Научная тема: «ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Структурная схема образовательного процесса в аспирантуре инженерного профиля.
  2. Методика оценки соответствия требований к содержательной и организационной частям кандидатских диссертаций по физико-математическим и техническим специальностям, предопределяющая общность методических подходов и путей их реализации, направленных на повышение эффективности процесса подготовки аспирантов по данным направлениям, значения коэффициентов корреляции между ними;
  3. Принципы построения адаптируемого информационно-аналитического центра, являющегося эффективным способом обеспечения взаимной доступности аспирантов и научных руководителей;
  4. Реализация компьютеризированного информационно-аналитического и методического сопровождения процесса подготовки кадров высшей квалификации через институт аспирантуры для возможности повышения эффективности предварительных этапов обучения, мобильности и доступности участников образовательного процесса;
  5. Алгоритм, методика и принципы работы «виртуальной» информационно-поисковой системы на основе расчета взаимных рейтингов научного руководителя и потенциального аспиранта, результаты моделирования ее работоспособности и эффективности путем имитационного моделирования;
  6. Принципы информационно-аналитического сопровождения аспирантуры инженерного профиля, обладающие общностью и позволяющие адаптировать их на другие уровни образования. Принципы адресного информационно-методического и финансового сопровождения молодых ученых, аспирантов и научных руководителей;
  7. Концепция обеспечения непрерывности и преемственности подготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования за счет реализации методического единообразия требований к ПМКЭ, сочетающих в своем содержании научно-исследовательскую и образовательную компоненту.
  8. Алгоритм определения рационального соотношения между федеральной и региональной частями нормативного документа, модель оценки вероятности создания обобщенного нормативного документа. Результаты реализации разработанного алгоритма и вероятностной модели на примере формирования группы основных нормативно-методических документов аспирантуры.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Галиновский А.Л., Информационно-аналитическое сопровождение инженерного послевузовского образования.- М.: Издательство МГОУ, 2006 – 206 с.

2.Коршунов С.В., Галиновский А.Л., Пахомов С.И. и др. Социально-педагогические аспекты подготовки кадров высшей научной квалификации в России и за рубежом.- М.: Издательство МГОУ, 2007 – 180 с.

3.Опыт, проблемы и перспективы подготовки кадров высшей квалификации/ С.В. Коршунов, А.Л. Галиновский, С.И. Пахомов и др.; Под общ. ред. С.В. Коршунова.-М., 2007.-60 с.- (Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ФИРО; Вып.5).

4.Особенности и перспективы развития научно-технического творчества молодежи в инженерных вузах (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана) / А.А. Барзов, А.Л. Галиновский, В.В. Ульянов и др.-М., 2007.-60 с.- (Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ФИРО; Вып.7).

5.Галиновский А.Л. Информационно-методическое обеспечение аспирантуры в ВУЗах инженерного профиля.- М.: Компания Спутник+, 2004.- 42 с.

6.Васильев А.С., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Особенности подготовки кадров высшей квалификации в современных условиях (на примере научных специальностей инженерного профиля). – М.:Машиностроение-1, 2005.-124 с.

7.Барзов А.А., Галиновский А.Л. Информационно-аналитическое сопровождение послевузовского профессионального образования (на ранних этапах обучения в аспирантуре технических ВУЗов).-М.: Компания Спутник+, 2004.-219 с.

8.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Управление качеством нормативно-методической базы аспирантуры (на примере аспирантуры в технических ВУЗах).-М.: Компания Спутник+, 2003.-254 с.

Учебно-методические материалы

1. Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Методические рекомендации по разработке программы-минимума кандидатского экзамена по научным специальностям технического профиля. Учебно-методическое пособие. М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.- 20 С.

2.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Методические рекомендации по разработке структуры и содержания индивидуального учебного плана работы аспиранта. Методическое пособие. М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.- 20 С.

3.Реализация рекомендаций по разработке программы минимума кандидатского экзамена по научным специальностям технического профиля на примере специальности 05.02.08 – Технология машиностроения/ Коршунов С.В., Васильев А.С., Кондаков А.И., Галиновский А.Л. и др. Учебно-методическое пособие. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.- 36 с.

4.Научно-методические принципы обеспечения коллективных мероприятий в системе высшего профессионального образования (на примере совещания «Проблемы совершенствования деятельности учебно-методических объединений в системе высшего профессионального образования).: Учебно-методическое пособие/А.Л. Галиновский М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003 г.-59 с., ил. 33.

5.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. и др. Научно-методические основы проектирования государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура). Методическое пособие. М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.- 122 С.

6.Коршунов С.В., Галиновский А.Л. Проблема формирования Государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования. -М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, НМЦ «Инженерное образование», 2006.- 28 с.

Статьи

7.Галиновский А.Л. Теория и методика адресного методического сопровождения физико-технической аспирантуры//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».-№3 том 2.-2007.-М.: Изд-во МГОУ.-С.74-79.

8.Галиновский А.Л. Разработка и реализация системы информационно-методического сопровождения аспирантуры инженерного профиля//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».-№2 том 2.-2007.-М.: Изд-во МГОУ.-С.52-60.

9.Галиновский А.Л. Информационно-аналитические системы сопровождения профессионального образования инженерного профиля//Системы управления и информационные технологии, 2006, N4.1(26). - С. 140-144

10.Галиновский А.Л. Оценка подобия естественно-научных, технических и гуманитарных направлений подготовки аспирантов//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».-№2.-2006.-М.: Изд-во МГОУ.-С.42-46.

11.Галиновский А.Л. Формирование содержания и информационно-аналитического сопровождения послевузовского профессионального образования в современных условиях//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».-№2.-2006.-М.: Изд-во МГОУ.-С.50-54.

12.Галиновский А.Л. Совершенствование системы подготовки кадров с использованием компьютерных информационных технологий//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».-№1(20).-2006.-М.: Изд-во МГОУ.-С.49-54.

13.Галиновский А.Л. Модернизация отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации с учетом современных тенденций//Философия образования.-2005.-№3(14).-С.67-70

14.Галиновский А.Л. Технологическое управление качеством подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре технических вузов//Преподаватель XXI век.-2004.-№4.-С.17-20

15.Галиновский А.Л. Инновационные принципы совершенствования содержания и информационно-аналитического сопровождения послевузовского профессионального//Открытое образование.-2004.-№1.- С. 34-37.

16.Галиновский А.Л. Адресное и информационно-аналитическое сопровождение аспирантуры по техническим и физико-техническим направлениям подготовки // Вестник науки, культуры, образования: науч.-практ. журнал. - 2005. - Т. 1. - 2 (2). - С. 78-80.

17.Галиновский А.Л. Перспективы подготовки элитарных кадров в аспирантуре технических вузов с учетом инновационных тенденций развития отечественного образования//Инженерное образование.-2004.-№2.- с. 114-120.

18.Галиновский А.Л. Развитие интеграции научно-исследовательской и научно-практической деятельности молодых ученых и специалистов в условиях модернизации отечественного образования//Открытое образование.-2004.-№3.- С. 90-95.

19.Барзов А.А., Галиновский А.Л., Майорова В.И., Моисеев В.А. Информационно-поисковые системы сопровождения молодежных программ в технических университетах //Открытое образование.-2006.-№4(57).- С. 82-86.

20.Барзов А.А., Галиновский А.Л., Сысоев Н.Н., Дуксова В.А. Интеллектуальные информационно-аналитические системы сопровождения профессионального образования//Открытое образование.-2004.-№5.- С. 32-38.

21. Галиновский А.Л. Вопросы совершенствования телекоммуникационного обеспечения системы послевузовского профессионального образования//Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб. трудов. Вып. 9/ Под ред. д.т.н., проф. О.Я. Кравца.- Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004.-С 61-62.

22.Галиновский А.Л. Теоретические принципы обеспечения преемственности, неразрывности и открытости профессионального образования в технических вузах//Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов (серия: Наука- образованию). Вып.1/Под ред. д.п.н., проф. В.П. Симонова. Международная педагогическая академия.- М., 2004.- С.102-104.

23.Галиновский А.Л., Сахарова Н.А., Чеканов С.С. Информационно- поисковые системы сопровождения ранних этапов образовательного процесса в аспирантуре технических и естественнонаучных вузов//Педагогические науки.-2004.-№4(8).- с. 58-60.

24.Барзов А.А., Галиновский А.Л., Сысоев Н.Н. Адаптируемые информационно-аналитические системы сопровождения профессионального образования в вузах естественно-научного и технического профиля//Вестник компьютерных и информационных технологий.-2004.-№5.- С. 20-29.

25.Галиновский А.Л., Щеглов Г.А. Основы индивидуализации образования в аспирантуре технических вузов//Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов (серия: Наука- образованию). Вып.2/ Под ред. д.п.н., проф. В.П. Симонова. Международная педагогическая академия.- М., 2004.- С.86-88.

26.Галиновский А.Л., Чеканов С.С., Сахарова Н.А. Информационно-аналитическое обеспечение предварительных этапов обучения в аспирантуре технических и естественно-научных вузов//Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов (серия: Наука- образованию). Вып.4/ Под ред. д.п.н., проф. В.П. Симонова. Международная педагогическая академия.- М., 2004.- С.51-53.

27.Галиновский А.Л., Луценко А.Е., Пшеничников Э.Ю. Использование теории принятия решений при оценке эффективности проектов НИР //Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа.-2001.-№1.- с. 18-21.

Тезисы международных и всероссийских конференций

28.Галиновский А.Л., Сахарова Н.А. Социальные факторы ранних и переходных этапов обучения в техническом вузе//Материалы Международной научно-методической конференции «Информационные технологии в образовательной среде современного вуза», 31.04-20.06.2004 г. Брянск.: Изд-во БГТУ им Шухова, 2004.

29.Сенашенко В.С., Барзов А.А., Галиновский А.Л., Шашурин В.Д. Разработка научно-методических и организационных основ функционирования сопряженных государственных образовательных стандартов высшего и профессионального образования по отраслям наук //Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования: Тезисы отчетной научно-методической конференции.- Москва, 2001.-С.5.

30.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Математическое моделирование возможности унификации нормативных документов, направленных на стандартизацию системы образования//Компьютеры в науке и образовании: Тезисы докладов Девятой международной конференции «Математика, компьютер, образование».-Дубна, 2001.-С.264.

31.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Кандидатский экзамен по научной специальности – связующее звено системы вузовского и послевузовского образования//Проблемы эффективности аэрокосмического образования: Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков».-Рыбинск, 2002.-С.70.

32.Галиновский А.Л. Управление качеством разработки нормативных документов послевузовского профессионального образования //Новые материалы и технологии НМТ-2002: Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции -Москва, МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, 2002. –С.75-76.

33.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Рекомендации по разработке программы-минимума кандидатского экзамена по научным специальностям технического профиля//Подготовка научных кадров в РФ. Состояние, перспективы развития. Материалы второй всероссийской конференции.- Н.-Новгород, 2002.-С.261-273.

34.Коршунов С.В., Барзов А.А., Галиновский А.Л. Разработка научно-методических и организационных основ функционирования сопряженных государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования по отраслям наук //Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования: Материалы отчетной научно-методической конференции.- С-Петербург, 2002.-С.139-143.

35.Коршунов С.В., Еркович С.П., Галиновский А.Л. Перспективы внедрения модернизированного перечня специальностей высшего профессионального образования//Прогрессивные технологии в обучении и производстве: Тезисы докладов Всероссийской конференции -Волгоград, 2002.-С.189-190.

36.Коршунов С.В., Галиновский А.Л. Информационные технологии в повышении эффективности послевузовского профессионального образования// Наука и образование 2003. Материалы всероссийской научно-технической конференции.-Мурманск, 2003.-С.62-64.

37.Барзов А.А., Галиновский А.Л. Разработка элементов научно-методического обеспечения системы послевузовского профессионального образования//Научное и научно-методическое обеспечение функционирования развития системы образования: Сборник материалов по подпрограмме. Часть 2.-М.: «Прометей» МПГУ, 2003.-С.71-86.

38.Галиновский А.Л. Технологические принципы управления качеством подготовки аспирантов по группе специальностей 05.00.00 – Технические науки//Фундаментальные и прикладные проблемы технологии машиностроения. Материалы Международной научно-технической конференции.- Орел, 2003.-С.32-40.

39.Галиновский А.Л., Сахарова Н.А. Повышение результативности начальных этапов взаимодействия научного руководителя и аспиранта путем развития информационной среды образования//Новые информационные технологии в университетском образовании. Тезисы докладов международной научно-методической конференции.- Новосибирск, 2003.-С. 43-44.

40.Галиновский А.Л., Дербенев Е.В. Проблемы и особенности подготовки элитарных кадров в аспирантуре технических вузов//Элитное техническое образование. Труды международной конференции.- Москва, 2003.-С.111-113.

41.Галиновский А.Л. Телекоммуникационные технологии как средство повышения результативности взаимодействия научного руководителя и аспиранта// Наукоемкие технологии и интеллектуальные системы 2003. Тезисы докладов молодежной научно-технической конференции. -Москва, 2003 г.-С. 35.

42.Галиновский А.Л., Дербенев Е.В., Сахарова Н.А. Математическое моделирование информационного обеспечения послевузовского профессионального образования (аспирантуры)//Компьютеры в науке и образовании: Тезисы докладов Одиннадцатой международной конференции «Математика, компьютер, образование».-Дубна, 2004.-С.324.

43.Галиновский А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в аспирантуре инженерного профиля//Труды VII Международной научно-технической конференции «Новые информационные технологии и системы», ч. 2.-Пенза, ПГУ, 2006 г.- С. 210-214

44.Галиновский А.Л., Лыгина А.А., Сахарова Н.А. Информационно-аналитическое сопровождение научного творчества молодежи//Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф./Новосиб. гос. аграр. ун-т, фак-т. гос. и муниципал. управления, ИЗОП.-Новосибирск, 2006.-С. 125-126.

45.Галиновский А.Л. Информационно-аналитическое сопровождение аспирантов и научных руководителей в системе естественно-научного образования/Информационно коммуникационные технологии в естественно-научном образовании. Научно-практическая конференция, 1-2 Декабря 2006 г. Шяуляй, Литва.- Шауляй, 2006.-С.113-118

46.Галиновский А.Л. Оценка соответствия различных уровней научного творчества молодежи в системе непрерывного инженерного образования//Материалы XIV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» 23 апреля 2008 года. Санкт-Петербург.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», 2008.-С. 85.

47.Галиновский А.Л., Лыгина А.А., Леонов В.В. Информационные технологии в сопровождении молодежных научно-социальных программ//Материалы VI Международной научно-практической конференции (9-10) ноября 2007 г.).- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2007.-Ч.1.-С.32-33.

48.Галиновский А.Л. Информационно-аналитическое сервисное обслуживание участников образовательного процесса в техническом вузе//Технико-технологический и информационный сервис: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.-С.20-24.

49.Галиновский А.Л. Информационные технологии в совершенствовании функционирования молодежных научно-социальных программ//Материалы Всероссийской научно-технической конференции, 24-25 апреля 2007 г., г. Воронеж.: Изд-во ВГТУ, 2007.-С. 25-26.

50.Галиновский А.Л., Моисеев А.В. Телекоммуникационные технологии в функционировании молодежных научно-социальных программ//Сборник материалов докладов 5-й всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века – будущее российской науки», 14-17 мая 2007 г., г. Ростов-на-Дону.: Изд-во ООО «ЦВВР», 2007.-С. 136-137

51.Галиновский, А.Л. Информационные системы поддержки и сопровождения молодежных научно-социальных программ / А.Л. Галиновский // Топосы культуры информационного общества [Текст]: материалы международной научно-практической конференции / науч. ред. В.В. Кучмуруков.– Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – С. 219-232. (Серия «Трансформация культурного пространства и времени»)

52.Галиновский А.Л. Оценка соответствия различных уровней научного творчества молодежи в системе непрерывного инженерного образования//Материалы XIV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» 23 апреля 2008 года. Санкт-Петербург.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», 2008.-С. 85.

53.Коршунов С.В., Галиновский А.Л., Ян Тао, Цзянь Хуа. Научно-методическое сотрудничество МГТУ им. Н.Э. Баумана – Харбинский политехнический университет. Технические университеты: интеграция с европейскими и мировой системами образования: матер. III Междунар. конф. (22-24 апреля 2008 г., Россия, Ижевск). В 2 т. Т.1.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008.-С. 438.