-
Актуализация в теории и практике современного образования темы проектирования обусловлена не только изменением форм социальной жизни, повышением влияния человека на изменение социальной практики, но и установлением образовательных возможностей проектирования. Вместе с тем анализ практики организации проектирования показывает, что оно осуществляется ситуативно, локально (метод проектов), преимущественно во внеурочных формах работы, используется для решения задач формирования социальной компетентности и адаптации. Изучение литературы позволяет утверждать, что такая локализация проектирования в практике объясняется сложившимися представлениями о том, что оно решает задачи формирования определенных качеств личности, обеспечивает социализацию детей. Вместе с тем проведенное нами исследование практики организации проектирования (преимущественно в инновационных школах и инновационном образовании, в том числе в образовательных учреждениях, участвующих в конкурсе школ, реализующих инновационные образовательные программы, в школах имеющих статус Федеральных экспериментальных площадок), анализ представлений о проектировании в связи с инновационным образованием (метод проекта, педагогическая инноватика, компетентно-стное обучение) дает основание определить противоречие между образовательными возможностями проектирования и сложившейся практикой его организации.
-
Для разработки концепции образовательного проектирования использовались подходы: гуманитарный, в рамках которого развитие и образование человека представляется как его личная активность и действие; антропологический, в котором обусловленность развития обсуждается в связи с качеством вовлеченности и участия человека в своем образовании. Отсюда в основание разработанной нами концепции образовательного проектирования был положен фундаментальный тезис о том, что проектирование обладает высоким потенциалом для становления и формирования субъектной позиции участников совместной деятельности. В концепции обоснована необходимость постановки задачи формирования субъектной позиции всех участников образовательной практики; субъектная позиция характеризует участие и влияние человека на свое образование. Образовательное проектирование представляется способом участия и влияния человека на свое образование; характеризуется как форма организации практики, а его качество обеспечивается многообразием форм участия человека в образовательной практике, вовлеченностью в решение задач своего образования, рефлексией особенностей организации практики проектирования и особенностей субъектной позиции человека в этой практике. При этом образовательные возможности проектирования повышаются, усиливаются при использовании в практике организации проектирования разных его форм, переходе от одной формы к другой и их взаимной дополнительности. Результатом организации практики образовательного проектирования является выделение и становление субъектной позиции человека в образовании, при этом участники образовательного проектирования получают и реализуют возможность влияния на эту практику и тем самым на свое образование.
-
Конкретизация концепции образовательного проектирования в контексте педагогики совместной деятельности, где в качестве субъекта образования рассматривается совокупный, коллективный субъект (Г.Н. Прозументова), позволила раскрыть гуманитарное содержание образовательного проектирования: представить проектирование как коммуникацию взрослых и детей, как взаимодействие участников образовательной практики; как совместное действие разных участников образования; как деятельность по решению ими задач повышения качества совместной деятельности и своего образования; как условие формирования совокупного субъекта образования и субъектной позиции всех участников совместной деятельности. В контексте педагогики совместной деятельности образовательное проектирование, становление субъекта совместной деятельности характеризуется влиянием всех участников этой деятельности на ее задачи, распределение функций и полномочий между участниками, динамикой образования групп и их взаимодействием, рефлексией и различением возможных и реальных позиций участников совместной деятельности. Поэтому образовательное проектирование и характеризуется нами как условие и механизм становления субъекта совместной деятельности и субъектной позиции ее участников.
-
Субъектная позиция участников совместной деятельности раскрывается нами в таких характеристиках, как влияние на постановку целей и задач проектирования совместной деятельности; овладение функциональным содержанием и компетенциями изменения совместной деятельности; овладение компетенциями вовлечения и организации разных участников совместной деятельности в решение задач ее изменения. Обоснование этих характеристик позволило определить возможные субъектные позиции в совместной деятельности, в том числе «исполнитель проектных заданий», «разработчик проектных задач», «разработчик проекта» и «организатор проектной деятельности»; выделить эмпирические признаки реализации позиций, занимаемых участниками совместной деятельности в разных формах проектирования, и доказать, что признаком сформированной субъектной позиции является проектирование участниками совместной деятельности образовательных профилей этой деятельности и своих индивидуальных образовательных программ.
-
Становление субъектной позиции обусловливается практикой организации образовательного проектирования и совместной деятельности. Используя материалы анализа организации проектирования, многолетний эксперимент в инновационной школе, мы обосновываем, что потребность и необходимость образовательного проектирования возникает в ситуации, которая характеризует практику инновационных школ. Именно в практике инновационных школ возникает необходимость совместного определения целей и задач образования участниками этой практики, выделения совместности и взаимодействия как предмета проектирования, что обусловливает изменение содержания управления в инновационной школе. При этом практика организации образовательного проектирования характеризуется многообразием задач и вовлеченностью участников совместной деятельности в их постановку и решение, что обеспечивает развитие разных форм субъекта совместной деятельности (учебная, проектная группы, проектная команда, образовательное сообщество).
-
Для становления субъектной позиции участников совместной деятельности и эффективности практики организации образовательного проектирования имеет особое значение разработка и реализация специальной программы обучения образовательному проектированию. Такая программа строится на:- модульном принципе, обеспечивающем как овладение отдельными компетенциями, так и постепенное формирование компетенций проектирования совместной деятельности, и включает в себя модули: «Проектирование и реализация образовательного события»; «Построение совместной деятельности в учебном проекте»; «Построение совместной деятельности в социальном проекте»; «Организация совместной деятельности в образовательном проекте»; «Проектирование образовательного профиля»; - использовании образовательного проектирования как для выполнения отдельных проектов (учебный, социальный, образовательный), так и для построения профиля совместной деятельности и индивидуальных профилей образования; - включении форм организации рефлексии, рефлексивного сопровождения этапов становления субъектной позиции в образовательном проектировании.
-
По результатам организации экспериментальной работы, реализации образовательной программы нами выделены следующие критерии эффективности организации практики образовательного проектирования: - разнообразие и динамика реализуемых форм организации образовательного проектирования, организация их выбора участниками совместной деятельности; динамика группообразова-ния и становление субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании;- разнообразие и динамика субъектных позиций участников совместной деятельности в процессе обучения образовательному проектированию;- проявленность и отрефлексированность образовательной позиции и перехода участников совместной деятельности от исполнителя проектных заданий к организатору проектной деятельности;- овладение проектированием как способом участия в своем образовании и средством построения индивидуального образовательного профиля в совместной деятельности.
1.Баронене С.Г., Зоткин А.О., Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. и др. 7 ав-торов. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул–Томск, 1997 (8/1,5 п.л.).
2.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 1997. – Кн. 1 (10/2,4 п.л.).
3.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ТГПУ, 1998. – Кн. 2 (11,4/1,1 п.л.).
4.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ТГПУ, 2001. – Кн. 3 (16,6/1,6 п.л.).
5.Ковалевская Е.Н., Малкова И.Ю., Поздеева С.И., Прозументова Г.Н., Румбешта Е.А. и др. 7 авторов. Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в разви-вающейся школе / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Дельтаплан, 2002. – Кн. 5 (18,9/2 п.л.).
6.Антропянская Л.Н., Ахокбекова Х.З., Веснина Л.В., Долгова Л.М., Зинченко Е.В. и др. 24 автора. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология обра-зовательных инноваций: коллективная монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005 (30,3/1,2 п.л.).
7.Абакумова Н.Н., Бохан Т.Г., Брылева О.А., Галажинский Э.В., Малкова И.Ю. и др. 22 автора. Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005 (18,4/1,4 п.л.).
8.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007 (23/11 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией
9.Малкова И.Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компе¬ тентности // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 286. – С. 164– 168.
10.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Ценностные основания проектирования содержания обра-зования // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 286. – С. 162–164 (0,4/0,3 п.л.).
11.Малкова И.Ю. Методика оценки проектного содержания в школе // Наука и школа. –2006. – № 2. – С. 37–43.
12.Малкова И.Ю. Проектирование содержания образования в школе: ценностные и методиче-ские основы // Наука и школа. – 2007. – № 1. – С. 15–17.
13.Малкова И.Ю. Проблема проектирования в компетентностном подходе // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 298. – С. 186–190.
14.Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестник Томско-го государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 7 (70). – С. 11–13.
15.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Проектирование в высшей школе: содержание образова-тельного результата // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 7 (70). – С. 13–18 (0,4/0,3 п.л.).
16.Малкова И.Ю. Основания проектирования в педагогической инноватике // Вестник Томско¬го государственного университета. – 2007. – № 299. – С. 177–180.
17.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Проблема субъекта совместной деятельности в образо-вательном проектировании // Сибирский психологический журнал. Томск: ТГУ, 2007. – № 26. – С. 170–175 (0,7/0,5 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
18.Малкова И.Ю. Метод проектов как системообразующее отношение в образовательном про-цессе сельской общеобразовательной профессионально профилированной школе // Педаго-гическая наука и образование в Томской области: материалы региональной научно-практической конференции. – Томск: ТГУ, 1994. – С. 57–62.
19.Малкова И.Ю. Педагогические функции метода проектов в сельской общеобразовательной профессионально профилированной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 1994. – 20 с.
20.Малкова И.Ю. Содержательная сторона в методе проектов // Образование и наука: совре-менные стратегии развития: Межвузовский тематический сборник статей и материалов к международному конгрессу «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – С. 46–53.
21.Малкова И.Ю. Актуализация метода проектов в контексте исторических событий // Образо¬вание в Cибири / Под ред. В.А. Дмитриенкою – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – № 2. – С. 24–31.
22.Малкова И.Ю. Содержание проектного обучения как традиционная и инновационная про-блема содержания образования // Традиционные и инновационные процессы в образовании: Материалы Сибирских пед. чтений. – Томск, 1996. – С. 45–54.
23.Малкова И.Ю. Смысл жизни и ценностные ориентации молодежи: педагогический аспект // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1996. – Ч. 3. – С. 36–41.
24.Малкова И.Ю. О вторых Сибирских педагогических чтениях «Традиционные и инноваци-онные процессы в современном образовании» // Образование в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – 1996. – № 1. – С. 25–28.
25.Малкова И.Ю. Образовательные проекты в Школе Совместной деятельности: опыт проек-тирования внеурочного пространства в инновационной школе // Личностно-ориентированное обучение в современной школе: Материалы региональной науч.-практ. конф. – Северск, 1997. – С. 20–25.
26.Малкова И.Ю., Прозументова Г.Н. Инновационная педагогическая практика: опыт сотруд-ничества и проблемы // Образование в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – 1997. – № 1. – С. 23–30.
27.Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования содержания образования // Интегра-ция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф: в 2 т. / Под ред. А.С. Ревуш-кина. – Томск: ТГУ, 2000. – С. 153–157.
28.Малкова И.Ю. Управленческая поддержка образовательной инициативы // Управление ин-новационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2000. – С. 42–48.
29.Малкова И.Ю. Проектирование содержания образования – управленческий ресурс развития практики // Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2000. – С. 52–61.
30.Малкова И.Ю. Становление проектного содержания образования в педагогической практи-ке // Через образование к миру, взаимопониманию и устойчивому развитию: Междунар. симп. – Новосибирск. Сибирская ярмарка, 2000. – С. 50–52.
31.Малкова И.Ю. Возможности становления гуманистического типа педагогической культуры учителя в разных формах проектного обучения в современной школе // Шамаховские чте¬ния: Материалы науч. конф. – Томск: Дельтаплан, 2001. – С. 52–59.
32.Малкова И.Ю. Проектирование как способ управления содержанием образования // Управ-ление развитием содержания образования: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Томск: ЦНТИ, 2000. – С. 21–24.
33.Малкова И.Ю. Проекты в школе: образовательное и совместное действие // Образователь-ная программа для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 30–44.
34.Образовательные результаты детей в проектной деятельности // Проекты в школе: образо-вательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 43–54.
35.Малкова И.Ю., Чуяшова Л.И. Организация образовательного проекта в школе // Проекты в школе: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 18–43 (2/1 п.л.).
36.Малкова И.Ю., Лапицкая Т.В., Чуяшова Л.И. Проектные недели в школе // Проекты в шко-ле: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной про-грамме для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 64–95 (2/1 п.л.).
37.Проектная неделя: «Культура работы с замыслом проекта» // Проекты в школе: образова-тельное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 95–107.
38.Проектные технологии в образовании: программа учебного курса // Проекты в школе: обра¬зовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образовательной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятельности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 107–111.
39.Построение Я-пространства в старшей школе: проект образовательной программы / Проек-ты в школе: образовательное и совместное действие: Учеб.-метод. разработки к образова-тельной программе для педагогов «Педагог – участник и организатор совместной деятель-ности» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 95–107.
40.Развитие проектных компетенций и культуры проектирования в совместной деятельности педагога и ребенка // Сетевые программы повышения квалификации. Ч. 3: От проекта к культуре проектирования / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: UFO-пресс, 2002. – С. 41–56.
41.Разработка инновационных образовательных проектов // Сетевые программы повышения квалификации. Ч.3: От проекта к культуре проектирования / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: UFO-пресс, 2002. – С. 62–64.
42.Консультирование образовательных инициатив и проектов: механизм формирования от-крытого образовательного пространства в регионе // Консультационное сопровождение об-разовательных проектов / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 5–47.
43.Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов: формирование консалтинга образователь-ных проектов // Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повы-шения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2002. – С. 35–43.
44.Малкова И.Ю. Оценка проектного содержания совместной деятельности: обоснование ме-тодики // Диагностика изменений в образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 61–70.
45.Малкова И.Ю., Соколов В.Ю. Консультирование образовательных проектов как механизм управления профессиональным развитием работников образования // Управление профес-сиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – С. 100–111 (0,9/0,5 п.л.).
46.Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов как механизм развития Открытого образо-вательного пространства // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-пресс, 2003. – С. 138–158.
47.Малкова И.Ю. Формирование методики консультирования образовательных проектов: эта-пы, формы, механизмы // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии и механизмы управления / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-пресс, 2003. – Ч. 2. – С. 84–101.
48.Построение Я-пространства в старшей школе: особенности организации и содержания про-фильного обучения // Старшая школа: проекты и проектирование: Материалы сетевого про-екта «Карта моделей профильного обучения в регионе» / Под ред. И.Ю. Малковой. – Томск, 2003. – С. 62–92.
49.Малкова И.Ю., Веснина Л.В. Логико-структурный подход: возможности для реализации системных региональных проектов // Технология разработки, представления и анализа про-ектов системных изменений в образовании: Логико-структурный подход / Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – С. 51–62 (0,7/0,5 п.л.).
50.Малкова И.Ю. Образовательные проекты: обоснование методики оценки // Вестник Том-ского государственного университета: Бюл. операт. науч. информ. «Проблема развития че-ловека в ракурсе психологических и образовательных исследований». – 2006. – № 86. – С. 97–107.
51.Малкова И.Ю., Березина Е.М. Экспертиза как метод исследования гуманитарного потен-циала образовательных проектов: возможности деятельностного и коммуникативного под-ходов // Вестник Томского государственного университета: Бюл. операт. науч. информ. «Проблема развития человека в ракурсе психологических и образовательных исследова-ний». – 2006. – № 86. – С. 107–123 (0,5/0,4 п.л.).
52.Малкова И.Ю. Открытая экспертиза инновационного содержания инновационных проектов // Экспертиза образовательных инноваций. – Томск: ТГУ, 2007. – С. 69–78.
53.Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Аксиологические основания проектирования содержания образования // Современные наукоемкие технологии. – М., 2007. – № 3. – С. 60–62 (0,5/0,4 п.л.).
54.Малкова И.Ю. Характеристики проектирования в инновационном образовании: гуманитар¬ный аспект // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потен¬циалом: глобализация, идентификация, миграция / Под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Бо¬гомаза. – Томск: Дельтоплан, 2007. – С. 72–80.
55.Антропянская Л.В., Волкова Ж.Н., Калачикова О.Н., Малкова И.Ю., Соколов В.Ю. и др. 7 авторов. Инновационные образовательные технологии: теория и практика / Под ред. Е.А. Сухановой. – Томск: UFO-Plus, 2008. – 155 с. (9,7/1,5 п.л.).