- Основными современными подходами к проблеме применения учебно-исследовательских методов в образовании являются: фрагментарное использование частично-поисковых и исследовательских методов обучения; предметно-адаптированное исследовательское обучение, выстроенное на базе специфики применения учебно-исследовательских методов обучения при изучении определенных предметов; интегративные подходы к реализации исследовательского обучения, когда учебно-исследовательская деятельность учащегося строится как надпредметная область.
- Теоретическими и научно-методологическими основами процесса формирования готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам выступают следующие положения: - формирование в образовательном процессе вуза готовности студента к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам следует рассматривать как неотъемлемый элемент современной общепрофессиональной подготовки, обусловленной социальным заказом и личностно-профессиональными потребностями специалиста; в число основных факторов формирования готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам входят внешние (перестройка экономической и политической структуры российского общества; объективная необходимость решения проблем образования в русле Болонского соглашения; массовое инновационное педагогическое движение, охватившее всю педагогическую общественность) и внутренние (наличие творческих способностей у студентов; трансформация личностных смыслов; стремление к саморазвитию); - уровень развития готовности педагога к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам закономерно зависит: от личной ориентации на поиск нового знания как внутренней потребности; от степени развития собственной исследовательской культуры; от уровня развития собственных умений и навыков в проведении исследований; от понимания важности задачи развития поисковой активности учащегося в современных условиях; - в качестве принципов формирования готовности студентов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам следует определить: систематичность и целостность, управляемость, операциональность, проблемность, воспроизводимость, творческость, информативность, рефлексивную направленность.
- Теоретическая модель процесса формирования готовности будущих педагогов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам представлена в виде подсистемы целостного педагогического процесса вуза, в которой определенны цели и пути их достижения, содержание и ее структура, организация и управление, оценки. При реализации данной модели с помощью технологических процедур необходимо учитывать следующее: к числу важнейших педагогических условий, определяющих и обеспечивающих готовность будущих специалистов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам относятся: углубленная подготовка в области методологии научного познания; специальная подготовка в области планирования и проведения собственных научных исследований; методическая подготовка студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам; самостоятельная учебно-исследовательская практика студентов в период обучения в вузе; наличие в учебных планах педагогических университетов специальных курсов по развитию исследовательских умений и навыков; функционирование разветвленной системы мониторинга учебно-исследовательской деятельности студентов в университете; в качестве ведущих тенденций формирования готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам следует рассматривать: приближение форм учебной деятельности будущих педагогов в вузе к формам профессиональной деятельности; стандартизацию формирования готовности будущего педагога к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам; моделирование и технологизацию формирования готовности.
- Критерии готовности будущих специалистов к развитию исследовательских умений и навыков у школьников определяются с ориентировкой на высокий уровень познавательных потребностей, убежденности в необходимости развития исследовательских умений и навыков у учащихся, теоретические знания в области проведения научных изысканий, практические умения и навыки исследовательской деятельности.
1.Середенко П.В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками. – М.: МПГУ, 2006. – 110 с. (8,0 п.л.).
2.Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. – М.: МПГУ,2007. – 186 с. (11,5 п.л.).
Статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях:
3.Середенко П. В. Функциональная готовность студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Педагогическое образование и наука. – М.,2007. - №5. – С.18-20 (0,3 п.л.).
4.Середенко П. В. Развитие исследовательских умений через приобщение студентов к изобретательской деятельности // Среднее профессиональное образование. – М.,2007. - №8. – С. 16-19 (0,4 п.л.).
5.Середенко П. В., Савенков А. И. Подготовка будущих учителей начальных классов к исследовательскому обучению младших школьников // Начальная школа. – М.,2007. -№10. – С.86-89. (0,3 п.л.), (авторск. участ. 0,15 п.л.).
6.Середенко П. В. Подготовка студентов к руководству исследовательской работой школьников // Мир образования – образование в мире. – М.,2007.-№4. – С.178-185 (0,5п.л.).
7.Середенко П. В. Диагностика готовности студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Преподаватель ХХI век. – М.,2007. - №4. – С.15-19 (0,65п.л.).
8.Середенко П. В. Подготовка педагога-исследователя в вузе // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск,2008. -№2. – С.181-189 (0,6 п.л.).
9.Середенко П. В. Определение уровня готовности студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.,2007. - №6. – С. 85-90 (0,65 п.л.).
10.Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков у будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. – М.,2008. – №1. - С.62-64 (0,3п.л.).
Учебные пособия
11.Середенко П. В., Романова М. А. Развитие интеллектуальных умений и навыков у младших школьников в учебной деятельности. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2002.-20 с. (1,2 п.л.). (авторск. участ. 0,6 п.л.).
12. Середенко П. В., Должикова А. В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2007. – 138 с. (8,0 п.л.), ( авторск. участ. 6,0 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов на конференциях
13. Середенко П. В.Коллективная мыслительная деятельность студентов на занятиях по педагогике.- Материалы научно-практической конференции преподавателей ЮСГПИ ( 20-22 апреля 1994 г.) – Южно-Сахалинск: Изд- во ЮСГПИ,1994. – С. 38 -40(0,2 п.л.).
14. Середенко П. В., Фомичева Т. В. Социально-педагогические проблемы учителей начальных классов // Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге ХХI века. –Материалы международной конференции. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,1999. – С.22-30 (0,4 п.л.), (авторск. участ. 0,3 п.л.).
15. Середенко П. В. Диагностика общеучебных умений и навыков студентов // Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. – Материалы научно-практической конференции преподавателей СахГУ (14-15 апреля 2002 г.) – Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ,2002. – С. 8-10 (0,2 п.л.).
16. Середенко П. В. Подготовка студентов к проведению научных исследований // Взаимодействие преподавателей и студентов в совместной научно-познавательной деятельности. – Материалы научно-практической конференции.-Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСИЭПИ,2002. – С.14 -20 (0,4 п.л.).
17. Середенко П. В., Романова М. А. Управление процессом подготовки студентов к работе по развитию интеллектуальных умений у детей младшего школьного возраста. – Ученые записки СахГУ: Сборник научных статей. Вып. III. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2003. –С.116-121 ( 0,85 п.л.), (авторск. участ. 0,65 п.л.).
18. Середенко П. В. Педагогический эксперимент в студенческом исследовании // Научный поиск-2005: новые направления и результаты исследований. – Материалы городской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Южно-Сахалинск:Изд-во ЮСИЭПИ,2005. – С.30-37 ( 0,5 п.л.).
19. Середенко П. В. Подготовка студентов педагогических вузов к работе по развитию исследовательских умений и навыков у школьников //Исследовательская работа школьников. – М.,2007.- №3-4. – С.195-199 (0,4 п.л.).
20. Середенко П. В. Подготовка будущего учителя к исследовательскому обучению младших школьников.- Ученые записки СахГУ: Сборник научных статей. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2006. –С.148 - 150 ( 0,4 п.л.).
21. Середенко П. В. О подготовке студентов к исследовательскому обучению школьников // Педагогическая наука и образование. Материалы научно-практической конференции преподавателей СахГУ,2007. – С. 84-97 (0,8 п.л.).
22. Середенко П. В. Диагностика исследовательских умений// Педагогическая наука и образование. Материалы научно-практической конференции преподавателей СахГУ,2007. – С. 124-128 (0,3 п.л.).
23. Середенко П. В. Готовность студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Пути и способы достижения качества результатов в экономической, образовательной и социально-гуманитарной сферах деятельности. – Материалы городской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Южно-Сахалинск:Изд-во ЮСИЭПИ,2007. – С.134-140 ( 0,4 п.л.).
24. Середенко П. В. Подготовка студентов педагогических вузов к исследовательскому обучению школьников // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: вып.25 / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. – М.:МПГУ-МОСПИ,2006. – С. 9-15 (0,4 п.л.).
25. Середенко П. В. Обучение студентов развитию исследовательских способностей младших школьников в ходе педагогической практики//Исследовательская работа школьников. – М.,2007.- №2. – С.48-54 (0,3 п.л.).
26. Середенко П. В. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Педагогические науки. – М.: Спутник+,2007. - №3.- С.210-213 (0,4 п.л.).
27. Середенко П. В. Региональная научно-практическая конференция «Исследовательское обучение: проблемы и перспективы», 14-15 мая 2007 года, г. Южно-Сахалинск (отчет о конференции) // Исследовательская работа школьников. – М.,2007.- №3-4. – С.314 -326 (0,8 п.л.).
28. Середенко П. В. Мониторинг учебно-исследовательской деятельности студентов // Исследовательская работа школьников. – М.,2007.- №3-4. – С.78-86 (0,6 п.л.).
29. Середенко П. В. Об истории исследовательского обучения // Исследовательское обучение: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции (14-15 мая 2007 г.) – М.:Спутник+, 2007. – С. 25-35 (0,85п.л.).
30. Середенко П. В., Бернгардт Р. П. Обучение студентов патентованию изобретений как путь развития их исследовательских умений и навыков// Исследовательское обучение: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции (14-15 мая 2007 г.) – М.:Спутник+, 2007. – С. 152-158 (0,7 п.л.), (авторск. участ. 0,5 п.л.).
31. Середенко П. В. Авторская методика развития исследовательских умений и навыков у младших школьников в образовательной среде // Обновление начального образования. Сб. статей. – Южно-Сахалинск,2007. – С.19-27 (0,5 п.л.).
32.Середенко П. В. Элементы исследовательского обучения младших школьников // Сахалинское образование ХХI век. – 2007. -№4. – С.3-5 (0,4 п.л.).
33. Середенко П. В. Разработка диагностики готовности студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Сахалинское образование ХХI век. – 2007. -№4. – С.6 - 10 (0,5 п.л.).
34. Середенко П. В. Моделирование формирования готовности студентов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам // Вопросы гуманитарных наук. – М.: Спутник+, 2008. - №1. – С. 278-281 (0,65 п.л.).
35. Середенко П. В. Критерии и уровни готовности студентов к обучению школьников исследовательским умениям и навыкам // Вопросы гуманитарных наук. – М.: Спутник+, 2008. - №1.– С. 273-277 (0,7п.л.).
36. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков у студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. – М.: Изд-во МГПУ,2008. - №1/16. – С.50-53(0,3 п.л.).