- Современная украинская негосударственная высшая школа является социокультурным новообразованием, появление, становление и особенности функционирования которой обусловлены социально-экономическими, политико-правовыми, психолого-педагогическими, этноментальными факторами переходного периода развития украинского общества. Негосударственная высшая школа - организация саморегулируемая (способная самостоятельно, без какого-либо влияния извне, оперативно реагировать на внешние воздействия), самофинансируемая (способная полностью покрыть все свои расходы доходами от реализации образовательных услуг), предпринимательская (действующая на свой страх и риск, исключительно под свою ответственность, заботясь об окончательном результате - качестве образовательного процесса и финансовых доходах). Ключевой позицией функционирования негосударственной высшей школы является ее способность соответствовать требованиям времени.
- Негосударственная высшая школа является целостной структурой, совокупностью взаимообусловленных составляющих и выступает по отношению к системе высшего образования в качестве вида высшего образования; основными элементами НВШ определены: сеть заведений образования и научно-методических учреждений, нормативно-правовая база негосударственного образования, органы управления, цели; содержание; принципы, методы и средства; диагностика достижения целей; учебная, научная и внеучебная деятельность студентов; мониторинг качества подготовки специалистов. Главными целями НВШ определены: обеспечение эффективной подготовки специалистов; укрепление морально-психологического потенциала общества; совершенствование нормативно-правовой базы НВШ; повышение качества управления образованием; оптимизация сети учебных заведений и научно-методических учреждений; формирование позитивного общественного отношения к негосударственным ВУЗам. НВШ функционирует в соответствии с присущими ему закономерностями и принципами и предназначено для подготовки специалистов и создания материальных, интеллектуальных и духовных ценностей. Основными функциями НВШ являются целеполагание, образовательная, научная, учебно-методическая, управленческая, контрольная и корректирующая.
- Потенциал НВШ (ее интеллектуальные, материальные, информационные, социально-культурные ресурсы), способствует модернизации и реформированию национальной системы высшего образования, интенсификации научных исследований, внедрению новейших научных и технологических достижений в практику подготовки специалистов, обеспечению гармоничного развития личности специалиста и его творческой самореализации, инновационной образовательной деятельности, углублению сотрудничества и кооперации ВУЗов и научных учреждений; переходу к опережающему развитию педагогической и психологической наук, интеграции отечественного негосударственного образования в европейское и мировое образовательное пространство.
- Концептуальную основу социально-педагогического обеспечения развития негосударственной высшей школы составляют: 1) ведущая идея (миссия ВУЗа); 2) совокупность общих методологических подходов и связанных с ними педагогических принципов (академическая и управленческая автономность, инновационный характер образования, формирование предпринимательской культуры как неотъемлемой составляющей ВУЗовской культуры, органичность взаимодействия с региональной средой, комплексность инфраструктуры ВУЗа); 3) характеристика социально-педагогических, социально-экономических условий, нормативно-правового поля деятельности НВУЗ, оказывающих непосредственное влияние на формирование его потенциала, включающего: интеллектуальные, материальные, информационные, социально-культурные ресурсы, и обусловливающих активность, направленную на подготовку кадров, апробацию знаний и технологий, формирование собственного сегмента рынка образовательных услуг, интеграцию в международное образовательное пространство; 4) объективный анализ результатов деятельности ВУЗа, обеспечивающего обратную связь и коррекцию теоретических положений и учебно-методического инструментария. Новая модель негосударственного высшего учебного заведения соответствует совокупности характеристик инновационной экономики: гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы; опора на талант, креативность и предприимчивость человека как важнейшие ресурсы экономического и социального развития; смена основ социального позиционирования - от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации. Модель негосударственного предпринимательского ВУЗа как открытой социально-педагогической системы строится на принципах адаптивности, опережения (инновационности), фундаментальности, регионализации.
- Практическая реализация теоретической модели в образовательном процессе осуществляется посредством разработки дидактической модели, которая строится на основе принципов гуманизма, целостности, интеграции, доминантности и включает научно-методическое обеспечение преподавателей и учебно-методическое обеспечение обучающихся.
1.Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование в Украине: Монография. – М.: Педагогическая академия последипломного образования, 2007. – 446 с. – 19 п.л.
2.Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование в независимой Украине: Монография (укр.яз.). – Кировоград: Імекс ЛТД, 2005. – 280 с. – 11,9 п.л.
3. Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование: философия, история, практика. Монография (укр.яз.). – Кировоград: Имекс ЛТД, 2006. – 305 с. – 12,7 п.л.
4.Добрянский И.А., Постолатий В.В. Общественная и частная инициатива в развитии образования Украины (конец ХІХ – начало ХХ ст.): Научное издание (укр.яз.). – Кировоград: ООО «Факир», 1998. –143 с. – 6,0 п. л. (авт. – 3 п.л.)
5.Добрянский И., Стшымински А. Система образования: аспекты, факторы, функции (польск.яз.). – Дрогобыч-Кошалин: KOLO, 2004. – 192 c. – 8 п.л. (авт. – 4 п.л.).
6.Негосударственная высшая школа Украины на пути инноваций: Монография (укр.яз.). [Авт. коллектив: В.Андрущенко, Б.Королев, В.Астахова, И.Добрянский (подраздел 2.3. Проблемно-блочный принцип преподавания в высших учебных заведениях. – С. 146-165. – 0,50 авт. л.) и др.]; / Под ред. В.П. Андрущенко и Б.И. Королева; Акад. пед. наук Украины. Ин-т высш. образования, Харьк. гуманит. ун-т «Нар. укр. акад.». – Харьков: Изд-во НУА, 2005. – 320 с.– 14 п.л. (авт. – 0,5 п.л.)
Учебники, учебные и методические пособия, учебные программы
7. Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование в Украине. Курс лекций (укр.яз). – Кировоград: «Імекс ЛТД», 2006. – 460 с. – 19,1 п.л.
8.Добрянский И.А., Макаров Р.Н., Деминский А.Ц., Демура И.В. Диагностика профессионально важных качеств специалистов ХХІ века: Учебное пособие. – М.: Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике, 2001. – 187 с. – 7,8 п.л. (авт. – 1,7 п.л.)
9.Добрянский И.А., Макаров Р.Н., Деминский А.Ц., Демура И.В. Автоматизированные диагностические комплексы и коррекция профессионально важных качеств: Учеб. пособие. – М.: Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике, 2001. – 216 с. – 9 п.л. (авт. – 2,2 п.л.).
10.Добрянский И.А., Дьяконов Г.В. Активные методы группового обучения психологи: диалогический поход: Учеб.-метод. пособие. – Кировоград: Имекс ЛТД, 2004. – 189 с. – 7,8 п.л. (авт. – 3,9 п.л.)
11. Общественная и частная инициатива в развитии образования в Украине / Учебная программа спецкурса. (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2001. – 16 с. – 0,6 п.л.
12.Организационно-методическое обеспечение качества образовательного процесса в негосударственном высшем учебном заведении: Учеб.-метод. пособие. (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2001. – 85 с. – 3,5 п.л.
13.Организация практической подготовки студентов: Метод. рекомендации. (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2002. – 25 с. – 1 п.л.
14.Организация самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении: Метод. рекомендации для преподавателей (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2003. – 35 с. – 1,5 п.л.
15.Негосударственное образование в Украине / Учебная программа спецкурса. Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2003. – 19 с. – 0,8 п.л.
16.Образовательный менеджмент / Учебная программа спецкурса. (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 2003. – 21 с. – 0,9 п.л.
17.Психологическая служба в негосударственном ВУЗе: Метод. рекомендации (укр.яз.). Сост. Добрянский И.А. – Кировоград, 1999. – 32 с. – 1,3 п.л.
18.Образование и социальное сопровождение приемных семей и детских домов семейного типа / Учебная программа (укр.яз.). – Кировоград, 2005. - 23 с. - 1 п.л.
Статьи в научно-педагогических изданиях, внесенных в реестры ВАК Российской Федерации
19.Добрянский И.А. Негосударственная высшая школа в контексте регионализации образования // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – № 6. – С. 39-44. – 0,25 п. л.
20.Добрянский И.А. Категория «приватность» как методологическая основа негосударственного высшего образования // Вестник университета. Социология и управление персоналом. – 2008. – № 6 (44). – С. 44-45. – 0,2 п.л.
21.Добрянский И.А. Негосударственный сектор высшего образования в Украине // Высшее образование в России. – 2007. – № 5. – С. 124-127. – 0,3 п.л.
22.Добрянский И.А. Противоречивые тенденции развития негосударственного сектора высшего образования в Украине // Стандарты и мониторинг. – 2007. – № 8. – С. 20-29. – 0,4 п.л.
23.Добрянский И.А. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С. 83-85. – 0,3 п.л.
24. Добрянский И.А. Рейтинг негосударственных ВУЗов (принципы и методика; опыт Польши) // Стандарты и мониторинг. – 2007. – № 4. – С. 41-43. – 0,3 п.л.
25. Добрянский И.А. Нормативно-правовое поле негосударственного высшего образования в Украине // Вестник Государственного Университета Управления. (Социология и управление персоналом) – 2008. – № 5 (43). – С. 181-183 – 0,4 п.л.
26.Добрянский И.А. Возрождение негосударственной высшей школы в Украине в конце ХХ века: предпосылки и этапы // Педагогические науки. – 2007. – № 2. – С. 32-34. – 0,2 п.л.
27. Добрянский И.А. Негосударственная высшая школа в образовательном пространстве Украины // Педагогические науки. – 2007. – № 3. – С. 35-39. – 0,2 п.л.
Статьи в научно-педагогических изданиях, в сборниках материалов научно-практических конференцій и др.
28.Добрянский И.А. Функциональные особенности негосударственного сектора высшего образования // Научные труды академии / Под ред. Р.М.Макарова – Кировоград: издательство ГЛАУ, 2006. – С. 18-31. – 0,3 п.л.
29.Добрянский И., Демура И. Образование как необходимое условие общественного развития в ХХІ в. // Тождественность и партнерство. Студии отношений ближайших соседей (укр.яз.). – Кошалин - Кировоград, 2000. – С. 303-308. – 0,25 п. л. (авт. – 0,2 п.л.)
30.Добрянский И.А. Развитие негосударственнй высшей школы в контексте Болонского процесса // Европейский научный обзор. Ченстохова: Университет полонистики в Ченстохове (польск. яз.). - 2008. - С. 75 - 82. -0,4 п.л.
31.Добрянский И.А. Подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства Украины (вторая половина ХІХ – начало ХХ в.) // Усовершенствование учебно-воспитательного процесса в профессиональных заведениях сельскохозяйственного профиля (укр.яз.). – Киев: АПН Украины, 1993. – С. 219-227. – 0,30 п.л.
32. Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование: философско-практический аспект // Родная школа (укр.яз.). – Киев, 2004. – № 11. – С. 28-30. – 0,25 п.л.
33.Добрянский И.А. Высшее образование Украины: европейское измерение (аспекты доступности) // Родная школа (укр.яз.). – Киев, 2005. – № 9/10. – С. 12-16. – 0,2 п.л.
34.Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование Украины и Польши // Родная школа (укр.яз.). – Киев, 2004. – № 12. – С. 45-49. – 0,2 п.л.
35.Добрянский И.А. Особенности современных тенденций развития высшей школы: социокультурный, региональный и личностный аспекты // Научные труды академии. Государственная летная академия Украины. - Вып. 8 / Под ред. Р.М.Макарова (укр.яз.). – Кировоград: Имекс ЛТД, 2004. – С. 4-12.– 0,3 п.л.
36.Добрянский И.А. Актуальные проблемы психологической службы института // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: Научн.-метод. сб. - Вып. 5 (укр.яз). – Киев, 2004. – С. 80-86. – 0,3 п.л.
37.Добрянский И.А., Грицковьян Я. Из истории польско-украинских культурных отношений в свете украиноведения // Украина – Польша. Диалог культур. Студии отношений народов-соседей (укр. яз.) – Вып. 4. – Т. 1. / Под ред. В. Скотного, М. Зимомри. – Кировоград–Дрогобыч-Кошалин: КОЛО, 2004. – С. 95-108. (авт. - 0,5 п.л.)
38. Добрянский И.А. Диалогические исследования родительско-детских отношений / Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: Научн.-метод. сб. - Вып. 5 (укр.яз.). – Киев, 2005. – С. 43-54. – 0, 5 п.л.
38.Добрянский И.А. Депривация детей-сирот /Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе. Научно-методический сборник. Вып. 7 (укр.яз.). – Киев, 2006. –С.112-118. –0,3 п.л.
39.Добрянский И.А. Негосударственная высшая школа в современном социокультурном пространстве Украины (укр.яз.) // Луганск, Образование Донбаса. – 2007. – № 1. – С. 71-77. – 0,3 п.л.
40.Добрянский И.А. Опыт организации психологической службы в негосударственном ВУЗе // Вестник ЛНПУ имени Тараса Шевченко: Пед. науки (укр.яз.). – Луганск, 2006. – № 22 (117). – С. 61-68. – 0,3 п.л.
41.Добрянский И.А. Негосударственные учебные заведения в Надднепрянской Украине во второй половине ХІХ – в начале ХХ в. // Вестник ЛНПУ имени Тараса Шевченко: Пед. науки (укр.яз.) – Луганск, 2007. – № 1 (118). – С. 200-209. – 0,3 п.л.
42.Добрянский И.А. Регионализация образования: методологические подходы к исследованию проблемы // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета (укр.яз.). – Кировоград, 2007. – С. 143-150. – 0,3 п.л.
43.Добрянский И.А. Информационно-технологическая составляющая в формировании профессиональных качеств специалистов (из опыта работы) // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. Вып. 72 (укр.яз.). – Кировоград, 2007. – С. 37-39. – 0,1 п.л.
44.Добрянский И.А. Историография негосударственной высшей школы Украины // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. - Вып. 69. -Ч.1 (укр.яз.). – Кировоград, 2006. – С. 169-184. – 0,6 п.л.
45.Добрянский И.А. Квалификация персонала: пути повышения // Профессиональное образование на производстве (укр.яз.). – Киев, 2005. – № 4. – С. 24-31. – 0,3 п.л.
46.Добрянский И.А. Из истории развития украинского свободного университета //Научно-методическое обеспечение деятельности современной профессиональной школы. Ч.1 (укр.яз.). – Киев: АПН Украины, 1994. – С. 91-93. – 0,12 п.л.
47.Добрянский И.А. Негосударственное образование и новые методы обучения // Теоретические вопросы образования и воспитания (укр.яз.). – Киев, 2001. – Вып. 14. – С. 60-66. – 0,3 п.л.
48.Добрянский И.А. Рынок образовательных услуг в Украине // Молодежь и рынок (укр.яз.). – Дрогобыч, 2007. – № 1-2. – С. 26-35 – 0,4 п.л.
49.Добрянский И.А. Негосударственное высшее образование Украины в историко-педагогических исследованиях // Сборник научных трудов Бердянского государственного педагогического университета (Педагогические науки). – № 1 (укр.яз.). – Бердянск: БДПУ, 2007. – С. 101-113. – 0,5 п.л.
50.Добрянский И.А. Образование в системе ценностей: товар и общественное благо // Украина - Польша: встречные взаимодействия (укр.яз.). – Кошалин, 2006. – С. 160-167. – 0,3 п.л.
51.Добрянский И.А. Качество высшего образования как национальный приоритет // Молодежь и рынок (укр.яз.). – Дрогобыч, 2006. - № 3 (18). - С. 92-104. – 0,5 п.л.
52.Добрянский И. Генезис основ образования: концепция личности учителя / Украина-Польша: научные студии соседей-партнеров (укр.яз.). - Вып. 3. – Кировоград – Кошалин, 2004. – С. 110-116. – 0,3 п.л.
53.Добрянский И.А. Современные тенденции развития высшей школы: социокультурный, региональный и личностный аспекты (укр. яз.) // Высшая школа. – 2004. - № 1. – С. 22 – 27. – 0,2 п.л.
54.Добрянский И.А., Рева А.Н., Штанько А.А. 12 баллов: украинский компромисс европейской системы «облегченной шкалы оценивания» (укр. яз.) // Высшая школа (укр.яз.). – 2005. - № 4. – С. 40 – 55. – 0,3 п.л. (авт. – 0,1 п.л.).
55.Добрянский И.А. Негосударственный сектор системы высшего образования Украины: структура, динамика, функции // Современные информационные технологии и инновационные методики учебы в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы. (Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского МОН Украины) (укр.яз.). – Винница, 2006. – Вып. 3. – С. 75 – 81. - 0,3 п.л.
56.Добрянский И.А. Концепции, методологии и организационные аспекты измерения академического качества. Методологии рейтингов // Родная школа (укр.яз.). – Киев, 2006. – № 1. – С.15-21. – 0,3 п.л.
57.Добрянский И.А. Негосударственный сектор высшего образования в Украине: состояние и перспективы // Родная школа (укр.яз.). – Киев, 2007. – № 3. – С. 3-4. – 0,08 п.л.
58.Добрянский И.А., Рева О.М., Чабак А.А. Оптимальное предвидение в окончательном выборе системы преимуществ преподавателей на множественном числе характерных черт недисциплинированного поведения студентов // Научные труды академии. Государственная летная академия Украины. - Вып.8. – Кировоград: "Имекс ЛТД", 2004. – С. 93-102. – 0,4 п.л. (авт. – 0,2 п.л.)
59.Добрянский И.А. КИРУЭ: 15 лет на орбите украинского образования: опыт, проблемы, перспективы // Образование и управление (укр.яз.). – Киев, 2007. – № 1. – С. 41-48. – 0,6 п.л.
60.Добрянский И.А. Квалификация персонала: пути повышения // Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве. Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого. Тезисы доклада Международного конгресса IV Славянские педагогические чтения, 30 июня – 1 июля 2005 г. (укр.яз.). – Черкассы: Изд-во ЧНУ им. Богдана Хмельницкого, 2005. – С. 112 – 116. - 0,3 п.л.
61.Добрянский И.А. Рынок образовательных услуг в Украине / Украина – Польша. Студии и материалы международной научной конференции на тему «Украина-Польша: новые вызовы эпохи» (укр.яз.), Кошалин, 29 марта – 2 апреля 2006 г. – БГВШ в Кошалини. – Кировоград-Кошалин, 2006. – С. 273-290. – 0,75 п.л.
62.Добрянский И.А. Этноментальные основания украинского негосударственного высшего образования // Мир исследовательских студий. Научные записки Дрогобицкого государственного педагогического университета им. Ивана Франка (укр.яз.). Вып. ІІІ. – 2007. – С. 425 – 432. – 0,3 п.л.