Научная тема: «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ»
Специальность: 13.00.04
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Инновационный педагогический процесс АФВ детей, подростков и учащейся молодёжи в системе государственных образовательных учреждений основан на следующих концептуальных положениях:- учёт закономерностей естественного развития организма занимающихся способствует реализации ведущих задач, направленных на укрепление здоровья, повышения уровня физической подготовленности, формирования комплекса интеллектуальных, волевых и нравственных качеств;- обеспечение образовательной направленности процесса АФВ занимающихся создаст предпосылки для повышения показателей здоровья и коррекции функционального состояния организма;- формирование потребности в регулярной двигательной активности занимающихся - главное условие сохранения и поддержания здоровья;- применение разработанных педагогических подходов и условий обеспечивает повышение показателей физической подготовленности, физического развития и увеличение объёма двигательной активности. Последовательность и условия реализации данных концептуальных положений определяются возрастом занимающихся, характером и степенью заболевания; уровнем сформированности интеллектуальных, волевых и нравственных качеств; выбором будущей профессиональной деятельности, особенностями взаимоотношений с окружающими людьми; уровнем профессиональной информированности педагога в области АФК.
  2. Предложенная модель процесса АФВ в системе образовательных учреждений предусматривает использование накопленных человечеством ценностей в области физической культуры для целенаправленного формирования системы специальных знаний, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков, обеспечивающих восстановление и коррекцию здоровья занимающихся: - формирование у занимающихся современных представлений о сущности человека, его духовного и физического здоровья как главной ценности для общества;- усиление образовательной направленности и оптимизация объема двигательной активности в системе физического воспитания государственных образовательных учреждений;- расширение внеучебной физкультурно-спортивной деятельности путем разработки и внедрения новых форм организации и проведения занятий с использованием оздоровительных физических упражнений; - воспитание навыков организации рационального режима физической и умственной работы, полноценного отдыха, а также коммуникативных способностей, обеспечивающих успешную социализацию занимающихся;- развитие базовых двигательно-координационных качеств, необходимый уровень которых позволяет обеспечить оптимальную деятельность функциональных и морфологических систем организма занимающихся под воздействием систематической мышечной нагрузки. Моделирование процесса АФВ позволяет раскрыть содержание концептуальных положений применительно к конкретным условиям организации занятий; обосновать целесообразность выбора их оптимальных форм; обеспечить рациональное соотношение средств и методов АФК в зависимости от состояния здоровья и особенностей заболеваний занимающихся.
  3. Использование инновационной педагогической технологии АФВ позволяет обеспечить актуализацию преемственности в решении задач укрепления и восстановления здоровья занимающихся в системе различных образовательных учреждениях, сформировать комплекс педагогических воздействий, повышающих эффективность учебно-воспитательной деятельности, направленной на самопознание и самореализацию природных способностей и возможностей. Основными задачами инновационного процесса АФВ являются:- построение педагогической технологии, которая опирается на результаты новейших исследований в данной области, особенности кинезиологического потенциала, уровень функциональных показателей и возраст занимающихся;- формирование осмысленного осознания состояния собственного здоровья и вовлечение занимающихся в творческий процесс по оптимизации двигательной деятельности;- обеспечение преемственности в содержании и организации адаптивного физического воспитания от дошкольных образовательных учреждений к общеобразовательным и вузам; - формирование у занимающихся навыков самопознания, саморазвития и самосовершенствования;- повышение культуры жизнедеятельности в различных формах АФВ.
  4. Инновационная педагогическая технология АФВ в системе образовательных учреждений предусматривает новые подходы к организации и содержанию занятий по физической культуре (высокая профессиональная информированность педагога, адекватная возрасту и состоянию здоровья физическая нагрузка, четкая организация занятий с элементами новизны, применение разнообразных условий обучения и способов выполнения двигательных заданий, обеспечение положительного психо-эмоционального фона); формирование интеллектуальных, волевых и нравственных качеств занимающихся, что имеет большое значение для реализации задач оздоровления и укрепления организма. При этом особое значение имеет степень соответствия содержания занятий индивидуальным возможностям и потребностям организма на каждом этапе онтогенеза. Это обеспечивается формированием запросов в обучающей информации, четко сбалансированной по объему и доступности при конкретной направленности на стимулирование познавательной и двигательной активности занимающихся. Главная роль в решении задач восстановления и коррекции здоровья детей, подростков и учащейся молодёжи принадлежит саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоорганизации.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Тимошина И.Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений /И.Н. Тимошина. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2006. – 134 с. (монография)

2. Тимошина И.Н. Содержание и организация адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях /И.Н. Тимошина. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – 200 с. (монография)

Статьи в журналах, входящих в список ВАК:

3. Тимошина И.Н. Проблемы физкультурно-образовательного процесса школьников Железнодорожного района г. Ульяновска /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 9-10. (статья)

4. Роль и место ритмической гимнастики в реабилитации женщин с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата /И.Н.Тимошина, М.В. Балыкин, И.М. Купцов, Н.Д. Бритвина // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4. – С. 11-14. (статья)

5. Тимошина И.Н. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 3. – С. 17-19. (статья)

6. Тимошина И.Н. О физкультурном образовании учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л.А. Парфенова // Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 2. – С. 22-24. (статья)

7. Тимошина И.Н. Влияние ритмической гимнастики на физическую подго-товленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с ЗПР /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, А.В. Батиевская //Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 3. – С. 20-22. (статья)

8. Тимошина И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях /И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, Э.А. Островский //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 23-25. (статья)

9. Тимошина И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе /И.Н. Тимошина //Теория и практика физической культуры и спорта. – 2007. – № 4. – С. 25-27. (статья)

10. Тимошина И.Н. Повышение профессиональной подготовки учителей /И.Н.Тимошина, Л.А.Парфенова, Э.А. Островский //Физическая культура в школе. – 2007. – №6. – С. 30-31. (статья)

11. Тимошина И.Н. Основы моделирования процесса адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях /И.Н. Тимошина //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №8 (41). – С. 179-185. (статья)

Учебные и учебно-методические пособия:

12. Тимошина И.Н. Профессиональная подготовка студенток медицинских вузов на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие /И.Н. Тимошина, Э.А. Лазарева. – Ульяновск, 1999. – 51 с. (учебно-методическое пособие)

13. Тимошина И.Н. Самостоятельные занятия по танцевальной аэробике студентов старших курсов Ульяновского государственного университета: Учебно-методическое пособие /И.Н.Тимошина, О.Л. Быстрова. – Ульяновск: УлГУ, 2000. – 22 с. (учебно-методическое пособие)

14. Аэробика, шейпинг и атлетическая гимнастика в жизни современной женщины: Учебно-методическое пособие /И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова, А.В. Богданова и др. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – 25 с. (учебно-методическое пособие)

15. Тимошина И.Н. Правила соревнований по спортивной аэробике для студентов факультета физической культуры и реабилитации: Учебное пособие /И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова, Н.А. Касаткина. – Ульяновск: УлГУ, 2002. – 22 с. (учебное пособие)

16. Тимошина И.Н. Принципы работы специальных медицинских групп и организация педагогической практики студентов в ОУ: Учебно-методическое пособие /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л.А. Парфенова. – Ульяновск: УлГУ, 2004. – 51 c. (учебно-методическое пособие)

17. Тимошина И.Н. Адаптивное физическое образование учащихся общеобразовательных учреждений: Учебно-методическое пособие /И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, Э.А. Островский.– Ульяновск: УлГУ, 2005. – 60 c. (учебно-методическое пособие)

18. Тимошина И.Н. Технология разработки документов планирования по адаптивному физическому образованию: Учебно-методическое пособие /И.Н. Ти-мошина, Л.А. Парфенова, Э.А. Островский. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 40 c.

19. Тимошина И.Н. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие /И.Н. Тимошина, Н.А. Ефимова. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 68 c. (учебно-методическое пособие)

20. Парфенова Л.А. Методика формирования знаний у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе адаптивного физического воспитания: Учебно-методическое пособие /Л.А. Парфенова, И.Н. Тимошина, В.А. Каширин. – Ульяновск: УлГУ, 2006. – 28 с. (учебно-методическое пособие)

Статьи в сборниках научных работ:

21. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов-медиков средствами физической культуры /И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова, В.Л. Маркелов, В.В. Вавилов //Ученые записки УлГУ: Серия «Биология и медицина» /Под ред. проф. В.Ф. Сыча. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – Вып.1(5). – С. 75-78. (статья)

22. Тимошина И.Н. Влияние оздоровительных тренировок на профессиональную работоспособность женщин в возрасте 30-40 лет /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Н.А. Касаткина //Ученые записки УлГУ. – Ульяновск: УлГУ, 2002. – С. 112-113. (статья)

23. Организация самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой студенток в форме «домашнего задания» /И.М. Купцов, И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова, Т.В. Выборнова //Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 26-28. (статья)

24. Тимошина И.Н. Технология повышения уровня здоровья и профессиональной подготовленности студенток медицинских ВУЗов /И.Н. Тимошина, О.Л. Быстрова //Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 83-85. (статья)

25. Купцов И.М. Теоретико-методологические принципы и соцокультурные основания формирования физкультурной активности женщин-учителей //И.М. Купцов, И.Н. Тимошина, Э.А. Лазарева //Сборник научных статей. – Пенза: ПГСХА, 2002. – С. 60-63. (статья)

26. Тимошина И.Н. Содержание оздоровительной физической культуры женщин-учителей начальных классов /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, О.Л. Быстрова //Ученые записки УлГУ: Серия «Биология и медицина» / Под ред. проф. В.Ф. Сыча. – Ульяновск: УлГУ, 2003. – Вып.1(7). – С. 132-139. (статья)

27. Тимошина И.Н. Обоснование и практические результаты оздоровительной аэробики женщин врачей /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, О.Л. Быстрова //Ученые записки УлГУ: Серия «Биология и медицина» / Под ред. проф. В.Ф. Сыча. – Ульяновск: УлГУ, 2003. – Вып.1(7). – С. 127-131. (статья)

28. Тимошина И.Н. Качество образовательного процесса и научно-исследовательская деятельность студентов специальности «Адаптивная физическая культура» /И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л.А. Парфенова //Общетеоретические и методические проблемы физической культуры: Юбилейный сборник научных трудов, посвященный 55-летию ИФК РГПУ. – РнД: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2004. – С. 61-62. (статья)

Материалы научно-практических конференций:

29. Тимошина И.Н. Новые формы организации занятий по физической культуре в ВУЗах /И.Н. Тимошина //Инновации в непрерывной системе физического воспитания учащихся: Материалы общероссийской научно-практической конференции – Шуя, 1998. – С. 32-35. (материалы)

30. Тимошина И.Н. К проблеме формирования здорового образа жизни у студенток /И.Н. Тимошина, И.В. Русакова //Инновации в непрерывной системе физического воспитания учащихся: Материалы общероссийской научно-практической конференции – Шуя, 1998. – С. 58-60. (материалы)

31. Тимошина И.Н. Состояние здоровья и физическая подготовленность студентов УлГУ и пути их улучшения /И.Н. Тимошина //Физическая подготовленность и здоровье населения: Сборник материалов Международного научно-практического симпозиума. – Одесса: ТЭС, 1998. – С. 74. (материалы)

32. Тимошина И.Н. Физическая подготовленность студенток медицинского ВУЗа и новые формы проведения учебных занятий /И.Н. Тимошина //Физическое воспитание в системе гармоничного развития личности: Международная научно-практической конференции – Воронеж, 1998. – С. 25-26. (материалы)

33. Тимошина И.Н. Физические качества студенток с разным уровнем двигательной активности /И.Н. Тимошина, Э.А. Лазарева, Н.Ю. Васильева //Тезисы XXXIV научно-практической конференции врачей Ульяновской области: Вопросы теоретической и практической медицины. – Ульяновск, 1999. – С. 594-595. (материалы)

34. Гордеева Г.А. Здоровье человека и физическое образование ребенка /Г.А. Гордеева, И.Н. Тимошина //Тезисы докладов итоговой научной конференции института за 1998 год. – СПб., 1999. – С. 177-179. (материалы)