Научная тема: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Совокупность проблем осуществления информатизации в начальной школе, выявленных в процессе анализа тенденций становления и развития этого процесса (теоретико-методологическое обоснование; разработка организационно-педагогических решений, дидактического и методического обеспечения; формирование готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в образовательном процессе; оценивание эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе) доказывает необходимость комплексного подхода к информатизации образовательного процесса в начальной школе и предопределяет конкретизацию различных аспектов этого подхода.
  2. Концепция комплексного подхода, понимаемого как процесс и результат разностороннего изучения информатизации образовательного процесса в начальной школе и направленного на конструирование нового решения назревших проблем, выполняющего гносеологическую, методологическую, моделирующую и рефлексивную функции, вносит ряд положений в развитие теории информатизации начального образования. Среди них следующие: информатизация направлена на достижение фундаментальных целей начального образования; приоритетным направлением является широкое использование электронных образовательных ресурсов в обучении различным учебным предметам (при соблюдении необходимых здоровье сберегающих мер); эффективность образовательного процесса обеспечивается оптимальным сочетанием современных информационных и традиционных образовательных технологий; важнейшие организационно-педагогические предписания информатизации ориентированы на урок; формирование готовности учителя к эффективному применению современных информационных технологий в образовательном процессе, к определению роли и места средств информатизации на уроке и во внеурочной деятельности младших школьников направлено на организацию обучения в условиях информатизации; эффективность информатизации оценивается, исходя из инновационности этого процесса для начальной школы.
  3. Теоретическая модель информатизации образовательного процесса в начальной школе, характеризующаяся единством структурных составляющих (социальный заказ, цель, задачи, направления, планируемые результаты информатизации образовательного процесса в начальной школе), последовательностью этапов реализации, практической ориентированностью, обеспечит выполнение функций адаптации, интеграции, автоматизации, стимулирования, продуктивности, информационности при условии соблюдения следующих принципов: соответствия применяемых информационных технологий целям начального образования, возрастным и психолого-педагогическим особенностям младших школьников; направленности применяемых электронных образовательных ресурсов на индивидуализацию обучения, развитие младших школьников; комфортности обучения в условиях информатизации начального образования; приоритетного применения электронных образовательных ресурсов для решения дидактических, развивающих и воспитательных задач в рамках урока; оптимального сочетания традиционных и информационных технологий в обучении младших школьников.
  4. Приоритетным направлением информатизации образовательного процесса в начальной школе является широкое использование информационных технологий в обучении различным учебным предметам (при соблюдении необходимых здоровье сберегающих мер) для развития личности ученика, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться, освоения системы знаний, умений и навыков, опыта разнообразных видов деятельности, сохранения и поддержки индивидуальности. Реализации этих целей способствует использование информационных технологий в коллективной, фронтальной и индивидуальной работе; применение электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной учебной и творческой деятельности, самопроверки и самоконтроля, исследования, моделирования, создания образовательного продукта на различных этапах урока и во внеурочной деятельности младших школьников.
  5. Формирование готовности учителя начальных классов к определению роли и места использования информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, к применению электронных образовательных ресурсов в соответствии с целями и задачами начального образования продуктивно на различных этапах непрерывного педагогического образования. При этом наиболее эффективным и соответствующим современному уровню развития информатизации начального образования является такой способ формирования готовности учителя начальных классов к применению информационных технологий в обучении и воспитании как научно-методическое сопровождение информатизации образовательного процесса в образовательном учреждении.
  6. Использование критериев оценки комплексного подхода к информатизации образовательного процесса в начальной школе (эффективность информатизации образовательного процесса; результативность профессиональной деятельности учителя в условиях информатизации; развитие образовательных учреждений, осуществляющих информатизацию образовательного процесса в начальной школе) и соответствующих им измеряемых показателей позволяет осуществлять самооценку и внешнюю оценку информатизации образовательного процесса как одного из направлений модернизации начального образования.
Список опубликованных работ
1.Молокова, А.В. Предположения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере [Текст] / А.В. Молокова // Философия образования. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - №1. – С.168-172. (0,5 п.л.).

2.Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. - 2005. - №1. – С.119-123. (0,5 п.л.).

3.Молокова, А.В. Вузовская подготовка учителя к применению компьютера в образовательном процессе [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. - 2005. - №7. – С.26-30. (0,5 п.л.).

4.Молокова, А.В. Логика информатизации образовательного пространства школы [Текст] / А.В. Молокова // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - №2. – С.304-311. (0,5 п.л.).

5.Молокова, А.В. Теория и практика информатизации образовательного процесса специальной (коррекционной) школы [Текст] / А.В. Молокова // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования: сб. ст./ редкол.: А.Ж. Жафяров, Н.В. Наливайко (гл. ред.), В.И. Паршиков [и др.]; Новосиб. регион. ин-т переподгот. и повышения квалификации рук. кадров и спец-стов АПК. – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – Т. XVI. – (Сер. тр. прил. к журн. «Философия образования»). – С.287-292. (0,5 п.л.).

6.Молокова, А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - №1. – С.239-244. (0,5 п.л.).

7.Молокова, А.В. Компьютер на уроках обучения грамоте [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. - 2006. - №8. – С.39-42. (0,5 п.л.).

8.Молокова, А.В. Изменение характеристик образовательного процесса в условиях его информатизации [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - №3. – С. 51-258. (0,6 п.л./0,3 п.л.).

9.Молокова, А.В. Информатизация начального образования на страницах журнала «Начальная школа» [Текст] // Начальная школа. - 2007. - №9. – С.82-90. (0,7 п.л.).

10. Молокова, А.В. Формирование информационно-коммуникационной грамотности: концептуальный аспект [Текст] / А.В. Молокова // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - №4. – С.168-174. (0,7 п.л.).

Монографии, учебно-методические пособия и методические рекомендации

11.Молокова, А.В. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы [Текст] / А.В. Молокова, И.М. Бобко, Ю.Г. Молоков. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1996. – 122 с. (7,7 п. л./3 п. л.).

12.Молокова, А.В. Информатизация общеобразовательной системы города Новосибирска (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков; под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 36 с. (2,25 п. л./1,1 п. л.).

13.Молокова, А.В. «Природа-2». Электронный обучающий комплекс для начальной школы [Текст]: Метод. рекомендации / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С. Шум ; под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2003. – 50 с. (3,1 п. л./1 п. л.).

14.Молокова, А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова; под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 57с. (3,6 п. л.).

15.Молокова, А.В. Информатизация начальной школы: подготовка учителя [Текст] / А.В. Молокова; под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 51с. (3,2 п. л.).

16.Молокова, А.В. «Русский язык – 2». Электронное учебное пособие для начальной школы [Текст]: Метод. рекомендации / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, С.Ф. Шаровская; под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 127 с. (7,9 п. л./2,6 п. л.).

17.Молокова, А.В. «Природа - 3». Электронное учебное пособие для начальной школы [Текст]: Метод. рекомендации / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С. Шум ; под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 68 с. (4,25 п. л./1,4 п. л.).

18.Молокова, А.В. «Русский язык - 3». Электронное учебное пособие для начальной школы [Текст]: Метод. рекомендации / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, С.Ф. Шаровская; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: НГУ, 2004. – 166 с. (10,4 п. л./3,5 п. л.).

19.Молокова, А.В. Информационные технологии в начальной школе [Текст] : Метод. пособие для учителей / А.В. Молокова; под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 186 с. (11,6 п. л.).

20.Молокова, А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе [Текст] / А.В. Молокова. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. – 80 с. (5 п. л.).

21.Молокова, А.В. Открытая информационная среда школы [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. – 64 с. (4 п. л./2 п. л.).

22.Молокова, А.В. Начальная школа: традиции и инновации [Текст] / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова, И.В. Салова, С.Ф. Шаровская; под общ. ред. Ю. Г. Молокова: Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – 125 с. (7,9 п.л./1,5 п. л.).

Статьи в научно-методических журналах, сборниках научных трудов и материалов конференций

23.Молокова, А.В. К вопросу об истории компьютеризации общеобразовательной школы России [Текст] / А.В. Молокова // Информационные технологии в образовании: сб. научн. трудов; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: ИПСО РАО, 1995. - №12. – С.33-36. (0,3 п. л.).

24.Молокова, А.В. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Образовательные технологии: сб. научн. ст.; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. – С.77-81. (0,3 п.л./0,15 п. л.).

25.Молокова, А.В. Опыт и перспективы создания электронных учебных материалов для начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс: сб. научн. трудов; под редакцией И.М. Бобко. – Новосибирск – Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001. – С.16-21. (0,5 п. л.).

26.Молокова, А.В. Опыт создания электронной системы обучения для начальных классов сельских школ «Природа» [Текст] / А.В. Молокова // Интеграция интеллектуальных и материальных ресурсов научных, образовательных и производственных структур в рамках краевого комплексного учебно-научного центра «Алтай» на базе Алтайского государственного университета: материалы межрегионального научно-практического семинара; под ред. И.М. Бобко, В.С. Киричук. – Барнаул: АГУ, 2001. – С.98-99. (0,2 п. л.).

27.Молокова, А.В. О проекте «Информатизация школьного образовательного пространства» [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс: сб. научн. трудов; под редакцией И.М. Бобко. – Новосибирск – Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001. – С.11-16. (0,4 п. л./0,2 п. л.).

28.Молокова, А.В. Информационные технологии оценки качества знаний младших школьников [Текст] / А.В. Молокова // Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры и критерии: материалы научно-метод. конференции, часть II; под ред. С.М. Редлиха. – Новокузнецк: КузГПА, 2002. – С.66-71. (0,4 п. л.).

29.Молокова, А.В. Новые информационные технологии в начальном образовании: экспериментальная работа [Текст] / А.В. Молокова // Образовательные технологии: сб. научн. тр.; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: НГУ, 2002. – С.82-91. (0,6 п. л.).

30.Молокова, А.В. Информационные технологии оценки качества знаний младших школьников [Текст] / А.В. Молокова // Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры и критерии: материалы научно-метод. конференции, часть II; под ред. С.М. Редлиха. – Новокузнецк: КузГПА, 2002. – С.66-71. (0,4 п. л.).

31.Молокова, А.В. Информатизация начального образования. Теоретический аспект [Текст] / А.В. Молокова // Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование в Сибири». – Томск: ЦНТИ, 2003. - №1 (10). – С.117-121. (0,5 п. л.).

32.Молокова, А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Научно-методический журнал «Начальное образование». - М., 2003. - №1. – С.32-36. (0,5 п. л./0,25 п. л.).

33.Молокова, А.В. Типовые решения в создании компьютерных учебных программ [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Л.С. Шум // Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики: сб. научн. тр.; под ред. И.М. Бобко. – Новокузнецк: КузГПА, 2003. – С.89-97. (0,7 п. л./0,2 п. л.).

34.Молокова, А.В. Новые информационные технологии в практике работы школ Сибирского региона [Текст] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Информационные технологии в образовании: сб. научно-метод. мат.; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: НГУ, 2004. – С.6-26. (1,1 п. л./0,55 п. л.).

35.Молокова, А.В. Новые информационные технологии как средство разрешения противоречий современного урока [Текст] / А.В. Молокова // Региональный научно-методический журнал «Сибирский учитель». – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. - №1. – С.9-11. (0,5 п. л.).

36.Молокова, А.В. Поисково-исследовательская деятельность учителя начальных классов как средство развития профессиональной рефлексии [Текст] / А.В. Молокова // Информационные технологии в образовании: сб. научно-метод. мат.; под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: НГУ, 2004. – С.79-88. (0,7 п.л.).

37.Молокова, А.В. Компьютер на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Начальное образование». - М., 2005. - №1. – С.18-22. (0,5 п. л.).

38.Молокова, А.В. Информатизация начальной школы: как сохранить здоровье школьников [Текст] / А.В. Молокова // Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска в условиях модернизации: сб. материалов научно-практ. конф. – Новосибирск: НГУ, 2005. – С.83-91. (0,5 п. л.).

39.Молокова, А.В. Проектная деятельность младших школьников в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Начальное образование». - М., 2005. - №3. – С.19-21. (0,4 п. л.).

40.Молокова, А.В. Эффективность информатизации образовательного процесса в начальной школе [Текст] / А.В. Молокова // Эффективность образования в условиях его модернизации: материалы Международн. научн.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – С.271-275. (0,4 п. л.).

41.Молокова, А.В. Информатизация как перспективное направление развития начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы. Материалы I Всеросс. Занковских чтений – Самара: Изд. дом «Федоров», 2005. – С. 49-52. (0,3 п. л.).

42.Молокова, А.В. Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. - №3. – С.8-11. (0,6 п. л.).

43.Молокова, А.В. Особенности повышения квалификации учителей в аспекте одного из направлений модернизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем: Материалы Международной научно-практической конференции 1-3 марта 2006 года, г. Новосибирск; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. В 3 ч. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. – С.37-40. (0,4 п. л.).

44.Молокова, А.В. Особенности вузовской подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Профессиональная ориентация молодежи: вчера, сегодня, завтра: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения профессора Н.Н. Чистякова (23-24 мая 2006 г.); под общ. ред. Т.И. Шалавиной. Часть II – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – С.296-302. (0,5 п. л.).

45.Молокова, А.В. Реализация дидактических принципов системы общего развития Л.В. Занкова в условиях информатизации образовательного процесса [Текст] / А.В. Молокова // Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы Вторых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». – 2006. – С.103-109. (0,5 п. л.).

46.Молокова, А.В. Интерактивные технические средства в Новосибирских школах [Текст] / Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Информатизация образования» / Министерство образования и науки республики Татарстан. – Казань, 2007. - № 1. – С.21-24. (0,5 п.л./0,25 п. л.).

47.Молокова, А.В. Современный урок в условиях информатизации [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. - №4. –С.55-58. (0,5 п. л.).

48.Молокова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». – Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. – Барнаул: БГПУ, 2007. – С.114-117. (0,4 п. л.).

49.Молокова, А.В. Реализация принципов дидактики в условиях информатизации начального образования [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. - №2. – С.49-51. (0,4 п. л.).

Электронные учебные пособия

50.Молокова А.В. Природа-1. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С. Шум. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2000. – 40 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

51.Молокова А.В. Русский язык-2. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.Ф. Килина, С.Ф. Шаровская. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2001. – 33 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

52.Молокова, А.В. Природа-2. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С. Шум. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2002. – 40 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

53.Молокова, А.В. Русский язык-3. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.Ф. Килина, С.Ф. Шаровская. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 44 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

54.Молокова, А.В. Природа–3. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С. Шум. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 233 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

55.Молокова, А.В. Математика–1. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Е.В. Чупина, А.А. Кучерявый, С.Ф. Шаровская. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 56 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP) ; CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

56.Молокова, А.В. Математика-3. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Е.В. Чупина, А.А. Кучерявый, С.Ф. Шаровская. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 65 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

57.Молокова, А.В. Азбука. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.Ф. Килина, С.Ф. Шаровская. - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003. – 53 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).

58.Молокова, А.В. Математика–2. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание] / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Е.В. Чупина. - Новосибирск: ИЭПМСО РАО, 2004. – 44 МБ. - Систем. требования: Pentium II, Windows (98/2000/XP); CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. (Авторский вклад - 30%).