- Развитие творческого потенциала учащихся происходит в процессе творческого взаимодействия школьников и педагогов, воспитателей, родителей. В ходе этого взаимодействия создается ансамбль мотивации и способностей человека, который связан с возможностями человека поступать нестандартно, «не так, как все», и при этом порождать новые продукты как для общества (объективная новизна), так и лично для себя (субъективная новизна). В ходе развития творческого потенциала формируется его структура, т.е. совокупность компонентов, в которой любой компонент органически взаимосвязан с другими и которая обусловливает личностное развитие человека как движение к его индивидуальности и формирует творческое отношение к любому виду деятельности.
- Творческий потенциал школьника с точки зрения субъектно-личностного подхода представляет собой актуализацию взаимосвязи мотивации и способностей личности. При реализации творческого потенциала личность должна быть субъектом творчества в деятельности, общении и самопознании. При этом взаимоотношения между субъектом развития творческого потенциала и окружающим миром представляют собой набор направлений (векторов) осуществления этого взаимодействие. Творческий потенциал школьника реализуется в ходе социализации ребенка и в его взаимоотношениях между ним и окружающим миром, прежде всего школой как институтом общества. С позиций системно-структурного подхода творческий потенциал представляет саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, выполняющую интегрирующую, координирующую, проектировочную и регулирующую функции. В рамках интегрирующей функции творческий потенциал гармонизирует взаимодействие мотивации и способностей человека с целью творческого решения возникающих перед человеком проблем, предполагающее перенос схем, успешно апробированных в одной области, на решение новых задач. С точки зрения акмеологического подхода творческий потенциал проявляется в перспективности как «вертикали», ведущей к личностному развитию школьника, восхождению к его индивидуальности, и направленности к развитию самой личностью в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на прогрессивное личностное развитие. В ходе развития творческого потенциала меняется как содержание, так и направления развития как творческого потенциала, так и самой личности.
- Уровни развития творческого потенциала (высокий, средний, низкий) выступают как различная степень полноты реализации его критериев и показателей и эффективности реализации творческого потенциала в любом виде деятельности, в том числе и учебной. Низкому уровню развития творческого потенциала учащихся соответствуют такие качественные характеристики, как низкий уровень развития учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию и мотивации к творчеству, сопряженной с готовностью к неудаче и низкий уровень развития общих способностей, способностей к творчеству в любом виде деятельности и способностей к какому-либо виду деятельности. У таких школьников диагноцируются неудовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; низкий уровень знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; отрицательное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость, низкая интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности, неосознанность своего опыт, высокая степень зависимости личности, невозможность определения причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности; отсутствие и нежелание творить. Средний уровень развития творческого потенциала учащихся характеризуется такими качествами, как неадекватность мотивации и способностей, а именно - высокий уровень развития учебно-познавательной мотивации, мотивации к саморазвитию и мотивации к творчеству, сопряженной с готовностью к неудаче и низкий уровень развития общих способностей, способностей к творчеству в любом виде деятельности и способностей к какому-либо виду деятельности, или, наоборот, низкий уровень развития мотивации и высокий уровень развития способности, то есть ситуации, когда у школьника имеются способности, но он не желает их использовать, или наоборот, имеется страстное желание, но отсутствуют способности. У таких школьников диагностируются эпизодическая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей и неадекватный уровень знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; не всегда осмысленное отношение к деятельности, ситуативная увлечённость учебной деятельностью и творчеством, средняя интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности, средняя степень автономности-зависимости личности, затруднения в определении причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности, возможных путей и результатов реализации творческого потенциала, неадекватное проектирование восполнимости творческого потенциала. Высокий уровень развития творческого потенциала учащихся проявляется в таких качествах, как высокая и сильная учебно-познавательная мотивация, мотивация к саморазвитию и мотивация к творчеству, сопряженная с готовностью к неудаче; высокий уровень развития общих способностей, способностей к творчеству в любом виде деятельности и способностей к какому-либо виду деятельности, высокая удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей; своевременное и адекватное выявление уровня знаний об учебной деятельности, ее нормах, требованиях; сознательное общее отношение к деятельности, высокая степень увлечённости учебной деятельностью и творчеством, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности, наличие в полной степени способности к глубокому осознанию своего опыта, высокая степень автономности личности, опережающее определение причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности; максимальное определение возможных путей и результатов реализации творческого потенциала, адекватное проектирование восполнимости творческого потенциала, с этой целью разработка необходимых приемов и методов саморазвития и самосовершенствования. Эти школьники способны выработать творческий способ решения задач, и как следствие - у них наблюдается эффективная учебная деятельность и конструирование акме-ориентированного развития самого себя, то есть «творчество ради творчества и самого себя». Любой уровень творческого потенциала при определенных условиях школьника обладает перспективным свойством, т.е. способен выступать в качестве основы для последующих уровней, благодаря чему не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается.
- Основу акмеологической концепции развития творческого потенциала учащихся составляет проблемно-интегративный подход. Методология, цель, принципы, условия и пути реализации проблемно-интегративного подхода взяты за основу при построении акмеологической системы развития творческого потенциала учащихся, которая представляет единство множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения школьников. Педагогический компонент системы представлен структурными (целевой, стимулирующий, содержательный, деятельностный, оценочный, аналитический) и функциональными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементами. Формами реализации системы выступают следующие: система дополнительного образования учащихся в школе, система здоровьесберегающих технологий обучения и развития школьников, система экспериментальной работы педагогического коллектива, система организация работы школы по схеме «Школы полного дня», система обучения с углубленным изучением ряда предметов (информатика и информационные технологии и английский язык), система развивающего обучения в начальной школе с помощью ЛЕГО. Дидактический компонент отражает принципы организации учебного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, акцентирует внимание на целях, содержании и технологии обучения школьников в ходе всей педагогической деятельности по развитию творческого потенциала учащихся. Элементами дидактического компонента являются: аксиологический, содержательный и технологический. Дидактический компонент системы реализуется в методе проектов. В психологическом компоненте выделены три элемента: развитие компонентов творческого потенциала; динамический аспект развития творческого потенциала учащихся и восполнимость творческого потенциала. Социально-культурный компонент учитывает роль социального окружения в развитии творческого потенциала учащихся: педагогов, воспитателей и родителей. Развитие творческого потенциала учащегося в учебном процессе возможно при условии, что при этом опосредуется становление творчества как процесса субъект-субъектных отношений - с учителями, воспитателями, администрацией школы, родителями и учениками разных возрастов. Кроме того, ученик, развивая свой творческий потенциал, должен овладеть культурой того социума, членом которого он является. Поэтому в этом компоненте выделяются следующие элементы: собственно культурный, родительский и педагогический. Эффективность использования проблемно-интегративного подхода в процессе развития творческого потенциала учащихся обеспечивается системным использованием релевантных его сущности методов, форм и средств. Критериями эффективности проблемно-интегративного подхода являются: мера свободы творчества учащихся; возможность самореализации личности школьника; уровень преобразования субъектной позиции школьника; степень индивидуализации учебного процесса.
- Акмеологическая программа развития творческого потенциала учащихся учитывает следующие условия. Организационные условия связаны с организацией: деятельности школьников (учебного процесса и системы дополнительных занятий) по развитию творческого потенциала на принципах проблемно-интегративного подхода; непрерывного мониторинга этой деятельности; образовательной среды как системы, обеспечивающей возможность для создания условий реализации творческой природы развития учащихся и тем самым создающих возможность для интенции скрытых (потенциальных) интересов и способностей учащихся; повышения уровня участия родителей в жизнедеятельности образовательного учреждении, а также создание творческой атмосферы; культивирование интереса к инновациям и новшествам; интеграции перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы; инициирование новых образовательных технологий; формирование профессиональной готовности руководителя образовательного учреждения к практической реализации данного вида работы. К технологическим условиям относятся: организация учителем групповой деятельности учащихся, направленной на осознание структуры изучаемого явления; организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на осознание генезиса способов деятельности; организация коллективной деятельности учащихся в процессе самодифференциации, где учащиеся организуют собственную деятельность в пределах определенного промежутка времени, несут ответственность за результаты обучения, взаимодействуют со всеми участниками учебного процесса, что обеспечивает формирование метазнаний как системы приемов самоорганизации собственной деятельности. Дидактическими условиями являются: интеграция и дифференциация процесса обучения, проявляющиеся в установлении связей между учебными дисциплинами, направленными на актуализацию потребности школьника в развитии творческого потенциала и одновременно в праве выбора одной (доминирующей) технологии развития творческого потенциала учащихся; использование форм учебного процесса, способствующих развитию творческого потенциала учащихся; индивидуализация процесса обучения, способствующая построению акмеологических траекторий развития творческого потенциала учащихся с помощью выбора форм учебной и внеучебной деятельности, способствующих развитию творческого потенциала учащихся; организация самостоятельной работы школьников с целью развития творческого потенциала учащихся и создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; адекватное педагогическое оценивание результатов учебного труда школьника и развития его творческого потенциала; реализация закономерностей развития творческого потенциала учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса и в системе дополнительных занятий. Социально-психологическими условиями выступают: развитие творческого потенциала педагогов, воспитателей и администрации школы; построение взаимоотношений и взаимодействия ученика с педагогами, воспитателями и администрацией школы как развертывание субъект-субъектных отношений и сонаправленность усилий субъектов образовательного процесса, обеспечивающаяся партнерскими отношениями, целенаправленным созданием ситуаций успеха и стимулированием саморазвития личности; совместная деятельность и осуществление диалоговых способов взаимодействия; единство отношений деятельности и обучения. Акмеологическая программа развития творческого потенциала учащихся будет эффективна, если реализованы акмеологические и психолого-педагогичес-кие технологии: социально-перцептивные, организационно-коммуникативные, когнитивные, рефлексивные, комплексные, саморазвития мотивации, способностей, творческого отношения к любой деятельности, перспективности и восполнимости творческого потенциала. Акме-педагогическими технологиями развития творческого потенциала учащихся выступают: здоровьесберегающая технология, технология организации работы школы как «Школы полного дня», технология внедрения метода проектов.
- Собственно акмеологические закономерности процесса развития творческого потенциала учащихся отражают взаимосвязь развития творческого потенциала учащихся с развитием их рефлексии и субъектности, с учетом социальной ситуации и состояния здоровья школьников. Развитие творческого потенциала школьников определяет успешность их социализации и активного включения в социальные отношения, предполагает основанное на приобретении опыта самореализации обучение в специфических условиях инновационной деятельности, способствующих становлению новообразований личности, развитие творческого потенциала учащихся взаимосвязано с оптимизацией готовности учителей и воспитателей к реализации проблемно-интегративного подхода к обучению школьников и к развитию их творческого потенциала. Акмеологические механизмы развития творческого потенциала учащихся - это совокупность явлений и процессов, посредством которых осуществляется формирование и развитие творческого потенциала учащихся в субъект-субъектном взаимодействии. Механизмы развития творческого потенциала учащихся необходимо учитывать при построении акме-педагогических технологий развития творческого потенциала учащихся.
- Под оптимизацией развития творческого потенциала учащихся понимается целостная система взаимосвязанных условий и факторов, образующих и обеспечивающих целостный процесс реализации акмеологических технологий развития творческого потенциала школьника в рамках существующей системы образования. Путями оптимизации развития творческого потенциала учащихся являются: разработка концепции акмеологического сопровождения процесса развития творческого потенциала учащихся, мониторинг в ходе данного сопровождения, реализация коррекционно-развивающих мероприятий в процессе обучения и воспитания школьников и деятельности с педагогами, воспитателями, администрацией и родителями; разработка индивидуальных программ развития творческого потенциала.
1. Акмеологические основы исследования проблемы развития творческого потенциала учащихся. /РАГС. М., 2005 (в соавт. с А.А.Деркачом) -14 п.л./7п.л.
2.Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся. РАГС. - М., 2005 – 16 п.л.
3.Проблемно-интегративный подход к развитию творческого потенциала учащихся. РАГС. М., 2005 (в соавт. с А.А. Деркачом) - 18,6 п.л./10 п.л.
4.Акмеологические закономерности развития творческого потенциала учащихся. РАГС. М., 2006 (в соавт. с А.А. Деркачом) - 15,5 п.л./8 п.л.
5.Оптимизация процесса развития творческого потенциала учащихся. РАГС. М., 2006 (в соавт. с А.А. Деркачом) – 35,4 п.л./18 п.л.
6. Акмеология, психология, педагогика развития творческого потенциала учащихся. РАГС. М., 2006 (в соавт. с А.А.Деркачом) – 35,4 п.л./27 п.л.
7. Организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений использования универсальных информационных технологий у учащихся общеобразовательных школ. М.: НИЦ «Инженер», 2003 -14,4п.л.
8. Акмеологическая система развития творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2002 – 2,6 п.л.
9. Акмеологические алгоритмы система развития творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2002 – 0,8 п.л.
10. Эмпирические результаты внедрения акмеологического алгоритма развития творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2005 – 3,1 п.л.
11. Мотивационно-личностное развитие учащихся при формировании творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2003 – 2,4 п.л.
12. Генезис и взаимосвязь компонентов творческого потенциала учащихся М.: МАИ, 2002 – 2,5 п.л.
13. Индивидуализация и дифференциация обучения школьников как основа развития творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2003 – 3,1 п.л..
14. Методологические основы проблемно-интегративного подхода к развитию творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2003 – 3,8 п.л.
15. Индивидуальный подход в развитии творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2004 – 3,9 п.л.
16. Акмеологические условия проблемно-интегративной деятельности по развитию творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2004 – 1,6 п.л.
17. Акмеологические резервы развития учащихся разных возрастов при формировании творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2003 – 2,8 п.л.
Учебники и учебные пособия
18. Акмеологические основы исследования проблемы творческого потенциала личности. М.: МААН, 2000 - 3,9 п.л.
19. Акмеологические проблемы развития творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2000 – 2 п.л.
20. Особенности развития творческого потенциала учащихся в условиях различных средних общеобразовательных и воспитательных учреждений. М.: МАИ, 2001–1,2 п.л..
21. Акмеологическая структура творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2001 – 1,2 п.л..
22. Акмеологическая модель развития творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2001 – 1,5 п.л.
23. Акмеологические критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала учащихся. М.: МААН, 2002 – 1,2 п.л..
24. Самовыражение как одно из главных условий и результатов развития творческого потенциала учащихся. М.: МАИ, 2002 – 3,1 п.л.
25. Когнитивно-интеллектуальное и социально-психологическое развитие учащихся в результате проблемно-интегративной деятельности по развитию творческого потенциала учащихся. М., МАИ. -2004. – 3,1п.л.
26. Развитие творческого потенциала учащихся в школах различного типа. М.: МААН, 2004 – 3,6 п.л..
27. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособ. Для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2005 (соавт. с Г.М. Коджаспировой) – 22 п.л. /5,7 п.л.
28. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ. М.: НИЦ «Инженер», 2001- 10,9 п.л.
29. Mikrosoft Access 2000, ХР - Сборник проектов: Учебное пособие. М.: BJEB, 2002 – 3,4 п.л.
30. Mikrosoft Excel 2000, ХР - Сборник проектов: Учебное пособие. М.: BJEB, 2002 – 1,5 п.л.
31. Mikrosoft Excel 2000, ХР - Сборник упражнений: Учебное пособие. М.: BJEB, 2001 – 1,8 п.л.
32. Mikrosoft Word 2000, ХР - Сборник проектов: Учебное пособие. М.: BJEB, 2002 – 2 п.л..
33. Mikrosoft Word 2000, ХР - Сборник упражнений: Учебное пособие. М.: BJEB, 2001 – 1,8 п.л.
34 Акмеологические основы исследования проблемы потенциала личности. М.: МААН, 2000 – 0,8 п.л.
Научные статьи, тезисы докладов
35. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся// Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека: Сб. стат. М.: РАГС, 2005. - С.278-288. – 0,6 п.л.
36. Акмеологическая модель развития творческого потенциала учащихся //Акмеология: развитие личности и профессионала. – Самара: Новая техника, 2005. – С.254-262. – 0,5 п.л.
37. Развитие творческого потенциала школьников//Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся /Под общ. ред. А.А. Деркача. М.:МААН, 2006. – С.8-29. – 1,2 п.л.
38. Некоторые аспекты методики преподавания информационных технологий //Воспитание и обучение глазами молодых и их наставников: Сб. стат.- М.: МШУ, 2000.- С. 134-146. – 0,5 п.л.
39.Формирование общеучебных умений и навыков у школьников общеобразовательных школ в рамках минимума содержания образования по информатике // Приложение к Вестнику МПУ. М.: МПУ,2001. №1, С. 156-178. – 1, 3п.л.
40.Продуктивность и эффективность управленческой деятельности // Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя. М.: МГПУ, 2001. – С. 56-68. – 0,5 п.л.
Методические материалы
41. Дидактикум: Практикум-Задачник для 7-11 классов общеобразовательных школ. М.: НИЦ «Инженер», 2002 – 3,9 п.л..
42. Mikrosoft Access 2000, ХР – Методич. пособ. М.: BJEB, 2002, – 5,2 п.л..
43. Дидактикум (к базовому курсу) 2003 г.: Практикум-Задачник для 7-11 классов общеобразовательных школ. М.: НИЦ «Инженер». 2003, – 5,9 п.л..
44. Borland Turbo Pascal 7.0 – Методич. пособ.- M.:British joint examining board (BJEB), 2002 - 6,4 п.л.
45. Начальная школа – школа творчества и мастерства: 2005 год. М.: ШКОЛА № 1317 ЗОУО ДО, 2005 – 11,5 п.л.
46. Развитие «школы здоровья». Сборник материалов. М.: ШКОЛА № 1317 ЗОУО ДО, 2003 – 13,5 п.л.
Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций
47. Система дополнительного образования школьного учреждения как педагогичское средство развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2006, №3.-С. 39-45. -0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с Р.М. Шостак).
48. Применение здоровьесберегающих технологий в школе полного дня //Акмеология, 2005, № 4.-С.50-57-0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с С.В.Никитенко).
49. Экспериментальная работа в «школе полного дня» как фактор развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2006, № 3.-С. 29-39. -0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с Е.В. Мячиной).
50. Формирование школьного информационного пространства как условие развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2006, № 4.-С. 89-91. - 0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с Н.А. Бабановым).
51. Развивающая среда начальной школы развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2006, № 4.-С. 82-86. -0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с С.В. Бусловской).
52. Использование метода проектов в современной школе //Акмеология, 2005, № 4.-С. 57-60.-0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с С.В. Савочкиной).
53. Концепция развития творческого потенциала учащихся//Акмеология, 2005, № 3.-С. 71-74. -0,5 п.л.
54. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития // Мир психологии, 2006, № 4.–С174-180.–0,5п.л.
55. Создание развивающей среды в начальной школе как необходимое условие эффективности первых этапов развития творческого потенциала учащихся. //Акмеология, 2006, № 4.-С. 86-89. -0,5 п.л./0,3 п.л., (в соавт. с С.В. Бусловской).
56. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся //Акмеология, 2007, № 3.-С. 181-184. - 0,3 п.л.