Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Мониторинг в системе среднего профессионального образования - специально организованный непрерывный процесс выборочного или постоянного наблюдения на основе предварительно планируемых и научно обоснованных показателей, характеризующих текущие и прогнозируемые изменения системы или её отдельные элементы, отражающие состояние подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования с целью получения оперативных данных в аспекте их соответствия поставленным целям, принятия коррекционно-упреждающих мер, управленческих, научно обоснованных решений. Мониторинг охватывает все структуры, отделы, службы учреждения среднего профессионального образования, включая индивидуальный мониторинг обучающихся, выполняет оценочные (квалиметрические), контрольно-наблюдательные, управленческие, прогностические, информационные, социальные функции. Критерии мониторинга - степень соответствия целям, задачам, нормам, требованиям применительно к конкретному объекту мониторинга; изменение состояния (тенденции «+», «-») конкретного объекта мониторинга системы среднего профессионального образования.
  2. Основные принципы мониторинга, используемые в учреждении среднего профессионального образования, могут быть применимы ко всей системе профессионального образования: принцип системности - проведение мониторинга, соответствующего целям и характеру исследуемых процессов на основе разовых, периодических, постоянных или выборочных наблюдений за объектами, субъектами образовательной системы и их отношениями; принцип научности - проведение мониторинга должно исходить из анализа строго научных данных, которые поддаются эмпирической проверке и идентификации и могут быть подтверждены или опровергнуты другими исследователями; принцип объективности и непротиворечивости, включающий выбор данных, которые объективно существуют и не противоречат друг другу. Имеются в виду одинаковые результаты, полученные разными группами наблюдателей при оценке уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности; принцип целостности, включающий проверку показателей, комплексная характеристика которых дает полное представление об объекте в целом, а не только об отдельных его частях; принцип оперативности и прогностичности, требующий получения информации для принятия управленческих решений в необходимый момент времени, а не в тот момент, когда произошедшие изменения не могут быть скорректированы: принцип адекватности, предполагающий выбор процедур измерения, адекватных целям и задачам мониторинга, а также возможностям и этическим нормам;- принцип масштабности, характеризуемый федеральным, региональным, муниципальным или индивидуальным охватом объектов и субъектов мониторинга. Имеется в виду мониторинг всего образовательного пространства или его отдельных составляющих.
  3. В структуре подготовки специалистов среднего профессионального образования в новых социально - экономических условиях развития общества мониторинг позволяет получить данные о состоянии учебно-воспитательного процесса на всех его этапах по отношению к отдельным студентам, а также ко всей группе. Он также дает возможность обеспечить все уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный) информацией о подготовке специалистов среднего профессионального образования.
  4. Источники мониторинга: статистические данные; социологические исследования; материалы аттестации и аккредитации учебного заведения; отчеты учреждения среднего профессионального образования; отчеты председателей государственных аттестационных комиссий по специальностям; результаты итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего профессионального образования; результаты конкурсов, олимпиад студентов учебного заведения; материалы аттестации научно-педагогических кадров; результаты тестирования абитуриентов и студентов учебного заведения.
  5. Методы оценки результатов мониторинга - метод сравнительной оценки (сравнение с нормами качества среднего профессионального образования); экспертиза (внутренняя и внешняя); анкетирование студентов, родителей, представителей предприятий, учреждений, организаций, связанное с оценкой качества подготовки специалистов среднего профессионального образования. Средствами оценки результатов мониторинга являются: тесты для оценки знаний студентов и выпускников; оценочные средства, моделирующие практическую деятельность выпускников учебного заведения; социологический инструментарий. Эти характеристики могут быть найдены с помощью индикаторов, недоступных непосредственному измерению. Отношения индикатора и теоретического знания носят вероятностный характер. Один и тот же индикатор может указывать на разные теоретические свойства, поэтому для фиксирования теоретического свойства необходима совокупность индикаторов. Наконец, ещё одно свойство индикатора - это его контекстуальность. Индикатор указывает на развитость определенного свойства или признака только в определенном контексте.
  6. Мониторинг регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования позволяет осуществить системно-структурную целостность и содержательно-методическую преемственность на всех этапах профессионального образования; способствует сохранению, развитию и повышению квалификации преподавательского состава, стабильности педагогического коллектива, усилению прикладного характера исследований с учетом потребностей и специфики региона, а также стимулирует инновационную деятельность педагогов в сфере профессионального образования.
  7. На уровне отдельного учреждения среднего профессионального образования мониторинг направлен на конкретные объекты педагогической деятельности: результаты образовательного процесса, выраженные в педагогических целях на уровне учреждения СПО (планируемый уровень образования); учебный процесс (реализуемый уровень образования); результаты обучения и учет степени удовлетворенности преподавателей и студентов качеством преподавания и учения (достигнутый уровень).
  8. Мониторинг обеспечивает преподавателей, руководителей структур учебного заведения объективной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по управлению, пересмотру, внесению корректив в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры организации подготовки специалистов; дает возможность прогнозировать результаты на разных этапах образовательного процесса.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК:

1.Буркова Н.Г. Растим новое поколение педагогов. - Народное образование. - 1998.- № 3.- 0,9 п.л.

2.Буркова Н.Г. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. - Начальная школа. – 1999. - № 3. – 0,7 п.л.

3.Буркова Н.Г. Север – Юг, Запад – Восток: особенности развития профессионального образования в ресурсном и транзитном регионе (социальный анализ, педагогическая интерпретация, технология исследования). - Среднее профессиональное образование. – 2003. - № 2.- 0,9 п.л. (в соавторстве).

4. Буркова Н.Г. Мониторинг в учреждении среднего профессионального образования. - Мир образования. Образование в мире. – 2006.- №4. -0,7 п.л.

5. Буркова Н.Г. Теоретико–практические основы формирования регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. - Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008.-№ 1. – 0,8 п.л.

6. Буркова Н.Г. Мониторинг образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования. - Среднее профессиональное образование. - 2008.- № 2.- 0,7 п.л.

7. Буркова Н.Г. Мониторинг итоговой аттестации выпускников колледжа. - Среднее профессиональное образование.- 2008. - № 3.- 0,5 п.л.

8 Буркова Н.Г. Мониторинг- средство совершенствования практической подготовки студентов. - Среднее профессиональное образование .- 2008. - № 4. - 0,8 п.л.

Монографии

9. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг и подготовка специалиста в современных условиях: Монография. – М., 2004. -10,7 п.л. – Деп. в ИТОП РАО 29.03.04, № 31-04.

10. Буркова Н.Г. Теория и практика мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: Монография. – М., 2007.- 8,8 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов

11. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг: от концепции к технологии // Теоретические исследования в 1999 году / Под ред. В.А. Мясникова. – М.: ИТОП РАО, 2000. - 0,5 п.л.

12. Буркова Н.Г. Виды и формы мониторинга в учреждении среднего профессионального образования // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы: Материалы конференции / Под ред. В.М. Полонского. – М., 2005. – 0.6 п.л.

13. Буркова Н.Г. Принципы и условия применения мониторинга в учреждении среднего профессионального образования // Реализация управленческих и педагогических технологий в практике управления развитием учреждений образования: Материалы научно-практической конференции / Под ред. П.И. Третьякова. – Нижневартовск, 1998. – 0.8 п.л.

14. Буркова Н.Г. Научно – исследовательская работа студентов как путь формирования профессионального мышления будущего педагога // Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе / Отв. Ред. Р.А. Бурханов. - Нижневартовск: НПИ, 1994. – 0,6 п.л.

15. Буркова Н.Г. Оценка качества учебных достижений студентов колледжа // Проблемы оценки качества образования и его мониторинг. – Нижневартовск: НПИ, 1994. – 0,8 п.л.

16. Буркова Н.Г. О роли педпрактики в решении задач качественной подготовки специалиста // Проблемы формирования нового содержания подготовки педкадров. – Нижневартовск: НПК, 1995. – 0,8 п.л.

17. Буркова Н.Г. Мониторинг в управлении качеством образования в колледже // Актуальные проблемы непрерывного образования. – Нижневартовск: НПК, 1997. – 0,5 п.л.

Другие научные издания

18. Буркова Н.Г. Качество жизни и модернизация образования (в регионе субцивилизации Российского Севера). – Москва – Нижневартовск: Приобье, 2000. – 2,3 п.л. (в соавторстве).

19. Буркова Н.Г. После точки отсчета. Доктринальные предпосылки адаптивной модели профессионального образования в транс-евразийском субрегионе России. – Москва – Нижневартовск: Приобье, 2000. – 2,3 п.л. (в соавторстве).

20. Буркова Н.Г. Образование против социальных проблем // Региональный компонент содержания образования: педагогическая интерпретация тенденций, факторов и условий социальной среды: Материалы окружной научно - практической конференции. - Москва – Нижневартовск: Приобье , 2001.- 9,4 п.л. (в соавторстве).

21. Буркова Н.Г. Образование – способ развития региона // Разработка регионального компонента содержания образования: методическое обеспечение учебного, воспитательного, управленческого процессов: Материалы окружной научно - практической конференции - Москва – Нижневартовск: Приобье, 2002.- 12 п.л. (в соавторстве).

22. Буркова Н.Г. Образование – технология прогностического поиска // Технологизация педагогического опыта по разработке регионального компонента содержания профессионального образования: Материалы окружной научно - практической конференции. - Москва – Нижневартовск: Приобье, 2003.- 12,4 п.л. (в соавторстве).

23. Буркова Н.Г. Опыт управления экспериментом // Разработка регионального компонента содержания образования – положительный опыт и трудности изучения социальной среды региона. Комплексная оценка уровня и качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта: Материалы окружной научно - практической конференции – Нижневартовск: Приобье, 2000. - 9 п.л.

Учебные и методические издания

24.Буркова Н.Г. Экспериментальные сквозные учебные планы и квалификационные характеристики по специальностям учебно-научного педагогического комплекса «Колледж – вуз». – Нижневартовск: НПИ, 1995. -9 п.л

25.Буркова Н.Г. Управление качеством подготовки специалистов в системе «Колледж – вуз» – Нижневартовск: НПК, 1997.- 2,5 п.л.

26.Буркова Н.Г. Оценочные средства качества подготовки специалистов в системе учебно-научного педагогического комплекса «Колледж-вуз». – Нижневартовск: НПК, 1997. -5 п.л.

27.Буркова Н.Г. Мониторинг качества знаний студентов: Методическая разработка. – Нижневартовск: НПК, 1998. -9,2 п.л

28.Буркова Н.Г. Управление качеством практической подготовки студентов в системе учебно-научного педагогического комплекса «Колледж - вуз»: Методическое пособие. – Нижневартовск: НПК, 1998. – 1,4 п.л.

29.Буркова Н.Г. Технология самоанализа систем обеспечения качества образования в учреждении среднего профессионального образования. – Нижневартовск: НПК, 1998.- 7,9 п.л.

30.Буркова Н.Г. Экспериментальная программа итоговой государственной аттестации выпускников учебно-научного педагогического комплекса «Колледж – вуз». – Нижневартовск: НПИ, 2000. -2,5 п.л.

31.Буркова Н.Г. Организация образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования: Сборник документов, регламентирующих деятельность НГСГ колледжа : – Нижневартовск, 2002. – 11,6 п.л.

32.Буркова Н.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: Методическое пособие. – Нижневартовск: , 2003.- 2,3 п.л.

33.Буркова Н.Г. Комплексная оценка качества подготовки выпускников колледжа: Экспериментальные образовательно-профессиональные программы. - Нижневартовск: НГСГК, 2003 – 6,2 п.л.

34.Буркова Н.Г. Внутриколледжный контроль и оценка качества образования: Методические рекомендации. – Нижневартовск: НГСГК, 2004. -0,5 п.л.

35.Буркова Н.Г. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов: Методические рекомендации. – Нижневартовск: НГСГК, 2004. -1 п.л.

36.Буркова Н.Г. Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников колледжа по педагогическим специальностям. – Нижневартовск: НГСГК. 2005. – 8 п.л.

37.Буркова Н.Г. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы (для студентов колледжа) – Нижневартовск: Приобье , 2006.- 2,8 п.л. (в соавторстве).

38.Буркова Н.Г. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы (для преподавателей колледжа) – Нижневартовск: Приобье , 2006.- 2,9 п.л. (в соавторстве).

39.Буркова Н.Г. О выборе стратегии совершенствования качества подготовки будущих учителей. - Образование Югории.-2000. -№ 3. -0,5 п.л.

40.Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалиста. - Специалист. -1997. -№ 3. -0,8 п.л.

41.Буркова Н.Г. Развивающая система управления образовательным процессом в условиях эксперимента. - Специалист. -2001. -№ 3. -0,8 п.л.

42.Буркова Н.Г. Экспериментальная деятельность преподавателей Нижневартовского государственного социально- гуманитарного колледжа. - Специалист. - 2002. -№ 2. -0,9 п.л.

43.Буркова Н.Г. Технология разработки содержания регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в многопрофильном колледже. - Специалист. -2002. -№ 11. -0,6 п.л.

44.Буркова Н.Г. Образование для изменения качества жизни. - Специалист. -2003. -№ 2. -0,8 п.л. (в соавторстве).