Научная тема: «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Ведущая концептуальная идея технологии УДЕ основывается на факторах взаимосвязанного и одновременного изучения аналогичных или противоположных лингвистических понятий, обладающих информационной общностью. Технология УДЕ определяется как модель совместной педагогической деятельности субъектов процесса обучения, отражающей содержательное обобщение, состоящее из интегративных единиц усвоения, которые имеют взаимосвязанные, а иногда взаимоисключающие части и образуют родовую лингвистическую целостность. Принцип интегративности содержательных и процессуальных компонентов обучения выступает как структурно-системообразующий при моделировании технологии УДЕ.
  2. Основными подходами при обучении по технологии УДЕ являются исторический и системный. Технология УДЕ обусловлена закономерностями: процесса обучения, высшей нервной деятельности; функционирования оперативной и долговременной памяти, воображения, мышления; развития личности младшего школьного возраста, творческой деятельности, процессов усвоения понятий, знаний, умений и навыков, связи языка и мышления. Обучение по технологии УДЕ отвечает требованиям принципов: общепедагогических (воспитывающий и развивающий характер обучения; сознательности; прочности; связи теории с практикой; наглядности; систематичности и последовательности); лингводидактических (комплексности; коммуникативности; функциональности; ситуативности; связи развития устной и письменной речи; развития чувства языка; взаимосвязи между уровнями языка); методических (внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи; понимания языковых значений; различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц; связи развития устной и письменной речи), специфических (совместного и одновременного изучения взаимосвязанных (противоположных или аналогичных) действий и операций; рассмотрения во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (деформированных упражнений); дополнительности в системе упражнений; обращения структуры упражнений; выявления сложной природы фактического знания, достижения системности знаний; обеспечения единства процессов составления и решения учебных задач, предложений, текстов и т.п.); психолого-педагогических (проблемности; индивидуализации и дифференциации; гармонического развития различных компонентов мышления; формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности; специальной организации мнемической деятельности), которые в процессе обучения интегрируются.
  3. Основой содержательного лингвистического обобщения в технологии УДЕ являются: системная связь языка и мышления; представления о языке как сложном многосистемном явлении, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве; теория инварианта словообразовательного типа; понятие о морфологии и синтаксисе как двух тесно взаимосвязанных, взаимообусловленных разделах грамматики; синтагматические и парадигматические свойства лексических единиц и их единство; сочетаемость слов, которая определяется конкретным лексическим значением и грамматическими признаками сочетающихся слов, отражающими постоянный процесс взаимодействия лексики и грамматики; связь ряда синтаксических единиц: словоформа + словосочетание + предложение (простое и сложное) + сложное синтаксическое целое (ССЦ).
  4. Для реализации принципа взаимосвязи между уровнями языка в технологии УДЕ осуществляется интеграция следующих лингвистических разделов: I блок - орфоэпия + орфография + состав слова + словообразование; II блок - морфология + синтаксис; III блок - синтаксис + микротекст (ССЦ). Лексика является связующим звеном между этими блоками. Данные блоки легли в основу укрупненных лингводидактических единиц, под которыми мы понимаем укрупненные единицы языкового материала, представляющие собой дидактически обработанную систему обычных единиц знания (лингвистических понятий, правил, выводов, обобщений), приближенных по всем своим параметрам к структуре внутреннего знания. Укрупненная лингводидактическая единица «орфоэпия + орфография + состав слова + словообразование» содержит четыре компонента, которые образуют определенную целостность, поскольку направлены на один результат: грамотное письмо и литературное произношение. Укрупненная лингводидактическая единица «морфология + синтаксис» содержит два компонента и имеет обобщенное значение грамматики. Укрупненная лингводидактическая единица «синтаксис + микротекст (ССЦ)» также содержит два компонента и образует целостность дидактической цели, поскольку она направлена на развитие речи школьников.
  5. Модель методической системы технологии УДЕ представлена двумя уровнями: структурно-описательным и структурно-графическим. Структурно-описательный уровень основывается на выделенных укрупненных лингводидактических единицах: «орфоэпия + орфография + состав слова + словообразование», «морфология + синтаксис», «синтаксис + микротекст (ССЦ)», которые в процессе обучения русскому языку в начальной школе и образуют методическую систему. Она условно представляется в виде трех подсистем: 1) формирование орфографического навыка на основе фонетики и морфемики; 2) обучение грамматике на основе связи морфологии, синтаксиса и грамматической сочетаемости слов; 3) система развития речи и мышления на основе синтаксиса и теории связной речи. Все подсистемы органически связаны в процессе обучения русскому языку. Каждая подсистема имеет свою структуру, реализуется через определенные методы, приемы и средства. Структурно-графический уровень модели методической системы основан на моделировании как одном из дидактических средств наглядности (морфологическая модель предложения, синтаксическая модель предложения, модели склонения, спряжения, модели образования родственных слов и т.п.). Каждая подсистема структурно-графического уровня методической модели обучения по технологии УДЕ представлена своей учебной моделью.
  6. Особенностями содержательного компонента процесса обучения русскому языку по технологии УДЕ является то, что: 1) интегрируются: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками учебного процесса; 2) содержание учебного предмета представляет единство исторического и логического; 3) происходит укрупнение единиц усвоения, т.е. совместное изучение логически различных понятий, обладающих информационной общностью; 4) достигается целостность знаний, превращение отдельного знания в систему взаимодействующих знаний; 5) осуществляется лингводидактическое единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов мыслительной деятельности учащихся; 6) происходит окружение основного изучаемого понятия вспомогательными, нара­щивание знаний вокруг логического ядра урока, повторение материала на уроке через его развитие, преобразование; 7) осуществляется определенное структурирование материала учебного предмета «Русский язык», которое приводит к системности знаний.
  7. Эффективность методической системы обучения русскому языку в начальной школе по технологии УДЕ обеспечивается благодаря тому, что: 1) в процессе обучения систематически и целенаправленно используются репродуктивные и продуктивные методы и приемы: противопоставление; составление слов, предложений, придумывание рассказов, сказок, сочинение стихотворений и т.п.; моделирование; проблемные ситуации; приемы «анализ через синтез», образное представление объекта, эвристические, алгоритмические, конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, ассоциаций и др.; 2) в комплексе применяются идеальные и материальные средства обучения: определенные виды наглядности в технологии УДЕ; структурирование учебного материала в программе и учебниках; логика построения урока; виды связи внутри каждой темы; использование наглядности при подаче учебной информации одновременно на всех четырех кодах: рисуночном, числовом, символичес­ком и словесном; применение укрупненных упражнений, содержащих четыре компонента: а) исходное задание, б) обратное задание, в) составление и решение задания, аналогичного исходному, г) обобщенное задание; мат­ричные задания; деятельностный компонент с использованием опорных средств; многосторонне содержательные упражнения; задания на выбор.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Микерова Г.Ж. Принципы наглядности, систематичности и последовательности в технологии укрупненных дидактических единиц: Монография /Г.Ж. Микерова (Лауреат Всероссийского конкурса). /Под ред. Э.Г. Малиночка. – М.: МГОУ, 2004. – 131 с.

2. Микерова Г.Ж. Эффективность экспериментальных моделей укрупненных дидактических единиц: Монография /Г.Ж. Микерова /Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар: КубГУ, 2005. – 57 с.

3. Микерова Г.Ж. Формирование орфографического навыка в технологии укрупненных дидактических единиц /Педагогика: семья-школа-общество: Коллективная монография /Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 7. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 16 с. (349 с. – С. 227-242).

4. Микерова Г.Ж. Моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц: Монография / Г.Ж. Микерова – Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. – 106 с.

Учебники и учебные пособия

5. Микерова Г.Ж. Русский язык 1: Уч. пос. для 1 класса /Г.Ж. Микерова /Отв. ред. Л.Н. Чехова – Краснодар: ККОПО РФ КЭЦРО, – 2-изд., 1996. – 112с.

6. Микерова Г.Ж. Русский язык 2: Уч. пос. для 2 класса /Г.Ж. Микерова /Отв.ред. Л.Н. Чехова – Краснодар: ККОПО РФ КЭЦРО, – 2-изд., 1996. – 127с.

7. Микерова Г.Ж. Русский язык 3: Уч. пос. для 3 класса /Г.Ж. Микерова /Отв.ред. Л.Н. Чехова – Краснодар: ККОПО РФ, 1998. – 130 с.

8. Микерова Г.Ж., Крохмаль Е.В., Балабанова Н.В. Дневник летней педагогической практики: Учебно-методическое пособие /Г.Ж. Микерова, Е.В. Крохмаль, Н.В. Балабанова – Краснодар: Куб ГУ, 2001. – 32с.

9. Микерова Г.Ж. Управление педагогическими системами: Учебно-методическое пособие /Г.Ж. Микерова – Краснодар: Куб ГУ, 2001. – 99 с.

10. Микерова Г.Ж., Гребенникова В.М., Романычева Н.В., Крохмаль Е.В. Воспитательная работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие /Г.Ж. Микерова, В.М. Гребенникова, Н.В. Романычева, Е.В. Крохмаль – Краснодар: Куб ГУ, 2002. – 22 с.

11. Микерова Г.Ж. Реализация принципов технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе: Учебно-методическое пособие (Гриф УМО) /Г.Ж. Микерова – Краснодар: Куб ГУ, 2003. – 180 с.

12. Микерова Г.Ж., Гребенникова В.М., Романычева Н.В., и др. Первые дни ребенка в школе. Дневник педагогической практики студента 3-го курса: Учебно-методическое пособие. /Г.Ж. Микерова, В.М. Гребенникова, Н.В. Романычева и др. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 38 с.

Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ

13. Микерова Г.Ж. Лингводидактические особенности обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. – № 13 (36). – СПб., 2007. – 264 с. – С. 207-212.

14. Микерова Г.Ж. О реализации идей технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Культурная жизнь Юга России № 4 (23), 2007. – 108 с. – С.61-63.

15. Микерова Г.Ж. Особенности изучения глагола по технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. № 16 (40). – СПб., 2007. – С. 448-453.

16. Микерова Г.Ж. Развитие мышления, речи и творческих способностей младших школьников при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Научное обозрение № 1. – М.: Наука, 2007. – С.173-178.

17. Микерова Г.Ж. Лингвистические основы изучения грамматики при обучении по технологии укрупнения дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Начальная школа № 9. – М., 2007. – С.114-120.

18. Микерова Г.Ж. Метод противопоставления – основа развития языковых творческих способностей младших школьников. /Г.Ж. Микерова //Акмеология № 3. Т.3. 2007. – С. 51-54.

19. Микерова Г.Ж. Лингвистический аспект обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) // Письма в Эмиссия.Оффлайн: Электронный научный журнал. – Январь 2008, ART 1227. – CПб., 2008г. – http://www.emissia.org/offline/2008/1228.htm. – Гос. рег. 0420800031.

20. Микерова Г.Ж. Проблема обучения русскому языку в начальной школе. //Культурная жизнь Юга России № 2 (27), 2008. – 118 с. – С.46-47.

21. Микерова Г.Ж. Система изучения синтаксиса по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. № 26 (60). – СПб., 2008. – С. 430-435.

Статьи в международных сборниках

22. Микерова Г.Ж. Развитие творческих способностей студентов как условие их адаптации в вузе /Г.Ж. Микерова //Проблемы преемственности в системе непрерывного образования: Материалы ΙΙ-й межд. научно-практ. конф. /Составители Л.Д. Бобылева, М.П. Манаенкова, Т.В. Невзорова; Под общей ред. В.Н. Яценко, В.И. Козырева. – Мичуринск: МГПИ, 2002. – 184 с. – С. 25-26.

23. Микерова Г.Ж. Реализация творческого компонента в технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 4-й междунар. науч.-метод. конф. В 2 ч. /Отв. ред.: Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. – Ч.1 – 208 с. – С.151-153.

24. Микерова Г.Ж. «Депрофессионализация» как средство развития творческих способностей будущего учителя. /Г.Ж. Микерова //Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов: Материалы ΙΙ-й Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием. – Краснодар: Куб ГУ, 2003. – 318 с. – С.117-120.

25. Микерова Г.Ж. Взаимосвязь развития творчества будущих учителей и творческих способностей учащихся. /Г.Ж. Микерова //Инновационные технологии подготовки будущих учителей в системе непрерывного образования: Материалы 3-й Междунар. научно-практ конф. /Составители: Невзорова Т.В., Манаенкова М.П., Бобылева Л.Д.; Под общей ред. В.Н. Яценко, В.И. Козырева. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – 362 с. С.42-44.

26. Микерова Г.Ж. Интерес к предмету – движущая сила развития творческих способностей учащихся. /Г.Ж. Микерова //Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Белгород: БелГУ, 2003. – Ч.1. 320 с. – С.106-110.

27. Микерова Г.Ж. Проблема подготовки будущего учителя в педвузе /Г.Ж. Микерова //Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях: Сб. науч. статей междунар. конф. /Под ред. Н.Л. Куршуновой, А.М. Кулинец. – Уссурийск: УГПИ, 2005. – 276 с. – С.102-103.

28. Микерова Г.Ж. Развитие творчества учителей и учащихся в образовательном пространстве /Г.Ж. Микерова //Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: Материалы междунар. научно-практ. конф. в 2 ч. /Отв.ред. Н.Н. Верцинская, А.В. Торохова, З.С. Курбыко. – Минск: Бел. гос. ун-т., 2005. – Ч.2. – 252 с. – С 77–84.

29. Микерова Г.Ж. Изучение русского языка в начальной школе по технологии укрупненных дидактических единиц как полилингвальная проблема /Г.Ж. Микерова //Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы Междунар. конф. – Владикавказ: СОГПИ, 2006. – 204 с. – С.187-191.

30. Микерова Г.Ж. Развитие языковых творческих способностей учащихся при изучении русского языка в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сб. научных трудов /Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XXXΙΙ. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 478 с. – С.412-418.

31. Проблемы развития начального образования на Северном Кавказе. /Проблемы развития образования и социального партнерства: Материалы междунар. научно-практ. конф. /Под. ред. А.Л. Факторовича, А.С. Яровой. – Краснодар, 2006. – 240с. – С. 34-36.

32. Микерова Г.Ж. Методы и приемы формирования языкового творческого мышления и речи учащихся начальных классов посредством технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова. /Труды ΙΙ Международной научно-практической конференции молодых ученых «ЖАС FАЛЫМ –2007». Т.8. – Тараз: ТГПИ, 2007. – 314 с. – С. 242-247.

33. К вопросу о развитии творческих языковых способностей методом противопоставления /Современные проблемы образования: Сб. науч. трудов – Opole-Краснодар (Польша-Россия) – 2008. – 194 с. – С. 78-80.

Статьи и тезисы

34. Микерова Г.Ж. Технология УДЕ на уроках русского языка. /Г.Ж. Микерова //Развитие социально-культурной сферы Кубани: Сб. тезисов докладов краевой научно-практической конференции молодых ученых – Краснодар: Куб ГУ, 1994. – 82 с. – С. 16-17.

35. Микерова Г.Ж. Педагог-новатор /Г.Ж. Микерова //Педагогический вестник № 7 – М., 1994. – С. 3.

36. Микерова Г.Ж. Технология УДЕ на уроках русского языка /Г.Ж. Микерова //Педагогический вестник № 5 – М., 1995. – С. 2.

37. Микерова Г.Ж. Опыт реализации идеи УДЕ в обучении русскому языку в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Инновационные процессы в образовательных системах: Материалы краевой научно-практ. конф. – Вып.2, Краснодар: КЭЦРО, 1995. – Ч.2. – 84 с. – С. 4-7.

38. Микерова Г.Ж. УДЕ на уроках русского языка в гимназии /Г.Ж. Микерова //Экспериментальные педагогические технологии: Материалы краевой научно-практ. конф. /Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар: Куб ГУ, 1996. – 151 с. – С.65-66.

39. Микерова Г.Ж. Системность знаний как результат укрупнения дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Развитие социально-культурной сферы Кубани: Сб. тезисов и докладов 3-й краевой научно-практ. конф. молодых ученых /Под ред. В.И. Чистякова. – Армавир: АГПИ, 1996. – 149 с. С.30-31.

40. Микерова Г.Ж. Урок фантазии в третьем классе /Г.Ж. Микерова //Современный урок: Материалы краевой научно-практ. конф. /Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар: Куб ГУ, 1998. – 163 с. – С.69-70.

41. Микерова Г.Ж., Малиночка Э.Г. Урок в системе обучения по педагогической технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова, Э.Г. Малиночка //Современный урок: Материалы краевой научно-практ. конф. /Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар: Куб ГУ, 1998. – 163 с. – С. 93-95.

42. Микерова Г.Ж. Изучение русского языка в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Начальное образование на рубеже CCI века: основные тенденции развития: Тезисы докладов межвузовской научно-практ. конф. – Карачаевск: КЧГПУ, 1999. – 282 с. – С. 185-188.

43. Микерова Г.Ж. Технология УДЕ на уроках русского языка в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Проблемы и перспективы начального образования: Материалы межвузовской научно-практ. конф. – Армавир: АГПИ, 2000. – 351 с. – С.244-249.

44. Микерова Г.Ж. Уровень развития творчества студентов вузов как показатель качества педагогического образования /Г.Ж. Микерова //Качество педагогического образования: Материалы 2-й Всероссийской научно-практ. конф. В 3-х ч. /Редкол: Д.М. Забродин (пред.) и др. – Рязань: РГПУ, 2001. – Ч. 3. – 68 с. – С. 24-25.

45. Микерова Г.Ж. Реализация творческого компонента в технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Проблемы современной педагогики и систем образования: Сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф. /Под ред. М.Р. Кудаева – Майкоп: АГУ, 2002. – 364с. – С. 318-319.

46. Микерова Г.Ж. Развитие творческих способностей студентов как условие их адаптации в вузе /Г.Ж. Микерова //Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов. Материалы всероссийской научно-практ. конф. с международ. участием – Краснодар: Куб ГУ. 2002. – 187 с. – С.84-85.

47. Микерова Г.Ж. Развитие творческих способностей как условие становления профессионализма /Г.Ж. Микерова //Актуальные проблемы и направления РR Кубани: Материалы ΙΙ межрегиональной научно-практ.конф. и ΙΙΙ Молодежного форума. – Краснодар: Куб ГУ, 2003. 124 с. – С.78-79.

48. Микерова Г.Ж. Использование технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) при изучении русского языка в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования: Сб. материалов научно-практ. конф. /Под ред. М.Х. Шхапацевой – Майкоп: АГУ, 2003. – 290 с. – С. 91-95.

49. Микерова Г.Ж. Технология укрупненных дидактических единиц как средство организации мнемической деятельности учащихся в процессе обучения /Г.Ж. Микерова //Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях: Материалы Ι всероссийской научно-практической конференции – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2003. – 240 с. – С. 139-143.

50. Микерова Г.Ж., Долгушина Ю.А. Развитие творческих способностей студентов как фундамент формирования их научного потенциала /Г.Ж. Микерова, Ю.А. Долгушина //Научно-исследовательская работа студентов вузов в системе профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 179 с. – С. 89-93.

51. Микерова Г.Ж. Реализация интеграции в начальной школе при обучении по технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Современные технологии обучения: Сб. статей и тезисов. /Сост. Т.Н. Рязанова – Вып.4. – Владикавказ: Олимп – 2004 – Ч. 2. – 368 с. – С. 293-298.

52. Микерова Г.Ж. Система организации педагогической практики по подготовке учителей начальных классов в педагогическом вузе /Г.Ж. Микерова //Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы: Сб. докладов вторых межрегиональных педагогических чтений /Под ред. А.А. Арламова, В.К. Игнатовича – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 132 с. – С. 73-75.

53. Микерова Г.Ж. Развитие творческих способностей в начальных классах с помощью технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона: Тезисы докладов XΙ Годичного собрания Южного отделения РАО и XXΙΙΙ психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – Часть ΙΙΙ. – 348 с. – С. 221-223.

54. Микерова Г.Ж. Педагогические средства технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) при изучении русского языка в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Проблемы современной педагогики и системы образования: Сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф. – Том 2. /Под ред. С.Н. Бегидовой. – Майкоп: АГУ, 2004. – 270 с. – С.208-212.

55. Микерова Г.Ж. Изучение русского языка в начальной школе по технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: КубГУ, 2004. – 288 с. – С. 207-210.

56. Микерова Г.Ж., Штыркин А.А. Задачи и методы исследования внутришкольного управления /Г.Ж. Микерова, А.А. Штыркин //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 262-264.

57. Микерова Г.Ж., Русина О.И. Приемы обогащения словарного запаса младших школьников /Г.Ж. Микерова, О.И. Русина //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 216-218.

58. Микерова Г.Ж., Подколзина А.С.Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе обучения русскому языку /Г.Ж. Микерова, А.С. Подколзина //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 213-215.

59. Микерова Г.Ж., Макарова М.С. Роль учителя начальных классов в формировании культуры речи младших школьников /Г.Ж. Микерова, М.С. Макарова //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 101-103.

60. Микерова Г.Ж., Краморова А.С. Формирование культуры познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения /Г.Ж. Микерова, А.С. Краморова //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 68-71.

61. Микерова Г.Ж., Зинченко И.А. Психолого-педагогические условия семейного воспитания в формировании коммуникативных черт характера младших школьников /Г.Ж. Микерова, И.А. Зинченко //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С. 59-61.

62. Микерова Г.Ж., Гладких М.П. Психолого-педагогические условия эффективного влияния дидактических игр /Г.Ж. Микерова, М.П. Гладких //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с. – С.51-53.

63. Микерова Г.Ж., Дегтерев Е.А. Проблемы модернизации региональной системы образования на Северном Кавказе /Г.Ж. Микерова, Е.А. Дегтерев //Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Е.А. Дегтерева. – Краснодар: Куб ГУ, 2004. – 288 с.– С. 3-8.

64. Микерова Г.Ж. Изучение частей речи в начальной школе по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: Материалы II Всероссийкой научно-практ. конф. – СПб., 2005. – С. 53-57.

65. Микерова Г.Ж. Развитие творчества учащихся начальных классов посредством технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XΙΙ годичного собрания Южного отделения РАО и XXΙY психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: РГПУ, 2005. – Часть ΙY. – 188 с. – С. 41-43.

66. Микерова Г.Ж., Косенкова А.Н. Особенности формирования толерантности младших школьников в процессе обучения /Г.Ж. Микерова, А.Н. Косенкова //Инновации и традиции в воспитании толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Краснодар: Копи-Принт, 2005. – 288 с. – С. 228-230.

67. Микерова Г.Ж. Принципы наглядности, систематичности и последовательности в технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Современные технологии обучения: Сборник статей и тезисов. /Сост. Л.В. Газаева – 5 вып. – Владикавказ: СОГПИ – 2005. – 154 с. – С.125-128.

68. Микерова Г.Ж., Гитман А.В. Реализация интересов и индивидуальных особенностей школьников в региональной системе образования /Г.Ж. Микерова, А.В. Гитман //Школа единомышленников. Реализация интересов и индивидуальных особенностей школьников в региональной системе образования: Научно-методический сборник /Под ред. А.В. Гитман. – Краснодар, 2006. – 73 с. – С.5-10.

69. Микерова Г.Ж. Оценка эффективности обучения младших школьников по индивидуальным программам /Г.Ж. Микерова //Школа единомышленников. Реализация интересов и индивидуальных особенностей школьников в региональной системе образования: Научно-методический сборник /Под ред. А.В. Гитман. – Краснодар, 2006. – 73 с. – С.11-17.

70. Микерова Г.Ж. Принцип интегративности содержательных и процессуальных компонентов в технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Дидактика современного учебного предмета: Сб. науч. тр. /Под ред. И.М. Осмоловской. Сост. М.В. Мунина – М.: ИТИП, 2006. – 336 с. С. 153 -157.

71. Микерова Г.Ж. Лингвистический аспект технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: Материалы Ι Всероссийской научно-практ. конф. /Под ред. Т.В. Федосеевой. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – 244 с. – С.135-137.

72. Микерова Г.Ж. Особенности урока русского языка по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе /Г.Ж. Микерова //Дидактико-методические аспекты современного урока: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Армавир: РИЦ АНПУ, 2007. – 488 с. – С.324-335.

73. Микерова Г.Ж. Генетические корни и педагогические функции технологии укрупненных дидактических единиц /Г.Ж. Микерова //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XΙY годичного собрания Южного отделения РАО и XXYΙ психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. – Часть 1. – 296 с. – С.132-139.

74. Микерова Г.Ж. Метод противопоставления – основа развития языковых творческих способностей младших школьников/ Г.Ж. Микерова//Педагогические знания в междисциплинарном пространстве: Сб. науч. тр., посвящ. 80-летию Е.А. Дегтерева /Под ред. Э.Г. Малиночки, А.Л. Фактровича. Ч.2. – Краснодар: Куб ГУ, КРО АПСН, 2007. – 92 с. – С.3-11.

75. Микерова Г.Ж. Роль принципов наглядности, систематичности и последовательности в развитии творческих способностей учащихся при обучении по технологии УДЕ /Г.Ж. Микерова //Современные технологии обучения. Выпуск 7. /Сб. статей и тезисов.// Составитель Л.В. Газаева: Владикавказ, Изд. СОГПИ – 2007. – 393 с. – С. 198-201.

76. Микерова Г. Ж. Методическая система обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе/Г.Ж. Микерова // Учитель – № 2. – 2008. – С. 9-12.

77. Микерова Г. Ж. Методическая система обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе/Г.Ж. Микерова // Учитель – № 3. – 2008. – С.9-13.

78. Микерова Г.Ж. Особенности развития речи младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Г.Ж. Микерова //Теория и практика современного процесса обучения высказыванию: межвузовский сборник научных работ // Науч. ред. проф. Г. Б. Вершинина – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. – С. 84-91.