Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Педагогически организованная музыкальная среда способна оказывать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения и является интегральным показателем развития культуры личности.
  2. Влиятельность музыкальной среды на развитие подрастающего поколения обусловлена рядом ее качеств, таких, как глобальный характер, интенсивность влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами.
  3. Педагогическое воздействие музыкальной среды, созданной выдающимися педагогами-музыкантами, заключается в наглядном и действенном примере творчества, подвижничества, духовного совершенствования, нравственных поисков, свойственных лучшим представителям русской культуры, в сочетании высокого профессионализма и опоры на педагогику культурных сообществ. К особенностям такой педагогической музыкальной среды относится интентное педагогическое включение, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам учеников в процессе погружения их в атмосферу творческого созидания.
  4. Важная роль эстетической среды в процессе развития личности, определяемой в данной работе как социальное по своей природе прижизненное психологическое образование, представляющее систему мотивационно-потребностных отношений и характеризующее сущностные социальные отношения, а также являющаяся внешним проявлением внутренних качеств человека.
  5. Наличие адаптационных и реабилитационных свойств педагогически организованной музыкальной среды, основанных на глубинной взаимосвязи физического развития ребенка с музыкальной средой и при опоре на такие ее особенности как проницаемость и интенсивность влияния на человека и их значительная роль в становлении духовной культуры растущего человека.
  6. Необходимость специальной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах вузов в плане развития их способности к созданию педагогически организованной музыкальной среды и разработка комплексного подхода к ее реализации.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Уколова Л.И. Монография. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования Москва ГОУ МГПУ 2005. (10 п.л.).

2.Уколова Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. – М.: АС-Траст, 2007. (12,5 п.л.).

3.Учебно-методические пособия и программы

4.2. Уколова Л.И. Методические рекомендации к работе в хоровом классе. М.: МГЗПИ, 1990. (4 п.л.).

5.3. Уколова Л.И. Хоровой класс: методические рекомендации, 1 курс. Выпуск 2 (для студентов заочного и вечернего отделений музыкально-педагогического факультета). - М.: МГОПИ, 1992. (6 п.л.).

6.4. Уколова Л.И. Методика и практика работы с хором. (Методические указания к проведению лабораторных занятий. - М.: МГОПИ, 1994. (5 п.л.).

7.5. Уколова Л.И. Программа по хоровому классу и практикум работы с хором. Москва, МГОПУ, 1996 (3 п.л.).

7.Уколова Л.И. Хоровой класс и практикум работы с хором (программа) Москва, МГОПУ,1997. (3 п.л.).

8.Уколова Л.И. Музыка. Методические рекомендации для абитуриентов. – М.: МГОПУ, 2002. (1 п.л.).

9.Уколова Л.И. Дирижирование. (Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 0310 «Музыкальное образование»). – М.: Изд-во «Владос», 2003. (12, 74 п.л.).

10.Уколова Л.И. Хоровой класс и практическая работа с хором. Программа для студентов педагогического вуза. – М.: ГОУ МГПУ, 2005. (1 п.л.).

11.Уколова Л.И. Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур. Программа для студентов педагогического вуза. – М.: ГОУ МГПУ, 2005. (2,2 п.л.).

12.Уколова Л.И., Осеннева М. Музыка в школе (учебное пособие). Выпуск 2. – М.: Музыка,. 2005. (10 п.л.). Доля авторского участия – 5 п.л.

13.Уколова Л.И., Осенеева М. Музыка в школе (учебное пособие) Выпуск 3. М.: Музыка,. 2005. (10 п.л.). Доля авторского участия – 5 п.л.

14.Уколова Л.И., Осенеева М. Музыка в школе (учебное пособие) Выпуск 4. М.: Музыка,. 2005. (10 п.л.). Доля авторского участия – 5 п.л.

15.Уколова Л.И., Афанасьев В.В., Черватюк П.А. Методологические характеристики исследовательской деятельности педагога. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - М.: Издательство «АС-Траст», 2008. (8 п.л.). Доля авторского участия – 4 п.л.

8.Научные статьи

16.Уколова Л.И. Проблемы самоконтроля в развитии дирижёрско-хоровых навыков студентов музыкально-педагогического факультета. - М.: ОЦНИ //Школа и педагогика № 384, 1990 (0,5 п.л.).

17.Уколова Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания и самообразования в современных условиях. – М.: ОЦНИ //Школа и педагогика № 385-1990. (0,5 п.л.).

18.Уколова Л.И. Формирование навыков самоконтроля у студентов в процессе работы над дирижёрской техникой. - М.: МГОПИ, 1993. (4,3 п.л.)

19.Уколова Л.И. Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. (0,5).

20.Уколова Л.И. Работа над образом музыкального произведения средствами хорового произведения. – М.: МГОПУ, 1998. (0,5).

21.Уколова Л.И. Вступительная статья к учебному пособию В.А. Самарина «Хороведение». – М.: Издательский центр «Академия», 1998 (0,5 п.л.).

22.Уколова Л.И. Пушкин и музыка /«Культура-искусство-школа». М.: МГОПУ. 1999. (0,5 п.л.).

23.Уколова Л.И. Вопросы организации учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете /Культура-искусство-образование. - Москва, 2000. (0,5).

24.Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в процессе музыкального образования /Культура-образование-педагогика искусства.- М.: МГОПУ, 2003.

25.Уколова Л.И. Роль художественно-эстетической культуры в становлении личности /Культура-Искусство-Образование. – М.: Издательство Института общего среднего образования РАО, 2004. (0,5 п.л.).

26.Уколова Л.И. Духовность как один из главных критериев личностного самосознания человека //Дополнительное образование №7. – М., 2004. (0,5).

9.26. Уколова Л.И. Влияние «черной культуры» на современную молодежь через средства массовой информации /Культура-Искусство-Образование. - Москва, 2004 (0,3).

27.Уколова Л.И. Духовная культура как один из главных критериев личностного самосознания человека /МГПУ – этапы взросления (К 10-летию МГПУ). – М.: ГОУ МГПУ, 2005. (0,5 п.л.).

28.Уколова Л.И. Певческая грамотность как компонент певческой культуры / /Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице ( к 10-летию МГПУ). – М.: ГОУ МГПУ, 2006. (0,3 п.л.).

29.Уколова Л.И. Статья – Певческая культура детей как часть духовной культуры личности /Сборник Федерального агентства по культуре и кинематографии). – М.: Государственный Российский Дом народного творчества, 2007. (0,5 п.л.).

30.Уколова Л.И. Авторская песня – неотъемлемая часть духовного образования личности // Вестник № 6. – М.: Университет культуры и искусства, 2007. (0,5 п.л.).

31.Уколова Л.И. Феномен авторской песни //Клуб №9. – М.: Международный союз общественных объединений работников культуры, туризма и спорта, 2007. (1 п.л.).

32.Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды //Педагогика искусства №2, 2008. (1 п.л.).

10.Тезисы докладов, опубликованные в материалах конференций

33.Уколова Л.И. Музыкально-эстетическая культура детей как часть духовной культуры личности /Новые пути науки о культуре (проблемы, поиски, находки) – материалы научно-практических межвузовских конференций. –. М.: Государственная академия славянской культуры, 2005. (0,3 п.л.).

34.Уколова Л.И. Педагогические аспекты подготовки учителя музыки /Материалы Всероссийской научной конференции. - Коломна, 1998 . (0,5).

35.Уколова Л.И. Совершенствование организации учебного процесса /Материалы научно-практической конференции. – М.: МГОПУ., 1999. (0,5).

36.Уколова Л.И. Певческая культура как часть духовной культуры личности / Материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» ( К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского). – М.: ГОУ МГПУ, 2005. (0,5 п.л.).

37.Уколова Л.И. Роль искусства в формировании художественно-эстетической культуры школьников /Материалы международной научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы». – М.: ГОУ МГПУ, 2005. (0,5 п.л.).

38.Уколова Л.И. Формирование художественно-эстетической культуры как части духовной культуры личности /Сборник межрегиональной научно-практической конференции. – М.: МГПУ УМО высших учебных заведений РФ, 2006. (0,3 п.л.).

39.Уколова Л.И. Современные тенденции развития музыкального образования. /Сборник материалов международной научно-практической конференции. –М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2007. (0,5 п.л.).

40.Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового искусства /Сборник материалов международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: традиции и инновации». - Белгород, 2008. (0,5 п.л.).

41.Уколова Л.И. Место духовной нравственности в музыкальном исполнительстве. Развитие духовности личности средствами музыкального искусства /Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации (по материалам международной научно-практической конференции). – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. (0,5 п.л.).

42.Уколова Л.И. Авторская песня как фактор познавательного интереса на уроках музыки /Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: История и современность». – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. (0,5 п.л.).