- Разработанная концепция компетентностного подхода как совокупность принципиально новых научных знаний и ориентиров в период становления личностно развивающего образования позволяет рассматривать профессиональное мышление как ключевую компетенцию и важнейшее качество личности учителя. В результате определяется методология формирования профессионального мышления как системообразующей компетенции педагога, предполагающая формирование взаимодействующих и взаимопроникающих его компонентов, обеспечивающих своим единством синергетический эффект, сущность и особенность мышления учителя, интегрирующего разные компетенции.
- Разработанная на основе компетентностного подхода теория формирования профессионального мышления учителя-предметника, включающая цель, понятийно-терминологический аппарат, принципы, содержание, технологии, критерии, модель, результаты, позволяет научно обосновать особенность и специфическую структуру профессионального мышления учителя-естественника. Особенность мышления учителя естественнонаучных дисциплин связана с особенностью мышления в области предметной специализации, когда знание специального материала становится формой мышления (умением мыслить соответствующими противоречиями в определенной системе научных понятий). В его структуре значительная роль отводится культуре логического мышления, в основе которой - логическое мышление учителя-естественника.
- Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода предполагает изменение учебного процесса в следующих направлениях: а) включение в содержание педагогического процесса такой структуры естественнонаучных знаний, которая максимально способствует сознательному усвоению студентами теоретических знаний по естественнонаучным дисциплинам и др.; б) создание педагогических условий во взаимосвязи с технологиями формирования ключевых компетенций; в) применение критериев сформированности у студентов основных характеристик профессионального мышления и получение таких новых результатов, как продуктивное использование будущими учителями естественнонаучных дисциплин своих способностей к владению предметом педагогической деятельности, логическому мышлению, овладению исследовательским методом, решению методических задач.
- Моделирование процесса формирования профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода включает построение комплекса моделей, описывающих разные факторы на этапах создания абстрактных понятийных и понятийно-структурных моделей, инвариантной модели формирования мышления учителя в структуре профессиональной компетентности. Разработанная целевая вариативная модель позволяет регулировать процесс формирования у будущих учителей-естественников профессионального мышления.
1.Гильманшина, С. И. Профессиональное мышление учителя химии и его формирование: монография / С. И. Гильманшина. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 204 с. (13,97 п.л.).
2.Гильманшина, С. И. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / С. И. Гильманшина. – Казань: ИРЦ «Школа», 2007. – 76 с. (4,75 п.л.).
3.Гильманшина, С. И. Основы аналитической химии: Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических вузов / С. И. Гильманшина. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. (14,0 п.л.) Гриф УМО МО и Н РФ.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и Н РФ
4.Гильманшина, С. И. Формирование профессионального мышления учителя / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Высшее образование в России : научно-педагогический журнал МО и Н РФ. Москва. – 2002. – № 5. – С. 107–110 (авторских – 0,25 п.л.).
5.Гильманшина, С. И. О формировании научного мышления школьников / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Химия в школе : научно-теоретический и методический журнал РАО. Москва. – 2003. – № 5. – С. 30 – 34 (авторских – 0,40 п.л.).
6.Гильманшина, С. И. Пути интеграции химических и валеологических знаний / С. И. Гильманшина, Р. М. Мухаметшина // Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал РАО. Москва. – 2003. – № 9. – С. 30–36 (авторских – 0,50 п.л.)
7.Гильманшина, С. И. Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Психологическая наука и образование: психолого-педагогический журнал РАО. Москва. – 2004. – № 2. – С. 67–75 (авторских – 0,50 п.л.)
8.Гильманшина, С. И. Профессиональное мышление учителя / С. И. Гильманшина // Высшее образование сегодня: научно-педагогический журнал МО и Н РФ. Москва. – 2005. – № 12. – С. 50–52 (0,50 п.л.)
9.Гильманшина, С.И. Организация исследовательской деятельности как мотивация к познанию химических явлений / С. И. Гильманшина, Р. Р. Миннуллин // Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал РАО. Москва. – 2006. – № 3. – С. 58–62 (авторских – 0,30 п.л.).
10.Гильманшина, С. И. Профессионально направленное мышление – основа компетентности учителя / С. И. Гильманшина // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал МО и Н РФ. Москва. – 2007. – № 4. – С. 159–160 (0,35 п.л.)
11.Гильманшина, С. И. Подготовка студентов к формированию научного мышления школьников / С. И. Гильманшина // Казанский педагогический журнал. – Казань: ИПП ПО РАО, 2000. – № 2 (19). – С. 53–58 (0,50 п.л.)
Статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалы международных конференций
12.Гильманшина, С. И. Познавательные функции научных теорий в формировании научного мышления будущих учителей химии / С. И. Гильманшина // Химия: методика преподавания. Москва. – 2003. – №4. – С. 16–21 (0,80 п.л.).
13.Гильманшина, С. И. Мышление учителя химии: методология и логика его формирования / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Вестник КГПУ. – Казань: КГПУ, 2004. – С. 111–121 (авторских – 0,50 п.л.).
14.Гильманшина, С. И. Химико-педагогическое образование для устойчивого развития общества / С. И. Гильманшина // Химия: методика преподавания. Москва. – 2005. – №5. – С. 3–13 (1,20 п.л.).
15.Гильманшина, С. И. Дидактический аспект формирования научно-педагогического мышления будущего учителя химии / С. И. Гильманшина // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сб. науч. тр. Вып. 5 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. – С. 44–46 (0,35 п.л.).
16.Гильманшина, С. И. Интегрированные курсы в системе формирования профессионального мышления учителя / С. И. Гильманшина // Journal of Baltic Science Education. – 2007. – 0,60 п.л. (в печати).
17.Гильманшина, С. И. К вопросу экологического образования учителя химии / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Химия и окружающая среда : сб. науч. статей. – Казань: Экоцентр, 2000. – С. 14–17 (авторских – 0,40 п.л.).
18.Гильманшина, С. И. Компетентностный подход при обучении естественнонаучным дисциплинам в педвузе / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания : науч.-метод. сб. статей. – Н.Новгород: Изд. НГПУ, 2007. – С. 95–99 (0,44 п.л.).
19.Гильманшина, С. И. Роль интегрированных курсов экологического профиля в формировании профессионального мышления / С. И. Гильманшина // Химическое образование и развитие общества : материалы междунар. науч. конф., Москва, 11–13 окт. 2000 г. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2000. – С. 91. (0,10 п.л.).
20.Гильманшина, С. И. Идея охраны окружающей среды в системе подготовки учителя химии / С. И. Гильманшина, Д. Ф. Гайнутдинова // Химическое образование и развитие общества : материалы междунар. конф., Москва, 11–13 окт. 2000 г. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2000. – С. 90. (авторских – 0,05 п.л.).
21.Гильманшина, С. И. Развитие интуиции – одна из задач формирования профессионального мышления учителя химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования : материалы 49 Всерос. науч.-практ. конф. химиков-педагогов с междунар. участием, СПб., 15–17 мая 2002 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 164–165 (0,10 п.л.).
22.Гильманшина, С. И. Новое учебное пособие по основам аналитической химии / С. И. Гильманшина // Аналитика и аналитики : материалы междунар. форума, Воронеж, 2003 г.: в 2 т. Т. 1. – Воронеж: ВГТА. – С. 288 (0,10 п.л.).
23.Гильманшина, С. И. Применение теории как метода познания в процессе формирования научного химического мышления студентов / С. И. Гильманшина // Importance of Science Education in the Light of Social and Economic Changes in the Central and East European Countries : The Materials of the IV IOSTE Symposium for Central and East European Countries, Кurk, 18–21 june 2003 year. – Кurk: KSU., 2003. – Р. 39–42 (0,40 п.л.).
24.Гильманшина, С. И. Задачи формирования профессионального мышления учителя химии в условиях модернизации образования / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации многоуровневого химико-педагогического и химического образования : материалы 50 Всерос. науч.-практ. конф. химиков-педагогов с междунар. участием, СПб., 9–12 апр. 2003 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 163–167 (0,40 п.л.).
25.Гильманшина, С. И. Модернизация образования будущего учителя химии на примере курса аналитической химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации многоуровневого химико-педагогического и химического образования : материалы 50 Всерос. науч.-практ. конф. химиков-педагогов с междунар. участием, СПб., 9–12 апр. 2003 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 160–163 (0,35 п.л.).
26.Гильманшина, С. И. Развитие интуиции – одно из направлений формирования профессионального мышления учителя / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления : к 70-летию со дня рождения : тез. докл. науч. конф., Москва, 22–23 мая 2003 г. / под общ. ред. В. В. Знакова и Т. В. Корниловой. – М.: Ин-т психологии РАН – С. 259–261 (авторских – 0,10 п.л.).
27.Гильманшина, С. И. Проблема формирования логической культуры будущего учителя в методике обучения химии / С. И. Гильманшина // Kimijas macisanas metodika: vakar, sodien un rit : Starptautiskas konferences rakstu krajums, Daugavpils, 11–12 sept. 2003 year. – Daugavpils: Saule, 2003. – Р. 128–133 (0,40 п.л.).
28.Гильманшина, С. И. Методология химии как научная основа решения проблемы формирования профессионального мышления учителя химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы методолог. семинара в форме 51 Всерос. науч.-практ. конф. химиков-педагогов с междунар. участием, СПб., 7–10 апр. 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 189–192 (0,35 п.л.).
29.Гильманшина, С. И. Комплексные учебно-познавательные проблемы в системе формирования профессионального мышления учителя / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы методолог. семинара в форме 51 Всерос. науч.-практ. конф. химиков-педагогов с междунар. участием, СПб., 7–10 апр. 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 193–195 (0,35 п.л.).
30.Гильманшина, С. И. Химико-педагогическое образование в системе устойчивого развития общества / С. И. Гильманшина // Образование и устойчивое развитие : материалы междунар. конф., Москва, 16–18 нояб. 2004 г. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. – С. 25 (0,20 п.л.).
31.Гильманшина, С. И. Отбор содержания системы по формированию профессионального мышления учителя химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 52 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, С-Пб., 6–9 апр. 2005 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – С. 127–130 (0,35 п.л.).
32.Гильманшина, С. И. Качество образования в аспекте формирования профессионального мышления учителя-предметника / С. И. Гильманшина // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе : материалы междунар. науч.-метод. конф., Казань, 24–25 нояб. 2005. – Казань: КГЭУ, 2005. – С. 136–138 (0,12 п.л.).
33.Гильманшина, С. И. Система формирования мышления учителя химии у студентов педвузов / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 53 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, С-Пб., 5–8 апр. 2006 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 143–146 (0,35 п.л.).
34.Гильманшина, С. И. Развитие интуитивно-творческого мышления посредством усиления самостоятельной познавательной деятельности студентов / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук : материалы 53 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, С-Пб., 5–8 апр. 2006 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 148–150 (0,15 п.л.).
35.Гильманшина, С. И. Профессионально направленное мышление как показатель профессиональной компетентности учителя / С. И. Гильманшина // Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию : к 130-летию ТГГПУ : тр. и материалы междунар. науч.-практ. конф., Казань, 23–25 окт. 2006 г. – Казань: Алма-Лит, 2007. – С. 80–83 (0,35 п.л.).
36.Гильманшина, С. И. Информационные технологии в системе химического образования / С. И. Гильманшина, А. А. Газизова, и др. // Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования : материалы 54 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, С-Пб., 4–7 апр. 2007 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – С. 189–191 (авторских – 0,15 п.л.).
37.Гильманшина, С. И. Законы, формы, методы логического мышления в содержании химических дисциплин / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования : материалы 54 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, С-Пб., 4–7 апр. 2007 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – С. 174–177 (0,35 п.л.).
38.Гильманшина, С. И. Компетентностный подход в химико-педагогическом образовании / С. И. Гильманшина // XVIII Менделеевский съезд / Химическое образование : тез. докл., Москва, 23–28 сент. 2007 г.: в 5 т. Т. 4. – М.: Граница, 2007. – С. 282 (0,15 п.л.).
Материалы Всероссийских конференций
39.Гильманшина, С. И. Пути формирования профессионального мышления у будущих учителей химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы многоуровневого химико-педагогического и химического образования : материалы 47-х Герценовских чтений (Всерос. науч.-практ. конф.), СПб., 17–19 мая 2000 г. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 90–93 (0,20 п.л.).
40.Гильманшина, С. И. Расчетные задачи в курсе аналитической химии / С. И. Гильманшина // Биоразнообразие и биоресурсы Среднего Поволжья и сопредельных территорий : к 125-летию КГПУ : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 28–29 марта 2002 г. – Казань: КГПУ, 2002. – С. 298 (0,20 п.л.).
41.Гильманшина, С. И. Вопросы преподавания химии в сельхозакадемии / С. И. Гильманшина, Л. Р. Якупова // Биоразнообразие и биоресурсы Среднего Поволжья и сопредельных территорий : к 125-летию КГПУ : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 28–29 марта 2002 г. – Казань: КГПУ, 2002. – С. 299 (авторских – 0,10 п.л.).
42.Гильманшина, С. И. Профессиональное мышление и особенности его проявления в деятельности учителя / С. И. Гильманшина // Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов : материалы Всерос. науч.-метод. конф., Казань, 28–30 мая 2002 г. – Казань: Бутлеровские сообщения, 2002. – С. 22–24 (0,40 п.л.).
43.Гильманшина, С. И. Пути обучения студентов научному объяснению в химии / С. И. Гильманшина // Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов : материалы Всерос. науч.-метод. конф., Казань, 28–30 мая 2002 г. – Казань: Бутлеровские сообщения, 2002. – С. 315–316 (0,30 п.л.).
44.Гильманшина, С. И. Научное химическое мышление как необходимый компонент профессионального мышления учителя химии / С. И. Гильманшина // Реализация государственных образовательных стандартов в области физики и химии в высшей и средней школе : материалы Всерос. науч.-метод. конф., Н. Новгород, 21–22 нояб. 2002 г. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – С. 49–51 (0,30 п.л.).
45.Гильманшина, С. И. Развитие культуры умственного труда в свете модернизации химического образования / С. И. Гильманшина // Проблемы и перспективы развития химического образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 29 сент.–3 окт. 2003 г. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – С. 37–40 (0,35 п.л.).
46.Гильманшина, С. И. Воспитание культуры профессионального мышления будущего учителя / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : сб. науч. тр. и материалов Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 24 окт. 2003 г. – Казань: КГПУ, 2003. – С. 58–61 (авторских – 0,25 п.л.).
47.Гильманшина, С. И. Логико-познавательные процедуры в системе воспитания профессионального мышления учителя естественнонаучных дисциплин / С. И. Гильманшина, Д. В. Вилькеев // Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки : материалы Всерос. совещания-семинара научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений, Казань, 21–23 окт. 2004 г. : в 2 ч. Ч. 1. – Казань: КГПУ, 2004. – С. 344–346 (авторских – 0,20 п.л.).
48.Гильманшина, С. И. Воспитание путем развития самостоятельности мышления учителя / С. И. Гильманшина // Воспитательный потенциал гуманитарного образования : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс», Казань, 25–26 окт. 2005 г.: в 2 ч. Ч. 1. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С. 398–401 (0,30 п.л.).
49.Гильманшина, С. И. Химическое образование: формирование профессионально-личностного мышления будущего учителя химии / С. И. Гильманшина // Проблемы и перспективы развития химического образования : тез. докл. II Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 26 – 30 сент. 2006 г. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – С. 3–5. (0,15 п.л.).
50.Гильманшина, С. И. Интеграция химических знаний в системе подготовки учителя / С. И. Гильманшина // Проблемы и перспективы развития химического образования : тез. докл. II Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 26 – 30 сент. 2006 г. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – С. 49–51. (0,15 п.л.).
51.Гильманшина, С. И. Интегрированные с химией курсы на основе комплексных учебно-познавательных проблем в системе формирования профессионального мышления учителя / С. И. Гильманшина // Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла : материала Всерос. науч.-практ. конф., Бирск, 21–23 сент. 2006 г. – Бирск: БГСПА, 2006. – С. 24–27 (0,40 п.л.).
52.Гильманшина, С. И. Об интеграции естественнонаучных дисциплин / С. И. Гильманшина, И. Т. Гайсин, Р. Р. Миннуллин // Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла : материала Всерос. науч.-практ. конф., Бирск, 21–23 сент. 2006 г. – Бирск: БГСПА, 2006. – С. 28–29 (авторских – 0,20 п.л.).
Материалы межрегиональных и других конференций
53.Гильманшина, С. И. К вопросу экологического образования и воспитания будущего учителя биологии-химии / А. А. Попов, С. И. Гильманшина, Р. И. Гильмутдинова // Экологические проблемы Среднего Поволжья : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Ульяновск, 15–17 нояб. 1999 г. – Ульяновск: УлГУ, 1999. – С. 268–271 (авторских – 0,30 п.л.).
54.Гильманшина, С. И. Роль научного объяснения в процессе формирования мышления / С. И. Гильманшина // Содержание непрерывного профессионального образования: Взгляд в XXI век : тез. докл. и выступлений на регион. науч.-практ. конф., Казань, 16–17 нояб. 1999 г.: в 2 ч. Ч. 2. – Казань: Форт-диалог, 1999. – С. 63–65 (0,24 п.л.).
55.Гильманшина, С. И. Применение гипотезы в процессе формирования профессионального мышления учителя химии (на примере работы предметного кружка) / С. И. Гильманшина // Содержание непрерывного профессионального образования: Взгляд в XXI век : материалы регион. науч.-практ. конф., Казань, 16–17 нояб. 1999 г.: в 2 ч. Ч. 2. – Казань: Форт-диалог, 1999. – С. 60–63 (0,24 п.л.).
56.Гильманшина, С. И. Экологическая подготовка – ступень в системе формирования профессионального мышления учителя химии / С. И. Гильманшина // Преемственность в эколого-географическом образовании : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 20–21 апр. 2000 г. – Казань: Тан-Заря, 2000. – С. 14–16 (0,20 п.л.).
57.Гильманшина, С. И. Развитие мышления студентов в работе с химическими задачами / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 160–162 (0,20 п.л.).
58.Гильманшина, С. И. Применение гипотезы при проблемном обучении (на примере исторического материала) / С. И. Гильманшина, В. Шутова // Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 164–165 (авторских – 0,20 п.л.).
59.Гильманшина, С. И. Принцип историзма как способ формирования научного мышления у будущих учителей химии / С. И. Гильманшина, Е. Фильченкова // Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 165–167 (авторских – 0,20 п.л.).
60.Гильманшина, С. И. Критическое мышление как основа научного мышления учителя / С. И. Гильманшина, Л. Р. Сабирова // Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 169–170 (авторских – 0,20 п.л.).
61.Гильманшина, С. И. Значение формирования интуитивного мышления у будущих учителей химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 162–164 (0,20 п.л.).
62.Гильманшина, С. И. Химико-педагогическое образование как фактор устойчивого развития личности / С. И. Гильманшина // Методология и практика химического образования в свете развития знаний о природе и обществе : материалы регион. науч.-практ. конф., Казань, 19–20 мая 2005 г. – Казань: КГПУ, 2005. – С. 22–26 (0,30 п.л.).
63.Гильманшина, С. И. Компьютерное моделирование в системе подготовки учителя естественнонаучных дисциплин / С. И. Гильманшина // Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 21–22 апр. 2006 г. – Казань: Школа, 2006. – С. 52–54 (0,15 п.л.).
64.Гильманшина, С. И. Формирование у будущих учителей экологически направленного мышления как необходимое условие качества образования в педвузе / С. И. Гильманшина // Программно-целевое управление системой образования : материалы регион. науч.-практ. конф., Казань, 6 июня 2006 г. –Казань: Школа, 2006. – С. 222–227 (0,35 п.л.).
65.Гильманшина, С. И. Логико-методические задачи в системе подготовки будущего учителя химии / С. И. Гильманшина // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания : материалы межрегион. науч.-метод. конф., Н. Новгород, 15–17 нояб. 2006 г. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. – С. 98–101 (0,35 п.л.).
66.Гильманшина, С. И. Учебно-методический комплекс в действии: реализация модульной технологии обучения в педвузе / Н. Х. Тенишева, С. И. Гильманшина, О. С. Шулындина // Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 17 – 18 мая 2007 г. – Казань: ТГГПУ. – С. 58–63 (авторских – 0,17 п.л.).
67.Гильманшина, С. И. Игровые имитационные технологии в системе формирования ключевых компетенций у будущих учителей естественнонаучных предметов / С. И. Гильманшина, Н. Х. Тенишева, Л. У. Мавлюдова, А. В. Бондарь // Проблемы естественнонаучного образования в ВУЗе и школе : материалы регион. науч.-практ. конф., Казань, 6 дек. 2007 г. – Казань: ТГГПУ, 2007. – С. 133–136 (авторских – 0,25 п.л.).
Методические рекомендации и указания
68.Вопросы электрохимии в школьном курсе химии : метод. рек. / сост. И. Н. Андреев, С. И. Гильманшина. – Казань: КГПУ, 1995. – 36 с. (авторских – 1,50 п.л.).
69.Растворы слабых электролитов: метод. указания (на татарском языке) / сост. С. И. Гильманшина, Г. Г. Хисамеев. – Казань: КГПУ, 1996. – 23 с. (авторских – 0,75 п.л.).
70.Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям : в 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. З. Басова, С. И. Гильманшина. – Казань: КГПУ, 1997. – 25 с. (авторских – 1,00 п.л.).
71.Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. З. Басова, С. И. Гильманшина. – Казань: КГПУ, 1997. – 22 с. (авторских – 0,90 п.л.).
72.Методические указания к расчетному практикуму по протолитическим равновесиям / сост. С. И. Гильманшина, Г. И. Василенко. – Казань: КГПУ, 2000. – 26 с. (авторских – 1,50 п.л.).
73.Методические указания к расчетному практикуму по гетерогенным равновесиям в ионных системах / сост. С. И. Гильманшина, Г. И. Василенко. – Казань: КГПУ, 2000. – 23 с. (авторских – 1,30 п.л.).
Научное редактирование
74.Актуальные проблемы методики преподавания естественно-географических дисциплин в школе и вузе: к 125-летию КГПУ : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 14–15 марта 2001 г. / редкол.: С. И. Гильманшина и др. – Казань: КГПУ, 2001. – 200 с. (12,5 п.л.).
75.Приемственность в эколого-географическом образовании : материалы регион. науч.-метод. конф., Казань, 20–21 апр. 2000 г. / редкол. : С. И. Гильманшина. – Казань: Тан-Заря, 2000. – 128 с. (8,0 п.л.).
76.Оптимальное педагогическое общение – фактор социализации и профессиональной ориентации учащихся : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. Я. Назмутдинова ; консультанты: С. И. Гильманшина и др. – Казань: РИЦ Школа, 2003. – 292 с. (18,25 п.л.).
77.Образование и здоровый образ жизни : сб. статей о здоровом образе жизни для учащихся и студентов / под общ. ред. Г. Г. Гибадуллина ; консультац. совет: С. И. Гильманшина и др. – Казань: ЦИТ, 2003. – 115 с. (7,20 п.л.).
78.Методология и практика химического образования в свете развития знаний о природе и обществе : материалы регион. науч.-практ. конф., Казань, 19–20 мая 2005 г. / редкол. : С. И. Гильманшина и др. – Казань: КГПУ, 2005. – 370 с.