- Профессиональная мобильность - это интегративная характеристика готовности инженера к успешной адаптации в условиях производства, включающая в себя совокупность базовых компонентов профессиональной культуры (ключевые компетенции и квалификации) и профессиональной компетентности (высокий интеллект, креативные способности, профессионализм), позволяющих ему быть конкурентоспособным на рынке труда. Выделенные компоненты объединены наличием профессионального содержания, ориентацией на человека и потребности общества. Они отражают общемировые тенденции, обуславливающие подготовку профессионально мобильных инженеров в соответствии с современной образовательной политикой.
- Изучение исторического аспекта темы исследования позволило нам определить и обосновать основные тенденции эволюции инженерной деятельности, послужившие фундаментом определения основных этапов становления проблемы формирования профессиональной мобильности в истории науки и общества. I этап - «зарождение» (V - XIII вв.) проблемы формирования профессиональной мобильности в истории общества. II этап - «развитие» (XIV - XVIII вв.) проблемы формирования профессиональной мобильности в истории общества. III этап - «укоренение» (XIX - XX вв.) проблемы формирования профессиональной мобильности в истории общества. IV этап - «интеграция» (конец XX - начало XXI в.) проблемы формирования профессиональной мобильности в науке и обществе.
- Осуществление процесса эффективного формирования профессиональной мобильности будущего инженера возможно на основе оптимального использования педагогического потенциала гуманитарных дисциплин, который состоит в следующем: гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций специалиста технического профиля, его профессиональных и личностных качеств; гуманитарные науки обладают эффективными методами активизации внутренних побуждений личности (мотивов), определяющих возникновение, направление, а также способы осуществления профессиональной мобильности; гуманитарные дисциплины оказывают положительное воздействие на формирование межличностных взаимодействий будущих инженеров; гуманитарные дисциплины являются основой формирования ключевых компетенций; гуманитарные дисциплины обладают соответствующим содержанием материала, особым спектром форм, методов и средств, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего инженера; особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин способствуют становлению осознанного отношения личности инженера к процессам самообразования и самосовершенствования.
- Концептуальные основы процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин являются выражением нового подхода к формированию профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин через развитие у них метапрофессиональных качеств и ключевых квалификаций с учетом требований современного производства, перспективного развития экономики и специфики профессиональной деятельности.
- На основании системного, аксиологического, культурологического, антропологического, гуманистического и герменевтического подходов выявлено, что концептуальной основой процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин являются следующие положения: успешность адаптации выпускника технического вуза в условиях производства определяется уровнем сформированности метапрофессиональных качеств и ключевых квалификаций; цель процесса формирования профессиональной мобильности определяется требованиями современной сферы производства с учетом перспективного развития экономики и специфики профессиональной деятельности; формирование профессиональной мобильности средствами гуманитарных дисциплин предполагает разработку научно обоснованной модели процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров, создание педагогических условий и соответствующей технологии ее реализации.
- Модель процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин представляет системный комплекс компонентов и структурных блоков, разработанный в соответствии с логикой анализа проблемы, раскрывающий цели, содержание, методы, формы и условия процесса формирования профессиональной мобильности инженера при изучении гуманитарных дисциплин на основании личностно-ориентированного, дифференцированного и системно-деятельностного подходов.
- В рамках разработанной модели процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин определены основные типы профессионально мобильной личности инженера (личностно-творческий тип, профессионально-личностный тип, предметно-информационный тип), которые коррелируют с существующими видами инженерной деятельности (инженер-профессионал, инженер-энциклопедист, инженер-техник, инженер по трансферу).
- Подготовку профессионально мобильного инженера следует осуществлять в процессе применения профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения, основанной на принципах целеполагания и осознанной перспективы; модульности; динамичности и оперативности; интеграции; интенсификации; проблемности; индивидуализации; коммуникативного и личностно-деятельностного подходов.
- Важным средством эффективного формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин является реализация следующих педагогических условий: создание путем выявления ключевых компетенций и квалификаций, метапрофессиональных качеств инженера и особенностей в обучении гуманитарным предметам студентов (в содержании, технологии, методах обучения и т.п.) единой системы формирования профессиональной мобильности инженера, способствующей максимальной адаптации будущего профессионала на рынке труда; проведение гуманистически ориентированной диагностики и самодиагностики субъектности (личностных, гражданских, профессиональных качеств) будущего инженера как основы оптимального и результативного осуществления индивидуальной профессиональной мобильности; развитие у студентов положительной мотивации к формированию профессиональной мобильности через изучение гуманитарных дисциплин, а также ориентация студентов на личностное и профессиональное жизнетворчество, развитие культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования; использование в процессе обучения специально разработанной дидактической профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии, способствующей эффективному формированию профессиональной мобильности будущего инженера; осуществление междисциплинарной интеграции знаний естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин с целью развития субъектного потенциала личности студента как основы формирования профессиональной мобильности будущего инженера; вооружение преподавателей вуза знаниями о сущности, содержании и технологии формирования профессиональной мобильности будущего инженера, а также теорией и особенностями методики преподавания гуманитарных дисциплин; разработка и реализация научно-обоснованной модели процесса формирования профессиональной мобильности будущего инженера при изучении гуманитарных дисциплин; создание учебно-методического обеспечения процесса (учебных программ, пособий методических рекомендаций, спецкурсов и т.п.) формирования профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин.
- Основными критериями сформированности профессиональной мобильности будущих инженеров при изучении гуманитарных дисциплин являются: наличие образовательных знаний, умений, навыков широкого профиля; наличие профессиональных знаний и умений в области осваиваемой профессии; степень сформированности положительной мотивации к изучению гуманитарных дисциплин; степень сформированности положительной мотивации к осуществлению профессиональной мобильности; сформированность отношения к профессиональной деятельности; владение ключевыми компетенциями; владение ключевыми квалификациями; сформированность навыков регуляции самообразования и развития; степень развития творческого потенциала студента в процессе профессиональной коммуникации по осуществлению профессиональной мобильности.
1.Каплина, С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов при изучении гуманитарных дисциплин: научное издание / С. Е. Каплина. – Чита: ЧитГУ, 2007. – 311с.
2.Каплина, С. Е. Курс английского языка: учебное пособие по английскому языку для студентов автотранспортного факультета / С. Е. Каплина, Л. В. Галыгина. − Чита: ЧитГТУ, 2003. – 181 с. – 11,3 / 9,5 п.л.
3.Каплина, С. Е. Профессиональная мобильность – залог качества подготовки будущих инженеров: научное издание / С. Е. Каплина. – Чита: ЧитГУ, 2008. – 350с.
4.Каплина, С. Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа − вуз» / С. Е. Каплина. − Чита: ЧитГТУ, 2005. – 233 с.
5.Каплина, С. Е. Курс английского языка: учебное пособие по английскому языку для студентов автотранспортного факультета / С. Е. Каплина, Л. В. Галыгина. − 2-е изд., перераб. и доп. − Чита: ЧитГУ, 2006. – 230 с. (Рекомендовано ДВ РУМЦ № Г – 2679.01 от 12.01.2006). – 14, 4 / 10,2 п.л.
6.Каплина, С. Е. Wood Working: учебное пособие для студентов изучающих английский язык по специальности «Технология деревообработки» / С. Е. Каплина. − Чита: Чит.ГУ, 2007. – 236 с. (Рекомендовано ДВ РУМЦ № Г – 2679.01 от 12.01.2006).
II. Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
7.Каплина, С. Е. Анализ процесса формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в Читинском государственном университете / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. − Новосибирск, 2008. - № 4. – С. 30 – 50.
8.Каплина, С. Е. Концептуальные основы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С. Е. Каплина // Высшее образование сегодня. − Москва, 2008. – № 3. – С. 87 – 89.
9.Каплина, С. Е. Роль профессиональной мобильности в процессе становления современного специалиста технического профиля / С. Е. Каплина // Вестник ЧитГУ. – Чита, 2008. – № 4. (49). – С. 32 – 43.
10.Каплина, С. Е. Современные подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. − Новосибирск, 2008. − №3. – С. 113–122.
11.Каплина, С. Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. − Новосибирск, 2008. − №3. – С. 235–246.
12.Каплина, С. Е. Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. − Новосибирск, 2008. – № 8. – С. 67 – 82.
13.Каплина, С. Е. Технология формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. − Новосибирск, 2008. – № 2. – С. 154 – 165.
III. Научные статьи
14.Каплина, С. Е. К вопросу о преемственности в обучении иностранному языку / С. Е. Каплина // Вестник ЧГТУ. − Чита, 2001. − Вып. 17. − С. 21−27.
15.Каплина, С. Е. Компетентностно-деятельностный подход как одно из условий реализации принципа преемственности в обучении иностранному языку в системе «школа-вуз» / С. Е. Каплина // Journal of Shandong Institute of Business and Technology – China: Shandong, 2006. – С. 686 – 688.
16.Каплина, С. Е. Методологический подход к проблеме формирования профессиональной мобильности / С. Е. Каплина // Современные гуманитарные исследования − М.: «Спутник+», 2007. − №2 (15). – С. 295–297.
17.Каплина, С. Е. Педагогический потенциал иностранного языка в формировании культуры будущего специалиста как основы профессиональной мобильности / С. Е. Каплина // Journal of Shandong Institute of Business and Technology – China: Shandong, 2007. – С. 151 – 153.
18.Каплина, С. Е. Педагогические условия реализации принципа преемственности в обучении иностранному языку в системе «школа-вуз» / С. Е. Каплина // Вестник ЧГПУ. − Чебоксары, 2004. − №1. – С. 34−41.
19.Каплина, С. Е. Новые педагогические технологии как условие реализации принципа преемственности в процессе непрерывного обучения / С. Е. Каплина // Современные технологии, системный анализ, моделирование: сб. науч. тр. – Иркутск: Изд-во ИГУПС, 2005. – С. 132 – 136.
20.Каплина, С. Е. Совершенствование процесса обучения чтению на иностранном языке на основе реализации принципа преемственности в системе «школа-вуз» / С. Е. Каплина // Итоги научно-исследовательской работы: сб. науч. тр. – Чита: Изд-во Экспресс, 2005. – С. 62 – 70.
21.Каплина, С. Е. Интеграция предметов в процессе обучения иностранному языку / С. Е. Каплина // Вестник ЧГТУ. − Чита, 2005. − Вып. 34. − С. 166−168.
22.Каплина, С. Е. Общедидактический подход к проблеме формирования профессиональной мобильности / С. Е. Каплина // Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях национально-регионального образования: сб. науч. тр. − М − Чебоксары: МПА, 2006. − С. 190−197.
23.Каплина, С. Е. Современный взгляд на проблему формирования профессиональной мобильности будущего специалиста (инженера) / С. Е. Каплина // Проблемы формирования личности учащейся молодежи в условиях модернизации системы образования: сб. науч. тр. − Чебоксары: ЧГПУ, 2006. − С. 154−159.
24.Каплина, С. Е. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности будущего специалиста / С. Е. Каплина // Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза: сб. науч. тр. − Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2007. − С. 146−150.
IV. Тезисы докладов и выступлений
25.Каплина, С. Е. К вопросу о методике обучения технике чтения в системе школа – технический вуз / С. Е. Каплина // Новые идеи – новому тысячелетию: материалы науч. конф. − Чита, 2001. − С. 50−52.
26.Каплина, С. Е. Преемственность в формировании коммуникативной компетенции читающего в системе «школа – технический вуз» / С. Е. Каплина // Вестник ЗИП Сиб УПК. − Чита, 2001. − №1. – С. 148–152.
27.Каплина, С. Е. Комплексный подход к обучению чтению на английском языке в техническом вузе / С. Е. Каплина // Инновации в высшем образовании на рубеже веков: материалы науч. конф. – Братск, 2001. – С. 140 – 143.
28.Каплина, С. Е. Тестовые задания и преемственность обучения чтения на иностранном языке в системе «школа – технический вуз» / С. Е. Каплина // Гуманитарные науки на рубеже веков: итоги и перспективы: материалы науч. конф. – Иркутск: ИрГТУ, 2001. – С. 151 – 156.
29.Каплина, С. Е. Проблема преемственности в обучении в отечественном и зарубежном образовании / С. Е. Каплина // Современные тенденции развития высшего образования: материалы науч. конф. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. – С. 36 – 37.
30.Каплина, С. Е. Преемственность в обучении иностранному языку / С. Е. Каплина // Мир. Справедливость. Гуманизм: материалы науч. конф. − Чита, 2001. − С. 55−56.
31.Каплина, С. Е. Сущность и влияние информационных технологий на учебный процесс технического образования / С. Е. Каплина, С.В. Колосов // Современный университет: образование, наука, культура: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: ИрГТУ, 2005. − С. 121−126. – 0,4 / 0,3 п.л.
32.Каплина, С. Е. Межпредметная интеграция в условиях гуманитаризации высшего технического образования / С. Е. Каплина, С.Н. Любар // Современный университет: образование, наука, культура: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: ИрГТУ, 2005. − С. 157−160. – 0,3 / 0,2 п.л.
33.Каплина, С. Е. Влияние культуры и искусства на формирование мировоззрения специалиста технического профиля / С. Е. Каплина, А.В. Рябкин // Современный университет: образование, наука, культура: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: ИрГТУ, 2005. − С. 227−229. – 0,2 / 0,1 п.л.
34.Каплина, С. Е. Международное сотрудничество университетов / С. Е. Каплина, И.А. Стремилов // Современный университет: образование, наука, культура: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: ИрГТУ, 2005. − С. 251−258. – 0,5 / 0,4 п.л.
35.Каплина, С. Е. Перспективные разработки и использования средств новых информационных технологий в образовании / С. Е. Каплина, Р.А. Романов // Современный университет: образование, наука, культура: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: ИрГТУ, 2005. − С. 220−225. – 0,3 / 0,2 п.л.
36.Каплина, С. Е. Готовность современного специалиста к высокому уровню профессиональной мобильности – важное требование новой экономики / С. Е. Каплина // Кулагинские чтения: материалы всеросс. науч. конф. − Чита: ЧитГУ, 2006. − Ч. IV − С. 36−41.
37.Каплина, С. Е. Возможности иностранного языка в процессе формирования профессиональной мобильности специалиста / С. Е. Каплина // Ломоносов – 2007: материалы междунар. науч. конф. − М.: МГУ, 2007. − Ч. III − c. 141.
38.Каплина, С. Е. Профессиональная мобильность личности – залог качества современного образования / С. Е. Каплина // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы междунар. науч. конф. − Красноярск: СФУ, 2007. − Ч. I − С. 61 – 63.
39.Каплина, С. Е. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности студента технического вуза / С. Е. Каплина, М.К. Ковалева // Молодежь Забайкалья: эффективная экономика – благополучное развитие края: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. − Ч. I − С. 127 –130. – 0,2 / 0,1 п.л.
40.Каплина, С. Е. Интеграция гуманитарного, филологического, технического потенциала в подготовке инженерных кадров / С. Е. Каплина, И.А. Стремилов // Молодежь Забайкалья: эффективная экономика – благополучное развитие края: материалы междунар. науч. конф. − Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. − Ч. I − С. 146 –149. – 0,25 / 0,2 п.л.
41.Каплина, С. Е. Роль и возможности общеобразовательных дисциплин в формировании профессиональной мобильности будущего специалиста / С. Е. Каплина // Строительство – 2007: материалы науч. конф. − Ростов н/Д: РГСУ, 2007. − С. 148−149.
42.Каплина, С. Е. Формирование профессиональной мобильности специалиста в процессе обучения иностранному языку на основе интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения / С. Е. Каплина // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: материалы всеросс. науч. конф. − Пенза: РИО ПГСХА, 2007. − С. 190−191.