Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Изученность культурологического (доказанность неизбежности становления и развития новой культуросообразной парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества, необходимости последовательной опоры на культурологический потенциал учебной деятельности, содержащийся в ней перманентно, но не востребованный в эпоху безусловного приоритета рациональных знаний) и деятельностного (раскрытие роли мотивационного, содержательного, действенно-операционального, контрольно-оценочного компонентов, входящих в структуру учебной деятельности, создание различных технологий их формирования) аспектов педагогического образования обусловливает необходимость разработки теоретико-методологических основ и практического решения проблемы формирования культуры учебной деятельности будущего педагога как целостного феномена.
  2. Культура и учебная деятельность - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Посредством приобщения к миру культуры человек развивается как общественно значимая личность. Являясь важнейшей составной частью культуры, учебная деятельность обеспечивает наследование, сохранение и распространение культурных ценностей, формируя человека в качестве субъекта культуры. Учебная деятельность - это феномен, воспроизводящий многообразие культур и создающий условия для культуротворчества обучаемых. При этом культура определяет новое содержание учебной деятельности, а учебная деятельность, в свою очередь, становится механизмом генерации новых форм культуры. Понимание взаимосвязи культуры и учебной деятельности значимо для теории и практики построения культурологических образовательных моделей. Основным условием реализации данного положения выступает пересмотр содержания профессиональной подготовки будущего педагога, культурное ядро которого должны составлять универсальные общечеловеческие ценности.
  3. Сформированность культуры учебной деятельности не является закономерным результатом традиционной организации профессиональной подготовки будущего педагога. Поиск резервов осуществляется преимущественно в действенно-операциональной сфере, что ведёт к предельной интенсификации учебного процесса, но не позволяет в полной мере раскрывать культурологическую составляющую учебной деятельности, содержащую значительный потенциал личностного и профессионального развития студентов. При этом попытки разработки данной проблемы не объединены общей целью и остаются разрозненными фрагментами, а не целостной системой логичных и последовательных действий. Необходимо внедрение в образовательную практику специально разработанных модели и технологии, направленных на формирование культуры учебной деятельности будущего педагога и предполагающих единый комплекс научно-обоснованных решений.
  4. Модель формирования культуры учебной деятельности будущего педагога имеет теоретическое и прикладное значение. Она предопределяет логику и специфику практических действий и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационный, содержательный, процессуальный и результативный), наполненных функциональным (регулятивная, ориентационная, исполнительная, творческая) и концептуальным (культурологический, личностный, деятельностный, системный подходы) содержанием, принципами (субъектность, поликультурность, самоопределение, открытость, креативность), критериями (общекультурное развитие, мотивированность, когнитивность, технологическая готовность, рефлексивность), уровнями (репродуктивный, продуктивный, креативный) сформированности культуры учебной деятельности.
  5. Условием результативности модели является реализация технологии формирования культуры учебной деятельности будущего педагога в образовательной практике, предполагающая разработку: предварительного, основного и заключительного этапов, отражающих соответствующие им стадии становления формируемого свойства личности; целей, определяющих количественные и качественные изменения в характере учебной деятельности; задач, конкретизирующих целевые установки; форм, средств и методов, позволяющих достигать поставленные цели и решать сформулированные задачи; способов контроля, призванных осуществлять диагностику и своевременную коррекцию применяемых средств. Характер реализация технологии обусловлен логикой развёртывания субъектности будущего педагога в последовательности к учебному статусу - учебным функциям - вузовскому педагогическому процессу - культуре учебной деятельности.
Список опубликованных работ
Публикации в журналах, включённых в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

1.Крайник, В. Л. Технология формирования культуры учебной деятель-ности будущего учителя: экспериментальный подход [Текст] / В. Л. Крайник // Ползуновский вестник. – Барнаул. – 2003. – № 3-4. – С. 32-42.

2.Крайник, В. Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник ТГПУ. Выпуск 5 (42). Педагогика. – Томск. – 2004. – С. 49-54.

3.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности будущего учителя физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М. – 2004. – № 3. – С. 17-20.

4.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности школьников как фактор готовности к обучению в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник Бурятского университета. Серия 7. Педагогика. Выпуск 13. – Улан-Удэ, 2005. – С. 148-161.

5.Крайник, В. Л. Приоритетные направления формирования культуры учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки. – СПб. – 2007. – № 7 (28). – С. 48-55.

6.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности и преемственность профессионального образования [Текст] / В. Л. Крайник // Среднее профессиональное образование. – М. – 2007. – № 7. – С. 29-31.

7.Крайник, В. Л. Культурологические принципы учебной деятельности будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 2 (19). – С. 237-241.

8.Крайник, В. Л. Сущностные аспекты культуры учебной деятельности как педагогического феномена [Текст] / В. Л. Крайник // Образование и наука. – Екатеринбург. – 2007. – № 2 (44). – С. 27-35.

Монографии, учебные и учебно-методические пособия

9.Крайник, В. Л. Абитуриенту педвуза [Текст] : методические рекомендации для поступающих на дневное и заочное отделения / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 1997. – 23 с.

10.Крайник, В. Л. Математическая статистика в помощь студенту-исследователю [Текст] : методические рекомендации для студентов педагогических вузов / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 1999. – 45 с.

11.Крайник, В. Л. Культурологический подход – ведущая позиция исследования развития профессионально-педагогической деятельности [Текст] / В. Л. Крайник // Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография // О. П. Морозова, В. А. Сластёнин, Ю. В. Сенько и др. – Барнаул : БГПУ, 2004. – С. 91-108.

12.Крайник, В. Л., Кузнецова, Е. Д. Подготовка и защита студенческих научно-исследовательских работ [Текст] : учебно-методическое пособие / В. Л. Крайник, Е. Д. Кузнецова. – Барнаул: БГПУ, 2004. – 170 с. (75% личного участия)

13.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности студентов [Текст] : учебное пособие / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2005. – 336 с.

14.Крайник, В. Л. Теоретические основы культуры учебной деятельности будущего педагога [Текст] : монография / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2006. – 208 с.

15.Крайник, В. Л. Технология формирования культуры учебной деятельности будущего педагога [Текст] : монография / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 173 с.

Сборники научных статей под редакцией автора

16.Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – 299 с.

17.Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования [Текст] : материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – 341 с.

Научные статьи

18.Крайник, В. Л. Некоторые особенности организации учебного процесса студентов первого курса факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Специалист физической культуры и спорта в условиях социально-экономических реформ : сборник научных статей / – Ижевск: Полиграфия, 1996. – С. 54-56.

19.Крайник, В. Л. Процесс непрерывного формирования учебно-профес-сиональной деятельности будущих педагогов [Текст] / В. Л. Крайник // Технология педагогической подготовки учителя: инновационный поиск : сборник научных статей / – Волгоград: Перемена, 1997. – С. 101-104.

20.Крайник, В. Л., Козлов, Н. С. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и экспериментальная практика формирования [Текст] / В. Л. Крайник, Н. С. Козлов // Педагог: наука, технология, практика. – Барнаул. – 1998. – № 2. – С. 76-80. (50% личного участия)

21.Крайник, В. Л. Теоретические основы исследования проблемы формирования учебной деятельности учащихся [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы оптимизации совместимости текстов учебников для средней школы : сборник научных статей / АГУ. – Барнаул, 1999. – С. 141-159.

22.Крайник, В. Л. К проблеме довузовской подготовленности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физической культуры и спорта на Алтае : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2000. – С. 45-48.

23.Крайник, В. Л. Методика определения уровня сформированности учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физической культуры и спорта на Алтае : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2000. – С. 48-55.

24.Крайник, В. Л. Личностно-ориентированный подход к индивидуали-зации учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодёжи : сборник научных статей / – Шуя : Весть, 2002. – С. 82-83.

25.Крайник, В. Л. Постановка проблемы формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АлтГТУ. – Барнаул, 2002. – С. 156-160.

26.Крайник, В. Л. Психолого-педагогические предпосылки исследования проблемы индивидуализации учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АлтГТУ. – Барнаул, 2002. – С. 160-164.

27.Крайник, В. Л. Культурологические принципы профессионального педагогического образования [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 2 / – Барнаул. – 2002. – С. 60-70.

28.Крайник, В. Л. К вопросу о генезисе и дефинициях культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 3 / – Барнаул. – 2003. – С. 12-21.

29.Крайник, В. Л. Профессиональная подготовка учителя на основе культурологического подхода [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2004. – С. 117-125.

30.Крайник, В. Л. Концептуальные подходы к формированию культуры учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 4 / – Барнаул. – 2004. – С. 121-130.

31.Крайник, В. Л. Культурологический подход как условие продуктив-ности профессиональной подготовки современного педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Продуктивное образование: Педагогическая деятельность в продуктивном образовании: альманах. Выпуск 3 / – М. : Экшен, 2005. – С. 72-80.

32.Крайник, В. Л. Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно и нужно сделать ещё в школе [Текст] / В. Л. Крайник // Директор школы. – М. – 2005. – № 2. – С. 53-58.

Материалы конференций

33.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов как фактор повышения качества высшего образования [Текст] / В. Л. Крайник // Социально-экономические проблемы образования в западно-сибирском регионе России : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 8-11.

34.Крайник, В. Л. Довузовский опыт учебной деятельности студентов ФФК как объект педагогического анализа [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы повышения качества подготовки учителя физической культуры : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 32-34.

35.Крайник, В. Л., Мануйлов, С. И. Трудности начального этапа обучения в вузе и их специфика на факультете физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник, С. И. Мануйлов // Проблемы повышения качества подготовки учителя физической культуры : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 36-38. (50% личного участия)

36.Крайник, В. Л. Технология формирования основ организации учебной деятельности студентов первого курса / В. Л. Крайник // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности : материалы конференции / БВПУК. – Барнаул, 1996.– С. 143-145.

37.Крайник, В. Л. Организационно-педагогические аспекты развития об-щеучебных умений у студентов первого курса / В. Л. Крайник // Теория и практика развивающего обучения : материалы конференции / ГАГУ. – Горно-Алтайск, 1996. – С. 171-172.

38.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов ФФК как средство совершенствования подготовки специалистов физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края : материалы конференции / АКИПКРО. – Барнаул, 1996. – С. 8-10.

39.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов ФФК в условиях системы многоуровневого физкультурного образования [Текст] / В. Л. Крайник // Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования : материалы конференции / СибГАФК. – Тюмень, 1996. – С. 63-67.

40.Крайник, В. Л. Переходный период в формировании учебной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Развитие личности и проблемы непрерывного образования : материалы конференции / НГТУ. – Новосибирск, 1997. – С. 61.

41.Крайник, В. Л. Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности студентов факультета физкультуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1997. – С. 67-68.

42.Крайник, В. Л. Динамика сформированности учебной деятельности будущих учителей физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1997. – С. 69-72.

43.Крайник, В. Л. Мотивация учебной деятельности и её динамика в условиях перехода от обучения в средней школе к обучению на факультете физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы конференции. Часть II / СибГАФК. – Омск, 1998. – С. 154-158.

44.Крайник, В. Л. Адаптация студентов факультета физической культуры к вузовским условиям обучения [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 1998. – С. 41-43.

45.Крайник, В. Л. Подготовка будущих учителей к профессиональному самообразованию как средство гуманизации учебного процесса в высшей школе [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 1999. – С. 106-107.

46.Крайник, В. Л. Управление учебной деятельностью студентов на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Инновации в системе педагогического образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1999. – С. 32-39.

47.Крайник, В. Л. К проблеме индивидуализации учебной деятельности студентов в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Новые технологии и комплексные решения: наука, образование, производство : материалы конференции / КемГУ. – Анжеро-Судженск, 2001. – С. 49-51.

48.Крайник, В. Л. Информационная культура будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Повышение результативности в спорте, физическом воспитании и оздоровлении населения : материалы конференции / ЧГИФК. – Чайковский, 2002. – С. 126-129.

49.Крайник, В. Л. Методологическая культура будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Методологический подход к решению региональных проблем совершенствования физической культуры и спорта : материалы конференции / КГУ. – Калининград, 2002. – С. 110-114.

50.Крайник, В. Л. Взаимосвязь культуры и профессионального педагогического образования [Текст] / В. Л. Крайник // Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – С. 128-147.

51.Крайник, В. Л., Козлов, Н. С. Воспитание культуры умственного труда студентов [Текст] / В. Л. Крайник, Н. С. Козлов // Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – С. 119-122. (50% личного участия)

52.Крайник, В. Л. Культурологическое образовательное пространство современной школы [Текст] / В. Л. Крайник // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2004. – С. 143-151.

53.Крайник, В. Л. Довузовский уровень сформированности учебной дея-тельности будущего учителя физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2004. – С. 26-31.

54.Крайник, В. Л. Культурологическое содержание процесса профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. Л. Крайник // Совершенствование качества образования в педагогическом университете : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2004. – С. 147-152.

55.Крайник, В. Л. Рефлексивная культура студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – С. 177-186.

56.Крайник, В. Л. Метод моделирования и культура учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – С. 187-193.

57.Крайник, В. Л. Взаимосвязь культуры и образования – основа профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы физического воспитания в процессе профессионального образования : материалы конференции / УГПУ. – Екатеринбург, 2005. – С. 61-66.

58.Крайник, В. Л. Школьному руководителю о готовности выпускников к учебной деятельности в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Пути решения проблемы качества образования в XXI веке : материалы конференции / ГАГУ. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 59-61.

59.Крайник, В. Л. Культурологический подход в профессиональной подготовке педагога как методология нового времени [Текст] / В. Л. Крайник // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2008. – С. 66-69.

60.Крайник, В. Л. Развитие личности будущего педагога в контексте современной культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2008. – С. 187-194.

61.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности будущего педагога и культура преподавания в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2008. – С. 21-24.