- Разработана авторская концепция социокультурной адаптации личности в процессе художественно-творческой деятельности, направленная на решение теоретических и научно-практических задач, обеспечивающих современное понимание сущности, природы и специфики социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности в практике российских вузов, а также обоснование содержания принципов, критериев и показателей социокультурной адаптации студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.
- В исследовании уточнено понятие социокультурной адаптации применительно к педагогической практике вуза, где адаптация предполагает творческое и продуктивное изменение неудовлетворяющих человека условий существования для взаимного удовлетворения своих потребностей и потребностей социума и культуры. Понятие социокультурной адаптации в данном контексте рассмотрено с точки зрения более широкого охвата социокультурной ситуации, включающей в себя материальные, социальные, институциональные, культурные и ценностные условия его формирования, развития и самореализации человека.
- Автором проанализированы процессы социокультурной адаптации студенческой молодежи, существующие в российской образовательной практике, такие как развитие, инкультурация и социализация, выявлена их взаимосвязь, адаптированы зарубежные разработки в данной области с учетом российской специфики.
- Разработана педагогическая система социокультурной адаптации в процессе художественно-творческой деятельности в вузе нехудожественного профиля. На основе существующего социокультурного подхода П.А. Сорокина, А.Я.Флиера выявлена специфика, разработаны принципы, структура и формы социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности в образовательной практике вуза. В рамках социокультурного подхода к адаптации художественно-творческая деятельность вписана в контекст учебно-воспитательной деятельности вуза.
1.Бережная М.С. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Кол¬лективная монография. – М., Спутник Плюс, 2006 – 21,5 п.л.(общая редакция, доля авторского участия 6 п.л.)
2.Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации моло-дежи средствами художественного творчества – М., ИХО РАО, 2007 г. – 16,5 п.л.
3.Психологические аспекты творческого развития личности. Монография. - М., Государственная налоговая академия, 2005 г. – 5,5 п.л.
4.Бережная М.С. Семьи и дети в кризисной ситуации //Социально-психологиче¬ская и социально-педагогическая помощь ребенку и семье в кри¬зисной ситуации: Монография /Под ред. Репринцевой Г.И. – М.: ИСПС РАО, 2004. – Вып.48 – 5,5 п.л. , доля авторского участия 0,7 п.л..
5.Бережная М.С. Творческая самореализация личности как антропоцентриче¬ский эталон здоровья в современной культуре. Коллективная монография. – М., ИХО РАО, 2007 – 20,5 п.л. (общая редакция, доля авторского участия 7 п.л.)
Основные научно-исследовательские работы, выполненнные под руко¬водством и при участии автора
6.Бережная М.С. Информационная база данных «Основные формы деятельно¬сти психолого-педагогических служб образования, направленных на социо¬культурную адаптацию детей и юношества средствами художественного творчества» - М., ИХО РАО, Научные фонды, 2005 г., - 3 п.л.
7.Бережная М.С. Информационные базы данных «Научно-методическое обеспе¬чение воспитательной деятельности педагогов в образовательном уч¬реждении» и инструктивно-методические разработки по их применению в ходе эксперимента» по программе РАО «Научно-методическое обеспечение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего обра¬зования», подпрограмма «Научно-методическое обеспечение развития вос¬питания в системе образования». - М., ИОСО РАО, научные фонды, 2002. – 5,5 п.л. (доля авторского участия 4 п.л.)
8.Бережная М.С. Методические рекомендации для психологов в области образования и социальной работы «Психологическое консультирование се¬мей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений» по теме: Соци¬ально-психологическая реабилитация детей в семье и обществе, по про¬грамме РАО «Воспитание как социальный феномен». - М., Гос.НИИ семьи и воспитания, научные фонды, 2002 – 4 п.л. (доля авторского участия 1,5 п.л.)
9.Бережная М.С. Методические рекомендации для практических психологов «Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внут-рисемейных отношений» по теме: Разработка и апробация методик семей-ного психологического консультирования по федеральной программе: Фор¬мирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.) - М., Министерство образования РФ, научные фонды, 2002. – 6 п.л. (доля авторского участия 1,8 п.л.)
10. Бережная М.С. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Мо¬нография. - М., ИХО РАО, Научные фонды, 2006 г., - 9 п.л. (доля авторского участия 3 п.л.)
11.Бережная М.С. Программы семейного психологического консультирования в кризисных ситуациях по теме: Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования по федеральной программе: Формиро¬вание установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос¬сийском обществе (2001 – 2005 гг.). - М., Министерство образования РФ, на¬учные фонды, 2002 – 2,5 (доля авторского участия 0,8 п.л.)
12.Бережная М.С. Профилактика асоциального поведения детей средствами художественного творчества и арт-терапии. Методические рекомендации. - М., ИХО РАО, Научные фонды, 2004 г., - 3 п.л. (доля авторского участия 0,5 п.л.)
13.Бережная М.С. Психолого-педагогическое сопровождение творческой лично¬сти в процессе художественного образования. Научный доклад - М., ИХО РАО, Научные фонды, 2003 г. – 6 п.л. (доля авторского участия 3 п.л.)
14.Бережная М.С. Состояние семейного психологического консультирования в России (Аналитическая записка) по теме: Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования по федеральной программе: Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстре¬мизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.) - М., Министерство образова¬ния РФ, научные фонды, 2002. – 2,5 п.л. (доля авторского участия 0,7 п.л.)
15.Бережная М.С. Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества. Научный доклад. - М., ИХО РАО, Научные фонды, 2004 г., - 2 п.л. (доля авторского участия 1 п.л..)
Статьи
16. Бережная М.С. Анкета первого интервью в семейном консультировании. - М., ж. Семейная психология и семейная терапия № 3 , 2004 г. – 0,7 (в соав¬торстве)
17. Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности //Электронный научный журнал Педагогика искусства - № 1, - М., ИХО РАО, 2006 – 0,5 п.л.
18.Бережная М.С. Влияние индивидуального личностного опыта членов семьи и культурных традиций на внутрисемейные межпоколенческие отношения \ Социокультурная динамика: методология анализа (теоретический и истори¬ческий аспекты)- Российский институт культурологии, Кем.ГАК, Кемерово, 2002. – 0,4
19.Бережная М.С. Гуманизация современной педагогической парадигмы выс¬шего образования //Педагогические науки. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
20.Бережная М.С. Гуманитарная и художественная культура в педагогическом процессе высшей школы //Современные гуманитарные исследования. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
21.Бережная М.С. Гуманитарно-эстетическая культура и художественное творче¬ство в педагогическом процессе высшей школы // Эффективные сис¬темы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образова¬тельных учреждений. Материалы Всероссийской конференции «Художест¬венная культура и образование. Юсовские чтения» (Москва, 1-3 ноября 2007 г. ИХО РАО) - М., ИХО РАО, 2007, - 0,4 п.л.
22. Бережная М.С. Искусство как носитель эстетически активной образователь¬ной среды // Сборник трудов ИХО РАО – М., 2007 – 0,4 п.л.
23. Бережная М.С. Искусство как средство социокультурной адаптации лично¬сти // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Материалы Всероссийской конференции «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (Москва, 1-3 ноября 2005 г. ИХО РАО, Тольятти, 9-11 ноября 2005 г. ТГУ). - М., Тольятти, 2005, - 0,4 п.л.
24.Бережная М.С. Коммуникативные особенности семьи //Сборник тезисов Второго Российского Конгресса «Мир семьи» 14-17 ноября 2001 года - М, - 2001 – 0,2
25.Бережная М.С. Современный подросток: мифы и реаль-ность//Педагогика, № 6 – М., 2000 – 2 п.л. (в соавторстве)
26.Бережная М.С. Межпоколенческий конфликт в контексте семейной психотера¬пии//Сборник тезисов - ГНИИСиВ, Москва, 2000 – 0,2 п.л.
27.Бережная М.С. Место образовательных технологий художественного творче¬ства в педагогической практике высшей школы //Современные гуманитарные исследования. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
28.Бережная М.С. Некоторые подходы и приемы семейной психотерапии. - Школьный психолог - №37(133), октябрь, Москва, 2000. – 0,3
29. Бережная М.С. Образовательные технологии художественно-творче¬ской деятельности в педагогической практике ВУЗа // Электронный на¬учный журнал Педагогика искусства - № 3, - М., ИХО РАО, 2007 г. – 0,5 п.л.
30.Бережная М.С. Общеразвивающие направления художественного творчества и творческого самовыражения в системе высшего образования //Педагогические науки. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
31.Бережная М.С. Основные представления об адаптации //Вопросы гуманитар¬ных наук. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
32. Бережная М.С. Проблема социокультурной адаптации в гуманитарном научном знании //Вестник МГУКИ, № 4, 2007 – 0,4 п.л.
33.Бережная М.С. Программа семейного психологического консультирования по проблемам межпоколенческого общения в кризисных ситуациях \ Тезисы международной научно-практической конференции «Современные психосо¬циальные технологии: проблемы освоения и использования» 21-22 мая 2001 г. - М., Консорциум «Социальное здоровье России», 2001 – 0,2
34.Бережная М.С. Психологические аспекты творческого развития личности. - М., ИХО РАО, Сборник научных трудов: Эстетическое воспитание, 2003 г. – 0,5
35. Бережная М.С. Психологические особенности межпоколенческого семей¬ного конфликта // Сб. научных трудов Гос.НИИ семьи и воспитания. - Семья в России, № 3 – М., Гос.НИИ семьи и воспитания, 2002 г. – 0,4 п.л.
36.Бережная М.С. Психологическое консультирование семей, включенных в ситуативный конфликт //Материалы всероссийской конференции «Социаль¬ное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» 25 – 26 октября 2001 г. - М., Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. – 0,2
37. Бережная М.С. Семейное психологическое консультирование как средство раз¬вития толерантности //Материалы Конференции «Социальное конструи¬рование гражданского общества: от парадигмы конфликта к парадигме толе¬рантности, г.Москва, 8 – 10 февраля 2003. - М., Минобр., 2003, - 1,5 (в соав¬торстве)
38.Бережная М.С. Семейные мифы, ритуалы, структура ролей в семье и их влияние на межпоколенческие границы //Социокультурные аспекты воспита¬ния в современном мире. Сборник тезисов. - ГНИИСиВ, Москва,2001. – 0,4 п.л.
39. Бережная М.С. Сказкотерапия как воспитательная система //Искусство в школе, № 3, 2008 – 0,4 п.л.
40.Бережная М.С. Сказкотерапия как средство социокультурной адаптации //Актуальные проблемы художественного образования (по материалам дис¬сертационных исследований), Выпуск II. – Москва, 2006 – 0,4 п.л.
41. Бережная М.С. Социокультурная адаптация детей и юношества средствами ху¬дожественного творчества в образовательной практике //Сборник научных трудов. – М., ИХО РАО, 2006 – 0,5 п.л.
42. Бережная М.С. Социокультурные аспекты образования в формировании толерантного сознания // Материалы Международной научно-практической конференции «Диалог культур Востока-России-Запада в образовательной среде», 19 апреля 2007 г., Москва – М.. 2007 – 0.3 п.л.
43.Бережная М.С. Социокультурные аспекты современного состояния высшей школы в России //Образование и саморазвитие, № 4 – Казань, Центр инновационных технологий, 2007 – 0,5 п.л.
44.Бережная М.С. Социокультурные проблемы российской учащейся молодежи //Современные гуманитарные исследования. – М., 2007, № 4. – 0,3 п.л.
45. Бережная М.С. Творческая самореализация студентов ВУЗов в художест¬венно-творческой деятельности //Электронный научный жур-нал Педагогика искусства - № 1, - М., ИХО РАО, 2008 г. – 0,5 п.л.
Программы и методические рекомендации
46.Бережная М.С. Бесконфликтное общение – путь к успеху // Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – М., Просвещение, 2006 – 1,5 п.л.
47. Бережная М.С. Методические рекомендации к учебному курсу «Конфликтоло¬гия». - М., Государственная налоговая академия, 2005 г. – 0,5 п.л.