-
Развитие представлений о сущности классического университета позволяет устранить неопределенность в отношении выделения основных функций университетского образования и доказывает правомерность отнесения воспитательной функции к числу основных в системе университетского образования наряду с обучающей, исследовательской, профессиональной, культурологической, инновационной, которые заняли прочное место в развитии системы университетского образования.
-
Анализ истории развития университетского образования в России позволяет уйти от традиционного для системы образования отождествления процесса воспитания с внеучебной деятельностью и доказывает зависимость успешности реализации воспитательной функции от качества воспитательно-развивающей среды университета, которая становится средством воспитания в процессе освоения субъектами воспитательного процесса смыслов, содержания университетского образования, включения в деятельность, соответствующую основным функциям университета.
-
Исследование теории и практики воспитания в классических государственных университетах позволило разработать концепцию интегративно-системного подхода к процессу реализации воспитательной функции в университетской среде, определить закономерности реализации воспитательной функции в воспитательно-развивающей среде университета (качество реализации воспитательной функции находится в зависимости от качества осмысления университетом своих воспитательных приоритетов; от педагогического освоения всех компонентов воспитательно-развивающей среды университета; от соответствия видов деятельности, в которые включаются студенты, основным функциям университета; от продуктивности субъектной связи личности со средой) и принципы организации воспитательного процесса в воспитательно-развивающей среде университета (открытость, восприимчивость к социальным процессам; опора на субъектную активность участников воспитательного процесса; приоритет нравственных ценностей).
-
Принимая за основу выделенные современными учеными (В.А. Ясвин, Ю.С. Мануйлов и др.) компоненты образовательной среды, считаем необходимым обозначить специфические для классического университета компоненты: смысловой (миссия университета в конкретно-исторических социальных условиях), информационно-содержательный (весь объем информации, который дает понимание сущности проблем современного мира и показывает пути их решения), деятельностный (сферы деятельности, соответствующие основным функциям университетского образования: учебная, внеучебная, социально-культурная, профессиональная, инновационная), субъектно-личностный (качество связей и отношений субъектов воспитательного процесса).
-
Развитие научно-теоретических представлений о роли среды в формировании и развитии личности позволило разработать модель формирования и освоения воспитательно-развивающей среды, которая основывается на зависимости успешности процесса воспитания от качества воспитательно-развивающей среды (ее формирования, освоения и обогащения), от качества связей университета с внешней средой, качества субъектных связей личности со средой.
-
Проверка эффективности теоретической модели в применении к современной практике университетского образования позволила выявить насущные для данного исторического этапа проблемы реализации воспитательной функции: слабая активность университетов в формировании воспитательных приоритетов в новых условиях; слабая ориентация университетского образования на решение проблем современного мира; неравноценность в педагогическом освоении основных функций университетского образования; неполное соответствие воспитательно-развивающего потенциала среды университета требованиям социально-государственного заказа; слабое внимание к формированию элитарного типа связи с воспитательно-развивающей средой университета.
-
Принципиальны, на наш взгляд, для воспитания личности в университете не только ее особые качества, но и тип субъектной связи, который студент выстраивает с воспитательно-развивающей средой университета. От этого зависит способность личности обогащаться (формировать новые качества, способности, умения) и обогащать среду. В связи с этим мы выделяем не типы студентов, как принято, а тип субъектной связи личности с университетской средой. Исследование доказывает влияние типа субъектной связи (прагматический, интеллектуально-творческий, созерцательный, имитационный) на успешность реализации воспитательной функции. Доказывается продуктивность интеллектуально-творческого типа связи как элитарного в системе университетского образования.
-
Учитывая повышение значимости воспитания в системе образования и в обществе, мы выделяем следующие направления развития университета как воспитательного учреждения: осмысление воспитательных приоритетов, поиск своей миссии; формирование ценностно-смыслового, проблемного поля в содержании университетского образования; обогащение воспитательно-развивающей среды университета видами деятельности, соответствующими основным функциям университетского образования; формирование продуктивных субъектных связей личности со средой.
-
Для сохранения и развития воспитательного потенциала университета необходимо поддерживать политику сохранения элитарной сущности классического государственного университета как центра национальной, региональной науки и культуры, последовательно проводить линию на формирование университета как воспитательного учреждения, что должно найти отражение в рейтинге классических государственных университетов.
1.Емельянова И.Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 14,5 усл. печ. л.
2.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. – 13,5 усл. печ. л.
3.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 18 усл. печ. л. (Учебное пособие рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности 031000 – Педагогика и психология).
4.Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И.Загвязинский, И.Н.Емельянова. – М.: Высшая школа, 2008, 24,01 усл. печ. л. (авторских 8 усл.печ.л.).
5.И.Н.Емельянова Концептуальные подходы к воспитанию и проектирование развития современной школы (раздел) / Под ред. В.И.Загвязинского, С.А.Гильманова // Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений (Коллективная монография). – М.: Изд-во АСОПиР, 1998. – 0,75 усл. печ. л.
СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК
6.Емельянова И.Н. О формировании у студентов позиции воспитателя // Вестник Тюменского государственного университета. – 1999. – № 4. – С. 139-145.
7.Емельянова И.Н. Практика совершенствования внеучебной деятельности в условиях высшего учебного заведения / И.Н. Емельянова, Н.А. Ермакова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2002. – №1. – С. 86-89.
8.Емельянова И.Н. Функции университета на современном этапе развития отечественной высшей школы // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). – 2005. – № 10. – С. 34-38.
9.Емельянова И.Н. Приоритетные функции университетского образования на различных этапах становления высшей школы // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2005. – №5. – С. 120-130.
10.Емельянова И.Н. Воспитательные приоритеты современного образования / И.Н. Емельянова, Е.В.Неумоева // Образование и наука. – 2006. – № 2. – С. 136-139. (авторских 2 с)
11.Емельянова И.Н. Миссия современного классического государственного университета // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). – 2006. – № 11. – С. 12-16.
12.Емельянова И.Н. Ценности современного общества в содержании университетского образования // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 1. – С. 14-18.
13.Емельянова И.Н. Типология студентов и воспитательный процесс // Высшее образование в России. – 2007. – № 3. – С. 170-172.
14.Емельянова И.Н. Воспитательная функция университета в аспекте классической «идеи университета» // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 84-89.
15.Емельянова И.Н. Проблемы самореализации личности в период обучения в университете / Н.А. Ермакова, И.Н. Емельянова // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 1. – С. 76-81. (авторских 3 с.)
16.Емельянова И.Н. Компоненты воспитательно-развивающей среды университета // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 6. – С. 63-66.
17.Емельянова И.Н. Интегративный подход к реализации воспитательной функции в системе университетского образования // Образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 18-27.
СТАТЬИ
18.Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального научно-практического семинара. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. – С. 37–45.
19.Емельянова И.Н. Разработка стратегических направлений. Материалы регионального семинара «Организация внеучебной работы в вузах и филиалах Тюменской области» / И.Н. Емельянова, И.Г. Фомичева // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2002. – С. 37-38. (авторских 1 с.)
20.Емельянова И.Н. Продуктивное решение педагогической ситуации как условие психолого-педагогической реабилитации // Медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация школьников. – Тюмень: Вектор Бук, 2002. – С. 41-44.
21.Емельянова И.Н. Особенности и проблемы самореализации личности в условиях учебно-воспитательного процесса // Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27–28 мая 2003 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. – С. 131-134.
22.Емельянова И.Н. Портрет лидеров в современном интерьере / И.Н.Емельянова, Н.А.Ермакова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2003. – № 3. – С 5-7. (авторских 2 с.)
23.Емельянова И.Н. Самореализация учителя как проблема // Ежеквартальный журнал «Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации». М.: Экшэн. – 2003. – № 3. – С. 17-20.
24.Емельянова И.Н. Самореализация как условие и результат успешной социализации // Уличная социальная работа: Теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – С. 73-78.
25.Емельянова И.Н. Воспитание – приоритетное направление в системе образования: переосмысление целей и содержания воспитания // Образование в Тюменской области: интеллектуальный и социокультурный потенциал: Материалы областной научно-практической конференции 31 марта 2004 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. – С. 45-49.
26.Емельянова И.Н. Сферы самореализации личности студента в период обучения в вузе (на примере студентов Педагогического института) // Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования. Ч. 2. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 15–17 сентября 2004 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. – С. 79-83.
27.Емельянова И.Н. Инновационное образование на современном этапе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2005. – № 5. – С. 139-144.
28.Емельянова И.Н. Толерантность как профессионально значимое качество педагога // Социальный и психолого-педагогический потенциал гуманной педагогики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Тюменского научного центра Уральского отделения Российской академии образования 23-24 ноября 2004. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – С. 136-140.
29.Емельянова И.Н. Воспитательные функции отечественной высшей школы в истории университетского образования // Личностно развивающее профессиональное образование: Материалы V Международной научно-практической конференции 17-18 ноября 2005. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. – С. 39-42.
30.Емельянова И.Н. Особенности становления университетского образования в России // Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании народов России: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. 24 мая 2005 года. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – С. 78-80.
31.Емельянова И.Н. Воспитание воспитателя как проблема // Альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные траектории: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч.1. / Под ред. Е.А. Александровой, Т.Н. Черняевой, В.А. Ширяевой. – М.: Экшэн, 2006. – С. 119-122.
32.Емельянова И.Н. Эволюция идеи морально-нравственного воспитания в системе университетского образования / И.Н. Емельянова, Н.А.Ермакова // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1-2 марта 2006 года. В 4. ч. Ч. 1. – Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 2006. – С. 59-63. (авторских 3 с.).
33.Емельянова И.Н. Педагогика как наука и искусство воспитания нравственности // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования. Ч. 2. – Краснодар: Изд-во Кубанск. гос. ун-та, 2006. – С. 108-111.
34.Емельянова И.Н. Функции высшей школы в условиях реформирования образования // Образование в Уральском регионе: научные основы развития инноваций: Материалы научно-практической конференции 20-21 февраля. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. – С. 552-556.
35.Емельянова И.Н. Доминирующие функции университетского образования // Приоритеты развития гуманитарного образования в XXI веке. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – С. 112-117.
36.Емельянова И.Н. Влияние университетской среды на формирование качеств личности студента // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2006. – С. 131-133.
37.Емельянова И.Н. Диагностика успешности воспитательного процесса в системе университета // Продуктивное образование: мониторинг образовательной деятельности. Сборник научных статей / Под ред. Е.А.Александровой. – М.: Экшэн, 2007. Вып. 9. – С. 88-91.
38.Емельянова И.Н. Воспитательно-развивающий потенциал учебных дисциплин // Интеграция инновационных процессов в системе российского образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1-2 марта 2007 года. В 4 ч. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 2007. – С. 32-33.
39.Емельянова И.Н. Отношение студентов к процессу обучения в университете как один из факторов, определяющих качество обучения // Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса: Материалы Международной научно-педагогической конференции. Туапсе 13-16 сентября 2007 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – С. 307-312.
40.Емельянова И.Н. Зависимость социальной успешности личности от типа субъектной связи со средой // Проблемы и перспективы развития муниципальной системы профилактики подростковой безнадзорности, наркомании и алкоголизма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1-2 ноября 2007 г. – Тюмень: Изд-во ИП Заякина В.В., 2007. – С. 122-126.
41.Емельянова И.Н. Формирование личности студента в условиях университетской среды // Педагогическое образование, экологическая культура: Сборник научных статей. – Тюмень: Печатник, 2008. – С. 27-32.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ И ВЫСТУПЛЕНИЙ НА НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ
42.Емельянова И.Н. Научно-методические подходы к созданию системы ученического самоуправления // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 17-18 ноября 1998 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. – С. 80–82.
43.Емельянова И.Н. К вопросу о совершенствовании общепедагогической подготовки студентов университета // Традиции и новаторство в развитии образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999. – С. 96–98.
44.Емельянова И.Н. Внеучебная воспитательная деятельность в системе профессиональной подготовки // Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. – Тюмень: Изд. центр ТГМА, 2000. – С. 23–24.
45.Емельянова И.Н. Вопросы управления и организации внеучебной работы в вузах Тюменской области / И.Н. Емельянова, Н.А.Ермакова, И.Г. Фомичева // О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: Материалы докладов на всероссийском семинаре-совещании. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2001. – С. 157–159.
46.Емельянова И.Н. Координация работы со студенческой молодежью на региональном уровне // Активизация творческого потенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Ч.1. – Екатеринбург: Изд-во УПИ, 2002. – С. 47-48.
47.Емельянова И.Н. Толерантность педагогов школы глазами студентов // Педагогический вуз как региональный культурно-образовательный центр в условиях Урала и Сибири: Материалы региональной научно-практической конференции. 21–22 ноября 2003 г. – Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2003. – С. 188-189.
48.Емельянова И.Н. Идея самореализации личности в условиях профилизации обучения // Проблемы педагогической инноватики. Профильное образование: Материалы VIII региональной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2004. – С. 44–46.
49.Емельянова И.Н. Ресурсы личностного роста студентов в период обучения в вузе // Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции: Материалы международной научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2006. – С. 115-116.
50.Емельянова И.Н. Воспитательный потенциал предметов гуманитарного цикла // Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России (VII Рождественские образовательные чтения). – Тюмень: Изд-во ТГНГУ, 2008. – С. 252-253.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
51.Емельянова И.Н. Формы организации внеучебной работы: Методическое пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. – 2,5 усл. печ. л.
52.Емельянова И.Н. Методика организации и проведения олимпиады по педагогике (из опыта ТюмГУ). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 3,75 усл. печ. л.
УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ И КОНЦЕПЦИЙ
53.Емельянова И.Н. Воспитание в образовательной системе города // Программа развития системы образования города Ханты-Мансийска на 2002-2006 годы. – Тюмень: Вектор Бук, 2002. – С. 70-74.
54.Емельянова И.Н. Воспитание и дополнительное образование // Комплексная программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2005 года. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – С. 64-73.
55.Емельянова И.Н. Региональная программа воспитания учащейся и студенческой молодежи / И.Н.Емельянова, Н.А.Ермакова, В.В.Гаврилюк, И.Г.Фомичева // Профессиональное образование в Тюменской области: программа модернизации до 2010 года. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – С. 186-207. (авторских 5 с.).
56.Емельянова И.Н. Воспитание гражданственности и патриотизма / И.Н.Емельянова, О.А.Теплякова // Интеграция инновационных процессов в муниципальной системе образования: Программа на 2008-2010 г.г. – Тюмень, 2008. – С. 65-73. (авторских 5 с.).