- Социальное здоровье школьника является одним из главных факторов обеспечения социального благополучия детского населения, результатом целенаправленного педагогического процесса. Оно представляет собой сформированность социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия ребенка с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменившихся / изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удовлетворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум. Структура социального здоровья школьника включает духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков), социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения), социально-психологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность) и социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт) компоненты. Социальное здоровье школьника имеет свои особенности проявления в зависимости от возраста, оценивается соответствующими критериями и показателями нормы и отклонений. Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают: социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность), социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности), социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие), общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности), нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств), личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»), личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность). Выделяются следующие уровни социального здоровья школьника: социально-приемлемый (стандартный), который характеризуется соответствием социальным нормам, принимаемым большинством людей, вызывает одобрение, приводит к нормальной социально-психологической адаптации, социализации (социальной готовности), инкультурации, сформированной базовой культуре личности. При проявлении социально-нейтрального (маргинального) уровня социального здоровья школьника отмечается крайняя граница социальных норм, что вызывает напряжение у окружающих людей. Социально-неприемлемый (нестандартный) уровень социального здоровья школьника характеризует наличие у него явных социальных девиаций.
- Девиации социального здоровья школьника - это несогласованность протекания внутренних и внешних механизмов социального становления личности школьника, проявляющаяся во временных или постоянных, целенаправленных или стихийных действиях человека, направленных на разрушение ценностно-нормативных устоев общества, девиантном поведении, деструктивной активности в изменяющейся среде. Они потенциальными (латентными) и явными (высший уровень отклонений) социальными девиациями. Критериями оценки отклонений социального здоровья школьника выступают: десоциализирующе-адаптивный (социально-психологическая дезадаптированность; пассивная жизненная позиция; нестабильность/отсутствие самоконтроля), асоциально-динамический (неудовлетворительность социального развития; дисгармоничность личностного развития), ненормативно-поведенческий (девиантность поведения; повышенная виктимность; патохарактерологические девиации), личностно-деструктивный (асоциальная направленность личности; неспособность к самоконтролю и самоуправлению; отсутствие целеполагания), социально-деструктивный (социальная запущенность; социальное неблагополучие), педагогически деструктивный (педагогическая запущенность; сопротивляемость педагогическому воздействию).
- Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника - целенаправленный, длительный, специально организованный процесс профессионально-педагогического взаимодействия специалистов со школьниками, ориентированный на превенцию социальных девиаций и обеспечивающий позитивную динамику перехода на социально-приемлемый уровень социального здоровья школьника. Превентивная деятельность включает первичную и вторичную профилактику девиаций социального здоровья школьника. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника опирается на реализацию интросоциального и экстрасоциального подходов, в рамках которых социально здоровая личность фиксирует внешние связи с социумом и ориентируется на конструктивную внешнюю и внутреннюю активность. Интросоциальный подход характеризует влияние личностных особенностей на становление своего социального здоровья. Данный подход обеспечивает реализацию процесса самодеятельности, активности самой личности школьника в актуализации своего потенциала, а также жизненного практического опыта к социально значимой активности. Экстрасоциальный подход изучает зависимость от стихийных и целенаправленных факторов социализации, в том числе процессов социально-психологической адаптации, инкультурации, социального развития и социального воспитания. В рамках данного подхода целенаправленно осуществляется педагогическое влияние на процесс формирования и сохранения социального здоровья школьника в условиях специально организованной воспитательной среды общеобразовательного учреждения.
- Эффективность социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника определяется реализацией структурно-функциональной модели, включающей блоки первичной и вторичной профилактики в условиях воспитательной среды школы. Первичная (общая) социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника - совокупность социально-педагогических мероприятий образовательного учреждения, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической адаптации, воспитании, социализации школьников с социально-приемлемым уровнем. Вторичная (специальная) социально-педагогическая профилактика социального здоровья школьника - совокупность социально-педагогических мероприятий специалистов полидисциплинарной команды, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической адаптации, воспитании, социализации школьников с социально-нейтральным и социально-неприемлемым уровнями индивидуального социального здоровья. Модель социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника включает следующие компоненты: целевой: формирование социально здоровой личности школьника; мотивационный компонент: формирование положительной направленности личности воспитанника, социально одобряемых мотивов, потребностей, интересов; гностический (самопознание собственной личности, а также способов социальной деятельности); содержательный: (1 блок первичной профилактики девиаций социального здоровья школьника; 2 блок вторичной профилактики девиаций); операционно-деятельностный (общая социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника с использованием авторской программы «Социальное здоровье ребёнка» (для первого блока - первичной профилактики). Специальная социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника с двумя модулями работы: 1 модуль. Социально-педагогическая деятельность со школьниками с девиациями социального здоровья: 1 уровень работы: определение направлений и организация индивидуальной работы с учащимся. 2 уровень: использование социально-педагогических программ формирования социального здоровья школьника. 3 уровень: внедрение комплексных программ, направленных на формирование суждений, поведения, отношений. 4 уровень: внедрение социально-педагогических программ воспитания школьника с девиациями социального здоровья. 2 модуль. Социально-педагогическая работа с семьей школьника: 1 уровень работы: социально-педагогическая диагностика семьи девианта. 2 уровень работы: привлечение специалистов междисциплинарной команды к работе с явными девиациями социального здоровья школьника. 3 уровень работы: составление индивидуальных программ по работе с семьей); оценочно-результативный: исследование всех детей в выборке на предмет изучения особенностей социального здоровья; организационный (система умений педагога осуществлять социально-педагогическую профилактику девиаций социального здоровья школьника); технологический компонент (исследование уровней социального здоровья школьника); ресурсный компонент: (управленческие и социально-педагогические условия реализации модели; её нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, обеспечение). В рамках общей профилактической деятельности доминирующее значение приобретает экстрасоциальный подход, поскольку целенаправленная социально-воспитательная деятельность ориентирована на реализацию управленческих и социально-педагогических условий социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника.
- Принципами социально педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника являются: принцип превентивности с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей школьника; принцип полидисдиплинарности в социально-педагогической деятельности; принцип фасилитации в работе со школьником, находящимся в трудной жизненной / социально опасной ситуации; принцип системности в работе с девиациями социального здоровья школьника (с семьей, социальным окружением); принцип своевременности педагогического вмешательства в девиантный процесс социального развития личности школьника; принцип комплексности в диагностической деятельности социального здоровья школьника.
- Технология социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника включает этапность: педагогическое целеполагание, обследование всех школьников в ходе первичной социально-педагогической диагностики; выявление учащихся с социально-приемлемым, социально-нейтральным, социально-неприемлемым уровнями социального здоровья; социально-педагогическая профилактику школьников с латентными девиациями социального здоровья (пропедевтику латентных девиаций социального здоровья социально-педагогическими, психолого-педагогическими средствами социальным педагогом / классным руководителем) и явными девиациями социального здоровья (пропедевтика и преодоление явных девиаций социального здоровья школьника специалистами полидисциплинарной команды); получение, оценку и анализ результатов вторичной социально-педагогической диагностики социального здоровья; исследование динамики уровней социального здоровья школьников. Социально-педагогическая диагностика социального здоровья школьника - комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и девиаций социального здоровья школьника. Первичная диагностика направлена на получение информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится на этапах «поперечных срезов», направлена на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности, преодоление явных девиаций социального здоровья школьника.
- Критериями оценки эффективности реализации модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника являются: микрофакторный (наличие положительного социокультурного окружения); просоциальный (уменьшение или исчезновение девиаций социального здоровья школьника); положительно-динамический (уменьшение тяжести, продолжительности и частоты девиаций социального здоровья школьника переход с маргинального, либо с ненормативного уровня социального здоровья школьника на нормативный); социально-поведенческий (изменение девиантного поведения в сторону просоциального); стагнационный (длительность сохранения позитивных изменений в структуре социального здоровья школьника); социально-средовый (отсутствие социально опасной, либо трудной жизненной ситуации для ребенка; наличие единой социальной среды).
- Условиями эффективности реализации модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника являются управленческие и социально-педагогические. Управленческие условия: готовность всего педагогического коллектива к реализации модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника; сформированность личностной, теоретической и практической готовности социальных педагогов, классных руководителей к преодолению развития девиаций социального здоровья школьника; наличие кадрового, экономического, медицинского, валеологического ресурсов общеобразовательного учреждения. Социально-педагогические условия: инициатива / согласие законных представителей интересов школьника; непрерывное социально-педагогическое сопровождение и помощь в течение всего периода обучения и воспитания в образовательном учреждении; разработка мероприятий междисциплинарного воздействия на семью воспитанника с девиациями социального здоровья школьника; взаимодействие специалистов междисциплинарной команды; приоритетность использования положительной направленности личности школьника (подростка); комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, валеологическая оценка качества социального здоровья личности школьника; изменение социокультурного окружения.
1.Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект / Е.Н. Приступа. – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 258 с. (16,1 п.л.).
2.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика нарушений индивидуального социального здоровья школьников / Е.Н. Приступа. – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 290 с. (18,3 п.л.).
3.Приступа Е.Н. Социально-педагогические технологические механизмы сохранения психосоциального здоровья ребенка в сфере неконструктивных детско-родительских отношений // Проблемы семьи и становления личности: Монография / Бабаян А. В. и др.; под ред. А. В. Бабаян. – Пятигорск: РГУТиС (Фил. в г. Пятигорске), 2007. – 105 с. (авт. 11 % или 0,6 п.л.).
Научные статьи:
4.Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача / Е.Н. Приступа // Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практич. журнал. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. - № 1 (29). – С. 107-119. (0,9 п.л.).
5.Приступа Е.Н. Социокультурные личностные деформации как антипод социального здоровья ребёнка и объект деятельности педагога-психолога / Е.Н. Приступа// Вестник Московского государственного областного университета: Серия педагогика и психология. – М.: Изд-во МГОУ. – 2006. - № 1. – С. 68-75. (0,6 п.л.).
6.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая коррекция аномии социального здоровья подростков / Е.Н. Приступа // Вестник МГОУ (Московского государственного областного университета). Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ. – 2006. - № 2 (31). – С. 87-96. (0,6 п.л.).
7.Приступа Е.Н. Мониторинг социального здоровья школьников / Е.Н. Приступа // Валеология. Науч.-практич. журнал. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2006. - № 3. – С. 11-14 (0,6 п.л.).
8.Приступа Е.Н. Социальное здоровье как педагогическая категория / Е.Н. Приступа // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Науч.-методич. журнал. Основной выпуск. Том 12.– Кострома: Изд-во КГУ, 2006. - № 2. – С. 72-77. (0,5 п.л.).
9.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая модель формирования здоровой личности ребёнка / Е.Н. Приступа // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Науч.-методич. журнал. Основной выпуск. Том 12. – Кострома: Изд-во КГУ, 2006. - № 3. – С. 73-77. (0,5 п.л.).
10.Приступа Е.Н. Социальная воспитуемость ребенка как показатель здоровья личности ребенка / Е.Н. Приступа // Научная мысль Кавказа. Научный и общественно-теоретический журнал. Приложение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. – 2006. - № 13 (97). – С. 110-119. (0,5 п.л.).
11.Приступа Е.Н. Формирование социально здоровой личности ребенка в педагогически организованной среде / Е.Н. Приступа // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Серия: Общественные науки. Спецвыпуск. Проблемы образования. – 2006. – С. 72-75. (0,4 п.л.).
12.Приступа Е.Н. Здоровье ребенка как социальная ценность / Е.Н. Приступа. // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. – 2007. - № 1. – С. 176-183. (0,5 п.л.).
13.Приступа Е.Н. Педагогическая профилактика аномии социального здоровья школьников / Е.Н. Приступа. // Валеология. Науч.-практич. журнал. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2007. - № 1. – С. 37-42. (0,5 п.л.).
14.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика нарушений индивидуального социального здоровья учащихся общеобразовательных учреждений // Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практич. журнал. - № 1. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. (0,75 п.л.).
15.Приступа Е.Н. Соотношение понятий «социальное развитие», «социализированность», «воспитанность», «социальное здоровье» / Е.Н. Приступа // Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ. В 2-х частях. Часть 1 / Составитель и отв. Редактор Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – С. 123-127. (0,3 п.л.).
16.Приступа Е.Н. Изучение компонентов социального здоровья ребенка / Е.Н. Приступа // Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ. В 2-х частях. Часть 2 / Составитель и отв. Редактор Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – С. 626-629. (0,2 п.л.).
17.Приступа Е.Н. Социальное здоровье личности ребенка как макросоциальная задача/ Е.Н. Приступа. - Деп. в ИНИОН РАН № 59515, 10.11.2005. (1,2 п.л.).
18.Приступа Е.Н. Социальная дезадаптация как этап развития ребенка / Е.Н. Приступа// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 4. – С. 46-50. (0,4 п.л.).
19.Приступа Е.Н. Педагогические особенности социального развития здоровой личности ребенка / Е.Н. Приступа // Вопросы гуманитарных наук. – 2006. - № 2 (23). – С. 224-226. (0,2 п.л.).
20.Приступа Е.Н. Психическое здоровье ребенка как категория социальной валеологии / Е.Н. Приступа // Образование и общество. – 2006. - № 1 (36). Январь – февраль. – С. 44-49. (0,6 п.л.).
21.Приступа Е.Н. Педагогическая проблема социальных норм как показатель социального здоровья ребенка / Е.Н. Приступа // Педагогические инновации в обучении и воспитании: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Крившенко Л.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 48-53. (0,4 п.л.).
22.Приступа Е.Н. Социально-педагогические технологические механизмы сохранения здоровья ребенка / Е.Н. Приступа // Вопросы воспитания: теория и практика (выпуск 14). Материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, педагогических технологий. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 114-121. (0,5 п.л.).
23.Приступа Е.Н. Педагогическая диагностика социального здоровья ребенка / Е.Н. Приступа // Педагогическая диагностика: Науч.-практич. журнал. – 2006. - № 4. – С. 54-61. (0,4 п.л.).
24.Приступа Е.Н. Социальная воспитуемость ребенка / Е.Н. Приступа // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции памяти профессора, член-корреспондента АПСН П.И. Петренко 26 октября 2006 г. / Под ред. А.В. Бабаян, Л.В. Лидак. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 164-172. (0,5 п.л.).
25.Приступа, Е.Н. Модель социально-педагогической деятельности по воспитанию социально здорового ребенка / Е.Н. Приступа. // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 1 / Составитель и ответственный редактор Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2006. – С. 366-380. (1 п.л.).
26.Приступа Е.Н. Социализация ребенка как объект социальной работы / Е.Н. Приступа // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 3. – С. 20-24. (0,4 п.л.)
27.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая интервенция аномий социального здоровья подростков // Электронный журнал. Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. – 2007. - № 1. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/ (0,5 п.л.).
28.Приступа Е.Н. Междисциплинарное теоретическое обоснование понятия «социальное здоровье» личности ребёнка / Е.Н. Приступа // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - № 2 (34). – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – С. 117-125. (0,9 п.л.).
Учебные пособия, программы и методические разработки:
29.Приступа Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика социального здоровья детей и подростков. В трех частях. Часть 1. Диагностика психосоциального личностного развития: Учебно-методические материалы / Е.Н. Приступа. – Дедовск, 2006. – 42 с. (2,6 п.л.).
30.Приступа Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика социального здоровья детей и подростков. В трех частях. Часть 2. Диагностика особенностей семейного воспитания ребенка. Социально-педагогическая диагностика воспитанности детей и подростков: Учебно-методические материалы / Е.Н. Приступа. – Дедовск, 2006. – 26 с. (1,6 п.л.).
31.Приступа Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика социального здоровья детей и подростков. В трех частях. Часть 3. Социально-педагогическая диагностика социального развития ребенка, личностных адаптационных ресурсов, особенностей психосоциальной адаптации (социальной дезадаптации): Учебно-методические материалы / Е.Н. Приступа. – Дедовск, 2006. – 50 с. (3,1 п.л.).
32.Приступа Е.Н. Социально-педагогические диагностические методики комплексного изучения социального здоровья детей и подростков: Учебно-методические материалы / Е.Н. Приступа. – Дедовск, 2006. – 60 с. (3,8 п.л.).
33.Приступа Е.Н. Психопедагогика здоровья ребенка. Курс по выбору: Учебно-методическое пособие. / Е.Н. Приступа. – Дедовск, 2006. – 185 с. (11,6 п.л.).
Материалы докладов и выступлений:
34.Приступа Е.Н. Формирование социального компонента здоровья детей в средовых микрофакторах / Е.Н. Приступа // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: тезисы выступлений 25-26 ноября 2004 года (IV Международный социальный конгресс) в 2-х т. / Под ред. Г.И. Осадчей. – М., 2004. – Т. 2. – С. 248-250. (0,2 п.л.).
35.Приступа, Е.Н. Социальное здоровье, воспитание ребенка как условие духовного наследия человечества / Е.Н. Приступа. // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития. Материалы Международной научно-практической конференции 28-30 августа 2005 г. В 5 частях. Часть 4. Москва-Казань, 2005. – С. 117-121. (0,3 п.л.).
36.Приступа Е.Н. Государственная социальная политика в воспитании здорового поколения / Е.Н. Приступа // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики: Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 25 марта 2006 года / Под ред. Л.В. Мардахаева. Часть 2. – М.: Перспектива, 2006. – С. 100-102. (0,3 п.л.).
37.Приступа Е.Н. Формирование социального здоровья личности как компонент социально-педагогической деятельности / Е.Н. Приступа // Материалы VIII социально-педагогических чтений факультета социальной работы, педагогики и психологии. 25 марта 2005 года. В 2-х частях. Часть 2 / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Изд-во РГСУ, 2005. – С. 53-55. (0,2 п.л.).
38.Приступа Е.Н. Просвещение родителей в воспитании социально здоровой личности детей / Е.Н. Приступа // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной Научно-практической конференции памяти профессора, член-корр. АПСН П.И. Петренко 26-27 октября 2005 г. / Под ред. А.В. Бабаян, А.Ю. Гранкина. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С. 227-229. (0,2 п.л.).
39.Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности ребенка в семье / Е.Н. Приступа // Модернизация российского общества и социальное образование (Материалы V Всероссийского социально-педагогического конгресса, г. Москва, 6-7 июня 2005 г.). Часть 2./ Под общей ред. Члена-корреспондента РАН В.И. Жукова. – М.: РИЦ «Эрика», 2005. – С. 114-118. (0,3 п.л.).
40.Приступа Е.Н. Социальное развитие ребенка как основа его здоровья / Е.Н. Приступа // Современное социально-экономическое развитие России: тенденции, перспективы, проекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Апрель 2006 г. Наро-Фоминск. М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С. 143-146. (0,3 п.л.).
41.Приступа Е.Н. Современная семья как субъект нравственного развития ребенка / Е.Н. Приступа // Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы. Материалы VI Всероссийского социально-педагогического конгресса 6-7 июня 2006 года. / Под общей редакцией академика РАН
В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ «Союз», 2006. – С. 91-92. (0,13 п.л.).
42.Приступа Е.Н. Методические рекомендации по формированию социально здоровой личности ребенка / Е.Н. Приступа // Социальная работа: взаимодействие науки, образования и практики. Инновационные региональные проекты: сборник докладов научно-практической конференции (г. Павловский Посад, 5-6 апреля 2006 г.) – М.: Изд-во «Союз», 2006. – С. 18-21. (0,3 п.л.).
43.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая подготовка специалистов к воспитанию здоровых детей / Е.Н. Приступа // Кризис образования как иррациональное явление: сборник статей Всероссийской научной конференции / Под ред. А. М. Арзамасцева. – Магнитогорск: МГТУ, 2006. – С. 271-276. (0,3 п.л.).
44.Приступа Е.Н. Условия формирования социально здоровой личности ребенка в образовательном учреждении / Е.Н. Приступа // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики: Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 25 марта 2006 года / Под ред. Л.В. Мардахаева. Часть 2. – М.: Перспектива, 2006. – С. 102-104. (0,3 п.л.)
45.Приступа Е.Н. Социальная воспитуемость ребенка / Е.Н. Приступа // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции памяти профессора, член-корр. АПСН П.И.Петренко 26 октября 2006 г. / Под ред. А.В.Бабаян, Л.В. Лидак. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006, с. 164-172. (0,5 п.л.)
46.Приступа Е.Н. Социальное здоровье человека как научная проблема / Е.Н. Приступа // Функциональное состояние и здоровье человека. Материалы I всероссийской научно-практической конференции. 25-29 сентября 2006 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. – 189-191. (0,13 п.л.)
47.Приступа Е.Н. Гармоничная семья как фактор воспитания социально здоровой личности ребенка / Е.Н. Приступа // Семья и здоровье. Материалы III Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и здоровье». Москва, 13-14 апреля 2006 г. – М.: Издательство РГСУ, 2006. – С. 336-338. (0,2 п.л.).
48.Приступа, Е.Н. Психолого-педагогические условия воспитания социально здоровых детей и подростков / Е.Н. Приступа // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы IX региональной научно-практической конференции (2-6 апреля 2007 года, Ставрополь, СГПИ) / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: СГПИ, 2007. – С. 205-206. (0,1 п.л.).
49.Приступа Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию социально здоровой личности школьников / Е.Н. Приступа // Социальная педагогика: Теория, практика, перспективы: Материалы 10-х социально-педагогических чтений факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. В 2-х частях. Ч. 2 / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: АПКиППРО, 2007. – С. 174-177. (0,25 п.л.).
50.Приступа Е.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей школьников / Е.Н. Приступа // Сельская семья: традиции и современность (в контексте реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации). IV Международный конгресс «Российская семья». – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – С. 194-197. (0,1 п.л.).
51.Приступа Е.Н. Философские аспекты воспитания социально здоровой личности / Е.Н. Приступа // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: Сборник статей Всероссийской научной конференции / Под ред. Е.В. Дегтярёва, Д.А. Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 155-158. (0,25 п.л.).