Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БАУХАУЗА И ЕЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В отечественной литературе до настоящего времени отсутствовало исследование о Баухаузе, позволяющее показать деятельность школы в полном ее объеме. Данная работа восполняет этот пробел, являясь первым на русском языке исследованием, систематизирующим его педагогическую деятельность и раскрывающим возможности использования основных педагогических принципов Баухауза в современных условиях развития профессиональной художественной школы.
  2. Баухауз показан в контексте исторических, социальных, научных и художественных проблем своего времени на основе анализа документальных источников, что позволило устранить многочисленные фактологические неточности, встречающиеся в русскоязычной литературе и более достоверно реконструировать картину педагогического процесса, увязав ее с социально-историческими и художественными преобразованиями тех лет.
  3. Впервые переведены на русский язык и частично опубликованы основные тексты Баухауза по теории и принципам формообразования искусства ХХ века, приводится ряд малоизвестных фактов и документов.
  4. В диссертации исследована образовательная система и сформулирована педагогическая концепция Баухауза, определившая основные направления работы института, принципы преподавания инновационных для своего времени учебных курсов, опирающихся на теорию искусства и новый изобразительный язык искусства международного авангарда первой трети ХХ века.
  5. Впервые приводятся содержание, учебные задания и студенческие работы по курсу и семинару Кандинского по цветоведению, курсам «Основные элементы формы», «Аналитический рисунок», Клее «Визуальная форма», разработанного совместного с Кандинским курсу «Свободные живописные классы», курсам Шлеммера по рисунку обнаженной натуры и изучению человека.
Список опубликованных работ
Монографии, книги

1.Дружкова Н.И. Педагогика Баухауза. Монография. – М.: ИХО РАО, 2007. – 10 п.л.

2. Дружкова Н.И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основы художественно-педагогической деятельности. Монография. – М.: МГУП, 2006. - 14,7 п.л.

3.Дружкова Н.И. Перевод и научные комментарии книги В.Кандинского «Точка и линия на плоскости» и статей периода Баухауза. // В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. В 2-х тт. - М.: Гилея, 2001. – 10 п.л.

4.Дружкова Н.И. Перевод книги П.Клее «Педагогические эскизы». – М.: Аронов, 2005. – 4 п.л.

Научно-методические журналы

5.«Изобразительное искусство в школе». – М.: 2001, №№ 1-6. Научный редактор-составитель. – 21 п.л.

6.«Изобразительное искусство в школе». – М.: 2002, №№ 1-6. Научный редактор-составитель. – 22 п.л.

Публикации в журналах перечня ВАК

7.Дружкова Н.И. В. Кандинский – художник и педагог. Переводы статей В. Кандинского «Значение теоретического обучения в живописи», «Аналитический рисунок» // Искусство и образование, 1998, № 4. – 0,5 п.л.

8. Дружкова Н.И. В. Кандинский как теоретик искусства и педагог // Искусство в школе, 2001, № 4. - 0,5 п.л.

9.Дружкова Н.И. Книга «Точка и линия на плоскости» как основа художественной педагогики В. Кандинского // Искусство и образование, 2006, № 4(42). – 1 п.л.

10. Дружкова Н.И. Теория первоэлементов В. Кандинского // Искусство и образование, 2006, № 5(43). – 1 п.л.

11. Дружкова Н.И. Программа элективного курса «Введение в изучение искусства ХХ века» // Искусство и образование, 2006, № 3. – 1 п.л.

12. Дружкова Н.И. П. Клее – художник и педагог // Искусство в школе, 2006, № 5. – 0,5 п.л.

13. Дружкова Н.И. И.Иттен – художник и педагог // Искусство в школе, 2006, № 6. – 0,5 п.л.

14. Дружкова Н.И. Учебный курс «Человек» О.Шлеммера // Искусство и образование, 2007, № 2. – 0,5 п.л.

15. Дружкова Н.И. «Педагогические эскизы» П.Клее // Искусство и образование, 2007, № 4. – 0,5 п.л.

16. Дружкова Н.И. Педагогика искусства Ласло Мохоль-Надя // Искусство и образование, 2007, № 5. – 0,5 п.л.

Статьи, программы в научных сборниках и журналах

17.Дружкова Н.И. В. Кандинский и русско-немецкие художественные связи // Художественно-педагогическое образование 94. Ижевск, 1995. – 0,3 п.л.

18.Дружкова Н.И. Реальные правила абстрактного искусства. Перевод статьи В. Кандинского «Художественная педагогика» // Мир образования, 1996, № 3. – 0,5 п.л.

19.Дружкова Н.И. Научная каталогизация детских работ к международной выставке детских рисунков из фондов РАО «Москва в рисунках детей ХХ века». – М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1997. В соавт. (доля участия 0,4 п.л.)

20.Дружкова Н.И. В. Кандинский в Баухаузе // Современные подходы к теории эстетического воспитания. – М.: ИХО РАО, 1999. – 0,3 п.л.

21.Дружкова Н.И. Каталог выставки детских рисунков их фондов РАО. Рисуют дети Германии. - М.: Посольство Германии, 1999. Редактор-составитель. 1 п.л.

22.Дружкова Н.И. Научная каталогизация детских работ к выставке детских рисунков из фондов РАО «Детства милые видения» 2000-летию А.С. Пушкина посвящается. – М.: ГТГ, 2000. В соавт. (доля участия 0,3 п.л.)

23.Дружкова Н.И. Теория цвета В. Кандинского // Изобразительное искусство в школе, 2001, № 1. – 0,3 п.л.

24.Дружкова Н.И. В. Кандинский в Баухаузе // История художественного образования в России ХХ в. - М.: Педагогика, 2002. - 1,5 п.л.

25. Дружкова Н.И. Хронологическая таблица художественной жизни Европы конца Х1Х - начала ХХ вв. // Изобразительное искусство в школе, 2001, № 3. В соавт. (доля участия – 0,6 п.л.)

26.Дружкова Н.И. Педагогическая система В. Кандинского // Изобразительное искусство в школе, 2002, № 1. - 1 п.л.

27. Дружкова Н.И. Теория искусства и художественная педагогика В. Кандинского // Эстетическое воспитание. Ежегодник ИХО РАО. - М.: ИХО РАО, 2003. - 1 п.л.

28. Дружкова Н.И. Художественная педагогика И. Иттена (Баухауз 1919-1923) // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГСПА. Вып. 9. - Нижний Тагил: 2006. - 0,5 п.л.

29. Дружкова Н.И. Пропедевтический курс И. Иттена. К преемственности в истории художественного образования // Художественное образование в парадигме современной культуры. – М.: ИХО РАО, 2006. – 0,5 п.л.

30. Дружкова Н.И. Программа элективного курса «От Кл. Моне к В. Кандинскому» // Изобразительное искусство в школе, 2006, № 4. – 0,5 п.л.

31. Дружкова Н.И. Формирование основных принципов пропедевтического курса И. Иттена) // Профильное образование. Методика преподавания элективных курсов художественно-эстетического цикла. Ежегодник № 5. – М.: 2006. – 0,5 п.л.

32.Дружкова Н.И. Педагогика искусства И. Иттена // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГСПА. Выпуск 9. Нижний Тагил, 2006. – 1 п.л.

33. Дружкова Н.И. Содержание курса В.Кандинского по цветоведению // Актуальные проблемы художественного образования. Выпуск 11. – М.: ИХО РАО, 2006. – 0,5 п.л.

34.Дружкова Н.И. Пропедевтический курс Л. Мохоль-Надя // Педагогика искусства как новое направление гуманитарных знаний. ИХО РАО, 2007. – 0,5 п.л.

35. Дружкова Н.И. Теоретические основы педагогики искусства В. Кандинского // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» ИХО РАО, 2007, № 7. – 1 п.л.