Научная тема: «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.07
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования рассматривается как результат влияния многих факторов, важнейшим из которых является социальное воспитание, ценностно-смысловые, содержательные и технологические компоненты которого базируются на совокупности социокультурных ценностей.
  2. Социальное развитие как феномен детства осуществляется путем социализации, обеспечивающей адекватную адаптацию индивида к социуму, индивидуализации, связной и интериоризацией социокультурных ценностей во внутренние установки и мотивы культуротворчества посредством механизмов, отражающих содержательные и технологические грани социальной культуры.
  3. Результативность социального воспитания как одного из факторов социального развития предопределяется учетом специфических закономерностей и принципов по отношению к программно-целевым, технологическим и контрольно-оценочным компонентам педагогического процесса, совокупности методологических подходов к его построению.
  4. Методологической основой социального воспитания детей дошкольного возраста является композиционная целостность и комплексное использованию основных общенаучных подходов к изучению и проектированию педагогического процесса: системного, синергетического, антропологического, культурологического, аксиологического, компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного, полисубъектного, средового, комплексного.
  5. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер. Отслеживание результатов социального развития детей в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации по различным элементам социальной культуры, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями каждого возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере - исследование интересов и потребностей к разным видам социальной культуры и ее носителям, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере - отслеживание способов социального взаимодействия, адекватных социокультурным коммуникативным ценностям, самостоятельность и инициированность которых должна быть сопоставима с возрастом детей.
  6. Содержание социального воспитания отражает совокупность социокультурных ценностей, доступных восприятию детей в соответствии с различными основаниями социокультурной идентификации (видовой, родовой, гендерной, национальной, этнической, правовой, конфессиональной).
  7. Технология социального воспитания предопределяется доминированием механизмов социального развития в каждый возрастной период и предполагает определенную последовательность взаимодействия с детьми: от первичного приобщения к социокультурным ценностям - к их интериориации и далее - к культуротворчеству.
  8. Социальное воспитание в культурологической парадигме образования обеспечивается совокупностью социальных влияний всех субъектов педагогического процесса, являющихся носителями социокультурных ценностей и смыслов.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1.Пименова, Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 48 с.

2.Пименова, Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 92 с.

3.Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с.

4.Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003. – 146 с.

5.Коломийченко, Л.В. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2004. – 22 с.

6.Коломийченко, Л.В. Обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений использованию татарской народной культуры в процессе патриотического воспитания детей: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Ф.Н. Мурланова / под общей редакцией Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2005. – 30 с.

7.Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Пермь, 2005. – 59 с.

8.Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Н.А. Гладких, Е.В. Зайкова. – Пермь, 2005. – 99 с.

9.Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Пермь, 2005. – 50 с.

10.Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с.

11.Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 139 с.

12.Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. – 121 с.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

13.Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 16-24.

14.Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 13-20.

15.Коломийченко, Л.В. Методологические основы социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). – 2005. – № 5. – С. 82-95.

16.Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 15-26.

17.Коломийченко, Л.В. Психолого-педагогические проблемы организации социального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Л.В. Коломийченко // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). – 2007. – № 14. – С. 347-356.

18.Коломийченко, Л.В. Теоретические аспекты изучения механизмов социального развития детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Вестник московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 5. – С. 16-24.

19.Коломийченко, Л.В. Основные подходы к социальному воспитанию в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Казанский педагогический журнал – 2008. – № 5 (59). – С. 104-110.

Статьи в сборниках научных трудов и центральных журналах:

20.Пименова, Л.В. Реализация нормативной и дескриптивной функций методологии педагогики в процессе взаимодействия кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ и дошкольных учреждений / Л.В. Пименова. – Тирасполь, 1998. – С. 17-20.

21.Пименова, Л.В. Некоторые аспекты реализации средового подхода в процессе социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова // Наука о дошкольном детстве / РАО, институт дошкольного образования и семейного воспитания, Московский комитет образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М., 2000. – С. 172-175.

22.Коломийченко, Л.В. Проблемы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов / Л.В. Коломийченко // Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы. – М., 2001. – С. 339-341.

23.Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8-27.

24.Коломийченко, Л.В. Аксиологические аспекты реализации культурологического подхода к социальному развитию детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: материалы международной практической конференции (Пермь 25-26 мая): В 2 ч., Ч.I / под редакцией Л.В. Коломийченко, Л.С. Половодовой и др., ПГПУ. – Пермь, 2005. – С. 115-121.

25.Коломийченко, Л.В. О проблеме взаимодействия детского сада с семьей в процессе социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития. III Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция: в 2 ч. – Ч. 2. – Челябинск: Издательство «Образование», 2005. – С. 27-34.

26.Коломийченко, Л.В. Становление гражданственности как одного из аспектов социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: Всероссийская научно-практическая конференция к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне. – Киров, 2005. – С. 12-17.

27.Коломийченко, Л.В. Концептуальные основы формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Формирование основ межнациональной толерантности в процессе социального развития и воспитания дошкольников: материалы семинара-практикума татарских дошкольных образовательных учреждений Пермской области (22-23 июня 2006 г.) / под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2006. – С. 22-24.

28.Коломийченко, Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 3. – С. 21-35.

29.Коломийченко, Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко, О.В. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 12-26.

30.Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 54-90.

31.Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации программы полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 90-107.

32.Коломийченко, Л.В. Социокультурная компетентность детей дошкольного возраста: сущность, основные параметры / Л.В. Коломийченко // Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, 26 апреля 2007 г.) / под ред. Л.В. Коломийченко, Ю.Г. Чудиновой; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь 2007. – С. 36-48.

33.Коломийченко, Л.В. Условия социального развития ребенка в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V Международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2007. – С. 144-149.

Тезисы докладов на международных, федеральных и региональных конференциях:

34.Пименова, Л.В. Реализация дескриптивной функции педагогики при разработке региональных программ дошкольного воспитания / Л.В. Пименова // Теория и практика освоения управленческих технологий в образовании. – Костанай, 1999. – С. 5-7.

35.Пименова, Л.В. Об актуальности проблемы приобщения дошкольников к интернациональной культуре / Л.В. Пименова // Культура на защите детства: тезисы докладов и сообщений на V международной конференции «Ребенок в современном мире: права ребенка». – Санкт-Петербург, 1998. – С. 100-112.

36.Пименова, Л.В. О разработке программы полоролевой социализации дошкольников в русской традиционной культуре / Л.В. Пименова // Медико-биологические и коррекционно-педагогические проблемы детского творчества: тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». – СПб., 2000. – С. 16-19.

37.Пименова, Л.В. Основные положения программы разработки и производства дидактических игр, используемых в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова // Дошкольное воспитание: традиции и современность. Выпуск 4. – М., 2002. – С. 8-11.

38.Коломийченко, Л.В. Реализация этнографического подхода в содержании современного образования / Л.В. Коломийченко // Народные традиции в современной образовательной практике: тезисы межрегиональной конференции. – Соликамск, 2003. – С. 15-18.

39.Коломийченко, Л.В. Основные концептуальные положения социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // От теории к практике: тезисы юбилейной региональной научно-практической конференции. – Глазов, 2003. – С. 12-22.