- Изученность культурологического (доказанность неизбежности становления и развития новой культуросообразной парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества, необходимости последовательной опоры на культурологический потенциал учебной деятельности, содержащийся в ней перманентно, но не востребованный в эпоху безусловного приоритета рациональных знаний) и деятельностного (раскрытие роли мотивационного, содержательного, действенно-операционального, контрольно-оценочного компонентов, входящих в структуру учебной деятельности, создание различных технологий их формирования) аспектов педагогического образования обусловливает необходимость разработки теоретико-методологических основ и практического решения проблемы формирования культуры учебной деятельности будущего педагога как целостного феномена.
- Культура и учебная деятельность - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Посредством приобщения к миру культуры человек развивается как общественно значимая личность. Являясь важнейшей составной частью культуры, учебная деятельность обеспечивает наследование, сохранение и распространение культурных ценностей, формируя человека в качестве субъекта культуры. Учебная деятельность - это феномен, воспроизводящий многообразие культур и создающий условия для культуротворчества обучаемых. При этом культура определяет новое содержание учебной деятельности, а учебная деятельность, в свою очередь, становится механизмом генерации новых форм культуры. Понимание взаимосвязи культуры и учебной деятельности значимо для теории и практики построения культурологических образовательных моделей. Основным условием реализации данного положения выступает пересмотр содержания профессиональной подготовки будущего педагога, культурное ядро которого должны составлять универсальные общечеловеческие ценности.
- Сформированность культуры учебной деятельности не является закономерным результатом традиционной организации профессиональной подготовки будущего педагога. Поиск резервов осуществляется преимущественно в действенно-операциональной сфере, что ведёт к предельной интенсификации учебного процесса, но не позволяет в полной мере раскрывать культурологическую составляющую учебной деятельности, содержащую значительный потенциал личностного и профессионального развития студентов. При этом попытки разработки данной проблемы не объединены общей целью и остаются разрозненными фрагментами, а не целостной системой логичных и последовательных действий. Необходимо внедрение в образовательную практику специально разработанных модели и технологии, направленных на формирование культуры учебной деятельности будущего педагога и предполагающих единый комплекс научно-обоснованных решений.
- Модель формирования культуры учебной деятельности будущего педагога имеет теоретическое и прикладное значение. Она предопределяет логику и специфику практических действий и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационный, содержательный, процессуальный и результативный), наполненных функциональным (регулятивная, ориентационная, исполнительная, творческая) и концептуальным (культурологический, личностный, деятельностный, системный подходы) содержанием, принципами (субъектность, поликультурность, самоопределение, открытость, креативность), критериями (общекультурное развитие, мотивированность, когнитивность, технологическая готовность, рефлексивность), уровнями (репродуктивный, продуктивный, креативный) сформированности культуры учебной деятельности.
- Условием результативности модели является реализация технологии формирования культуры учебной деятельности будущего педагога в образовательной практике, предполагающая разработку: предварительного, основного и заключительного этапов, отражающих соответствующие им стадии становления формируемого свойства личности; целей, определяющих количественные и качественные изменения в характере учебной деятельности; задач, конкретизирующих целевые установки; форм, средств и методов, позволяющих достигать поставленные цели и решать сформулированные задачи; способов контроля, призванных осуществлять диагностику и своевременную коррекцию применяемых средств. Характер реализация технологии обусловлен логикой развёртывания субъектности будущего педагога в последовательности к учебному статусу - учебным функциям - вузовскому педагогическому процессу - культуре учебной деятельности.
1.Крайник, В. Л. Технология формирования культуры учебной деятель-ности будущего учителя: экспериментальный подход [Текст] / В. Л. Крайник // Ползуновский вестник. – Барнаул. – 2003. – № 3-4. – С. 32-42.
2.Крайник, В. Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник ТГПУ. Выпуск 5 (42). Педагогика. – Томск. – 2004. – С. 49-54.
3.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности будущего учителя физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М. – 2004. – № 3. – С. 17-20.
4.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности школьников как фактор готовности к обучению в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник Бурятского университета. Серия 7. Педагогика. Выпуск 13. – Улан-Удэ, 2005. – С. 148-161.
5.Крайник, В. Л. Приоритетные направления формирования культуры учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки. – СПб. – 2007. – № 7 (28). – С. 48-55.
6.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности и преемственность профессионального образования [Текст] / В. Л. Крайник // Среднее профессиональное образование. – М. – 2007. – № 7. – С. 29-31.
7.Крайник, В. Л. Культурологические принципы учебной деятельности будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 2 (19). – С. 237-241.
8.Крайник, В. Л. Сущностные аспекты культуры учебной деятельности как педагогического феномена [Текст] / В. Л. Крайник // Образование и наука. – Екатеринбург. – 2007. – № 2 (44). – С. 27-35.
Монографии, учебные и учебно-методические пособия
9.Крайник, В. Л. Абитуриенту педвуза [Текст] : методические рекомендации для поступающих на дневное и заочное отделения / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 1997. – 23 с.
10.Крайник, В. Л. Математическая статистика в помощь студенту-исследователю [Текст] : методические рекомендации для студентов педагогических вузов / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 1999. – 45 с.
11.Крайник, В. Л. Культурологический подход – ведущая позиция исследования развития профессионально-педагогической деятельности [Текст] / В. Л. Крайник // Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: монография // О. П. Морозова, В. А. Сластёнин, Ю. В. Сенько и др. – Барнаул : БГПУ, 2004. – С. 91-108.
12.Крайник, В. Л., Кузнецова, Е. Д. Подготовка и защита студенческих научно-исследовательских работ [Текст] : учебно-методическое пособие / В. Л. Крайник, Е. Д. Кузнецова. – Барнаул: БГПУ, 2004. – 170 с. (75% личного участия)
13.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности студентов [Текст] : учебное пособие / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2005. – 336 с.
14.Крайник, В. Л. Теоретические основы культуры учебной деятельности будущего педагога [Текст] : монография / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2006. – 208 с.
15.Крайник, В. Л. Технология формирования культуры учебной деятельности будущего педагога [Текст] : монография / В. Л. Крайник. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 173 с.
Сборники научных статей под редакцией автора
16.Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – 299 с.
17.Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования [Текст] : материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – 341 с.
Научные статьи
18.Крайник, В. Л. Некоторые особенности организации учебного процесса студентов первого курса факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Специалист физической культуры и спорта в условиях социально-экономических реформ : сборник научных статей / – Ижевск: Полиграфия, 1996. – С. 54-56.
19.Крайник, В. Л. Процесс непрерывного формирования учебно-профес-сиональной деятельности будущих педагогов [Текст] / В. Л. Крайник // Технология педагогической подготовки учителя: инновационный поиск : сборник научных статей / – Волгоград: Перемена, 1997. – С. 101-104.
20.Крайник, В. Л., Козлов, Н. С. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и экспериментальная практика формирования [Текст] / В. Л. Крайник, Н. С. Козлов // Педагог: наука, технология, практика. – Барнаул. – 1998. – № 2. – С. 76-80. (50% личного участия)
21.Крайник, В. Л. Теоретические основы исследования проблемы формирования учебной деятельности учащихся [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы оптимизации совместимости текстов учебников для средней школы : сборник научных статей / АГУ. – Барнаул, 1999. – С. 141-159.
22.Крайник, В. Л. К проблеме довузовской подготовленности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физической культуры и спорта на Алтае : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2000. – С. 45-48.
23.Крайник, В. Л. Методика определения уровня сформированности учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физической культуры и спорта на Алтае : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2000. – С. 48-55.
24.Крайник, В. Л. Личностно-ориентированный подход к индивидуали-зации учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодёжи : сборник научных статей / – Шуя : Весть, 2002. – С. 82-83.
25.Крайник, В. Л. Постановка проблемы формирования индивидуального стиля учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АлтГТУ. – Барнаул, 2002. – С. 156-160.
26.Крайник, В. Л. Психолого-педагогические предпосылки исследования проблемы индивидуализации учебной деятельности студентов факультета физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АлтГТУ. – Барнаул, 2002. – С. 160-164.
27.Крайник, В. Л. Культурологические принципы профессионального педагогического образования [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 2 / – Барнаул. – 2002. – С. 60-70.
28.Крайник, В. Л. К вопросу о генезисе и дефинициях культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 3 / – Барнаул. – 2003. – С. 12-21.
29.Крайник, В. Л. Профессиональная подготовка учителя на основе культурологического подхода [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт, здоровье : сборник научных статей / АГТУ. – Барнаул, 2004. – С. 117-125.
30.Крайник, В. Л. Концептуальные подходы к формированию культуры учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. Выпуск 4 / – Барнаул. – 2004. – С. 121-130.
31.Крайник, В. Л. Культурологический подход как условие продуктив-ности профессиональной подготовки современного педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Продуктивное образование: Педагогическая деятельность в продуктивном образовании: альманах. Выпуск 3 / – М. : Экшен, 2005. – С. 72-80.
32.Крайник, В. Л. Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно и нужно сделать ещё в школе [Текст] / В. Л. Крайник // Директор школы. – М. – 2005. – № 2. – С. 53-58.
Материалы конференций
33.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов как фактор повышения качества высшего образования [Текст] / В. Л. Крайник // Социально-экономические проблемы образования в западно-сибирском регионе России : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 8-11.
34.Крайник, В. Л. Довузовский опыт учебной деятельности студентов ФФК как объект педагогического анализа [Текст] / В. Л. Крайник // Проблемы повышения качества подготовки учителя физической культуры : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 32-34.
35.Крайник, В. Л., Мануйлов, С. И. Трудности начального этапа обучения в вузе и их специфика на факультете физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник, С. И. Мануйлов // Проблемы повышения качества подготовки учителя физической культуры : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1995. – С. 36-38. (50% личного участия)
36.Крайник, В. Л. Технология формирования основ организации учебной деятельности студентов первого курса / В. Л. Крайник // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности : материалы конференции / БВПУК. – Барнаул, 1996.– С. 143-145.
37.Крайник, В. Л. Организационно-педагогические аспекты развития об-щеучебных умений у студентов первого курса / В. Л. Крайник // Теория и практика развивающего обучения : материалы конференции / ГАГУ. – Горно-Алтайск, 1996. – С. 171-172.
38.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов ФФК как средство совершенствования подготовки специалистов физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края : материалы конференции / АКИПКРО. – Барнаул, 1996. – С. 8-10.
39.Крайник, В. Л. Формирование учебной деятельности студентов ФФК в условиях системы многоуровневого физкультурного образования [Текст] / В. Л. Крайник // Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования : материалы конференции / СибГАФК. – Тюмень, 1996. – С. 63-67.
40.Крайник, В. Л. Переходный период в формировании учебной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Развитие личности и проблемы непрерывного образования : материалы конференции / НГТУ. – Новосибирск, 1997. – С. 61.
41.Крайник, В. Л. Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности студентов факультета физкультуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1997. – С. 67-68.
42.Крайник, В. Л. Динамика сформированности учебной деятельности будущих учителей физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1997. – С. 69-72.
43.Крайник, В. Л. Мотивация учебной деятельности и её динамика в условиях перехода от обучения в средней школе к обучению на факультете физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы конференции. Часть II / СибГАФК. – Омск, 1998. – С. 154-158.
44.Крайник, В. Л. Адаптация студентов факультета физической культуры к вузовским условиям обучения [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 1998. – С. 41-43.
45.Крайник, В. Л. Подготовка будущих учителей к профессиональному самообразованию как средство гуманизации учебного процесса в высшей школе [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 1999. – С. 106-107.
46.Крайник, В. Л. Управление учебной деятельностью студентов на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Инновации в системе педагогического образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 1999. – С. 32-39.
47.Крайник, В. Л. К проблеме индивидуализации учебной деятельности студентов в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Новые технологии и комплексные решения: наука, образование, производство : материалы конференции / КемГУ. – Анжеро-Судженск, 2001. – С. 49-51.
48.Крайник, В. Л. Информационная культура будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Повышение результативности в спорте, физическом воспитании и оздоровлении населения : материалы конференции / ЧГИФК. – Чайковский, 2002. – С. 126-129.
49.Крайник, В. Л. Методологическая культура будущего педагога [Текст] / В. Л. Крайник // Методологический подход к решению региональных проблем совершенствования физической культуры и спорта : материалы конференции / КГУ. – Калининград, 2002. – С. 110-114.
50.Крайник, В. Л. Взаимосвязь культуры и профессионального педагогического образования [Текст] / В. Л. Крайник // Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – С. 128-147.
51.Крайник, В. Л., Козлов, Н. С. Воспитание культуры умственного труда студентов [Текст] / В. Л. Крайник, Н. С. Козлов // Культура учебной деятельности студентов: теория и практика формирования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2003. – С. 119-122. (50% личного участия)
52.Крайник, В. Л. Культурологическое образовательное пространство современной школы [Текст] / В. Л. Крайник // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2004. – С. 143-151.
53.Крайник, В. Л. Довузовский уровень сформированности учебной дея-тельности будущего учителя физической культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2004. – С. 26-31.
54.Крайник, В. Л. Культурологическое содержание процесса профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. Л. Крайник // Совершенствование качества образования в педагогическом университете : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2004. – С. 147-152.
55.Крайник, В. Л. Рефлексивная культура студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – С. 177-186.
56.Крайник, В. Л. Метод моделирования и культура учебной деятельности студентов [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2005. – С. 187-193.
57.Крайник, В. Л. Взаимосвязь культуры и образования – основа профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы физического воспитания в процессе профессионального образования : материалы конференции / УГПУ. – Екатеринбург, 2005. – С. 61-66.
58.Крайник, В. Л. Школьному руководителю о готовности выпускников к учебной деятельности в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Пути решения проблемы качества образования в XXI веке : материалы конференции / ГАГУ. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 59-61.
59.Крайник, В. Л. Культурологический подход в профессиональной подготовке педагога как методология нового времени [Текст] / В. Л. Крайник // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2008. – С. 66-69.
60.Крайник, В. Л. Развитие личности будущего педагога в контексте современной культуры [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике : материалы конференции / БГПУ. – Барнаул, 2008. – С. 187-194.
61.Крайник, В. Л. Культура учебной деятельности будущего педагога и культура преподавания в вузе [Текст] / В. Л. Крайник // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы конференции / ТГПУ. – Томск, 2008. – С. 21-24.