Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА»
Специальность: 13.00.02;13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета - это специфическая педагогическая деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов (личностных, институциональных, средовых), привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида, которая предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических формах.
  2. Системная совокупность ресурсов включает личностные ресурсы студента (жизненный и социальный опыт, сформированность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личностной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность), институциональные ресурсы (реализуемая образовательная программа вуза, особенности профессионального мастерства педагогов, квалификационного состава педагогического коллектива, наличие инновационной деятельности в вузе, используемые технологии обучения, психологический климат коллектива, традиции организации совместной деятельности, стиль управления коллективом, уровень развития методической деятельности в вузе, преобладающие мотивы профессиональной деятельности членов коллектива), ресурсы среды (образовательная среда, установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального становления студента). Каждый из них может находиться в двух состояниях по отношению к субъекту социально-педагогического обеспечения: актуальном (ресурс может быть применен субъектом социально-педагогического обеспечения без предварительной подготовки к его использованию) и потенциальном (ресурс актуализирован в сознании субъекта социально-педагогического обеспечения, но еще не актуализирован в педагогической практике).
  3. Для эффективности процесса профессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете используются три стратегии социально-педагогического обеспечения. По отношению к актуальным ресурсам реализуется стратегия использования (применение уже имеющегося ресурса без его дополнительной подготовки к решению поставленной задачи) и стратегия развития (наращивание одной группы ресурсов за счет другой, более развитой на конкретный момент времени). По отношению к потенциальным ресурсам используется стратегия актуализации, которая предполагает выявление потенциалов развития ресурсного фонда, прогнозирование результирующего состояния и практическое освоение ресурса как социально-педагогического средства.
  4. Модель социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета предполагает создание оптимальных условий для эффективности процесса профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета посредством реализации стратегий управления их ресурсным фондом; определяется логикой прохождения взаимосвязанных этапов: диагностического, аналитического, проектного, организационно-дятельностного и рефлексивно-оценочного, и включает в себя ряд действий, которые соответствуют вышеобозначенным этапам, а также способы взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимоактуализации наличных ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и их взаимодействия: диагностика актуального состояния ресурсного фонда профессионального становления студентов; прогнозирование потенциального состояния ресурсного фонда профессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете, прогнозирование вероятных результатов; разработку программы управления ресурсным фондом профессионального становления студентов, основанной на трех стратегиях социально-педагогического обеспечения; внедрение программы в практику деятельности университета; мониторинг состояния процесса профессионального становления студентов.
  5. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета, являются: предъявление студентам ценностей социокультурной сферы, общекультурной и профессиональной деятельности; обеспечение вариативности содержания и форм участия в социальной практике; оказание индивидуальной помощи студенту в раскрытии его потенциалов, в его самореализации; стимулирование рефлексии.
  6. Результативность процесса социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета может быть оценена на основе ряда критериев. В качестве ведущего критерия выступает ориентационно-смысловой, который предполагает осознанное отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся через совокупность таких показателей, как: понимание и осознание социокультурных ценностей и ценности будущей профессии в системе общества; понимание и оценка целей и задач профессиональной деятельности; признание ценности субъектных отношений; удовлетворенность профессией. В качестве деятельностно-практического критерия выступает способность к самостоятельной образовательной деятельности, показателями критерия выступают: способность к совместной образовательной деятельности; способность к преобразованию окружающей действительности методами и средствами профессиональной деятельности; способность к организации прогнозирования своих и чужих действий и поступков. Оценочно-аналитический критерий предполагает умение студентов анализировать собственную деятельность и осуществлять рефлексию. Показателями этого критерия являются: способность к оценке явлений и процессов окружающей действительности и собственной социальной ситуации; способность к анализу своей образовательной и социально-профессиональной деятельности; способность к ценностно-смысловому анализу себя как личности и собственных профессиональных действий.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Тимонин А.И. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. – Кострома, 2003. – 3 п.л. (авторская доля 1 п.л.)

2.Тимонин А.И. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. С.С. Гиля. – М.: Издательство РГСУ, 2007. Т.1. – 15 п.л. (доля автора 2,1 п.л.)

3.Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. – Кострома, 2007. – 9 п.л.

4.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. – Ярославль, 2008. – 11 п.л

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикаций работ, отражающих содержание докторских диссертаций

5.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение самоопределения личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006., №11 – 0,4 п.л. (в соавторстве).

6.Тимонин А.И. Система университетской подготовки будущих специалистов по социальной работе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. Т.12., №1 – 0,3 п.л. (в соавторстве).

7.Тимонин А.И. Модель духовно-ценностного ориентирования детей во внешкольных объединениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2006. Т.12., №1. – 0,4 п.л.

8.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. Т.12., №2 – 0,6 п.л.

9.Тимонин А.И. Методика социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Казанский педагогический журнал. – 2008. - №5. – 0,6 п.л.

10.Тимонин А.И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике // Экономика образования. Научно-методический журнал. – 2008., №3 – 0,5 п.л.

11.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества // Научный общественно-теоретический журнал. – Ростов-на-Дону. – №5 – 0,6 пл.

12.Тимонин А.И. Моделирование процесса социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Ярославский педагогический вестник. – 2008., №4 – 0,7 п.л.

Учебники, учебные пособия и методические рекомендации

13.Тимонин А.И. Инструктивно-методический сбор: программа для всех специальностей. – Кострома, 1990. – 0,1 п.л.

14.Тимонин А.И. Содержание и методика работы классного руководителя: методические рекомендации в помощь студентам. – Кострома, 1991. – 1 п.л.

15.Тимонин А.И. Игротека: методические рекомендации по организации игровой деятельности. – Кострома, 1992. – 2,1 п.л.

16.Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере: методическое пособие. – М., 1994. – 10,7 п.л. (авторская доля 3,5 п.л.)

17.Тимонин А.И. Педагогическая азбука. В помощь организаторам детского досуга. – Н.Новгород, 1997. – 5 п.л. (авторская доля 2,5 п.л.)

18.Программа областного лагеря старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг-2000». – М., 2000. – 1 п.л. (авторская доля 0,7 п.л.)

19.Тимонин А.И. Теория социальной работы: учебное пособие. – Кострома, 2000. – 0,3 п.л. (авторская доля 0,1 п.л.)

20.Тимонин А.И. Система подготовки студентов университета к социально-педагогической деятельности: учебное пособие. – Кострома, 2002. – 5,5 п.л.

21.Тимонин А.И. Повышение квалификации специалистов по работе с молодежью: Учебно-методическое пособие. – Кострома, 2004. – 5 п.л.

22.Тимонин А.И. Социальное воспитание детей и подростков в загородных детских центрах: опыт деятельности. - Кострома, 2004. – 3,5 п.л. (авторская доля 2 п.л.)

23.Тимонин А.И. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование / Основы социальной работы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М. .: Изд-во «Академия», 2004. – 16,5 п.л. (авторская доля 0,6 п.л.)

24.Тимонин А.И. Областной лагерь для старшеклассников имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: методические материалы для инструктора отряда. – Кострома, 2004. – 4 п.л.

25.Тимонин А.И. Областной лагерь для старшеклассников имени А.Н. Лутошкина программа лагеря и методические материалы. – Кострома, 2004. – 3 п.л.

26.Тимонин А.И. Инновации в социальной работе / Основы социальной работы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М. .: Изд-во «Академия», 2004. – 16,5 п.л. (авторская доля 0,6 п.л.)

27.Тимонин А.И. Социально-педагогические подходы к организации работы по месту жительства в условиях областного центра / Духовно-ценностное ориентирование детей и подростков во внешкольных объединениях: Сборник научных статей / Научный редактор А.И. Тимонин. – Кострома: «Авантитул», 2004. – 0,4 п.л.

28.Тимонин А.И. Духовно ценностное ориентирование детей и подростков во внешкольных объединениях: сборник научных статей / Научный редактор А.И. Тимонин. – Кострома, 2004. – 6 п.л.

29.Тимонин А.И. Безнадзорность и беспризорность / Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл.ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд.3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005. – 25,7 п.л. (авторская доля 0,2 п.л)

30.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение изменений личности: сб. науч. трудов студентов и аспирантов Института педагогики и психологии / Отв.ред. А.И. Тимонин. – Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 6,5 п.л.

31.Тимонин А.И. Институт педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова : первые шаги / сост. Е. Е. Смирнова, науч. ред. Н. Ф. Басов. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. – 10 п.л. (авторская доля 2 п.л.)

32.Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью / Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М., 2007. – 15,6 п.л. (авторская доля 0,5 п.л.)

33.Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы / Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М., 2008. – 17,3 п.л. (авторская доля 1 п.л.)

34.Тимонин А.И. Методика исследований в социальной работе / Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – М., 2008. – 17,3 п.л. (авторская доля 0,5 п.л.).

35.Социальная работа и педагогика: словарь-справочник / под ред. Н.Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 10 п.л. (авторская доля 1 п.л.)

36.Диссертационный совет по социальной педагогике: первый опыт работы / автор-составитель А.И. Тимонин. – Кострома, 2008. – 5п.л.

Научные статьи, тезисы докладов на научных конференциях

37.Тимонин А.И. Методика применения подвижных игр / Отрядному вожатому лагеря (ЦС СПО ФДО). – М., 1991. – 0,4 п.л.

38.Тимонин А.И. С.Т. Шацкий о проблемах коллективного творческого воспитания детей / Актуальные вопросы методической, психолого-педагогической и специальной подготовки учителя в высшей школе. Кострома, 1991. – 0,3 п.л.

39. Тимонин А.И. Включенность студентов в деятельность временного детского коллектива как способ овладения педагогическим опытом // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе / Межвузовский сборник научных трудов. – Кострома, 1992. – 0,1 п.л.

40.Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства // Итоги научно-исследовательской работы на 1994 год КГПУ им. Н.А. Некрасова / Материалы научно-практической конференции. – Кострома, 1994. – 0,2 п.л.

41.Тимонин А.И. К проблеме понимания феномена «игровая педагогическая позиция» // Молодые ученые российскому образованию / Межвузовский сборник научных трудов. – Кострома, 1995. – 0,2 п.л.

42.Тимонин А.И. Опыт построения модели образовательного учреждения // Развитие личности и формирование индивидуальности / Сборник материалов. – Ярославль, 1996. – 0,1 п.л.

43.Тимонин А.И. К проблеме проективного творчества в образовании // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитном обществе. – Кострома, Москва, 2000. – 0,2 п.л.

44.Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение деятельности временных молодежных объединений // Теория, история методики детского движения. «Пресс-соло». – 5 выпуск. – М., 2000. – 0,3 п.л.

45.Тимонин А.И. К вопросу о структурно-функциональной модели рефлексии в образовательном процессе // Проблемы теории и методики социального воспитания / Сборник научных статей аспирантов. Кострома, КГУ, 2001. – 0,2 п.л. (авторская доля 0,1 п.л.).

46.Timonin A.I. Ausbildung im Sozialwesen an der Nekrassow Universitat in Kostroma // Der Weg zur Sozialen Arbeit. – Bochum-Wologda, 2001. – 0,2 p/l.

47.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение процесса воспитания // Социальный контакты детей / Материалы международного симпозиума – Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. – 0,1 п.л.

48.Тимонин А.И. Участие социальных институтов в воспитании детей по месту жительства // Работа с детьми по месту жительства: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Л.В. Вахаев. – Часть 1 – Кострома, 2003. – 1 п.л.

49.Тимонин А.И. К вопросу понимания сущности социально-педагогического обеспечения // Психолого-педагогическое обеспечения процесса становления и развития личности. – Кострома, 2004. – 0,5 п.л.

50.Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение личностного развития специалиста-профессионала в процессе становления в вузе // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции: в 2-х томах. Т.12. Ярославль, 2005. – 0,1 п.л.

51.Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социального становления молодежи // Молодежь и инновации в современном мире: правовая, акмеологическая и социально-психологическая поддержка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной пятилетию деятельности Московского института инновационных технологий / Под. ред. И.Е. Пискаревой, Д.П. Пискарева. – Кострома, 2005. – 0,7 п.л.

52.Тимонин А.И. Самостоятельная работа студентов в процессе исследовательской деятельности социальной сферы // Подготовка будущих специалистов к социальной деятельности: сборник научных трудов преподавателей / Науч.ред. Н.Ф. Басов. – Кострома, 2006. – 0,8 п.л.