- В контексте ведущих тенденций развития образования профессиональная мобильность представляет собой динамическое качество личности, обусловливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе. Развитие профессиональной мобильности диалектически взаимообусловливает непрерывность инновационного развития образования и в то же время устойчивость, стабильность функционирования образовательной сферы общества.
- Формирование профессиональной мобильности как качества личности педагога в педвузе становится успешным при реализации системного (развитие профессиональной мобильности как интегративного качества личности, в котором выделяются определенные составляющие - компоненты, многообразные разноуровневые связи и взаимодействия между ними, рассматриваемые в совокупности как целостное единство); синергетического (использующимся при изучении и проектировании инновационной образовательной среды развития профессиональной мобильности педагогов, которая является открытой, нелинейной, саморазвивающейся и самоорганизующейся и субъектного (исследующем активность личности в процессе развития и реализации в профессионально-образовательной деятельности профессиональной мобильности педагогов, проявляющейся через потребность и способность человека самосовершенствоваться) подходов. Развитие профессиональной мобильности должно базироваться на следующих принципах: принцип гуманизации образования, принцип непрерывности образования, принцип опережающего характера образования.
- Концептуальное значение для целенаправленного формирования профессиональной мобильности педагогов в системе непрерывного образования имеют следующие основные факторы: создание интеграционной образовательной среды, структурно объединяющей в целостное единство все уровни непрерывного педагогического образования - от допрофессионального (пропедевтического) до послевузовского - на основе общей образовательной стратегии и в соответствии с принципами открытости образования, преемственности образовательных уровней, взаимообусловленного многомерного взаимодействия образования с профессиональной сферой (структурно-организационный фактор); организация образовательного процесса во всех его составляющих (образовательная, воспитательная, научно-исследовательская, внеучебная, административно-управленческая, социокультурная) на основе принципа инновационности, обеспечивающей непрерывность содержательного и технологического обновления образования как константы его развития (процессуально-организационный фактор); создание и непрерывное развитие информационной образовательной среды как оптимальной организационной формы реализации в образовании принципа доступности информации, являющейся базовым ресурсом мобильности (ресурсно-организационный фактор); направленность образовательно-воспитательного процесса на формирование у всех субъектов образования ценностных ориентаций и мировоззренческих установок, отвечающих требованиям динамично развивающегося и интенсивно изменяющегося мира (аксиологический фактор).
- Подготовка профессионально мобильных кадров в педагогическом университете как центре непрерывного образования обеспечивается системно-интегративной организацией образовательной среды вуза на основе разработки, внедрения и перманентного обновления в соответствии с изменяющимися образовательными целями комплекса взаимосвязанных программ и проектов, охватывающих все стратегически значимые направления деятельности.
1.Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография / Б.М. Игошев. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 201 с. (12,5 п.л., из них авторских 100%).
2.Игошев, Б. М. Подготовка будущих учителей информатики к реализации уровневой дифференциации обучения: монография / Б.М. Игошев, Н.Н. Устинова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 167 с. (10,0 п.л., из них авторских 50%).
3.Игошев, Б. М. Формирование содержания элективных курсов в системе подготовки учителей математики в педвузе: монография / Б.М. Игошев, М.А. Ушакова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 160 с. (10,0 п.л., из них авторских 50%).
4.Игошев, Б. М. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во внеучебной деятельности: монография / Б.М. Игошев, В.А. Середа; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 179 с. (11,2 п.л., из них автор-ских 50%).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
5.Игошев, Б. М. Техническое творчество и реформа школы / Б.М. Игошев // Народное образование. – 1985. – № 7. – С. 86-87 (0,3 п.л., из них авторских 100%).
6.Игошев, Б. М. Овладение компьютерной грамотностью в процессе технического творчества / А.А. Кузнецов, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев // Советская педагогика. – 1986. – № 2. – С. 29-32 (0,2 п.л., из них авторских 50%).
7.Игошев, Б. М. Учителю физики о микропроцессорной технике / А.А. Кузнецов, Б.М. Игошев // Физика в школе. – 1987. – № 1. – С. 37-42 (0,3 п.л., из них авторских 50%).
8.Игошев, Б. М. Дистантное образование / Б.М. Игошев, О.А. Чикова // Информатика и образование. – 2003. – № 2. – С. 10-26 (1,0 п.л., из них авторских 50%).
9.Игошев, Б. М. Дистанционное обучение учителей технологии и предпринимательства / Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало, О.А. Чикова // Педагогическая информатика. – 2003. – № 2. – С. 31-36 (0,3 п.л., из них авторских 30%).
10.Игошев, Б. М. Организация самостоятельной работы студентов на основе коммуникационных технологий / Б.Е. Стариченко, Б.М. Игошев, О.А. Чикова // Вестник Уральского государственного технического университета – УПИ. Сер.3 : Новые образовательные технологии в вузе. – 2006. – С. 97-101 (0,2 п.л., из них авторских 50%).
11.Игошев, Б. М. Подготовка будущих учителей к реализации уровневой дифференциации обучения / Б.М. Игошев // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 7. – С. 45-48. (0,2 п.л., из них авторских 100%).
12.Игошев, Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект / Б.М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2008. – № 56. – Вып. 23. – С. 34-40 (0,5 п.л., из них авторских 100%).
13.Игошев, Б. М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития / Б.М. Игошев // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 43-48 (0,35 п.л., из них авторских 100 %).
14.Игошев, Б. М. О патриотическом воспитании студентов / Б.М. Игошев // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 2. – С. 41-49 (0,6 п.л., из них авторских 100%).
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические ма-териалы
15.Игошев, Б. М. Кибернетика, автоматы, жизнь / Д.М. Комский, Б.М. Игошев. – Свердловск : Средне-Урал. книж. изд-во, 1976. – 192 с.: ил. (8,4 п.л., из них авторских 50%).
16.Игошев, Б. М. Кибернетика в самоделках / Б.М. Игошев, Д.М. Комский. – М. : Энергия, 1978. – 127 с. : ил. – (Массовая радиобиблиотека; Вып. 973) (8,0 п.л., из них авторских 50%).
17.Игошев, Б. М. Книга для учащихся и руководителей технических кружков / Д.М. Комский, Б.М. Игошев. – Вильнюс : Млкслас, 1981. – 146 с. На лит. яз. (9,0 п.л., из них авторских 50%).
18.Игошев, Б. М. В помощь руководителю конструкторского кружка: методич. рекомендации / Свердл. гос. пед. ин-т ; сост. Д.М. Комский, Б.М. Игошев. – Свердловск, 1982. – 46 с. (3 п.л., из них авторских 50%).
19.Игошев, Б. М. Внеучебная работа по физике и технике: методич. рекомендации / Б.М. Игошев, Д.М. Комский, А.А. Кузнецов; Свердл. гос. пед. ин-т. – Свердловск, 1983. – 43 с. (2,6 п.л., из них авторских 50%).
20.Политехническое образование и профориентация учащихся в про-цессе преподавания физики в средней школе / А.Т. Глазунов, Ю.И. Дик, Б.М. Игошев [и др.]; под ред. А.Т. Глазунова [и др.]. – М. : Просвещение, 1985. – 159 с. (Библиотека учителя физики) (10 п.л., из них авторских 30%).
21.Игошев, Б. М. Игротека автоматов / Д.М. Комский, Б.М. Игошев. – М. : Энергоатомиздат, 1987. – 223 с. (13,5 п.л., из них авторских 80%).
22.Игошев, Б. М. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе / Б.М. Игошев, А.А. Кузнецов [и др]. – М. : Просве-щение, 1987. – 192 с. (Библиотека учителя математики) (12 п.л., из них автор-ских 50 %).
23.Игошев, Б. М. Массовая внеклассная работа по физике и технике (некоторые формы и методы): пособие для студентов и учителей / Д.М. Ком-ский, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев; Свердл. гос. пед. ин-т. – Свердловск, 1988. – 86 с. (5,5 п.л., из них авторских 35 %).
24.Игошев, Б. М. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем / Б.М. Игошев, М.А. Галагузова, Д.М. Комский. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 157 с. (7,9 п.л., из них авторских 35%).
25.Игошев, Б. М. Школьный физико-технический кружок : методич. пособие / Б.М. Игошев. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. (10 п.л., из них авторских 100%).
26.Игошев, Б. М. Краткий русско-английский и англо-русский толковый словарь по педагогике и образованию = A Short Russian-English and English-Russian Explanatory Dictionary of Pedagogics and Education / В.С. Безрукова, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев [и др.] ; под ред. М.А. Галагузовой ; Урал. гос. пед. ин-т. – Екатеринбург, 1993. – 90 с. (5,6 п.л., из них авторских 40%).
27.Игошев, Б. М. Русско-немецкий глоссарий по педагогике и образованию = Russisch-Deutsches Glossar Für Pädagogik Und Bildungswesen / под ред. М.А. Галагузовой, И.А. Гиниатуллина, Д.М. Комского, Б.М. Игошева; Урал. гос. пед. ин-т. – Екатеринбург, 1993. – 60 с. (3,7 п.л., из них авторских 30 %).
28.Игошев, Б. М. Международное сотрудничество УрГПУ в области образования. Российско-американское сотрудничество / Б.М. Игошев, Е. Ленская. – Екатеринбург, 1993. – 84 с. (4,0 п.л., из них авторских 50%).
29.Игошев, Б. М. Педагогические исследования по договорам: ответы на вопросы, документы, советы, примеры : в 2 ч. / Б.М. Игошев, А.М. Лушников, М.А. Галагузова; Урал. гос. пед. ин-т; науч. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург, Ч.1. – 1993. – 135 с.; Ч. 2. – 1993. – 192 с. (18,5 п.л., из них авторских 50%).
30.Игошев, Б. М. Апробация школьных учебников / Министерство образования РФ; [Б.М. Игошев, В.Белявский ]. – М.; 1994. – Вып. 2. – 126 с. (8,0 п.л., из них авторских 80%).
31.Игошев, Б.М. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях: сб. материалов / Урал. гос. пед. ун-т; И.Ю. Арбузова, М.А. Галагузова, Б.М. Игошев; под ред. Д.М. Комского. – Екатеринбург, 1994. – 159 с. (8,0 п.л., из них авторских 50%).
32.Игошев, Б. М. Инновационная деятельность в развитии личности учащихся: методич. рекомендации; вып. 4 / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Б.М. Игошева, Ю.В. Заводова. – Екатеринбург, 2001. – 128 с. (8,0 п.л., из них авторских 50%).
33.Игошев, Б. М. Студенты и наркотики: материалы конкрет.-социол. исслед. в УрГПУ / Б.М. Игошев, Е.В. Шиврина, Е.И. Маскаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 128 с. (8,0 п.л., из них авторских 50%).
34.Игошев, Б. М. Современные проблемы доступности высшего про-фессионального образования. / Б.М. Игошев [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 128 с. (8,0 п.л., из них авторских 50%).
35.Игошев, Б. М. Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров, повышение квалификации педагогов / Б.М. Игошев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 34 с. (1,8 п.л., из них авторских 100%).
36.Игошев, Б. М. Единый государственный экзамен: метод. рекомендации / В.Д. Жаворонков, Б.М. Игошев, Е.В. Шиврина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 96 с. (5,8 п.л., из них авторских 50%).
37.Игошев, Б. М. Научная деятельность Уральского государственного педагогического университета в области педагогики и образования (2001 – 2003) / Б.М. Игошев, Л.И. Забара, В.Н. Булах; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 57 с. (3,6 п.л., из них авторских 50%).
38.Игошев, Б. М. Болонский процесс: развитие европейского образования / Б.М. Игошев, Е.Н. Маскаева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 80 с. (5,0 п.л., из них авторских 50%).
Научные статьи
39.Игошев, Б. М. Содержание внеклассной работы по технической ки-бернетике в старших классах средней школы / Б.М. Игошев // Совершенствование преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин в педагогическом институте : научные труды / Свердл. гос. пед. ин-т. – Свердловск, 1976. – С. 162-164. (0,1 п.л., из них авторских 100%).
40.Игошев, Б. М. Межпредметные связи на внеклассных занятиях по физике / Б.М. Игошев, Д.М. Комский // Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. – М. : Просвещение, 1987. – С. 143-179 (2,25 п.л., из них авторских 50%).
41.Игошев, Б. М. Информационная подготовка учителя в педагогиче-ском вузе / Б.М. Игошев, Е.А. Черкашин // Информатизация образования / Урал. гос. пед. ин-т. – Екатеринбург, 1993. – С. 76-79 (0,2 п.л., из них автор-ских 60%).
42.Игошев, Б. М. Social ecology principles implemented in physics instruction / Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало // Partners in education: Northeastern Illinois University. – Chicago, 1995. – С. 20-23. На англ. яз. (0,2 п.л., из них авторских 50%).
43.Игошев, Б. М. Подготовка студентов к организации творческой работы школьников при изучении курса «Внеклассная работа по физике» / Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало // Развитие творческой активности учащихся в процессе обучения и профильной подготовки: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996. – С. 46-50 (0,2 п.л., из них авторских 50%).
44.Игошев, Б. М. Инновационная учебная деятельность в средних спе-циальных педагогических заведениях / Б.М. Игошев, Р.Х. Исхаков // Инновационные процессы в подготовке будущего учителя физики / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996. – С. 40-50 (0,4 п.л., из них авторских 50%).
45.Игошев, Б. М. Формирование творческой личности в условиях педагогического университета / Б.М. Игошев // Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – С. 45-51 (0,3 п.л., из них авторских 50%).
46.Игошев, Б. М. Программа модернизации педагогического образования / Б.М. Игошев и др. // Сб. материалов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – С. 3-6 (0,2 п.л., из них авторских 50%).
47.Игошев, Б. М. Современные образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / Б.М. Игошев, Т.Н. Шамало // Повышение эффективности учителей физики и информатики в современных условиях / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 3-8 (0,3 п.л., из них авторских 50%).
48.Игошев, Б. М. О системе качества образования в Уральском государственном педагогическом университете / Б.М. Игошев, В.Д. Жаворонков, Т.Н. Шамало и др. // Управление качеством образования: проблемы эффективности / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 3-9 (0,4 п.л., из них авторских 50%).
49.Игошев, Б. М. Экспертный совет как инновационное начинание / Б.М. Игошев Е.Н. Ярославцева // Инновационные процессы в образовании Екатеринбурга / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 3-8. (0,3 п.л., из них авторских 50%).
50.Игошев, Б. М. Болонский процесс: понятийный аспект / Б.М. Иго-шев // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Вып. 5. – С. 153-164 (0,7 п.л., из них авторских 100%).
Тезисы докладов и выступлений на конференциях и семинарах
51.Игошев, Б. М. Развитие творческой активности будущих учителей физики в учебном курсе «Техническое конструирование» / Б.М. Игошев, В.Извозчиков и др. // Физика в системе современного образования: сб. тезисов Всесоюз. науч.-практ. конф. – Л. : Из-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1991. – С. 92-93 (0,1 п.л., из них авторских 50%).
52.Игошев, Б. М. Подготовка социальных педагогов по специализации «Организация технического творчества учащихся на спецфакультете пединститута» / Б.М. Игошев // Профессиональная подготовка социального педагога: материалы Всерос. семинара-совещ., 5-8 февр. 1992 г., Екатеринбург / под ред. Б.М. Игошева. – М., 1992. – С. 52-54 (0,1 п.л., из них авторских 100%).
53.Игошев, Б. М. Подготовка социального педагога к развитию технической творческой деятельности учащихся в курсе «Методы решения технических задач» / Б.М. Игошев // Профессиональная подготовка социального педагога: материалы Всерос. семинара-совещ., 5-8 февр. 1992 г., Екатеринбург / под ред. Б.М. Игошева. – М., 1992. – С. 43 (0,1 п.л., из них авторских 100%).
54.Игошев, Б. М. The role of informational culture in training of students of pedagogic / Б.М. Игошев, Е.А. Черкашин // Методические и методологиче-ские основы оценки качества социального образования: тезисы науч.-практ. республиканского семинара. – Новосибирск; Барнаул, 1995. – С. 90-92. На англ. яз. (0,1 п.л., из них авторских 50%).
55.Игошев, Б. М. Педагогический университет в современных услови-ях: критерии и показатели деятельности / Б.М. Игошев // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях.: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т.– Екатеринбург, 2002. – С. 102-104 (0,1 п.л., из них авторских 100%).
56.Игошев, Б. М. Современное образовательное пространство: проблемы и перспективы / Б.М. Игошев // Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 3-5 (0,1 п.л., из них авторских 100%).
57.Игошев, Б. М. Инновационные образовательные технологии: управленческий аспект / Б.М. Игошев // Инновационные образовательные технологии в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. всерос. науч.-метод. конф. преподавателей, 4-5 апр. 2007 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2007. – C. 4-6 (0,1 п.л., из них авторских 100%).
58.Игошев, Б. М. Современные тенденции развития системы непрерывного образования в УрГПУ / Б.М. Игошев, А.А. Симонова // Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: сб. науч. ст. VI междунар. науч.-практ. конф. 28 марта 2008 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2008. – С. 4-8 (0,1 п.л., из них авторских 50%).