Научная тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-бытовая ориентация учащегося с ОВЗ - это свойство личности, которое возникает в процессе социализации, характеризует нацеленность учащегося на познание социальной среды, обеспечивает включение в социум и освоение различных видов деятельности. Эффективность формирования указанного свойства и его влияния на успешность социализации учащегося с ОВЗ в значительной степени зависит от качества педагогического руководства этим процессом, которое обусловлено сформированностью соответствующего вида педагогической деятельности и результативностью ее реализации.
  2. Педагогическая деятельность по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ - это новый вид педагогической деятельности, который возникает на основе интеграции социально-бытовой и педагогической деятельности. Педагогическая сторона новой деятельности характеризует ее нацеленность на формирование ценностного отношения учащегося с ОВЗ к социально-бытовой жизни средствами образования, а ее социально-бытовая сторона - на выполнение трудовых и технологических бытовых процессов в конкретных социально-бытовых условиях. Интеграция возможностей этих сторон обеспечивает целенаправленное формирование социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ.
  3. Дидактическая система подготовки студента педагогического вуза к социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ характеризуется основными признаками гуманитарных систем (обладает функцией самосохранения, взаимодействует со средой, стремится к самосовершенствованию, характеризуется организацией и упорядоченностью, целостностью, предполагающей установление взаимосвязей ее компонентов, реализуется субъектами образования); процессуальные компоненты дидактической системы представлены совокупностью целей, содержания, форм, методов, применяемых и реализуемых субъектами образования с учетом развивающих возможностей каждого этапа обучения (пропедевтического, общепрофессионального, предметного, практико-ориентированного); ее результатом является готовность будущего педагога к деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ.
  4. Готовность студента педагогического вуза к социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ представляет собой педагогически-значимое свойство личности, проявляющееся через положительное и осознанное отношение к этой деятельности и к возможности ее осуществления. В ее структуру входят следующие компоненты: личностный (включает мотивацию, ценностные и социальные ориентации, профессионально-педагогическую направленность, возможность саморазвития и рефлексии), обеспечивающий участие будущего педагога в овладении социальной средой, освоении социально-бытовой и педагогической деятельности; когнитивный (включает метазнания, способы познания окружающей действительности, социально-бытовые и профессионально-педагогические знания), характеризующий освоенность содержания педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ; деятельностный (включает социально-бытовые и профессионально-педагогические умения и действия по их реализации), позволяющий осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивающую социально-бытовую ориентацию учащегося с ОВЗ.
  5. Педагогические условия реализации исследуемой дидактической системы включают совокупность предпосылок, которые обеспечивают эффективность влияния ее компонентов на качество формируемого свойства личности будущего педагога. К ним относятся: осознание приоритетности задач социализации учащегося с ОВЗ в современном обществе, что позволяет выделить новый вид педагогической деятельности и организовать процесс его поэтапного формирования у студента в ходе обучения в вузе; выделение совокупности учебных дисциплин и их наполнение содержанием, обеспечивающим социально-бытовую и профессионально-педагогическую подготовку студента, необходимую для реализации деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ; научно-методическое оснащение дидактической системы подготовки студента к социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ; разработку параметров и критериев оценки, создание многофункциональной компьютерной программы (которая позволяет конструировать контрольно-измерительные материалы, использовать их и обрабатывать полученные данные), обеспечивающих мониторинг качества готовности педагога к социально-бытовой ориентации учащегося с ОВЗ.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК

1.Рябова, Н. В. Формирование знаний и умений хозяйственно-бытовой деятельности у учащихся сельской специальной школы / Н. В. Рябова // Дефектология. – 1996. – № 4. – С. 33 – 38.

2.Рябова, Н. В. Подготовка дипломных исследований студентами педагогических вузов / Н. В. Рябова // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 3. – С. 187 – 196.

3.Рябова, Н. В. К проблеме интеграции в обучении сельских умственно отсталых школьников / Н. В. Рябова // Интеграция образования. – 2005. – № 4. – С. 98 – 105.

4.Рябова, Н. В. Особенности подготовки студентов педагогического вуза к осуществлению социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника / Н. В. Рябова // Интеграция образования. – 2006. – № 4. – С. 103 – 108.

5.Рябова, Н. В. Компьютерные технологии в мониторинге профессионального становления студентов / Н. В. Рябова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 1. – С. 23 – 28.

6.Рябова, Н. В. Проектирование нового учебного курса в подготовке студента педагогического вуза / Н. В. Рябова // Известия Российского государственного педагогического университета имени И. А. Герцена : Общественные и гуманитарные науки. – 2007. - № 9 (50). – С. 201 – 211.

7.Рябова, Н. В. Научные основы труда преподавателя вуза / Н. В. Рябова // Гуманизация образования. – 2008. – № 1. – С. 98 – 103.

8.Рябова, Н. В. Формирование деятельности будущего педагога по социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Рябова // Высшее образование сегодня. – 2008. - № 6. – С. 86 – 88.

9.Рябова, Н. В. Дидактическая система формирования деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащегося с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Рябова // Педагогическая наука и образование. – 2008. - № 8. – С. 106 – 109.

Монографии и главы в коллективных монографиях

10.Рябова, Н. В. Дидактическая система формирования деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащегося: монография / Н. В. Рябова. – Саранск, 2008. – 155 с.

11.Рябова, Н. В. Педагогическая диагностика в подготовке студента к осуществлению социально-бытовой адаптации школьника / Н. В. Рябова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография. – Книга 11. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – С. 384 – 393.

12.Рябова, Н. В. Готовность студента к осуществлению социально-бытовой ориентации умственно отсталого школьника: когнитивный и деятельностный аспекты / Н. В. Рябова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография. – Книга 9. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – С. 302 – 323.

13.Рябова, Н. В. Моделирование профессиональной деятельности учителя социально-бытовой ориентировки специальной школы / Н. В. Рябова // Педагогика: семья – школа – общество: коллективная монография. – Книга 10. – Воронеж : ВГПУ, 2007. – С. 163 – 180.

14.Рябова, Н. В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталого школьника: монография / Н. В. Рябова. – Саранск, 2007. – 240 с.

Научные статьи в журналах и сборниках

15.Рябова, Н. В. К вопросу социально-бытовой адаптации учащихся сельских специальных школ для детей с нарушением интеллекта / Н. В. Рябова // Вестник Мордов. ун-та. – 1995. – № 2. – С. 26 – 29.

16.Рябова, Н. В. Совершенствование процесса воспитания детей с трудностями в обучении / Н. В. Рябова // Вестник Мордов. ун-та. – 1997. – № 1. – С. 26 – 30.

17.Рябова, Н. В. К вопросу совершенствования системы работы по социально-бытовой ориентировке девятиклассников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида / Н. В. Рябова // Объединенный научный журнал. – 2001. – № 13. – С. 32 – 36.

18.Рябова, Н. В. Совершенствование работы по социально-бытовой ориентировке учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н. В. Рябова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: материалы всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: Л. М. Кузнецова [и др.]. – Самара : Изд–во СГПУ, 2003. – С. 371 – 374.

19.Рябова, Н. В. Уроки социально-бытовой ориентировки в сельской специальной школе VIII вида / Н. В. Рябова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 28 – 34.

20.Рябова, Н. В. Система диагностики качества знаний и умений олигофренопедагога, необходимых для организации работы по социально-бытовой ориентации школьника / Н. В. Рябова // Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности: материалы всерос. науч.-практ. конф. к 75-летию со дня рождения члена-корр. РАО, д-ра пед. наук, проф. Е. Г. Осовского. В 3 ч. Ч. 2. / редкол.: Т. И. Шукшина [и др.]. – Саранск, 2005. – С. 163 – 167.

21.Рябова, Н. В. Подготовка будущих педагогов к социально-бытовой ориентации школьников / Н. В. Рябова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: материалы всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Сохранов [и др.]. – Пенза, 2005. – С. 159 – 162.

22.Рябова, Н. В. Подготовка старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида к семейной жизни / Н. В. Рябова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 1. – 2006. – С. 34 – 41.

23.Рябова, Н. В. К вопросу о личностном аспекте готовности олигофренопедагога к профессиональной деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося [Электронный ресурс] / Н. В. Рябова // Электронное научное издание «Письма в Emissia.Offline : электронный научно-педагогический журнал» - CПб., 2006, ART 1112, Гос. рег. N 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia. 50g.com/ offline/2006 /1112. htm, свободный, объем 0.5 п.л.

24.Рябова, Н. В. Проектирование интегративных учебных дисциплин в подготовке специалистов педагогического вуза / Н. В. Рябова // Интеграция региональных систем образования: материалы междунар. конф. В 2 ч. Ч.1. / редкол.: В. И. Ивлев [и др.]. – Вып. 5:– Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2006 г. – С. 96 – 101.

25.Рябова, Н. В. Проектирование дидактической системы подготовки студента педагогического вуза к деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Рябова // Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта проектной деятельности в негосударственном ВУЗе: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. / редкол.: Ф. Г. Мухаметзянова [и др.] // http://www. kpp.ksui.ru/ work/2006/. – Казань : ЮЛАКС, 2006. – С. 136 –139.

26.Рябова, Н. В. Компьютерный тест в процессе контроля качества обучения студентов педагогического вуза / Н. В. Рябова // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы междунар. конгресса «V Славянские педагогические чтения» / редкол.: А. В. Антюхов [и др.]. – М. : Педагогика, 2006. – С. 282 – 289.

27.Рябова, Н. В. Социально-бытовая ориентировка как интегративное направление в педагогической деятельности олигофренопедагога / Н. В. Рябова // Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. «Осовские чтения». В 3 ч. Ч. 2. / редкол.: Т. И. Шукшина [и др.]. – Саранск, 2006. – С. 187 – 190.

28.Рябова, Н. В. Взаимодействие учителя социально-бытовой ориентировки и воспитателя как условие эффективной работы по социально-бытовой адаптации умственно отсталого школьника / Н. В. Рябова // Научное обозрение. – № 3. – 2006. – С. 218 – 224.

29.Рябова, Н. В. Компьютерная программа Microsoft Exсel в экспериментальной подготовке студента к осуществлению социально-бытовой ориентации школьника / Н. В. Рябова // Совершенствование учебного процесса на основе новых информационных технологий : сб. науч.-метод. тр. – Вып. 6. – Саранск, 2006. – С. 133 – 141.

30.Рябова, Н. В. Национально-региональный компонент содержания специального образования / Н. В. Рябова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион : гуманитарные науки. – 2007. – № 5. – С. 132 – 139.

31.Рябова, Н. В. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки олигофренопедагога / Н. В. Рябова // Психология и педагогика современного образования в России: материалы междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: Л. М. Дубовой. – Пенза, 2007. – С. 115 – 118.

32.Рябова, Н. В. Характеристика личностно-значимых качеств «идеального педагога-дефектолога» / Н. В. Рябова // Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : сб. науч. тр. – Вып. 9. – Саранск, 2007. – С. 57 – 64.

Главы в учебных пособиях, программы и методические рекомендации

33.Рябова, Н. В. Теоретические основы воспитания / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова // Специальная педагогика в опорных схемах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 67 – 163 (допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).

34.Рябова, Н. В. Совершенствование работы по социально-бытовой ориентировке в сельской специальной (коррекционной) школе VIII вида / О. А. Бибина, Н. Н. Кузьмина, О. В. Бобкова и др. // Обучение детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – Саранск, 2003. – С. 68 – 94.

35.Рябова, Н. В. Методы обучения в системе социально-бытовой ориентировки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида / И. Е. Пушкова, О. А. Бибина, Г. В. Брыжинская и др. // Современные проблемы предметного обучения умственно отсталых школьников. – Саранск, 2007. – С. 100–127.

36.Рябова, Н. В. Социально-бытовая ориентация учащихся сельских школ Мордовии : программа / Н. В. Рябова. – Саранск, 2001. – 43 с.

37.Рябова, Н. В. Основы научной организации труда и научно-исследовательской деятельности студентов : программа и методические рекомендации / О. В. Бобкова, Л. И. Гришакина, Н. В. Рябова. – Саранск, 2001. – 55 с.

38.Рябова, Н. В. Сельскохозяйственный труд (программа для 4 -9 классов) / Н. В. Рябова // Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида: новые учебные программы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 187 – 235.

39.Рябова, Н. В. Система работы сельских специальных школ Мордовии по социально-бытовой ориентации учащихся : методические рекомендации / Н. В. Рябова.– Саранск, 2004. – 30 с.