Научная тема: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Принципиальной позицией концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года является рассмотрение образования не только как цели, но и как средства удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства. В качестве основного ориентира его развития определена доступность качественного образования при одновременном эффективном использовании ресурсов. Это предусматривает необходимость изменения деятельности субъектов управления образованием различного уровня: федерального, регионального, муниципального, образовательного учреждения. В частности, требуется перестройка организации региональными органами управления образованием научно-методического сопровождения инновационной деятельности, которую (организацию) необходимо рассматривать как мотивационный и ресурсный механизм поддержки инноваций, соответствующих цели повышения адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды и стратегии развития региональной системы образования.
  2. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в организационном аспекте не может рассматриваться только как научно-методическое обеспечение тем или иным субъектом данной деятельности школ; как обучение или консультирование руководителей и персонала школ, осуществляющих инновационную деятельность; как оказание им помощи или как создание условий для их инновационной деятельности; как поддержка этой деятельности; как совместная деятельность субъекта сопровождения и субъектов школы (руководителей и педагогов), осуществляющей инновационную деятельность. Целесообразно рассматривать научно-методическое сопровождение в качестве одного из возможных средств профессионального развития сопровождаемых в соответствующих региональной стратегии развития образования направлениях, заключающемся в переводе внешних обратных связей субъектов сопровождения во внутренние обратные связи сопровождаемых; обеспечивающего развитие у последних рефлексивных умений путем их обучения способам самоконтроля и самооценки деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов; требующего чередования организации самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых и внешней оценки ее хода и результатов сопровождающим, разработки соответствующих критериев оценки, оказания помощи сопровождаемым школам при разработке программ инновационной деятельности школ и оформлении ее продуктов.
  3. Региональную систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений необходимо рассматривать не изолированно, а как один из механизмов развития региональной системы образования, что определяет общие и частные цели этой системы. Педагогически целесообразным является ее рассмотрение как реальной по природе элементов, как искусственной по происхождению, как временной по продолжительности существования, как активной по реакции на возмущающие воздействия, как открытой по отношению к окружающей среде, как динамической по изменчивости характеристик, как организационной по реализации управляющих воздействий людей, как деятельностной по проявлению активности ее различных субъектов, как управляемой по характеру функционирования. Такой подход к рассмотрению региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, с одной стороны, предполагает ее постоянное развитие в соответствии с изменяющимися целями региональной системы образования и стратегией ее развития. С другой стороны, в рамках такого подхода в качестве цели научно-методического сопровождения выступает не только помощь сопровождаемым школам и поддержка изменений, осуществляемых в них, но, прежде всего, профессиональное развитие сопровождаемых руководителей и педагогов. Региональная система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ должна быть развивающей и развивающейся.
  4. Концепция организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности должна учитывать специфику инновационных процессов в образовании, определяющую зависимость научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ от микро- и макроуровней инновационных процессов; от деятельностного, субъектного и организационно-управленческого аспектов полиструктурной инновационной деятельности школ; от масштаба целесообразного распространения инноваций (на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях); от двух возможных каналов («от общего к частному» и «от частного к общему») распространения инноваций. Данная концепция должна предусматривать рассмотрение организации (в деятельности любого субъекта управления уровня, выше школьного) научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как функции органа управления образованием, основной целью которой является не поддержка любых осуществляемых инноваций, а ориентация осуществляемых в школах инновационных процессов на цели модернизации той или иной региональной стратегии развития образования и стимулирование педагогических коллективов на инновации, адекватные этим целям.
  5. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне должна предусматривать в качестве основного субъекта управления научно-методическим сопровождением инновационной деятельности школ региональный орган управления образованием, деятельность которого совместно с его ресурсными службами включает в себя определение и корректировку направлений инновационной деятельности школ, подлежащих сопровождению; стимулирование школ на соответствующую инновационную деятельность; ориентацию субъектов сопровождения на эффективное научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ; информирование участников инновационной деятельности, обеспечивающее четкое понимание сопровождающими, а также педагогами и руководителями школ общих задач и задач отдельных субъектов в связи с организацией инновационной деятельности; анализ результативности научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе; внесение изменений в действующую организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ; создание механизма регионального заказа на выполнение научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ; определение субъектов научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе и их подготовку, разграничение полномочий между ними, регламентацию их деятельности; обеспечение ресурсами (в том числе, кадровыми) научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ; создание целесообразных структур (координационных, экспертных, аналитических и пр.), реализующих некоторые функции текущего управления научно-методическим сопровождением инновационной деятельности школ; задействование механизмов распространения продуктов инновационной деятельности школ.
  6. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне служит эффективным средством развития региональной системы образования при реализации субъектами управления научно-методическим сопровождением и субъектами научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений следующих условий:- наличие четких, операциональных целей развития региональной системы образования, позволяющих разрабатывать критерии для оценки хода и результатов инновационной деятельности общеобразовательных учреждений сопровождающими и для самоконтроля и самооценки сопровождаемыми;- обеспечение в ходе организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений соответствия отдельных инноваций комплексным инновационным процессам;- осуществление конкурсного отбора сопровождаемых общеобразовательных учреждений на основе четких и однозначных критериев (в частности, степени соответствия предполагаемых или осуществляемых инноваций целям развития региональной системы образования); - наличие региональных программ (проектов), предусматривающих ресурсное обеспечение организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений;- реализация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как организации самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых, чередуемой с самооценкой и внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими;- осуществление обучения сопровождаемых субъектов способам самоконтроля и самооценки деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов.
  7. Повышению эффективности научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в регионе должно способствовать использование конкурсного определения институциональных субъектов научно-методического сопровождения, в качестве которых могут выступать учреждения и организации, подведомственные региональному органу управления образованием: учреждения дополнительного профессионального образования, центры оценки качества образования, центры тестирования, центры мониторинга, ресурсные центры; учреждения высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности; организации (подразделения организаций), деятельность которых направлена на развитие образования (научно-исследовательские институты, научные лаборатории, центры модернизации образования и их структурные подразделения). Конкурсное размещение регионального заказа на научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ не только является механизмом расширения возможных субъектов научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, но и способствует повышению качества научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ и эффективности использования ресурсов, необходимых для организации сопровождения, через создание конкурентной среды.
  8. Факторами, способствующими повышению эффективности организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне, являются: наличие официально утвержденной региональной стратегии развития образования, задающей целесообразные направления инновационной деятельности школ; создание конкурентной среды в системе повышения квалификации региона; преобладание в процессе повышения квалификации интерактивных методов и проектных технологий обучения; направленность аттестации педагогов, руководителей, образовательных учреждений на выявление рефлексивных умений педагогов и руководителей.
Список опубликованных работ
I. Монографии, учебные пособия

1. Инновационная практика: проектирование адаптивной системы образования сельского района в условиях предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под общ. ред. В.П.Лариной – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004 - 148 с. (авторский текст 0,6 п.л.).

2. Ларина, В.П., Огородова, Н.Б. Управление организацией профильного обучения на старшей ступени общего образования: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред В.П.Лариной – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2005 – 127 с. (авторский текст 3,8 п.л.).

3. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ в муниципальной системе образования: Учебно-методическое пособие [Текст] /В.П.Ларина. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2005. – 65 с. (авторский текст 1,7 п.л.).

4. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ: Монография [Текст] / В.П.Ларина. – Киров-Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО Удмуртской республики, 2006. – 115 с. (7,0 п.л.).

5. Ларина, В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ: Монография [Текст] /В.П.Ларина. - Киров-Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ИПК и ПРО, 2006. – 115 с. (7,0 п.л.).

II. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации:

6. Ларина, В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования [Текст] /В.П.Ларина //Педагогика. – 2005. - № 2.– С.55-61 (0,5 п.л.).

7. Ларина, В.П. Анализ факторов, влияющих на специфику научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П.Ларина //Интеграция образования. – 2005. - №3. – С.80-85 (0,5 п.л.).

8. Ларина, В.П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П.Ларина //Педагогика. – 2005. - № 9. – С.36-42 (0,5 п.л.).

9. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ [Текст] /В.П.Ларина //Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - Самара: СНЦ РАН. - 2006.- № 1. - C. 145 - 151 (0,5 п.л.).

10. Ларина, В.П. Инновационные подходы к управлению развитием региональной системы образования [Текст] /В.П.Ларина //Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 5. - С. 124-132 (0,8 п.л.).

11. Ларина, В.П. Модернизация деятельности региональных органов управления образованием [Текст] /В.П.Ларина //Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 6. - С. 151-159 (0,8 п.л.).

12. Ларина, В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] /В.П.Ларина //Профессиональное образование. Столица. – 2008. - № 6. - С. 27-29 (0,3 п.л.).

13. Ларина, В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как средство развития региональной системы образования [Текст] /В.П.Ларина //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2008.- № 4 (52). – С.127-134 (0,7 п.л.)

б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:

14. Ларина, В.П. Инновационный потенциал как показатель качества профессиональной деятельности педагогов [Текст] /В.П.Ларина //Подготовка педагогических кадров и оценка качества в системе непрерывного образования (материалы международного семинара). – Киров, 2001. – С. 40-43 (0,22 п.л.).

15. Ларина, В.П. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения как условие непрерывного образования [Текст] / В.П.Ларина //Инновационная практика: Управление вариативным образованием в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения: опыт управления образования администрации г. Кирово-Чепецка: материалы областного семинара 13 мая 2004 года /Под ред. В.П.Лариной. – Киров: Изд-во ИУУ, 2004. – C.3-7 (0,3 п.л.).

16. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ /[Текст] /В.П.Ларина //Методист. – АПК и ПРО, Москва. – 2005. - № 5. - С. 19-21 (0,3 п.л.).

17. Ларина, В.П. Управление качеством образования: научно-методический аспект [Текст] /В.П.Ларина // Деятельность вечерних школ в условиях модернизации образования: сборник научно-методических статей. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2005 г. – С.7-13 (0,3 п.л.).

18. Ларина, В.П. Теоретические подходы к оценке качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П.Ларина //Кiраванне ў адукацыi. – Минск. - 2005. - № 9. – С.16-20 (0,3 п.л.).

19. Ларина, В.П. Теоретические основы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П.Ларина //Зборник навуковых прац акадэмii паслядыпломнай адукацыi. – Минск. - 2005.- С.144-154 (0,6 п.л.).

20. Ларина, В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как средство развития региональной системы образования [Текст] /В.П.Ларина //Вестник Самарского государственного педагогического университета. Социальный менеджмент и управление образованием /Главный редактор проф. Л.И.Фишман. № 2 (2006). Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 16-25 (0,63 п.л.).

21. Ларина, В.П. Стратегический подход к управлению развитием территориальной системы образования [Текст] /В.П.Ларина //Проектирование адаптивной образовательной среды сельского района на основе мониторинга: сборник научно-методических статей /Под ред. В.П.Лариной.- Киров: КИПК и ПРО, 2007. – С.6-18 (0,8 п.л.).

22. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ как средство развития территориальной системы образования [Текст] /В.П.Ларина, Н.М.Колеватов //Проектирование адаптивной образовательной среды сельского района на основе мониторинга: сборник научно-методических статей /Под ред. В.П.Лариной.- Киров: КИПК и ПРО, 2007. – С.32-46 (авторский текст 0,9 п.л.).

23. Ларина, В.П. Организация инновационной деятельности школ как средство развития региональной системы образования [Текст] /В.П.Ларина //Первый областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие: cборник материалов. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. – С.7-14 (0,5 п.л.).

24. Ларина, В.П. О проектировании муниципальных сетей общеобразовательных учреждений [Текст] / В.П.Ларина //Образование в Кировской области. – Науч.-метод. журнал. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. - №1 – С.40-47 (0,5 п.л.).

25. Ларина В.П. Реализация идеи индивидуализации профильного образования в условиях массовой школы [Текст] /В.П.Ларина, В.Д.Смирнов, А.В.Устюжанин, Е.А.Ошуркова, Л.Н.Казюлина, О.С.Каюкова, О.А.Корнилова, Г.М.Третьякова, Д.О.Третьяков, А.В.Черепанова, А.В.Маркина // Cборник научно-методических материалов. – Киров-Вятские Поляны: Изд-во КИПК и ПРО, 2007. – С. 5-10 ( 0,4 п.л.).

26. Ларина, В.П. Повышение качества образования как главная цель российской образовательной политики [Текст] /В.П.Ларина //Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1. /Авт.-сост. В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – С. 6-16 (0,6 п.л.)

III. Программы и методические рекомендации

27. Ларина, В.П. Экспериментальная педагогическая площадка как способ создания адаптивной образовательной среды сельской школы [Текст] /В.П.Ларина //Создание адаптивной образовательной среды сельской школы: Методическое пособие /Под общ. ред. В.П.Лариной. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2001. – С. 10 - 18 (0,56 п.л.).

28. Ларина, В.П. Инновационные технологии в управлении: образователь-ная программа школы [Текст] / В.П.Ларина //Опыт разработки образовательной программы школы: Вестник информационно-педагогического центра ИУУ. Вып. 11 /Под ред. В.П.Лариной – Киров: Изд-во ИУУ, 2002. – C. 3-7 (0,25 п.л.).

29. Ларина, В.П. Инновационная практика: программно-целевой подход как средство создания адаптивной образовательной среды сельской школы: Методическое пособие [Текст] / В.П.Ларина, Т.И.Комарова, Т.А.Конышева, Е.П.Суворова //Под ред. В.П.Лариной. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002. – С.3-12 (авторский текст 0, 6 п.л.).

30. Ларина, В.П. .Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] /В.П.Ларина //Инновационная практика: управление развитием школы с углубленным изучением отдельных предметов: Методическое пособие /Под ред. В.П.Лариной – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – С.3-11 (авторский текст 0,5 п.л.).

31. Ларина, В.П. Инновационный потенциал педагогического коллектива как социально-педагогическое явление [Текст] /В.П.Ларина, Л.А.Вепрева // Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие / под ред. В.П.Лариной – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – С. 8-36 (1,75 п.л.).

32. Ларина В.П. От компетентности педагога к компетентности ученика [Текст] / В.П.Ларина, Л.А.Вепрева // Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие // под ред. В.П.Лариной – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – С.3-7 (0,3 п.л.).

33. Ларина, В.П. Теоретические основы организации курсов по выбору предпрофильной подготовки [Текст] / В.П.Ларина // Методические рекомендации по организации курсов предпрофильной подготовки /Под общ. ред. В.П.Лариной. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – с. 3-15 (0,4 п.л.).

IV. Материалы конференций

34. Ларина, В.П. Личностно-ориентированный подход к руководству педагогическим коллективом [Текст] /В.П.Ларина //Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Самара: Изд-во СамГПУ. – 1997. – С.221-222 (0, 125 п.л.).

35. Ларина, В.П. Инновационная деятельность и творчество учителя [Текст] /В.П.Ларина // Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования региона: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Киров, 1999. – С. 90 -93 (0,2 п.л.).

36. Ларина, В.П. Система воспитательной работы в адаптивной школе [Текст] /В.П.Ларина, Н.А.Аксенова //Молодежь России на рубеже веков. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Березники. - 1999. - С.149-152 (авторский текст 0,125 п.л.).

37. Ларина, В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива как необходимое условие эффективной инновационной деятельности [Текст] /В.П.Ларина //Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. П.И.Третьякова. – Брянск, 1999. – С.23-29 (0,43 п.л.).

38. Ларина, В.П. Состояние опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования Кировской области [Текст] / В.П.Ларина // Организация опытно-экспериментальной работы как средство создания адаптивной образовательной среды учреждений образования: Материалы областной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.П. Лариной – Киров, 2001. – С. 10-18 (0,56 п.л.).

39. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение проблемы управления качеством образования в региональной системе образования [Текст] /В.П. Ларина //Интеграция институтов регионального сообщества в управлении качеством образования: Материалы областной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002. – С.13-19 (0,44 п.л.).

40. Ларина, В.П. Управление развитием инновационного потенциала педагогического коллектива [Текст] /В.П. Ларина // Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й Международной научно-практ. конф., 2002 г., Минск: Секция 9. Методологические основы управления качеством образования / Под ред. С.А.Крупник. – Мн.: Акад. последиплом. образования, 2002. – C. 95-102 (0,4 п.л.).

41. Ларина, В.П. Мониторинг как технология управления качеством образования в регионе [Текст] /В.П. Ларина //Модернизация естественнонаучного образования в условиях развития современной школы: Материалы 30-й областной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003. – С. 30-33 (0,25 п.л.).

42. Ларина, В.П. К вопросу организации методической работы с учителями в условиях реструктуризации сельской школы [Текст] / В.П.Ларина, О.Г.Гилязова // Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения: Сборник научных и методических работ, предоставленных на Всероссийскую научно-практическую конференцию / Под ред. М.И. Зайкина. – Арзамас, АГПИ, 2003. – С. 270-274 (авторский текст 0, 125 п.л.).

43. Ларина, В.П. Управление качеством образования через формирование и развитие компетенций учащихся [Текст] / В.П.Ларина // Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения: Сборник научных и методических работ, предоставленных на Всероссийскую научно-практическую конференцию / Под ред. М.И. Зайкина. – Арзамас, АГПИ, 2003. – С. 42-47 (0,375 п.л.).

44. Ларина, В.П. Концептуальные основы развития Кировского областного института усовершенствования учителей как центра повышения квалификации работников образования в регионе [Текст] /В.П. Ларина // Развитие системы повышения квалификации в условиях регионального образования: Материалы областной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.П. Лариной. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003. – С. 3-11 (0,56 п.л.).

45. Ларина, В.П. Теоретико-методологические основы управления введением системы профильного обучения [Текст] /В.П. Ларина //Профильное обучение: модели, содержание, технологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции /Под ред. В.П. Лариной. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – С.5-10 (0,4 п.л.).

46. Ларина, В.П. Подготовка педагогических кадров к реализации идей компетентностно-ориентированного образования [Текст] /В.П. Ларина //Модели построения информационного образовательного пространства региона: материалы I межрегиональной конференции 17-18 ноября 2005 года. -Киров: Изд-во Кировского ИПК и ПРО, 2005. – С.12-16 (0,31 п.л.).

47. Ларина, В.П. Теоретические подходы к разработке системы критериев и показателей качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П. Ларина // Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. П.И. Третьякова. – Смоленск: Издательство Смоленского ИПК, 2005. – С. 45-62 (0,5 п.л.).

48. Ларина, В.П. Теоретические основы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] /В.П. Ларина //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: В 5 ч. Ч.3 / Ин-т доп. проф.-пед. образования; Отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – C. 54-58 (0,5 п.л.).

49. Ларина, В.П. Научно-методические аспекты развития инновационного образования [Текст] /В.П. Ларина // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: Материалы международной научно-практической конференции. В 5 ч.: Ч.3. – Казань: Издательство «Таглимет» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – С.96-99 (0,25 п.л.).

50. Ларина, В.П. Инновационные подходы к подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции (24-25 марта 2005 г., Набережные Челны) / Автор-составитель Ф.Ф. Фишкенеева – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. – С. 97-99 (0,25 п.л.).

51. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение реализации идей профильного обучения [Текст] /В.П. Ларина // Роль непрерывного профессионального образования в устойчивом развитии региона: Материалы международной научно-практической конференции. – Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2005. – Т.2 – С. 142-145 (0,4 п.л.).

52. Ларина, В.П. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе проектирования системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ [Текст] / В.П. Ларина //Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - Москва-Тамбов: ТОИПКРО, 2005.- С.318-325 (0,4 п.л.).

53. Ларина, В.П. Инновационные подходы к созданию научно-методических условий для инновационной деятельности школ [Текст] / В.П. ЛАРИНА //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции : в 6 ч. Ч.1 /Ин-т доп. проф.-пед. образ.; Отв. ред. Д.Ф. Ильясов.- Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – С.192-195 (0,22 п.л.).

54. Ларина В.П. Теоретическое основы управления качеством начального профессионального образования [Текст] /В.П. Ларина // Начальное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции / Под ред.Г.А. Русских. – Киров: Изд-во Кировского ИПК и ПРО, 2006.- С.13-16 (0,25 п.л.).

55. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ как средство развития региональной системы образования [Текст] /В.П. Ларина // Образование взрослых: теория, методология, проблемы: материалы международной научной конференции. – Киров: КИПК и ПРО, 2006. – С.13-20 (0,5 п.л.).

56. Ларина, В.П. Профессиональное развитие руководителей и педагогов школ в процессе проектной деятельности [Текст] /В.П. Ларина, Н.М. Колеватов // Образование взрослых: теория, методология, проблемы [Текст]: материалы международной научной конференции. – Киров: КИПК и ПРО, 2006. – С.72-83 (авторский текст 0,34 п.л.).

57. Ларина В.П. Инновации в образовании: профильная школа [Текст] /В.П. Ларина //Профильное обучение: теория и практика: материалы 33-й научно-практической конференции учителей географии, химии, биологии, экологии общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. 10 января 2006 г. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006. – С.8-14 (0,44 п.л.).

58. Ларина, В.П. Инновационные подходы к подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования [Текст] /В.П. Ларина //Традиции и инновации в образовании: Материалы республиканской научно-практической конференции. Выпуск 3. Ч.I.- Ижевск: Издательство ИПК и ПРО Удмуртской республики, 2006. – С.21-23 (0,2 п.л.).

59. Ларина, В.П. Инновационная деятельность школ как средство развития региональной системы образования [Текст] /В.П. Ларина //Современные тенденции теории и практики воспитания детей, имеющих проблемы в развитии: материалы межрегиональной науч.-практ. конференции, Киров, 27-28 февраля 2007 г. – Киров: КИПК и ПРО, 2007.- С. 14-22 (0,56 п.л.).

60. Ларина, В.П. Инновационная деятельность образовательных учреждений как условие гуманизации образования [Текст] /В.П. Ларина, Н.М. Колеватов //Гуманизация образовательного пространства детства как актуальная проблема образования: материалы региональной науч.-практ. конференции, Киров, 27 ноября 2007 г. – Киров: КИПК и ПРО, 2007.- С. 18-22 (авторский текст 0,2 п.л.).

61. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений как механизм профессионального развития их руководителей и педагогов [Текст] /В.П. Ларина //Образование взрослых: теория, методология, проблемы: материалы региональной научной конференции, Киров, 28 декабря 2007 г. – Киров: КИПК и ПРО, 2007.- С. 10-21 (0,69 п.л.).