Научная тема: «ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Интеграция экологического и эстетического компонентов в художественное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивает включение специфических механизмов эстетического переживания мировоззренческих ценностей, создает условия для их интериоризации, формирования личностно пережитой картины мира и саморазвития личности ребенка в гармонии с собой и окружающим миром, что является актуальной и социально востребованной характеристикой личности. Это обосновывает необходимость применения целостного эколого-эстети­ческого подхода в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Эколого-педагогический потенциал искусства основывается на совокупности образных воплощений мировоззренческих эколого-эстети­ческих ценностей и на специфическом способе их трансформации в личностные ценности через эстетическое переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности личности. Эколого-эстети­ческий подход в воспитании детей предполагает создание педагогически организованной художественной среды в жизни ребенка, где произведения искусства выступают носителями эколого-эстетических ценностей: «я» как ценность и гармоничная целостность (образы разнообразных эмоциональных состояний, гармонизирующих личность); гармония и равновесие в общении (образы гармоничного общения и ответственных, жизнеоберегающих отношений с окружающим миром); красота и одухотворенность природы (образы гармоничных взаимоотношений человека и природы, красоты и выразительности окружающего мира и многообразия человеческих чувств).
  3. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста базируется на обращении к онтологическим основаниям искусства и выявлении точек соприкосновения с онтогенезом ребенка, что выражает идею общения ребенка с художественными образами окружающего мира на актуальном для него уровне - сообразно природе самого ребенка, природе искусства и в соответствии с онтогенетической стадией взаимоотношений ребенка с природой и искусством. Формирование эколого-эстетических ценностных ориентаций средствами художественно-практической деятельности осуществимо при опоре в педагогическом процессе на синкретические формы бытования искусства устной традиции. Витальность средств выразительности, особая роль интонационного и двигательного компонентов синкретического игрового действа, организованного по законам устной традиции, позволяет реализовать механизмы эмоционально-деятельностного переживания эколого-эстети­ческих ценностей через игровые, образные формы взаимодействия с окружающим миром, с опорой на сенсорный опыт ребенка.
  4. Обращение в воспитательной работе к онтологическим основаниям искусства позволяет развернуть процесс формирования ценностных ориентаций у детей от традиционного в преподавании: знание - художественно-эмоциональное сопровождение - закрепление в сознании, к логике: эмоционально-практическая включенность в освоение образа-ценности - вербализация и закрепление в сознании. В этом случае акцентируется формирование эмоциональной основы ценностной ориентации через эстетическое переживание образов окружающего мира. Когнитивный компонент включается на обобщающем этапе - связан с вербализацией и закреплением ценностной ориентации в сознании ребенка. На начальных этапах система экологических знаний и представлений проецируется в воспитательный процесс через педагогическое сознание: в специфическом отборе материала и в разработке эмоционально-смысловых акцентов в драматургии занятия.
  5. Учебно-игровой метод эмоционально-деятельностного переживания детьми эколого-эстетических ценностей в полихудожественной игровой деятельности, в отличие от существующих в педагогике искусства методов, основывается на фольклорном типе мышления и синкретических формах бытования искусства устной традиции в единстве с движением, словом и игровым действом. В соответствии с эколого-эстетическим подходом в художественном воспитании детей полихудожественные групповые игры на музыкально-ритмической основе рассматриваются как доминантный тип художественного освоения мира в период детства. В контексте представляемого метода целью полихудожественной игровой деятельности является сам процесс взаимодействия ее участников друг с другом и с художественными образами окружающего мира, обеспечивающий практическую включенность личности в освоение ценностного поведения: гармоничного взаимодействия в системе «человек - природа - общество».
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ:

1.Куприна, Н. Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. — 2003. — № 10. — С. 46—53 (0,6 п. л.)

2.Куприна, Н. Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях в ДОУ / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. — 2004. — № 10. — С. 16—26 (0,8 п. л.)

3.Куприна, Н. Г. Экология музыки в составе образования для устойчивого развития / Н. Г. Куприна // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Гуманитарные и естественные науки. — 2005. — № 1 (39). — С. 110—115 (0,8 п. л.)

4.Куприна, Н. Г. Эколого-эстетический подход в современном образовании / Н. Г. Куприна // Образование и наука : известия Уральского отделения РАО. — 2005. — № 3 (33). — С. 70—78 (1,0 п. л.)

5.Куприна, Н. Г. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей / Н. Г. Куприна // Воспитание школьников. — 2005. — № 4. — С. 30—35 (0,8 п. л.)

6.Куприна, Н. Г. Интеграция естественно-научного и гуманитарного компонентов в современной концепции эколого-эстетического воспитания личности / Н. Г. Куприна // Интеграция образования : научно-методический журнал / Министерство образования РФ и Правительство Республики Мордовия. — 2006. — № 1 (42). — С. 50—56 (0,8 п. л.)

7.Куприна, Н. Г. Современные подходы в эколого-эстетическом воспитании детей / Н. Г. Куприна, Л. М. Гафарова // Образование и наука : известия Уральского отделения РАО. Приложение 2 (2) 2006. — С. 107—114. (1,0 п. л. / 0,5 п. л.)

8.Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина // Образование и наука : известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. — С. 97—104 (0,8 п. л. / 0,4 п. л.)

9.Куприна, Н. Г. Опора на традиции народной педагогики в формировании культуры сознательного родительства у современной молодежи / Н. Г. Куприна, Г. И. Саражинская // Образование и наука : известия Уральского отделения РАО. — 2007. — № 4 (46). — С. 63—70 (0,8 п. л. / 0,4 п. л.)

10.Куприна, Н. Г. Подготовка студентов — будущих педагогов ДОУ к воспитательной работе средствами музыки / Н. Г. Куприна // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 12. — 1 п. л.

Монографии:

11.Куприна, Н. Г. Возрастной портрет современного ребенка в музыкальной деятельности : монография / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 265 с. (16,6 п. л.)

12.Куприна, Н. Г. Воспитание у детей качеств личности гуманистической направленности в музыкально-игровой деятельности : монография / Н. Г. Куприна, Д. Б. Сушенцева ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 232 с. (14,8 п. л. / 7,4 п. л.)

13.Куприна, Н. Г. Приобщение детей к эколого-эстетическим ценностям на основе интеграции русского и башкирского фольклора : монография / Н. Г. Куприна, Л. М. Гафарова. — Уфа : Изд-во БИРО, 2007. — 162 с. (12,2 п. л. / 8 п. л.)

14.Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка : монография / Н. Г. Куприна ; Министерство образования и науки РФ ; Урал. гос. пед. ун-т. — М. : Академия, 2007. — 448 с. (27,4 п. л.)

15.Куприна, Н. Г. Современные технологии развития у детей мотивации к музыкальной деятельности : монография / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина / Институт развития регионального образования Свердловской области. — Екатеринбург : Изд-во ИРРО, 2008. — 184 с. (12,8 п. л. / 6,4 п. л.)

Статьи в сборниках научных трудов, журналах:

16.Куприна, Н. Г. Времена года в русском фольклоре : из опыта внеклассной работы в начальной школе. / Н. Г. Куприна // Образование и детство : XXI век. : регион. науч.-метод. журнал. — 1998. — № 1. — С. 34—37 (0,4 п. л.)

17.Куприна, Н. Г. Музыкальное воспитание в вузах немузыкального профиля / Н. Г. Куприна // Вопросы истории культуры. — Екатеринбург : Изд-во УГУ, 1999. — Вып. 2. — С. 97—107 (1 п. л.)

18.Куприна, Н. Г. Игры с именами / Н. Г. Куприна // Музыкальная палитра. — 2003. — № 1 (12). — С. 3—6 (0,3 п. л.)

19.Куприна, Н. Г. Влияние музыкально-эстетической среды в семье и ДОУ на развитие ребенка / Н. Г. Куприна // Эстетическое образование в период детства : монография / отв. ред. А. Ф. Яфальян ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 209—223 (1 п. л.)

20.Куприна, Н. Г. Народная педагогика : колыбельные / Н. Г. Куприна // Домашнее воспитание. — 2003. — № 2. — С. 12—14 (0,4 п. л.)

21.Куприна, Н. Г. Народная педагогика : пестушки / Н. Г. Куприна // Домашнее воспитание. — 2003. — № 3. — С. 16—19 (0,6 п. л.)

22.Куприна, Н. Г. Народная педагогика : потешки / Н. Г. Куприна // Домашнее воспитание. — 2003. — № 5. — С. 18—20 (0,3 п. л.)

23.Куприна, Н. Г. Народная педагогика : прибаутки / Н. Г. Куприна // Домашнее воспитание. — 2003. — № 6. — С. 18—22 (0,4 п. л.)

24.Куприна, Н. Г. Коммуникативные танцы и игры в воспитании детей / Н. Г. Куприна // Музыкальная палитра. — 2002. — № 3. — С. 7—12 (0,5 п. л.)

25.Куприна, Н. Г. Как влияет музыка на развитие личности ребенка / Н. Г. Куприна // Развитие личности ребенка от трех до пяти / сост. В. Н. Ильина. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — С. 43—58 (1,5 п. л.)

26.Куприна, Н. Г. Адаптационный и социализирующий потенциал музыки в развитии личности ребенка / Н. Г. Куприна // Экологическая педагогика : сборник научных статей по материалам Х международной конференции, Екатеринбург, 20—22 апреля 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — Ч. 1. — С. 19—35 (1,0 п. л.)

27.Куприна, Н. Г. Музыкальная игровая деятельность как фактор социального развития ребенка в условиях современного города / Н. Г. Куприна // Детство. — 2004. — № 1. — С. 23—25 (0,4 п. л.)

28.Куприна, Н. Г. Развитие у дошкольников эстетического отношения к природе средствами фольклора / Н. Г. Куприна // Детство. — 2004. — № 1. — С. 37—42 (0,8 п. л.)

29.Куприна, Н. Г. Экология музыки в воспитательном процессе ДОУ / Н. Г. Куприна // Вестник Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧПГУ. Центр личностно ориентированного и развивающего обучения. — Серия 3. Актуальные проблемы образования. — Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2004. — С. 158—162 (0,4 п. л.)

30.Куприна, Н. Г. Музыка, движения, эмоции, игра / Н. Г. Куприна // Развитие личности ребенка от пяти до семи (Серия «Психология детства»). — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — С. (1,5 п. л.)

31.Куприна, Н. Г. Взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной мысли в становлении современной модели образования для устойчивого развития / Н. Г. Куприна // Экологическая педагогика : сборник научных статей по материалам ХI Международной конференции, Екатеринбург, 19—20 апреля 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 182—196 (1,0 п. л.)

32.Куприна, Н. Г. Диагностические тесты и задания по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к образам природы в искусстве / Н. Г. Куприна // Перспектива : информационно-методический журнал Дополнительного образования Свердловской области. — 2005. — № 2. — С. 67—78 (1,5 п. л.)

33.Куприна, Н. Г. Идеи полихудожественности в современной музыкальной педагогике / Н. Г. Куприна // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений / ред. — сост. Е. П. Кабкова. М. : ИХО РАО ; Тольятти : ТГУ, 2005. — С. 206—208 (0,4 п. л.)

34.Куприна, Н. Г. Роль музыки в формировании ценностных основ экологической культуры детей дошкольного возраста / Н. Г. Куприна // Аксиология педагогики : некоторые вопросы теории и практики / отв. ред. И. В. Иофина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 18—24 (0,8 п. л.)

35.Куприна, Н. Г. Символика русского народного календаря как выражение экологического сознания народа / Н. Г. Куприна // Народно-песенная культура : исполнительство и педагогика : материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27—28 апреля 2006 г. / Свердловское обл. муз. училище. — Екатеринбург, 2006. — С. 28—36 (0,5 п. л.)

36.Куприна, Н. Г. Детский фольклор как дидактическая система воспитания ребенка / Н. Г. Куприна // Содержание филологического образования в период детства : материалы науч.-практ. конференции, Екатеринбург, 27—28 апреля 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 84—96 (1,0 п. л.)

37.Куприна, Н. Г. Современные подходы в эколого-эстетическом воспитании периода детства / Н. Г. Куприна // Экологическая педагогика : сб. статей по материалам ХII Международной конф., Екатеринбург, 3 апреля 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 193—218 (0,8 п. л.)

38.Куприна, Н. Г. Приобщение детей к народным традициям в смешанных по национальному составу детских образовательных учреждениях Уральского региона / Н. Г. Куприна // Известия АПСН. Миграция : проблемы и решения. — Москва ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — Вып. 11. — С. 514—522 (0,8 п. л.)

39.Куприна, Н. Г. Возможности образовательной художественной среды в нравственном развитии детей / Н. Г. Куприна // Развитие социокультурного подхода в образовании : материалы науч.-практ. конф. 24 апреля 2008 года / ИРРО. — Екатеринбург : ООО «Издательство “Раритет”», 2008. — С. 12— 15 (0,4 п. л.)

40.Куприна, Н. Г. Принципы организации образовательной художественной среды в эколого-эстетическом воспитании детей / Н. Г. Куприна // Художественно-эстетическое воспитание в период детства : межвузовский сборник статей / отв. ред. А. Ф. Яфальян ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — С. 24— 32 (0,5 п. л.)

Учебная литература:

41.Куприна, Н. Г. Подготовка внеклассных занятий в начальной школе по теме «Мифы Северного Урала» : метод. рекомендации / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 1999. — 18 с. (1,0 п. л.)

42.Куприна, Н. Г. Методические основы взаимодействия искусств на внеклассных занятиях по эстетическому воспитанию младших школьников : методические рекомендации / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2000. — 28 с. (1,7 п. л.)

43.Куприна, Н. Г. Народная педагогика и музыкальное воспитание детей : учебно-методическое пособие / Н. Г. Куприна ; Объединение «Дворец молодежи». — Екатеринбург, 2001. — 35 с. (2,3 п. л.)

44.Куприна, Н. Г. Развитие личности ребенка средствами музыки : учебно-методическая программа курсов повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования / Н. Г. Куприна ; Объединение «Дворец молодежи». — Екатеринбург, 2001. — 32 с. (2,1 п. л.)

45.Куприна, Н. Г. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку в игровой полихудожественной деятельности : учебное пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 104 с. (8,9 п. л.)

46.Куприна, Н. Г. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста : учебное пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 98 с. (6,7 п. л.)

47.Куприна, Н. Г. Народная культура Урала : учебная программа / Н. Г. Куприна // Планы и программы предметов художественно-эстетического цикла (курсы и дисциплины по выбору) / под ред. А. Ф. Лобовой ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2002. — С. 53—62 (0,5 п. л.)

48.Куприна, Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста : учебное пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 234 с. (14,6 п. л.)

49.Куприна, Н. Г. Звучащие образы мира в контексте проблем дошкольной музыкальной педагогики : учебное пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 115 с. (9,0 п. л.)

50.Куприна, Н. Г. Развитие у дошкольников эстетического отношения к природе в музыкальной деятельности на основе игровых моделей фольклора : учебно-методическое пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 92 с. (5,2 п. л.)

51.Куприна, Н. Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности : учебно-методическое пособие / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 109 с. (6,8 п. л.)

52.Куприна, Н. Г. Организация праздников народного календаря в ДОУ : программа спецкурса / Н. Г. Куприна. — Екатеринбург : Издательство «Центр Проблем детства», 2004. — 20 с. (1,0 п. л.)

53.Куприна, Н. Г. Звучащие образы мира на занятиях в дошкольном образовательном учреждении : программа спецкурса / Н. Г. Куприна // Планы и программы предметов художественно-эстетического цикла (курсы и дисциплины по выбору) / под ред. А. Ф. Лобовой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — С. 43—57 (0,8 п. л.)

54.Куприна, Н. Г. Развитие общения у детей в коммуникативных музыкальных играх : программа спецкурса / Н. Г. Куприна // Планы и программы предметов художественно-эстетического цикла (курсы и дисциплины по выбору) / под ред. А. Ф. Лобовой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — С. 31—43 (0,7 п. л.)

55.Куприна, Н. Г. Игровые модели детского фольклора : программа спецкурса / Н. Г. Куприна. — Екатеринбург : Издательство «Центр Проблем детства», 2004. — 19 с. (1,0 п. л.)

56.Куприна, Н. Г. Развитие дошкольника в музыкальной игротворческой деятельности : Программа курсов повышения квалификации для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ, для педагогов-музыкантов, работающих в системе дополнительного образования и на дошкольных отделениях ДМШ, ДХШ, ДШИ / Н. Г. Куприна ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 47 с. (3,0 п. л.)

57.Куприна, Н. Г. Педагогика народного художественного творчества : учебная программа / Н. Г. Куприна // Планы и программы предметов художественно-эстетического цикла / под ред. А. Ф. Лобовой ; Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 47—54 (0,5 п. л.)

58.Куприна, Н. Г. Технология социокультурной адаптации детей средствами полихудожественной деятельности : методические материалы / Н. Г. Куприна ; Институт развития регионального образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2007. — 282 с. (12,8 п. л.)