- Разработка новой глобальной парадигмы развития человечества обуславливает потребность общества в гибкой образовательной системе, обеспечивающей формирование профессиональной готовности и адаптивности специалистов к позиционированию в условиях современной конкурентной среды. Однако существует ряд противоречий между образовательной реальностью и социальной потребностью в специалистах, владеющих современными средствами решения профессиональных задач; возрастающими требованиями к личности молодого специалиста и недостаточным уровнем развития его профессионально значимых личностных качеств. Одним из способов устранения данных противоречий должен стать процесс профессиональной подготовки, основанный на разработке профессионально-ориентированных технологий обучения адекватно мировым тенденциям развития высшего образования. Соответствие инженерного образования данным тенденциям обеспечит квалификационную адаптацию специалистов к динамично изменяющимся условиям современного производства, готовность будущих инженеров к продуктивной деятельности по преобразованию техносферы. Востребованность в специалистах технического профиля для таких отраслей промышленности, как авиационная, космическая, предполагает сформированность у них профессиональных компетенций и адаптивно важных качеств, обеспечивающих их мобильность в условиях рыночных отношений. Системообразующим фактором для отбора содержания и форм профессионального образования должна выступать модель специалиста технического профиля, ассимилирующая преимущества квалификационной и компетентностной моделей.
- Освоение средств, обеспечивающих основу для выработки умений осуществления ведущего вида инженерной деятельности - проектирования конструкций и технологических процессов, должно быть представлено личностным результатом в виде профессиональной мобильности, под которой следует понимать интегративное свойство личности, системообразующее готовность (подготовленность) и мобильность (способность адаптироваться) для совершения оптимальных действий по преобразованию техносферы средствами ведущей деятельности в соответствии с содержанием профессиональной ситуации. Методологической основой раскрытия сущности и структуры профессиональной мобильности специалиста технического профиля является компетентностный подход, позволяющий учитывать инновационную направленность инженерного образования, функции специалиста технического профиля, требования, предъявляемые к его личности.
- Процесс профессиональной подготовки специалистов технического профиля организуется таким образом, что средствами конкретных дисциплин формируются навыки адаптивного поведения (психологические основы формирования профессиональной мобильности); применением личностно-ориентированной и субъект-субъектной моделей педагогического взаимодействия (педагогические основы формирования профессиональной мобильности) оптимизируется учебный процесс по достижению высокого уровня профессиональных компетенций и адаптированности студентов к профессиональной сфере; межпредметными связями достигается зависимость между показателями эффективности изучения специальных дисциплин и адаптированности студентов, что обеспечивает условия для влияния успешного результата обучения иностранному языку на успешность обучения другим учебным предметам. Доказательство такого влияния подтверждается высоким уровнем значимости коэффициентов корреляции между показателями психических качеств и успешностью, выступающим (уровень значимости) критерием внутренней адаптированности к процессу профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля.
- Формированию профессиональной мобильности специалистов технического профиля способствует такая организация процесса обучения, при которой создаются условия для развития показателей в структуре профессиональной мобильности, осуществляются изменения содержательного и процессуального характера, совокупность которых, имитируя виды профессиональной деятельности, обеспечивает будущему специалисту индивидуальный путь развития горизонтальной, вертикальной и внутренней составляющих мобильности адекватно структуре адаптивности (поведенческий, функциональный, морфологический компоненты), принимаемой за способность организма и психики человека изменяться в соответствии с воздействующими на него факторами внешней среды. Системный характер профессиональной подготовки специалистов технического профиля требует выделения личностно-ориентированного и системно-синергетического подходов в качестве методологической основы процесса моделирования образовательного пространства. Достижение цели профессиональной подготовки специалистов технического профиля в ходе модернизации всех элементов системы высшего образования возможно при опоре на базовые методологические принципы. Принципы аксиологического и культурологического подходов обеспечивают формирование внутренней мобильности за счет изменений морфологического характера (морфологический компонент адаптивности) и развитие инвариантных и мотивационно-ценностных компетенций; принципы антропологического, гуманистического и акмеологического подходов обеспечивают формирование горизонтальной мобильности за счет изменений функционального характера (функциональный компонент адаптивности) и развитие адаптивно важных качеств; принципы синергетического и герменевтического подходов обеспечивают формирование вертикальной мобильности за счет изменений поведенческого характера (поведенческий компонент адаптивности) и развития технологических и рефлексивных компетенций.
- Стратегия управления профессиональной подготовкой специалистов технического профиля становится эффективной тогда, когда в число базовых профессиональных учебных дисциплин включается иностранный язык, изучение которого интегрирует два вида деятельности - познание и общение: с помощью языка решаются профессиональные задачи и развивается потребность в профессиональной самореализации; коммуникативная функция языка репродуцируется в функцию регуляции поведения; общение на иностранном языке усиливает адаптационно-преобразовательную взаимосвязь субъектов, обеспечивая их предметно-психологическую совместимость. Должно придти понимание того, что успешность обучения специальным дисциплинам обусловлена успешностью обучения иностранному языку, повышающей адаптированность к условиям профессиональной среды за счет синергетичности адаптации к познавательной деятельности и адаптации к коммуникативной деятельности.
- Эффект влияния результатов обучения иностранному языку на качество обучения другим предметам обеспечивается ориентацией на индивидуальный интегральный показатель адаптированности студентов, представленный профилями психических качеств, характерных для успешно и неуспешно обучающихся, которые (профили) становятся основой для отбора средств развития адаптивно важных качеств будущего специалиста технического профиля по индивидуальному образовательному маршруту.
- Подготовка специалистов технического профиля, обеспечивающая формирование профессиональной мобильности, должна осуществляться на социокультурном и коммуникативном уровнях, достигаемых средствами иностранного языка. Это становится возможным, если в образовательный процесс внедряется сконструированная модель системы формирования профессиональной мобильности студентов - будущих специалистов технического профиля, в которой содержательный и процессуальный блоки находятся во взаимосвязи и единстве. Развитие профессиональных компетенций и адаптивно важных качеств в структуре профессиональной мобильности специалистов технического профиля становится возможным при соблюдении следующих условий: 1) организационно-методических (социокультурный фон профессиональной подготовки создается иностранным языком, способы овладения которым обеспечивают развитие адаптированности к условиям профессиональной деятельности); 2) дидактических (учебный материал структурируется на основе принципа контекстности и представляется модулями соответственно видам речевой деятельности; приближение к основному виду деятельности специалистов технического профиля - проектированию достигается реализацией принципа проектности; индивидуальные образовательные маршруты, создаваемые на базе профилей психических качеств студентов, имеют методическое сопровождение; итоговый мониторинг включает показатели компонентов профессиональной мобильности и интегральные показатели адаптированности; уровни усвоения иностранного языка достигаются выполнением разного вида упражнений и применением имитационных и диалоговых методов, требующих проявления профессиональной мобильности); 3) психолого-педагогических (гармонизация процессов познания и общения достигается поэтапностью овладения речевыми образцами ситуативно-профессионального контекста, задаваемого личностно-ориентированной и субъект-субъектной моделями педагогического взаимодействия).
1. Меркулова, Л. П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля: Монография / Л. П. Меркулова. – М.: МГУП, 2005. – 267 с.
2. Меркулова, Л. П. Система формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: Монография / Л. П. Меркулова. – Самара: СГАУ, 2007. – 152 с.
3. Меркулова, Л. П. Французский коммер¬ческий язык: учебное пособие / Л. П. Меркулова. – Самара: СТАУ, 2000 . – 95 с.
4. Меркулова, Л. П. Справочник специалиста в области международного экономического права (на материале немецких спец. источников) / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева. – Самара: СГАУ, 2004. – 78 с. (Автор. 39 с.).
5. Меркулова, Л. П. Словарь-справочник по специальности «Международное экономическое право» / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева. – Самара: СГАУ, 2005. – 193 с. (Автор. 96 с.).
6. Меркулова, Л. П. Коррекция личностных характеристик студентов: Учебное пособие / Л. П. Меркулова, А.И. Меркулов. – Самара: СГАУ, 2004. – 60 с. (Автор. 50 с.).
7. Меркулова, Л. П. Развитие профессионально важных качеств студентов технического вуза: Учебное пособие по французскому языку по теме: Отечественные и зарубежные самолёты и вертолёты / Л. П. Меркулова. – Самара: Изд-во СГАУ, 2006. – 64 с.
8. Меркулова, Л. П. Формирование компонентов профессиональной мобильности специалистов технического профиля: / Л. П. Меркулова. – Самара, Самар. гос. аэрокосм. ун-т, 2007. – 160 с.
II. Научные статьи: а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ для публикации основных положений докторской диссертации
9. Меркулова, Л. П. Компетентностная модель профессионально-мобильного специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева. – Самара: СГАУ, 2006. – № 1(9). – С 294 – 303.
10. Меркулова, Л. П. Адаптивно важные качества профессионально-мобильного специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 10. – С. 82–87.
11. Меркулова, Л. П. Метопринципы как основа формирования профессионально важных компетенций специалистов технического профиля при обучении иностранному языку / Л. П. Меркулова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева. – Самара: СГАУ, 2006. – № 3(11). – С 121 – 130.
12. Меркулова, Л. П. Формирование профессионально важных компетенций специалистов технического профиля / Л. П. Меркулова // Научно-практический международный журнал «Гуманизация образования». – Сочи. – НОЦ РАО, 2007. – № 2. – С. 12 – 18.
13. Меркулова, Л. П. Реализация личностно-ориентированного подхода при формировании профессиональной мобильности специалистов технического профиля / Л. П. Меркулова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2008. –№ 9. – С. 64–74.
14. Меркулова, Л. П. Системно-синергетический подход к формированию профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка / Л. П. Меркулова // Казанский педагогический журнал. – Казань: ИСПО РАО (КСЮИ), 2008. – № 6 (60). – С. 3 – 10.
15. Меркулова, Л. П. Роль содержания обучения иностранному языку в системе формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля // Л. П. Меркулова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2008. –№ 10. – С. 116 – 126.
б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках, методические рекомендации
16. Меркулова, Л. П. Учебные задания для слушателей подготовительного отделения (фран¬цузский язык) / Л. П. Меркулова. – Самара: СТАУ, 1995 . – 40 с.
17. Меркулова, Л. П. История развития авиации: учебные задания на французском языке / Л. П. Меркулова. – Самара: СГАУ, 1996. – 40 с.
18. Меркулова, Л. П. Основные приёмы перевода оригинальной технической литературы по авиации / Л. П. Меркулова. – Самара: СТАУ, 1997. – 34 с.
19. Меркулова, Л.П. Учебные задания по грамматике французского языка / Л. П. Меркулова, С. Е. Гришина, И. В. Назарова. – Самара: СГАУ, 2001. – 37 с. (Автор. 26 с.).
20. Меркулова, Л. П. Системотехника: учебные задания по французскому языку / Л. П. Меркулова, С. Е. Гришина. – Самара: СГАУ, 2002. – 37 с. (Автор. 28 с.).
21. Меркулова, Л. П. Формирование профессионально важных компетенций специалистов технического профиля: Методические указания / Л. П. Меркулова. – Самара: Изд-во Самарского государственного аэрокосмического университета, 2007. – 40 с.
22. Меркулова, Л. П. Методологические основы адаптации студентов средствами конкретной учебной дисциплины / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов Депонир. в НИИВШ. – № 288-92, 17.08.1992 г. – 16 с. (Автор. 12 с.).
23. Меркулова, Л. П. Исследование психи¬ческих качеств сту¬дентов и их структуры в начале и конце первого года обучения / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов, В.А. Меркулов. Депонир. в НИИ ВО. – № 118-98, 01.07.1998 г. – 14 с. (Автор. 10 с.).
24. Меркулова, Л. П. К вопросу о синтезе психологического портрета специалиста высокой квалификации / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов // Современные научно-методические проблемы высшего образования. Вып. 2. – Самара, 2002 . – С. 38 – 43. (Автор. 5 с.).
25. Меркулова, Л. П. Развитие умений ведения переговорного процесса на иностранном языке во внешнеэкономической деятельности / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева // Материалы Международной конференции «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи». – Пенза: ПГУ, 2002. – С. 101 – 104. (Автор. 2 с.).
26. Меркулова, Л. П. Управление блоками «проблемной» игры на аудиторных занятиях по иностранному языку / Л. П. Меркулова // 7-я Международная конференция, посвященная 60-летию Пензенского государственного университета. – Пенза: ПГУ, 2003. – С. 209 – 211.
27. Меркулова, Л. П. Актуальность исследования лингвострановедческой проблемы становления специалистов в инофонной среде общения / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева // Депонир. в НИИ ВО Министерства образования РФ. – № 04 – 2003, 11.02.2003 г. – 6 с. (Автор. 3 с.).
28. Меркулова, Л. П. Аспекты моделирования переговорного процесса в ситуации конфликта // И. А. Киреева, Л. П. Меркулова // Сборник статей 9-й Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования». – Самара: СГАУ, 2003. – С. 108 – 111. (Автор. 2 с.).
29. Меркулова, Л. П. Оригинализация обучения иноязычному общению как способ включения специалиста в профессиональную среду / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы гуманитарного образования в техническом вузе». – Самара: СГАУ, 2004. – С. 158 – 159. (Автор. 2 с.).
30. Меркулова, Л. П. Факторы, способствующие и препятствующие становлению высококвалифицированного специалиста // Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов // Сборник «Рыночная экономика: состояние, проблемы, перспективы». – Самара: Изд. СНЦ РАН. – Вып. 5. Ч 2. – 2004. – С. 238 – 242. (Автор. 4 с.).
31. Меркулова, Л. П. Психологическое содержание профессиональной мобильности / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов // Материалы XI Международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции – СТО-2005». – Том 1. – СПб-2005. – С. 183–185. (Автор. 2 с.).
32. Меркулова, Л. П. Трехкомпонентная структура профессиональной мобильности / Л. П. Меркулова // Сборник «Проблемы и перспективы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации». Вып. 1. – М.: МАИ, 2006.– С. 103 – 109.
33. Меркулова, Л. П. Модель системы формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка / Л. П. Меркулова // Труды конференции «Профессиональная подготовка студентов в условиях модернизации высшей школы» 25 июня 2007. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – С. 243 – 250.
III. Материалы научных конференций и тезисы докладов
34. Меркулова, Л. П. Учет индивидуально-психоло¬гических особенностей студентов при изучении иностранного языка / Л. П. Меркулова // Сборник тезисов докладов Второй Российской науч¬но-методичес¬кой конферен¬ции «Пути и методы совер¬шенствования учебного про¬цесса». – Самара: СГАУ, 1993. – С. 34 –36.
35. Меркулова, Л. П. Взаимосвязь показателей эф¬фективности и адаптированности в группах студентов с раз¬личной успеш¬ностью по ино-странному языку / Л. П. Меркулова // Сборник тезисов докладов Всероссийской научно-методической конференции «Многоуров¬невая система образования». – Екатеринбург, УГПУ, 1993. – С. 22 –24.
36. Меркулова, Л. П., Психологические особенности изучения дисцип¬лин – резерв по¬вышения адаптированности студентов / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов // Сборник «Проблемы подготовки специалис¬тов широко¬го профиля в СТАУ». – Самара: СГАУ, 1995. – С. 35 –37. (Автор. 2 с.).
37. Меркулова, Л. П. Иностранный язык и тенденции совре¬менного обра¬зования / Л. П. Меркулова // Сборник «Интенсивные техноло¬гии обучения в подготовке специалистов». – Самара: СГАУ, 1996 . – С. 45 – 48.
38. Меркулова, Л. П. Факторы, влияющие на формирование навыков владения иностранным языком / Л. П. Меркулова // Сборник «Развитие и со-вершенствование учебного процесса на основе опыта подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли». – Самара: СГАУ, 1997. – С. 23 –25.
39. Меркулова, Л. П. Опыт обучения иностранным языкам для профессиональ¬ных целей / Л. П. Меркулова // Сборник «Проблемы препо-давания иностранных языков в рамках подготовки специалистов для рыночной экономики». – М.: Российская экономическая академия им. Плеханова, 1997. – С. 33 –36.
40. Меркулова, Л. П. Активные методы обучения иностранным языкам в формировании коммуникативной компетентности студентов / Л. П. Меркулова // Сборник «Развитие и совершенствование учебного процесса для подготовки специалистов XXI века». – Самара: СГАУ, 1998. – С. 22 –24.
41. Меркулова, Л. П. Системная имитация на уроках иностран¬ного языка – один из методов развития творческого мышления студентов / Л. П. Меркулова // Сборник «Лингводидактические проблемы препода¬вания иностранных и классических языков». – Самара: Самарская гуманитарная академия, 1999. – С. 78–80.
42. Меркулова, Л. П. Различие в мотивации изучения иностран¬ных языков студентами СГАУ и иностранными студентами, обучающимися в России / Л. П. Меркулова // Сборник «Развитие и совершенствование учебного процесса в техническом вузе на современном этапе». – Самара: СГАУ, 1999. – С. 44 –47.
43. Меркулова, Л. П. Из опыта работы по подготовке специа¬листов с дополнитель¬ной квалификацией / Л. П. Меркулова // Сборник «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке». – СПб.: Университет экономики и финансов, 2001. – С. 85 –86.
44. Меркулова, Л. П. Профессиональное общение без переводчика / Л. П. Меркулова // Сборник «Актуальные проблемы развития университетского образования в России». – Самара: СГАУ, 2001. – С. 28–29.
45. Меркулова, Л. П. Некоторые возможности психолого-педагогического подхода к подготовке специалистов высокой квалификации / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов // Межрегиональная методическая конференция «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». – Самара: СГАУ, 2002. – С. 206 –207. (Автор. 2 с.).
46. Меркулова, Л. П. Имитационно-проблемная игра как дидактико-методическая модель профессиональной ситуации иноязычного общения / Л. П. Меркулова, И. А. Киреева // Сборник межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования». – Самара: СГАУ, 2004 .– С. 165 –169. (Автор. 3 с.).
47. Меркулова, Л. П. Компетентностная модель специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Сборник трудов межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». – Самара: СГАУ, 2006. – С. 124–125.
48. Меркулова, Л. П. Современные педагогические методы формирования компонентов профессиональной мобильности / Л. П. Меркулова // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня». – Ч. 1.– Самара: СГАУ, 2007. – С. 21–25.