- Игровое моделирование - это процесс использования игровых моделей как способов построения интегративных уроков музыки, основанных на театрализованной игре (драматизации), которая помогает раскрыть творческий потенциал в художественно-игровой деятельности как педагогу, так и учащимся, способствует установлению игрового взаимодействия между ними, что существенно усиливает развивающий эффект и повышает мотивацию обучения музыке. Применение игровых моделей как способов построения образовательного пространства в начальной школе содержит: предметно-пространственное окружение, включающее как материальные, так и вещественные элементы, в том числе и разнообразные театрализованные игры (драматизации); взаимодействие художественно-игровой среды и личности ребенка, где доминирует игровая позиция педагога, выражающаяся в коммуникации, побуждении, оценивании, а также установлении гуманистических взаимоотношений с учащимися; создание творческой, игровой атмосферы на интегративном уроке, в которой педагог проявляет художественное чутье, педагогическую интуицию, умеет внутренне перевоплощаться, владеет элементами сценического мастерства и основами режиссуры построения урока; развитие многосторонних художественных способностей, сотворческого воображения педагога-музыканта и учащихся как универсальной способности, художественных интересов и потребностей, музыкальной и художественной культуры в целом.
- Сущность художественно-игровой деятельности педагога-музыканта определяется как установление соответствующих специфике интегративного урока музыки творческих связей и игровых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, которая обусловлена особенностями и закономерностями интегративного освоения искусства, влияющих на формирование его игрового педагогического стиля и общения, а также структурных элементов художественно-игровой деятельности. Cфера применения художественно-игровой деятельности педагога-музыканта обширна и соотносится с ведущими компонентами его профессиональной деятельности (конструирующим, ориентационным, мобилизационным, коммуникативным, эмоциональным, исследовательским).
- Игровой моделью интегративного урока музыки и универсальным методом общего, художественного и музыкального образования выступает театрализованная игра (драматизация), которая отражает и моделирует окружающую действительность, охватывает все стороны развития личности учащихся и выступает важным компонентом художественного и музыкального образования. Образовательный эффект театрализованной игры определяется педагогическими условиями, в которых оказываются участники художественно-творческого процесса (систематическое и регулярное введение игр, создание художественно-игровой среды, свобода в выборе художественно-творческой деятельности), вследствие чего она превращается в объективно-субъективный фактор формирования индивидуальности.
- Основой подготовки будущих педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки является специально организованный педагогический процесс, направленный на: осознание феноменологических черт и характеристик театрализованной игры (драматизации) как модели обучения в музыкально-педагогическом образовании; воспитание профессионального, личностно-творческого отношения будущих педагогов к интегративным процессам в культуре и искусстве; усвоение знаний о сущности игрового моделирования и художественно-игровой деятельности, специфике и особенностях взаимодействия искусств в музыкальном образовании; формирование педагогической игротехники, художественно-сценических умений и способностей реализовать художественно-игровую деятельность в разных формах урочной и внеурочной работы; развитие потребности в профессиональном самосовершенствовании и саморегуляции в процессе проведения интегративных уроков музыки.
- Процесс подготовки студентов к игровому моделированию интегративных уроков музыки обусловлен рядом педагогических условий, таких как взаимодействие театральной и музыкальной педагогики, потребность введения игровых технологий обучения музыке в начальную школу, взаимосвязь мотивационно-ценностного, логико-содержательного и художественно-операционального компонентов исследуемой подготовки. Благодаря реализации данных условий наиболее полно раскрывается многофункциональный характер художественно-игровой деятельности будущего педагога-музыканта, что способствует накоплению его творческого потенциала и готовности к профессиональной работе в современной школе.
1. Надолинская Т.В. Музыка: Учебник для 1 класса трехлетней на¬чаль-ной школы. – Таганрог: Айкен, 1998. – 176 с. (в соавт.)
2. Надолинская Т.В. Музыка: Учебник для 2 класса трехлетней на¬чаль-ной школы. – Таганрог: Айкен, 1998. – 224 с. (в соавт.)
3. Надолинская Т.В. Музыка: Учебник для 3 класса трехлетней на¬чаль-ной школы. – Таганрог: Айкен, 1998. – 208 с. (в соавт.)
4. Надолинская Т.В. Ме¬тоди¬ческие рекоменда¬ции к учебно-методи¬че-скому ком¬плекту «Музыка» (1–3 кл.): Книга для учителя. – Таганрог: Ай-кен, 1998. – 176 с.
5. Надолинская Т.В. Учебник-тетрадь для 1 класса че¬ты¬рехлетней на-чальной школы по пред¬мету «Музыка». – Таганрог: Айкен, 2001. – 96 с.
6. Надолинская Т.В. Ме¬тоди¬ческие рекоменда¬ции к учебно-методи¬че-скому ком¬плекту «Музыка» (1–4 кл.): Книга для учителя. – Таганрог: Ай-кен, 2001. – 160 с.
7. Надолинская Т.В. Игра-драматизация в школе: история и совре¬мен-ность: Монография // Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом. – М., 2000. Вып. 1. – Поз. 9. – 114 с.
8. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках му¬зыки в началь-ной школе. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003. – 232 с.
9. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литера¬туре искусстве. – М.: Гу¬манит. издат. центр Владос, 2005. – 191 с.
10. Надолинская Т.В. Подготовка будущих педагогов к игровому мо-де¬ли¬рованию инте¬гративных уроков музыки в начальной школе. Моно-графия. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 268 с.
Работы, опубликованные в изданиях, соответствующих списку ВАК Министерства образования и науки РФ
11. Надолинская Т.В. Игра без побежденных // Искусство в школе. – 2005. – № 6. – С. 50–53.
12. Надолинская Т.В. Художественно-игровая среда как фактор раз¬ви-тия сотворче¬ского воображения педагога и учащихся // Известия ТРТУ. Тема¬тиче¬ский выпуск «Гума¬нитар¬ные науки в совре¬менном мире». – Таган-рог: Изд-во Таганрог. гос. радиотехн. ун-та. № 2 (57). 2006. – С. 130–135.
13. Надолинская Т.В. Игровые педагогические тех¬ноло¬гии в модели¬ро-ва¬нии художест¬венно-творче¬ского процесса: тео¬ретиче¬ский ас¬пект // На¬учная мысль Кавказа. – 2006. – № 1. – С. 56–61.
14. Надолинская Т.В. Игра как культурологический феномен в фило-соф¬ских и педагогических трудах античности и средневековья // Научная мысль Кавказа. – 2006. – № 6. – С. 76–81.
15. Надолинская Т.В. Художественно-игровая деятель¬ность как ком¬по-нент педагогиче¬ского мас¬терства учителя музыки // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 1. – С. 43–48.
16. Надолинская Т.В. Интегративный урок музыки // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 78–82.
17. Надолинская Т.В. Театральные технологии в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта //Вестник МГУКИ. – 2008. – № 1. – С. 172–177.
Учебные пособия, методические рекомендации
18. Надолинская Т.В. Организация курса теории и методики музыкального воспитания: Ме¬тоди¬че¬ское посо¬бие. – Та¬ганрог: ТГПИ, 1992. – 24 с. (в соавт.)
19. Надолинская Т.В. Семинарские и прак¬тиче¬ские занятия по учеб-ному курсу «Тео¬рия и мето¬дика музы¬кального вос¬пи¬тания в школе»: Мето-диче¬ские реко¬мендации. – Таганрог: ТГПИ, 1993. – 40 с.
20. Надолинская Т.В. Занимательная музыкальная азбука: Рабочая тет-радь для учащихся 1 класса. – Та¬ганрог: Айкен, 1998. – 48 с. (в соав-торстве).
21. Надолинская Т.В. Музыкальная мозаика: Рабочая тетрадь для уча-щихся 2 класса. – Таганрог: Айкен, 1998. – 64 с.
22. Надолинская Т.В. Путешествие в мир народной музыки: Рабочая тет¬радь для учащихся 3 класса. – Таган¬рог: Айкен, 1998. – 64 с. (в соав¬тор-стве).
23. Надолинская Т.В. Нотная хрестоматия к учебно-ме¬тодическому ком¬плекту «Му¬зыка». 1 класс. Часть 1. – Таганрог: Ай¬кен, 2000. – 64 с.
24. Надолинская Т.В. Нотная хрестоматия к учебно-ме¬тодическому ком¬плекту «Му¬зыка». 1 класс. Часть 2. – Таганрог: Ай¬кен, 2000. – 64 с.
25. Надолинская Т.В. Нотная хрестоматия к учебно-ме¬тодическому ком¬плекту «Му¬зыка». 2 класс. – Таганрог: Ай¬кен, 2000. – 64 с.
26. Надолинская Т.В. Нотная хрестоматия к учебно-ме¬тодическому ком¬плекту «Му¬зыка». 3 класс. – Таганрог: Ай¬кен, 2000. – 64 с.
27. Надолинская Т.В. Нотная хрестоматия к учебно-ме¬тодическому ком¬плекту «Му¬зыка». 4 класс. – Таганрог: Ай¬кен, 2000. – 64 с.
28. Надолинская Т.В. Педагогиче¬ская практика на му¬зыкально-педа¬го-ги¬ческом факуль¬тете: Учебно-методическое посо¬бие. – Таганрог: ТГПИ, 2004. – 80 с. (в соавторстве).
29. Надолинская Т.В. Интегрированные технологии в со¬вре¬менном му-зы¬кальном обра¬зова¬нии: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 100 с.
Научные статьи, программы
30. Надолинская Т.В. Драматизация как ме¬тод музыкального вос¬пи¬та-ния и обуче¬ния учащихся в 1–2 классах // Проблемы гуманиза¬ции музы¬каль-ного воспита¬ния: Межвуз. сб. науч. трудов. – Та¬ган¬рог: ТГПИ, 1992. – С. 15–18.
31. Надолинская Т.В. Игра-драматизация на уроках музыки в на¬чаль-ных классах // Актуальные про¬блемы современной музыкаль¬ной педа¬го¬гики: Меж¬вуз. сб. науч. трудов. – Та¬ган¬рог: ТГПИ, 1994. – С. 25–29.
32. Надолинская Т.В. Инструменты детского оркестра. Учебная про-грамма. – Таганрог: ТГПИ, 1997. – 8 с.
33. Надолинская Т.В. Драматизация музы¬кально-образовательного про¬цесса: Учебная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 1997. – 8 с.
34. Надолинская Т.В. Актуальные методики музыкального воспита¬ния: Учебная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 1997. – 16 с.
35. Надолинская Т.В. Методика проведения практических занятий по учебному курсу «Теория и практика музыкального воспитания»: Учеб¬ная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 1997. – 8 с.
36. Надолинская Т.В. Методика проведения практических занятий по специализации «Мето¬дист музыкально-эстети¬ческого воспитания»: Учебная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 1997. – 8 с.
37. Надолинская Т.В. Тестовые задания по учебному курсу «Методы му¬зыкального воспитания»: Методическое пособие. – Таганрог: ТГПИ, 1999. – 28 с.
38. Надолинская Т.В. Драматизация уроков музыки в школе: Учеб¬ная программа. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 20 с.
39. Надолинская Т.В. История развития дет¬ского музы¬кального те¬атра: Учебная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 15 с.
40. Надолинская Т.В. Музыкально-дра¬матический ре¬пертуар: Учеб¬ная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 8 с.
41. Надолинская Т.В. Организация и деятельность му¬зыкального те-атра в школе: Учеб¬ная программа. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 7 с.
42. Надолинская Т.В. Тестовые задания по истории му¬зыкального об-ра¬зо¬вания: Методи¬че¬ское посо¬бие. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 9 с.
43. Надолинская Т.В. Теоретические основы практической режис¬суры: Учеб¬ная про¬грамма. – Таганрог: ТГПИ, 2000. – 9 с.
44. Надолинская Т.В. Актерское мастер¬ство: Учебная про¬грамма. – Та-ганрог: ТГПИ, 2000. – 10 с.
45. Надолинская Т.В. Музыкальное воспитание и обра¬зование в ан¬тич-ных ци¬вилизациях // Деп. в библ. указателе «История. Археология. Эт¬ноло-гия». № 1. М., 2001 (ИНИОН РАН 02.08.2001 г. (56666). – 7 с.
46. Надолинская Т.В. Философы античности об эти¬че¬ском воздейст¬вии музыки на че¬ловека // Деп. в библ. указателе «История. Археология. Этноло-гия». № 1. М., 2001 (ИНИОН РАН 02.08.2001 г. (56665) – 17 с.
47. Надолинская Т.В. Игровая деятельность как педаго¬гическая среда обо¬гащения эсте¬тического опыта //Материалы Меж¬дуна¬родной на¬учно-прак-ти¬че¬ской кон¬ферен¬ции «Развитие худо¬жест¬венного и эс¬тети¬че¬ского опыта лично¬сти в обра¬зователь¬ном про¬цессе школы и ВУЗа», 7–11 апреля 2003 г. – М.: ИХО РАО, 2003. – С. 25–30.
48. Надолинская Т.В. Игровые технологии в под¬готовке учителя му-зыки в вузе // Искусство в усло¬виях модерниза¬ции школь¬ного образо¬вания и воспита¬ния: Сб. науч¬ных статей. – М.: ИХО РАО, 2003. – С. 234–237.
49. Надолинская Т.В. Подготовка будущего педагога к драматизации школьного во¬кально-хорового репертуара //Модернизация дири¬жерско-хо-ро¬вой под¬готовки учителя му¬зыки в системе про¬фессио¬нального обра¬зова-ния: Сб. науч. тру¬дов. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. – С. 40–48.
50. Надолинская Т.В. Развитие сотворческого вооб¬ра¬жения буду¬щего пе¬дагога и уча¬щихся в художественно-эс¬тетиче¬скойигре (драматиза¬ции) // Во¬просы совершенство¬вания профессиональной подго¬товки педагога-му-зы¬канта. Сб. науч. трудов. Вып. 12 / Под ред. А. Н. Ма¬люкова, С. Н. Байда-ли¬нова. – М.: МПГУ, 2006. – С. 45–57.
51. Надолинская Т.В. Взаимодействие театральной и му¬зы¬кальной пе-да¬гогики в подго¬товке бу¬дущего учителя музыки //Междисциплинарный ин-тег¬рированный подход к обучению и воспита¬нию искусством (опыт ре¬гио-нальных исследо¬ваний): Сб. науч. статей Всерос¬сийской конфе¬ренции «Ху-дожествен¬ное образо¬вание, как социо¬культур¬ный феномен: Юсовские чте-ния», 31 ок¬тября – 3 но¬ября 2006 г. – М.: ИХО РАО, 2006. – С. 202–207.
52. Надолинская Т.В. Педагогические условия развития сотворче¬ского воображения педа¬гога и учащихся в художественно-игровой дея¬тельности //Наследие О. А. Апракси¬ной и музыкальное обра¬зование в XXI веке: Ма¬те-риалы межрегиональ¬ной конференции с меж¬дународным участием, 16-17 ноября 2006 г. – М.: МПГУ, 2006. – С. 293–297.
53. Надолинская Т.В. Полихудожественное развитие младших школьников в художественно-эстетической среде образовательной школы // Полихудожественное образование и здоровьесберегающие технологии в художественном воспитании (опыт региональных исследований): Материалы Всероссийской на¬учно-прак¬ти¬че¬ской кон¬ферен¬ции «Полихудожественное образование, как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества: Юсовские чтения», 1–3 ноября 2007. – М.: ИХО РАО, 2003. – С. 203–211.
54. Надолинская Т.В. Формирование художественно-игровой деятельности как проблема профессиональной подготовки педагога-музыканта // Материалы 3-ей меж¬дународной научно-практической конфе-ренции «Актуальные проблемы музыкаль¬ного и художествен¬ного образования и культуры: История и современность», 5 де¬кабря 2007 г. – М.: МГПУ, 2008. – С. 112-122.
55. Надолинская Т.В. Современные психолого-педагогические исследования творческого потенциала театрализованной игры как социокультурного феномена //Материалы II Международной научной сессии «Интеграция искусства в систему непрерывного образования детей и молодежи», 14-16 октября 2008. – М.: ИХО РАО, 2008. – С. 74-80.