- Современная тенденция исследования проблем искусства в целом тяготеет к философско-культурологической парадигме. Особое значение приобретают вопросы связей между различными явлениями художественного порядка, осознание глубинного родства феноменов культуры как целостной системы и в связи с этим - проблема взаимодействия и взаимовлияния различных процессов художественного и нехудожественного («жизненного») порядка.
- Для создания всестороннего и адекватного представления о культурной жизни эпохи необходимо перенести акцент в выборе объекта исследования с крупных театров и концертных залов (деятельность которых достаточно полно освещена в литературе), в которых ставились оперы Н. А. Римского-Корсакова и исполнялись его камерные произведения, на формы бытового и повседневного музицирования - музыкального бытия самых многообразных слоев населения в домашней обстановке - «кружках», собраниях, обществах и проч., что позволяет проследить воздействие творчества Н. А. Римского-Корсакова на широкий круг слушателей-современников, его влияние на выбор их жизненных и творческих ориентиров, формирование философско-эстетических взглядов.
- Важным моментом при изучении и реконструкции реалий эпохи являются не только свидетельства повременной периодики, но и высказывания частных лиц из самых разных слоев общества, собранные как из опубликованных источников, так и из никогда ранее не привлекавшихся архивных материалов - писем, воспоминаний, статей.
- Мировосприятие и «звукосозерцание» Н.А. Римского-Корсакова во многом обусловлено переплетением в его творческой эстетике реалистических и символистских тенденций. Для многих представителей этого поколения на протяжении их дальнейшей жизни в России и за рубежом именно музыка Римского-Корсакова оставалась символом утерянного отечества, ее духовным мостом с Родиной, что доказывается статьями и эпистолярием В. В. Ястребцева, зарубежной деятельностью и эпистолярием В. И. Бельского, научной деятельностью Г. Л. Ловцкого.
- До конца своей жизни И. И. Лапшин размышляет о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, которое являлось для него смысловым и мировоззренческим ориентиром.
- Используя основополагающие образы и символы творчества Н. А. Римского-Корсакова, И. И. Лапшин выстраивает свое собственную эстетическую концепцию, центральное место в которой занимают Россия и София как Вечно Женственного.
1. Барсова Л. Г. Врубель и Забела // Музыкальная Академия (Советская музыка). 1982. № 3. 1,2 п.л.
2. Барсова Л. Г. Научно-общественная деятельность И. И. Лапшина в Праге // Вестник СПбГУ. 2006. № 4. 0,5 п.л.
3. Барсова Л. Г. Посвящается К. С. Станиславскому // Театральная Жизнь. 2006. № 5 – 6. 0,4 п.л.
Монографии
4. Барсова Л. Г. Н. И. Забела-Врубель глазами современников. Л.: Музыка, 1982. 9,7 п.л.
5. Барсова Л. Г. Н. А. Римский-Корсаков. Л.: Музыка, 1986. 6,75 п.л.; 2-е изд. – 1989 г.
6. Барсова Л. Г. Музыка: Образы и лейтмотивы. СПб.: СПбГАТИ, 2001. 7,75 п.л.
7. Барсова Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы. СПб.: Петровский фонд, 1999. 8,7 п.л.
8. Барсова Л. Г. Неизвестный Г.Л. Ловцкий среди известных имен. К 160-летию Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: СПбГАТИ, 2004. 2,5 п.л.
9. Барсова Л. Г. Человек есть тайна. СПб.: СПбГАТИ, 2004. 14 п.л.
Статьи, материалы докладов, опубликованные в научных сборниках и журналах
10. Барсова Л. Г. И. С. Томарс. Исполнительская и педагогическая деятельность. М.: Информкультура, 1982. 3 п.л.
11. Барсова Л. Г. Большевик-подпольщик – участник постановки оперы «Кащей бессмертный». М.: Информкультура, 1982. 1 п.л.
12. Барсова Л. Г. Вам буря ворота раскрыла // Нева; 1983, № 1; 0,7 п.л.
13. Барсова Л. Г. Продолжение судьбы// Нева; 1983, № 11; 0,7 п.л.
14. Барсова Л. Г. Три портрета// Нева; 1984, № 6; 0,5 п.л.
15. Barsova L. Vrubel Zeichnung. Kunst und Literatur; DDR, 1985. 0,4 п.л.
16. Барсова Л. Г. Врубель. Новые материалы / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник; Л.: Наука, 1986. 0,5 п.л.
17. Барсова Л. Г. Воздействие и восприятие музыки в процессе курса «Музыкальная литература» // О музыкальном воспитании актера в театральном вузе; Л.: ЛГИТМиК, 1987. 1 п.л.
18. Барсова Л. Г. Музыка – душа народа// Сценическая педагогика. Вып.3.; Л.: ЛГИТМиК, 1988. 1,3 п.л.
19. Барсова Л. Г. И. И. Лапшин. Жизнь и труды // Звезда. 1997. № 10; 1,5 п.л.
20. Барсова Л. Г. Музыкальный фанатик Василий Ястребцев // Нева; 1997. № 7. 0,5 п.л.
21. Барсова Л. Г. Портрет молодого человека // Нева; 1999. № 5. 0,5 п.л
22. Барсова Л. Г. Неизвестная статья Лапшина о Достоевском / Достоевский. Материалы и исследования. 16 юбилейный сборник. СПБ.: Наука, 2001. 0,4 п.л.
23. Барсова Л. Г. Оперный театр в творческой судьбе Врубеля и Забелы/ Театр и литература. СПб.: Наука, 2002. 1,5 п.л.
24. Барсова Л. Г. Все красивое помогает / Грань веков. Рахманинов и его современники. СПб.: СПБГК, 2003. 1,2 п.л.
25. Барсова Л. Г. Я Ваши письма люблю // Петербург-классика. Летопись культуры и искусства. СПб, 2004. № 4 – 6. 0,5 п.л.
26. Барсова Л. Г. Несказанные образы Вечаши // Петербург-классика. Летопись культуры и искусства. СПб., 2004. № 8. 0,3 п.л.
27. Барсова Л. Г. В. И. Бельский // Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. СПб.: Международная Ассоциация «Русская культура», СПбГК, 2004. 0,75 п.л.
28. Барсова Л. Г. В. В. Ястребцев //Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. CПб.: Международная Ассоциация «Русская культура», СПбГК, 2004. 0,75 п.л.
29. Барсова Л. Г. Н. А. Римский-Корсаков в Вечаше / Образы природы и обрядовая культура в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Материалы научной конференции. Псков: Псковский обл. институт повышения квалификации работников образования. 2005. 1 п.л.
30. Барсова Л. Г. И. И. Лапшин. Жизнь // Неизданный И. И. Лапшин. СПб.: Чистый лист. 2006. 6,5 п.л.
По теме диссертации изданы следующие материалы из архивных собраний:
31. М. Ф. Гнесин. Римский-Корсаков и Врубель. Публикация, коммент. Барсовой Л. Г. / Врубель. Новые материалы // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Л.: Наука, 1986. 1,5 п.л.
32.. Иван Лапшин. Русская музыка. Портреты композиторов. Публ., вступ. заметка, комментарии Барсовой Л. Г. // Новый журнал. 1997, №1; 1,5 п.л.
33. И. И. Лапшин. Письма из Праги / Предисл., публ. и коммент. Барсовой Л. Г. // Из фондов Кабинета рукописей РИИИ. СПб.: РИИИ,1998.; 1,2 п.л.
34. Переписка Н. А. Римского-Корсакова с Н. И. Забелой / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. // Новый журнал.1998. № 2. 1,5 п.л.
35. И. И. Лапшин. Русский модернизм. Игорь Стравинский / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. // Новый журнал. 1998. № 2.; 1 п.л.
36. Письма И. И. Лапшина к Н. И. Забеле-Врубель / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. // Звезда. 1999. №12. 1,2 п.л.
37. И. И. Лапшин. Что такое влияние в русской литературе? / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. // Достоевский. Материалы и исследования. 16 юбилейный сборник. СПБ.: Наука, 2001. 1,5 п.л.
38. Из переписки Н. А. Римского-Корсакова с В. В. Ястребцевым / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. // Звезда. 2004. № 3. 1 п.л.
39. Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским / Составление, комментирование, публикация Барсовой Л. Г. CПб.: Международная Ассоциация «Русская культура», СПБГК, 2004. 27,7 п.л.
40. Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков/ Публикация и коммент. Барсовой Л. Г. // Неизданный И. И. Лапшин. СПб: Чистый лист. 2006. 6,5 п.л.
41. Неизданный И. И. Лапшин. / Вступ. заметка, публикация и комментарий Барсовой Л. Г. СПб: Чистый лист. 2006. 27,7 п.л.