Научная тема: «ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Необходимость обеспечения эффективной подготовки по физике сту­дентов технических университетов делает целесообразным и возможным по­строение ее системы на основе проблемно-ориентированного обучения и технологических средств современных информационно-коммуникационных тех­нологий.
  2. Проблемно-ориентированная система обучения физике в техническом университете позволяет, формировать у студентов умения находить нестан­дартные подходы при выявлении проблемных ситуаций, решении познава­тельных задач при их реализации в виде учебных проектов в условиях само­стоятельной поисковой учебно-исследовательской деятельности.
  3. Использование в учебном процессе ВОИС, построенной на основе разработанных методик проектирования и представления содержания учебно­го материала, позволяет реализовать интерактивный характер обучения, осу­ществить его индивидуализацию и дифференциацию, обоснованно формиро­вать мини-коллективы для самостоятельной работы студентов во всех ее ви­дах, объединить обучение и контроль в единый взаимосвязанный процесс. Структура содержания ВОИС по физике задается в виде системы обучающих анимированных заданий, снабженных диагностирующим инструментарием, и включает ориентировочную основу предметной и учебной деятельности как результат создаваемого учебного явления и логики его создания; соотнесения физического знания с физическим эффектом; набора приобретенных и апро­бированных в собственном опыте способов учебной деятельности (мысли­тельных, организационных, информационных, презентационных и т.д.); при­обретения опыта решения задач в проблемных ситуациях (при целевом струк­турировании и трансформировании объекта, при неполноте условий задачи, необходимости принятия «собственных» решений на основе аналогов, само­контроля своих действий, на основе вариативных «подсказок», компьютер­ных экспериментов, тренажеров, снабженных регуляторами и расчетно-программными файлами, задания, ставящие целью использование научных методов физики в будущей профессиональной деятельности, совместное с преподавателем формирование предметного, операционного и рефлективно­го обучения познавательной деятельности).
  4. Сочетание натурного, виртуального эксперимента и компьютерного мо­делирования в последовательности и соотношениях, отвечающих поисковому научному исследованию в композиционном физическом практикуме, как ис­точнике знаний и методе обучения, может служить основой учебной лабора­тории нового поколения, ориентированной на исследовательскую и проект­ную деятельность студентов технического университета на различных этапах учебного процесса, в т.ч. при переходе от курса физики к специальным дис­циплинам.
  5. Комплексное использование разработанных методических подходов и информационно-технологических средств проблемно-ориентированной сис­темы обучения физике расширяет содержание предметного и исследователь­ского обучения, путем включения в него изучения и анализа нелинейных фи­зических процессов, основ наукоемких технологий, в т.ч. гуманитарных тех­нологий, имеющих социальное значение.
  6. Содержание и методика проведения проблемно-ориентированных прак­тических занятий по физике при совместном использовании видеообучающей интерактивной системы и композиционного физического практикума как средства формирования у студентов творческих и адаптивных способностей, представлений о сущности рассматриваемых явлений и прогнозирования их развития, может быть реализована благодаря: применению компьютерных визуализированных моделей, приобретаемым навыкам и умениям совершенствования программных средств ИТ, решению учебно-научных и практических нестандартных задач, вклю­чающих систему заданий профессионально-ориентированного характера к са­мостоятельным и проектным работам.
Список опубликованных работ
Монографии и учебно-методические работы

1.Ларионов, В.В. Проектирование и реализация технологии проблемно- ориентированного обучения физике [Текст]. Монография /В.В. Ларионов. – Томск: Изд- во Том. ун-та, 2006.– 282 с. (16 п.л.). – [Сайт интернета] http://www.lib.tpu.ru /fulltext/m/2006/ m18.pdf .

2.Ларионов, В.В. Методологические основы проблемно-ориентированного обучения физике в техническом университете [Текст]. Монография / В.В. Ларионов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.– 240 с. (15 п.л.).

3.Чернов, И.П. Физический практикум. Ч.I. Механика. Молекулярная физика. Тер-модинамика. [Текст]: Учебное пособие / И.П. Чернов, В.В. Ларионов, В.И. Веретель-ник. – Томск. Изд-во Том. у-нта. 2004. – 212 с. (11,5 п.л., авторских 60%) – Гриф Ми-нобразования РФ для технических университетов.

4.Чернов, И.П. Физика. Сборник задач. Механика. Молекулярная физика. Термоди¬ намика [Текст]: Учебное пособие / И.П. Чернов, В.В. Ларионов, Ю.И. Тюрин. – М.: Выс¬ шая школа. – 2007. – 410 с. (25 п.л., авторских 40%) – Гриф Минобразования РФ для технических университетов.

5.Тюрин, Ю.И. Физика. Сборник задач (с решениями). Ч.II: Электричество и магне¬тизм [Текст]: Учебное пособие / Ю.И.Тюрин, В.В. Ларионов, И.П. Чернов. – Томск. Изд-во Том. у-нта, 2004. – 448 с.(28,0 п.л., авторских 40%) – Гриф Минобразования РФ.

6.Ларионов, В.В. Физический практикум. Часть 2. Электричество и магнетизм. Коле-бания и волны. [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ларионов, В.И. Веретельник, Ю.И. Тю¬рин, И.П. Чернов– Томск. Изд-во Том. у-нта, 2004. – 255 с. (16 п.л., авторских 40%) – Гриф Минобразования РФ для технических университетов; сайт библиотеки ТПУ -www.lib.tpu.ru/fulltext2/m2005/mk53.pdf.

7.Ларионов, В.В. Физический практикум. Ч.3: Оптика. Атомная и ядерная физика. [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ларионов, В.И. Веретельник, Ю.И. Тюрин, И.П. Чернов. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 218 с. (13,6 п.л., авторских 50%).

8.Тюрин, Ю.И. Физика. Сборник задач. Ч.III: Оптика. Атомная и ядерная физика [Текст]: Учебное пособие / Ю.И. Тюрин, В.В. Ларионов, И.П. Чернов. – Томск. – Изд-во Том. у-нта, 2005. – 256 с. (16,5 п.л., авторских 28%).

9.Зеличенко, В.М. Физика в задачах [Текст]: Учебное пособие. Ч.3. Электромагне-тизм. Переменный ток / В.М. Зеличенко, В.В. Ларионов, В.И. Шишковский, – Томск: ТГПУ, 2006. – 212 с. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического об¬разования для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032200 – Физика (12 п.л., авторских 70%).

Статьи в рецензируемых журналах ВАК

10. Ларионов, В.В. Проблемно-ориентированное обучение: управление и психология [Текст] / В.В. Ларионов // Высшее образование в России. – 2005.– № 7.– С.156–159. 0.3 п.л.

11.Ларионов, В.В. Определение концентрации водорода в металлах на классическом приборе Гофмана [Текст] / В.В. Ларионов, А.М. Лидер, И.П. Чернов // Физическое образование в вузах. – 2003 . – Т. 9. – № 2. – С. 91–95. 0.32 п.л. (авторских 60%).

12.Чернов, И.П. Об эффекте Джоуля-Томсона при радиационном стиму¬ лировании выхода водорода из металлов [Текст] / И.П. Чернов, В.В. Ларионов // Физическое образование в вузах . – 2003. – Т. 9. – № 2. – С. 54–58. 0.32 п.л. (авторских 70%).

13.Ларионов, В.В. Лабораторная работа «Определение длины волны и час¬тоты СВЧ генератора с помощью системы Лехера» [Текст] / В.В. Ларионов, Г.В. Гаранин // Физическое образование в вузах .– 2004. – Т. 11. – № 1. – С. 54–58. 0.32 п.л. (авт. 70%).

14.Ларионов, В.В., Гаранин Г.В., Чернов И.П. Компьютеризированная ла¬бораторная работа по физике «Прецизионное измерение тепловой энергии про¬точным калориметром» [Текст] / В.В. Ларионов, Г.В. Гаранин, И.П. Чернов // Физическое образование в вузах .– 2004. – Т. 10. – № 1. – С. 103–107. 0.32 п.л. (авторских 60%).

15.Ларионов, В.В Особенности методического обеспечения преподавания физики в системе открытого образования в области техники и технологии [Текст] / В.В. Ларионов // Открытое образование –2004. – № 4. – С.15–20. 0.4. п.л.

16.Чернов, И.П. Компьютеризированные лабораторные работы по физике на базе графической программной технологии. [Текст] / И.П. Чернов, С.В. Муравьев, В.В. Ларионов и др. // Физическое образование в вузах. – 2002. – Т. 8. – № 1. – С. 78 –85. (авторских 60%).

17.Ларионов, В.В. Основные закономерности проектно-ориентированного обучения физике в техническом университете [Текст] / В.В. Ларионов // Извес¬тия Томского политехнического университета. Т. 307. – № 1. – 2004. – С. 185 – 188. 0.3 п.л.

18.Ларионов, В.В. Натурно-виртуальный физический практикум для про¬блемно-ориентированного и элитного обучения [Текст] / В.В. Ларионов // Из¬вестия Томского политехнического ун-та. Т. 307. – № 3. – 2004. – С.180–184. 0.3. п.л.

19.Ларионов, В.В. Концептуальные аспекты проблемно-ориентированного обучения в курсе физики технического университета [Текст] / В.В. Ларионов, И.П. Чернов // Физическое образование в вузах. – 2005. – Т.11. – № 1. – С. 29–36. 0.42 п.л. (авторских 80%).

20.Ларионов, В.В. Использование ядерного реактора и ускорителей заря¬ женных частиц в социальной сфере [Текст] / В.В. Ларионов, В.С. Скуридин // Физическое образование в вузах. – 2005. – Т.11. – № 1. – С. 29–36. 0.45 п.л. (авторских 70%).

21.Ларионов, В.В. Экспериментальное обеспечение курса физики при про¬блемно-ориентированном обучении бакалавров и инженеров [Текст] / В.В. Ла¬рионов, Д.В. Пичугин, И.П. Чернов // Вестник Томского государственного педагогического университета.– 2004. – № 6(43) – С. 95–99. 0.30 п.л. (автор¬ских 60%).

22.Ларионов, В.В. Инновационные академические университеты в системе открытого образования: дидактические проблемы физического практикума [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 4–10. 0.45 п.л. (авторских 70%).

23.Ларионов, В.В. Теория и практика проблемно-ориентированного изуче¬ния физики: новые педагогические технологии в физическом практикуме тех¬нических университетов [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин // Известия Томского политехнического университета. – 2004. – Т. 308. – № 3. – С. 225– 231. 0.45 п.л. (авторских 70%).

24.Ерофеева, Г.В. Согласование курсов естественнонаучных дисциплин и математики в техническом университете [Текст] / Г.В. Ерофеева, И.П. Чернов, В.В. Ларионов // Физическое образование в вузах. – 2001. – Т. 7. – № 2. – С. 129–134. 0.36 п.л. (авторских 30%).

25.Ларионов, В.В. «Фрактальность» как основной дидактический принцип физического практикума нового поколения [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писа-ренко // Педагогическая информатика. – 2006. – № 1. – С. 32–38 0.45 п.л. (ав¬торских 65%).

26.Ларионов, В.В. Концептуальные аспекты соотношения виртуальных и материальных дидактических средств в методике обучения физике [Текст] / В.В. Ларионов // Вестник ЧГПУ. – 2006. – № 6.1. – С. 71–78. 0.5 п.л.

27.Ларионов, В.В. О новом подходе к принципу наглядности в проблеме соотношения виртуальных и материальных носителей дидактических средств в методике обучения физике [Текст] / В.В. Ларионов, В.М. Зеличенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – № 6(57) – С.120–124. 0.35 п.л. (авторских 60%).

28.Писаренко, С.Б. Новая концептуальная модель физического практикума технических университетов [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б Писаренко // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 310. – № 6. – С. 225–231. 0.45 п.л. (авторских 65%).

29.Постникова, Е.И. Лекционные занятия по физике в условиях информати¬зации образования в вузе [Текст] / В.В. Ларионов, Е.И. Постникова // Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 311. – № 2. – С. 249– 253. (поступила в 2006 г.) 0.34 п.л. (авторских 65%).

30.Ларионов, В.В. Методические основы проблемно-ориентированной сис¬темы практических занятий в техническом университете [Текст] / В.В. Ларио¬нов, Н.С. Пурышева // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 10. – С. 57–70. 0.9 п.л. (авторских 60%).

31.Ларионов, В.В. Лабораторно-проектные работы в системе физического практикума технических университетов [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писарен- ко, А.М.Лидер // Физическое образование в вузах. – 2007. – Т.13. – № 2. – С. 69–78. 0.6 п.л. (авторских 70%).

Статьи и тезисы докладов в сборниках трудов и материалах конференций

32.Горячев, Б.В. О законе диффузного отражения излучения рассеивающей средой [Текст] / Б.В. Горячев, В.В. Ларионов, С.Б. Могильницкий, Б.А. Савельев // Оптика и спектроскопия. – 1986. – Т.60, в. 3. – С. 1069–1071. 0.2 п.л. (авторских 50%).

33.Горячев, Б.В. О нарушении принципа взаимности при прохождении излучения через слоисто-неоднородные рассеивающие среды [Текст] / Б.В. Горячев, В.В. Ларионов, С.Б. Могильницкий, Б.А. Савельев // Оптика и спектроскопия. – 1987. – Т.63, в. 4. – С. 944–955. 0.125 п.л. (авторских 50%).

34.Савельев, Б.А.Новый инвариант в задаче о переносе излучения в рассеивающих средах [Текст] / Б.А. Савельев, Б.В. Горячев, В.В. Ларионов и др. // Оптика и спектро¬скопия. – 1986. – Т. 59, в. 1. – С. 198–200. 0.125 п.л. (авторских 50%).

35.Горячев, Б.В. К оценке отражательной и поглощательной способностей простран-ственно ограниченных поглощающих и анизотропно рассеивающих сред [Текст] / Б.В. Горячев, В.В. Ларионов, С.Б. Могильницкий, Б.А. Савельев // Теплофизика высоких тем-ператур. – 1988. – № 5. – С. 1030– 1033. – 0.25 п.л. (авторских 50%).

36.Ларионов, В.В. Проектно-ориентированное обучение физике в системе открытого образования [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б.Писаренко // Открытое образование. – 2007. – № 4. – С. 11–15. 0.35 п.л. (авторских 70%).

37.Зеличенко, В.М. Методологические аспекты изучения нелинейных эффектов в общем курсе физики [Текст] / В.М. Зеличенко, В.В. Ларионов // Известия вузов. Физика. – 2007. – № 8. – С.62–68. 0.5 п.л. (авторских 65%).

38.Ларионов, В.В. Устройство для демонстрации и измерения параметров стоячих волн в системе Лехера и способ его применения [Текст] / В.В. Ларионов, Ю.И. Тюрин // Патент на изобретение. – № 2275643 от 27.04. 06. - Заявка № 2004138216/28(041557) от 27.12.2004. 0.2 п.л.(авторских 70%).

39.Кутлин, А.П. Изучение плазмы положительного столба тлеющего разряда зондо-вым методом [Текст] / А.П. Кутлин, В.В. Ларионов, К.Н. Югай Сб. научно-методических статей «Физика» // М.: Высшая школа, 1977. – Вып. 6. – С. 55–58. 0.25 п.л. (авторских 60%).

40.Крахмалев, А.С. Изучение нелинейных эффектов в общем курсе физики: проблемы приборного обеспечения [Текст] / А.С. Крахмалев, В.В. Ларионов. // Сб. научных трудов 2 –ой Междунар. науч.- практ. конф. студентов и молодых ученых. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – С. 54–56. 0.2 п.л. (авторских 60%).

41. Ларионов, В.В. Видовое информационное поле в инновационной педагогике: со¬став, состав, структура, свойства и применение в тестировании [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Инновации в образовании. – 2005. – № 1. – С.55–61. 0.4 п.л. (авторских 60%).

42.Ларионов, В.В. О принципах визуализации и наглядности в теории и методике обучения физике [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Физика в школе и вузе: Ме-ждународный сборник научных статей. – Вып. 4. – СПб.: Изд-во БРАН, 2006. – С.152– 158. 0.45 п.л. (авторских 70%).

43.Ларионов, В.В. Виртуальный лабораторный практикум по физике в рамках flash – технологий [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин // Инженерное образование. – 2004. – № 2. С.130–133.0.25 п.л. (авторских 70%).

44.Ларионов, В.В. Инновационное проектно-ориентированное обучение физике в лабораторном практикуме по механике в технических университетах [Текст] / В.В. Ла-рионов // Преподавание физики в высшей школе. – М.: МПГУ. – 2006. – № 32. – С.94– 102. 0.6 п.л.

45.Ларионов, В.В. Натурно-виртуальные лабораторные работы по физике в техниче-ском университете [Текст] / В.В. Ларионов, В.И. Веретельник, И.П. Чернов //Материалы Междунар. конф. «Современный физический практикум». – М: Изд. МФО, 2004. – С. 98 . 0.08 п.л. (авторских 70%).

46.Ларионов, В.В. Формирование системного мышления на занятиях физического практикума [Текст] / В.В. Ларионов // Сб.статей Междунар. научно-практ. конф. «Соци-ально- культурные и психолого-педагогические проблемы и персп. Развития современ¬ного профессионального образования в России. – СПб.; Тула; Тольятти; Пенза, 2004.– С. 93–95. 0.32 п.л. (авторских 65%)

47.Ларионов, В.В. Особенности компьютерного тестирования по физике студентов обучающихся технике и технологиям [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Инфор-мационные технологии в образовании, технике и медицине: Материалы Международной конференции. Т.1. Волгоград. ВолгГТУ, 2004. – С. 208–212. 0.25п.л. (авторских 70%).

48.Ларионов, В.В. Инновационный физический практикум технического университе¬та на основе информационных технологий: проблемы формирования и развития [Текст] / В.В. Ларионов // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и тех¬нике. Сб. статей IV Всеросс. научн.-техн. конф. – Пенза, 2004. – С.113–115.0.15 п.л.

49.Ларионов, В.В. Проблемно-ориентированное обучение физике в системе подго¬товки бакалавров и инженеров [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин, И.П. Чернов // Бакалавры, техники и технологии: подготовка и трудоустройств: Труды Междун. Сим¬позиума. – М., 2004 – С. 62–64. 0.2 п.л. (авторских 70%).

50.Ларионов, В.В. Современные требования повышения качества образования и про-блемно-ориентированное системно-деятельностное обучение физике [Текст] / В.В. Ла-рионов, Ю.И.Тюрин, И.П. Чернов // Качество высшего образования и подготовки спе-циалистов к профессиональной деятельности: Труды Междунар. симп. – М.: Изд-во ТПУ, 2005. – С. 268–272. 0.3 п.л. (авторских 60%).

51.Ларионов, В.В. Дидактические основы современного физического практикума [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин // Физика в системе современного образования (ФССО-05): Тезисы докладов Междунар. конф. ФССО-05. – СПб. – РГПУ, 2005. – С. 76– 79. 0.09 п.л. (авторских 70%).

52.Ларионов, В.В. Соотношение компьютерных и реальных экспериментов в лабора-торном практикуме по физике [Текст] / В.В. Ларионов, И.П. Чернов, В.И. Веретельник // Труды научно-методической конф.: Образовательные технологии: состояние и перспек-тивы. – Томск: Изд-во ТПУ, 1999. – С.18–19. 0.09 п.л. (авторских 60%).

53.Чернов, И.П. Компьютеризированные лабораторные работы третьего поколения по физике как основа информационных технологий элитного образования [Текст] / И.П. Чернов, В.В.Ларионов, В.И. Веретельник // Материалы IX Международной конферен¬ции: современные технологии обучения «СТО-2003». – С.Петербург, 2003. – С.193-194. 0.12 п.л. (авторских 50%).

54.Chernov, I.P. Conception of fundamental education in a technical University [Теxt] / I.P.Chernov., G.V. Erofeeva, V.V. Larionov // International UNESCO conference of engineer¬ing education, Moscow. – 1995. – P.55 – 56. 0.11 п.л. (авторских 40%)

55.Крючков, Ю.Ю. Фундаментальное образование как основа элитного обучения в техническом вузе [Текст] / Ю.Ю.Крючков, Г.В.Ерофеева, В.В.Ларионов, Л.И.Семкина, Ю.И.Тюрин, И.П.Чернов // Инженерное образование. – 2004. – № 2. – С. 94–97. 0.25 п.л. (авторских 35%).

56.Ерофеева, Г.В. Концепция развития естественнонаучного образования в техниче¬ском университете [Текст] / Г.В. Ерофеева, В.В. Ларионов, В.А. Стародубцев, И.П. Чер¬нов // Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в ХХ1 веке». Материалы съезда. М.: МГУ, 2000. – С.77. 0.08 п.л. (авторских 40%).

57.Ларионов, В.В. Формы и методы реализации проблемно-ориентированного обуче¬ния физике в техническом университете [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Со¬временное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XII Междуна¬родной конференции. – СПб. – ЛЭТИ, 2006. – С.42–43. 0.12 п.л. (авторских 60%).

58.Борисов, В.П. Учебно-дидактический комплекс по физике для самостоятельной работы студентов Ч.I. и Ч.II. [Сайт интернета] / В.П. Борисов, В.В. Ларионов, Э.В. По-здеева, Э.Б. Шошин– http://www.lib.tpu.ru /fulltext/m/2005/ m18.pdf 2.0 п.л. (авторских 60%).

59.Ларионов, В.В., Писаренко С.Б., Лидер А.М. Лабораторно-проектные работы в системе физического практикума технических университетов [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко, А.М. Лидер // Материалы Междунар. конф. «Современный физический практикум». – М: Изд. МФО, 2004. – С.56–57. 0.09 п.л. (авторских 60%).

60.Ларионов, В.В. Использование среды MACROMEDIA FLASH для обучающего тестирования по физике [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Физика в системе инженерного образования России. Тезисы докладов совещания зав. кафедрами физики технических ВУЗов России. М.: Авиаиздат. 2005. – С. 100 –102. 0.18 п.л. (авторских 60%).

61.Ларионов, В.В. Виртуальные дидактические средства физического практикума для организации самостоятельной работы студентов в техническом университете [Текст] / В.В. Ларионов, С.Б. Писаренко // Материалы V Международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития, ч.II.».– М.: МПГУ, 2006. – С.287–294. 0.5 п.л. (авторских 70%).

62.Ларионов, В.В. Композиционные лабораторные работы в среде проблемно-ориентированного обучения физике для подготовки инновационных инженеров [Текст] / В.В. Ларионов, А.М. Лидер, Е.И. Постникова // Материалы VI Международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», ч.2.».– М.: МПГУ, 2007. – С.66–68. 0.125 п.л. (авторских 70%).

63.Ларионов, В.В. Концептуальная модель проблемно-ориентированного обучения физике в системе подготовки инновационных инженеров [Текст] / В.В. Ларионов, А.М. Лидер, И.П. Чернов // Материалы IX Международной конференции. – СПб.: РГПУ. – С. 249–252. 0.15 п.л. (авторских 70%).

64.Зеличенко, В.М. Методологическая роль композиционного физического практику¬ма [Текст] / В.М. Зеличенко, В.В. Ларионов, А.М. Лидер // Материалы IX Международ¬ной конференции. – СПб.: РГПУ. – С. 224–227. 0.15 п.л. (авторских 70%).