Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИ-ТЕТА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В условиях классического университета, благодаря глубокой фундаментальной подготовке, развитию у студентов творческих умений применения психолого-педагогических знаний, возможно подготовить учителя, умеющего видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогической ситуации, находить оптимальные способы их решения; способного конструировать учебный процесс для конкретной педагогической ситуации на теоретических основаниях. Иными словами в процессе подготовки преподавателей в условиях классического университета может быть сформирован актуальный уровень педагогического профессионализма преподавателя.
  2. Для формирование актуального уровня педагогического профессионализма как нового качества преподавателей необходима новая система учебных дисциплин, системообразующим учебным предметом в которой должен быть курс «Дидактика физики», переводящий теорию обучения в контекст учебного предмета и формирующий теоретические основы конструктивных умений будущих преподавателей.
  3. Дидактика физики является той частью теории и методики обучения предмету, которая перерабатывает в его контексте результаты психологии, педагогики, дидактики, базовой науки - физики, генерирует общие нормы конструирования эффективного учебного процесса и реализует нормотворческие функции по отношению к частной методике, давая обоснованные теоретические решения для конкретных дидактических ситуаций. Частные методики обучения как учебные дисциплины, формирующие профессиональные знания и умения преподавателей, основываются на дидактике предмета и развивают умения студентов моделировать, проектировать и конструировать учебный процесс на теоретических, научных основаниях.
  4. Основой формирования педагогического профессионализма преподавателя физики в условиях классического университета выступает дидактическая теория конструирования учебного процесса по физике. Данная теория позволяет реализовать нормотворческий потенциал теории обучения в контексте учебного предмета и придаёт обоснованность проективной и конструктивной деятельности учителя. Дидактическая теория конструирования учебного процесса основана на комплексном подходе к моделированию и проектированию учебного процесса преподавателем и реализована в соответствующей организации подготовки преподавателей в условиях классического университета.
  5. Сформированные умения теоретически обоснованно конструировать учебный процесс, характеризующие профессионализм преподавателя, позволяют успешно решить ряд трудных проблем практики обучения, среди которых организация дифференцированного, личностно-ориентированного обучения физике, формирование умений студентов теоретически обоснованно применять в ходе конструирования учебного процесса положения когнитивной психологии и дидактики предмета.
  6. Дальнейшее развитие профессионализма происходит в процессе его практической деятельности и должно быть поддержано специальной системой повышения квалификации. Применение разработанной дидактической теории конструирования учебного процесса по физике в системе повышения педагогического мастерства учителя под руководством преподавателей университета позволяет достичь актуального уровня педагогического профессионализма и реализовать его в виде требуемого уровня знаний и умений учащихся.
Список опубликованных работ
Учебники, учебные пособия и монографии

1.Гребенев, И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография. Н. Новгород: ННГУ, 2005.- 247 с.

2.Гребенев, И.В. Физика (Физика и астрономия)/А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и др.; Учебник для 8 кл. средней школы. Под ред. В.Г. Разумовского и А.А. Пинского. Изд. 1-5. М.: Просвещение, 1994-2004 г.г. (в соавт. Авторский вклад 1 п.л.).

3.Гребенев, И.В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей / В.М. Соколов, Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, И.В Гребенев: Монография. М.: Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994. -160 с. Авторский вклад -3 п.л.

4.Гребенев, И.В. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа-вуз»/ И.В. Гребенев, Ю.В Масленникова, Е.В. Чупрунов, М.А. Фаддеев: Моно-графия - Н. Новгород: ННГУ, 2005.-185 с. Авторский вклад- 5 п.л.

5.Гребенев, И.В. Психологические основания дифференциации обучения физике / Ю.В. Борисова, И.В Гребенев: Учебное пособие: Н. Новгород : ННГУ, 2002 г.-64 с. Авторский вклад 2 п.л.

6.Гребенев, И.В. Применение ЭВМ в процессе обучения физике: Учебное пособие. Н. Нов-город: ННГУ, 1995. – 76 .с

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

7.Гребенев, И.В. Использование школьных ПЭВМ для формирования важнейших понятий молекулярной физики // Физика в школе, 1990, № 6.

8.Гребенев, И.В. Методические возможности локальных сетей КУВТ “Корвет” // Информатика и образование, 1994, № 2. С. 122-124.

9.Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педаго-гика, 1994, №5, с.46-49.

10.Гребенев, И.В. Методическая подготовка студентов университетов // Педагогика , 1996, № 1, с.37-40.

11.Гребенев, И.В. Формирование физических понятий на основе развития проблемной ситуации //Физика в школе, 1998, №1, с. 41-43.

12.Гребенев, И.В. О применении численного моделирования на уроках физики // Физика в школе, 1999, №1, с.62-64.

13.Гребенев, И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003, №1, с.14-21.

14.Гребенев, И.В. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика/ Ю.В. Борисова, И.В. Гребенев; // Народное образование, №7, 2003. с. 97 – 105. Авторский вклад –50%.

15.Гребенев, И.В. Изменение уровня усвоения базового компонента курса физики при сов-местной работе школы и вуза / Ю.В Масленникова, И.В Гребенев., Т.В Майорова. // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Серия «Инновации в образовании», вып.1(3), 2002. с. 11-15. Авторский вклад – 30 %.

16. Гребенев, И.В. Определение параметров когнитивных стилей учащихся при ориентации на физический профиль образования / Гребенев И. В., Лозовская Л. Б., Морозов О. А //Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Физика твердого тела», вып. 1(8). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. – С. 154-158. Авторский вклад 30%.

17. Гребенев, И.В. Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения // Педа-гогика, 2008, № 2, с. 27-31.

Статьи и тезисы докладов конференций

18.Гребенев, И.В. Профессионализм преподавателя физики и критерии его достижения: Фи-зика в школе и вузе. Международный сборник научных статей: СПб. РГПУ. 2008, вып.7, с.13-16.

19.Гребенев, И.В. Принципы построения дидактической теории конструирования учебного процесса по физике: Материалы докладов республиканской научно-теоретической кон-ференции «Модели и моделирование в методике обучения физике»: Киров, 2007. С.45-49.

20.Гребенев, И.В. Преподавание физики в средней школе: Сборник научно-методических работ. Под ред. И.В. Гребенева. Н. Новгород: ННГУ, НЦНО.2005, 123 с. Авторский вклад – 0.5 п.л., научное редактирование.

21.Гребенев, И.В. Теория обучения и моделирование учебного процесса /Гребенев И.В., Чу-прунов Е.В. // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. №1. Серия «Инновации в образовании», 2007. С. 28-32. Авторский вклад 50%.

22.Гребенев И.В. Теоретические основания развития методической компетентности учителя/ Гребенев И.В., Лебедева О.В // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Серия «Инновации в образовании», №4, 2007 г.С.21-25. Авторский вклад 50%.

23.Гребенев, И.В. О конструктивной функции методов обучения/ Интернет-журнал “Эйдос”- 2005- 25 мая, http://www.eidos.ru/jornal/2005/0525-01.

24.Гребенев, И.В. Психологические основания дифференциации обучения физике / Гребенев И.В., Борисова Ю.В. Интернет-журнал “Эйдос”- 2000- 27 сентября, http://www.eidos.ru/jornal/2000/0927. авторский вклад 50%.

25.Гребенев, И.В. Система дидактических понятий и учебный процесс дидактики физики: Сб. научных трудов ВГИПА, Н. Новгород: 2002, вып. 4, т.2, с.127-130.

26.Гребенев И.В. Понятие метода обучения в учебном процессе: Материалы конференции «М.Н. Скаткин и современное образование», М.,РАО, ИТОП, 2000, т.2, с. 206-210.

27.Гребенев, И.В. О конструктивной функции теории обучения: Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей: СПб. РГПУ. 2007, вып.6. с. 134-143.

28.Гребенев, И.В. Роль университетского образования в подготовке учителей физики: Тези-сы докладов Съезда российских физиков-преподавателей, М.: МГУ, 2000. с. 322.

29.Гребенев, И.В. Дидактическая подготовка студентов университета как условие творче-ского становления педагога: Тезисы докладов 6 международной конференции «Физика в системе современного образования», Ярославль, 2001, т. 1, с.150-151

30.Гребенев, И.В. Дидактика физики как наука и учебный предмет / Тезисы 3 международ-ной научно-методической конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз», М., МПГУ, 2002.

31.Гребенев, И.В. Дидактика предмета как наука и учебная дисциплина/ Труды Всероссий-ской научно-практической конференции «Образование для ХХ1 века», М., МАНПО, 2002.с. 211-214.

32.Гребенев, И.В. Дидактика физики как модель процесса обучения /Модели и моделирова-ние в методике обучения физике/ Материалы докладов республиканской научно-теоретической конференции. Киров, 2004. С. 34-37.

33.Гребенев, И.В. Дидактика физики как модель процесса обучения/Физика в школе и вузе: Международный сборник научных статей, вып.1. СПб: РГПУ, 2004. С. 244-248 .

34.Гребенев, И. В. Комплексная работа практикума по методике преподавания физики // Учебная физика.- 2003.-№ 4.-- С. 47--53.

35.Гребенев, И.В. Моделирование в дидактике физики и её конструктивная роль / Материа-лы восьмой международной конференции «ФССО-05». СПб: РГПУ.2005. С. 286-287

36.Гребенев, И.В. Матричный метод построения комплексных задач профессиональной диа-гностики на примере подготовки учителя /Соколов В.М., Гребенев И.В. и др.; Проблемы качества высшего образования: Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Уфа, 1993. авторский вклад 30%.

37.Гребенев, И.В. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повыше-ния квалификации/ Лебедева О.В., Гребенев И.В. / Материалы VI Международной науч-но-методической конференции «Физическое образование : проблемы и перспективы раз-вития», посвященной 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина. Ч.1.-М.: МПГУ, 2007. С.210-212. авторский вклад 50%.

38.Гребенев, И.В. Демонстрация важнейших статистических закономерностей на модели твердых дисков при численном моделировании на ЭВМ / Гребенев И.В., Петропавлов-ский А.Н Использование научно-технических достижений в демонстрационном эксперименте: Тезисы докладов межреспубликанской научно-методической конференции. – Саранск, 1992. авторский вклад 50%.

39.Гребенев, И.В. Моделирование броуновского движения как лабораторная работа курса физики /Гребенев И.В., Ромашов В.В./ Использование научно-технических достижений в демонстрационном эксперименте: Тезисы докладов межреспубликанской научно-методической конференции. – Саранск, 1992. авторский вклад 50%.

40.Гребенев, И.В. Применение информационных технологий на уроке физики в 9 классе /Гребенев И.В., Лозовская Л.Б. / Материалы восьмой международной конференции «ФССО-05». СПб: РПГУ, 2005, т.2. С.525-526. авторский вклад 50%.

41.Гребенев, И.В. Использование возможностей мультимедиа для демонстрации преобразо-ваний спектра /Гребенев И.В., Аристархов А.Ю. / Тезисы докладов 2 Всероссийской научно-практический конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства», Н. Новгород, ВГИПИ, 2001, с. 32. авторский вклад 50%.

42.Гребенев, И.В. Виртуальная физическая лаборатория /Гребенев И.В, Зуйков И.О./ Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции «Высокие технологии в пе-дагогическом процессе», Н. Новгород, ВГИПА, 2000. С. 92. авторский вклад 50%.

43.Гребенев, И.В. Информационная технология определения познавательных возможностей учащихся с использованием методов когнитивной психологии / Гребенев И. В., Борисова Ю.В., Лозовская Л.Б. / Информационные системы и технологии: тезисы докладов всероссийской научно-технической конференции. – Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 2002. – с. 138 – 139. авторский вклад 30%.

44.Гребенев, И.В. Диффенцированный подход к обучению на основе психологических типов / Гребенев И.В., Лозовская Л.Б. /Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды 5 международной конференции. Н. Новгород: ВГИПА, 2004, с.459-460. авторский вклад 50%.

45.Гребенев, И.В. Психологические основания дифференциации обучения физике / Гребенев И. В., Борисова Ю. В. // Администратор системы образования: технологии управления: материалы научно-практической конференции НИРО.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - с. 168 – 181. авторский вклад 50%.

46.Гребенев, И.В. Влияние когнитивных стилей учащихся на усвоение понятий / Борисова Ю. В., Гребенев И. В. // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз: III меж-дународная научно-методическая конференция. – Москва, 2002. – с. 6. авторский вклад 50%.

47.Гребенев, И.В. Компьютерная поддержка школьного лабораторного эксперимента/ Тези-сы докладов региональной научно-методической конференции. Н.Новгород: НГПИ, 1993. С.56-58.

48.Гребенев, И.В. Формы организации обучения как средство адаптации учебного процесса к когнитивному стилю учащихся /Гребенев И.В. Борисова Ю.В. // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Москва – Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. - С. 103 – 106. авторский вклад 50%.

49.Гребенев, И.В. Перспективы внутренней дифференциации при обучении физике / Гребе-нев И.В., Борисова Ю.В. // Высокие технологии в педагогическом процессе: труды IV международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2003. - с. 85. авторский вклад 50%.

50.Гребенев, И.В. Внешняя и внутренняя дифференциация при обучении физике в совмест-ной работе школы и вуза / Гребенев И.В., Масленникова Ю.В.. Сборник тезисов съезда российских физиков преподавателей «Физическое образование в XXI веке». - М.: Физи-ческий факультет МГУ, 2000, с. 26. авторский вклад 50%.

51.Гребенев, И.В. Модель физико-математического образования в системе школа – вуз/ Гре-бенев И. В., Масленникова Ю. В. Сборник тезисов 6 Международной конференции «Фи-зика в системе современного образования». Т. 2 - .Ярославль: Яр. ГУ. 2001. с. 57. авторский вклад 50%.

52.Гребенев, И.В. Дидактические основы подготовки преподавателей/ Тезисы докладов 2 Всероссийской научно-практический конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства», Н. Новгород: ВГИПИ, 2001, с. 32.

53.Гребенев, И.В. Принципы построения учебного процесса в системе «школа- вуз»/ Чупру-нов Е.В., Гребенев И.В.; Материалы восьмой международной конференции «ФССО-05». СПб: РГПУ. С. 498-499. авторский вклад 50%.

54.Гребенев, И.В. Оценка качества подготовки выпускников университета по педагогиче-ским специальностям /Соколов В.М. Гребенев И.В.. Материалы международного симпо-зиума «Квалиметрия человека и образование: методология и практика», М., 1992. авторский вклад 50%.

55.Гребенев, И.В. Компьютерная поддержка школьного лабораторного эксперимента/ Тези-сы докладов региональной научно-методической конференции, Н. Новгород, НГПИ, 1993.

56.Гребенев, И.В. Компьютерное обеспечение практических навыков учащихся/ Тезисы до-кладов международной конференции «Компьютерные программы учебного назначения», Донецк, 1994.

57.Гребенев, И.В. Методическая эффективность компьютерных учебных программ/ Тезисы докладов международной конференции «Компьютерные программы учебного назначе-ния», Донецк, 1994.

58.Гребенев, И.В. Диагностическая основа процедур выбора форм и методов обучения фи-зике при внутренней дифференциации обучения/ Гребенев И.В., Лебедева О.В. Труды VI международной научно-методической конференции «Высокие технологии в образова-тельном процессе»,т.2.- Н.Новгород: ВГИПА, 2005, с.123-125. авторский вклад 50%.

59.Гребенев, И.В. Формирование комплексных заданий диагностики /Соколов В.М., Захарова Л.Н, Гребенев И.В. / Материалы международной конференции «Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США», М., МПГУ, 1993. авторский вклад 30%.

Методические рекомендации и материалы

60.Гребенев, И.В. Современные требования к подготовке, проведению и анализу урока / Гребенев И.В., Бугрова О.Г.: Методические рекомендации учителям, организаторам народного образования. Горький: ГГПИ,1988.-15 с. авторский вклад 50%.

61.Гребенев, И.В. Школьные лекции и семинары по физике: Методические рекомендации. Горький, ГГУ, 1991. - 37 с.

62.Гребенев, И.В. Методические рекомендации по применению ЭВМ на уроках физики в средней школе /Гребенев И.В. Коновалец Л.С. Н. Новгород: НГПИ, 1992- 36 с. авторский вклад 50%.

63.Гребенев, И.В. Планирование практических и семинарских занятий по методике препо-давания физики: (Методические указания). Новгород: ННГУ, 1994.- 22с.

64.Гребенев, И.В. Задания для практических и семинарских занятий по методике преподавания физики / Гребенев И.В., Масленникова Ю.В. Частные вопросы: (Методические указания) Н. Новгород: ННГУ, 2000.- 19с. авторский вклад 50%.

65.Гребенев, И.В. Лабораторный практикум по методике преподавания физики. Общие во-просы /Борисова Ю.В., Гребенев И.В.: Описания работ и методические указания. Н. Нов-город: ННГУ.2002. 44с. авторский вклад 50%.

66.Гребенев, И.В. Сборник практических заданий по астрономии/ Воробьев В.М., Урман П.Н., Гребенев И.В.:( Методическое пособие) Н. Новгород: ННГУ, 2003. –46 с. авторский вклад 30%.