- Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности включает: - общетеоретическое основание, в качестве которого выступает отечественная теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), раскрывающая деятельностную природу самого явления и определяющая значение деятельностного подхода к его развитию на разных ступенях системы образования; - цель воспитания гражданственности как развитие у человека способности самодвижения к вершинам созидательной гражданской жизнедеятельности, приводящей к социально-ценным результатам; ценностно-смысловую составляющую воспитания гражданственности, определяемую как конкретизация гражданских ценностей общества в субъекте развития гражданственности; - содержание воспитания гражданственности как системы соответствующих возрастному развитию личности знаний, опыта и отношений, владение которыми в сочетании с мобилизационной готовностью и волевой регуляцией поведения обеспечивает развитие гражданственности; - рассматриваемый механизм воспитания гражданственности как системы разноуровневых гражданских отношений; -гуманитарно-технологическую составляющую процесса воспитания, построенную на основе педагогических технологий, соответствующих определенным критериям акмеологичности; - условия воспитания гражданственности, а именно: достигнутый уровень возрастного развития личности и общих способностей; социокультурное, политическое и экономическое развитие и состояние общества и государства; наличие правовых оснований воспитания личности в виде зафиксированного в соответствующих государственных программных документах представления относительно его результатов; наличие объективных оснований ценностей государства для личности; существующая государственная идеология воспитания граждан; обеспеченность воспитания гражданственности в семье и в системе образования (методологическая, технологическая, материально-техническая); наличие независимых общественных организаций (объединений), включенных в процесс воспитания гражданственности; доступ к культурным ценностям;- факторы воспитания гражданственности, которые могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности воспитания - ценности, мотивы, особенности направленности, интересы, умелость и пр.) и субъективно-объективными, связанными с организацией воспитывающей среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом воспитателей; при этом важнейшими факторами воспитания гражданственности являются: соответствующие возможности и стремление к гражданской самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, соотнесенные с гражданственностью, престиж гражданственности, наличие объединяющих гражданских идеалов, традиций в обществе, в мире. В связи с предлагаемой концепцией воспитания гражданственности разработан акмеолого-педагогический подход к воспитанию, суть которого заключается в единстве и органичном объединении основных положений акмеологии и педагогики применительно к субъекту воспитания, а именно: в деятельностной и развивающей направленности на достижение гражданской зрелости, сформированной на педагогических основах воспитания. Акмеолого-педагогические основы воспитания гражданственности в образовательной системе России выступают в качестве методологического, научно-теоретического, системного, концептуального представления организации процесса воспитания, отражающего, с одной стороны, акмеологические закономерности развития обучающегося в системе образования, а с другой - педагогическую организацию самого процесса воспитания.
- Акмеолого-педагогические основы воспитания гражданственности, синтезирующие основные положения акмеологии и педагогики воспитания, включают целевую, ценностно-смысловую, содержательную составляющие, определяющие концепцию, подход, принципы, механизм, условия и факторы воспитания гражданственности, где под гражданственностью понимается социальная компетентность, характеризуемая, с одной стороны, определенным содержанием и единством когнитивного, эмоционально-волевого, регулятивного, мотивационного, ценностно-смыслового, поведенческого и собственно личностного, а с другой стороны - компонентной структурой, включающей знания содержания компетентности, опыт ее реализации, эмоционально-волевую регуляцию процесса, ценностно-смысловую направленность системы доминирующих отношений и готовность к реализации.
- На основе системного анализа особенностей гражданского воспитания в истории цивилизации определены тенденции, макроусловия и факторы его развития. Осуществленный анализ истории гражданского воспитания в России и прежде всего в образовательной системе позволил выделить тринадцать исторических периодов становления и развития этого процесса по основанию изменения акцентов в трактовке гражданственности (расширение, сужение, определение, добавление, переориентировка основных векторов отношения человека к государству). Вместе с тем проведенный анализ вклада таких научных дисциплин, как правоведение, философия, социология, политология, культурология, психология, акмеология и педагогика определил трактовку гражданственности как сложного, интегративного, социокультурного, междисциплинарного, а также исторически обусловленного развивающегося личностного качества, в основе которого лежит определенная система гражданских отношений к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину, к гражданским правам и обязанностям, а также направленность как совокупность доминирующих отношений.
- Механизмом становления гражданственности является развитие многоуровневой совокупности доминирующих отношений, представленных тремя стратами, каждая из которых, в свою очередь, включает подсистему характеризующих ее отношений:- первая страта, определяемая как макроструктура, включает отношения человека к государству, его истории, политике, экономике, культуре; - вторая страта, определяемая как мезоструктура, включает отношения человека к государственным структурам, организациям, представителям государства. - третья страта, определяемая как микроструктура, включает отношения человека к себе как гражданину, другим гражданам, семье, друзьям и др. При этом подчеркивается, что именно микроструктура отношений может рассматриваться в качестве основы формирования в онтогенезе необходимых гражданину отношений, фиксируемых в макро- и мезо-структурах.
- Процесс воспитания гражданственности имеет акмеологический вектор, вершиной которого является акме как интегрированная социально, социокультурно и исторически обусловленная гражданская зрелость человека, включающая:- личностную ответственность за благополучие, последовательное развитие, а также надежную безопасность государства и гражданского общества;- гражданский долг личности перед государством и обществом за предоставленные возможности развития и условия жизнедеятельности;- активную гражданскую жизненную позицию, под которой мы вслед за К.А. Абульхановой понимаем обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности, который рассматривается как достижение жизни личности, как потенциал ее развития и совокупность возможностей;- относительную устойчивость системы сформированных гражданских отношений и направленности личности (неподверженность ситуативным изменениям);- патриотизм как определенная область системы эмоционально окрашенных отношений личности, сопряженных с чувством любви к Родине.
- Становление гражданственности в образовательной системе по вектору акме обусловливается особенностями возраста, где явление гражданственности рассматривается с учетом возрастных особенностей обучающихся через призму свойственных тому или иному этапу возрастного развития компонентов компетентности, по И.А.Зимней - гражданственности: а)готовности к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека; б)знаний средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций; в)опыта реализации знаний, т.е. умений, навыков; г)ценностно-смыслового отношения к содержанию компетенции, его личностной значимости; д)эмоционально-волевой регуляции как способности адекватно вести себя в ситуациях социального и профессионального взаимодействия, проявлять и регулировать проявления компетентности.
- Акмеолого-педагогическая модель педагогической организации гражданского воспитания включает три класса моделей:- комплексную модель самого объекта исследования;- модель развития исследуемого явления, которая соотносится с развиваемой и представленной в психологии моделью развития, разработанной Д.И. Фельдштейном, и наполняется тем содержанием, которое предполагает необходимость формирования самого акме, под которым понимается гражданская зрелость в спектре ее слагаемых, а также необходимые условия, способствующие ее воспитанию;- собственно акмеолого-педагогическая модель воспитания гражданственности, в которой соединяется акмеологическая модель, учитывающая особенности самой гражданственности как объекта исследования, представленного выше в модельном отображении, и педагогическая модель как модель тех необходимых и достаточных условий и воздействий, которые могут быть оказаны на воспитуемых в условиях вуза. В целом акмеолого-педагогическая модель отражает: систему воспитания гражданственности в вузе; процесс развития гражданственности как личностного образования и компетентности; влияние условий образовательной среды на динамику гражданственности. Представленная акмеолого-педагогическая модель воспитания гражданственности может рассматриваться в качестве основы разработки программы гражданского воспитания обучающихся в системе современного образования России.
- Результатом гражданского воспитания человека в образовательной системе выступает гражданственность, определяемая как социальная компетентность, характеризуемая, с одной стороны, определенным содержанием и единством когнитивного, эмоционально-волевого, регулятивного, мотивационного, ценностно-смыслового, поведенческого и собственно личностного компонентов, а с другой стороны - как компонентная структура, включающая знания содержания компетентности, опыт ее реализации, эмоционально-волевую регуляцию процесса, ценностно-смысловую направленность системы доминирующих отношений и готовность к реализации.
- Акмеолого-педагогические технологии являются одновременно акмеологическими, поскольку предполагают реализацию методологических принципов акмеологии (личностного, субъекта деятельности, жизнедеятельности, активности, потенциальности, психосоциальном, оптимизации) в развитии личности, и педагогическими, поскольку представляют собой системы способов, приемов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания. При этом системообразующим фактором разработки и реализации педагогических технологий выступают определенные критериальные основания, позволяющие фиксировать степень их акмеичности в связи с подходом к развитию гражданственности. Технология воспитания может определяться как акмеолого-педагогическая, если: предполагает реализацию деятельностного подхода; позволяет в процессе реализации учитывать индивидуальные особенности личности; оптимизирует развитие не одной, а нескольких сфер психического в личности; востребует развитие личности в контексте жизненного, профессионального и духовного пути; соотнесена с особенностями системы отношений «преподаватель-обучающийся», где отношения субъект-субъектны; предполагает контекстное соотнесение условий обучения в образовательном учреждении с условиями реальной социальной и/или профессиональной самоактуализации; может предполагать номенклатуру реализуемых в ней (включенных в нее) социальных ролевых позиций человека; соотнесена с методологическими принципами акмеологии (личностным, субъекта деятельности, жизнедеятельности, активности, потенциальности, психосоциальным, оптимизации, гражданственности); ориентирована на прослеживание в действии, деятельности, поступках и поведении людей факторов, определяющих качественно-количественные характеристики ступени развития и акме; предполагает формирование способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений, обусловливающих путь к созидательной деятельности; предполагает развивающее взаимодействие, структурными элементами которого являются конкретные ситуации. В связи с определенными в результате проведенного исследования критериальными основаниями к акмеолого-педагогическим относятся прежде всего активно-игровые технологии, а именно: блиц-игра, деловая игра, организационно-мыслительная игра, рефлексивная игра, социально-психологический тренинг, тренинг аутопсихологической компетентности, акмеологический тренинг программно-целевой направленности.
1. Гражданственность личности. – М.: АФПС, 2003. – 6,25 п. л.
2. Воспитание гражданственности. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. – М.:РАГС, 2007. – 11,4 п. л.
3. Воспитание гражданственности. Экспериментальное исследование формирования гражданственности. – М.: РАГС, 2007. – 13 п. л.
4. Активно-игровое обучение в подготовке военных кадров регулярной армии России. – М.:АФПС, 2001. – 8 п. л.
5. Основы активно-игрового обучения.– М.:РАГС, 2006. – 10,4 п. л.
6. Системные деловые игры в образовании (в соавторстве с Одинцовой И.В.) – М.:РАГС, 2006. – 9,6 /4,8 п.л.
Учебники и учебные пособия
7. Дидактические условия использования педагогических блиц-игр в учебном процессе высшего военно-учебного заведения. Учебно-методическое пособие. – Голицыно: ГВИ ПВ, 1996. – 6,3 п. л.
8. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов (в соавторстве с Н.В. Борисовой). – М. - Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. – 3,5 п. л.
9. Психологическое обеспечение личностно-профессионального становления в вузе. – М.:АФПС, 2001. – 15,7 п. л.
10. Изучение профессионально важных качеств личности в условиях организации. В 2-х ч. – М.: МГУКИ, 2001. – 7,2 п. л.
11. Основы применения игровых технологий в профессиональной подготовке. Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК работников Гостелерадио, 2003. – 5,2 п. л.
12. Игровые формы и методы в работе преподавателя. Учебное пособие. – М.: ИПК работников Гостелерадио, 2003. – 5 п. л.
13. Гражданственность как объект воспитания.//Стратегия воспитания в образовательной системе России. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 1,1 п. л.
14. Становление гражданственности. Учебное пособие. – М.:ИПК работников Гостелерадио, 2005. – 2.п. л.
15. Мама, папа, я у вас есть… Учебник для родителей. Учебно-методическое пособие (в соавторстве с Лифановой А.В.) – М.: Городская целевая комплексная программа «Солнечный круг», 2006. – 7,2/3,6 п. л.
16. Акме гражданственности.//Акмеология. Учебник. – М.:РАГС, 2006. – 1,8 п. л.
17. Акмеологические активно-игровые технологии обучения в подготовке государственных служащих. Учебно-методическое пособие (в соавторстве с Одинцовой И.В.) – М.: РАГС, 2007.– 10 / 5 п. л.
18. Режиссура и менеджмент активно-игрового обучения. Учебно-методическое пособие (в соавторстве с Одинцовой И.В.) – М.: РАГС, 2008. – 13/6,5 п. л.
19. Психолого-акмеологическое обеспечение в системе высшего профессионального образования. Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2007. – 10 п. л.
Программы учебных курсов и электронные учебно-методические комплексы
20. Технологии профессионально-ориентированного обучения. Программа и методические материалы подготовки аспирантов для присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы». – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
21. Введение в профессию. Программа и методические материалы для студентов заочного и вечернего отделений. Специальность «Психология», «Психология управления». – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
22. Психолого-акмеологическое обеспечение организационного лидерства. Программа и методические материалы для студентов заочного и вечернего отделений. – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
23. Психолого-акмеологическая служба федерального и регионального управления. Программа и методические материалы для студентов заочного и вечернего отделений. – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
24. Современные педагогические и акмеологические технологии обучения и развития персонала организации. Программа и методические материалы для студентов заочного и вечернего отделений. – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
25. Психодиагностика (активно-игровой курс). Программа и методические материалы для студентов заочного и вечернего отделений. – М.: РАГС, 2004. – 1,5 п. л.
26. Активно-игровые технологии в учебном процессе вуза с учетом его специфики. – М.: МИСиС, 2007. – 1 п. л.
27. Активные методы обучения в формировании социально-профессиональных компетентностей. – М.: МИСиС , 2007. – 1 п. л.
28. Обеспечение личностно-профессионального развития студентов. – М.: МИСиС, 2007. – 1 п. л.
Научные статьи, брошюры, методические разработки
29. Гуманистическая направленность педагогических игр как условие их использования в учебном процессе военно-учебного заведения //Материалы конференции «Гуманизация и гуманитаризация в техническом образовании»/Под ред. И.А. Зимней – М.: МИСиС, 1996. – 0,5 п. л.
30. Психический статус личности//Вестник границы, № 4, 1998. – 0,5 п. л.
31. Концепция профессионального образования в системе ФПС России на период 1999-2005 годов. - М.: АФПС России, 1999. – 0,4 п. л.
32. Актуальность педагогического исследования проблемы гражданского воспитания и гражданско-профессионального становления личности//Десятый симпозиум: квалиметрия в образовании – методология и практика. Книга 5. Квалитативные культура, среда и технологии в образовании/Под ред. Н.А.Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 0,8 п. л.
33. Гражданственность как слагаемое социально-политической компетентности личности//Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 0,6 п. л.
34. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах в действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ)//Проблемы качества образования. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента (в соавторстве с Алексеевой О.Ф., Зимней И.А., Морозовой Н.А.) – М.:2004. – 2,3 /0,9 п.л.
35. Гражданственность как объект исследования//Проблемы качества образования. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента. Материалы XIV Всероссийского совещания./Под ред. И.А. Зимней. - М., 2004. – 0,7 п.л.
36. Социальные компетентности личности как объект оценивания//Проблемы качества образования. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента. Материалы XIV Всероссийского совещания /Под ред. И.А. Зимней. (в соавторстве с Земцовой Е.В., Палецкой С.В.) – М., 2004– 1,5 / 0,5.
37. Модульное представление гражданственности//Проблемы качества образования. Книга 5. Модульное представление социальных компетентностей в системе повышения качества образования. – М-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 0,8 п. л.
38. Гражданственность как социально-психологическое явление и предмет воспитания// /Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование)/ Под ред. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 0,8 п. л
39. Категориально-понятийный педагогический анализ компетентности гражданственности//Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование)/ Под ред. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 0,6 п. л.
40. Компетентность гражданственности//Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2006. – 0,4 п. л.
41. Гражданственность как объект воспитания//Молодежь и общество. №1, 2006. – 0,4 п. л.
42. Технологические аспекты формирования компетентности гражданственности в учебном процессе//Проблемы качества образования. Социальные компетенции/компетентности в образовательной программе ВПО. – М.–Уфа, 2007. – 0,4 п. л.
Федеральные программы Министерства образования, Федерального агентства по образованию и науке
43. Анализ основных положений ключевых социальных компетенций подготовленности выпускников высших учебных заведений (по содержанию действующих ГОС ВПО и примерных фондов оценочных средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов). (Руководитель И.А.Зимняя). 2003. – 0,5 п. л.
44. Разработка критериев оценки уровня социальной компетентности воспитанников и обучающихся образовательных учреждений. (Руководитель И.А. Зимняя). 2003. – 0,7 п. л.
45. Разработка модели модуля «воспитание» в вузовской системе обеспечения качества и управления качеством образования. (Руководитель И.А. Зимняя). 2004. – 0,5 п. л.
46. Формирование ключевых компетентностей в процессе обучения в школе. (Руководитель И.А. Зимняя). 2004. – 0,6 п. л.
47. Роль социальных институтов воспитания (семья, школа, дополнительное образование, общественные организации) в формировании жизненного самоопределения обучающихся. (Руководитель И.А. Зимняя). 2004. – 0,5 п. л.
48. Научно-методическое обеспечение формирования и оценки социально-профессиональных компетентностей учащейся молодежи. (Руководитель И.А. Зимняя). 2005. – 0,8 п. л.
Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций
49. Роль педагогической науки в формировании гражданских качеств как условия самоопределения и самореализации личности//Мир психологии, 2006, № 2 (46). – 1,2 п. л.
50. Сущностное содержание категории «гражданственность» и ее характеристики как особого отношения (в психологическом и акмеологическом аспектах) // Мир психологии, 2006, № 4 (46). – 1,2 п. л.
51. Историко-акмеологические предпосылки исследования проблемы гражданского воспитания в России //Акмеология, 2007, № 2. – 0,3 п. л.
52. Системные игры в воспроизводстве образовательных структур и отношений субъекта профессиональной деятельности//Мир психологии, 2007, № 3. (51) (в соавторстве с Одинцовой И.В.) – с. 197–207. – 0,8/0,4 п. л.
53. Акмепедагогические основы воспитания гражданственности//Акмеология, 2007, № 4. – 0,4 п. л.
54. Воспитание гражданственности как акмепедагогическая проблема //Акмеология, 2007, № 3. – 0,2 п. л.
55. Гражданское развитие личности в вузе //Акмеология, 2008, № 1. – 0,2 п. л.
56. Воспитание гражданственности в системе современного российского образования как проблема педагогики и акмеологии//Акмеология, 2008, № 1. – 0,4 п. л.