- Образовательная деятельность в пенитенциарном учреждении с точки зрения социальной и педагогической целесообразности должна иметь бинарную целевую структуру, сочетая в себе функции исправительной программы и средства, обусловливающего возможность социальной адаптации осужденных в постпенитенциарный период. Это предполагает необходимость представления в содержании образования компонентов, ориентированных: а) на осознание обучающимися себя в субъектно-акторской позиции в процессе учебного и практического познания; б) на осознание и активную реализацию обучающимися категорий «быть» и «уметь» как векторов продуктивной реализации человека в жизни; в) на осознание обучающимися того, что самообучение в течение всей жизни есть эффективный механизм взаимодействия человека с окружающим миром и выработки траекторий самоопределения в профессиональной и социальной сферах; г) на формирование у обучающихся ряда стратегий мыслительной деятельности, позволяющих решать жизненные и практические проблемы, осуществлять стратегии обоснованного выбора; д) на формирование у обучающихся активного желания и способности к диалогу как средству контакта с окружающим миром.
- Вовлечение людей, отбывающих наказание, в активную и систематическую учебно-познавательную деятельность создает основу для формирования и поддержания у них социальной активности в последующие периоды их жизни, предотвращает интеллектуальную и социальную деградацию.
- Овладение отбывающими наказание людьми знаниями об окружающем мире, о своих возможностях и их реализации выступает в качестве жизнестабилизирующего фактора; осмысление осужденными проявлений окружающего мира становится основой для поддержания психического равновесия и умения выживания в сложных условиях.
- Образовательные программы, реализуемые в учебных заведениях уголовно-исполнительной системы, должны в качестве одной из наиболее значимых решать задачу, связанную с формированием у обучаемых толерантных стратегий мышления и деятельности - на основе представления идеала научной толерантности на примерах из истории научного познания и демонстрации непродуктивности силовых методов решения проблем различной масштабности.
- Реализация образовательных программ в пенитенциарных учреждениях должна строиться с учетом принципа культуросообразности обучения, «вовлекающего» учащихся в ранее недоступное им пространство общечеловеческой культуры, выполняющего роль фактора, «извлекающего» осужденных из криминальной среды, ориентирующего на неизвестные им ранее общечеловеческие ценности, вводящего их в мир, в котором нет места криминальным способам разрешения проблем.
1. Бебенин, В.Г. Образование глазами осужденных (Итоги социально-педагогического обследования): монография / В.Г.Бебенин. – М.:МГИУ, 2005. – 132 с. (8,25 п.л.).
2. Бебенин, В.Г. Педагогика в системе исполнения наказаний: факты, проблемы, решения: монография / В.Г.Бебенин. – М.:МГИУ, 2007. – 204 с.(12,75 п.л.). Рекомендовано УМО по ППО.
3. Бебенин, В.Г. Общественно-профессиональная аккредитация экономи-ческих специальностей: монография / Л.В.Кожитов, П.А.Златин, В.А.Демин, А.П.Лунев, В.В.Усманов, Ю.С.Авраамов, Н.П.Калашников, В.Г.Бебенин. – М.: МГИУ, 2008. – 148 с. (авторских -24 с.; 1,5 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов докторских иссследований
4. Бебенин, В.Г. Толерантность как условие согласования содержания образовательных стандартов / В.Г.Бебенин, Н.Ю.Липатова // Стандарты и мониторинг в образовании № 3 – М.: 2007. – с. 30-32 (авторских – 2 с.; 0,2 п.л.).
5. Бебенин, В.Г. «Быть» и «уметь» - измерения образовательной деятельности / В.Г.Бебенин // Высшее образование в России №6 – М.: 2007. – с. 79-82 (0,35 п.л.).
6. Бебенин, В.Г. Образование взрослых – фактор социокультурной идентификации / В.Г.Бебенин // Высшее образование в России № 7 – М.: 2007. – с. 168-171 (0,3 п.л.).
7. Бебенин, В.Г. Модернизация образовательных программ для пенитенциарных учреждений / В.А.Попков, В.Г.Бебенин // Педагогика №9 – М.:2007. – с. 32-39 (авторских – 4 с.; 0,35 п.л.).
8. Бебенин, В.Г. Категории «быть» и «уметь» как феномены образовательного процесса в пенитенциарных учебных заведениях / В.Г.Бебенин // Вестник Московского университета МВД России № 10 – М.: 2007. – с. 83-85 (0,3 п.л.).
9. Бебенин, В.Г. Исследование толерантности в образовательном пространстве средней профессиональной и высшей школы / Л.Е.Багдасарян, В.Г.Бебенин // Среднее профессиональное образование № 1 – М.: 2008. – с. 73-76 (авторских – 2 с.; 0,2 п.л.).
10. Бебенин, В.Г. Эффект сопричастности как проявление механизмов активного, осознанного усвоения окружающей действительности в образовательной среде пенитенциарных учреждений / В.Г.Бебенин // Вестник Московского университета МВД России №2 – М.: 2008. – с. 128-131 (0,5 п.л.).
11. Бебенин, В.Г. Категории «быть» и «уметь» как феномены практической ориентации человека в жизни и деятельности – методические решения проблемы в пенитенциарных учебных заведениях / В.Г.Бебенин // Вестник МГУ, серия 20, педагогическое образование № 2 – М.: 2008. – с. 60-65 (0,3 п.л.).
Научные статьи
12. Бебенин, В.Г. Проблемы высшей школы. Дистанционное обучение / Ю.Н.Демин, В.Г.Бебенин, С.С.Клеников, В.А.Кленикова // В мире права № 1 – М.: 2000. – с. 14-20 (авторских – 2 с.; 0,3 п.л.).
13. Бебенин, В.Г. Правовые основы образовательной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы России / В.Г.Бебенин // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып.1 / Под ред. д.п.н., проф. Н.Г.Хохлова. – М.: МГИУ, 2002. – с. 91-100 (0,6 п.л.).
14. Бебенин, В.Г. Концепции применения CALS-технологий к процессу дистанционного обучения / В.Г.Бебенин //Актуальные проблемы гуманитар-ных, социальных и экономических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып.1 / Под ред. д.п.н., проф. Н.Г.Хохлова. – М.: МГИУ, 2002. – с. 58-63 (авторских - 3 с.; 0,2 п.л.).
15. Бебенин, В.Г. Отношение осужденных к образованию (некоторые итоги социологического опроса) / В.Г.Бебенин //Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып. 2. Т.1 / Под ред. д.п.н., проф. Н.Г.Хохлова. – М.: МГИУ,2003. – с. 138-154 (0,4 п.л.).
16. Бебенин, В.Г. Об опыте работы вузов в учреждениях уголовно-исполнительной системы / В.Г.Бебенин // Научно-технологическое обеспечение деятельности предприятий, институтов и фирм: Материалы семинара в МГИСиС. – М.: МГИУ, 2003. – с.645-656 (0,7 п.л.).
17. Бебенин, В.Г. Образование взрослых в учреждениях исполнения наказаний как фактор социокультурной самоидентификации личности / В.Г.Бебенин // Вопросы гуманитарных наук № 1. – М.: 2008. – с. 247-249 (0,25 п.л.).
18. Бебенин, В.Г. Педагогика сотрудничества в образовательной деятельности пенитенциарных учреждений / В.Г.Бебенин // Педагогические науки № 1 – М.: 2008. – с. 8-9 (0,15 п.л.).
19. Бебенин, В.Г. Идеи толерантности и воспитательно-образовательная среда в пенитенциарных учреждениях / В.Г.Бебенин // Аспирант и соискатель № 1 – М.: 2008. – с. 56-59 (0,3 п.л.).
20. Бебенин, В.Г. Перспективные возможности модернизации образовательных программ для пенитенциарных учреждений в контексте социальной адаптации осужденных / В.Г.Бебенин // Педагогические науки № 1 – М.: 2008. – с. 10-15 (0,45 п.л.).
21. Бебенин, В.Г. Категории «быть» и «уметь» как феномены практической ориентации человека в жизни и деятельности – методические решения проблемы в пенитенциарных учебных заведениях / В.Г.Бебенин // Вопросы гуманитарных наук № 1 – М.: 2008. – с. 242-246 (0,4 п.л.).
22. Бебенин, В.Г. Принцип культуросообразности и содержание образования в пенитенциарных учебных заведениях / В.Г.Бебенин // Аспирант и соискатель № 1. – М.: 2008. – с.60-61 (0,2 п.л.).
23. Бебенин, В.Г. Выбор партнера для реализации образовательных программ в учреждениях исполнения наказаний / В.Г.Бебенин // Современные гуманитарные исследования № 1 – М.: 2008. – с. 266-267 (0,1 п.л.).
24. Бебенин, В.Г. Диалог в образовательном процессе пенитенциарных учебных заведений / В.Г.Бебенин // Современные гуманитарные исследования № 1 – М.: 2008. – с. 268-271 (0,3 п.л.).
25. В.Г.Бебенин. Исправление осужденных как педагогический процесс / В.Г.Бебенин // Вопросы гуманитарных наук № 2. – М.: 2008. – с. 195-202 (0,6 п.л.).
26. Бебенин, В.Г. Образование в пенитенциарных учебных заведениях в контексте идеи поликультурализма / В.Г.Бебенин // Педагогические науки № 2 – М.: 2008. – с. 12-15 (0,3 п.л.).
27. Бебенин, В.Г. Формирование толерантности на базе содержания образования, реализуемого в пенитенциарных учебных программах / В.Г.Бебенин // Вопросы гуманитарных наук № 2. – М.: 2008. – с. 143-146 (0,6 п.л.).
Материалы конференций
28. Бебенин, В.Г. Теория и практика дистанционного образования (опыт Московского государственного индустриального университета) / В.Г.Бебенин, В.Е. Бочков, Ю.Н. Демин // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 7. – М.: НИИ “Автоэлектроника”, 1999. – с. 75-81 (авторских – 3 с.; 0,2 п.л.).
29. Бебенин, В.Г. Дистанционное образование осужденных / В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 7. – М.:НИИ “Автоэлектроника”, 1999. – с. 83-85 (0,15 п.л.).
30. Бебенин, В.Г. Некоторые алгоритмы прикладной семантики / В.Г.Бебенин, А.Н. Иванов, Б.В.Кириличев // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 2. – М.:НИИ “Автоэлектроника”, 2000. – с. 102-105 (авторских – 2 с.; 0,1 п.л.).
31. Бебенин, В.Г. Организация контроля знаний и текущей успеваемости в системе дистанционного образования / В.Г.Бебенин, Б.В. Кириличев // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 3. – М.:МГИЭМ, 2001. – с. 81-86 (авторских – 2 с.; 0,1 п.л.).
32. Бебенин, В.Г. Организационно-методические особенности дистан-ционного образования в пенитенциарных учреждениях / В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 3. – М.:МГИЭМ, 2001. – с. 86-89 (0,2 п.л.).
33.Бебенин, В.Г. Опыт работы учебного центра МГИУ в учреждении УУ-162/3 / В.А.Аносов, В.Г.Бебенин, Ю.Н.Демин, Н.Г.Хохлов // Обучение осужденных: Сб. материалов к Всероссийской конференции 15-16 ноября 2001. – СПб.: СЗГУ, 2001. –с. 74-76 (авторских – 2 с.; 0,1 п.л.).
34.Бебенин, В.Г. Сетевая компонента дистанционной формы обучения как универсальная основа образования / В.Г.Бебенин, Б.В.Кириличев // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.: Радио и связь, 2002. – с.88-91 (авторских – 2 с.; 0,1 п.л.).
35.Бебенин, В.Г. Концепция применения CALS-технологий к процессу обучения / В.Г.Бебенин, Б.В.Кириличев, А.Н.Иванов // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.: Радио и связь, 2002. – с.93-96 (авторских – 2 с.; 0,1 п.л.).
36.Бебенин, В.Г. Дидактические особенности дистанционного образования осужденных / В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.: Радио и связь, 2003. – с. 29-34 (0,25 п.л.)
37.Бебенин, В.Г. Образование в учреждениях уголовно-исполнительной системы России: мнение осужденных / В.А.Аносов, В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического модели-рования, информационных, электронных и лазерных технологий: материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.: Радио и связь, 2003. – с. 34-37 (авторских – 3 с.; 0,15 п.л.).
38.Бебенин, В.Г. Математическая модель образовательной системы для пенитенциарных учреждений России / В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.:Радио и связь, 2004. – с. 48-50 (0,15 п.л.).
39.Бебенин, В.Г. Отношение обучаемых к различным технологиям обучения / В.Г.Бебенин // Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных, электронных и лазерных технологий: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. Ч. 5. – М.:Радио и связь, 2004. – с.54-57 (0,2 п.л.).
40. Бебенин, В.Г. Психолого-андрогогические особенности дополни-тельного профессионального образования взрослых в исправительных учреждениях / В.Г.Бебенин // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. – с. 112-114 (0,3 п.л.).
41. Бебенин, В.Г. Субъектность в образовательной деятельности осужденных как фактор повышения эффективности исправительной программы / В.Г.Бебенин //Участие молодых ученых, инженеров и педагогов в разработке и реализации инновационных технологий: Сб. научных докладов VI международной конференции ЮНЕСКО. Ч. II. – М.: МГИУ, 2006. – с. 203-204 (0,15 п.л.)