- Теория и методика преподавания РКИ должна принимать во внимание значительные изменения, произошедшие в глобальной информационно-образовательной инфраструктуре современного общества, и с учетом этого разрабатывать и предлагать новые образовательные услуги на базе средств ИКТ и дистанционных технологий.
- Основу дистанционного обучения РКИ и комбинированного очного обучения РКИ с использованием дистанционных технологий составляет виртуальная учебная языковая среда, позволяющая компенсировать разделенность участников учебного общения расстоянием и во времени. Средствами виртуальной языковой среды возможно не только обеспечить обучение новых для российской лингводидактики категорий иностранных граждан, проживающих за пределами России, но и модернизировать текущий процесс обучения РКИ в российском вузе, значительно повысив его эффективность. Создание подобных сред является необходимым условием для достижения целей обучения русскому языку в условиях современного информационно-коммуникационного образовательного пространства.
- Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (ВЯСО РКИ) - это структурированное информационно-коммуникационное сетевое окружение как постоянно контактирующих (в очном обучении), так и разделенных пространством и временем (в дистанционном обучении) субъектов лингводидактического процесса, интегрирующее образовательные и прикладные средства, представленные в разных форматах, а также пользовательские сервисы различного назначения.
- Для поддержки успешного функционирования ВЯСО РКИ необходима специальная инструментальная среда, разработанная с учетом специфики дистанционного обучения иностранному языку, его практической направленности и коммуникативно-деятельностной основы.
- Отбор необходимого и достаточного содержания дистанционного обучения РКИ представляет собой методически обоснованный технологический процесс, осуществляемый с учетом важнейшего ориентира - целевых категорий иностранных учащихся и их потребностей. Последовательные технологические шаги, направленные на определение основных компонентов коммуникативного содержания обучения, определяют компонентный и элементный состав ВЯСО РКИ, а также условия ее функционирования в международном и российском образовательном пространстве.
- Итоговые и промежуточные цели дистанционного обучения РКИ в условиях ВЯСО РКИ формируются на основе комплексного исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение за речевым поведением), изученных и систематизированных коммуникативных потребностей иностранных учащихся. Конечной целью среды ДО РКИ как модели информационно-технологической поддержки образовательного процесса является адаптация иностранного учащегося к условиям автономной самостоятельной работы с содержанием обучения, развитие его способности самостоятельно формировать персональное образовательное пространство, осуществляя выбор содержания и стратегий самообучения для решения конкретных им самим поставленных задач.
- Разработанная и представленная в диссертации виртуальная языковая среда эффективна для достижения поставленных целей: на ее основе возможно организовать полноценный автономный процесс дистанционного обучения РКИ, а также модернизировать и оптимизировать очный учебный процесс в российском вузе с использованием ее ресурсов.
- Подобные среды могут служить для поддержки комплексного развития всех компонентов коммуникативной компетенции иностранных учащихся при преподавании разных аспектов дисциплины «Русский язык как иностранный» на различных уровнях обучения - от начального до завершающего.
1. Богомолов А.Н. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (лигвокультурологический аспект). М.: МАКС Пресс, 2008. 315 с.
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
2. Богомолов А.Н. Методическая модель обучения пониманию текстов массовой коммуникации (на материале учебника «Взаимопонимание») // Русский язык за рубежом. 1998. № 4. С. 20-27.
3. Богомолов А.Н. К вопросу о создании модели обучения пониманию текстов массовой коммуникации (на материале учебника «Взаимопонимание») // Вестник Московского Университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 2. С. 17-26.
4. Богомолов А.Н. Мультимедийный курс «Взаимопонимание» (опыт реализации новых технологий в обучении русскому языку как иностранному) // Мир русского слова. 2000. № 1. С. 93-97.
5. Богомолов А.Н. Аутентичные материалы программ российского ТВ на занятиях по РКИ: из опыта работы // Мир русского слова. 2002. № 3. С.71-76.
6. Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе (на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному «В эфире Россия») // Русский язык за рубежом. 2006. № 1 С. 36-44.
7. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному и его интеграция в учебный процесс // Мир русского слова. 2004. № 4. С. 59-67.
8. Богомолов А.Н. Профессиональный портрет преподавателя иностранного языка в системе дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 106-110.
9. Богомолов А.Н. Телекоммуникационный проект в дистанционном обучении русскому языку детей соотечественников // Русский язык за рубежом. 2008. № 4. С. 31-35.
10. Богомолов А.Н. Виртуальная языковая среда обучения «Русский язык дистанционно (по материалам СМИ)»: структура и содержание учебного контента // Вестник РУДН. 2008. №4.
Научные статьи, тезисы докладов на научных конференциях
11. Богомолов А.Н. Социально-политическая картина сегодняшней России на уроках РКИ (современная пресса и телевидение) // Материалы IX Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературе. Братислава, 16-21 августа 1999 г. М.: ИПО «Лев Толстой», 1999. С. 78-79.
12. Богомолов А.Н. Функциональное назначение и композиция «словариков» при методической работе с текстами массовой коммуникации (на примере учебника «Взаимопонимание») // Актуальные вопросы современной лексикографии. Материалы научной конференции факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова, 22 мая 1997 г. М.: ФИЯ МГУ, 1997. С. 149-155.
13. Богомолов А.Н. Организация спецкурса «Россия сегодня (изучаем русский язык и культуру по материалам СМИ) в условиях языковой стажировки» // Язык и культура в условиях языковой стажировки. Материалы Международной конференции. РГГУ, 3-5 мая 2001 г. М.: РГГУ. 2001. С. 26-29.
14. Богомолов А.Н. Спецкурс «Россия сегодня» как реализация лингвокультурологического подхода к обучению иностранцев русскому языку» // Лингвокультурологические проблемы обучения русскому языку и литературе: состояние и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Национальный университет Узбекистана, 25-26 ноября 2002 г. Ташкент: НУУ, 2002 г. С. 15-18.
15. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Интерактивное дистанционное обучение и формы его реализации в мультимедийном курсе дистанционного обучения «Новости из России» // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г. / Круглые столы: сборник докладов и сообщений. СПб.: Политехника, 2003. С. 25-32.
16. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Элементы тестирования в курсе дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Конструирование педагогических тестов по русскому языку как иностранному. Доклады и сообщения I Всероссийской научно-практической конференции ЦМО МГУ, 15-16 апреля 2003 г. М.: ИКФ «Каталог», 2003. С. 38-47.
17. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик. Учебно-методическое издание. М.: ЦМО, 2004. 70 с.
18. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Место дистанционного обучения в преподавании русского языка как иностранного // Международное образование: итоги и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Центра международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова, 22-24 ноября 2004 г. Том 1. М.: ЦМО, 2004. С. 252-259.
19. Богомолов А.Н. Интеграция электронных обучающих ресурсов в учебный процесс (на примере сетевого интерактивного курса «В эфире Россия») // Сборник материалов форума преподавателей-русистов центрально-азиатских стран СНГ. Узбекистан, Ташкент, 17-20 октября 2007 г. М.: ЦМО, 2008. С. 14-21.
20. Богомолов А.Н. Дистанционное обучение: электронные ресурсы и формы их интеграции в учебный процесс // Изучение русского языка и культуры в странах АТР: 15 лет РКИ на Дальнем Востоке России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Владивосток, 13-14 апреля 2005 г. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. С. 40-45.
21. Богомолов А.Н. Интерактивный сетевой курс – главный электронный ресурс дистанционного обучения // Вестник факультета русского языка и литературы Университета китайской культуры. Вып.8. Тайбэй, 2005. С. 251-256.
22. Богомолов А.Н. Структура и содержание интерактивного сетевого курса дистанционного обучения РКИ // XXV Пушкинские чтения. А.С. Пушкин и Россия: Язык – литература – культура – методика. Секция 5: Методика преподавания русского языка и русской литературы. М., 2006. С. 3-13.
23. Богомолов А.Н. Интерактивный сетевой курс дистанционного обучения русскому языку как иностранному: структура и содержание программной оболочки «DIST-LEARN» // Межкультурная коммуникация в современном славянском мире. Материалы первой международной научной конференции. Том 1. Тверь, 2005. С. 154-158.
24. Богомолов А.Н. Cетевой интерактивный курс дистанционного обучения: из опыта создания программного обеспечения // Применение новых технологий в образовании. Троицк, 28-29 июня 2005 г. Материалы XVI Международной конференции. Троицк, 2005. С. 219-221.
25. Богомолов А.Н. К вопросу о моделях дистанционного обучения РКИ // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах. Материалы международной конференции. ЦМО, 26-28 октября 2005 г. Том 1. М.: ЦМО МГУ, 2005. С. 215-218.
26. Богомолов А.Н. Дистанционное обучение русскому языку и культуре иностранных учащихся // Дистанционное обучение в профильных классах. Материалы методологического семинара. М., 2005: http://www.ioso.ru/distant/¬seminary/06-10-05/bogomolov.htm.
27. Богомолов А.Н. Сетевая обучающая программа: из опыта создания курса по русскому языку и культуре для иностранных учащихся // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах. Материалы международной конференции. ЦМО, 26-28 октября 2005 г. Том 1. М.: ЦМО МГУ, 2005. С. 221-224.
28. Богомолов А.Н. Дистанционное обучение и формы его реализации в сетевом курсе по русскому языку и культуре для иностранных учащихся «В эфире Россия» // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Материалы II Международной научно-практической конференции. ФИЯР МГУ, 7-8 июня 2006 г. М.: ФИЯР, 2006. С. 281-288.
29. Богомолов А.Н. Особенности создания сетевого курса дистанционного обучения по иностранному языку // Международный научный форум русистов северной Европы. Хельсинки, 13-14 октября 2006 г. М.: Изд-во «Икар», 2007. С. 177-183.
30. Богомолов А.Н. К вопросу о моделировании электронной обучающей среды дистанционного обучения иностранному языку // Иностранные языки в дистанционном обучении. Материалы II Международной научно-практической конференции. Пермь, 6-8 февраля 2007 г. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007. С. 200-202.
31. Богомолов А.Н., Молчановский В.В. Преподаватель РКИ в системе дистанционного обучения // Мир русского слова и русское слово в мире. Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 17-23 сентября 2007 г. Том 6 (2). Sofia: Heron Press, 2007. С. 37- 42.
32. Богомолов А.Н., Петанова А.Ю., Коваленко Ю.В. «Время говорить по-русски!» Мультимедийный курс русского языка для начинающих // Мир русского слова и русское слово в мире. Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 17-23 сентября 2007 г. Том 6 (2). Sofia: Heron Press, 2007. С. 45-46.
33. Богомолов А.Н. Преподаватель РКИ в системе дистанционного обучения: категории, функции, компетенции // Язык. Литература. Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания. Выпуск 3. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 253-262.
34. Богомолов А.Н. Структура дистанционной среды обучения русскому языку как иностранному // Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного. Материалы IV Международной научно-практической конференции. МГУ, 22-24 ноября 2007 г. М.: МГУ, 2007. С. 59-62.
35. Богомолов А.Н. Социокультурная картина современной России на занятиях по РКИ: опыт реализации традиционной и дистанционной формы обучения // Информационно-образовательные ресурсы обучения языку и культуре: традиции и новации. Материалы Международной научно-практической конференции. РГГУ, 2-4 октября 2007 г. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 13-15.
36. Богомолов А.Н. О разработке виртуальной среды для дистанционного обучения иностранному языку // Дистанционные образовательные технологии: проблемы, опыт, перспективы развития. М.: Издательский отдел ФГУ ФИРО, 2008. С. 209-216.
37. Богомолов А.Н., Петанова А.Ю., Коваленко Ю.В. Презентация нового мультимедийного курса для начинающих изучать русский язык «Время говорить по-русски!» // Информационно-образовательные ресурсы обучения языку и культуре: традиции и новации. Материалы Международной научно-практической конференции. РГГУ, 2-4 октября 2007 г. М.:МАКС Пресс, 2007. С. 116.
38. Богомолов А.Н. К вопросу о понятии «виртуальная среда обучения иностранному языку» (структура и содержание учебного контента) // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Материалы III Международной научно-методической конференции. МГУ, ФИЯР, 4-5 июня 2008 г. М.: ФИЯР, 2008.
Учебники, учебные и методические пособия, программы
39. Богомолов А.Н. Города-герои. Часть. 1. Методические указания для студентов-иностранцев II курса: Учебное пособие. М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 1985. 50 с.
40. Богомолов А.Н. Города-герои. Часть 2. Методические указания для студентов-иностранцев II курса: Учебное пособие. М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 1987. 40 с.
41. Богомолов А.Н. Контрольные работы по грамматике для иностранных студентов II курса. М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 1988. 25 с.
42. Богомолов А.Н. Поэтапные требования и критерии оценки знаний и умений по русскому языку у студентов-иностранцев (II курс): Учебное пособие. М.: МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 1991. 27 с.
43. Богомолов А.Н. Приходите… Приезжайте… Прилетайте…: Учебное пособие для студентов-иностранцев. М.: МГУ, 1995. 47 с.
44. Богомолов А.Н., Петанова А.Ю. Приходите… Приезжайте… Прилетайте…: Учебное пособие для студентов-иностранцев. СПб.: Златоуст, 2008. 104 с.
45. Богомолов А.Н. Взаимопонимание. Учебный комплекс для иностранных учащихся (на материале средств массовой коммуникации современной России): учебник и видеокассета. М.: Духовное возрождение, 1997. 200 с.
46. Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации. Учебник для изучающих русский язык как иностранный. Изд.2-е, испр. и дополн. М.: Русский язык. Курсы, 2004. 192 с.
47. Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации. Учебник для изучающих русский язык как иностранный. Изд.3-е, испр. и дополн. М.: Русский язык. Курсы, 2006. 224 с.
48. Bogomolov A., Nummikoski. M. News from Russia (Language. Life and Russian Media). New Haven-London: Yale University Press, 2004.
49. Богомолов А.Н. В эфире Россия. Сетевой мультимедийный интерактивный учебник РКИ (22 урока) // Интернет-ресурс ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова: www.dist-learn.ru.
50. Богомолов А.Н. Русский язык дистанционно (по материалам СМИ). Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному // Интернет-ресурс Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова: www.dist-learn.ru.
51. Богомолов А.Н., Петанова А.Ю., Коваленко А.В., Белозеров А.И. Время говорить по-русски! Сетевой интерактивный мультимедийный учебник для начинающих изучать русский язык // Интернет-ресурс ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.speak-russian/cie.ru/time_new.