Научная тема: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Уклад жизни в православной русской традиции обладает значительным педагогическим потенциалом для решения социально-педагогических проблем современности. Под педагогическим потенциалом духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни понимаются образуемые ими возможности, источники, средства и содержание духовно-нравственного становления и развития личности. Педагогический потенциал заложен в мировоззренческой, этнокультурной, психологической и образовательной составляющих традиционного уклада жизни. Возможности духовно-нравственного становления и развития личности определяются смысло-жизненными основаниями уклада жизни в православной русской традиции, которые заложены в православном учении о спасении (сотериологии). Источниками духовно-нравственного становления и развития личности в православной русской традиции воспитания являются любовь к Богу и жизнь по заповедям, осуществляемая в синергии человеческой воли и божественной благодати. К средствам духовно-нравственного становления и развития личности в православной русской традиции воспитания относятся пост, молитва, воздержание и пр. Содержанием духовно-нравственного становления и развития личности в контексте приобщения к традиционному укладу жизни являются такие качества, приобретаемые человеком, как смирение, кротость, стремление к правде, милосердие, терпение, сердечная чистота и т.п. Под эффективной реализацией педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции понимается педагогическая деятельность, включающая в себя составляющие уклада и выражающаяся в следующих педагогических эффектах:- в осознанном выборе человеком нравственно-ориентированной позиции и уклонении от нравственно-дезориентированной позиции при решении жизненных проблем; - в формировании критериев самооценки поступков, которые определяются ценностями, укорененными в мировоззренческой составляющей традиционного уклада;- в развитии средств анализа и рефлексии нравственных принципов, на основе которых совершается поступок в ситуации выбора;- в принятии образов человеческого совершенства, выраженных в святости как идеале нравственного устремления человека. Под социально-педагогическими проблемами понимаются такие социальные проблемы, которые решаются педагогическими средствами.
  2. Уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Закрепление осуществляется посредством педагогических технологий, обеспечивающих свободное принятие этих идеалов и смыслов как личностно-значимых. Под укладными формами понимается распорядок жизни, вытекающий из смысло-жизненных ориентаций, формирующийся вследствие принятия духовно-нравственных оснований уклада. Традиционный уклад жизни - это уклад жизни, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется опорой на религию и этничность. Составляющими традиционного уклада жизни являются религиозные воззрения, этнокультурные традиции, психологическая и образовательная составляющие, которые обеспечивают трансляцию духовно-нравственных оснований уклада из поколения в поколение. Религиозные воззрения включают в себя религиозные догматы и традиции веры, которые определяют образ жизни, систему духовно-нравственных ценностей и способы передачи образа жизни и духовно-нравственных ценностей из поколения в поколение. Этнокультурная составляющая традиционного уклада жизни (этнические традиции, обряды, обычаи, фольклор) реализуется в повседневной жизни и в праздниках и выполняет функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой деятельности и культурного творчества. Духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных этнических традиций. Психологическая составляющая уклада жизни человека включает внутренний аспект (убеждения, образы, мотивы, чувства) и внешний (слова, действия, поступки). Психологическая составляющая формируется под влиянием мировоззренческой и этнокультурной составляющих уклада жизни. Механизмами ее формирования являются импринтинг (запечатление) и мимесис (подражание). Образовательная составляющая задает ориентацию на формирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в воспитании, обучении и развитии и способствует ценностному самоопределению личности относительно идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности.
  3. Выявлению духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции способствуют теоретико-методологические положения христианской антропологии, культурологический, аксиологический и синергийный подходы. Христианская антропология рассматривает человека в иерархическом триединстве телесного, душевного и духовного. При этом духовность понимается как непрерываемая связь человека с Творцом, признании Его роли в жизни и спасении человека. Спасение раскрывается в категориях Богообщения, Царства Небесного и вечной жизни. Существенное воспитательное значение имеет Память Смертная, которая формирует ценностное отношение к проблеме жизни и смерти, психологическую устойчивость личности, исключающую возможность суицида. Универсальные принципы христианской антропологии реализуются в конкретном культурно-историческом контексте, образуя основы традиционного уклада жизни, формируют нравственные ценности и духовные ориентиры личности, определяют направленность активности человека в синергии с Божественной благодатью. Духовно-нравственными основаниями уклада жизни в православной русской традиции являются вера в Бога, целомудрие и послушание, которые находятся в иерархической взаимосвязи. Ведущей является вера в Бога, которая предполагает признание Его существования и деятельность, разворачивающуюся по вертикали как дела во славу Божию и по горизонтали как дела на пользу ближнего. Послушание - это выражение любви человека к Богу через желание и волевые усилия исполнять Его заповеди. Целомудрие понимается как совокупность всех добродетелей, в которых вера в Бога раскрывается как любовь. Утрата веры приводит к распаду иерархической взаимосвязи: разрушению целомудрия, послушания и общему падению нравов. Воспитание целомудрия и послушания являются необходимым условием воссоздания духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции.
  4. Инструментарий, разработанный на междисциплинарной основе, позволяет определить степень нравственной дезориентации в мировоззрении современного человека в отношении к духовно-нравственным основаниям уклада жизни в православной русской традиции. Разработана методика оценки тенденций в ориентации личности на духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции и критерии качественно-количественной интерпретации результатов. В разработанной методике ответы, предполагающие соблюдение евангельских заповедей, определяются как нравственно ориентированные. Ответы, предполагающие отказ от исполнения заповедей, - нравственно дезориентированными. Социальная действительность характеризуется существенной дезориентацией человека относительно духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни. Особенно высокий показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на вопросы, связанные с отношением между полами, причем это касается как старшеклассников, так и учителей. Для интерпретации результатов введено различение целомудрия в широком и узком смысле. Целомудрие в широком смысле трактуется как совокупность всех добродетелей, а в узком - как сохранение девственности до брака. Экспериментальное подтверждение получил тот факт, что нравственное сознание человека едино, и поэтому обесценивание целомудрия на уровне телесной чистоты не остается локальным упущением, но приводит человека к нравственной дезориентации во многих других отношениях: к оправданию супружеской неверности, искусственного прерывания беременности, сквернословия, самоубийства и пр.
  5. Педагогическое моделирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни опирается на различение уклада личной, семейной и школьной жизни. Разработана педагогическая модель воссоздания уклада личной жизни, ведущим элементом которой является религиозная составляющая уклада. Воссоздание уклада личной жизни в православной русской традиции начинается с самоопределения человека, изучения религиозных догматов и традиций православного вероисповедания. Типология личностно значимых факторов, приводящих человека к осознанию необходимости формирования уклада личной жизни на традиционных началах, определяется экзистенциальными ситуациями, существенно влияющими на решимость человека и его активность: болезнь или смерть близкого человека; разлад в семье; экстремальные ситуации; эмоциональное потрясение положительного характера; переживание личной ответственности за историю и достоинство рода, за судьбу детей и страны. Доказана эффективность церковного уклада в решении определенных социально-педагогических проблем, в том числе реабилитации наркозависимой молодежи через построение уклада личной жизни в среде православной общины. Создана модель процесса реабилитации, включающая восемь этапов: вхождение в реабилитационный процесс; принятие правил проживания; погружение в реабилитационную среду общины; воцерковление и постепенное изменение мировоззрения (формирование мировоззренческой составляющей уклада жизни); освоение режима дня; самообразование (формирование образовательной составляющей уклада жизни); коррекционно-педагогические воздействия (формирование психологической составляющей уклада жизни); социально-терапевтический или социально-трудовой этап (формирование этнокультурной составляющей уклада жизни). Педагогический процесс опирается на принципы добровольности, послушания, активности, соборности. Значимым педагогическим эффектом реабилитации являются изменения нравственно-дезориентированных позиций наркозависимых на нравственно-ориентированные.
  6. Методология создания учебно-методического комплекса по духовно-нравственному образованию основана на трех принципах: реализация в текстах всех составляющих традиционного уклада жизни (принцип целостности); совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, выстроенная на началах соборности и ориентированная на достижение определенных целей (принцип сотрудничества); сочетание традиционных, современных и авторских требований к учебному пособию (принцип сочетания). Учебно-методический комплекс включает учебные и методические пособия для учащихся и учителей, хрестоматию, дидактическую игру, видеофильмы, интернет - ресурсы. Методические приемы конструирования эффективных учебных пособий по формированию духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции вытекают из принципа целостности и воплощаются в различных формах подачи текстового материала. Педагогические технологии определяются принципом сотрудничества и направлены на обеспечение свободного самоопределения личности. Эффективность учебно-методического комплекса экспериментально доказана изменением нравственно-дезориентированных установок старшеклассников относительно духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции на нравственно-ориентированные.
  7. Модель подготовки педагогических кадров к работе по формированию духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни у подростков и молодежи включает концептуальные идеи, принципы, цели, задачи, содержание, формы, методы, педагогические технологии, критерии и показатели эффективности процесса формирования духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни. Модель направлена на формирование компетентности педагога, которая заключается в овладении системой знаний о духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни (профессионально-образовательная теоретическая деятельность) и приобретении субъетивно-личностного опыта проживания в традиционном укладе семейной или общинной жизни, опыта взаимодействия школы, семьи и Церкви (профессионально-образовательная практическая деятельность). Необходимым условием реализации модели является эмоционально-ценностное отношение к традиции, которое заключается в принятии во всей полноте мировоззренческих, этнокультурных и психологических составляющих традиционного уклада жизни.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК РФ

1.Берсенева, Т.А. Время личного нравственного выбора / Т.А. Берсенева // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 93–98.

2.Берсенева, Т.А. Этические основы воспитательного уклада русского народа / Т.А. Берсенева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – 2005. – № 4. – С. 92–103.

3.Берсенева, Т.А. Квалиметрический подход к оценке тенденций в изучении духовно-нравственного состояния личности / Т.А. Берсенева // Вестник Костромского университета. – 2005. – № 2. – С. 32–36.

4.Берсенева, Т.А. Радостный мир семьи: программа элективного курса для 9 класса / Т.А. Берсенева // Профильная школа. – 2006. – № 6. – С. 41–43.

5.Берсенева, Т.А. Уклад жизни как объект педагогического исследования / Т.А. Берсенева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 2. – С. 7–14.

6.Берсенева, Т.А. Надежные узы традиционной семьи: программа элективного курса для 10–11-х классов / Т.А. Берсенева // Профильная школа. –2008. –№3. – С. 26–30.

7.Берсенева, Т.А. Отношение старшеклассников и учителей к традиционному укладу жизни в России / Т.А. Берсенева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: психология, социология, педагогика. – 2008. – № 2. – С. 309–320.

онографии

8.Берсенева, Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография / Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 188 с. (Научные школы Академии).

9.Берсенева, Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография / Т.А. Берсенева. – СПб.: АППО, 2007. – 172 с. (Научные школы Академии).

Учебники, хрестоматии и учебно-методические пособия

10.Берсенева, Т.А. Уроки добротолюбия. Учебник для среднего школьного возраста. Допущено Министерством Образования Российской Федерации / Т.А. Берсенева, А.А. Мороз. – СПб.: Сатисъ, 2004. – 220 с. (переизд. 2005, 2006, 2007).

11.Берсенева, Т.А. Уроки о здоровье и добродетели: православный учебник для детей (гриф издательства) / Т.А. Берсенева, священник Тимофей. – М.: Паломник, 1999. – 112 с. (переизд. 2000; 2002; 2003).

12.Берсенева, Т.А. Пути реализации требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы по воспитанию культуры нравственных отношений юношей и девушек, подготовке их к созданию семьи: метод. рекомендации / Т.А. Берсенева, Л.Г. Татарникова. – Л.: НИИООВ АПН СССР, 1988. – 93 с.

13.Христианский взгляд на воспитание полов и современность: хрестоматия // Сост. Берсенева Т.А. – СПб.: СПбГУПМ, 1998. – 116 с.

14.Берсенева, Т.А. Жизнь по совести: ответы на вопросы современных школьников: пособие для учителей и учащихся (гриф издательства) / Т.А. Берсенева, священник Тимофей. – М.: Паломник, 2001. – 208 с. (переизд. 2002, 2006, 2007).

15.Берсенева, Т.А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебно-методическое пособие для учителей / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 90 с. (переизд. 2005).

16.Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. / Сост. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – М.: Паломникъ, 2004. – 270 с. (переизд. 2007).

17.Берсенева, Т.А. Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебно-методическое пособие / Т.А. Берсенева, Т.В.Мельникова. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 114 с.

18.Берсенева, Т.А. Духовно-нравственное освещение вопросов пола в школьном курсе биологии: учебно-методическое пособие для учителей / Т.А. Берсенева, С.В. Горленкова. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 88 с.

19.Берсенева, Т.А. Духовно-психическая безопасность личности: учебно-методическое пособие / Т.А. Берсенева, В.А. Рычкова. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 92 с.

20.Берсенева, Т.А. Ценности отечественной духовной традиции в воспитании: учебно-методическое пособие / Т.А. Берсенева, М.В. Захарченко. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 92 с.

21.Берсенева, Т.А. Целомудрие – основа добродетелей / Т.А. Берсенева // Духовно-нравственная культура в школе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Рекомендовано Российской академией образования. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. – С. 275–279.

Программы

22.Берсенева, Т.А. Учебная программа по валеологии «Оздоровительная экологическая программа для детей» для дошкольников (5–6 лет) и младших школьников (1 класс) / Т.А. Берсенева, В.С. Коваленко, Т.В. Коваленко. – СПб., 1998. – 32 с.

23.Берсенева, Т.А. Спецкурс «Воспитание здорового ребенка: традиции и современность» в постдипломном образовании педагога / Т.А. Берсенева, М.В. Захарченко // Здоровье и образование: материалы Междунар. конгресса валеологов (30 марта 1999 года) и Третьей Всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические проблемы валеологии» (30 марта – 1 апреля 1999 года). – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – С. 35–36.

24.Берсенева, Т.А. Духовно-психологическая безопасность личности. Элективный курс / Т.А. Берсенева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. – №10. – С. 51–53.

25.Берсенева, Т.А. Обретение дома: программа элективного курса для 10-х – 11-х классов / Т.А. Берсенева, Г.Г. Грабарь // Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 127–130.

26.Берсенева, Т.А. Ценности отечественной культуры в современной жизни: программа элективного курса для 10-х – 11-х классов / Т.А. Берсенева, А.А. Мороз // Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 131–137.

27.Берсенева, Т.А. Учение о человеке: программа элективного курса для 10-х – 11-х классов / Т.А. Берсенева, В.В. Ильющенков // Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 137–140.

28.Берсенева, Т.А. В поисках смысла жизни: программа элективного курса для 10-х – 11-х классов / Т.А. Берсенева // Основы безопасности жизнедеятельности: теория и практика. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: программы профильных и элективных курсов: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 160–172.

29.Берсенева, Т.А. Уклад жизни: традиции и современность / Т.А. Берсенева. Программа спецкурса для аспирантов // Послевузовское профессиональное образование: содержание и обучение в аспирантуре по педагогическим специальностям. – СПб.: СПбАППО, 2008. – С. 244–250.

Тезисы выступлений на международных конференциях

30.Берсенева, Т.А. Истоки духовного становления в воспитании ребенка / Т.А. Берсенева // Тез. докладов и сообщений III Межд. конф. «Ребенок в современном мире». Секция: философия детства. СПб., 1996, 14–17 мая. С. 54–55.

31.Берсенева, Т.А. Наркомания как явление духовное / Т.А. Берсенева // Здоровье человека. Материалы III Международного конгресса валеологов. – 23–25 апреля 2002 г., Санкт-Петербург. – с. 319–321.

32.Берсенева, Т.А. Воссоздание уклада жизни россиян через непрерывное образование / Т.А. Берсенева // Материалы докладов и сообщений участников второй международной конференции «Образование через всю жизнь: пробелы становления и развития непрерывного образования». – СПб.: 4–5 июня 2003 г. – С. 37–39.

33.Берсенева, Т.А. Целомудрие и молодежь / Т.А. Берсенева // Материалы Международного молодежного конгресса «Православие, молодежь и будущее России». – СПб., 3–5 марта 2005. – С. 361–364.

34.Берсенева, Т.А. Непринятие традиционных духовно-нравственных ценностей как главная причина распада современной семьи / Т.А. Берсенева // Материалы международной научно-практической конференции «Семья и будущее России» (28 февраля 2006 г.), Екатеринбург. С. 11–13.

35.Берсенева, Т.А. Игра-общение «Здравствуйте» в работе православного психолога с учащимися и с семьей / Т.А. Берсенева // Материалы международной научно-практической конференции «Семья и будущее России» (28 февраля 2006 г.). Екатеринбург, с. 10–11.

Научные статьи, тезисы выступлений

36.Берсенева, Т.А. О руководстве деятельностью школы по подготовке учащихся к семейной жизни / Т.А. Берсенева // Сб.: Подготовка школьников к семейной жизни. – М.: Пед. общество РСФСР, 1987. – 4 с.

37.Берсенева, Т.А. Современная школа и здоровье школьников / Т.А. Берсенева, В.В. Ильющенков // Сб.: Современная школа и возрождение России. – СПб, НИИНОВ, 1992. – С. 22–27.

38.Берсенева, Т.А. Традиции и культура питания на Руси // Сб.: Образовательная программа «Здоровье школьника». – СПб.: 1996. – С. 17–22.

39.Христианский взгляд на воспитание полов: хрестоматия / Сост. Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбГУПМ, 1996. – 116 с.

40.Воспитание здорового ребенка: Хрестоматия / Сост. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбГУПМ, 1997. – 164 с.

41.Действительно ли мы этого хотим? Размышления о половом воспитании / Сост.: Т.А. Берсенева – СПб.: 1998. – 80 с.

42.Берсенева, Т.А. Педагогическая игра «Здравствуйте» для детей начальной и средней школы: варианты ответов / Т.А. Берсенева. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 78 с.

43.К здоровой России. Рождение и воспитание здорового ребенка / Т.А. Берсенева и др. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – С. 10–12, 17–18.

44.Берсенева, Т.А. Наркомания как явление духовное / Т.А. Берсенева // В сб.: Здоровье человека. Материалы III Международного конгресса валеологов. – 23–25 апреля 2002 г., Санкт-Петербург. – С. 319–321.

45.Берсенева, Т.А. Возвращение к истокам: рекомендации к учебно-оздоровительной программе «Индивидуально-типологический подход к оздоровлению педагогов» / В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева. – СПб.: Центр внедрения педагогического опыта СПб., 2002. – 44 с.

46.Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под научной ред. к. м. н. В.С. Коваленко // Т.А. Берсенева и др. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. – С. 348–350, 355–357, 374–379.

47.Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. 10 занятий для профессиональных родителей / Т.А. Берсенева и др. – СПб.: 2004. – С. 236–237.

48.Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под научной ред. к. м. н. В.С. Коваленко // Т.А. Берсенева и др. 2=е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Вертикаль», 2006. – С. 348–350, 355–357, 374–379.

49.Берсенева, Т.А. Стереотипы в религиозном воспитании / Т.А. Берсенева // Воскресная школа. – 2004. – Август. – №28-31. – С. 9–10.

50.Берсенева, Т.А. Игра-общение «Здравствуйте» в работе школьного психолога с учащимися и с семьей / Т.А. Берсенева. // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 10. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. – СПб.: СПбАППО, 2006. – С. 41–44.

51.Берсенева, Т.А. Духовно-психическая безопасность личности / Т.А. Берсенева, В.А. Рычкова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 6, с. 55–58; № 7, с. 42–46; № 8, с. 45–49; – 2005. – № 3, с. 59–61. – 2006. – № 2, с. 55–57; № 3, с. 48–50; № 4, с. 48–50; № 5, с. 53–54; № 6, с. 55–58; № 7, с. 52–54; № 8, с. 47–49; № 9, с. 47–49.

52.Берсенева, Т.А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №9, с. 44–48, № 10, с. 51–57, № 11, с. 47–52.

53.Берсенева, Т.А. Генетические последствия неупорядоченных половых отношений и их влияние на последующие поколения / Т.А. Берсенева. // Нравственность и здоровье. Всеукраинский православный журнал для верующих и неверующих «Спасите наши души». – 2006. – №5. – С. 46–48.

54.Берсенева, Т.А. Православие и духовное здоровье россиянина / Т.А. Берсенева // Знаменские чтения 2000–2004: Сборник материалов. – СПб.: СПбАППО, 2006. – С. 352–357.

55.Берсенева, Т.А. Христианская этика: отношение старшеклассников и учителей к евангельским заповедям / Т.А. Берсенева // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность» (17–19 февраля 2006 г.), Санкт-Петербург. С. 239–240.

56.Берсенева, Т.А. Психологическое понимание уклада жизни / Т.А. Берсенева, А.К Колеченко // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 11. Материалы к региональной научно-практической конференции. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 53–58.

57.Берсенева, Т.А. Воспитательный потенциал традиционного уклада жизни / Т.А. Берсенева // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 11. Материалы к региональной научно-практической конференции. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 45–47.

58.Берсенева, Т.А. Уклад жизни глазами современников / Т.А. Берсенева // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 12. Материалы к региональной научно-практической конференции. – СПб.: СПбАППО, 2008. – С. 196–201.

59.Берсенева, Т.А. Исследование значимости религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей / Т.А. Берсенева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. «Педагогика. Психология». – 2008. – № 1(8). – С. 16–38.

60.Берсенева, Т.А. Исследование значимости религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей / Т.А. Берсенева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. «Педагогика. Психология». – 2008. – № 2 (9). – С. 7–38.