Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологические и теоретические основания исследования проблемы формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза находят свое отражение в совокупности следующих принципов: на философском уровне описания концепции - принципы культуросообразности и природосообразности; на общенаучном уровне - принципы диалогизма, антропологичности, интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта, детерминизма как преломления внешнего через внутреннее, единства деятельности и сознания, динамического подхода к психологическому изучению личности, жизнедеятельностных отношений личности; на конкретнонаучном уровне - принципы единства ценностной основы педагогической деятельности, смыслопостижения, герменевтического плюрализма, андрагогичности, интеграции теоретической и практической готовности к развитию культуры самореализации, проявления уникальности и креативности личности, социальной целесообразности. Представленные принципы являются ключевыми, они взаимодействуют между собой, оказывают влияние друг на друга, корректируя тем самым основные положения и свойства концепции формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза.
  2. Категориальный аппарат концепции формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза включает в себя категории профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы, педагогической деятельности как пространства профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза, культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы. Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы интерпретируется как индивидуальный процесс и результат целенаправленного, осознанного осуществления внутренних возможностей развития Я-профессионального в педагогической деятельности посредством рефлексивно-творческих усилий на основе свободного, диалогического взаимодействия преподавателя с культурно-образовательной средой вуза.
  3. Педагогическая деятельность как пространство профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза есть форма взаимодействия профессионально-педагогического потенциала самореализации преподавателя и самоорганизации его продуктивной педагогической деятельности посредством проявляющихся в ней рефлексивно-творческих усилий, обеспечивающего активность преподавателя по удовлетворению его основных потребностей в профессионально-педагогической самореализации, усвоению и изменению культурно-образовательной среды вуза, а вместе с этим и своих возможностей самореализации.
  4. Ведущим понятием заявленной концепции выступает культура профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы как интегративное личностное образование, представляющее собой устойчивую систему ценностных ориентаций, стратегий, целей самореализации и объединяющих в себе многообразные свойства личности ее интегральных характеристик, детерминирующих целенаправленный и осознанный процесс осуществления преподавателем внутренних возможностей развития Я-профессионального в различных сферах педагогической деятельности: «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-учитель», «преподаватель-методист», «преподаватель-ученый».
  5. Концептуальными основаниями формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза являются ценностные ориентации, стратегии и цели самореализации, профессиональное педагогическое самосознание, творческая активность.
  6. Ценностные ориентации, иными словами, устойчивые ценностные отношения преподавателя к профессии, к студенту, к самому себе, рассматриваются как концепции и нормы, определяющие значение и смысл целей, средств, знаний, качеств и отношений, как в области педагогической деятельности, так и в области развития культуры профессонально-педагогической самореализации преподавателя вуза.
  7. Стратегии формирования культуры профессионально-педагогической самореализации представляют собой динамическую систему перспективного и долговременного ориентирования преподавателя в различных сферах педагогической деятельности с целью ее преобразования и интеграции в культурно-образовательную среду вуза и имеют вариативный характер: стратегии творчества, стратегии порождения, стратегии осознания.
  8. Профессиональное педагогическое самосознание отражает реальное состояние профессионально-педагогической самореализации преподавателя - познание и осмысление его роли, задач и потенциальных возможностей в различных сферах педагогической деятельности. Основополагающее значение в развитии самосознания преподавателя имеет профессиональное самопознание. К основным его способам относятся: самонаблюдение, педагогический самоанализ, педагогическая рефлексия, профессиональная самооценка и самопрогнозирование.
  9. Творческая активность позволяет преподавателю в процессе и в результате профессионально-педагогической самореализации выходить за свои пределы и обеспечивает возможности для новых начинаний, а также преодоления ограниченности своих взглядов и противоречий самому себе прежнему, что способствует подлинному личностному росту и творческому саморазвитию.
  10. Ведущими тенденциями, ориентирующими деятельность преподавателя на формирование культуры профессионально-педагогической самореализации, выступают: зависимость развития культуры профессионально-педагогической самореализации вузовского преподавателя от степени разработанности ее стратегии преподавателем в различных сферах педагогической деятельности; зависимость от степени сформированности его профессионально-педагогической культуры; зависимость от особенностей культурно-образовательной среды вуза. Сформулированные на основе ведущих тенденций принципы определяют тактику педагогической деятельности преподавателя в различных ее сферах: «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-методист», «преподаватель-ученый».
  11. Эффективность профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы определяется следующими организационно-педагогическими условиями: проектированием и внедрением в практику работы вуза стратегий развития культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя; построением активной внутривузовской системы обучения преподавателя развитию культуры его профессионально-педагогической самореализации посредством включения в процесс ее осознанной саморегуляции; оптимальным обеспечением доступа преподавателю к необходимым для профессионального роста информационным ресурсам; приобщением преподавателя к участию в жизни культурно-образовательной среды вуза; поощрением и признанием инициативы и участия преподавателя в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников; содействием творческой активности преподавателя в развитии культуры его профессионально-педагогической самореализации.
  12. Необходимыми и достаточными психолого-педагогическими условиями профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза являются: потребности преподавателя в профессионально-педагогической самореализации; сформированность механизма осознанного продуктивного профессионального самопознания; диалогическое взаимодействие преподавателя с Я-профессиональным и культурно-образовательной средой вуза; свободный выбор альтернатив возможностей самореализации; креативность и уникальность в педагогической деятельности; индивидуальный стиль самореализации; способности к саморегуляции и рефлексии.
  13. Внедрение в вузовскую систему повышения квалификации технологии обучения преподавателя культуре профессионально-педагогической самореализации на основе ориентации на стратегию развития ее культуры в приоритетной для преподавателя сфере педагогической деятельности и стратегию гармонизации культуры его самореализации во всех сферах педагогической деятельности приводит к положительной динамике возможностей развития Я-профессионального преподавателя и их самоосуществления в различных сферах педагогической деятельности. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза осуществляется на уровнях самоуправления (в процессе реализации стратегий осознания, порождения, творчества, расширения и снятия ограничений) и соуправления, сопровождающегося реализацией стратегий стабилизации, функционирования, роста и гармонизации. Технология обучения структурно поддерживается двумя модулями, включающими в себя четыре фазы обучения, состоящие из набора конкретных действий по освоению теории и практики формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя: самопознание, реализацию потенциала, проектирование процесса самореализации и расширение профессиональных возможностей.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

11.Ситникова, М. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография / М. И. Ситникова, И. Ф Исаев и др. – Белгород, 1999. - 151 с. (1 п.л. авт.).

12. Ситникова, М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие / М. И. Ситникова, И. Ф. Исаев. – Москва – Белгород: Изд-во БГУ, 1999. – 224 с. (8,0 п.л. авт.).

13.Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с. (18,6 п.л.).

14.Ситникова, М. И. Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы. Монография / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 280 с. (17,4 п.л.).

15.Ситникова, М. И. Технология группового проектно-модульного обучения студентов в вузе. Учебное пособие / М. И. Ситникова, Т. М. Давыденко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 135 с. (4,2 п.л. авт.).

Учебно-методические и методические пособия, программы

16.Ситникова, М. И. О приемах работы с учебником на уроках физики (из опыта работы) / М. И. Ситникова // Слово на педсовете. Об опыте мастеров педагогического труда Белгородчины. Отв. ред. Фролов П.Т. – Белгород, 1991. – С. 122-126 (0,35 п.л.).

17. Ситникова, М. И. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учебно-методическое пособие / М. И. Ситникова, И. Ф. Исаев и др. – Белгород, 1992. – С. 63-72 (0,6 п.л. авт.).

18. Ситникова, М. И. Программа развития образования в городе Белгороде / М.И. Ситникова, И.Ф. Исаев и др. // Отв. ред. И.Ф. Исаев. – Белгород, 1994. – С. 60-75 (1,1 п.л. авт.).

19.Ситникова, М. И. Организационно-управленческие основы развития школы. Учебно-методическое пособие / М. И. Ситникова, Д.В. Ситников. – Белгород, 1999. – 160 с. (6 п.л. авт.).

20.Ситникова, М. И. Качество подготовки специалистов. Методическое пособие по комплексной оценке деятельности вуза / М.И. Ситникова. – Белгород, 2004. – 210 с. (14,1 п.л.).

21.Ситникова, М.И. Программа развития образования в городе Белгороде на 2000-2005 гг. / М.И. Ситникова, И.Ф. Исаев и др. // Отв. редакторы И.Ф. Исаев, Г.А. Тамбовцев. – Белгород, 2000. – 92с., С. 68-74 (0,3 п.л.).

22. Ситникова, М. И. Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006-2010 годы / М.И. Ситникова, И.Ф. Исаев и др.. – Белгород, 2006. – 92 с., С. 26-32, 35 (0,5 п.л.).

Научные статьи, материалы конференций

23.Ситникова, М. И. Развитие у учащихся потребности к самообразованию на уроках физики / Материалы IX областных педагогических чтений. – Белгород, 1991. – С. 63-73 (0,6 п.л.).

24.Ситникова, М. И. Изучение состояния творческой самореализации личности учителя в профессиональной деятеьности / Сборник трудов аспирантов. Выпуск I. – Белгород, 1994. – С. 5-9 (0,35 п.л.).

25.Ситникова, М. И. Свобода как условие творческой самореализации личности учителя / Педагогика ненасилия в истории педагогической мысли. – М.-Белгород, 1994. – С. 65-71 (0,4 п.л.).

26.Ситникова, М. И. Педагогическое творчество как способ самореализации личности учителя / М. И. Ситникова // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современность: Тез. докл. Межвузовской научн.-практ. конф. Отв. ред. доктор пед. наук И.Ф. Исаев. – Белгород, 1994. – С. 145-151 (0,2 п.л.).

27.Ситникова, М. И. Проблема творческой самореализации личности учителя в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / М. И. Ситникова // К.Д. Ушинский и современная школа: Тез. докл. Всероссийской научн.-практ. конф. 23-25 февраля 1994 г. / Ч. II, Курск, 1994. – С. 191-194 (0,2 п.л.).

28.Ситникова, М. И. Проблема механизма творческой самореализации в инновационной деятельности учителя/ М. И. Ситникова // Методическая работа вуза как фактор развития сельской школы: По материалам Всероссийской конференции «Педагогические инициативы и сельская малокомплектная школа» / Под ред. Авдеева Ф.С. – Орел, 1995. – С. 37-41 (0,3 п.л.).

29.Ситникова, М. И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1995. – 16 с. (1 п.л.).

30.Ситникова, М. И. Организационно-деятельностная игра как средство формирования инновационного сознания будущего учителя / М. И. Ситникова // Методология и методика преподавания курсов «Человек и общество» и «Обществзнание»: Тез. докл. Всероссийской научн.-практ. конф. – Белгород, 1995. – С. 50-52 (0,5 п.л.).

31.Ситникова, М. И. Технология обучения творческой самореализации личности молодого учителя в профессиональной деятельности. / М. И. Ситникова // Технология профессиональной деятельности: Тез. докл. Межвузовской научн.-практ. конф. – Белгород, 1995. – С. 6-7 (0,1 п.л.).

32.Ситникова, М. И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры / М. И. Ситникова // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всероссийской науч.- практ. конф. 9-11 октября 1996. – Белгород, 1996. – С. 35-40 (0,3 п.л.).

33.Ситникова, М. И. Творческая самореализация молодого учителя в условиях земской школы / М. И. Ситникова // Земская школа и педагогика: Материалы научного семинара «Земская школа и педагогика» 9 апреля 1997 г. – Белгород, 1997. – С. 63-71 (0,6 п.л.).

34. Ситникова, М. И. Социально-педагогический аспект проблемы творческой самореализации молодого учителя / М. И. Ситникова, Л.С. Колодочка // Сборник студенческих работ. – Белгород, 1998. – С. 4-7. – (0,2 п.л. авт.).

35.Ситникова, М. И. Формирование логического мышления на уроках математики / М. И. Ситникова, Жиренко М.И., Пономарев О.П. // Сборник студенческих работ. – Белгород, 1998. – С. 20-21. – (0,05 п.л. авт.).

36. Ситникова, М. И. Компьютерная готовность будущего учителя к инновационной деятельности как условие его профессиональной самореализации/ М. И. Ситникова, О.Г. Левина, Н.С. Данова // Развивающее обучение: история, теория, практика: Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998 г. / Под ред. М.И. Волошкиной: Приложение к журналу «Начальная школа № 1. – М.: «Начальная школа». – 1998. – С. 483-488. – (0,2 п.л. авт.).

37.Ситникова, М. И. Инновационные образовательные технологии в университете: опыт, проблемы, перспективы / М. И. Ситникова, И.Ф. Исаев, Т.М. Давыденко, Е.В. Дворецкий, М.А. Резниченко // Социальные и педагогические технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород, 1998. – С. 16-19. – (0,1 п.л. авт.).

38. Ситникова, М. И. Инновационность как показатель творческой самореализации учителя в профессиональной деятельности / М. И. Ситникова // Инновации в образовании: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции 2-3 декабря 1998г. – Белгород, 1998. – С. 88-91. (0,3 п.л.).

39.Ситникова, М. И. Проблема профессионально-личностного пространства творческой самореализации педагога / М. И. Ситникова // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. проф. И.Ф. Исаева. – Белгород, 1999. – С. 39-41. (0,1 п.л).

40.Ситникова, М. И. Инновационные формы обучения как средство развития творческой активности старшеклассников на уроках математики / М. И. Ситникова, С.Г. Ильин, Н.А. Зинченко // Сборник студенческих работ. Выпуск II. – Белгород, 1999. – С. 87. – (0,05 п.л).

41.Ситникова, М. И. Усвоение старшеклассниками содержательной линии «функции» как условие повышения системности их знаний / М. И. Ситникова, И.Ю. Бративник, Н.А. Зинченко // Сборник студенческих работ. Выпуск II. – Белгород, 1999. – С. 88. – (0,05 п.л.).

42.Ситникова, М. И. Творческая самореализация личности учителя в условиях организации профильного обучения школьников / М. И. Ситникова // Ломоносовские чтения - 99:Тезисы докладов. – М., 1999. – С. 25-28. (0,2 п.л.).

43.Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательной деятельности как фактор управления качеством подготовки специалистов / М. И. Ситникова // Качество педагогического образования: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Забродина Д. М. – Белгород, 2000. – С. 124-130 (0,4 п.л.).

44.Ситникова, М. И. Качественная подготовка учителя – залог успешного формирования субъектного опыта школьников / М. И. Ситникова, Н.А. Дешина // Качество педагогического образования: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Забродина Д. М. – Белгород, 2000. – С. 324-331 (0,4 п.л. авт.).

45.Ситникова, М. И. Модификация образовательных программ в условиях учебно-воспитательного комплекса как фактор творческой самореализации учителя / М. И. Ситникова // Учебно-воспитательные комплексы – новый тип школы XXI века: Тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. проф. И.Ф. Исаева и проф. Е. В. Тонкова. – Белгород, 2001. – С. 117-118 (0,1 п.л.).

46.Ситникова, М. И. Содержание и структура творческой самореализации учителя / М. И. Ситникова // Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры: Материалы докл. Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. проф. И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой. – Белгород, 2001. – С. 7-13 (0,4 п.л.).

47.Ситникова, М. И. Творческая самореализация личности учащихся в условиях предметно-урочной системы обучения в адаптивной школе / М. И. Ситникова, Н.А. Дешина // Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры: Материалы докл. Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. проф. И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой. – Белгород, 2001. – С. 213-218 (0,3 п.л. авт.).

48.Ситникова, М. И. Творческая самореализация учителя в условиях развития адаптивной школы / М. И. Ситникова, Л.В. Селина // Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры: Материалы докл. Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. проф. И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой. – Белгород, 2001. – С. 187-192… (0,3 п.л. авт.).

49. Ситникова, М. И. Система ключевых процессов обеспечения качества подготовки специалистов как объект внутривузовского управления / М.И. Ситникова // Системы управления качеством высшего образования: Материалы III Международной конференции. – Воронеж, 2003. – С. 118-122 (0,2 п.л.).

50. Ситникова, М. И. Диагностика качества подготовки специалистов в системе высшего образования / М.И. Ситникова // Система мониторинга качества подготовки специалистов в вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 июня 2003 г. – Уфа, 2003. – (0,2 п.л.).

51.Ситникова, М. И. Профессиональная самореализация преподавателя высшей школы как фактор успешной подготовки будущего учителя / М.И. Ситникова // Проблемы развития современной общеобразовательной школы: инновационный подход: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 октября 2005 г. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.- 263 с., С. 26-31 (0,3 п.л.).

52.Ситникова, М. И. Образовательное пространство вуза как сфера профессиональной самореализации преподавателя высшей школы / М.И. Ситникова // Педагогiка та психологiя: Збiрник наукових праць. За. заг. pедакцiєю академiка I.Ф. Прокопенка, чл.-кор. В.I. Лозової. – Харкiв. – 2006. Вип. 29. 192 с., С. 73-82 (0,4 п.л.).

53.Ситникова, М. И. Педагогические условия творческой самореализации личности учащихся в «школе здоровья» / М.И. Ситникова, Н.А. Дешина, М.И. Ковалев // Образование и здоровье: Материалы региональной научно-практической конференции 2 марта 2006 г. Под ред. д-ра пед. наук, проф. В.Н. Ирхина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 408 с., С. 248-254 (0,2 п.л. авт.).

54.Ситникова, М. И. Профессиональная самореализация преподавателя университета как способ формирования социально-технологической культуры субъектов образовательного пространства / М.И. Ситникова // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции 29-31 мая 2006 г. в 2 ч. Отв. ред. д-р социол. наук, проф. Л. Я. Дятченко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – Ч. I. – 380 с., С. 206-212 (0,4 п.л.).

55.Ситникова, М. И. Социальное партнерство как фактор профессиональной самореализации преподавателя высшей школы / М.И. Ситникова // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Материалы X Междунар. образовательного форума: в 2 ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006 г.) / БелГУ, МПГУ, МАНПО. Отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – Ч. II. – 328 с., С. 120-126 (0,4 п.л.).

56.Ситникова, М. И. Мастер-класс как способ профессиональной самореализации преподавателя высшей школы / М.И. Ситникова // Научные ведомости. Серия Педагогика. - № 1 (27). Выпуск 2. – Белгород, 2006. – С. 174-182 (0,6 п.л.).

57.Ситникова М.И. Интеграция образования, науки и производства: профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы / М.И. Ситникова, Т.М. Давыденко // Новаторство педагогических коллективов как фактор развития педагогической теории и практики образования: Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения К.А. Москаленко.- Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 155 с., С. 135-141 (0,2 п.л. авт.).

58.Ситникова М.И. Кластерная система непрерывного междисциплинарного профессионального образования в области разработки и освоения наноструктурных материалов и технологий / М.И. Ситникова, Л.Я. Дятченко, Т.М. Давыденко, Ю.Р. Колобов // Инновации. – 2006. - № 11. – С. 110 - 117 (0,2 п.л. авт.).