- Наличие управленческой компетентности у учителя способствует повышению эффективности подготовки школьников по информатике, что обусловлено описанными в диссертации наиболее существенными явными и неявными управленческими воздействиями, позволяющими получить преимущества в процессе обучения информатике. К числу таких преимуществ следует отнести: создание условий, необходимых для перевода обучающегося в режим саморазвития, обеспечение субъектам образовательного процесса социальной мобильности и способности адаптироваться к развивающейся внешней информационной среде, интеграцию информационных технологий в образовательный процесс, формирование образовательного пространства с развитой информационной средой, потенциал которой направлен на создание условий для самоопределения и самореализации личности учителя и ученика в современном информационном обществе, способность учителя и ученика не только выстраивать свою образовательную траекторию, но и самостоятельно управлять процессом продвижения по ней;
- Цели подготовки педагогов в области методики обучения информатике должны быть расширены с учетом системы выявленных управленческих компетенций. В числе таких компетенций теоретические и практико-ориентированные знания в области управления, умения осуществлять опережающее планирование, моделирование и прогнозирование процессов обучения информатике, навыки управления собственной деятельностью, а также деятельностью учащихся в процессе их обучения информатике, умение осуществлять адекватный отбор и эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий при обучении информатике, способность к реализации управленческих функций в процессе обучения информатике через совершенствование индивидуальных личностных качеств учителя информатики, способность самостоятельно совершенствовать профессиональную компетентность в области управления на основе осмысления хода и результатов собственной деятельности. Расширение целей подготовки педагогов влечет за собой необходимость пересмотра и совершенствования всей системы многоуровневой подготовки учителей в области методики обучения информатике;
- Многоуровневая подготовка в области методики обучения информатике, предусматривающая формирование и развитие у педагога управленческой компетентности, должна быть непрерывной и включать в себя систему формирования управленческой компетентности будущего учителя информатики на базе педагогического вуза, факторы развития управленческой компетентности на базе профессионального становления и роста учителя информатики в системе внутришкольного повышения квалификации, а также развитие требуемой компетентности в рамках системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Совершенствование системы многоуровневой подготовки педагогов в области методики обучения информатике приведет к формированию и развитию управленческой компетентности у учителей информатики, если такое совершенствование будет осуществляться в соответствии с этапами и подходами, разработанными в ходе исследования;
- Совершенствование системы подготовки в области методики обучения информатике обусловлено необходимостью формирования и развития управленческой компетентности учителя информатики и должно осуществляться за счет дополнения курса «Теория и методика обучения информатике» содержательными разделами, касающимися управления, разработки и внедрения специальных курсов «Информатизация управления образовательной деятельностью» и других курсов, а также за счет корректировки деятельности студентов при прохождении педагогической практики. Кроме этого, в план внутришкольного повышения квалификации целесообразно включить проведение практико-ориентированных семинаров: «Информационные технологии в организации обучения», «Инновационные педагогические технологии», «Построение единой информационной среды образовательного учреждения», «Особенности организации учебных занятий в условиях формирования единого информационного пространства» и других семинаров, позволяющих развивать управленческую компетентность учителя в области обучения и управления образовательным процессом с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; реализовать в системе повышения квалификации педагогов постоянно действующие семинары «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Разработка модульных программ, основанных на компетенциях» и другие семинары, обеспечивающие подготовку учителей информатики в области управления процессами обучения в условиях информатизации образования;
- Многоуровневая непрерывная система подготовки педагогов в области методики обучения информатике, нацеленная на развитие управленческой компетентности у учителей, должна основываться на принципах фундаментальности, непрерывности и дискретности, преемственности, выявления общезначимых ценностных ориентаций, личной ориентации, культуросообразности и других принципах; осуществляться при реализации социально-экономических условий, а также при условии внедрения и использования новых педагогических технологий, самостоятельности, удовлетворения образовательных потребностей каждого участника образовательного процесса, создания благоприятного морально-психологического климата и других условий;
- Предложенные критерии, в числе которых критерии развития, профессионального роста, социальные и другие критерии, могут использоваться для выявления уровня основных управленческих компетенций учителя информатики и определения степени влияния управленческой компетентности учителя на результативность обучения школьников информатике, а также позволяют оценить эффективность использования многоуровневой системы подготовки в области методики обучения информатике в качестве основы для формирования и развития управленческой компетентности у учителей информатики. Экспериментальная деятельность, осуществленная с использованием предложенных критериев, позволила подтвердить гипотезу исследования.
1.Менеджмент в образовании. Информатизация управления образовательным учреждением. Монография. – М.: МГПУ, 2006. – 165 с.
2.Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект. Монография. – Воронеж: Научная книга, 2007. – 185 с.
Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
3.Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя в условиях внедрения информационных технологий. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2004, №1. – С.24-29.
4.Особенности подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2006, №1. – С.24-29.
5.Повышение качества подготовки учителей информатики на основе формирования управленческой компетентности в системе непрерывного образования. // Наука и школа. – М., 2006, №5. – С.55-61.
6.Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий. // Наука и школа. – М., 2006, №3. – С.53-59.
7.Информационная модель и технология формирования управленческой компетентности учителя информатики в условиях непрерывного образования. // Системы управления и информационные технологии. – Воронеж: Научная книга, 2006, №4.1(26). – С.149-153.
8.Система задач для овладения учащимися основной школы содержательным подходом к измерению информации. // Информатика и образование. – М., 2006, №11. – С.68-75. (в соавт. Левченко, И.В. - 50%).
9.Система задач для овладения учащимися основной школы алфавитным подходом к измерению информации. // Информатика и образование. – М., 2006, №12. – С.65-73. (в соавт. Левченко, И.В. - 50%).
10.Подходы к совершенствованию управленческих навыков учителя информатики в условиях информатизации образовательного процесса. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2007, №1. – С.23-30.
11.Профессиональная и информационная деятельность учителя информатики и учителя предметника. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2007, №2-3. – С.21-29.
12.Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2007, № 4. – С.24-30.
Учебники, учебные пособия, программы.
13.Изучение Windows в курсе информатики. Рабочая тетрадь для учащихся. – Воронеж: ВГПУ, 1997. – 68 с. (в соавт. Кравец В.В. - 50%).
14.Изучение Windows в курсе информатики. Тетрадь для учителя. – Воронеж: ВГПУ, 1997. – 91 с. (в соавт. Кравец В.В. - 50%).
15.Программа и учебно-методические материалы для подготовки к вступительным испытаниям по курсу «Информатика». // Учебные программы. – М.: МГПУ, 2003. – 45 с.
16.Логика – теория, задачи, самостоятельные работы. // Тематический выпуск. – М.: Изд.дом «Первое сентября», 2004. – 48 с. (в соавт. Тамошина Н.Д. - 50%).
17.Практикум по архитектуре компьютера. Учебно-методическое пособие для студентов математических факультетов педагогических вузов. – М.: МГПУ, 2004. – 150 с. (в соавт. Левченко И.В. - 50%)
18.Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. // В сб.: Типовые программы по управлению образовательными учреждениями для факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – М.: Прометей, 2004. – С.61-72. (в соавт. Сергеева М.А. - 50%).
19.Использование стандартных программных средств в управлении образовательным учреждением. Учебно-методическое пособие. – М.: АCADEMIA, 2005. – 93 с. (в соавт. Сергеева М.А. - 50%).
20.Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по информатике и ИКТ. Учебно-методическое пособие для абитуриентов педагогических вузов. – М.: МГПУ, 2005. – 81 с. (в соавт. Левченко, И.В. - 50%).
21.Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов педагогических вузов. – М.: ACADEMIA, 2005. – 79 с. (в соавт. Левченко, И.В. - 50%).
22.Подготовка и защита дипломных работ по теории и методике обучения информатике. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: МГПУ, 2005. – 31 с. (в соавт. Левченко И.В., Самылкина Н.Н. - 33%).
23.Практикум по прикладному обеспечению. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2006. – 101 с.
24.Архитектура компьютера. // В сб.: Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. / Под ред. С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2006. – С.14-18. (в соавт. Дергачева Л.М., Левченко И.В. - 33%).
25.Основы микроэлектроники. // В сб.: Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. / Под ред. С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2006. – С.24-27.
26.Информационный менеджмент. // В сб.: Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. / Под ред. С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2006. – С.48-50.
27.Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса. // В сб.: Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. / Под ред. С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2006. – С.65-69. (в соавт. Калинин И.А. - 50%).
28.Программа и справочно-методические материалы для педагогической практики по информатике. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2006. – 123 с. (в соавт. Левченко И.В., Дергачева Л.М. - 33%).
29.Основы микроэлектроники. Учебное пособие для студентов математических факультетов педагогических вузов. М.: МГПУ, 2006. – 111 с.
30.Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.: ЦГЛ, 2006. – 128 с. [Гриф УМО МПГУ]. (в соавт. Сергеева М.А. - 50%).
31.Информатика и информационно–коммуникационные технологии. Экзаменационные задачи, вопросы и тестовые задания. Учебно-методическое пособие для абитуриентов математических факультетов педагогических университетов. – М.: МГПУ, 2006. – 55 с. (в соавт. Левченко И.В. - 50%).
32.Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по информатике и ИКТ. Учебно-методическое пособие для абитуриентов педагогических университетов. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: МГПУ, 2007. – 83 с. (в соавт. Левченко И.В. - 50%).
33.Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Сборник учебных задач. Часть I. Для учащихся средних школ и средних профессиональных учебных учреждений. – М.: ACADEMIA, 2006. – 155 с. (в соавт. Левченко И.В. - 50%).
34.Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Ответы к учебным задачам. Часть II. Для учащихся средних школ и средних профессиональных учебных учреждений. – М.: ACADEMIA, 2007. – 114 с. (в соавт. Левченко И.В. - 50%).
Статьи и тезисы.
35.От обучения к изучению. // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии». – Воронеж: ВГПУ, 1997. – С.12-16.
36.Обучение информатике в школе (концепция непрерывного курса обучения информатике в школе №152 Северного округа г.Москвы). // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии». – Воронеж: ВГПУ, 1997.– С.7-13.
37.Организационно-педагогические основы консалтинговой деятельности школьной методической службы. // В сборнике докладов III Международной электронной научной конференции «Современные проблемы информатизации». – Воронеж: ВГПУ, 1998. – С.25-27. (в соавт. Кравец В.В. - 50%).
38.Консалтинговая функция школьной методической службы. // В сборнике материалов V Международной электронной научной конференции «Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике». – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2000. – С.62-63.
39.Перспективы развития методической службы через организацию консультирования. // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии». – Воронеж: ВГПУ, 2001. – С.27-29.
40.Управление консультированием в схемах взаимодействия. // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии». – Воронеж: ВГПУ, 2001. – С.51-56.
41.Информационные процессы и консультирование во взаимодействии. // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии». – Воронеж: ВГПУ, 2001. – С.71-76.
42.Педагогические аспекты консалтинга. // В сборнике материалов научной сессии «Актуальные проблемы педагогической науки и практики на рубеже третьего тысячелетия». – М.: МПГУ, 2001. – С.18-21.
43.Консультирование – современная форма обучения педагогических работников. // В сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Развивающиеся интеллектуальные системы автоматизированного проектирования и управления». Часть 2. – Новочеркасск, 2001г. – С.37-38.
44.Модернизация методической службы образовательного учреждения. // В сборнике научных трудов «Прикладные проблемы образовательной деятельности» – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – С.45-49.
45.Технология консультирования в системе методической службы образовательного учреждения. // В сборнике научных трудов «Прикладные проблемы образовательной деятельности» – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. – С.21-24.
46.Модернизация методической службы образовательного учреждения. // В сборнике материалов пленарного заседания VI Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества». – Минск, 2002. – С.61-63.
47.Консультирование как фактор инновационного развития школы (история и перспективы). // В сборнике научных трудов «Образовательные технологии» –Воронеж: ВГТУ, 2002. – С.76-79.
48.Влияние интеграции информационных компьютерных технологий в образовательный процесс на эффективность управленческой деятельности образовательного учреждения. // В сборнике трудов XII Международной конференции «Информационные технологии в образовании». Часть V. – М.: Просвещение, 2003. – С.25-27.
49.Целевые подходы и характерные черты организации дистанционного обучения. // В сборнике трудов XII Международной конференции «Информационные технологии в образовании». Часть V. – М.: Просвещение. 2003. – С.65-67.
50.Изменение роли преподавателя в системе дистанционного образования. // В сборнике трудов Международной научно-практической конференции «Единое информационное пространство». – Днепропетровск: УГХТУ, 2003. – С.78-81.
51.Мониторинг профессиональной компетентности в ходе организации консалтинговой деятельности школьной методической службы. // В сборнике материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. – М.: МПГУ, 2003. – С.61-68.
52. Пример организации управленческого консультирования в системе повышения профессиональной компетентности учителя. // В сборнике материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. – М.: МПГУ, 2003. – С.91-95.
53.Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательным процессом. // В сборнике научных трудов «Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах». – Воронеж: ВГПУ, 2004. – С.71-78.
54.Электронные дидактические средства обучения. // В сборнике материалов VIII Международной научно практической конференции ФПК и ППРО МПГУ. Часть 2. – М.:МПГУ, 2004. – С.45-56.
55.Особенности подготовки преподавателя к реализации технологии дистанционного обучения. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, №2(2). – С.38-45.
56.Перспективы внедрения информационных технологий в систему повышения квалификации работников образования. // В сборнике докладов и тезисов II Международного молодежного форума «Информационные технологии в ХХI веке». – Днепропетровск: УГХТУ, 2004. – С.71-73.
57.Об особенностях организации учебной деятельности педагогов в условиях открытого информационного общества. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, №2(3). – С.92-96.
58.Размышления о затруднениях начинающих учителей информатики. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, №2(3). – С.51-52.
59.Информационные технологии в нормализации учебной нагрузки учащихся. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, №1(4) – С.54-60.
60.Логические софизмы и парадоксы. Задачи для уроков информатики. // Информатика. – М.: Изд.дом «Первое сентября», 2004. – С.14-17.
61.Методология практического применения образовательных электронных ресурсов телекоммуникационных сетей. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, №2(5). – С.12-26. (в соавт. Гриншкун В.В. - 50%).
62.Конкретизация требований к результатам обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям выпускников школ. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: МГПУ, 2004. №2(5) – С.48-59. (в соавт. Левченко И.В. - 50%).
63.Формирование управленческой компетентности учителя в системе повышения квалификации. // В сборнике докладов и тезисов III Международного молодежного форума «Информационные технологии в XXI веке». – Днепропетровск: УГХТУ, 2005. – С.48-50.
64.Функциональные области формирования управленческой компетентности учителя. // В сборнике материалов III Международной научно-методической конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке». – Алма-Ата: КазНПУ им. Абая, 2005. – С.82-84.
65.Формирование управленческой компетентности учителя в условиях модернизации образовательного учреждения. // В сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса». – Тамбов: Першина Р.В., 2005. – С.193-196.
66.Формирование и совершенствование управленческих навыков учителя. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» – М.: МГПУ, 2005, №1(6). – С.43-49.
67.Подходы к совершенствованию управленческой компетентности учителя. // В сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции. – Тамбов, Першина Р.В., 2005. – С.229-232.
68.Внедрение систем и средств новых информационных технологий в образовательный процесс. // В сборнике научных трудов математического факультета МГПУ. – М.: МГПУ, 2005. – С.74-80.
69.Управленческая компетентность учителя в условиях информатизации образования (ч.1). // Информационные технологии моделирования и управления. – Воронеж: Научная книга, 2005, № 4(22). – С.659-665.
70.Управленческая компетентность учителя в условиях информатизации образования (ч.2). // Информационные технологии моделирования и управления. – Воронеж: Научная книга, 2005, №5(23). – С.72-76.
71.Влияние интеграции информационных компьютерных технологий в образовательный процесс на эффективность управленческой деятельности образовательного учреждения. // В сборнике материалов XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: ФНТО Байтик, 2005. – С.67-69.
72.Работа с регистрами центрального процессора. Методические материалы для факультативных занятий по информатике. // Информатика. – М.: Изд.дом «Первое сентября», 2005. – С.9-10.
73.Особенности содержания учебника информатики для основной общеобразовательной школы.// В сборнике материалов XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «БитПро», 2006. – С.48-49. (в соавт. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В. - 20%).
74.Управленческое консультирование образовательных учреждений. // В сборнике материалов 5 Международной научно-практической конференции. – Воронеж: АОНО «ИМИиФ», 2006. – С.74-78.
75.Составляющие педагогической компетентности учителя. // В сборнике материалов 3 Всероссийской научно-методической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – С.88-90.
76.Профессионализм педагога: подходы к оценке и анализу профессионально – значимых качеств, история формирования понятия. // Тенденции развития современных информационных технологий моделей экономических, правовых и управленческих систем. – Рязань: МЭСИ, 2006. – С.85-88.
77.Особенности профессиональной и управленческой компетентности учителя в условиях реализации технологии дистанционного обучения. // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2006, №1(9). – С.80-84.
78.Информационные технологии дистанционного обучения и их влияние на компетентность учителя. // В сборнике материалов 2 Международной научно-практической конференции «Управление и развитие в условиях информационных технологий». – Тамбов: Першина Р.В., 2006. – С.121-126.
79.Интегративные подходы к конструированию модели и содержания управленческой подготовки учителя в системе непрерывного образования. / В сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в повышении качества образования». Ч.1. – Омск: ОЭИ, 2006. –С.110-115.
80.Управленческий аспект подготовки будущих учителей информатики в системе высшего педагогического образования. // В сборнике материалов 2 Международной научно-практической конференции «Достижения учёных XXI века». – Тамбов: Першина Р.В. 2006. – С.216-218.
81.Формирование управленческих знаний, умений и навыков у студентов педагогического вуза – будущих учителей информатики (элементарный уровень). // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2006, №2(10) – С.39-45.
82.Развитие управленческой компетентности учителя информатики в системе школьной методической службы (функциональный уровень). // В сборнике материалов III международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении». Воронеж, 2006. – С.177-179.
83.Интегративные подходы к конструированию модели и содержания управленческой подготовки учителя в системе непрерывного образования. // Вестник МГПУ. Математический выпуск. – М.: МГПУ, 2007, №2(15) – С.74-80.
84.Использование стандартного программного обеспечения в условиях активного внедрения современных технологий в образовательный процесс. // В сборнике материалов V Всероссийской конференции «Информационные технологии в управлении образованием». – Псков, 2007. – С.76-79.
85.Управленческая подготовка учителя информатики в системе непрерывного образования. // В сборнике материалов 5 Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России». – Тверь, 2007. – С.43-50.
86.Направления внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в реализацию современного образовательного процесса. // В сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и фундаментальных науках». –Казань: ТГГПУ, 2007. – С.27-30.
87.Профессиональная компетентность учителя в условиях оперативного управления образовательным процессом. // В сборнике материалов XVII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». –Троицк: ФНТО Байтик, 2007. – С.319-321. (в соавт. Колесникова Н.К. - 50%).
88.Интенсификация образовательного процесса через построение взаимодействия учителя и ученика с использованием современных информационных технологий. // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2007, №1(8)– С.43-46.
89.Информатизация образования: новое понимание места и роли учителя в учебном процессе. // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2007, №2(9). – С.81-83.
90.Особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий в организации педагогической подготовки студентов с ограниченными возможностями. // Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2007, №3(10). – С.36-41. (в соавт. Дергачева Л.М. - 50%).
91.Формирование структуры и содержания учебника информатики для основной школы. / Бюллетень «Центра информатики и информационных технологий в образовании» ИСМО РАО №2. – М.: ИСМО РАО, 2007. – С.15-23. (в соавт. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В. - 20%).
92.Формирование комплекса управленческих компетенций учителя в условиях модернизации управления образованием. // Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика. – М.: Новая Городская Типография, 2007, №1(1). – С .9-12.
93.Система подготовки учащихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации по новой форме. // Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика. – М.: Новая Городская Типография, 2007, №1(1). – С.22-23. (в соавт. Корешкова Т.А., Шевелева Н.В. - 33%).
94.Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. // Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика. – М.: Новая Городская Типография, 2007, №3(3) – С.12-18. (в соавт. Боброва И.И. - 50%).