 2008. - 256 с. 17,7 п.л.
2.Потапова, М.В. Изучение и обобщение физических теорий в школе и вузе в ус¬ловиях преемственности [Текст]: науч.-метод. основы и пед. опыт: моногр. / М.В. Потапова, И.С. Карасова. - М.: Прометей, 2003. - 197 с. 11,1 п.л. (автор¬ских 40 %).
3.Потапова, М.В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза [Текст]: моногр.: (науч.-пед. основы и пед. опыт) / М.В. Потапова. - М.: Прометей, 2004. - 118 с. 6,8 п.л.
Учебные и учебно-методические пособия и рекомендации
4.Потапова, МВ. Пропедевтический курс общей физики [Текст]: учеб. - метод. указания по курсу / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 206 с. 11,9 п.л.
5.Потапова, М.В. Физика в обобщающих схемах [Текст]: пропедевтика шк. курса: метод. указ. / М.В. Потапова, В.П. Андрейчук; Челяб. гос. пед. ун-т - Челя¬бинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 20 с. 1,16 п.л. (авторских 95 %)
6.Потапова, М.В. Физика в живых системах [Текст]: пропедевтика интегратив-ных связей: учеб. пособие по спецкурсу / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 226 с. 13,06 п.л.
7.Потапова, М.В. Элективные пропедевтические курсы предпрофильной и про¬фильной подготовки учащихся средней школы [Текст]: творч. поиск учителей: кн. для учителя / М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - 208 с. 12,14 п.л.
Статьи в журналах рекомендованных ВАК РФ
8.Потапова, М.В. Методологический анализ концепции непрерывного образова¬ния [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагоги¬ка. Психология. Методика преподавания. - 2001. - № 5. - С. 38-45. 0,46 п.л.
9.Потапова, М.В. Особенности построения образовательной программы пропе¬девтического курса общей физики в условиях преемственности школьного и вузовского курсов физики [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2003. -№ 5. - С. 40-44. 0,23 п.л.
10.Потапова, М.В. Обобщение естественнонаучной и физической картин мира в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 2004. - № 9. - С. 171-175. 0,35 п.л.
11.Потапова, М.В. Моделирование образовательного процесса в педвузе в усло¬виях интегративных связей [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 2005. - № 10. - С. 347-352. 0,29 п.л.
12.Потапова, М.В. Пропедевтика и коррекция - способы повышения качества ре¬зультатов обучения физике студентов педвуза [Текст] / М.В. Потапова. // Вестн. Челяб. пед. ун-та. - 2006. - № 5.2. - С. 72 - 78. 0,41 п.л.
13.Потапова, М.В. Поиски новых технологий [Текст] / М.В. Потапова, В.В. Шах¬матова, Н.Д. Зырянова // Физика в школе: науч.-метод. журн. -2007. - № 8. -С. 16-21 (авторских 70 %). 0,29 п.л.
14.Потапова, М.В. Эмпирический и теоретический подходы в изучении сложных и трудных вопросов курса физики старшей школы [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2008. - № 3. - С. 59-61. 0,23 п.л.
15.Потапова, М.В. Методологический анализ пропедевтики в системе непрерыв¬ного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Вестн. Челяб. пед. ун-та. - 2008. - № 7. - С. 117-127. 0,66 п.л.
16.Потапова, М.В. Тьюторское сопровождение пропедевтики непрерывного фи¬зического образования [Текст] / М.В. Потапова // Наука и школа. - 2008. -№ 4. 0,46 п.л.
17.Потапова, МВ. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений по физике выпускников средней школы [Текст] / М.В. Потапова, В.В. Шахматова // Физика в школе: науч.-метод. журн. - 2008. - № 11. (авторских 85 %). 0,29 п.л.
Статьи в других центральных изданиях
18.Потапова, М.В. Особенности формирования первоначальных понятий у уча¬щихся 5 класса в процессе изучения темы «Физические величины и их измере¬ние» [Текст] / М.В. Потапова // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе: тез. док. XXV межвуз. науч. - практ. семинара. - Челябинск. - 1995. -ч. 1. С. 77-79. 0,12 п.л.
19.Потапова, М.В. Образовательный стандарт и оценка знаний, умений и навы¬ков учащихся [Текст] / М.В. Потапова // Стандартизация образования в совре¬менной средней и высшей школе: тез. докл. Международной науч.-практ. конф. - Челябинск. - 1997. - т. 1. - С. 126-128. 0,11 п.л.
20.Потапова, М.В. Развитие учащихся в условиях опережающего изучения физи¬ки с пятого класса [Текст] / М.В. Потапова // Наука и образование. - Горно-Алтайск: Научный центр фундаментальной физики, 1998. - № 2. - С. 31-37. 0,35 п.л.
21.Потапова, М.В. Преемственность в формировании основополагающих поня¬тий курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Теория и практика управле¬ния процессом адаптации студентов в профессиональной деятельности: тез. док. XXXVI межвуз. науч. - практ. семинара. - Орск. - 1999. - С. 65-67. 0,11 п.л.
22.Потапова, М.В. Методологический анализ соотношения структуры и содержа¬ния физического знания в курсе общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Сбор¬ник науч. работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - с. 222-225. 0,17 п.л.
23.Потапова, М.В. Роль пропедевтики в осуществлении преемственности между различными ступенями обучения [Текст] / М.В. Потапова // Сборник науч. ста¬тей аспирантов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.- С. 35 - 43. 0,46 п.л.
24.Потапова, М.В. Изучение основ классической механики в условиях модульно¬го обучения [Текст] / М.В. Потапова // Развитие образования: сб. науч. статей. -Челябинск: Изд-во ЧИПКРО. - т. 3-4, 1999. - С. 136-145. 0,52 п.л.
25.Потапова, М.В. Преемственность в изучении предметов естественного цикла -одно из условий развивающего обучения // К.Д. Ушинский и проблемы совре¬менного образования: сб. науч.-метод. материалов [Текст] / М.В. Потапова / Под ред С.Г. Молчанова, С.А. Репина, Г.Н. Серикова: в 2 ч. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2000. - ч. 1. - С. 142 - 145. 0,17 п.л.
26.Потапова, М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: наун. метод. журн. - М., 2001. - № 21. С. 16-19. 0,23 п.л.
27.Потапова, М.В. Самостоятельная работа студентов на занятиях по курсу об¬щей физики в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова // Мето¬дика вузовского преподавания: материалы 5-й межвуз. науч.-метод. конф., 30-31 окт. 2001 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2001. - Ч.1 - С. 40-41. 0,11 п.л.
28.Потапова, М.В. О роли пропедевтики в формировании основополагающих по¬нятий [Текст] / М.В. Потапова // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе: тез. докл. Международной науч. - практ. конф. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - С. 29-30. 0,1 п.л.
29.Потапова, М.В. Методологический анализ структуры и содержания програм¬мы педагогической практики [Текст] / М.В. Потапова, И.С. Карасова // Методи¬ка вузовского образования: материалы 5-й межвуз. науч.-методич. конф., 30-31 окт. 2001 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2001. - Ч.2 - С. 282-285. (автор¬ских 50%) 0,22 п.л.
30.Потапова, М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности и интеграции в обучении физике [Текст] / М.В. Потапова // Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. 21-25 августа 2001 г. - Горно-Алтайск: Изд-во «УНИВЕР-ПРИНТ» ГАГУ, 2001. - С. 151-152. 0,12 п.л.
31.Потапова, М.В. Пропедевтическая подготовка студентов в непрерывной моде¬ли физического образования [Текст] / М.В. Потапова.// Подготовка учителя фи¬зики в условиях модернизации образования: тез. докл. XXXV зональной конф. препод. физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнич. Дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, 16-17 сент., 2002. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2002. - С. 64-65. 0,1 п.л.
32.Потапова, М.В. Принципы персонализации и индивидуализации в системе не¬прерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова. //Психолого-педагогические проблемы развития системы среднего и высшего образования: материалы конф. «Психолого-педагогические исследования в системе образо¬вания», 16-18 мая 2002 г. / Челяб. гос. пед. унт-т. - Челябинск; М, 2002. - Ч. 1. -С. 58-65. 0,46 п.л.
33.Потапова, М.В. Пропедевтический курс общей физики - средство реализации преемственных связей в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: науч.-метод. журн.: тр. конф. (НТПФ-Ш): конф. приурочена к 100-летию со дня рождения А.В. Перышкина / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2002. — № 23. - С. 348-352. 0,22 п.л.
34.Потапова, М.В. Организация и особенности проведения занятий по физике в условиях пропедевтики знаний [Текст] / М.В. Потапова. // Методология и мето¬дика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. респуб. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2002 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Че¬лябинск, 2002. - Ч. 1. - с. 123-125. 0,17 п.л.
35.Потапова, М.В. Внутрипредметные и межпредметные связи как факторы, оп¬ределяющие классификацию пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Теория и практика межпредметных связей в системе образования: межвузовский сб. на¬уч. трудов. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2003. - С. 84-85. 0,1 п.л.
36.Потапова, М.В. К вопросу о пропедевтике изучения более сложных вопросов курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: наун. метод. журнал - М., 2003. - № 26. С. 14-24. 0,63 п.л.
37.Перспективы концентрического построения курса физики в школе и вузе в системе непрерывного образования [Текст] / МВ. Потапова // Физика в системе современного образования (ФССО - 03): труды седьмой Междунар. конф. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - т. 3. - С. 126-127. 0,11 п.л.
38.Потапова, М.В. Профессиональный уровень пропедевтики естественнонауч-ного знания в условиях интегративных связей [Текст] / М.В. Потапова // Лично-стно ориентированное профессиональное образование: материалы III всерос. науч. - практ. конф. - Екатеринбург, 2003. - С. 257-263. 0,34 п.л.
39.Потапова, М.В. Граф логической структуры - содержательно-знаковое изо-бражение фундаментальной физической теории и раздела курса физики [Текст] / М.В. Потапова // Содержательно-знаковая наглядность в системе креативного обучения физике: доклады на Междунар. науч.-практ. конф. 28-29 ноября 2003 г., Самара- Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 44-48. 0,23 п.л.
40.Потапова, М.В. Формирование основных понятий электродинамики в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формиро¬вания научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докл. X всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск. - 19-20 мая, 2003. - ч. 2 - С 32-34 0,12 п.л.
41.Потапова, М.В. Обобщающие занятия в условиях пропедевтического курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей шко¬ле: наун. метод. журнал. - М., 2003. - № 29. С. 14-24 0,58 п.л.
42.Потапова, М.В. Роль пропедевтики физического знания в повышении качества профессиональной подготовки учителя в педвузе в условиях непрерывного об¬разования // Актуальные проблемы качества педагогического образования: Ма¬териалы региональной науч. - практ. конф [Текст] / М.В. Потапова. - Новоси¬бирск: Изд-во НГПУ, 2004 - С. 41 - 45. 0,17 п.л.
43.Потапова, М.В. Концепция непрерывного физического образования в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Сборник тезисов Десятой Всерос¬сийской научной конференции студентов - физиков и молодых ученых: тезисы докладов в 2 т., т. 2. - Екатеринбург - Красноярск: Изд-во АСФ России, 2004. -С. 1119-1121. 0,17 п.л.
44.Потапова, М.В. Методологический анализ понятий «физическая картина ми¬ра» [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докладов XI всерос. науч. - практ. конф. - Челябинск. - 17-18 мая, 2004. - ч. 3 - С 47-54. 0,41 п.л.
45.Потапова, М.В. Концепция непрерывного физического образования в услови¬ях пропедевтики [Текст] / М.В. Потапова // Сборник тезисов Десятой Всерос¬сийской научной конференции студентов - физиков и молодых ученых: тезисы докладов: В 2 т., т. 2. - Екатеринбург - Москва: Изд-во АСФ России, 2004. - С. 119-121. 0,17 п.л.
46.Потапова, М.В. Роль пропедевтики физического знания в повышении качества профессиональной подготовки учителя в педвузе в условиях непрерывного об¬разования [Текст] / М.В. Потапова // Материалы регион. науч.-практ. конф. 28-30 января 2004 г. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - С. 41-45. 0,23 п.л.
47.Модель проектирования личностно ориентированного подхода в условиях мо¬дульного обучения физике [Текст] / М.В. Потапова // Модернизация современного образования: теория и практика. Сб. научн. трудов / под ред. И.М. Осмо¬ловской, доктора пед. наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина. - М.: ИТи-ИП РАО, 2004. - С. 375-379. 0,29 п.л.
48.Потапова, М.В. Пропедевтические занятия по физике в педвузе в условиях компьютерных технологий [Текст] / М.В. Потапова // Государственный стан-дарт естественнонаучного образования в системе общего среднего и высшего педагогического образования: материалы XXXVII Зональной конференции преподавания физики, астрономии и технологических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Оренбург, 28-29 сентября 2004 г. - Орен¬бург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 123-126. 0,16 п.л.
49.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «физическая картина ми¬ра»: XI Всероссийская науч. - практ. конф.: Методология и методика формиро¬вания научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск. - 17-18 мая, 2004. [Текст] / М.В. Потапова - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С 54-62 0,46 п.л.
50.Потапова, М.В. Психолого-педагогический анализ персонализации в системе непрерывного физического образования: Психодидактика высшего и среднего образования [Текст] / М.В. Потапова // Материалы пятой Всероссийской науч-практ. конф., 2-4 ноября 2004 г.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 58-61. 0,16 п.л.
51.Потапова, М.В. Формы учебных занятий пропедевтического характера, спо¬собствующие формированию самостоятельных познавательных умений у сту¬дентов педвуза [Текст] / М.В. Потапова // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 19-20 ноября 2004 г.- Ульяновск: УГПУ, 2004. - С. 130-134. 0,19 п.л.
52.Потапова, М.В. Дидактические функции и задачи пропедевтического курса общей физики [Текст] / М.В. Потапова // Связи и взаимодействия в системе об¬разования. - Горно-Алтайск, 2004. - С 39-49. 0,57 п.л.
53.Потапова, М.В. Средства реализации профессионально-интегративного уровня пропедевтики как условие развития интегративного мышления [Текст] / М.В. Потапова // Развитие мышления в процессе обучения физике: сб. науч. трудов / Под ред. С.А. Суровикиной. - Омск: Изд-во «Академия», 2004. - С. 31-35. 0,23 п.л.
54.Потапова, М.В. Пропедевтика школьных знаний по физике как дидактические условия адаптации студентов I курса [Текст] / М.В. Потапова // Педагогия педа-гогич. управл. процессом адаптации студентов к профессиональной деятельно¬сти: матер. Всероссийской научно-практ. конф. (16-17 декабря 2004 г.). - Орск: Изд-во ОГПИ, 2004. - С. 165 - 168. 0,21 п.л.
55.Потапова, М.В. Обощающие занятия в условиях пропедевтического курса об¬щей физики [Текст] / М.В. Потапова // Преподавание физики в высшей школе: научн. метод. журн. - М., 2005. - № 30. С. 79-84. 0,29 п.л.
56.Потапова, М.В. Пропедевтика познавательной самостоятельности как фактор субъективного опыта обучаемых в образовательном процессе по физике [Текст] / М.В. Потапова // Совершенствование профессионально-методической подго¬товки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах: материалы XXXVIII научн.-практ. конф. преподавания естественнонаучных дисциплин педвузов зоны Урала и Сибири. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С. 122-126. 0,23 п.л.
57.Потапова, МВ. Повышение качества знаний и умений студентов в условиях пропедевтики физического знания [Текст] / М.В. Потапова // Актуальные про¬блемы качества педагогического образования: материалы регион. науч. - практ. конф. Часть 2. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - С. 208-212. 0,20 п.л.
58.Потапова, М.В. Пропедевтика профессиональной подготовки студентов на за¬нятиях интегративного спецкурса. [Текст] / М.В. Потапова // Материалы V ме¬ждународной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». - М.: МПГУ, 2006. - С. 248 - 255. 0,41 п.л.
59.Потапова, М.В. Пропедевтика естественнонаучного знания на занятиях спец¬курса «Физика в живых системах» как одно из условий повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя. [Текст] / М.В. Потапова // Методика вузовского преподавания: материалы 7-й межвуз. науч.-практ. конф., 28 февраля - 1 марта 2006 г. - Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», Ч. П. 2006.
-С. 101- 105. 0,23 п.л.
60.Потапова, М.В. Формирование нелинейного мышления при изучении физики в условиях синергетического подхода [Текст] / М.В. Потапова // Развитие мыш¬ления в процессе обучения физике: сб. науч. трудов. Выпуск 3 / Под ред. С.А. Суровикиной. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2006. - С. 23-28. 0,29 п.л.
61.Потапова, М.В. Тьюторство в системе пропедевтической подготовки студен-тов педвуза [Текст] / М.В. Потапова, О.Н. Бочкарева // Материалы VI Между¬народной научно-методической конференции «Физическое образование: про¬блемы и перспективы развития», посвященной 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина. - Часть 2. - М.: МПГУ, 2007. - С. 82 - 85. (авторских 65 %) 0,17 п.л.
62.Потапова, М.В. Роль пропедевтики в решении проблемы целостности физиче¬ского образования [Текст] / М.В. Потапова // Международный научный журнал: мир науки, культуры, образования (Экология. Культура. Культурология. Педа¬гогика. Народное образование), апрель - июнь 2007. - Горно-Алтайск. - № 2 (5).
-С. 87 - 88. 0,29 п.л.
63.Потапова, М.В. Пропедевтика интегративных связей в условиях обучения сту¬дентов на спецкурсе «Физика в живых системах» [Текст] / М.В. Потапова // Ак¬туальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. на¬уч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шеффер. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 246-254. 0,46 п.л.
64.Потапова, М.В. Особенности открытого образования и тьюторского сопрово¬ждения познавательной деятельности студентов в педвузе [Текст] / М.В. Пота¬пова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: меж¬вуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шеффер. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С. 258-266. 0,45 п.л.
65.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «экологическая культура» человека в условиях модульного обучения [Текст] / М.В. Потапова // Методо¬логия и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студен¬тов вузов: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 мая, 2007 г.. -Челябинск: ГОУВПО «ЧГПУ»; Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – Ч. 2. – С. 23-27. 0,29 п.л.
66.Потапова, М.В. Философские и педагогические основания формирования мо¬дели специалиста [Текст] / М.В. Потапова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы III Всероссийской научно-практической Internet-конференции. 24-29 мая года / отв. ред. Л.Н. Макарова, Р.М. Куличенко. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 99 – 101. 0,1 п.л.
67.Потапова, М.В. Роль тьюторской поддержки с точки зрения качества обучения студентов [Текст] / М.В. Потапова, О.Н. Бочкарева // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы: материалы 8-й междунар. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2007 г. / ГОУ ВПО Челяб. гос. пед. ун-т.– Челябинск, 2007. – С. 310-313. (авторских 60 %) 0,23 п.л.
68.Потапова, М.В. Из опыта применения активных методов обучения студентов на интегративном спецкурсе «Физика в живых системах» [Текст] / М.В. Пота¬пова // Преподавание физики в высшей школе: материалы VI Междунар. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы развития»: конф. посвяще¬на 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2007. - № 34. – С. 148-157. 0,52 п.л.
69.Потапова, М.В. Новые подходы к организации образовательного процесса в системе непрерывного физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Со¬временное образование: вызовам времени – новые подходы: материалы Меж-дунар. науч.-метод. конф., 31 января – 1 февраля 2008 г., Россия, Томск. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008 - С 8-9 0,2 п.л.
70.Потапова, М.В. Повышение качества вузовского образования [Текст] / М.В. Потапова , О.Н. Бочкарева // Современное образование: вызовам времени – но¬вые подходы: материалы Междунар. науч.-метод. конф., 31 января – 1 февраля 2008 г., Россия - Томск. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектро¬ники, 2008 - С. 76-78. (авторских 60 %) 0, 19 п.л.
71.Потапова, М.В. Методика изучения темы «Действие электромагнитного поля на биообъекты» [Текст] / М.В. Потапова // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе. III Всеросс. науч.-практич. конф., 18-19 февраля 2008 года, Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. - С. 109-112. 0,17 п.л.
72.Потапова, М.В. Тьюторская поддержка учебной деятельности студентов в ус¬ловиях пропедевтики физического образования [Текст] / М.В. Потапова // Но¬вации и традиции в преподавании физики от школы до вуза: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (27-28 сентября 2007 г.). – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - С. 120-123. 0,23 п.л.
73.Потапова, М.В. Тьюторство как средство индивидуализации физического об¬разования [Текст] / М.В. Потапова, А.В. Бабин // Материалы VII Междунар. на¬уч.-метод. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы разви¬тия», Часть 1. – М.: Изд-во «Школа Будущего», 2008. - С. 188-191. (авторских 85 %) 0,17 п.л.
74.Потапова, М.В. Методологический анализ понятия «открытое образование» [Текст] / М.В. Потапова // Методология и методика формирования научных по¬нятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Об¬разование», 2008. – С. 97-99. 0,18 п.л.
75.Потапова, М.В. Взаимосвязь понятий «открытая система» и «открытое обра¬зование» [Текст] / М.В. Потапова, А.В. Бабин // Методология и методика фор¬мирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. – С. 99-102 (авторских 75 %). 0,21 п.л.
76.Потапова, М.В.Задачи и назначение элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся средней школы [Текст] / М.В. Потапова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шефер. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образовние», 2008. – С. 39-49. 0,58 п.л.