Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми является направлением государственной социальной политики, отражает ее педагогическую составляющую, базирующуюся на интеграции воспитательных ресурсов институтов социума и нацеленную на учет и реализацию потребностей семьи как важнейшего института воспитания и социализации. Сущность рассматриваемого феномена заключается в защите семьи от деформирующих факторов внешней среды и помощи ей в самостоятельном решении социально-педагогических проблем, восстановлении и развитии ее внутреннего потенциала на основе объединения усилий и ресурсов самой семьи и социальных институтов, обладающих потенциалом педагогического воздействия. Предметом социально-педагогической поддержки семей с детьми является ее внутренний потенциал, направленный на решение социально обусловленных педагогических проблем семьи, дестабилизирующих ее функционирование как института воспитания. Содержание социально-педагогической поддержки определяется совокупностью социально-педагогических проблем семьи, возникающих при взаимодействии семьи с социумом и связанных с воспитанием и социализацией детей. Социально-педагоги­ческие проблемы имеют двойственную природу (педагогическую, так как касаются воспитания детей, и социальную, так как включены в социальный контекст), что обусловливает интеграцию педагогических и социальных ресурсов, объединение воспитательного потенциала социальных институтов социума.
  2. Методологическими характеристиками социально-педагоги­чес­кой поддержки семей с детьми как феномена социального взаимодействия являются: разносторонность (взаимодействие нескольких взаимосвязанных сторон, находящихся в отношениях причины и следствия; та или иная сторона является и причиной, и следствием одновременного обратного влияния другой стороны); разнообразие видов (взаимодействие включает в себя внешние и внутренние, прямые и опосредованные разнообразные связи семьи); взаимосвязь субъекта и объекта (одновременные роли семьи как объекта и как субъекта социально-педагогической поддержки); обусловленность ценностями и потребностями (типизация моделей ценностей, ожиданий и потребностей семьи в сфере социального взаимодействия на уровнях «семья-государство», «семья-­общество», «семья-семья)»; ролевые формы (взаимные воздействия социальный среды на семью, имеющую детей, и воздействие этой семьи на окружающую ее социальную среду); дуалистичность (направленность на защиту и помощь в решении жизненных коллизий семьи, связанных с воспитанием детей, интеграцией их в социум); событийность социально-педагоги­ческой поддержки в рамках многообразных социально-педагоги­ческих ситуаций, в которых в разное время находится семья с детьми.
  3. Социально-педагогическая поддержка отражает процесс нелинейного, субъект-субъектного, объект-объектного и субъект-объектного динамического социально-педаго­ги­чес­кого взаимодействия семей, имеющих детей, с социумом их жизнедеятельности. В этом взаимодействии семья с детьми является одновременно субъектом и объектом этого вида поддержки. В качестве потенциальных субъектов и объектов социально-педаго­ги­ческой поддержки рассматриваются все категории семей с детьми. Цель социально-педагогической поддержки дуалистична: если семья сохраняет активность и самостоятельность в решении собственных проблем, то ведущей целью социально-педагогической поддержки становится укрепление и развитие ее внутреннего потенциала при реализации стратегии помощи ее внутренним усилиям в преодолении дезорганизующих факторов внешней среды; если семья утрачивает самостоятельность и пассивна в решении собственных проблем, то реализуется стратегия защиты семьи, а основной целью социально-педагогической поддержки выступает восстановление ее внутреннего потенциала, обеспечивающего функционирование семьи как института воспитания и социализации.
  4. Цель и стратегии поддержки обусловливаются конкретной социально-педагогической ситуацией семьи, интегрирующей противоречия и проблемы, связанные с воспитанием детей. Основными, базовыми структурными элементами такой ситуации являются: конкретные проблемы семьи, причины их возникновения, формы и сферы проявления; иерархия этих сфер по степени выраженности возникших проблем; характер взаимосвязи институтов социума и семьи, влияющей на возникновение, развитие и разрешение создавшейся ситуации. Совокупность социально-педагогических ситуаций семей с детьми может быть классифицирована на основе вывода синергетики о неравновесности (устойчивости-неустойчивости) различных сред (в том числе и социальной) в две значимые группы: ситуации устойчивого социального равновесия и ситуации устойчивого социального неравновесия, требующие различные стратегии социально-педагогической поддержки семей с детьми. Конкретные задачи поддержки в рамках той или иной стратегии определяются специфическим содержанием проблем семей с детьми, характерных для той или иной социально-педа­гоги­ческой ситуации. На основе разработанных критериев их оценки выделены основные группы семей с детьми, находящихся в ситуации устойчивого социального неравновесия; дана их обобщающая характеристика, раскрывающая совокупность проблем и потребностей семьи как института воспитания.
  5. Специфическими принципами социально-педагогической поддержки семьи с детьми являются: принцип единства социального и педагогического; принцип институционализации социально-педагогической поддержки; принцип территориально-пространственной локализации социально-педагогической поддержки; принцип ее всесторонности. Вместе с тем социально-педагоги­ческая поддержка семей с детьми (как социальный феномен, система, процесс и практическая деятельность) является более эффективной, если она базируется также на разнообразных и разноуровневых принципах, среди которых общенаучные принципы (системности, комплексности, оптимизации и т.д.); принципы социального и педагогического взаимодействия; принципы педагогической поддержки; принципы социальной работы и ряд других. Проявляясь в деятельности социальных институтов, конкретных специалистов, в усилиях самих семей, эти принципы определяют социальную и педагогическую сущность, характер и направленность социально-педагогической поддержки семей с детьми.
  6. Модель технологического обеспечения реализации социально-педаго­гической поддержки семей с детьми, представленная в технологическом цикле, предполагает определенную совокупность действий и правил их выполнения в практической деятельности специалистов по социально-педагогической поддержке семей с детьми. Важной ее составляющей является алгоритм изучения и анализа проблем семьи с детьми, рассматриваемый как этап социально-педагогической экспертизы проблемной ситуации и включающий в качестве инварианта технологии диагностирования, оценивания и прогнозирования. Вместе с тем технологический цикл включает технологии решения проблем семей с детьми (моделирование, проектирование, программирование и планирование), а также специфические технологии социально-педагогической поддержки, обусловленные особенностями конкретной социально-педагогической ситуации семьи, имеющей детей.
  7. Основными направлениями развития социально-педагогической поддержки семей с детьми являются: институционализация как процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способствующую удовлетворению общественной потребности в поддержке семьи, имеющей детей; моделирование, осуществляемое посредством видоизменения второстепенных структурных элементов социально-педагоги­ческой поддержки семей с детьми при сохранении в качестве основы ее цели и содержания, которые реализуются различными учреждениями социальной сферы в процессе разнообразных видов деятельности; профессионализация, предполагающая дальнейшее становление этого вида поддержки на основе развития профессиональной компетентности всех участвующих в ней субъектов, включая профессионализацию социальных служб, осуществляющих социально-педагоги­ческую поддержку, а также подготовку специалистов, самой семьи и каждого ее члена к успешному взаимодействию с институтами социума, к решению проблем внутрисемейной жизнедеятельности, связанных с воспитанием и социализацией подрастающего поколения.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: стратегии, принципы, механизмы. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 8,25 п.л.

2.Сабитова Г.В. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки семьи с детьми. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – 6 п.л.

3.Сабитова Г.В. Развитие социально-педагогической поддержки семей с детьми в современных условиях. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2008 – 8 п.л.

Статьи в рецензируемых журналах согласно списку ВАК

4.Сабитова Г.В. Институционализация социально-педагогической поддержки семей с детьми //Вестник Чувашского государственного университета. – 2008. – № 1. – 0,6 п.л.

5.Дармодехин С.В., Кучмаева О.В., Сабитова Г.В. Модель региональной программы семейной политики // Семья в России. – 2007. – № 4. – 0, 6 п.л. (авт.– 0,2 п.л.)

6.Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. – 2007. – № 3. – 0,5 п.л.

7.Сабитова Г.В. Москвичи о семье и проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – 0,5 п.л.

8.Сабитова Г.В. Принципы социально-педагогической поддержки семьи с детьми //Семья в России. – 2007. – № 3. – 0,7 п.л.

9.Сабитова Г.В. Профессионализация социально-педагогической поддержки семей с детьми //Семья в России. – 2008. – № 2. – 1 п.л.

10.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми в современной России: нормативный правовой аспект //Семья в России. – 2007. – № 1–2. – 0,9 п.л.

11.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: методологические подходы и характеристики //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2008. – № 1. – 0,5 п.л.

12.Сабитова Г.В. Технологизация социально-педагогической поддержки семей с детьми //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2008. – № ___. – 0,5 п.л.

Статьи, методические пособия, материалы конференций

13.Мирсагатова М.Н., Липский И.А., Сабитова Г.В., Панов А.М. Профилактика причин, порождающих детскую безнадзорность // Беспризорник. – 2004. – № 2 (авт. – 0,1 п.л.).

14.Сабитова Г.В. Воспитательный потенциал современной российской семьи //Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании. – Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – 0,2 п.л.

15.Сабитова Г.В. Доклад о состоянии детской беспризорности и безнадзорности в Москве / Под общ. ред. М.Н. Мирсагатовой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – 8,5 п.л. (авт. – 2 п.л.).

16.Сабитова Г.В. Доклад о состоянии детской беспризорности и безнадзорности в Москве / Под общ. ред. М.Н. Мирсагатовой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 7 п.л. (авт. – 1,6 п.л.).

17.Сабитова Г.В. Защита прав несовершеннолетних в судах: Методические рекомендации / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – 7,5 п.л. (авт. – 1,5 п.л.)

18.Сабитова Г.В. Исследование феномена социально-педагоги¬ческой поддержки семей с детьми: методологические подходы //Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – Т. 1. – 1 п.л.

19.Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы //Научные труды Государственного научно-исследова¬тельского института семьи и воспитания. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. – Т. 1. – 0,7 п.л.

20.Сабитова Г.В. Московская семья – 2006: Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 8 п.л. (авт. – 2 п.л.).

21.Сабитова Г.В. Нормативное правовое обеспечение социально-педагогической поддержки семей с детьми //Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 5. – 0,6 п.л.

22.Сабитова Г.В. О положении семей в Российской Федерации – М.: НИИ семьи, 1998. – 11,5 п.л. (авт. – 2,5 п.л.).

23.Сабитова Г.В. О положении семей в Российской Федерации / Под ред. акад. РАО, проф. С.В. Дармодехина. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. –13 п.л. (авт. – 3 п.л.).

24.Сабитова Г.В. Определение основных групп детей, нуждающихся в первоочередном оздоровлении: Информационно-методические материалы. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – 5,1 п.л. (авт. – 2 п.л.).

25.Сабитова Г.В. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 6 п.л. (авт. – 2,1 п.л.).

26.Сабитова Г.В. Организация деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Методические рекомендации. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. – 6 п.л. (авт. – 1,7 п.л.).

27.Сабитова Г.В. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности: система понятий: Справочное пособие / Под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания», 2005. – 8 п.л. (авт. – 2,2 п.л.)

28.Сабитова Г.В. Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 22 п.л. (авт. – 6 п.л.).

29.Сабитова Г.В. Российская семья в условиях перемен // Семья и дети в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26–27 октября 2006 г. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания. – 2006 (0,4 п.л.).

30.Сабитова Г.В. Семья в России: тенденции жизнедеятельности //Гендер. Семья и властные отношения. Симпозиум XVI. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. 8–12 октября 2007 г. – Пятигорск: ПГМУ, 2007 (0,4 п.л.).

31.Сабитова Г.В. Социальное обслуживание семьи и детей. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. – 21 п.л. (авт. – 4 п.л.).

32.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка как инструмент семейной политики // «Форум». – 2008. – № 1. (0,5 п.л.).

33.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми как направление семейной политики // Материалы Всероссийской конференции «Семья в системе социальной работы». – М.: Курск (0,4 п.л.).

34.Сабитова Г.В. Спасение и реабилитация детей, выбитых из жизненной колеи в 20-е годы // Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. – М.: НИИ семьи, 1996 (авт. – 0,6 п.л.).

35.Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми в современных условиях // Материалы V Международного конгресса «Мир семьи», 10–12 апреля 2008 г. – М.: РГСУ, 2008 (0,2 п.л.).

36.Сабитова Г.В. Технологии командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 8,75 п.л. (авт. – 2 п.л.).

Составление и редактирование сборников научных трудов, пособий, справочных изданий

37.Институт уполномоченного по правам ребенка в России / Сост. и общ. ред. Г.В. Сабитовой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. – 13 п.л.

38.Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. – 18 п.л.

39.Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – 18 п.л.

40.Насилие и его влияние на здоровье: Пособие для медицинских и социальных работников / Под общ. ред Л.С. Алексеевой и Г.В. Сабитовой. – М.: ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания», 2005. – 6 п.л.

41.Организация летнего отдыха детей и подростков: Сб. нормативных документов. – 2-е. изд., доп. и изм. – М.: НИИ семьи, 1998. – 21,5 п.л.

42.Пожилые люди: развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – Вып. 1. – 12 п.л.

43.Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, В.Ю. Меновщиков, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Вып. 1. – 14 п.л.

44.Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Вып. 2. – 12,5 п.л.

45.Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Вып. 3. – 12 п.л.

46.Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – Вып. 4. – 12 п.л.

47.Региональные модели организации социального обслуживания семьи и воспитания детей (опыт опорно-экспериментальных учреждений социальной сферы). – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. – 14 п.л.