Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Актуализация в теории и практике современного образования темы проектирования обу­словлена не только изменением форм социальной жизни, повышением влияния человека на из­менение социальной практики, но и установлением образовательных возможностей проектиро­вания. Вместе с тем анализ практики организации проектирования показывает, что оно осущест­вляется ситуативно, локально (метод проектов), преимущественно во внеурочных формах рабо­ты, используется для решения задач формирования социальной компетентности и адаптации. Изучение литературы позволяет утверждать, что такая локализация проектирования в практике объясняется сложившимися представлениями о том, что оно решает задачи формирования опре­деленных качеств личности, обеспечивает социализацию детей. Вместе с тем проведенное нами исследование практики организации проектирования (преимущественно в инновационных шко­лах и инновационном образовании, в том числе в образовательных учреждениях, участвующих в конкурсе школ, реализующих инновационные образовательные программы, в школах имеющих статус Федеральных экспериментальных площадок), анализ представлений о проектировании в связи с инновационным образованием (метод проекта, педагогическая инноватика, компетентно-стное обучение) дает основание определить противоречие между образовательными возможно­стями проектирования и сложившейся практикой его организации.
  2. Для разработки концепции образовательного проектирования использовались подходы: гу­манитарный, в рамках которого развитие и образование человека представляется как его личная активность и действие; антропологический, в котором обусловленность развития обсуждается в связи с качеством вовлеченности и участия человека в своем образовании. Отсюда в основание разработанной нами концепции образовательного проектирования был положен фундаменталь­ный тезис о том, что проектирование обладает высоким потенциалом для становления и форми­рования субъектной позиции участников совместной деятельности. В концепции обоснована не­обходимость постановки задачи формирования субъектной позиции всех участников образова­тельной практики; субъектная позиция характеризует участие и влияние человека на свое обра­зование. Образовательное проектирование представляется способом участия и влияния человека на свое образование; характеризуется как форма организации практики, а его качество обеспечи­вается многообразием форм участия человека в образовательной практике, вовлеченностью в решение задач своего образования, рефлексией особенностей организации практики проектиро­вания и особенностей субъектной позиции человека в этой практике. При этом образовательные возможности проектирования повышаются, усиливаются при использовании в практике органи­зации проектирования разных его форм, переходе от одной формы к другой и их взаимной до­полнительности. Результатом организации практики образовательного проектирования является выделение и становление субъектной позиции человека в образовании, при этом участники обра­зовательного проектирования получают и реализуют возможность влияния на эту практику и тем самым на свое образование.
  3. Конкретизация концепции образовательного проектирования в контексте педагогики со­вместной деятельности, где в качестве субъекта образования рассматривается совокупный, кол­лективный субъект (Г.Н. Прозументова), позволила раскрыть гуманитарное содержание образо­вательного проектирования: представить проектирование как коммуникацию взрослых и детей, как взаимодействие участников образовательной практики; как совместное действие разных уча­стников образования; как деятельность по решению ими задач повышения качества совместной деятельности и своего образования; как условие формирования совокупного субъекта образова­ния и субъектной позиции всех участников совместной деятельности. В контексте педагогики совместной деятельности образовательное проектирование, становление субъекта совместной деятельности характеризуется влиянием всех участников этой деятельности на ее задачи, рас­пределение функций и полномочий между участниками, динамикой образования групп и их взаимодействием, рефлексией и различением возможных и реальных позиций участников совме­стной деятельности. Поэтому образовательное проектирование и характеризуется нами как условие и механизм становления субъекта совместной деятельности и субъектной позиции ее участ­ников.
  4. Субъектная позиция участников совместной деятельности раскрывается нами в таких ха­рактеристиках, как влияние на постановку целей и задач проектирования совместной деятельно­сти; овладение функциональным содержанием и компетенциями изменения совместной деятель­ности; овладение компетенциями вовлечения и организации разных участников совместной дея­тельности в решение задач ее изменения. Обоснование этих характеристик позволило опреде­лить возможные субъектные позиции в совместной деятельности, в том числе «исполнитель про­ектных заданий», «разработчик проектных задач», «разработчик проекта» и «организатор про­ектной деятельности»; выделить эмпирические признаки реализации позиций, занимаемых уча­стниками совместной деятельности в разных формах проектирования, и доказать, что признаком сформированной субъектной позиции является проектирование участниками совместной дея­тельности образовательных профилей этой деятельности и своих индивидуальных образователь­ных программ.
  5. Становление субъектной позиции обусловливается практикой организации образовательно­го проектирования и совместной деятельности. Используя материалы анализа организации про­ектирования, многолетний эксперимент в инновационной школе, мы обосновываем, что потреб­ность и необходимость образовательного проектирования возникает в ситуации, которая харак­теризует практику инновационных школ. Именно в практике инновационных школ возникает необходимость совместного определения целей и задач образования участниками этой практики, выделения совместности и взаимодействия как предмета проектирования, что обусловливает из­менение содержания управления в инновационной школе. При этом практика организации обра­зовательного проектирования характеризуется многообразием задач и вовлеченностью участни­ков совместной деятельности в их постановку и решение, что обеспечивает развитие разных форм субъекта совместной деятельности (учебная, проектная группы, проектная команда, обра­зовательное сообщество).
  6. Для становления субъектной позиции участников совместной деятельности и эффектив­ности практики организации образовательного проектирования имеет особое значение разра­ботка и реализация специальной программы обучения образовательному проектированию. Та­кая программа строится на:- модульном принципе, обеспечивающем как овладение отдельными компетенциями, так и постепенное формирование компетенций проектирования совместной деятельности, и включа­ет в себя модули: «Проектирование и реализация образовательного события»; «Построение со­вместной деятельности в учебном проекте»; «Построение совместной деятельности в социальном проекте»; «Организация совместной деятельности в образовательном проекте»; «Проекти­рование образовательного профиля»; - использовании образовательного проектирования как для выполнения отдельных проектов (учебный, социальный, образовательный), так и для построения профиля совместной деятель­ности и индивидуальных профилей образования; - включении форм организации рефлексии, рефлексивного сопровождения этапов становле­ния субъектной позиции в образовательном проектировании.
  7. По результатам организации экспериментальной работы, реализации образовательной программы нами выделены следующие критерии эффективности организации практики обра­зовательного проектирования: - разнообразие и динамика реализуемых форм организации образовательного проектирова­ния, организация их выбора участниками совместной деятельности; динамика группообразова-ния и становление субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании;- разнообразие и динамика субъектных позиций участников совместной деятельности в про­цессе обучения образовательному проектированию;- проявленность и отрефлексированность образовательной позиции и перехода участников совместной деятельности от исполнителя проектных заданий к организатору проектной деятель­ности;- овладение проектированием как способом участия в своем образовании и средством по­строения индивидуального образовательного профиля в совместной деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Баронене С.Г., Зоткин А.О., Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. и др. 7 ав-торов. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул–Томск, 1997 (8/1,5 п.л.).

2.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 1997. – Кн. 1 (10/2,4 п.л.).

3.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ТГПУ, 1998. – Кн. 2 (11,4/1,1 п.л.).

4.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ТГПУ, 2001. – Кн. 3 (16,6/1,6 п.л.).

5.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в разви-вающейся школе / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Дельтаплан, 2002. – Кн. 5 (18,9/2 п.л.).

6.Антропянская Л.Н., Ахокбекова Х.З., Веснина Л.В., Долгова Л.М., Зинченко Е.В. и др. 24 автора. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология обра-зовательных инноваций: коллективная монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005 (30,3/1,2 п.л.).

7.Абакумова Н.Н., Бохан Т.Г., Брылева О.А., Галажинский Э.В., Малкова И.Ю. и др. 22 автора. Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005 (18,4/1,4 п.л.).

8.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007 (23/11 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией

9.Малкова И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компе¬ тентности // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 286. – С. 164– 168.

10.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Ценностные основания проектирования содержания обра-зования // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 286. – С. 162–164 (0,4/0,3 п.л.).

11.Малкова И.Ю. Методика оценки проектного содержания в школе // Наука и школа. –2006. – № 2. – С. 37–43.

12.Малкова И.Ю. Проектирование содержания образования в школе: ценностные и методиче-ские основы // Наука и школа. – 2007. – № 1. – С. 15–17.

13.Малкова И.Ю. Проблема проектирования в компетентностном подходе // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 298. – С. 186–190.

14.Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестник Томско-го государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 7 (70). – С. 11–13.

15.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Проектирование в высшей школе: содержание образова-тельного результата // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 7 (70). – С. 13–18 (0,4/0,3 п.л.).

16.Малкова И.Ю. Основания проектирования в педагогической инноватике // Вестник Томско¬го государственного университета. – 2007. – № 299. – С. 177–180.

17.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Проблема субъекта совместной деятельности в образо-вательном проектировании // Сибирский психологический журнал. Томск: ТГУ, 2007. – № 26. – С. 170–175 (0,7/0,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в других научных изданиях

18.Малкова И.Ю. Метод проектов как системообразующее отношение в образовательном про-цессе сельской общеобразовательной профессионально профилированной школе // Педаго-гическая наука и образование в Томской области: материалы региональной научно-практической конференции. – Томск: ТГУ, 1994. – С. 57–62.

19.Малкова И.Ю. Педагогические функции метода проектов в сельской общеобразовательной профессионально профилированной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 1994. – 20 с.

20.Малкова И.Ю. Содержательная сторона в методе проектов // Образование и наука: совре-менные стратегии развития: Межвузовский тематический сборник статей и материалов к международному конгрессу «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – С. 46–53.

21.Малкова И.Ю. Актуализация метода проектов в контексте исторических событий // Образо¬вание в Cибири / Под ред. В.А. Дмитриенкою – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – № 2. – С. 24–31.

22.Малкова И.Ю. Содержание проектного обучения как традиционная и инновационная про-блема содержания образования // Традиционные и инновационные процессы в образовании: Материалы Сибирских пед. чтений. – Томск, 1996. – С. 45–54.

23.Малкова И.Ю. Смысл жизни и ценностные ориентации молодежи: педагогический аспект // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1996. – Ч. 3. – С. 36–41.

24.Малкова И.Ю. О вторых Сибирских педагогических чтениях «Традиционные и инноваци-онные процессы в современном образовании» // Образование в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – 1996. – № 1. – С. 25–28.

25.Малкова И.Ю. Образовательные проекты в Школе Совместной деятельности: опыт проек-тирования внеурочного пространства в инновационной школе // Личностно-ориентированное обучение в современной школе: Материалы региональной науч.-практ. конф. – Северск, 1997. – С. 20–25.

26.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Инновационная педагогическая практика: опыт сотруд-ничества и проблемы // Образование в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – 1997. – № 1. – С. 23–30.

27.Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования содержания образования // Интегра-ция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф: в 2 т. / Под ред. А.С. Ревуш-кина. – Томск: ТГУ, 2000. – С. 153–157.

28.Малкова И.Ю. Управленческая поддержка образовательной инициативы // Управление ин-новационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2000. – С. 42–48.

29.Малкова И.Ю. Проектирование содержания образования – управленческий ресурс развития практики // Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2000. – С. 52–61.

30.Малкова И.Ю. Становление проектного содержания образования в педагогической практи-ке // Через образование к миру, взаимопониманию и устойчивому развитию: Междунар. симп. – Новосибирск. Сибирская ярмарка, 2000. – С. 50–52.

31.Малкова И.Ю. Возможности становления гуманистического типа педагогической культуры учителя в разных формах проектного обучения в современной школе // Шамаховские чте¬ния: Материалы науч. конф. – Томск: Дельтаплан, 2001. – С. 52–59.

32.Малкова И.Ю. Проектирование как способ управления содержанием образования // Управ-ление развитием содержания образования: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Томск: ЦНТИ, 2000. – С. 21–24.

33.Малкова И.Ю. Проекты в школе: образовательное и совместное действие // Образователь-ная программа для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 30–44.

34.Образовательные результаты детей в проектной деятельности // Проекты в школе: образо-вательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 43–54.

35.Малкова И.Ю., Чуяшова Л.И. Организация образовательного проекта в школе // Проекты в школе: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 18–43 (2/1 п.л.).

36.Малкова И.Ю., Лапицкая Т.В., Чуяшова Л.И. Проектные недели в школе // Проекты в шко-ле: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной про-грамме для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 64–95 (2/1 п.л.).

37.Проектная неделя: «Культура работы с замыслом проекта» // Проекты в школе: образова-тельное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 95–107.

38.Проектные технологии в образовании: программа учебного курса // Проекты в школе: обра¬зовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 107–111.

39.Построение Я-пространства в старшей школе: проект образовательной программы / Проек-ты в школе: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образова-тельной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятель-ности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 95–107.

40.Развитие проектных компетенций и культуры проектирования в совместной деятельности педагога и ребенка // Сетевые программы повышения квалификации. Ч. 3: От проекта к культуре проектирования / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: UFO-пресс, 2002. – С. 41–56.

41.Разработка инновационных образовательных проектов // Сетевые программы повышения квалификации. Ч.3: От проекта к культуре проектирования / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: UFO-пресс, 2002. – С. 62–64.

42.Консультирование образовательных инициатив и проектов: механизм формирования от-крытого образовательного пространства в регионе // Консультационное сопровождение об-разовательных проектов / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 5–47.

43.Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов: формирование консалтинга образователь-ных проектов // Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повы-шения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2002. – С. 35–43.

44.Малкова И.Ю. Оценка проектного содержания совместной деятельности: обоснование ме-тодики // Диагностика изменений в образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 61–70.

45.Малкова И.Ю., Соколов В.Ю. Консультирование образовательных проектов как механизм управления профессиональным развитием работников образования // Управление профес-сиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 100–111 (0,9/0,5 п.л.).

46.Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов как механизм развития Открытого образо-вательного пространства // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-пресс, 2003. – С. 138–158.

47.Малкова И.Ю. Формирование методики консультирования образовательных проектов: эта-пы, формы, механизмы // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии и механизмы управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-пресс, 2003. – Ч. 2. – С. 84–101.

48.Построение Я-пространства в старшей школе: особенности организации и содержания про-фильного обучения // Старшая школа: проекты и проектирование: Материалы сетевого про-екта «Карта моделей профильного обучения в регионе» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск, 2003. – С. 62–92.

49.Малкова И.Ю., Веснина Л.В. Логико-структурный подход: возможности для реализации системных региональных проектов // Технология разработки, представления и анализа про-ектов системных изменений в образовании: Логико-структурный подход / Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – С. 51–62 (0,7/0,5 п.л.).

50.Малкова И.Ю. Образовательные проекты: обоснование методики оценки // Вестник Том-ского государственного университета: Бюл. операт. науч. информ. «Проблема развития че-ловека в ракурсе психологических и образовательных исследований». – 2006. – № 86. – С. 97–107.

51.Малкова И.Ю., Березина Е.М. Экспертиза как метод исследования гуманитарного потен-циала образовательных проектов: возможности деятельностного и коммуникативного под-ходов // Вестник Томского государственного университета: Бюл. операт. науч. информ. «Проблема развития человека в ракурсе психологических и образовательных исследова-ний». – 2006. – № 86. – С. 107–123 (0,5/0,4 п.л.).

52.Малкова И.Ю. Открытая экспертиза инновационного содержания инновационных проектов // Экспертиза образовательных инноваций. – Томск: ТГУ, 2007. – С. 69–78.

53.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Аксиологические основания проектирования содержания образования // Современные наукоемкие технологии. – М., 2007. – № 3. – С. 60–62 (0,5/0,4 п.л.).

54.Малкова И.Ю. Характеристики проектирования в инновационном образовании: гуманитар¬ный аспект // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потен¬циалом: глобализация, идентификация, миграция / Под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Бо¬гомаза. – Томск: Дельтоплан, 2007. – С. 72–80.

55.Антропянская Л.В., Волкова Ж.Н., Калачикова О.Н., Малкова И.Ю., Соколов В.Ю. и др. 7 авторов. Инновационные образовательные технологии: теория и практика / Под ред. Е.А. Сухановой. – Томск: UFO-Plus, 2008. – 155 с. (9,7/1,5 п.л.).