Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основополагающие понятия процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения. Профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения отражает такое положение руководителя по отношению к себе, другим субъектам и объектам управления, которое характеризуется субъектностью, профессионализмом, системой отношений с действительностью и влияет на оптимальность профессиональной управленческой деятельности. При этом субъектность - форма проявления активного отношения руководителя к себе как субъекту профессиональной деятельности; основой профессионализма выступает успешное осуществление руководителем профессиональной деятельности; система отношений определяет ценностно-смысловые ориентиры руководителя (личностные смыслы и мотивация профессиональной управленческой деятельности, ценности - основа принятия управленческих решений). Познание сущности профессиональной позиции руководителя неразрывно связано с понятием «процесс становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения». Под ним рассматривается целостный непрерывный процесс движения руководителя к субъектности, профессионализму, изменению системы его отношений к действительности, который регулируется внутренними и внешними факторами, условиями и влияет на эффективность профессиональной управленческой деятельности руководителя. Соотношение понятий «становление» и «развитие» применительно к исследуемой проблеме показывает, что становление является определенным результатом процесса развития профессиональной позиции руководителя, связано с накоплением новых характеристик, качеств и обусловливает переход к следующему этапу процесса развития. Становление выступает в качестве причины дальнейшего развития профессиональной позиции руководителя.
  2. Концепция становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения. Методологическими основаниями построения концепции становления и развития профессиональной позиции руководителя выступают положения личностно-деятельностного и синергетического подходов. Применение синергетического подхода связано с развитием личности руководителя как самоорганизующейся системы, выступающей источником активности. Личностно-деятельностный подход ориентирован на мотивированное развитие способностей (владение знаниями, умениями, навыками; сформированность способов выполнения деятельности; освоение ценностей, ценностных ориентаций и др.) и готовности руководителей эффективно выполнять поставленные профессиональные задачи. Критериями и показателями проявления профессиональной позиции руководителя выступают: субъектность (показатели - активность личности; способность к саморазвитию; способность к саморегуляции и рефлексии; способность осознавать и разрешать противоречия, возникающие в профессиональной деятельности и др.); профессионализм (показатели - наличие личностно значимых знаний, профессиональных умений, навыков, качеств; степень владения современным содержанием и средствами, способами решения профессиональных задач; профессиональная компетентность, профессиональная готовность; умение быть конкурентоспособным в современных условиях и др.); ценностно-смысловое отношение (показатели - осознание своего профессионального предназначения, собственного управленческого статуса и роли; профессиональный интерес; профессиональное самоопределение и др.). Закономерностями, определяющими стратегический вектор направленности исследуемого процесса, являются динамичность, необратимость, непрерывность, преемственность, неравновесность, нелинейность, индивидуальность, неповторимость. Гетерохронность и неравномерность выступают движущими силами становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения. Эффективность процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя обусловлена рядом внешних (процессы изменения общества и образовательного учреждения, коллектив, социальный опыт и др.) и внутренних (потребности, ценности и ценностные ориентации, субъектный опыт и др.) факторов, выступающих в качестве источников и мотиваторов исследуемого процесса. Организационно-педагогические условия (непрерывность и преемственность профессионального образования управленческих кадров; муниципальная кадровая политика; ежегодная подготовка руководителей по индивидуальной траектории обучения; личностно-деятельностный подход в организации обучения; непрерывный, научно-обоснованный мониторинг как процесс постоянного изучения становления и развития профессиональной позиции) представляют совокупность процессов и отношений, определяющих позитивную направленность становления и развития профессиональной позиции руководителя. Формой организации процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя выступает структурно-функциональная модель, которая представляет собой целостность, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов: цели (организация непрерывного процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя), принципов (вариативность и гибкость, преемственность и непрерывность, детерминация, создание свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности и др.), компонентов профессиональной управленческой деятельности (мотивационно-целевой, функционально-содержательный, информационно-коммуникативный), оценки (критерии становления профессиональной позиции - субъектность, профессионализм, ценностно-смысловое отношение - и соответствующие им показатели), результата (высокий, средний, низкий уровни). Структурно-функциональная модель характеризуется креативной и гносеологической эффективностью, позволяющей изменять профессиональную позицию руководителя. Процесс становления и развития профессиональной позиции, характеризуясь неравномерностью, гетерохронностью, процессуальной незавершенностью, включает взаимосвязанные этапы: репродуктивный, адаптивный, технологический, системно-моделирующий. Каждый этап подчеркивает определенную результативность данного процесса и направлен на дальнейшее повышение уровня профессиональной позиции руководителя. Профессиограмма, построенная на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов, включает перечень требований к качествам, способностям руководителя, функции управления, ключевые профессиональные компетенции и др., отражает обновленное содержание профессиональной деятельности руководителя и выступает идеальным ориентиром в становлении и развитии его профессиональной позиции.
  3. Технология управления процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения в условиях муниципальной системы образования. Комплексно-целевая программа «Управленческие педагогические кадры муниципальной системы образования г. Новосибирска», позволяющая эффективно управлять процессом становления и развития профессиональной позиции руководителя в ходе совместной деятельности, основанной на коллективном взаимодействии участников, объединенных в единую образовательную систему, характеризуется системным видением исследуемой проблемы; направленностью на конечный результат; согласованием целей, средств, ресурсов в решении проблем; интеграцией усилий всех субъектов, участвующих в реализации программы. Психолого-педагогическое сопровождение как комплекс мер, включающих психолого-педагогическую поддержку профессиональной управленческой деятельности руководителей на всех этапах профессионального пути (составление и реализация индивидуального плана работы, помощь в разрешении конкретной ситуации и др.) и управленческое консультирование (ценностно-ориентированное, маркетинговое, информационное, научно-методическое и др.) направлены на управление процессом изменения профессиональной позиции руководителя и достижение устойчивых положительных результатов.
  4. Методика обучения руководителей образовательных учреждений. Предлагаемая методика обучения позволяет осуществлять перестройку сознания руководителей: от репродуктивного восприятия информации к внутреннему осмыслению и осознанию профессиональной управленческой деятельности, творческому конструированию авторских технологий управления образованием. Она включает в себя: принципы (многоуровневость и вариативность программ; преемственность; активность; гибкость организационных форм; модульность; опора на опыт и др.); методы (методы активного обучения, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, создание профессиональных сценариев, дискуссия и др.); содержание (учебные планы, программы).
Список опубликованных работ
Монографии

1.Нелюбов, С.А. Субъектно-профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения [Текст]: монография / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 244 с. (15,6 п.л.).

2.Нелюбов, С.А. Становление и развитие профессиональной позиции руководителя обра-зовательного учреждения в условиях крупного города [Текст]: монография / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 151 с. (9,9 п.л.).

3.Нелюбов, С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности [Текст]: монография / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд-во НИП-КиПРО, 2003. – 172 с. (10,75 п.л.).

Учебно-методические пособия, методические и учебно-методические рекомендации

4.Нелюбов, С.А. Управление образовательными системами [Текст]: учебно-методи¬ческое пособие / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – 230 с. (14,37 п.л.).

5.Нелюбов, С.А. Основы управления педагогическими системами [Текст]: методические реко-мендации / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 28 с. (1,5 п.л.).

6.Нелюбов, С.А. Функции педагогического управления: [Текст]: учебно-методи¬ческие рекомендации / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 38 с. (2,4 п.л.).

7.Нелюбов, С.А. Управление образовательными системами [Текст]: учебно-методи¬ческие рекомендации / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 64 с. (4,2 п.л.).

8.Нелюбов, С.А. Управление образовательными системами [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Нелюбов. – 2-е изд. доп. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 274 с. (17,125 п.л.).

Публикации, включенные в реестр изданий ВАК РФ

9.Нелюбов, С.А. Психолого-педагогические аспекты исследования субъектной позиции школьника в учебной деятельности [Текст] / С.А. Нелюбов // Философия образования. – Новосибирск, 2003. – № 9. – С. 81–87 (1,2 п.л.).

10.Нелюбов, С.А. Устойчивые ценности в неустойчивом обществе (по материалам работы директора детского дома) [Текст] / С.А. Нелюбов // Философия образования. – Новосибирск, 2006. – № 1 (15). – С. 244–247 (0,7 п.л.).

11.Нелюбов, С.А. Деятельность как форма становления субъектности человека [Текст] / С.А. Не-любов // Известия Международной академии наук высшей школы. – М., 2006. – № 1 (35). – С. 210–215 (1,1 п.л.).

12.Нелюбов, С.А. Субъектно-профессиональная позиция директора детского дома [Текст] / С.А. Нелюбов // Философия образования. – Новосибирск, 2006. – № 2 (16). – С. 236–244 (1,4 п.л.).

13.Нелюбов, С.А. Муниципальный уровень работы с кадрами: формирование субъектной позиции руководителя детского дома [Текст] / С.А. Нелюбов // Народное образование. – М., 2006. – № 5 (1358). – С. 57–64 (2,0 п.л.).

14.Нелюбов, С.А. Особая миссия директора детского дома [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогика. – М., 2006. – № 6. – С. 82–88 (0,6 п.л.).

15.Нелюбов, С.А. Реализация национального проекта на муниципальном уровне: шаг в повышении престижа педагогической профессии [Текст] / С.А. Нелюбов, Г.А. Старцев, Н.Н. Копаева // Народное образо-вание. – М., 2006. – № 8. – С. 83–89. (33 % личного участия) (1,8 п.л.).

16.Нелюбов, С.А. Директорский корпус города: каждый день – приращение компетенции [Текст] / С.А. Нелюбов // Народное образование. – М., 2007. – № 2 (1365). – С. 113–119 (1,8 п.л.).

17.Нелюбов, С.А. Теоретико-методологические аспекты исследования профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения [Текст] / С.А. Нелюбов // Философия образования. – Новосибирск, 2007. – № 1 (18). – С. 241–247 (0,8 п.л.).

18.Нелюбов, С.А. Проблема субъекта управления: сущность и особенности [Текст] / С.А. Нелюбов // Философия образования. – Новосибирск, 2007. – № 2 (19). – С. 134–141 (0,9 п.л.).

19.Нелюбов, С.А. Муниципальная образовательная система крупного сибирского города: условия развития [Текст] / С.А. Нелюбов // Народное образование. – М., 2007. – № 7 (1370). – С. 80–85 (1,0 п.л.).

Статьи

20.Нелюбов, С.А. Некоторые аспекты создания современной воспитательной системы об-разовательных учреждений города Новосибирска через формирование духовных ценностей [Текст] / С.А. Нелюбов, Г.А. Старцев // Сибирский учитель. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. – № 1 (24). – С. 8–10. (50 % личного участия) (0,4 п.л.).

21.Нелюбов, С.А. Управление образовательными учреждениями: организация психолого-медико-педагогического консультирования в г. Новосибирске [Текст] / С.А. Нелюбов // Психолого-педагогическая поддержка участников педагогического процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2004. – С. 211–215 (0,4 п.л.).

22.Нелюбов, С.А. Муниципальная система управления образованием: формы социально-эффективного обеспечения адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / С.А. Нелюбов // Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях: материалы научно-практической конференции. – Омск: Издательский дом «Наука», 2004. – С. 75–78 (0,4 п.л.).

23.Нелюбов, С.А. Управление муниципальным образованием: учреждения дополнительного образования и социализация детей в современных условиях [Текст] / С.А. Нелюбов // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – Ч. 1.– С. 170–174 (0,4 п.л.).

24.Нелюбов, С.А. Проблема формирования управленческой позиции руководителя обра-зовательного учреждения [Текст] / С.А. Нелюбов // Современные проблемы управления персоналом организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. – С. 43–46 (0,4 п.л.).

25.Нелюбов, С.А. Муниципальная система образования: раскрытие творческих способностей детей [Текст] / С.А. Нелюбов // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы Всероссийского научно-практического форума. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2004. – С. 97–98 (0,3 п.л.).

26.Нелюбов, С.А. Роль органов управления образованием г. Новосибирска в формировании управленческой позиции руководителя [Текст] / С.А. Нелюбов // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: материалы II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. – С. 188–191 (0,4 п.л.).

27.Нелюбов, С.А. Муниципальный уровень управления: информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска [Текст] / С. А. Нелюбов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. – С. 332–335 (0,4 п.л.).

28.Нелюбов, С.А. Актуальные направления развития муниципальной системы образования г. Новосибирска [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 54–58 (0,4 п.л.).

29.Нелюбов, С.А. Руководитель образовательного учреждения: формирование управленческой позиции на муниципальном уровне [Текст] / С.А. Нелюбов // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сборник статей Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. – С. 149–153 (0,4 п.л.).

30.Нелюбов, С.А. Развитие единого информационного пространства г. Новосибирска как фактор повышения качества образования [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 114–118 (0,4 п.л.).

31.Нелюбов, С.А. Роль ценностей в формировании руководителя образовательного учреждения как субъекта управления [Текст] / С.А. Нелюбов // Аспирантский сборник НГПУ – 2005.: в 3 ч. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – Ч. 1. – С. 129–131 (0,2 п.л.).

32.Нелюбов, С.А. Руководитель образовательного учреждения как субъект управления [Текст] / С.А. Нелюбов // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования. Т. XVI серии трудов, приложение к журналу «Философия образования». – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – С. 44–50 (1,2 п.л.).

33.Нелюбов, С.А. Развитие общественно-государственных форм управления образованием в Новосибирске [Текст] / С.А. Нелюбов, Л.А. Черкашина // Педагогическое обозрение. – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – № 55. – С. 2–4. (50 % личного участия) (0,2 п.л.).

34.Нелюбов, С.А. Формирование «субъектности» руководителя образовательного учреждения как управленческая проблема [Текст] / С.А. Нелюбов // Управление в социальных и экономических системах: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – С. 21–22 (0,2 п.л.).

35.Нелюбов, С.А. Субъектность и профессионализм руководителя образовательного учреждения как условия успешности его управленческой деятельности [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2006. - Ч. 1. – С. 404–409 (0,5 п.л.).

36.Нелюбов, С.А. «Субъектность» руководителя как условие успешного развития информатизации в образовательном процессе [Текст] / С.А. Нелюбов // Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса: Сборник материалов Второй городской конференции – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. – С. 44–47 (0,4 п.л.).

37.Нелюбов, С.А. Пути повышения профессионализма директоров детских домов на муниципальном уровне управления [Текст] / С.А. Нелюбов // Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. – Новоси-бирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. – Ч. 2. – С. 298–302 (0,5 п.л.).

38.Нелюбов, С.А. Управленческая деятельность как фактор формирования «субъектности» руководителя образовательного учреждения [Текст] / С.А. Нелюбов // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования. Т. XVIII серии трудов, приложение к журналу «Философия образования». – Новосибирск: ГЦРО, 2006. – С. 74–78 (0,8 п.л.).

39.Нелюбов, С.А. Субъект-объектное взаимодействие в процессе управленческой деятельности [Текст] / С.А. Нелюбов // Управление в социальных и экономических системах: сборник IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С. 42–43. (0,2 п.л.).

40.Нелюбов, С.А. Становление субъектно-профессиональной позиции руководителя обра-зовательного учреждения как условие модернизации системы управления образованием [Текст] / С.А. Нелюбов // Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты): сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С. 17–19 (0,3 п.л.).

41.Нелюбов, С.А. Некоторые аспекты управления муниципальной системой образования г. Новосибирска [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы III Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – С. 66–76 (0,9 п.л.).

42.Нелюбов, С.А. Эффективность информатизации как приоритетное направление национальной политики в области образования [Текст] / С.А. Нелюбов, Г.А. Старцев // Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: Сборник материалов 3-й научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – С. 6–14. (50 % личного участия) (0,8 п.л.).

43.Нелюбов, С.А. Обучение как условие становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения [Текст] / С.А. Нелюбов // Восток – Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – Ч. 1. – С. 186–196 (1,0 п.л.).

44.Нелюбов, С.А. Обучение руководителей образовательных учреждений как условие успешной реализации национального проекта «Образование» [Текст] / С.А. Нелюбов // Управление высшими учебными заведениями в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»: материалы Международной научно-практической конференции. – Пенза: ПГУАС, 2007. – С. 431–436 (0,5 п.л.).

45.Нелюбов, С.А. Разноуровневый подход к подготовке управленческих педагогических кадров [Текст] / С.А. Нелюбов // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всероссийского педагогического конгресса (19–21 декабря 2007 г., Москва): в 4 ч. – М.: МАНПО, 2007. – Ч. 2. – С. 484–488 (0,3 п.л.).

46.Нелюбов, С.А. Содержание и структура профессиональной позиции руководителя об-разовательного учреждения [Текст] / С.А. Нелюбов // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции (20–23 февраля 2008 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – С. 63–73 (1,0 п.л.).