- Системное развертывание и полнота решения задач по исследуемой проблеме базируются на понятийном тезаурусе, структуру которого образуют три взаимосвязанных блока понятий и категорий: 1) понятия, раскрывающие сущностные стороны личности ребенка-сироты и последствия социального сиротства («детство», «семья», «кризис семьи», «детство без семьи», «сиротство», «ребенок, оставшийся без попечения родителей», «социальный сирота», «семейная дезорганизация», «детско-родительские отношения» «отчуждение»); 2) понятия, отражающие суть проблем детей, воспитывающихся вне семьи («воспитательная среда», «воспитательное пространство», «детский дом как среда воспитания и жизнедеятельности ребенка-сироты», «депривация»); 3) понятия, отражающие суть системы социально-педагогической поддержки детства и преодоления социального сиротства («государственная семейная политика», «перспективное детство», «социально-педагогическое мышление», «социально-педагогическая поддержка», «ортопедагогика», «замещающая семья», «замещающая семейная забота», «опека», «попечительство», «приемная семья», «патронатная семья», «патронатное воспитание», «психолого-педагогическая реабилитация», «уполномоченная служба»).
- Детство без семьи или социальное сиротство (сиротство при живых родителях) есть следствие отчуждения ребенка от семьи, которое сопровождается такими негативными характеристиками, как чувство бессилия, представление о бессмысленности своего существования, восприятие окружающего мира как враждебного, ощущение одиночества, чувство утраты «Я» и др. Отчуждение ребенка от близкой ему социальной общности, отношение к нему как не принадлежащему к этой общности является особым видом насилия. Его предотвращение связано с выравниванием возможностей социальных сирот и обеспечением одинаковых прав с благополучным социумом. Социальные сироты должны рассматриваться как равноправные субъекты социального и психолого-педагогического взаимодействия, воспитываться в благоприятной для своего развития среде, функционирующей на основе принципов гуманизма, учета индивидуальных и возрастных особенностей, природо- и культуросообразности, а также при соблюдении комплекса организационно-педагогических, психолого-педагогических, материально-технических, социокультурных и научно-методических условий. Определение содержательной направленности этих условий должно быть обусловлено результатами экспериментального изучения особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, анализом возникающих депривационных состояний и их последствий, проблем современного воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот.
- Нормативной и правовой основой преодоления социального сиротства в стране должна выступить государственная семейная политика, механизмом осуществления которой является региональная система социально-педагогической поддержки детства, предусматривающая: создание и развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска; оказание комплексной помощи детям-инвалидам с глубокими умственными и физическими отклонениями и их семьям; развитие семейных форм жизнеустройства; социальную адаптацию сирот - выпускников интернатных учреждений.
- Главной формой социально-педагогической поддержки социальных сирот в регионе должна стать замещающая семейная забота как альтернатива государственной опеке. Для ее реализации требуются: реорганизация органов опеки и попечительства, создание системы уполномоченных служб; введение института социального патроната; создание системы устройства детей в замещающие семьи; преобразование интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания. Проектирование региональной модели социальной и психолого-педагогической поддержки детей-сирот должно опираться на комплексный, системный, функциональный, нормативный, проблемный, ценностный, проектный и ситуационный подходы и включать четыре уровня деятельности: 1) выявление детей, нуждающихся в помощи, до того, как они покидают семью и попадают в сиротские учреждения; 2) работа с неблагополучными семьями, имеющими детей, и с детьми группы риска непосредственно в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения; 3) работа по созданию новых типов учреждений для работы с детьми и родителями; 4) подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих на всех уровнях социальной и психолого-педагогической помощи детям.
- Организация процесса воспитания и личностного развития детей в условиях патронатной семьи должна основываться на принципах: персонального отбора и предварительной подготовки патронатных воспитателей; подбора детей для устройства в семью с учетом психологических особенностей воспитателей и ребенка; строгого контроля со стороны уполномоченных органов за соблюдением прав ребенка при одновременном оказании патронатным воспитателям всей необходимой помощи; сохранении (по возможности) контактов ребенка с биологическими родителями и другими родственниками. Содержание организуемого в патронатной семье педагогического процесса образует система технологий, связанных с реализацией нескольких направлений образовательно-воспитательной деятельности приемных родителей: сохранно-восстановительного (создание благоприятных условий для нормального развития физического, психологического и социального здоровья приемного ребенка); общеразвивающего (развитие индивидуальности ребенка в процессе специально создаваемых образовательно-воспитательных ситуаций); социально-ориентирующего (расширение и обогащение индивидуального жизненного опыта ребенка); эмоционально-обогащающего (формирование у ребенка позитивного социального самочувствия, безопасности существования и защищенности).
- Система комплексного сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка в ней должна рассматриваться как особая культура помощи, в основе которой лежат принципы: сочетания целенаправленности и гибкости сопровождения; последовательности и этапности; непрерывности; ориентации на индивидуальные особенности ребенка; целостности развития личности ребенка; эмоционально-положительного взаимодействия взрослого и ребенка; создания специально организуемой педагогической среды. Ядром содержания сопровождения должны выступать психологический, педагогический, медицинский и социальный компоненты.
- Психолого-педагогическая поддержка приемной семьи и ребенка-сироты в ней, основываясь на комплексе диагностических составляющих (особенности детско-родительских отношений; адаптация приемного ребенка в замещающей семье; положительная динамика развития ребенка; готовность ребенка к самостоятельной жизни), позволяет осуществлять эффективный мониторинг процесса функционирования замещающей семьи и осуществлять своевременную социально-психологическую и педагогическую коррекцию.
1. Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения / В.И.Горовая. – Ставрополь: Литера, 2006.- 188 с.
2. Палиева Н.А. Региональная система социально-педагогической поддержки детства. – Ставрополь: Литера, 2007.- 195 с.
3. Палиева Н.А. Развитие социального института приемной и патронатной семьи в Ставропольском крае. – Ставрополь: Литера, 2008. – 226 с.
4. Палиева Н.А. Муниципальная модель жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Ставрополь: Литера, 2008.– 252 с.
Учебные, методические пособия, методические рекомендации
5. Палиева Н.А. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: Программа подготовки кандидатов в замещающие семьи.- Ставрополь, 2002.- 60 с.
6. Палиева Н.А. Духовность – основа социализации личности воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие для руководителей учреждений интернатного типа / Н.Н.Волоскова, Н.С.Белан, Е.Н.Трутенко.- Ставрополь, 2002.- 328 с.
7. Палиева Н.А. Психолого-педагогические основы дезадаптации: Программа для студентов, обучающихся по специальности «Логопедия» / И.А.Малашихина, О.И.Ковалева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 12 с.
8. Палиева Н.А. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения: Научно-методическое пособие / В.И. Аксенова, Н.П.Бушкова.- Ставрополь: СКИПКРО, 2003.- 115 с.
9. Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Методическое пособие / Н.М.Борозинец, Е.В.Евмеенко, Г.Ю.Козловская.- Ставрополь: СКИПКРО, 2003.- 100 с.
10. Палиева Н.А. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации / В.Ф.Вишнякова, В.И.Галяпина, Л.П.Погребняк, Т.В.Поштарева.- Ставрополь, 2003. – 80 с.
11. Палиева Н.А. Управление учреждениями интернатного типа в условиях модернизации образования: Методические рекомендации – Ставрополь, 2003.- 99 с.
12. Палиева Н.А. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: Программа и методические рекомендации / И.А.Малашихина, Н.Л.Шальнева, О.И.Ковалева.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.- 16 с.
13. Палиева Н.А. Социальные проблемы детства на Ставрополье: Методическое пособие. Ставрополь, 2004.-80 с.
14. Палиева Н.А. Толерантная позиция педагога и пути разрешения педагогических конфликтов: Учебное пособие / В.И.Горовая, Н.Ф.Петрова.- Ставрополь, 2005.- 88 с.
15. Палиева Н.А. Формирование ценностных ориентаций у воспитанников детского дома: Методическое пособие. - Ставрополь, 2005.- 71 с.
16. Палиева Н.А. Организация контроля в детском доме: Методическое пособие / Н.С.Белан, М.М.Панасенкова.- Ставрополь:СКИПКРО, 2006.-132 с.
17. Палиева Н.А. Нормативно-правовые документы по охране прав детей в Ставропольском крае: Методическое пособие / Г.И.Ильченко, В.И.Лозовой, Т.В.Дорофеева, Ф.Н.Сысоева, Г.С.Зубенко.- Ставрополь, 2006.- 47 с.
18. Палиева Н.А. Нормативно-правовые и методические основы проведения аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений края: Методическое пособие / Ф.Н.Страчкова, С.И.Чаплинская, Л.И.Юдина, Т.И.Лутова / Под общей ред. Н.А.Палиевой.- Ставрополь: СКИПКРО, 2006.- 240 с.
19. Палиева Н.А. Аттестация педагогических и руководящих кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методическое пособие / Г.С.Зубенко, Ф.Н.Страчкова, С.И.Чаплинская, Л.И.Юдина, А.А.Чотчаева.- Ставрополь: СКИПКРО, 2006.- 184 с.
20. Палиева Н.А. Библиотека в образовательном пространстве детского дома: Методические рекомендации /С.М.Шабанова, М.М.Панасенкова, Т.В.Вахмистрова, Н.А.Кривоносова.- Ставрополь: Литера, 2006.-128 с.
21. Палиева Н.А. Реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме: Учебно-методическое пособие / М.М.Панасенкова, Н.С.Белан. - Ставрополь: Литера, 2006.- 100с.
22. Палиева Н.А. Планирование работы в детском доме: Методическое пособие / Н.С.Белан, М.М.Панасенкова.-Ставрополь, 2006.- 192 с.
23. Палиева Н.А. Психологическая служба в дошкольном образовательном учреждении для детей-сирот: Методические рекомендации.-Ставрополь, 2006.- 52 с.
24. Палиева Н.А. Примерные программы по работе с воспитанниками детского дома / М.М.Панасенкова, Т.И.Некрасова, А.Г.Афанасьева, Н.А.Канахина, Е.В.Андрющенко, А.Н.Некрасов.- Ставрополь, 2006.- 171 с.
25. Палиева Н.А. Региональные аспекты жизнеустройства детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей: Методическое пособие.- Ставрополь, 2007.- 131 с.
26. Палиева Н.А. Делопроизводство в системе выявления, учета и определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методическое пособие /В.Г.Теслицкий, Т.Н.Грачева / Под общей ред. Н.А.Палиевой.- Ставрополь: Литера, 2007.- 188 с.
27. Палиева Н.А. Организационно-педагогические модели профилактики социального сиротства: Методические рекомендации. - Ставрополь: СКИПКРО, 2007.- 56 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
28. Палиева Н.А. Духовно-ценностные ориентации в воспитательной системе интернатных учреждений для детей-сирот // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика».- №3.- Ростов н/Д, 2006.- С. 206-214.
29. Палиева Н.А. Семья как институт воспитания / В.И.Горовая // Научная мысль Кавказа.- № 14.- Ростов н/Д, 2006.- С. 92 – 99.
30. Палиева Н.А. Некоторые аспекты педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика».- № 5.- Ростов н/Д, 2006.- С. 125-132.
31. Палиева Н.А. Педагогические условия преодоления проблем биологического и социального сиротства / В.И.Горовая // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика».- № 6.- Ростов н/Д, 2006.- С. 189-194.
32. Палиева Н.А. Профилактика социального сиротства как путь сохранения семьи // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика».- №8.- Ростов н/Д, 2006.- С.186-190.
33. Палиева Н.А.Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома// Вестник университета Российской академии образования.-2007.-№2.-С.74-77.
34. Палиева Н.А. Значение библиотеки в развитии и становлении личности воспитанников детских домов // Социально-гуманитарные знания.- 2007.- №2.- С. 87-104.
35. Палиева Н.А. Предупреждение социального сиротства в системе российского образования как основное направление государственной политики // Вестник университета Российской академии образования.-2007.-№3.-С.56-59.
Статьи и тезисы в сборниках научных трудов и материалов конференций
36. Палиева Н.А. Каждый ребенок – это личность // Детский дом.- 2002.- №3.- С.4-5.
37. Палиева Н.А. Программа «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома на 2001-2005 годы» / Т.Г.Олешкевич, Н.С.Белан // Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома.- Ставрополь: Сервисшкола, 2003.- С. 61-90.
38. Палиева Н.А. Психологический портрет воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ставропольского края / С.Н.Пешков, Е.В.Заика // Развитие воспитательных идей А.А. Католикова в условиях модернизации образовании: Матер. У1 Католиковских чтений. Ч. 2. - Кавминводы-Ставрополь, 2003.- С. 47-54.
39. Палиева Н.А. Теоретические и методические подходы к разработке и реализации программ укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков / Т.Г.Олешкевич // Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома.- Ставрополь: Сервисшкола,2003.-С. 19-28.
40. Палиева Н.А. Философия культуры и философия детства: Современный взгляд / Н.И.Бутенко, Г.С.Зубенко // Развитие ребенка в контексте культуры: Матер. краевой конф. работников дошкольного и начального образования.- Ставрополь, 2004.- С. 28-29.
41. Палиева Н.А. Работа с родителями – одно из условий профилактики социального сиротства // Развитие ребенка в контексте культуры: Матер. краевой конф. работников дошкольного и начального образования.- Ставрополь, 2004.- С. 182-188.
42. Палиева Н.А. Концепция формирования ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома // Концептуальный подход к проблеме формирования ценностных ориентаций у воспитанников детского дома: Матер. 1 этапа экспериментальной работы ВНИК.- Ставрополь, 2005.- С. 64-79.
43. Палиева Н.А. Концепция комплексного сопровождения развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / М.М. Панасенкова //Организационно-педагогические аспекты экспериментальной работы в условиях сельского детского дома: Сб. статей. - Ставрополь, 2006.- С. 66-96.
44. Палиева Н.А. О положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ставропольском крае.- Ставрополь, 2006. – 16 с.
45. Палиева Н.А. Инновации в системе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: Матер. Междун. педагог. форума. Секция 1.- Ростов н/Д: РГПУ, 2006.- С.237-239.
46. Палиева Н.А. К вопросу о формировании самосознания личности в подростковом возрасте // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: Материалы Междунар. педагогического форума. Секция 2.- Ростов н/Д: РГПУ, 2006.- С. 174-176.
47. Палиева Н.А. «Больные» вопросы детского сиротства.- Ставрополь: Литера, 2006.- 20 с.
48. Палиева Н.А. Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов // Детский дом.- №4 (21).-2006. – С. 20-25.
50. Палиева Н.А. Деятельность образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие региональной системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. В.И.Горовой. Вып. 1.- Ставрополь: СКИПКРО, 2006.- С. 95-99.
51. Палиева Н.А. Приоритетные направления деятельности Министерства образования Ставропольского края в сфере охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г.С.Зубенко //Вестник образования России.- № 9.- 2006.- С.3-11.
52. Палиева Н.А. Система поддержки в жизненном и профессиональном самоопределении воспитанников детского дома // Научно-методическое сопровождение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования: Сб. статей.- Ставрополь, 2006.- С. 154-155.
53. Палиева Н.А. Теоретические основы разработки авторской образовательной программы / В.И.Горовая, О.А.Линенко // Вестник Ставропольского государственного университета.- №49.- 2007.- С. 98-104.
54. Палиева Н.А. К вопросу об особенностях семейного воспитания // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Матер. У Междунар. конгресса.- Пятигорск, 2007.- С. 72-74.
55. Палиева Н.А. Кризис современной российской семьи и причины его возникновения / В.И.Горовая // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Матер. V Междунар. конгресса.- Пятигорск, 2007.- С. 34-36.
56. Палиева Н.А. Некоторые проблемы социализации детей-сирот и пути их решения // Вестник МГОПУ.- 2007.- №2 (27).- С. 74-77.
57. Палиева Н.А. Современное состояние российской семьи и проблемы современного семейного воспитания / В.И.Горовая // Синергетика образования. Вып. 9. Третьи междунар. Кирилло-Мефодьевские чтения.- М.- Ростов н/Д, 2007.- С.280-286.
58. Палиева Н.А. Особенности социального развития ребенка-сироты // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Х1У годичное собрание Южного отд. РАО. Ч.1.- Ростов н/Д, 2007.- С. 149-153.
59. Палиева Н.А. Общие аспекты изучения ценностных ориентаций воспитанников учреждений интернатного типа / М.М.Панасенкова, Н.С.Белан.- Ставрополь, 2007.- 28 с.
60. Palieva N.A. (Stavropol): Le iardin d´enfants, facteur d´integration//Sous le haut patronage du comite´ de pilotage de l´Année Internationale de la Famille: Colloque Europeen.-Beziers, 1994.- S. 11-14.
61. Palieva N.A. (Stavropol): Еducation á l´e´cologie au jardin d´enfants // Sous le haut patronage du comite´ de pilotage de l´Année Internationale de la Famille: Colloque Europeen.-Beziers, 1994.- S. 142-147.
62. Palieva N.A. / Gorovaya V.I. The Problems of Family and Children in Contem-porary Russian Conditions. - USA: Iowa State University The Faculty and Consumer Scieces Department, 2006.- 31 p.
63. Palieva N.A./ Gorovaya V.I. Main Directions of Psycho-Pedagogical Guidelines Regarding Children-Orphans and Children Deprived of Parental Care. – USA: Iowa State University The Faculty and Consumer Scieces Department, 2006.- 31 p.