- Методолого-теоретические основы процесса обучения физике студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей, которыми выступают методологические подходы (личностно-оринентированный, дифференцированный, деятельностный, модельный, обогащающий и информационный), совокупность общенаучных (гуманизации, интеграции, системности) и специальных (модельного представления физической информации, формирования информационной мобильности, предметно-практического представления информации, междисцилинарной интеграции) принципы обучения.
- Концепция методической системы обучения физике студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей, базирующаяся на следующих идеях:- сочетания личностно-оринентированного, дифференцированного, деятельностного, модельного, обогащающего и информационного подходов при обучении физике;- обучение студентов вузов физике возможно на основе учета их индивидуальных когнитивных стилей, в частности когнитивного стиля «ригидность / гибкость когнитивного контроля», а также предпочтительных стилей кодирования информации; - содержание курса физики можно представить как совокупность учебных моделей: материальной, графической, аналитической и др. - при условии равноправности различных форм представления физической информации- перевод физической информации в различные формы представления возможно осуществить путем интеграции физики с курсами математики, инженерной графики и информатики на основе выделения связеобразующих элементов содержания средствами системы междисциплинарных учебных заданий.
- Модель методической системы обучения физике студентов вузов, построенная на системе общедидактических и уточненных принципов, учитывающая когнитивный стиль «ригидность / гибкость когнитивного контроля», включающая целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты и линии реализации концепции: психологическую организационную, введения физической информации, организации системы занятий, установления межпредметных связей.
- Методическая система обучения физике студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей, включающая цели, содержание, методы и средства, организационные формы. Система целей является системообразующим элементом и включает цели: образовательную - повышение подготовленности студентов в области физики; развивающую - формирование информационной мобильности; воспитательную - формирование профессиональной направленности личности и ценностного отношения к изучению физики. Содержание курса физики отобрано и систематизировано на основании принципов: психологических закономерностей представления изучаемого материала, полисистемности, интегративности, вариативности, профессиональной направленности, многоуровневой организации учебного материала. Содержание курса физики позволяет осуществлять перевод физической информации в различные формы представления. Методика модельного представления физической информации в курсе лекции базирующаяся на идее о возможности представления дисциплины «Физика» как совокупности моделей. Перевод информации в различные формы представления возможен путем применения логических и частнонаучных методов. Методика последовательного выполнения системы физических заданий: тренировочные задачи (первого и второго типов) → базовые задачи → комплексные расчетно-графические задания, базирующаяся на разработанной системе приемов и методов перевода физической информации в различные формы представления. Методика вариативного выполнения лабораторных работ в зависимости от предпочтительного стиля кодирования информации. Методика организации самостоятельной работы студентов, включающая пакет индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения студентом и способы их выполнения. Методика мониторинга когнитивных особенностей студентов и эффективности подготовки студентов по физике в процессе обучения в вузе, включающая систему тестовых заданий и способы их применения в учебном процессе для измерения следующих параметров: - предпочтительный стиль кодирования информации;- показатель ригидность/гибкость когнитивного контроля;- уровень освоения студентами приемов перевода физической информации в различные формы представления;- уровень подготовленности студентов в области физики;- уровень мотивации к изучению физики.
1. Толстенева, А.А. Проектирование содержания спецкурсов при подготовке педагога профессионального обучения [Текст]: монография / А.А. Толстенева, А.А. Червова. – Н.Новгород: ВГИПА, 2002. – 180 с. 11,25 п.л. ISBN 5-88820-108-1 (авт. вклад 80% )
2. Толстенева, А.А. Проектирование содержания курса математика для студентов-психологов в вузе [Текст]: монография / А.А. Толстенева, А.А. Червова, А.В. Макеева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – 145 с. 9,06 п.л. ISBN 5-88820-280-0 (авт. вклад 75%)
3. Толстенева, А.А. / Теоретические основы дифференциации при обучении студентов вузов [Текст]: монография / А.А. Толстенева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 175 с. 10,9 п.л. ISBN 5-88820-325-4
4. Толстенева, А.А. / Реализация системы обучение студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей [Текст]: монография / А.А. Толстенева – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 236 с. ISBN 978-5-88820-391-0
5. Толстенева, А.А. Проектирование и реализация курса «Физика для дизайнеров» в процессе обучения в вузе [Текст]: монография / А.А. Толстенева, А.А. Червова, А.А. Абрамов — Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. — 106 с. 6,62 п.л. ISBN 978-5-88820-430-6 (авт. вклад 70 %)
Учебно-методические пособия, методические рекомендации
6. Толстенева, А.А. / Инженерная графика. Конструирование, вычерчивание и оформ-ление чертежей печатных плат [Текст]: методические рекомендации/ А.А. Толстенева - Н.Новгород: НВЗРКУ, 1993. – 46с. 2,87 п.л.
7. Толстенева, А.А. Физика и автомобиль [Текст]: Учебное пособие / А.А. Толстенева. – Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. – 100с. 6,25 п.л.
8. Толстенева, А.А. Учебное пособие по организации и проведению лабораторного практикума по физике [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 180с. авт. 11,25 п.л. (авт. вклад 70 %).
9. Толстенева, А.А. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Физика» [Текст] / А.А. Толстенева, Т.А. Коробкова – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 78с. 4,87 п.л. (авт. вклад 95%)
10. Толстенева, А.А. Расчет погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике с использованием компьютерных технологий [Текст]: Методическое посо-бие / А.А. Толстенева, А.А. Червова, М.Л. Груздева – Н.Новгород: ВГИПА, - 2003. – 20с. 1,25 п.л. (авт. вклад 60%)
11. Толстенева, А.А. Модели в физике. Учебное пособие [Текст]/ А.А.Толстенева. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 130с. 8,12 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
12. Толстенева, А.А. Направления формирования личности педагога профессиональ-ного обучения средствами естественнонаучных дисциплин [Текст] / А.А.Толстенева, А.А.Червова // Наука и школа. - 2004. - №4. - С. 5-7. 0,2 п.л. 0,25 п.л. (авторских 70%)
13. Толстенева, А.А. Модель как системообразующий фактор построения курса фи-зики [Текст] / А.А.Толстенева, А.А.Червова // Наука и школа. – 2004. - №3. С. 49 – 51. (ав-торских 80%)
14. Толстенева, А.А. Организация внутренней дифференциации обучения в техниче-ском вузе на основе информационного подхода [Текст] / А.А.Толстенева, А.А.Червова // Фи-зическое образование в вузах. - 2006. - Т.12, №2. - С.61-69. 0,56 п.л. (авторских 80%)
15. Толстенева, А.А. Модель методической системы дифференцированного обучения физике студентов технических вузов [Текст] / А.А.Толстенева // Физическое образование в вузах. – 2007. - Т.13, №1. - С. 49 – 58. 0,62 п.л.
16. Толстенева, А.А.Физика в системе дополнительного профессионального образо-вания [Текст] / А.А.Толстенева // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №10. – С.38 – 41. 0,25 п.л.
17. Толстенева, А.А. Методическое пособие в системе дифференцированного обуче-ния студентов на основе учета их когнитивных стилей [Текст] / А.А.Толстенева, А.А.Червова // Наука и школа. – 2007. - №4. – С. 32-35. 0,4 п.л. (авторских 90%)
18. Толстенева, А.А.Организация лабораторного практикума в условиях внутренней дифференциации на основе особенностей восприятия учебной информации [Текст] / А.А.Толстенева // Наука и школа. – 2007. - №6. – С. 59-62. 0,4 п.л.
19. Толстенева, А.А. Структура и содержание концепции обучения физике студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей [Текст] / А.А.Толстенева // Наука и школа. – 2008. – № 2 – С. 26-28. 0,37 п.л.
20. Толстенева, А.А. Формирование физического мышления у студентов вузов сред-ствами решения задач [Текст]/ А.А. Толстенева // Приволжский научный журнал. – 2008. – №2 – С. 190-197. 0,87 п.л.
21. Теоретические основы и практика по организации методической системы обуче-ния физике студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей [Текст] / А.А. Толстенева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия инновации в образовании. – 2008. – №3 – С. 24-30. 0,87 п.л.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов
22. Толстенева, А.А. Проблемный метод проведения теоретических семинаров по фи-зике с привлечением физического эксперимента [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова, Ж.В. Прахова // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Вып.10. / ГГПИ. – Глазов - Москва, 2000. – С. 227 – 230. 0,4 п.л. (авторских 60%)
23. Толстенева, А.А. Целеполагание в проектировании профессионального обучения [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова // Сборник научных трудов. Серия «Инновационные подходы к обучению естественнонаучным дисциплинам».– Н.Новгород: ВГИПА, 2002г. Вып. 5., Часть 2. (авторских 80%)
24. Толстенева, А.А. Подходы к формированию содержания курса физики для инже-нерно-педагогических специальностей [Текст] / А.А. Толстенева// Учебная физика. № 1 - М: РАО, 2002. – С. 58 – 61. 0,4 п.л.
25. Толстенева, А.А. Профессионально-ориентированное обучение естественнонауч-ным дисциплинам с привлечением виртуального эксперимента [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова, М.Л. Груздева // Актуальные проблемы образования. Материалы по итогам научно-исследовательской деятельности конкурса грантов 2000 г. в области педагогики. – М.: «Прометей» МПГУ, 2002. – С. 95 – 102. 0,5 п.л. (авторских 60%)
26. Толстенева, А.А., Виртуальная лаборатория как средство реализации межпред-метных связей курсов физики и высшей математики [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова, М.Л. Груздева // Физика в системе подготовки студентов нефизических специальностей уни-верситетов в условиях модернизации образования: сборник трудов совещания-семинара. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. – С. 155-157. 0,37 п.л. (ав-торских 50%)
27. Толстенева, А.А. Применение виртуальной лаборатории при обучении естествен-нонаучным дисциплинам [Текст] / А.А. Толстенева, М.Л. Груздева // Фундаментальные ис-следования в области гуманитарных наук: конкурс грантов 2002 г. Сб. реф.избр. работ. – Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2005. – С. 41 – 44. 0,3 п.л. (авторских 50%)
28. Толстенева, А.А. Модульная система методических пособий по естественнонауч-ным дисциплинам [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова // Проблемы учебного физическо-го эксперимента: Сб. науч. тр., Выпуск 21. – М: ИСМО РАО, 2005. – С. 104 – 106. 0,2 п.л. (авторских 50%)
29. Толстенева, А.А. Индивидуальные особенности обучаемых в системе вузовского образования [Текст] / А.А. Толстенева // Научно-методический журнал / ВГИПА. – 2006. – №2. – С. 39 – 43. 0,62 п.л.
30. Толстенева, А.А. Организация лабораторного практикума в условиях внутренней дифференциации [Текст] / А.А. Толстенева // Высокие технологии в педагогическом процес-се: Тезисы докладов VII Международной научно-методической конференции преподавате-лей вузов, ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПА, 2006. - С.25 – 28. 0,5 п.л.
31. Толстенева, А.А. Лабораторный практикум в системе дифференцированного обу-чения [Текст] / А.А. Толстенева // Актуальные вопросы развития образования и производ-ства: Тез. докл. Всероссийской научно – практической конференции молодых ученых и спе-циалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2006.- С.252-257. 0,37 п.л.
32. Толстенева, А.А. К вопросу о проведении лабораторных занятий по физике с использованием исследовательского метода [Текст] / Физика в школе и вузе. Сборник науч-ных статей РГПУ им. А.И. Герцена. - С.-Петербург: РГПУ - 2006. – Выпуск 5, – С. 81-85. 0,56 п.л.
33. Толстенева, А.А. Организация лабораторного практикума с учетом индивидуаль-ных особенностей студентов [Текст]/ А.А. Толстенева, А.А. Червова // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. тр., Выпуск 23. – М: ИСМО РАО, 2006. – С. 28 – 36. 0,37 п.л. (авторских 80%)
34. Толстенева, А.А. Концептуальные основы обучения студентов вузов с учетом их когнитивных стилей [Текст]/ А.А. Толстенева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы VIII международной научно-методической конференции - Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 – С. 50-55. 0,75 п.л.
Материалы научных конференций
35. Толстенева, А.А. Фундаментальное и контекстное обучение физике в инженерно – педагогическом вузе [Текст] / А.А. Толстенева // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. IV региональной научно – практической конференции моло-дых ученых и специалистов. – Екатеринбург: УГППУ, 2000. - С. 77. 0,1 п.л.
36. Толстенева, А.А. Особенности физического образования в инженерно-педагогическом вузе [Текст] / А.А. Толстенева // Физика в системе современного образова-ния: Тез. докл. международной конференции. Т.1. - Ярославль: ЯГПУ, 2001. - С. 87. 0,1 п.л.
37. Толстенева, А.А. Практическое проектирование содержания спецкурса [Текст] / А.А. Толстенева // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тез. докл. научно – практической конференции молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001.- С. 144. 0,1 п.л.
38. Толстенева, А.А. Учебное пособие в системе знаково-контекстного обучения в инженерно – педагогическом вузе [Текст] / А.А. Толстенева // Шестая Нижегородской сес-сии молодых ученых (гуманитарные науки): Тез. докл. – Н.Новгород: Нижегородский гума-нитарный центр, 2001. – С. 248. 0,1 п.л.
49. Толстенева, А.А. Построение системы принципов отбора содержания дисциплин естественнонаучного цикла для инженерно-педагогических специальностей [Текст] / А.А. Толстенева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез. докл. III международной конференции. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 168. 0,1 п.л.
40. Толстенева, А.А. Анализ характера мотивации поступления и учения студентов в инженерно-педагогическом вузе [Текст] / А.А. Толстенева //: Там же - С. 159. 0,1 п.л.
41. Толстенева, А.А. Профессионально-ориентированный лабораторный практикум [Текст] / А.А. Толстенева, М.Л.Груздева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез. докл. IV международной конференции. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - С. 96. 0,1 п.л. (авторских 50%)
42. Толстенева А.А. Профессионально-ориентированное обучение естественнонауч-ным дисциплинам с привлечением виртуального эксперимента [Текст] / А.А. Толстенева, А.А.Червова, М.Л. Груздева // Физика в системе профессионального образования: Труды седьмой международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. И.И, Герцена, 2003. – Т.2. – С.88. 0,1 п.л. (авторских 30%)
43. Толстенева, А.А. Лабораторный практикум: фундаментализация и профессио-нальная направленность [Текст] / А.А. Толстенева // Проблемы фундаментализации и про-фессиональной направленности инженерного и инженерно-педагогического образования: Сборник научных трудов 1 межвузовской научно-практической конференции. Н.Новгород: ВГИПА, 2004. 0,1 п.л.
44. Толстенева, А.А. К вопросу о новых подходах в обучении естественнонаучным дисциплинам [Текст] / А.А. Толстенева // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, 2004 -Н. Новгород: ВГИПА, 2004 - С. 0,1 п.л.
45. Толстенева, А.А., Возможности компьютера в лабораторном практикуме [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова, М.Л. Груздева // Учебный физический эксперимент: акту-альные проблемы, современные решения: Труды IX Всероссийской конференции. – Глазов: ГГПИ, 2004. – С. 28. (авторских 60%)
46. Толстенева, А.А. Формирование навыков обработки результатов эксперименталь-ных данных с использованием компьютерных технологий [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова, М.Л. Груздева // Физика в системе современного образования: Материалы восьмой международной конференции (книга 2) – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2005 С- 633-635. 0,1 п.л. (авторских 50%)
47. Толстенева, А.А. Из опыта организации научно-исследовательской деятельности студентов в образовательной области технология [Текст] / А.А. Толстенева //Актуальные во-просы развития образования и производства: Тез. докл. Всероссийской научно – практиче-ской конференции молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005.- С. 161. 0,1 п.л.
48. Толстенева, А.А. К проблеме мониторинга обучения физике студентов вузов с учетом их индивидуальных особенностей [Текст] /А.А. Толстенева // Физическое образова-ние: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Международной научно-методической конференции. – Ч.1. – М.: МПГУ, 2007. - С.146-148. 0,1 п.л.
49. Толстенева, А.А. Структура концепции обучения физике студентов вузов с уче-том их когнитивных стилей [Текст] / А.А. Толстенева, А.А. Червова // Физика в системе со-временного образования: Материалы девятой международной конференции (книга 2) – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. - 359 – 341. 0,1 п.л. (авторских 50%)
50. Толстенева, А.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению системы обучения студентов вузов на основе учета их когнитивных стилей [Текст] / А.А. Толстенева // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VII Международной научно-методической конференции. Ч.1.– М.: МПГУ, 2007. - С. 210-213. 0,1 п.л.
51. Толстенева, А.А. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности сту-дентов при обучении физике [Текст] / А.А. Толстенева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы VIIII международной научно-методической конференции – Т.1. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. С. 271 – 273. 0,2 п.л.