Научная тема: «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Этнопедагогический подход, интегрирующий основные положения деятельностного, культурологического, аксиологического, системного подходов, выступающий методологической основой воспитания культуры межнационального общения студента, требует интериоризации педагогом и студентом универсальных знаний о порождающих личность био-, психо-, социокультурных процессах, выдвигает в качестве приоритетных направлений субъект-субъектное взаимодействие и самоактуализацию личности в пространстве культуры. Такой подход к рассмотрению воспитания культуры межнационального общения студента, с одной стороны, предполагает учёт изменяющихся целей воспитания, с другой стороны, позволяет педагогу спроектировать воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального, целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия своего народа, что способствует формированию у студента чувств патриотизма, толерантности, эмпатии, межкультурной чувствительности, развитию у педагога таких качеств, как креативность, познавательная активность, целеустремлённость, инициативность, терпимость, рефлексивность в общении с другой культурой.
  2. Категориально-понятийное поле воспитания культуры межнационального общения студента, содержащее совокупность традиционно трактуемых и уточнённых в русле концепции реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента ведущих понятий и категорий науки (педагогики, психологии, этнопедагогики, этнопсихологии, этнологии, культурологии): «культура», «общение», «межнациональное общение», «культура межнационального общения», «воспитание культуры межнационального общения студента» - целенаправленная помощь студенту в достижении им ключевой, базовой и специальной компетентности для профессиональной самореализации в полиэтническом социуме, сознательного выстраивания взаимоотношений с представителями различных этнических общностей.
  3. Понятие «культура межнационального общения студента» позволяет рассматривать этот феномен, с одной стороны, как индикатор, с помощью которого можно судить о специалисте сферы «человек-человек» как этнопедагогическом субъекте, с другой - рассматривать его как меру интегративного качества личности. Интеллектуальный компонент понятия характеризуют: этнопедагогические знания, взгляды, убеждения. Ценностно-мотивационный компонент включает национальные и общечеловеческие ценности, позволяющие оценивать поступки и действия и поведение других людей с точки зрения определенных представлений, выбирать предпочтительный способ межнационального общения, предполагает оценку ценностей, интересов, целей, мотивов участия субъекта в межнациональном общении. Деятельностный предполагает умения практической деятельности и навыки взаимоотношений с представителями различных культур.
  4. Концепция реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента в условиях воспитательного пространства вуза базируется на закономерностях, отражающих связи между ценностями общечеловеческой и национальных культур и этнопедагогическим потенциалом педагогического образования в вузе, методологических и технологических принципах, основных источниках (положения, фиксирующие прогрессивные тенденции педагогической науки в исследовании этнопедагогических проблем; международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и новации; изменяющиеся требования к профессиональной подготовке специалистов в аспекте новой образовательной парадигмы). Концепция реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента в образовательном процессе вуза является важным средством совершенствования культуры межнационального общения студента педагогического вуза на основе этнопедагогического подхода и включает взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, содержание, методы, организационные формы воспитания, этапы процесса, критерии и показатели, результат; научно-методическое обеспечение. Концепция базируется на: - закономерностях (всеобщая связь явлений, конкретизируемая во взаимосвязи и единстве общечеловеческого и национального в культуре; детерминированность воспитания культуры межнационального общения культурой общества и этносов, социокультурной ситуацией современного общества; интегративность научной и этнической педагогики, теории и практики). Особую значимость приобретает закономерность, заключающаяся в том, что развитие субъектности студента, его позитивного отношения к культуре межнационального общения происходит только в специально организованной воспитательной среде вуза. В противном случае общество пополняется асоциальными людьми, не способными полноценно общаться с субъектом другой культуры; - системе методологических (гуманизма, уважения личности и прав студента) и технологических (развития воспитательного пространства вуза как культуросообразного, сотрудничества, полисубъектности, ориентации на личностный рост каждого студента, социально-ролевой позиции студента, создания педагогически целесообразной среды жизнедеятельности студента, максимально приближенной к культуре межнационального общения, гармонизации отношений студента и студенческого сообщества, интеграции, учета региональных особенностей, этнокультурной сообразности) принципов. Разработана концептуальная модель реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента, которая целостно представляет процесс, его основные направления и этапы, научно-педагогическое обеспечение, педагогические условия, критерии и показатели эффективности.
  5. Интеграция технологий (диалогических, субъектно-смыслового анализа ситуаций, прогнозирования и проектирования своего поведения в межнациональном общении, культуротворческих) обусловливает согласование действий субъектов по реализации этнопедагогического подхода в выработке цели, содержания процесса воспитания культуры межнационального общения студента, обеспечивает поэтапность процедур, учет времени, ресурсов, данных мониторинга, педагогических условий.
  6. Научно-методическое обеспечение воспитания культуры межнационального общения студента на основе этнопедагогического подхода, включающее цели, социально-педагогические условия эффективности реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента, этнопедагогический потенциал, изучение педагогических дисциплин в контексте культуры (конкретного народа, региона, России, мира), использование воспитательного потенциала этнических культур и устного народного творчества, ориентацию на открытую модель образования, создающую предпосылки к непрерывному этнокультурологическому развитию личности, реализацию научно обоснованных технологий, адекватных объекту исследования, учебно-научно-исследовательскую деятельность студентов, создающую аналитическое пространство проблем межнационального общения.
  7. Воспитание культуры межнационального общения студента на основе этнопедагогического подхода требует создания в вузе культуротворческого пространства естественно организованного процесса, интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду; полисубъектности гуманистического воспитания; субъектности культуросообразной воспитательной системы; развития самоорганизующейся воспитательной системы культуры межнационального общения; событийности воспитательного пространства вуза; накопленный многими поколениями запас эмпирических знаний является естественной основой для изучения основ наук, в том числе и педагогики; включение этнического материала в содержание курса педагогики закладывает знания, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к полиэтнической действительности, позволяет учитывать исторические, культурные традиции народа.
Список опубликованных работ
I.Монографии, учебные и учебно-методические пособия

1. Насырова, М. Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студентов: монография / М. Б. Насырова. — Оренбург : Пресса, 2007. — 289 с.

2. Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения: предпосылки, теоретические основы, концепция: монография / М. Б. Насырова. — Оренбург : Пресса, 2008. — 223 с.

3.Насырова, М. Б. Взаимосвязь родного и иностранного языков как условие совершенствования речевой деятельности учащихся : монография / М. Б. Насырова, М. А. Власова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — 156 с.

4.Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения / М. Б. Насырова // Педагогика : учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алёхина, И. В. Власюк и др. ; под ред. проф. В. Г. Рындак. М. : Высш. шк., 2006. — С. 250—280.

5.Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения (Педагогика межнационального общения) : учеб. пособие / М. Б. Насырова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — 140 с.

6.Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения : учеб. пособие / М. Б. Насырова. — М. : Спутник+, 2007. — 197 с. (гриф УМО).

7.Насырова, М.Б. Этнопедагогика и этнопсихология : курс лекций / М.Б. Насырова: Изд-во ОГПУ, 2006. — 188 с.

8.Насырова, М. Б. Этнопедагогика и этнопсихология : учеб. пособие / М. Б. Насырова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 137 с. (гриф УМО).

9.Насырова, М. Б. Этнопедагогический словарь-справоч-ник : учеб. пособие / М. Б. Насырова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 168 с.

10.Насырова, М. Б. Этнопедагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / М. Б. Насырова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 148 с.

11.Насырова, М. Б. Проблемы моделирования педагогических явлений и объектов : лекция по педагогике / М. Б. Насырова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1998. — 36 с.

12.Насырова, М. Б. Система дополнительного образования : лекция / М. Б. Насырова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1997. — 36 с.

13.Насырова, М. Б. Пути активизации познавательной деятельности студентов / М. Б. Насырова // Активные методы воспитания и обучения в вузе : метод. рек. — Оренбург : Изд-во ОГПИ, 1989. — С. 10—13.

14.Насырова, М. Б. Труд в народной педагогике и наследии В. А. Сухомлинского / М. Б. Насырова // Методические рекомендации к изучению педагогического наследия В. А. Сухом-линского / науч. ред. д.п.н., проф. В. Г. Рындак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — С. 66—69.

15.Насырова, М. Б. Образовательное и воспитательное значение сказки в педагогической деятельности В. А. Сухомлинского / М. Б. Насырова // Методические рекомендации к изучению педагогического наследия В. А. Сухомлинского / науч. ред. д.п.н., проф. В. Г. Рындак. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — С. 58—63.

II. Публикации в изданиях, включённых в реестр ВАК РФ

16.Насырова, М. Б. Этнокультурная компетентность как основание воспитания культуры межнационального общения студентов / М. Б. Насырова // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. Спецвыпуск «Наука и образование: проблемы и перспективы». Ч. 2. 2006. — № 11. — С. 348—354.

17.Насырова, М. Б. Единство общечеловеческого и национального как методологический принцип воспитания культуры межнационального общения студентов / М. Б. Насырова // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». — Ростов-на-Дону, — 2006. № 8. — С. 113—122.

18.Насырова, М. Б. Этнокультурные аспекты педагогического образования / М. Б. Насырова // emissia. org /ofline /2007 /1202. htm.

19.Насырова, М. Б. Этнопедагогическое сопровождение педагогического образования в вузе / М. Б. Насырова // Казан. пед. журн. — 2007. — № 5. — С. 46—52.

20.Насырова, М. Б. Этнокультурные аспекты педагогического образования в вузе / М. Б. Насырова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. — Казань, 2007. — № 6. — С. 113—118.

21.Насырова, М. Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студентов / М. Б. Насырова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. — Казань, 2008. — № 1 (7). — С. 149—153.

22.Насырова, М. Б. Педагогическое образование как пространство воспитания культуры межнационального общения студентов в контексте этнопедагогического подхода / М. Б. Насырова // Казан. пед. журн. — 2008. — № 2. — С. 49—57.

23.Насырова, М. Б. Технология кейсов в воспитании культуры межнационального общения студентов / М. Б. Насырова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Научный журнал. Общественные и гуманитарные науки. — СПб., 2008. — № 11 (66). — С. 309—314.

III. Статьи в сборниках научных трудов

24.Насырова, М. Б. Подготовка студентов к системной организации деятельности воспитанников / М. Б. Насырова // Формирование личности учителя в системе учебно-воспита-тельного процесса в педагогическом институте : сб. науч. трудов. — Петрозаводск, 1982. — С. 32—39.

25.Насырова, М. Б. Методика организации воспитательного процесса в различных видах деятельности / М. Б. Насырова // Совершенствование форм и методов воспитания школьников : сб. — Л. : Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. — С. 39—43.

26.Насырова, М. Б. Индивидуализация обучения как средство развития творческого потенциала студента / М. Б. Насырова // Педагогический информационно-справочный вестн. Оренбуржья (Интеграция науки и практики). — Оренбург, 1993. — № 6. — С. 10—11.

27.Насырова, М. Б. Этнопедагогические принципы воспитания / М. Б. Насырова // Учёные записки Оренбург. гос. пед. ун-та. — Оренбург, 2004. — С. 255—262.

28.Насырова, М. Б. Единство общечеловеческого и национального в образовании / М. Б. Насырова // Евразийское Ожерелье : альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. Мусы Джалиля / отв. ред. И. М. Габдулгафарова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. Вып. 4. — С. 212—222.

29.Насырова, М. Б. Народная культура — основа педагогического потенциала творчества М. Джалиля / М. Б. Насырова // Подвиг и духовное наследие М. Джалиля в системе российских ценностей. — Оренбург : Изд. центр ОГАУ, 2006. — С. 142—150.

30.Насырова, М. Б. Этнокультурная компетентность будущего специалиста как условие воспитания культуры межнационального общения / М. Б. Насырова // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М. : ИНЭК, 2007. — С. 294—297.

31.Насырова, М. Б. Социально-педагогические предпосылки и реалии востребованности этнокультурного образования в XXI веке / М. Б. Насырова // Евразийское Ожерелье : альманах общественного ин-та истории народов Оренбуржья им. Мусы Джалиля / отв. ред. И. М. Габдулгафарова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. Вып. 8. — С. 290—307.

32.Насырова, М. Б. Взаимосвязь общего и дополнительного образования / М. Б. Насырова // Вестн. ОГПУ. Оренбург, 2000. — № 6 (21). — С. 114—118. (Гуманитарные науки).

IV. Материалы выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях

33.Насырова, М. Б. Обновление содержания профессионального педагогического образования в условиях инноваций / М. Б. Насырова // Инновации в вузовском образовании : материалы науч.-практ. конф. — Оренбург, 1995. — С. 30—31.

34.Насырова, М. Б. Интеграция общего и дополнительного образования как одно из условий формирования интеркультуры личности / М. Б. Насырова // II междунар. конф. «Интеркультурные коммуникации» : сб. тез. — Оренбург : ДИМУР, 1996. — С. 108—109.

35.Nasirowa, M. B. Interpretation der allgemeinbildung und zusatzlichen bildung als einer der interkultur der personlchkeit / M. B. Nasirowa // II междунар. конф. «Интеркультурные коммуникакции» : сб. тез. — Оренбург-Кемниц-Ансбах, 1996. — Р. 208—209.

36.Насырова, М. Б. Взаимосвязь основного и дополнительного образования детей и подростков / М. Б. Насырова // III междунар. конф. «Европа будущего» : сб. тез. — Оренбург, 1997. — С. 103—104.

37.Насырова, М. Б. Социально-педагогические проблемы управления качеством дополнительного (последипломного) образования / М. Б. Насырова // Управление качеством образования : материалы межвуз. науч.-практической конф. (Оренбург, 23—24 июня 1999 г.) Ч. 1. — Оренбург, 1999. — С. 59—62.

38.Насырова, М. Б. Категория целостности и дополнительности в образовании / М. Б. Насырова // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия : материалы междунар. науч.-практ. конф. (20—21 апр. 2000 г.) Ч. 2. / под общ. ред д-ра пед. наук, проф. В. Г. Рындак. — Оренбург, 2000. — С. 195—199.

39.Насырова, М. Б. Этнопедагогика и проблемы национального образования / М. Б. Насырова // Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы : сб. материалов. Ч. 1. — Стерлитамак, 2000. — С. 102—106.

40.Насырова, М. Б. Ориентация будущего учителя на этнопедагогическую деятельность / М. Б. Насырова // Актуальные проблемы развития культуры педагогической деятельности : материалы науч.-практ. конф. (Бугуруслан, 25—26 сент. 2001 г.) / отв. ред. проф. Л. Б. Соколова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — С. 136—141.

41.Насырова, М. Б. Педагогическая деятельность учителя в полиэтнической среде / М. Б. Насырова // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации : материалы IV науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 17—20 апр. 2002 г.) / под науч. ред. И. Л. Набока. — СПб. : Астерион, 2002. — С. 352—356.

42.Насырова, М. Б. Модернизация содержания профессионального педагогического образования / М. Б. Насырова // Модернизация образования: проблемы и перспективы : материалы регион. науч.-практ. конф. — (Оренбург, 28—29 нояб. 2002 г.) Ч. 2. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — С. 341—352.

43.Насырова, М. Б. Культурологический подход к этнопедагогической подготовке будущего учителя / М. Б. Насырова // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV препод. и XLII студ. науч.-практ. конф. ОГПУ (Оренбург 4—5 апр. 2002 г.) Ч. 6: секция общей, возрастной и педагогической психологии, общей педагогики и менеджмента. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — С. 79—83.

44.Насырова, М. Б. Менталеобразование общности в контексте педагогики ненасилия / М. Б. Насырова // Обучение с целью уменьшения насилия : сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия: материалы XXIII всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 18 апр. 2002 г.) / под ред. М. С. Гавриловой, А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова. — СПб. : Verba Magistri, 2002. — С. 45—48.

45.Насырова, М. Б. Ориентация будущего специалиста системы менеджмента на этнологические и социокультурные факторы бизнеса / М. Б. Насырова // Актуальные проблемы подготовки кадров : материалы науч.-метод. конф. — Оренбург : Изд-во ИЭК, 2003. — С. 109—116.

46.Насырова, М. Б. Народное воспитание в наследии В. А. Сухомлинского / М. Б. Насырова // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала и Сибири : материалы регион. науч.-практ. конф. (Оренбург, 12—14 марта 2003 г.) Ч. 1. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — С. 98—104.

47.Насырова, М. Б. Ориентация воспитания на этнопедагогические ценности / М. Б. Насырова // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 26—27 мая 2004 г.) / отв. ред. В. Г. Рындак. — Ч. 4. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — С. 108—114.

48.Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения в полиэтническом образовательном пространстве // Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность : междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Стерлитамак 18—19 апр. 2007 г.) / отв. ред. П. П. Козлова. — Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. — С. 345—348.

49.Насырова, М. Б. Роль этнопедагогических знаний в повышении качества педагогического образования студентов / М. Б. Насырова // Современные факторы повышения качества профессионального образования : материалы XXVIII препод. науч.-практ. конф. Т. 4. Секция общей педагогики и педагогики высшей школы. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — С. 78—91.

50.Насырова, М. Б. Диалог культур как средство реализации культурологического подхода к образованию / М. Б. Насырова // Диалог культур — культура диалога : материалы междунар. науч.-практ. конф. — (Кострома, 3—7 сент. 2007 г.) / отв. ред. Л. Н. Ваулина. — Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — С. 251—256.

51.Насырова, М. Б. Воспитание культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода как педагогическая проблема / М. Б. Насырова // Воспитательный потенциал национальной культуры : материалы IV всерос. науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (24—25 окт. 2007 г.) : в 2 ч. — Казань : Изд-во ТГГПУ, 2007. — Ч. 2. — С. 218—223.

52.Насырова, М. Б. «Этнопедагогика и этнопсихология» как учебный предмет в подготовке бакалавра педагогики / М. Б. Насырова // Воспитательный потенциал национальной культуры : материалы IV всерос. науч.-практ. конф. «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (24—25 окт. 2007 г.) : в 2 ч. — Казань : Изд-во ТГГПУ, 2007. — Ч. 2. — С. 388—391.

53.Насырова, М. Б. Педагогическое сопровождение процесса формирования этнокультурной идентичности / М. Б. Насырова // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности : материалы Х междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 8—11 апр. 2008 г.) / под науч. ред. И. Л. Набока : в 2 ч. Ч. 1. — СПб., 2008. — С. 353—357.

54.Насырова, М. Б. Компетентностный подход к воспитанию культуры межнационального общения студентов / М. Б. Насырова // Этика в современном мире: российско-немецкий симпозиум по преподаванию этики в вузах Augsburg-Orenburg / под ред. О. А. Свиридова. — Оренбург : Оренбург. гос. ин-т менеджмента, 2008. — С. 316—323.

55.Насырова, М. Б. О некоторых особенностях мусульманского воспитания / М. Б. Насырова // Татары в Оренбургском крае : науч.-практ. конф. : тез. докл. — Оренбург : ДиМур, 1996. — С. 118—121.