Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основными принципами формирования профессиональной компетентности специалиста с использованием информационно-коммуникационных технологий являются: принцип информационной обусловленности - информационно-коммуникационная компетенция определяет информационную культуру специалиста, является необходимым условием становления как универсальных, так и профессиональных компетенций; принцип информационной системности и целостности - формирование компетенций за счет использования средств информационно-коммуникационных технологий приобретает в большей степени системный и целостный характер; принцип содержательного насыщения - инструментарий ИКТ позволяет усилить содержательную сторону информационно-методического обеспечения образовательного процесса; принцип оптимизации педагогического воздействия - использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает участников образовательного процесса своевременной информацией о недостаточном уровне овладения той или иной компетенцией и предоставляет дидактические ресурсы для получения высоких результатов в области профессиональной компетентности.
  2. Концепция построения методической системы формирования профессиональной компетентности выпускника вуза, являющейся залогом успешной социализации и конкурентоспособности личности в условиях информатизации всех сфер деятельности человека на современном этапе общественного развития, раскрывается через следующие положения: методическая система соответствует компетентностной модели специалиста, являющейся целевой функцией образовательного процесса и обеспечивающей реализацию социального заказа; методическая система обеспечивает результативность процесса формирования профессиональной компетентности через соответствие содержания образования потребностям рыночной экономики и информационного общества; процесс формирования профессиональной компетентности основан на системном использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов в вузе; методическая система создает условия для продуктивного партнерского диалога преподавателя и студента, активизации обучающегося для формирования компетенций самообразования, саморазвития, инновационного поведения.
  3. Модель методической системы, обеспечивающая успешное формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза с использованием информационно-коммуникационных технологий, должна включать ряд взаимосвязанных подсистем, организующих информационно-образовательную среду: подсистема информационного и коммуникационного обеспечения; подсистема управления самостоятельной работой студентов, основанная на инновационных образовательных технологиях; подсистема непрерывного контроля текущих учебных достижений студентов; подсистема итогового контроля сформированности необходимых компетенций и профессиональной компетентности.
  4. Технологичность и эффективность методической системы формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования обеспечена ее свойствами: универсальностью, открытостью, гибкостью, развитием потенциальных возможностей субъектов образовательного процесса, устойчивостью к непрерывному обновлению информационно-образовательной среды, ориентацией на фундаментализацию содержания образования и установление междисциплинарных связей.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1.Матвеева, Т.А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика [Текст] / Т.А. Матвеева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 344 с. (тираж 1500 экз.).

2.Матвеева, Т.А. У истоков профессиональной компетентности [Текст] / Т.А. Матвеева. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006. – 292 с. (тираж 1000 экз.).

3.Матвеева, Т.А. Информационная культура: учеб. пособие. Часть 1 [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Г. Гейн, В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2006. – 392 с. (тираж 25 000 экз.).

4.Матвеева, Т.А. Информационная культура: учеб. пособие. Часть 2 [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Г. Гейн, В.В. Мачульский и др. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2007. – 450 с. (тираж 25 000 экз.).

5.Матвеева, Т.А. Высшая математика: учеб. пособие. Часть 1. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2004. – 195 с. (тираж 300 экз.).

6.Матвеева, Т.А. Высшая математика: учеб. пособие. Часть 2. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2005. – 138 с. (тираж 300 экз.).

7.Матвеева, Т.А. Высшая математика: учеб. пособие. Часть 3. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006. – 167 с. (тираж 1000 экз.).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

8.Матвеева, Т.А. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов [Текст] / Т.А. Матвеева // Высш. образ. в России. – 2007. – №7. – С.28-32.

9.Матвеева, Т.А. О роли самостоятельной работы студента технического вуза в становлении его профессиональной компетентности [Текст] / Т.А. Матвеева // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2006. – №2(38). – С. 79-86.

10.Матвеева, Т.А. Apple для образования. Электронный практикум по математике в средней школе [Текст] / Т.А. Матвеева // Информатика и образование. – 1995. – №4. – С.113.

11.Матвеева, Т.А. Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Т.А. Матвеева // Вестн. УГТУ-УПИ. – 2006. – № 8 (79). – С. 92-97.

12.Матвеева, Т.А. Формирование математической культуры студентов в условиях информатизации образования [Текст] / Т.А. Матвеева // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2007. – №4 (46). – С. 76-82.

13.Матвеева, Т.А. Методическая система использования информационных и коммуникационных технологий в становлении профессиональной компетентности студентов технического вуза [Текст ]/ Т.А. Матвеева // Вестн. Оренб. гос. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 19-25.

14.Матвеева, Т.А. Эксперимент по внедрению инновационной методики преподавания высшей математики в УГТУ-УПИ [Текст] / Т.А. Матвеева // Проф. образование. – 2007. – №2. – С. 9.

15.Матвеева, Т.А. Исследовательская работа студентов технического университета как образовательная технология [Текст] / Т.А. Матвеева, Е.В. Чубаркова // Вестн. Челяб.гос. пед. ун-та. – 2004. – №23. – С. 183-191.

16.Матвеева, Т.А. Информационные технологии для преподавателя-предметника [Текст] / Т.А. Матвеева // Вестн. УГТУ-УПИ. – 2005. – № 7 (59). – С. 92-104.

17.Матвеева, Т.А. Междисциплинарная интегрированность в содержании курса компьютерной графики в техническом вузе [Текст] / Т.А. Матвеева, В.М. Коренберг // Вестн. УГТУ-УПИ.– 2005. – № 7 (59). – С. 71-84.

18.Матвеева, Т.А. К вопросу о проектировании on-line-систем тестирования знаний [Текст] / Т.А. Матвеева, В.М. Коренберг // Вестн. УГТУ-УПИ. – 2005. – № 14 (66). – С. 420-426.

19.Матвеева, Т.А. Система непрерывного тестирования в преподавании математики в техническом вузе [Текст] / Т.А. Матвеева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2004.– №25. – С. 122-130.

20.Матвеева, Т.А. Компьютерный экзамен для повышения степени соответствия целям итогового контроля [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова, С.Н. Останин // Вестн. УГТУ-УПИ. – 2005. – № 14 (66). – С. 417-420.

21.Матвеева, Т.А. Современные требования к организации итогового контроля [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова, С.Н. Останин // Вестн. УГТУ-УПИ. – 2005. – № 7 (59). – С. 157-165.

22.Матвеева, Т.А. Опыт применения метода проектов в курсе специальных дисциплин [Текст] / Т.А. Матвеева, В.М. Коренберг // Вестн. УГТУ-УПИ.– 2006. – № 8 (79). – C.58-62.

23.Матвеева, Т.А. Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т.А. Матвеева, Г.Д. Бухарова // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2008. – №2 (50). – С. 81-88.

24.Матвеева, Т.А. Привлекательность дистанционного обучения для продолжения профессионального образования [Текст] / Т.А. Матвеева // Проф. образование. Столица / Приложение «Новые педагогические исследования». – М.: ИСОМ. – 2007. – №5. – С. 118-119.

25.Матвеева, Т.А. Необходимость формирования профессиональной компетентности выпускника вуза в современных условиях [Текст] / Т.А. Матвеева // Проф. образование / Приложение «Педагогическая наука – практике. Новые исследования». – М.: ИСОМ. – 2005. – №5. – С.91-96.

26.Матвеева, Т.А. Формирование электронного портфеля студента технического вуза как условие становления его профессиональной компетентности [Текст] / Г.Д Бухарова, Т.А. Матвеева // Проф. образование / Приложение «Педагогическая наука – практике. Новые исследования».– М.: ИСОМ. – 2005. – №2. – С. 48-52.

27.Матвеева, Т.А. Возможности влияния информационных и коммуникационных технологий на содержание и методику преподавания математики в техническом вузе [Текст] / Т.А. Матвеева // Проф. образование / Приложение «Педагогическая наука – практике. Новые исследования». – М.: ИСОМ. – 2005. №2. – С.81-90.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

28.Матвеева, Т.А. Понятийный аппарат компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Т.А. Матвеева // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып.5 /отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – C. 357-364.

29.Матвеева, Т.А., К вопросу о профессиональной компетентности выпускника технического вуза [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова // Вузы России и Болонский процесс: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Урал. гос. техн. ун-та – УПИ, 18-19 октября 2005 г. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2005. – С. 129-131.

30.Матвеева, Т.А. Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Т.А. Матвеева // Образование. Карьера. Общество: журн. / ГОУ «Кузбасс. регион. ин-т развития проф. образования». – Кемерово. – 2005. – С. 24-26.

31.Matveyeva, T.A. Computer Math Practicum [The Теxst] / Т.А. Matveyeva // The Second International Mathematica Symposium, IMS’97. – Finland. – Р.331-337.

32.Матвеева, Т.А. Информатизация математического образования. Процесс и результат [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова // Сб. тр. междунар. выставки-форума ИНФОКОМ-2003. – Екатеринбург: Уралсвязьинформ. – 2003. – С.209-212.

33.Матвеева, Т.А. Концепция электронных учебников. Опыт Уралмультимедиацентра [Текст] / Т.А. Матвеева, А.С. Щербинин, Н.Г. Рыжкова // Сб. науч. тр. междунар. научн.-практ. конф. «СВЯЗЬ-ПРОМ 2004». – Екатеринбург:ЗАО «Компания Реал-Медиа», 2004. – С. 488-495.

34.Могилев А.В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / А.В. Могилев, В.В. Мачульский, Т.А. Матвеева, В.И. Жильцова // Информационная культура. Сб. программ для дошк. и общеобраз. учреждений с 1 по 11 класс / Центр «Учебная книга». – Екатеринбург, 2003. – С. 107-158. (экспертиза и рекомендация Министерства общего и профессионального образования Свердловской области»).

35.Матвеева, Т.А. Некоторые уроки реализации программы INTEL «Обучение для будущего»[Текст] / Т.А. Матвеева // Семинар выпускников курсов по программе INTEL «Обучение для будущего»: Сб. матер. УМП.– Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. – С. 2-4.

36.Матвеева, Т.А. Информационные технологии для оптимизации преподавания курса высшей математики [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова, С.Н. Останин // Наукоемкие технологии образования: межвуз. сб. науч.-метод. тр. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – №8. – С. 67-70.

37.Матвеева, Т.А. Информационно-дидактическая основа организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Т.А. Матвеева // Сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. «СВЯЗЬ-ПРОМ 2005». – Екатеринбург, 2005. – С. 388-392.

38.Матвеева, Т.А. Компетентностная модель IT-специалиста. К вопросу о формировании компетенций [Текст] / Т.А. Матвеева, В.Н. Пелевин // Науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. «СВЯЗЬ-ПРОМ 2006». – Екатеринбург:ЗАО «Компания Реал-Медиа», 2006. – С. 277-279.

39.Матвеева, Т.А. Информационная и коммуникационная компетенции в системе общих (ключевых) компетенций выпускника технического вуза [Текст] / Т.А. Матвеева // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. – Ч.3. – C. 192-195.

40. Матвеева, Т.А. Символьные операции в компьютерном тестировании [Текст] / Т.А. Матвеева, Д.В. Усенко, Т.В. Миронов // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ-19: сб. тр. XIX междунар. науч. конф. В 10 т. Т.4. / Воронеж. гос. технол. акад. – Воронеж, 2006. – С. 129-131.

41.Матвеева, Т.А. Трудоустройство студентов ИТ-специальностей без отрыва от учебы [Текст] / Т.А. Матвеева, В.Н. Пелевин // Новые образовательные технологии в вузе: сб. матер. 4-ой междунар. науч.-метод. конф. – Екатеринбург: Изд-во «УГТУ-УПИ», 2007. –С. 106-109.

Тезисы докладов на международных и всероссийских конференциях

42. Матвеева, Т.А. Электронный практикум по математике в техническом университете [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Б. Соболев, С.И. Машаров // Новые информационные технологии в университетском образовании: Тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. – Новосибирск, 1995. – С. 91.

43. Матвеева, Т.А. Компьютерные технологии в организации исследовательской работы учащихся [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Н. Кудерцев, А.В. Ильиных // Новые информационные технологии в университетском образовании: Тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. – Новосибирск, 1997. – С. 102.

44.Матвеева, Т.А. Информационные системы в технологиях непрерывного образования [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Н. Кудерцев, А.В. Ильиных // Новые информационные технологии в университетском образовании: Тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. – Новосибирск, 1999. – С.115.

45.Матвеева, Т.А. Некоторые результаты преподавания высшей математики в техническом университете [Текст] / Т.А. Матвеева, Н.Г. Рыжкова // Математика. Компьютер. Образование: Тез. докл. XII междунар. конф. – Пущино, 2005. – С. 321.

46.Матвеева, Т.А. Компетентностная модель специалиста 230201 «Информационные системы и технологии» [Текст] / Т.А. Матвеева, В.Н. Пелевин // Новые образовательные технологии в вузе: Тез. докл. третьей междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2005. – С. 63-64.

47.Матвеева, Т.А. Опыт применения метода проектов в курсе специальных дисциплин [Текст] / Т.А. Матвеева, В.М. Коренберг // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVII междунар. конф., 28-29 июня 2006 г. – Троицк, 2006. – С.171-173.

48.Матвеева, Т.А. Измерение профессиональных компетенций ИТ-специалиста [Текст] / Т.А. Матвеева, В.Н. Пелевин // Информационные технологии в образовании: сб. тр. XVI междунар. конф.-выставки, 6-10 ноября 2006 г. – Москва, 2006. – С. 55-57.

49.Матвеева, Т.А.Компьютер Макинтош в технологиях непрерывного образования [Текст] / Т.А. Матвеева, А.Н. Кудерцев, А.В. Ильиных // Информационные технологии и фундаментализация высшего образования: Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. – М., – 1999. – С. 78.

50.Матвеева, Т.А. Мультимедиа технологии в лицейском звене непрерывного образования [Текст] /, Т.А. Матвеева, Н.П. Которов // Новые образовательные технологии в вузе: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. – Екатеринбург, 2001. – С. 44.

51.Матвеева, Т.А. Методическая система использования информационных и коммуникационных технологий в становлении профессиональной компетентности студентов технического вуза [Текст] / Т.А. Матвеева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тез. докл. 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 11-13 апр. 2006 г. Екатеринбург. – Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – С. 43-44.