Научная тема: «ИНТЕГРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СРЕДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Интегративное управление формированием  среды образования в школе рассматривается:  как стержневое  направление реализации в управлении образовательными системами парадигмы интеграции: - базирующейся на объединительных тенденциях науки и практики, культуры и  образования, приоритетной ценности жизни и значимости человека как основной цементирующей единицы общества и государства; - способствующей  созданию целостной научной картины управления формированием среды образования в школе, углублению и обогащению научных представлений о различных ее составляющих; - служащей в качестве мировоззренческо-методологического  средства дальнейших теоретико-прикладных исследований в области управления образовательными системами; как интегративный подход к организации управленческой деятельности школы, позволяющий с позиций:  - целостности, - согласовать и задействовать все многообразие функций  управленческих систем  школы, взрослеющего человека и педагога - от прогнозирования, целеполагания и планирования  до оценивания достигнутых результатов и тем самым включить в процессы совместного и самостоятельного управления всех участников образовательных процессов и, в первую очередь, школьников; - преемственности, - организовать содержательно деятельностную интеграцию целей и задач обучения, воспитания и развития,  урочной и внеурочной деятельности, институциональных и общественных форм управления школой; - непрерывности, - обеспечить умножение и обогащение внутренних потенциалов взрослеющего человека; При этом делается акцент на обеспечении преемственности и непрерывности процессов формирования ключевых компетентностей у взрослеющего человека, которые должны не только присутствовать у него при выходе из школы, но и совпадать, т.е. обладать качествами интегративности с жизненно важными компетентностями человека как профессионала и личности. как система целенаправленных  опосредующих воздействий, направленных: на организацию конструктивного взаимодействия взрослеющего человека с внутренне-внешней средой своего образования; на обеспечение включенности всех участников взаимодействующего управления  в преобразовательные процессы на совместном и индивидуальном уровнях; как процесс перевода управленческих систем школы и взрослеющего человека в новое качественное состояние развивающегося функционирования посредством  упорядочения, согласования и объединения ценностей, целей и интересов участников  образовательного процесса.
  2. Среда характеризуется:- на индивидуальном уровне как среда образования и оформления: человеческого в человеке (философский аспект); внутреннего мира (психологический аспект); гармонично развитого человека (педагогический аспект); совокупного субъекта и объекта своего развития (управленческий аспект);- на уровне школы как образовательная среда содействия взрослеющему человеку в обогащении и оформлении индивидуального стиля взаимодействия со средой своего развития; - на совместном уровне  как специально спрогнозированное, смоделированное и спроектированное управленческое пространство созидания и реализации программ обогащения культуры взаимодействия с духовно-нравственной, образно-знаковой, социальной, коммуникативной, предметно-вещной  и природной реальностью как на  совместном, так  и индивидуальном уровне.
  3. Образование, являясь особой культурной сферой присвоения и осуществления программ человеческой деятельности, поведения и общения в качествах стержневой, связующей управленческой категории и выступающее в качестве многозначного понятия, представляет: - интегративную ценность-цель совместного образования качественно нового человека, государства и общества; - интегративную сферу совместной социокультурной практики общества, государства и человека по удовлетворению ключевых, их объединяющих, потребностей и интересов;- интегративную иерархически взаимосвязанную отраслевую систему согласованного управления, призванную содействовать ключевому институту управления процессами образования - школе - в качественном осуществлении возложенных на нее полномочий;- интегративную организационную структуру управления, призванную на уровне школы организовывать и обеспечивать процессы успешного образования взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития;- интегративную область совместной и самостоятельной деятельности по оформлению и обогащению внутреннего мира (среды) взрослеющего человека.
  4. Достижение поставленных целей раскрытия и оформления внутреннего мира взрослеющего человека, расширения его возможностей компетентного выбора и осуществления жизненного пути станет результативным в том случае, если:-  осуществлена смысловая реинтеграция Человека, благодаря которой он рассматривается с позиции ключевой управленческой категории, позволяющей представить его совокупным  образом во всех его ипостасях (индивид, личность, индивидуальность), ролях (гражданин, семьянин, профессионал, исполнитель и т.д.)  и управленческих значениях (ценность, смысл, цель, субъект, объект, предмет);-   содержанием  образования выступает не только педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-волевого отношения, усвоение которого призвано обеспечить формирование гармонично развитой личности взрослеющего человека, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества;-  содержание деятельности школы по обогащению программ взаимодействия человека с  внутренним и внешним миром (средой образования) определяется  через  призму культуры, когда взрослеющий человек, будучи творением (объектом) культуры, вместе с тем станет и ее творцом (субъектом);-  программы управленческой деятельности школы совокупным образом вбирают в себя гармоничное  многомерное взаимодействие человека с самим собой и окружающей действительностью.
  5. Сущностные, содержательные, структурные и критериальные характеристики организации интегративного управления формированием среды образования в школе включают в себя:- систему ценностно-целевых ориентиров управления школой, направленных на экологизацию, гуманизацию, антропологизацию среды образовательного учреждения;- систему принципов организации интегративного управления формированием среды образования в школе: сообразности; содействия; универсальной дифференциации;- систему требований-условий созидания дружественной по отношению к взрослеющему человеку среды, основанную на соблюдении его прав и обязанностей быть совокупным субъектом  и объектом своего развития;- систему критериев организации и результативности интегративного управления формированием среды образования в школе, базирующуюся на критерии экологичности, который, в свою очередь, вбирает в себя  и определяет собой ряд совокупных функций: созидательную - взрослеющий человек в современной школе должен стать не потребителем экологических знаний и ценностей, а их созидателем; нормативно-регулирующую - в образовательной среде школы действует  система нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих характер взаимоотношений между всеми участниками  образовательных процессов; защитно-охранительную - в образовательной среде школы создается система условий, препятствующая безнравственному отношению к человеческим и природным ресурсам.
  6. Модель организации взаимодействующего управления представляет собой и включает в себя: целостную субъект объект субъектную управленческую систему школы, совокупно объединяющую и решающую задачи информационно-знаньевого, личностно-ориентированного, субъектно-деятельного и компетентностного образования взрослеющего человека;- субъект объектную управленческую систему человека, в которой условно выделяются два вектора взаимодействия человека со средой своего образования: первый - субъект объектный, - направлен на созидание человеком своей личности;  второй - объект субъектный, - предусматривает созидание человека как самостоятельной управленческой системы. Но только в условиях  их интегративного сочетания, объединения в  единый  вектор успешного образования человека,  становится возможным утверждать, что личность -  это человек, выступающий как совокупный субъект и объект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним, так и с внутренним миром. А зрелая личность - это целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность;- пространство взаимодействующего управления между  управленческими системами школы и человека, преследующего  цель позитивных изменений не только в человеке, но и в самой воздействующей системе, т.е. школе. В связи  с этим усиливается смысловая нагрузка управленческой категории воздействия - опосредованное, т.е. предоставляющее средства, внешнее воздействие образовательного учреждения  «для» и «во имя» конструктивного взаимодействия человека со средой своего образования.
  7. В качестве взаимосвязанных и согласованных элементов структуры взаимодействующего управления выступают:- сквозные уровни взаимодействия - административный, совместный, индивидуальный;- стратегия - организация для совместной организации и во имя самоорганизации взрослеющего человека; - тактика - управление через совместное управление для  самостоятельного управления взрослеющим человеком средой своего образования.- сквозные компоненты организации пространства взаимодействия человека и школы: аксиологический (ценностный) компонент организации взаимодействия, посредством которого достигаются цели обогащения (присвоения культуры) духовно-нравственного пространства   его личности; познавательный (образно-знаковый) компонент, решающий задачи обогащения учебно-познавательной компетентности и, тем самым, расширяющий познавательное пространство его возможностей;  социально-регулирующий компонент, обеспечивающий расширение границ его социально-нормативного пространства; компонент обогащения коммуникативного пространства в общении с самим собой и другими; компонент формирования культуры потребления предметно-вещного мира, которая, в отличие от потребительского отношения к жизни, расширяет ценностно-компетентное пространство взаимодействия с данной реальностью; компонент обогащения культуры взаимодействия с миром природы (внутренней и внешней), расширяющий психологическое пространство его личности;- программы  совместного и самостоятельного действия;
  8. Технология осуществления интегративного управления формированием среды образования в школе: - выстраивается  и содержит в себе целевую направленность на обеспечение целостного  педагогического процесса, которому  присущи: внутренняя упорядоченность и системность; опора на объективные закономерности целостного развития; интеграция методов, средств и организационных форм; согласованность целей и задач развития с заказом общества,  а также стремление к качественному развивающемуся функционированию на административном, совместном и самостоятельном взаимосвязанных уровнях действования;- учитывает и обогащает индивидуальный стиль: компетентного взаимодействия взрослеющего человека с самим собой и окружающей его действительностью; профессионально-организованной деятельности педагогов и руководителей;- обеспечивает  целостность, преемственность и непрерывность процессов развития познавательной, волевой и коммуникативной внутренне ↔ внешней   активности школьников и педагогов; - содействует явным образом формированию ключевых компетентностей взрослеющего человека;- оптимизирует и устраняет психоэмоциональные, умственные и физические перегрузки не только школьников, но и педагогов, руководителей; - в качестве доминирующей формы организации интегративного управления в ней используется структурно-логическая система построения учебных занятий, обеспечивающая на ценностной основе практический синтез: информационно-знаньевого, личностно-ориентированного, деятельностного  и компетентностного  подходов организации учебно-познавательной деятельности школьников; субъектного (управляющего) и объектного (управляемого) развивающего образования;  классно-урочных форм организации обучения и индивидуального характера присвоения школьниками знаний, умений и навыков; урочной и внеурочной деятельности школьников.
  9. Результаты опытно-экспериментального апробирования и тиражирования концептуально-инструментальной системы интегративного управления формированием среды образования в школе показывают:качественную зависимость среды образования взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития от организации в пространстве школы системы взаимодействующего управления, когда:  - непрерывно задействованы механизмы интериоризации ↔ экстериоризации, построенные на  присвоении (идентификации) взрослеющим человеком позитивных норм и образцов социально приемлемой организованной жизнедеятельности, их обособлении (отстаивании и соблюдении)  и отчуждении (неприятии, отказа) от непродуктивных форм взаимодействия с самим собой и окружающей взрослеющего человека действительностью;- реализуемые программы носят индивидуально-ориентированный характер организованного взаимодействия взрослеющего человека со средой своего образования; - создаются условия для стабильного устойчивого развивающегося функционирования взрослеющего человека в школьном коллективе, а сам коллектив выступает и развивается в качествах своеобразной модели гражданско-правового общества, в которой воспроизводятся желательные для всех и каждого интегративные связи и отношения, обеспечивающие: пространство безопасности и защиты, организованности и порядка; атмосферу дела и творчества;  климат  нравственных отношений и сотрудничества;- происходит отказ от: нерациональной и формальной загрузки школьников и педагогов непродуктивными формами деятельности; соревновательности с другими в пользу сравнения и соревнования с самим собой; от методов публичного и коллективного порицания и оценки; от мероприятийных форм отвлекающего и развлекающего образования в пользу педагогики отношений; от функций тотального контроля и опеки в пользу внутренней мотивации, самоорганизации и самоконтроля; эффективность профессионально-организованного управленческого стиля выстраивания системы интегративного управления формированием среды образования в школе, когда администрация и  педагоги согласованно:- руководствуются: ценностно-целевыми смыслами и значениями выработки и принятия управленческих решений; научно обоснованными закономерностями, принципами и методами организации  собственной и совместной  деятельности; высокими профессионально-личностными стандартами, нормами, правилами  и требованиями;- владеют или овладевают: современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; профессиональной этикой и культурой организации управленческой деятельности; знаниями, умениями и навыками актуализации творческого потенциала, проектирования и регуляции способов саморазвития во всех компонентах и позициях управления.- организуют систему условий, способов и средств, содействующих процессам со- и самоорганизации, со- и самоуправления, со- и самообразования школьников, и тем самым обогащают не только свой профессионально-организованный стиль руководства, но и индивидуальный стиль взаимодействия  взрослеющего человека с внутренне-внешней средой своего образования и жизнедеятельности; 9.3. сделанные в исследовании акценты на становлении взрослеющего человека в специально спроектированном пространстве учебных занятий в качествах самостоятельной управленческой системы содействуют целостным образом развитию познавательной, волевой, коммуникативной и внутриличностной активности школьников, чему свидетельством являются формальные и качественные показатели, полученные в результате исследования.
Список опубликованных работ
1.Монографии, учебные и методические пособия:

1.Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе: Монография. – М.: Народное образование, 2008. – 281с. – 17,6 п.л.

2. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированная система обучения: Методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – 108 с. – 6,8 п.л.

3.Ярулов А.А. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения: Методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 124 с. – 7,8 п.л.

4. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 156 с. – 9,8 п.л.

5. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе: Методическое пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 150 с. – 9,4 п.л.

6. Ярулов А.А. В помощь директору школы: Методическое пособие. // Информационный бюллетень «Менеджеру образования». – Красноярск: ГУО КК, 1998. – № 7 – 291с. – 18,2 п.л.

Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ:

7.Ярулов А.А. Чтобы не учиться на ошибках// Народное образование. – 2004. – № 2 – С. 130–135. – 0,4 п.л.

8. Ярулов А.А. Детский дом готовит к жизни// Народное образование. – 1992. – № 1-2 – С. 7–11. – 0,3 п.л.

9. Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в школе// Школьные технологии. – 2003 –№4–С. 150 – 169. – 2004 –№5–С. 130 – 148. – 2,6 п.л.

10. Ярулов А.А. Интегративное управление // Школьные технологии. – 2004 –№4 –С. 114 – 128. – 0,9 п.л.

11. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – 2004 –№2 –С.43 – 84. – 2,6 п.л.

12. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный план// Школьные технологии. – 2004 –№6 –С.135 – 154. – 1,2 п.л.

13. Ярулов А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов// Школьные технологии. – 2004 –№3 –С.86 – 108. – 1,4 п.л.

14. Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников// Школьные технологии. – 2005 –№2 –С.97 – 123. – 1,6 п.л.

15. Ярулов А.А. Психолого-педагогический словарь от А до Я // Школьные технологии. – 2003 –№5–С. 220 – 234. – №6–С. 223 – 234. – 1,7 п.л.

3. Статьи, методические рекомендации, учебные программы, тезисы докладов

16. Ярулов А.А. Через самостоятельность и самоконтроль. Опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения//Директор школы.– 1997–№1. –С.61 –71. – 0,7 п.л.

17. Ярулов А.А. О психолого-педагогических основах планирования жизнедеятельности детского дома // Экспресс-опыт. Приложение к ж. «Директор школы».– 1999–№2. –С.12 – 16. – 0,3 п.л.

18. Ярулов А.А. О новом подходе к организации воспитательной работы в интернатных учреждениях //Школа и личность.– 1999–№1. – С.33 – 37. – 0,6 п.л.

19. Ярулов А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки педагога-психолога // Сб. «Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе»: Материалы региональной научно-методической конференции. – Красноярск, 2000. – С. 33– 34.– 0,1п. л.

20. Ярулов А.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательном учреждении // КГПУ. Научный ежегодник. – Вып.1. – Красноярск, 2000. –С. 135– 137. – 0,4 п.л.

21. Ярулов А.А. Психолого-педагогическое обоснование индивидуально-ориентированной системы обучения // Коллективный способ обучения. – Красноярск, 2000. – № 4.– С. 65– 73. – 0,6 п.л.

22. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. – М., 2000. – №3. –С.76 –100. – 1,5 п.л.

23. Ярулов А.А. О внедрении индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) в образовательных учреждениях края // сб. «Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения». – Красноярск, 2001.–С. 5–22 – 1,1п.л.

24. Ярулов А.А. Профессионально-личностный подход в подготовке студентов как педагогов-психологов // сб. «Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения». – Красноярск, 2001. –С.112 –118.(в соавт.: Ядрышникова Т.Л. авт. вклад – 50% ) – 0,2 п.л.

25. Ярулов А.А. К концепции гимназии смысловой психолого-педагогической культуры//сб.«Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры». – Красноярск, 2001.–С.6 – 21. – 1 п.л.

26. Ярулов А.А. О новой образовательной практике// В сб. «Педагогика развития: Проблема образовательных результатов (эффектов)». – Ч. 2. –Красноярск, 1988. –С. 124– 127. – 0,3 п.л.

27. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный подход как комплексный способ управления изменениями в школе// В сб. «Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры». – Красноярск,2002. –№2. – С.3 – 23. –1,3 п.л.

28. Ярулов А.А. Субъектно-развивающий подход как комплексный способ управления изменениями в школе. //«Образование и социализация личности в современном обществе: Сб. научных статей». – Красноярск, 2002. – С.117–137. – 1,3 п.л.

29. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированный подход в воспитании младших школьников//«Школа и личность». – Красноярск, 2002 г. – №1 –С. 40– 48. – 0,6 п.л.

30. Ярулов А.А. Формирование механизма социальной адаптации воспитанников// Сб. «Всероссийское совещание директоров детских домов и школ – интернатов для детей-сирот»: – М.: ТОО «СИМС», 1996. –С.213 –215. – 0,2 п.л.

31. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // «Современное образование» – Красноярск, 2000. – №2. –С. 22– 29. – №3. –С. 106 – 115. – 1,5 п.л.

32. Ярулов А.А. Состояние, проблемы и перспективы развития системы общего образования Красноярского края//Менеджеру образования. Информационный бюллетень. – Красноярск: ГУО КК, 1997. С. 67 – 88. – 1,4 п.л.

33. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа// Материалы всероссийского семинара-совещания. – Красноярск,1996. – С.49 – 50. – 0,1 п.л.

34. Ярулов А.А. О совершенствовании образовательно-воспитательного процесса в условиях детского дома// Директор школы, 1994. – № 3.–С. 38– 46. – № 4.–С. 49– 59. – 1,3 п.л.

35. Ярулов А.А. Формирование культуры познавательной компетентности школьников// Школьное планирование, 2004. – № 3.–С. 53– 90. – 2,3 п.л.

36. Ярулов А.А. Организация учебного процесса в лицее-интернате «Подмосковный» // Сб. статей «Проблемы и достижения в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся». – Красноярск, 2004. –С. 94– 116. – 1,4 п.л.

37. Ярулов А.А. Тенденции внедрения ИОСО в практику образовательных учреждений// Сб. статей «Проблемы и достижения в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся». – Красноярск, 2005. – С. 8– 12. – 0,3 п.л.

38. Ярулов А.А. Дом детства: проблемы, поиски, решения (из опыта работы). – Канск, 1994. – 96с. – 4,6п.л.

39. Ярулов А.А. Феноменология психической напряженности// Научно-методический вестник – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – С. 5– 66. – 3,1п.л.

40. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома//Сб. материалов из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-сироты» - М.: ТОО «СИМС», 1997. –С. 39– 82. – 2,1п.л.