- Предложенная в исследовании научная концепция развития у школьников языкового эстетического идеала как важной составляющей аксиологического подхода направлена на достижение одной из целей обучения русскому языку в средней школе - формирование ценностного отношения к русскому языку и осознание его как духовной ценности и национально-культурного феномена.
- Методическая система формирования представлений о языковом эстетическом идеале базируется на трех составляющих учебной работы: эстетическом познании учащимися русского языка и речи, эстетической речевой деятельности и формирования у них эстетического отношения к русскому языку, которые создают ценностно ориентированное пространство уроков русского языка.
- Результативность учебной работы достигается реализацией двух оптимальных моделей обучения: «от наблюдений учащихся за реализацией эстетического потенциала языковых единиц в речи (тексте) - к представлению о языковом эстетическом идеале», «от представления о языковом эстетическом идеале - к эстетической речевой деятельности учащихся». Эти модели задают две методические траектории и конкретные тактические решения на разных этапах обучения в 5 - 9 и 10 - 11 классах.
- Основным средством формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале является образцовый художественный текст как продукт эстетической речевой деятельности русских писателей и поэтов, использование которого создает на уроке русского языка совершенную речевую культурную среду.
- Типология упражнений, направленных на формирование представления о языковом эстетическом идеале, обеспечивает действенность формирования эстетических представлений учащихся в процессе познания ими русского языка и совершенствования их речевой деятельности.
- Обращение к эстетическим ресурсам русского языка и внимание к проблемам языкового эстетического вкуса усиливает воспитательную направленность обучения русскому языку, способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся и выработке у них осознанной потребности в совершенствовании собственной речи с позиции языкового эстетического идеала.
1.Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней школе /Г.М. Кулаева ; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. —220 с. (12,7 п.л.)
2.Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
2.Кулаева Г.М. К.Б. Бархин о работе над эстетикой слова на уроке русского языка // Русская словесность. – 2001. – № 3. – С. 72–75. (0,5 п.л.)
3.Кулаева Г.М. Воспитание языкового эстетического идеала при обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 2004. –№ 6. – С. 3 – 8. (0,56 п.л.)
4.Кулаева Г.М. Развитие представлений старшеклассников о языковом эстетическом идеале: коммуникативно-речевые упражнения // Русский язык в школе. – 2007. – № 1. – С. 25 – 28. (0,45 п.л.)
5.Кулаева Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку //Русский язык в школе. – 2007. – № 8. – С. 3 – 7. (0,45 п.л.)
6.Дейкина А.Д., Кулаева Г.М. Формирование представлений об эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку как иностранному // ВЕСТНИК РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2007.- № 2. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – С. 49 – 54. (0,7 п.л., авторский вклад - 45 %)
7.Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке // ВЕСТНИК РУДН. Серия «Русский язык и иностранные языки и методика их преподавания». - 2007.- № 4. – М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – С. 5–13. (0,8 п.л.)
8.Кулаева Г.М. Пишем диктанты с продолжением //Русский язык в школе. – 2008. – № 5. – С. 22–26. (0,44 п.л.)
9.Кулаева Г.М., Янченко В.Д. Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций современной отечественной методики» //Русский язык в школе. – 2008. – № 5. – С. 101-103. (0,2 п.л., авторский вклад – 50 %)
10.Кулаева Г.М. Психолого-педагогические факторы формирования эстетического идеала в структуре эстетического сознания // Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. – 2008. –№ 6. – М., 2008. – С. 59 – 61. (0,38 п.л.)
11.Кулаева Г.М. Формирование у школьников мировоззренческих представлений о языковом эстетическом идеале на уроках русского языка //Наука и школа. – 2008. – № 4. – С. 43 – 45. (0,5 п.л.)
3. Учебно-методические работы:
12.Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал в контексте формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку : пособие для учителей / Г.М. Кулаева ; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. —184 с. (10,7 п.л.)
13.Кулаева Г.М. Современный урок русского языка в схемах и таблицах: Учебно – методическое пособие для студентов филологического факультета. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 52 с. (6,0 п.л.)
14.Кулаева Г.М. Сборник диктантов: Пособие для самостоятельной подготовки абитуриентов к экзамену по русскому языку / Сост. Г.М. Кулаева. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 56 с. (3,23 п.л.)
15.Кулаева Г.М. Эстетика слова: Лингвистический и методический аспекты: Программы спецкурса и спецсеминара для студентов филологического факультета. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 28 с. (1,6 п.л.)
16.Кулаева Г.М. Методика преподавания русского языка: Программы учебного курса по специальности 032900 «Русский язык и литература». — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 64 с. (3,7 п. л.)
17.Кулаева Г.М. Речевые средства комического на уроках русского языка: Учебное пособие. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. — 44 с. (2,54 п.л.)
18.Кулаева Г.М. Учимся составлять конспект урока: Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности 032900 – «Русский язык и литература». — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. — 120 с. (6,93 п.л.)
4. Статьи, опубликованные в научных сборниках:
19.Кулаева Г.М. Формирование у школьников понимания благозвучия слова на уроках русского языка //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2000. № 3 (18): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. — С. 32 – 43. (0,7 п.л.)
20.Кулаева Г.М. Формирование представлений учащихся о языке как эстетическом феномене в школьном языковом образовании // Язык образования и образование языка: Материалы международной научной конференции (Великий Новгород. 11-13 июня 2000 года). — Великий Новгород: изд-во НовГУ, 2000. — С. 169 - 170. (0,06 п.л.)
21.Кулаева Г.М. О культуроведческом аспекте уроков развития речи // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2001. № 1 (22): Естественные и гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. — С. 63 - 74. (0,7 п.л.)
22.Кулаева Г.М. Эстетическая функция слова: проблема понимания в эстетике и филологии //Вестник Оренбургского педагогического государственного университета. 2001. № 2. (23): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. — С. 146 - 159. (0,81 п.л.)
23.Кулаева Г.М. Формирование представлений учащихся об эстетике речи в курсе «Детская риторика» // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. //Материалы региональной научно-методической конференции. Псков: ПГПИ, 2001. - С. 71 - 73. (0,18 п.л.)
24.Кулаева Г.М. Формирование у школьников эстетического отношения к языку и речи при обучении русскому языку //Вестник Оренбургского педагогического государственного университета. 2002. № 1. (27): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. — С. 162 - 169. (0,43 п.л.)
25.Кулаева Г.М. Выразительность слова как лингвоэстетическая категория //Вестник Оренбургского педагогического государственного университета. 2002. № 1. (27): Гуманитарные науки. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. — С. 148 – 157. (0,56 п.л.)
26.Кулаева Г.М. Формирование эстетического отношения к языку и речи в школьном языковом образовании // Язык и образование. Сборник научных трудов. / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л.А. Горелик, Р.Н. Шабалин: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2002. — С. 20. (0,06 п.л.)
27.Кулаева Г.М. О методической подготовке студентов-филологов к реализации эстетического образования школьников // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество: Материалы XXV научно-практической конференции. Оренбург, 3 —4 апр. 2003. Ч.1: Филологические секции. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — С. 79 - 84. (0,3 п.л.)
28.Кулаева Г.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку //Проблемы этнокультурного развития русского народа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004. – С. 428 – 432. (0,25 п.л.)
29.Кулаева Г.М. Формирование языкового эстетического идеала – цель обучения русскому языку //Качество профессионального образования : новые приоритеты, системы оценки : Материалы XXVI преподавательской научно - практической конференции. Оренбург, 7—8 апр. 2004. Ч. 2 : Секции филологического факультета. — Оренбург : Издательство ОГПУ, 2004. — С. 69 -74. (0,18 п.л.)
30.Кулаева Г.М. О формировании эстетического отношения к языку и речи в трудах М.Т. Баранова //Роль научной школы в методической подготовке учителя - словесника. К 80-летию со дня рождения М. Т. Баранова: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. – С. 34 - 36. (0,18 п.л.)
31.Кулаева Г.М. Подготовка студентов-филологов к реализации задач эстетического воспитания школьников // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования. Материалы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной памяти профессора М.Т. Баранова. Сост. и науч. ред.: проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2004. – С. 112 – 114. (0,12 п.л.)
32.Кулаева Г.М. Основные направления развития языкового эстетического идеала в современных методических трудах //Актуальные проблемы гуманитарных наук и методики преподавания в вузе и школе : сборник научных статей /Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. пед. гос. ун-т. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2005. — С. 144 - 152. (0,5 п.л.)
33.Кулаева Г.М. Формирование у школьников эстетического отношения к языку и речи в методическом наследии М.Т. Баранова //Михаил Трофимович Баранов: ученый и человек /Сост. А.Д. Дейкина, О.В. Гордиенко. — М.: Прометей, 2005. — С. 85 - 88. (0,18 п.л.)
34.Кулаева Г.М. Усиление эстетической направленности преподавания русского языка в старших классах // Русский язык в профильном обучении. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. /Сост. проф. А. Д. Дейкина, доц. О. В. Гордиенко, доц. В. Д. Янченко. – Москва – Ярославль: Ремдер, 2005. – Ч. 1. – С. 76 – 81. (0,3 п.л.)
35.Кулаева Г.М. Работа над эстетическими качествами русского языка в аспекте формирования ценностного отношения школьников к русскому языку //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 1 (43): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 183 – 193. (1,06 п.л.)
36.Кулаева Г.М. Эстетический идеал в трудах теоретиков методики преподавания русского языка и словесности XIX – начала XX века //Вестник государственного педагогического университета. 2006. № 2 (44): Гуманитарные и естественные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 146 – 153. (0,8 п.л.)
37.Кулаева Г.М. Формирование у школьников представлений о русском языке как эстетическом феномене на уроках развития речи //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 2 (44): Гуманитарные и естественные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 166 - 177. (1,3 п.л.)
38.Кулаева Г.М. Эстетический идеал и проблема его осмысления в современных философских трудах //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 3 (45): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 176 –182. (0,92 п.л.)
39.Кулаева Г.М. Формирование языкового эстетического идеала в школьных учебниках и учебно-методических пособиях по русскому языку //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 3 (45): Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 166 – 175. (1,03 п.л.)
40.Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал как лингвистический феномен //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 4 (46) : Гуманитарные науки. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. — С. 34 – 44. (1,16 п.л.)
41.Кулаева Г.М. Методические пути формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса: Материалы XXVII преподавательской научно-практической конференции. Оренбург, 12 – 14 апр. 2006 г. Ч. 4.: Филологические науки. Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – С. 109 – 116. (0,43 п.л.)
42.Кулаева Г.М. Формирование языкового эстетического вкуса молодежи в современных средствах массовой коммуникации // Человек в системе коммуникации: Материалы VII международной научно-практической конференции по региональной культуре. Нижний Новгород. 6 – 8 июня 2006 г. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. – С. 242–245. (0,25 п.л.)
43.Кулаева Г.М. Проблема формирования языкового эстетического идеала в поликультурном образовательном пространстве // Традиции и новаторство в современной методике русского языка. Материалы Герценовских чтений 18 –19 мая 2006 г. /Под ред. проф. Донской Т.К., Пышкиной О.В., Сокольницкой Т.Н. СПб., «Сударыня», 2006. – С. 91–93. (0,18 п.л.)
44.Кулаева Г.М. Воспитание ценностного отношения учащихся к русскому языку – ключевая позиция школьного филологического образования //Школьное филологическое образование в современных условиях: содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение. Материалы заочной межрегиональной научно–практической конференции. — Биробиджан, 2006. — С. 41 – 45. (0,4 п.л.)
45.Кулаева Г.М. Формирование представлений учащихся о языковом эстетическом идеале – стержневая идея в обучении русскому языку // Проблемы функционирования русского языка в Республике Армения. Материалы Международной научной конференции. 6–7 ноября 2006 г. — Ер.: Лингва, 2006. — С. 110 - 111. (0,06 п.л.)
46.Кулаева Г.М. Воспитание ценностного отношения учащихся к русскому языку в средней школе // Проблемы классического образования и духовные ценности современной России: Доклады международной научно-богословской конференции (Челябинск, Челябинский государственный университет, 24–25 января 2007 г. / Под ред. В.Э. Будейко /Чел ГУ. – Челябинск, 2006. – С.42 – 47. (0,3 п.л.)
47.Кулаева Г.М. Формирование ценностных представлений учащихся в процессе создания высказываний о русском языке // Вопросы речевого развития в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В.Е. Мамушина: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-методической конференции (г. Иваново, 1– 2 февраля 2007 г.). — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. — С. 149 – 154. (0,26 п.л.)
48.Кулаева Г.М. Подготовка студентов-филологов к реализации задач формирования эстетически ценностного отношения учащихся к русскому языку //Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции /Сост. проф. А.Д. Дейкина, проф. Е.Г. Шатова, доц. Л.Ю. Комиссарова. – Москва: Ремдер, 2007. – С. 67 – 69. (0,18 п.л.)
49.Кулаева Г.М. Формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале. Аксиологический аспект // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе [Текст]: сборник статей по материалам Международного литературно-образовательного форума. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. — С. 231 – 234. (0,18 п.л.)
50.Кулаева Г.М. Воспитание эстетического отношения учащихся к русскому языку на основе школьных учебников и учебных пособий // Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 марта 2007 г.) /Составители: д.п.н., проф. А.Д. Дейкина; д.п.н., проф. А.П. Еремеева; к.п.н., доц. В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2007. – С. 149–153. (0,25 п.л.)
51.Кулаева Г.М. Языковой эстетический идеал: к проблеме описания термина-понятия в лингвистической науке //Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 7. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2007. – С. 232 – 234. (0,12 п.л.)
52.Кулаева Г.М. Формирование представлений учащихся об эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку в средней школе // Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном ВУЗе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (30 мая) / Составитель доц. Иванова Т.Ф. – Анапа, 2007. – С. 177 – 182. (0,5 п.л.).