-
Иноязычное личностно ориентированное образование представляет собой единый процесс воспитания, обучения и развития целостной личности и субъектности учащегося содержанием и средствами предмета «иностранный язык». Личностно ориентированный подход в иноязычном образовании выступает как системообразующий для коммуникативно-когнитивного, компетентностного, деятельностного и социокультурного подходов, которые в комплексе определяют цели, содержание и условия, характеризующие процесс становления целостной личности и субъектности учащегося в иноязычном образовании.
-
Процесс иноязычного личностно ориентированного образования на разных ступенях будет характеризоваться специфическими особенностями, обусловленными различиями в зонах актуального и ближайшего развития учащихся разных возрастов. Опираясь на данные возрастной психологии и определив зону актуального развития старших школьников, можно определить зону их ближайшего развития как: сотрудничество со сверстниками также, как и диалог с самим собой (рефлексия) посредством ИЯ в пространстве апробации некоторых форм взрослости, исследования этих форм с целью социального и личностного самоопределения относительно своей позиции, относительно оптимального решения волнующих молодежь морально-нравственных проблем, исследования жизненных ситуаций, преодоления межличностных конфликтов на основе нравственных ценностей.
-
Конкретизация ведущей цели для старшей ступени иноязычного образования выражается в терминах ключевых и предметных компетенций, которые, будучи в той или иной степени присвоенными каждым учащимся, становятся их личностным достоянием - компетентностью. Совокупность ключевых и предметных компетентностей образует основу для создания своей личностной культуры в ее различных аспектах, для личностного самоопределения в жизненных ситуациях. Взаимосвязанное формирование ключевых (в первую очередь, ценностно-смысловой, информационной и личностного совершенствования) и предметных компетенций (иноязычной коммуникативной во всех ее аспектах) осуществляется через расширение функций, которыми овладевают старшеклассники при использовании ИЯ как средства разных видов деятельности.
-
Новообразованиями, которые потенциально можно получить на старшей ступени при соблюдении соответствующих условий, мы считаем: А) новые понятия, идеи, представления; Б) новые способы и стратегии действий в различных видах деятельности (речевой, интеллектуальной, информационной, исследовательской и т.п.) и при решении проблем, расширяющие функций ИЯ как средства; В) новые потребности, цели, критерии оценки событий, явлений, людей; Г) новые средства выполнения как речевой деятельности (на изучаемом языке), так и тех деятельностей, в которых учащиеся в определенной степени могут использовать ИЯ как одно из средств. Характер, содержание и уровень владения этими новообразованиями определяют особенности и свойства личности, субъектности учащегося, его мировоззрение и жизненную позицию, т.е. содержательное наполнение его личностного опыта.
-
Организация иноязычного личностно ориентированного образования осуществляется на основе общеметодических и технологических принципов (первые воплощаются в конкретные действия через вторые): принцип амплификации образовательной среды - через принцип «разные ученики - разные материалы и задания»; через принцип содержательного взаимодействия учащихся; через принцип использования ИЯ как средства различных видов деятельностей и в различных функциях; через принцип комплексного подхода к отбору и организации предметного содержания («у нас» - «у них», в динамике, в различных взаимосвязях, в проблемном аспекте, из разных источников); принцип принятия учеником позиции субъекта иноязычной деятельности - через принцип критических размышлений по поводу личностно значимой проблемы; через принцип актуализации личностного опыта во внутреннем диалоге и в общении; через принцип самоопределения и самовыражения (приоритет Я-роли); через принцип единства аффекта и интеллекта; принцип мотивации успехом - через принцип организации образовательного процесса по спирали; через принцип систематического и вариативного повторения; через принцип межтематического общения; через принцип переструктурирования опыта; через принцип использования полифункциональных, сквозных (ретроспективных и перспективных) заданий; через принцип варьирования условий, заданий, режимов работы; через текущий мониторинг личностного роста учащегося на основе комплекса критериев.
1.Борзова Е.В. Технология обучения иностранным языкам в школе. Петрозаводск: ИУУ,1989. – 89с. (5 п.л.).
2. Julkunen K. and Borzova H. English Language Learning Motivation in Joensuun and Petrozavodsk . Joensuu: Ун-т г. Йоэнсуу (Финляндия), 1997. - 99 с. (3 п.л.).
3.Борзова Е.В.Урок иностранного языка в старших классах средней школы.– Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов пед.вузов. - Петрозаводск: КГПУ. 2001. - 97 с. (6 п.л.).
4 Борзова Е.В..Урок иностранного языка в старших классах средней школы. 2-е изд., перераб. и доп. - Петрозаводск: КГПУ, 2004. - 188 с.(11,5 п.л.).
5. Борзова Е.В.Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе. Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО». 2007. - 60 с. (4 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:
6.Борзова Е.В.Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах средней школы. //Иностранные языки в средней школе. – 1985. - №2. - С.34-39 (0, 6 п.л.).
7.Борзова Е.В., Фролкова М.А.Из опыта работы на уроках иностранного языка в 6 классе //Иностранные языки в школе.–1985.- №4.- С. 66-67 (0,2 п.л.).
8. Борзова Е.В.О ситуативной организации обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. – 1987. - №4. – С.17-20 (0,3 п.л.).
9. Борзова Е.В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения. //Иностранные языки в школе. – 1990. - №4. – С.28-30 (0,3 п.л.).
10.Борзова Е.В.Углубленное обучение английскому языку в специальных классах //Иностранные языки в школе. – 1991. - №2. – С.17-22 (0,4 п.л.).
11.Борзова Е.В.Повторение на старшей ступени обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. – 2003. - №1. – С.19-25 (0,6 п.л.).
12.Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшей ступени средней школы. //Известия РГПУ им.А.И.Герцена. – Декабрь, 2007. – С.163-170.
Учебно-методические работы:
13.Борзова Е.В.Организация углубленного изучения английского языка в 8 классе средней школы (пособие для учащихся). - Петрозаводск: ИУУ, 1989. - 72 с.(3 п.л.).
14.Борзова Е.В.Организация углубленного изучения английского языка в 9 (10) классе средней школы (пособие для учащихся). - Петрозаводск: ИУУ, 1989. - 96 с. (4 п.л.).
15.Борзова Е.В. Организация углубленного изучения английского языка в 11 классе средней школы (пособие для учащихся). - Петрозаводск: ИУУ, 1990. - 87 с.(3,6 п.л.).
16.Борзова Е.В.Углубленное изучение английского языка в 8-11 классах (пособие для учащихся). - Петрозаводск: КГПИ, 1991. - 207 с. (8,6 п.л.).
17.Борзова Е.В.Использование краеведческого материала при обучении иностранным языкам (метод. рекомендации). - Петрозаводск: ИУУ, 1992. - 15 с. (0,6 п.л.).
18.Борзова Е.В.Углубленное изучение английского языка в 8-11 классах средней школы (2-ое изд., перераб. и дополн.). - Петрозаводск: КГПИ, 1993. - 184 с.(7,7 п.л.).
19. Борзова Е.В.Вокруг света с английским языком (пособие для учащихся).- Петрозаводск: КНМЦ, 1993. - 92 с. (4 п.л.).
20. Борзова Е.В.Встречи с американскими друзьями (пособие для учащихся). - Петрозаводск: КГПУ, 1998. - 151 с. (7 п.л.).
21.Борзова Е.В.How Does It Feel To Be An American Teen? (материалы для учащихся – часть 1)// Москва: Изд. Дом «1 сентября». - English: №11, 2006. - С. 21-28 (0,7 п.л.).
22.Борзова Е.В.How Does It Feel To Be An American Teen? (материалы для учащихся – часть 2)// Москва: Изд. Дом «1 сентября». - English: №12, 2006. - С. 21-31 (0,9 п.л.).
23. Borzova E.V. How Does It Feel To Be An American Teen? (пособие для учащихся).- Петрозаводск:КГПУ, 2007. – 72 с. (6 п.л.).
Научные статьи:
24.Борзова Е.В.Предотвращение деавтоматизации грамматических навыков на старшей ступени обучения.// Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе: межвуз.сб.науч.тр./ Л.: ЛГПИ, 1989. – С.64-69 (0,3 п.л.).
25. Борзова Е.В.Использование опор на уроках иностранного языка в школе (брошюра).- Петрозаводск: ИУУ, 1987. - 18 с. (0,8 п.л.).
26. Борзова Е.В.Основные направления интенсификации урока иностранного языка. //Методические рекомендации по интенсификации обучения иностранным языкам в средней школе /Петрозаводск:ИУУ,1988. – С.3-8 (0,3 п.л.).
27.Борзова Е.В.Особенности современного урока иностранного языка в старших классах. (Брошюра).- Петрозаводск: КНМЦ, 2000. - 16 с. (1 п.л.).
28.Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах.// «Язык. Речь. Коммуникация. Вып.4»: межвуз.сб.науч.тр. - Мурманск: МГПИ.2000. - С.4-15 (1 п.л.).
29. Борзова Е.В.О принципах обучения иностранным языкам на старшей ступени. // «Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и подготовки учителя»: межвуз.сб.науч.тр. - Мурманск: МГПИ. 2001. - С.84-90 (0,5 п.л.).
30. Борзова Е.В.Письменные задания при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в высшей школе: лингвистические и методические аспекты: межвуз.сб.науч.тр. – Мурманск:МГПИ, 1998. – С.3-10 (0,5 п.л.).
31. Борзова Е.В. Требования к современному уроку иностранного языка на старшей ступени обучения //«Столичное образование»: сб.науч.статей. – 2004, №9.- С.9-12 (0,4 п.л.).
32. Borzova E.V.To Change the Textbook or Not? If “Yes”, then How? // «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков»Часть 2. :межвуз.сб.науч.тр.-МГПУ, Лапландский ун-т, ун-т г.Оулу: 2004. - С.82-85 (0,3 п.л.).
33. Борзова Е.В.Особенности урока иностранного языка в школе на старшей ступени обучения // Материалы научно-практической конференции. Вып.1.Сб. статей.- Петрозаводск: КГПУ. 2005. - С.34-40 (0,5 п.л.)
34. Борзова Е.В.Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении иностранным языкам в школе //Вестник Карельского государственного педагогического университета. Вып.1.Педагогика. Филология. - Петрозаводск: КГПУ,2006. - С.26-34 (0,7 п.л.).
35. Борзова Е.В. Организация групповой работы на уроках иностранного языка (брошюра). Петрозаводск: ИУУ, 1986. - 12 с.(0,8 п.л.).
36. Borzova E.V. Statistics as A Teaching And Learning Means In The Foreign Language Classroom. //Youth At The Crossroads. – Yoensuu: , 2007. – С.201 -210 (0,8 п.л.).
Материалы научно-практических конференций:
37.Borzova E. Teachers as Change Agents: Critical Thinking Tasks in a Foreign Language Classroom and Reflections on Printed Teaching Materials (тезисы) В сб. тезисов международной конференции ViKiPeda – 2007. - Хельсинки: ун-т г. Хельсинки, 2007. - С.3-4 (0,2 п.л.)
38. Борзова Е.В.Самостоятельная работа – эффективное средство воспитания учащихся (тезисы) // «Опыт, проблемы и пути формирования гражданской зрелости молодежи» : тез.обл.конфер. - Архангельск: ГПИ, 1986. - С. 44-46 (0,2 п.л.).
39. Борзова Е.В. What Kind of Textbooks Do English Language School Teachers and Students Want? (Тезисы) //«Молодежь на пороге 3-го тысячелетия».- В сб.междун.конфер. - Йоэнсуу-Петрозаводск.2000. С.16 (0,1 п.л.).
40.Borzova E.V. English Language Learning Motivation In Joensuu and Petrozavodsk (тезисы) // “Meeting Youth In Everyday Life Contexts” – В сб.междун.конфер.- Ун-т г. Йоэнсуу (Финляндия). 1997. - С.15(0,1 п.л.).
41. Борзова Е.В.Урок иностранного языка на старшей ступени средней школы (тезисы) // «Современные тенденции в обучении иностранным языкам»: сборник матер. междун. конференции - СПб: РГПУ, 1999. - С. 103-104 (0,1 п.л.).