- Концепция экологического образования студентов технических вузов, основывающаяся на позициях экоцентризма. В ней показано, что экологическое образование - это ценностно-ориентированный, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс формирования экологического сознания как базового компонента экологической культуры личности экоцентрического характера. Экологическое образование диалектично взаимосвязано с экологизацией образования - процессом интеграции идей, понятий, принципов экологии, с другими дисциплинами. Направлениями экологического образования в высшей технической школе, с точки зрения экоцентрического подхода, являются: становление личности будущего специалиста как свободного, ответственного гражданина, обладающего развитыми экологическим сознанием и экологической культурой; развитие у студентов высшей технической школы представлений о единстве человека и природы на всех уровнях: глобальном экосистемном; социума; о человеке как биосоциальном существе; ориентация будущих специалистов на внедрение принципов устойчивого развития на всех уровнях природопользования.
- Теория формирования экологического сознания как важнейшей составляющей экологической культуры экоцентрического типа в процессе экологического образования в высшей технической школе, включающая экологическое сознание, как совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегии практической деятельности, направленной на природные объекты.Этапы процесса формирования экологического сознания студентов технического вуза: эмоционально-мотивационный; информационно-познавательный; оперативно-деятельностный; личностно-ориентированный; практико-ориентированный. Каждому этапу соответствуют свои критерии и показатели сформированности экологического сознания студентов технического вуза.
- Модель экологического образования студентов технического вуза представляет собой целостную систему, включающую: задачи (формирование экоцентрического понимания мира на базе направления, синтезирующего теоретические и практические наработки наук об окружающем мире в развитии осознанного использования знаний о синергизме техногенных, экологических, социальных факторов в риск-менеджменте сложных техносферных комплексов; развитие ценностно-смысловых ориентаций, инициирующих экологически обоснованную деятельность в сложных техносферных комплексах; становление показателей и личностных качеств, составляющих основу экологической культуры); принципы (общедидактические и специальные); методы (математическое моделирование, информационные технологии, эколого-экономическая подготовка); средства. Системообразующим фактором модели является прикладная техносферная рискология - педагогически интерпретированное системное знание, которое позволяет осуществлять педагогическое целеполагание, прогнозирование и современную технологизацию экологической подготовки будущих инженеров.
1.Муравьёва, Е.В. Экологическая подготовка студентов технического вуза: монография / Е.В.Муравьёва. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 244 с. (14,5 п.л.).
2.Романовский, В.Л. Прикладная техносферная рискология. Экологические аспекты: монография / В.Л.Романовский, Е.В.Муравьёва. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 340 с. (21,3 п.л., авторских 10 п.л.).
Учебно-методические пособия
3.Девисилов, В.А. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 280100-Безопасность жизнедеятельности (специальность 2801065-Безопасность жизнедеятельности в техносфере): учеб. пособие / В.А.Девисилов, Е.В.Муравьёва, Ю.А.Тунакова. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – 76 с. (5,5 п.л., авторских 3 п.л.). Гриф УМО по политехническому образованию.
4.Безопасность жизнедеятельности / И.А.Абросимов, Е.В.Муравьёва, А.В.Дёмин, А.А.Заднев // Электронный учебно-методический комплекс, 680 Мб, КГТУ им. А.Н.Туполева. – Казань, 2002 (48 п.л., авторских 16 п.л.).
5.Муравьёва, Е.В. Природопользование / Е.В.Муравьёва, Е.И.Иса-кова, Е.М.Кирдянова // Электронный учебно-методический комплекс, 650 Мб, КГТУ им. А.Н.Туполева. – Казань. (43,7 п.л., авторских 27 п.л.)
Статьи из периодических изданий, рекомендованных ВАК России
6.Муравьёва, Е.В. Казанский государственный университет и развитие системы экологического образования / Е.В.Муравьёва // Безопасность жизнедеятельности. – 2005. – №7. – С.25–26 (0,7 п.л.).
7.Муравьёва, Е.В. Производственные практики как средство формирования профессиональной компетенции / Е.В.Муравьёва, В.Л.Романовский // Казанский педагогический журнал. – 2006. – №1. – С.26–29 (0,9 п.л., авторских 0,45 п.л.).
8.Суржко, Н.В. Готовить специалистов в области гражданской защиты / Н.В.Суржко, М.Н.Перова, Е.В.Муравьёва // Гражданская защита. – М., 2007. – №1. – С. 44–45 (0,25 п.л., авторских 0,15 п.л.).
9.Муравьёва, Е.В. Педагогические технологии в подготовке специалистов в области прикладной техносферной рискологии / Е.В.Муравьёва, В.Л.Романовский // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2007. – №1. – С.14–22 (0,5п.л., авторских 0,25 п.л.).
10.Миронова, М.А. Специфика экологической подготовки студентов в технических вузах / Е.В.Муравьёва // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. – 2007. – №2. – С. 114–118 (0,5 п.л., авторских 0,25 п.л.).
11.Муравьёва, Е.В. Теория риска в контексте экологического образования будущих инженеров / Е.В.Муравьёва, В.Л.Романовский // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П.Горячкина. – М., 2007. – №12. – С.39–41.
Научные статьи, материалы, тезисы
12.Муравьёва, Е.В. Традиции и перспективы в организации самостоятельной работы студентов / Е.В.Муравьёва, А.А.Заднев // Интеграция образования, науки и производства – главный фактор повышения эффективности инженерного образования: Всероссийская науч.-метод. конф., 20–21 декабря 2000 г.: тез. докладов. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2000.– С.214–215. (0,1 п.л.)
13.Муравьёва, Е.В. Организация самостоятельной работы студентов / Е.В.Муравьёва // Совершенствование преподавания в высшей школе: материалы науч.-метод. конф. – Казань: Карпол, 2001.– С.203–204 (0,1 п.л.).
14.Муравьёва, Е.В. Информационные технологии в экологическом образовании / Е.В.Муравьёва, Г.В.Ившина // Х конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сб. трудов участников конф. Часть II. – М.: МИФИ, 2000. – С.92–93 (авт. 0,02 п.л.).
15.Муравьёва, Е.В. Психолого-педагогические аспекты компьютеризированного обучения в вузе / Е.В.Муравьёва, Г.В.Ившина // Новационные процессы в системе профобразования. – Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2001. – С.53–62 (авт. 0,5 п.л.).
16.Муравьёва, Е.В. Необходимость экологизации образования как средство решения проблем ноосферы / Е.В.Муравьёва // Совершенствование преподавания в высшей школе: материалы науч.-метод. конф. – Казань: Карпол, 2001. – С.215–217.
17.Муравьёва, Е.В. Об экологической культуре будущего специалиста / Е.В.Муравьёва // Профессиональное образование. – Казань, 2001. – № 4. – С.81–83 (0,5 п.л.).
18.Муравьёва, Е.В. Концептуальная основа проблемы развития экологической культуры студентов инженерно-технических специальностей федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования / Е.В.Муравьёва // Вестник татарстанского отделения Российской экологической академии. – Казань, 2002. – №2. – С.7–13 (0,9 п.л.).
19.Муравьёва, Е.В. Экологическое образование как одно из средств духовного возрождения общества / Е.В.Муравьёва, М.А.Миронова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: материалы IХ науч.-практ. конф. – Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001. – С. 459–461 (авт. 0,12 п.л.).
20.Муравьёва, Е.В. Некоторые проблемы экологического образования в технических вузах / Е.В.Муравьёва //Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: материалы Х науч.-практ. конф. – Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2002. – С.164–166 (0,12 п.л.).
21.Муравьёва, Е.В. Экологический компонент – фактор гуманизации высшего технического образования / Е.В.Муравьёва // Гуманистические традиции и инновации в педагогике: науч. труды и материалы Х междунар. науч.-практ. конф., посв. 60-летию РАО (Казань, 10 декабря 2003 г.) / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2003. – С.167–169 (0,15 п.л.).
22.Муравьёва, Е.В. Специфика преподавания раздела «Экология человека» в курсе «Экология» для технических специальностей / Е.В.Муравьёва // Экологические, морфофизиологические особенности и современные методы исследования живых систем: сб. материалов. – Казань, 2003. – С.216–217 (0,1 п.л.).
23.Муравьёва, Е.В. Актуальность экологизации высшего технического образования / Е.В.Муравьёва // Развитие региональных систем экологического образования в России: материалы Всероссийской конф. (Пермь, 28–30 сентября 2004 г.) / отв. ред. В.В.Мисенжников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С.132–134 (0,15 п.л.).
24.Муравьёва, Е.В. Использование информационных технологий в практикуме по промышленной экологии / Е.В.Муравьёва, Д.В.Золин // Производство. Технология. Экология. «ПРОТЭК-2004»: в 3-х т. – Т.1: Труды международной конференции. 15–17 сентября 2004 г., г.Москва / под ред. чл.-корр. РАН Ю.М.Соломенцева, проф. Л.Э.Шварцбурга. – М.: Янус-К, 2004. – С. 243–245 (авт. 85%).
25.Муравьёва, Е.В. Методика и дидактика электронного пособия по природопользованию для технических специальностей / Е.В.Муравьёва // Производство. Технология. Экология. «ПРОТЭК-2004»: в 3-х т. – Т.1: Труды международной конференции. 15–17 сентября 2004 г., г.Москва / под ред. чл.-корр. РАН Ю.М.Соломенцева, проф. Л.Э.Шварцбурга. – М.: Янус-К, 2004. – С.200–204 (авт.85%).
26.Муравьёва, Е.В. Формирование экоцентрического направления в высшем техническом образовании / Е.В.Муравьёва // Производство. Технология. Экология. «ПРОТЭК-2004»: в 3-х т. – Т.1: Труды международной конференции. 15–17 сентября 2004 г., г. Москва / под ред. чл.-корр. РАН Ю.М.Соломенцева, проф. Л.Э.Шварцбурга. – М.: Янус-К, 2004. – С.251–257.
27.Муравьёва, Е.В. Информационное обеспечение спецдисциплин экологического цикла в техническом вузе / Е.В.Муравьёва, Е.И.Исакова // XIV международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сб. трудов участников конф. Часть IV. – М.: МИФИ, 2004. – С.181–182 (авт. 85%).
28.Муравьёва, Е.В. Информационно-методическое обеспечение практикума по безопасности жизнедеятельности / Е.В.Муравьёва, Д.В.Золин // Материалы сбора с руководителями факультетов (кафедр), осуществляющих подготовку учителей по специальности «Безопасность жизнедеятельности» учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации (г. Казань, 16–28 октября 2004 г.). – Казань: МЧС Республики Татарстан, 2004. – С.146–148 (0,2 п.л.).
29.Муравьёва, Е.В. Информационные технологии в экологической подготовке инженерных кадров / Е.В.Муравьёва, Е.И.Исакова // Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества: тез. докл. 2-й ежегодной науч.-практ. конф., г. Казань, 2–3 сентября 2004 г. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2004. – С. 135–136 (авт. 85%).
30.Муравьёва, Е.В. Компонентный состав экологической культуры студентов технических специальностей / Е.В.Муравьёва // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. науч. трудов, посв. 20-летию факультета дошкольного воспитания Набережно-Челнинского пед. института. Вып. 4 / под ред. Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2004. – С.124–127 (0,35 п.л.).
31.Муравьёва, Е.В. Развитие экологического образования в Казанском университете / Е.В.Муравьёва // Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. науч. трудов, посв. 1000-летию Казани. Вып. 5 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. – С.161–164 (0,37 п.л.).
32.Муравьёва, Е.В. Развитие системы экологического образования (на примере КГУ) / Е.В.Муравьёва // Профессиональное образование: вопросы истории и современности. – Казань: ИСПО РАО, 2005. – С.31–41 (0,7 п.л.).
33.Муравьёва, Е.В. Преемственность российской высшей технической школы – важная компонента устойчивого развития России / Е.В.Муравьёва, В.Л.Романовский // Научные труды и материалы 8-й Международной науч.-практ. конф. «Техносферная безопасность, надежность. Качество, энерго- и ресурсосбережение». – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. строит. ун-та, 2006. – С.100–106 (0,42 п.л.).
34.Муравьёва, Е.В. Информационные технологии в подготовке инженеров – необходимый компонент формирования «Прикладной техносферной рискологии» / Е.В.Муравьёва, В.Л.Романовский // Сб. материалов ХIХ Всерос. межвуз. науч.-техн. конф. «Электромеханические и внутрикамерные процессы в энергетических установках, струйная акустика и диагностика, приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий». Часть 2. – Казань: Отечество, 2007. – С.279–281 (0,25 п.л.).
35.Муравьёва, Е.В. Информационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе / Е.В.Муравьёва, Е.И.Загребина // Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества: материалы 5-й ежегодной междунар. науч.-практ. конф., Казань, 5–6 сентября 2007 г. – Казань: Фолиантъ, 2007. – С. 179–180 (авт. 50%, 0,125 п.л.).
36.Романовский, В.Л. Информационные технологии как необходимый компонент формирования прикладной техносферной рискологи / В.Л.Романовский, Е.В.Муравьёва // Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества: материалы 5-й ежегодной междунар. науч.-практ. конф., Казань, 5–6 сентября 2007 г. – Казань: Фолиантъ, 2007. – С. 192–194 (авт. 50%, авт. 0,125 п.л.).
37.Романовский, В.Л. «Прикладная техносферная рискология» – системообразующий фактор подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности / В.Л.Романовский, Е.В.Муравьёва, В.Ю.Семёнов // Предупреждение. Спасение. Помощь (современность и инновации): материалы XV Юбил. междунар. науч.-практ. конф. научно-педагогического состава Академии, г. Химки, 4декабря 2007 г. – Химки: АГЗ МЧС России, 2007. – С. 31–35 (авт. 0,25 п.л.).