Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Интегративно-аксиологический подход как методологическое основание формирования проектной культуры, обуславливающий возможность и целесообразность его применения в контексте системного, гуманистического, личностно деятельностного, культурологического подходов, позволяет выделить его приоритетные направления: в организации педагогического процесса - гуманизация, аксиологизация; исходные позиции - ценностные ориентации, личностные особенности, уровень культуры, психология, нравственные качества участников учебно-воспитательного процесса; в субъективной культуре - выявления смыслов деятельности и соотнесения собственной деятельности с нормами культуры.
  2. Педагогическое проектирование, в котором прослеживается соединение технократического и гуманного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, является основой изучения и условием формирования проектной культуры будущего педагога.
  3. Проектная культура как способ творческой самореализации человека, включающий ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды; ценностные ориентации субъектов проектирования; методики, в которых операционализируются творческие замыслы проектировщиков; мыслимые, чувственные, осязаемые ценности проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания, необходимые для личностной реализации проектного процесса, и основывающийся на проектной компетентности студента, включающей в себя знания и умения по основам проектирования и готовность к осуществлению проективной деятельности; сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении конструировать собственные инновационные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях; творческой активности в преобразовательной деятельности, направленной на оптимизацию и эстетическую организацию среды жизнедеятельности.
  4. Основные критерии и показатели сформированности проектной культуры педагога: ценностное отношение к педагогической деятельности; проектная компетентность и готовность к осуществлению проектной деятельности; творческая активность личности педагога; степень развития проектно-педагогического мышления; стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию.
  5. Модель формирования проектной культуры будущего педагога, включающая общую цель профессиональной подготовки будущего педагога и ее научное обоснование; функциональные компоненты проектной культуры педагога, технологию формирования проектной культуры, обеспечивающую эффективность конечного результата, и подсистему анализа и коррекции системы.
  6. Процесс формирования проектной культуры педагога, ведущие тенденции которого таковы: обусловленность формирование проектной культуры педагога востребованностью общества и школой; эффективность формирования проектной культуры обусловлена высоким уровнем рефлексивного управления этим процессом; зависимость формирования проектной культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации; гуманистической направленности профессионально-педагогической деятельности педагога. Сформулированные на основе ведущих тенденций принципы: индивидуализации и дифференциации формирования проектной культуры; профессионально-педагогической направленности целостного образовательного процесса; единства научной и педагогической деятельности; социокультурной детерминации профессионально-педагогической деятельности; непрерывности и преемственности; целеполагающего включения педагога в инновационную деятельность; единства системного, личностно-деятельностного подходов в формировании личности педагога; импликации общей и проектной культуры; профессионально-педагогического совершенствования; самоопределения личности учителя в культуре, обеспечивающие целостность и динамичность этого процесса, а также его этапы: подготовительный (1-2-й курсы); этап формирования проектной культурой (3-4-й курсы); продуктивный (5-й курс).
  7. Технология формирования проектной культуры, построенная на концептуальных идеях: ориентации дидактического процесса высшей школы на общую и профессиональную культуру педагога; реализации стратегии продуктивного творческого обучения, совместной деятельности студентов и преподавателей; построении образовательного процесса в логике усиления, амплификации смыслов учебно-профессиональной деятельности посредством сотрудничества и сотворчества, обогащения мотивов познания, развития и расширения отношений с профессиональным сообществом, и представленная мотивационно-целевым, интеллектуально-содержательным, организационно-деятельностным и рефлексивно-оценочным блоками.
  8. Организационно-педагогические (организация целостного педагогического процесса с его ориентацией на формирование проектной культуры; создание гуманитарной среды образования; интеграция содержания педагогического образования; содержание образования, зафиксированное в образовательных программах; организация процесса проектирования как системообразующей деятельности; изменение характера, типа, стиля отношений в системах «педагог-обучаемый», «обучаемый-педагог») и психолого-педагогические (обеспечение субъектной позиции студентов и преподавателей в образовательном процессе; развитие креативности обучающихся; развитие рефлексивной позиций субъектов образовательного процесса; направленность на созидание инновационной среды; включение студентов в различные виды психолого-педагогической практики; социализация студентов, повышение их творческого потенциала, мотивация достижений, создание ситуации успеха; самореализация; самоактуализация субъектов образовательного процесса) условия эффективного формирования проектной культуры.
Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Филимонюк, Л.А. Роль конструктивно-проективной деятельности в профессиональном становлении будущего педагога [Текст] : монография /

Л.А. Филимонюк. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – 172 с.

2. Филимонюк, Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога [Текст] : монография / Л.А. Филимонюк. – М.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 324 с.

3. Филимонюк, Л.А. Состояние сформированности проектной культуры учителя в педагогической практике [Текст] / Л. А. Филимонюк // Педагогика: семья – школа – общество / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2005. – Кн. 5. – С. 212-221.

4. Филимонюк, Л.А. Педагогическое проектирование и проектная культура в личностном профессиональном становлении будущего педагога [Текст] : коллективная монография / Л.А. Филимонюк // Педагогика: семья – школа – общество / под общ. ред. О.И. Кирикова. - Воронеж, 2006. - Кн. 6. – С. 50-58.

5. Филимонюк, Л.А. Инновационная направленность формирования проектной культуры педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Педагогика: семья – школа – общество / под общ. ред. О.И. Кирикова. - Воронеж, 2006. – Кн. 8. – С. 46-56.

6. Филимонюк, Л.А. Психолого-педагогические условия построения модели профессиональной подготовки студентов [Текст] : коллективная монография / Л.А. Филимонюк // Формирование содержания непрерывного профессионального образования при подготовке квалифицированного специалиста в условиях социального партнерства / В.А. Бурляева, О.А. Колодницкая, Н.Ю. Маркина, Е.В. Проценко, Е.Т. Бурцева, О.А. Романюта и др. – Невинномысск, 2006. – С. 97-107.

7. Филимонюк, Л.А. Исследование эффективности процесса формирования проектной культуры будущего педагога [Текст] : коллективная монография / Л.А. Филимонюк // Педагогика: семья – школа – общество / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2007. - Кн. 11. – С. 280-293.

8. Филимонюк, Л.А. Теоретические основания проектной деятельности в системе повышения квалификации работников образования [Текст] : коллективная монография / Л.А. Филимонюк // Педагогика: семья – школа – общество / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2008. - Кн. 14. – С. 60-69.

II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

9. Филимонюк, Л.А. Становление и развитие проектной культуры педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2004. - № 12. - С. 219-226.

10. Филимонюк, Л.А. Проектная культура и проблема педагога нового типа [Текст] / Л.А. Филимонюк // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. – № 2. – С. 113-117.

11. Филимонюк, Л.А. Педагогическая рефлексия в структуре проектной деятельности педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2005. - № 1. – С. 152-159.

12. Филимонюк, Л.А. Педагогическое проектирование и технология обучения студентов педагогическому проектированию [Текст] / Л.А. Филимонюк // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2005. – Вып. 40. – С. 113-124.

13. Филимонюк, Л.А. Креативность как важнейшая характеристика проектной деятельности учителя [Текст] / Л.А. Филимонюк // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2006. – № 1. – С. 254-261.

14. Филимонюк, Л.А. Технология формирования проектной культуры будущего педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки.– 2006. - № 2. – С. 93-98.

15. Филимонюк, Л.А. Культурно-исторические предпосылки исследования проблемы проектной культуры [Текст] / Л.А. Филимонюк // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2006. - № 4 (8). – С. 48-52.

16. Филимонюк, Л.А. Процесс формирования проектной культуры педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк, С.В. Бабина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. - № 4. – С. 199-207.

17. Филимонюк, Л.А. Личностно ориентированный подход как основа формирования проектной культуры будущего учителя [Текст] / Л.А. Филимонюк // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2006. – Вып. 26. Ч. 1. - С. 173-181.

18. Филимонюк, Л.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Высшее образование сегодня. – 2007. - № 1. – С. 54-56.

19. Филимонюк, Л.А. Педагогическое проектирование как индивидуальная и коллективная деятельность [Текст] / Л.А. Филимонюк // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. - № 2. – С. 114-118.

20. Филимонюк, Л.А. Умения проектной деятельности учителя

[Текст] / Л.А. Филимонюк // Наука и школа. – 2007. - № 2. – С. 51-55.

21. Филимонюк Л.А. Основные тенденции и принципы формирования проектной культуры будущего педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Казанский педагогический журнал. – 2008. - № 1. – С. 46-53.

III. Статьи в журналах и сборниках научных трудов:

22. Филимонюк, Л.А. Культурологическая основа гуманизации образования [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Эвристическое образование – 7», региональная научно-практическая конференция. Материалы седьмой региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование – 7», 25-27марта 2004 г. – Ставрополь, 2004. – С.186-188.

23. Филимонюк, Л.А. Проектная деятельность педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса», научно-методическая конференция преподавателей и студентов. Материалы 48 и 49 научно-методической конференции преподавателей и студентов «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса», 24-26 апр. 2003 г.; 6-27 апр. 2004 г. – Ставрополь, 2004. – С. 218-221.

24. Филимонюк, Л.А. Проектирование как педагогическое явление [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Проблемы обеспечения качества образования в современном обществе», международная научно-практическая конференция. Сборник статей международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения качества образования в современном обществе». – Пенза, 2004. – С. 146-148.

25. Филимонюк, Л.А. Реализация метода эвристического диалога в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Теоретические основы и технологии открытого образования», Всероссийская научно-методическая конференция. Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теоретические основы и технологии открытого образования». – Липецк, 2004. - С. 100-103.

26. Филимонюк, Л.А. Педагогическая рефлексия как компонент творческой деятельности педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Профессиональное становление и развитие личности специалиста в современных социально-экономических условиях», международная научная конференция. Материалы международной научной конференции «Профессиональное становление и развитие личности специалиста в современных социально-экономических условиях». – Москва; Ставрополь, 2004. – Вып. 1. – С. 58-61.

27. Филимонюк, Л.А. Становление проектной культуры педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Профессионально-педагогическая культура: концепции, основания и технологический контекст», Всероссийский научный семинар. Материалы Всероссийского научного семинара «Профессионально-педагогическая культура: концепции, основания и технологический контекст». – Белгород, 2004. – С. 215-217.

28. Филимонюк, Л.А. Технология педагогического проектирования [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Эвристическое образование», VIII региональная научно-практическая конференция. Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование», 25-27 марта 2005 г. – Ставрополь, 2005. – С. 208-212.

29. Филимонюк, Л.А. Проектирование и проектная культура в контексте творчества [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Аксиологические аспекты профессионального образования молодежи и взрослого населения региона», X Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции «Аксиологические аспекты профессионального образования молодежи и взрослого населения региона». – Пенза, 2005. – С. 33-35.

30. Филимонюк, Л.А. Принципы обучения педагогическому проектированию [Текст] / Л.А. Филимонюк // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: сб. научных трудов. Ч. 1 / отв. ред. А.К. Юров. – Таганрог, 2005. - С. 265-270.

31. Филимонюк, Л.А. Культурологический подход как научная основа исследования профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики», Международная научно-практическая конференция. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общей и профессиональной педагогики». Ч.1. – Караганды, 2005. – С. 86-89.

32. Филимонюк, Л.А. Формирование мотивационной культуры педагогической деятельности будущего учителя [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России», VII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Материалы VII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Владивосток, 2005. – С. 212-215.

33. Филимонюк, Л.А. Условия построения модели проективного взаимодействия [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Качество науки – качество жизни», Международной научно-практической конференции. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Качество науки – качество жизни». – Тамбов, 2006. – С. 212-214.

34. Филимонюк, Л.А. Проектирование и проектная культура [Текст] /

Л.А. Филимонюк // «Эвристическое образование», IX региональная научно-практическая конференция. Материалы IX региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование». – Ставрополь, 2006. – С. 61-65.

35. Филимонюк, Л.А. Культурно-исторический генезис проектирования [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Молодежь в социокультурной среде регионов России: проблемы адаптации и психолого-педагогической поддержки», Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. – С. 45-47.

36. Филимонюк, Л.А. Система профессиональной подготовки студентов к проективной деятельности [Текст] / Л.А. Филимонюк // Педагогические науки. - 2006. – № 2 (18). – С. 169-174.

37. Филимонюк, Л.А. Проектная культура педагога как субъекта качества образования [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», IV Международная научно-практическая конференция. Материалы IV Международной научно-практической конференции «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». – Красноярск, 2006. – С. 294-296.

38. Филимонюк, Л.А. Творчество в проектной деятельности учителя [Текст] / Л.А. Филимонюк // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки: труды II Международного форума молодых ученых и студентов. – Самара, 2006. - Ч. 41: Педагогика.– С. 164-168.

39. Филимонюк, Л.А. Общекультурная компетентность будущего педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Теория и практика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов», Международная научно-практическая конференция. Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов». – Чебоксары, 2006. – С. 292-300.

40. Филимонюк, Л. А. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения молодежи в пространство культуры [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XX – XXI веков», Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XX – XXI веков», 16-17 июня 2006 г. – Невинномысск, 2006. – С. 287-290.

41. Филимонюк, Л.А. Педагогические ценности в структуре проектной культуры педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Вестник развития науки и образования. – 2007. – № 2. – С. 131-136

42. Филимонюк, Л.А. Самореализация личности и проектирование образовании [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Валихановские чтения–12», Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения – 12». - Кокшетау, 2007. - Т. 1. – С. 185-188.

43. Филимонюк, Л.А. Диагностика инновационной деятельности учителя как показатель уровня сформированности проектной культуры [Текст] / Л.А. Филимонюк // «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», VI Всероссийская научно-практическая конференция. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: в 6 ч. – М.; Челябинск, 2007. - Ч. 2. - С. 212-215.

44. Филимонюк, Л.А. Конструктивно-проективные компетенции как условие формирования проектной культуры будущего педагога [Текст] / Л.А. Филимонюк // Вестник развития науки и образования. – 2008. - № 1. – С. 92-96.

45. Филимонюк, Л.А. Исследование уровней сформированности проектной культуры учителя общеобразовательных школ [Текст] / Л.А. Филимонюк // Человек и Вселенная.- 2008. - №1(65). – С.153-161.

IV. Учебные, учебно-методические пособия:

46. Филимонюк, Л.А. Методические рекомендации по оценке качества учебных занятий / Л.А. Филимонюк // Управление качеством психолого-педагогической подготовки студентов университета [Текст] : методическое пособие / под ред. А.В. Беляева. – Ставрополь, 2005. – С. 41-47.

47. Филимонюк, Л.А. Проектирование образовательных систем и процессов [Текст] / Л.А. Филимонюк // Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация: учебное пособие / под ред. А.В. Беляева. – М.; Ставрополь, 2005. – Гл. 18. – С. 225-237.

48. Филимонюк, Л.А. Педагогическая антропология (Психология. Педагогика) [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.А. Филимонюк,

С.Г. Корлякова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 150 с.

49. Филимонюк, Л.А. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учеб.-методическое пособие / Л.А. Филимонюк // Образование и эпоха: международный учебно-методический сборник / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2006. – С. 5-22.

50. Филимонюк, Л.А. Педагогическая антропология [Текст] : учеб. пособие. – Изд. 2-е / Л.А. Филимонюк, С.Г. Корлякова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 150 с.

51. Филимонюк, Л.А. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : курс лекций и семинарские занятия. Ч. 1 / Л.А. Филимонюк. – Невинномысск: НГГТИ, 2006. – 279 с.

52. Филимонюк, Л.А. Педагогические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.А. Филимонюк // Образование и эпоха: международный учебно-методический сборник / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2007. – С. 25-44.