- Концепция комплексного применения учащимися старших классов средней школы своих знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике, базирующаяся на идеях системного, компетентностного, деятельностного и комплексного подходов, включает: основание концепции (концепцию школьного образования, основополагающие подходы и принципы обучения, факты педагогической деятельности, доказывающие актуальность концепции); теоретический блок, содержащий основные положения, направленные на формирование у учащихся старших классов средней школы умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике; теоретические основы: закономерности и принципы формирования у учащихся комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике; дидактическую модель методики формирования у учащихся комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике; прикладной блок, включающий организационно-деятельностную часть дидактической модели и методику, направленные на реализацию концепции формирования комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике.
- Дидактическая модель методики формирования умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам у учащихся старших классов средней школы при обучении физике включает следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, объединяющий цели и задачи, а также систему методических средств развития положительной мотивации у учащихся старших классов средней школы при формировании у них умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике; 2) содержательный, включающий в себя: знания 1 рода, направленные на формирование физической картины мира (ФКМ); знания 2 рода из других естественнонаучных дисциплин, направленные на формирование естественнонаучной картины мира (ЕНКМ); знания 3 рода, направленные на формирование элементов общенаучной картины мира (ОНКМ); учебную деятельность, направленную на формирование умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам в философском, психологическом и дидактическом аспектах; 3) организационно-деятельностный, объединяющий методы, приемы и формы организации учебных занятий комплексного типа; 4) диагностический, состоящий из критериев, методов и форм, направленных на оценивание общей успеваемости учащихся старших классов средней школы, а именно оценивание осведомленности учащихся, умение проводить аналогии, классификации, обобщения знаний по разным циклам школьных дисциплин.
- Методика формирования у учащихся старших классов средней школы умений комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике включает в себя различные формы организации учебных занятий комплексного характера (комплексные семинары, интегративные уроки, комплексные лабораторные работы и т.д.), методы (комплексный проблемный метод, комплексный исследовательский метод и т.д.) и средства комплексного характера (например, комплексные задания и задачи).
- Эффективность формирования у учащихся старших классов средней школы умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике обеспечивается комплексом специально создаваемых дидактических условий, включающим: организацию учебной деятельности учащихся, направленной на формирование у них умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике (выполнение учениками комплексных заданий, комплексных лабораторных работ, подготовка сообщений на комплексную тему и т.д.); ориентацию деятельности учителя физики на формирование у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике; координацию деятельности учителей других естественнонаучных дисциплин при формировании у учащихся умения комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике.
1.Злобина, С.П. Комплексное применение знаний и умений посредством осуществления межпредметных связей физики с биологией: монография / С.П. Злобина – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. – 161с.
2.Злобина, С.П. Комплексное применение знаний и умений школьников по естественно-научным дисциплинам при изучении физики: монография / С.П. Злобина. – Шадринск: Изд-во «Шадринский Дом Печати», 2007. – 171с.
3.Злобина, С.П. Методика формирования умения комплексного применения знаний и умений школьников при изучении физики: монография / С.П. Злобина, Н.Н. Выборова – Москва-Шадринск: МАНПО, ШГПИ, 2008. – 241 с. (авторских 12 п.л.)
Учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации и учебные программы и планы
4.Злобина, С.П. Комплексные формы организации учебных занятий по физике: учебно-методическое пособие / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 105 с.
5. Злобина, С.П. Межпредметная связь с биологией на занятиях по физике в 7 классе (на примере изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества»): методические рекомендации / С.П. Злобина – Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1998. – 22 с.
6.Злобина, С.П. Программа курса «Межпредметные связи физики с естественнонаучными дисциплинами» для специальности 032200 Физика / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 10 с.
7.Злобина, С.П. Программа курса «Физика и экология» для специальности 032200 Физика / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 10 с.
8.Злобина, С.П. Программа курса «Технология профильного обучения» для специальности 032200 Физика / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 10 с.
9.Злобина, С.П. Планы учебных занятий по физике для факультета «Технология и предпринимательство» / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 40 с.
10.Злобина, С.П. Планы учебных занятий по курсу «Концепции современного естествознания» / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 20 с.
11.Злобина, С.П. Содержательные и деятельностные основы межпредметных связей физики с биологией: методические рекомендации. / С.П. Злобина – Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1998. – 32 с.
12.Злобина, С.П. Физика: Механика, Молекулярная физика и термодинамика: учебно-методическое пособие / С.П. Злобина. – Ч.1. – Шадринск: ШГПИ, 2002. – 67 с.
13.Злобина, С.П. Физика: Электродинамика. Оптика и квантовая физика: учебное пособие. / С.П. Злобина. – Ч.2. – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 75 с.
14.Злобина, С.П. Физика: учебное пособие / С.П. Злобина, Н.Н. Выборова, И.А. Суханова – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 101с. (авторских 1,9 п.л.)
15.Злобина, С.П. Учебная программа «Общая физика» для специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2004. – 9 с.
16.Злобина, С.П. Учебная программа курса «Концепции современного естествознания» / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2004. – 6 с.
17.Злобина, С.П. Учебная программа курса «Общая физика» для специальности 03240000 «Биология с дополнительной специальностью» / С.П. Злобина - Шадринск: ШГПИ, 2004. – 9 с.
18.Злобина, С.П. Учебная программа курса «Общая физика» для специальности 03250000 «География с дополнительной специальностью» / С.П. Злобина – Шадринск: ШГПИ, 2004. – 9 с.
Статьи в ведущих педагогических журналах, рекомендованных ВАК
19.Злобина, С.П. Дидактические функции умения комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Наука и школа – 2007. – №2. – С. 19-21.
20.Злобина, С.П. Задачи, требующие комплексного применения знаний / С.П. Злобина // Физика в школе. – 2007. – №5. – С. 70.
21.Злобина, С.П. Комплексные задачи при обучении физике / С.П. Злобина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. – 2006. – №5. – С.36 – 42.
22.Злобина, С.П. Комплексное применение знаний – одно из направлений компетентностного подхода в школьном образовании / С.П. Злобина // Образование и наука. – 2007. –– №6 – С. 15 – 20.
23.Злобина, С.П. Проблема комплексного применения знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам в процессе школьного изучения физики / С.П. Злобина // Вестник университета Российской академии образования. – 2008. – №2 – С. 117 – 120.
24.Злобина, С.П. Экологическое образование школьников посредством комплексного применения знаний при изучении физики / С.П. Злобина // Сибирский педагогический журнал.– 2008. – №10. – С. 227– 236.
25.Злобина, С.П. Актуальность проблемы формирования у школьников умения комплексного применения знаний и умений при изучении физики / С.П. Злобина // Педагогическое образование и наука.– 2008. – №7. – С.72– 77
26. Злобина, С.П. Формирование умения комплексного применения знаний у школьников при обучении физике / С.П. Злобина // Мир науки, культуры, образования: Международ. сб. науч. трудов.– 2008. – №3 (10). – С.97–99.
Статьи и тезисы в журналах и сборниках научных трудов
27.Злобина, С.П. Формирование общих естественноннаучных понятий посредством комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 14-15 мая 2007 г. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – Ч.1. – С.95–97.
28.Злобина, С.П. Формирование у студентов комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 3-4 апреля 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – Ч.1. – С.64–66
29.Злобина, С.П. Формирование личности посредством комплексного применения знаний / С.П. Злобина // Философия отечественного образования: история и современность: Сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. 2-3 марта 2007 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. – С. 83– 86.
30.Злобина, С.П. Экологическое образование школьников посредством комплексного применения знаний / С.П. Злобина // Инновационный потенциал естественных наук: Тр. междунар. науч. конф. – Пермь: Перм. ун-т; Естественнонауч. ин-т и др., 2006. – Т.2. Экология и рациональное природопользование. Управление инновационной деятельностью. – С.292–295.
31.Злобина, С.П. Экологическое образование посредством осуществления межпредметных связей физики с биологией / С.П. Злобина // Безопасность жизнедеятельности в Сибири и на Крайнем Севере: Тез. докл. II Междунар. науч.-практ. конф. 17-20 сентября 1997 г. – Тюмень, 1997. – Ч.2. – С.7–8.
32. Злобина, С.П. Компьютер как средство формирования комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: Сб. ст. V Междунар. науч.-тех. конф. Ноябрь 2006 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С.122–124.
33. Злобина, С.П. Технология обучения учащихся комплексному применению знаний и умений / С.П. Злобина // Фундаментальные науки и образование Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 1-4 февраля 2006 г. – Бийск, 2006. – С.245–248.
34.Злобина, С.П. Формирование умения комплексно применять знания в процессе естественнонаучного образования / С.П. Злобина // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педвузе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 13-14 сентября 2006 г. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. – С.58– 62.
38.Злобина, С.П. Развитие мышления учащихся посредством комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Развитие мышления в процессе обучения физике: Сб. науч. тр. / Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – Вып.3. – С.75–79.
35. Злобина, С.П. Актуальность комплексного применения знаний и умений школьниками на уроках физики / С.П. Злобина // Образование, наука и техника. XXI век. Междисциплинарные исследования: Сб. науч. ст. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2006. – Вып. 4. – С. 33 –34.
36.Злобина, С.П. Комплексное применение знаний при обучении физике / С.П. Злобина // Актуальные проблемы современной образовательной практики: Тез. докл. науч.-практ. конф. 15-16 февраля 2001 г. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2001. – С. 75–77.