- Дополнительное образование школьников обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности. Для эффективной организации процесса формирования конкурентоспособной личности необходимо обеспечить интегративное взаимодействие общего и дополнительного образования (1) в системе педагогических целей, связанных с развитием качеств личности учащегося как субъективных детерминант его конкурентоспособности; (2) в разнопредметном содержании с центрацией на приоритетные направления формирования конкурентоспособности личности; (3) в определенных сочетаниях трех основных видов деятельности: учебно-познавательной, где раскрывается понятийная система конкурентоспособности и конкурентоспособного поведения; имитационно-моделирующей, где в контексте моделирования реальных ситуаций осваиваются социально-ориентированные технологии и формируется опыт конкурентоспособного поведения; практико-технологической, где в условиях соревновательности и партнерского взаимодействия выполняются практико-ориентированные проекты.
- Системное проектирование процесса формирования конкурентоспособности личности базируется на теоретической модели конкурентоспособности личности, идеях и принципах инновационного педагогического менеджмента. Модель конкурентоспособности личности задает систему проектных характеристик педагогического процесса (целе-функциональные, мотивационно-направляющие, содержательные, структурно-логические, инструментально-технологические, организационно-управленческие) и включает (1) сущностные признаки, раскрывающие конкурентоспособность как социально-ориентированную систему индивидуальных качеств личности (интеллектуальный потенциал, cоревновательность, самоактуализация, адекватная самооценка, целенаправленность, мотивированность, адаптивность, толерантность, самообучение, коммуникабельность, интернальность, стратегичность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению), (2) структурные компоненты (парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой), (3) набор параметров, конкретизирующих структурные компоненты и позволяющих представить степень их выраженности в виде обобщенного интегративного индекса.
- Инновационный педагогический менеджмент определяет общие методологические рамки конструирования целостного педагогического процесса, общие проектные позиции управленческого комплекса («инновационная среда», «ограничения конкурентоспособного поведения», «рефлексия конкурентоспособного поведения», «организационные изменения», «стиль деятельности учителя), требования к педагогическому инструментарию и системе психолого-педагогической поддержки.
- Содержание организуемого педагогического процесса, согласно дидактической интерпретации модели конкурентоспособности личности, образует система социально-ориентированных технологий, представляющих собой способы конкурентоспособного поведения. Такие технологии соответствуют приоритетным направлениям формирования конкурентоспособности школьника (профессиональное самоопределение, рефлексивное поведение, эффективная коммуникация, принятие ответственного решения), учитывают психологические барьеры конкурентоспособного поведения и структурируют разнопредметное содержание на двух уровнях - уровне предметных знаний (выполняется структурное соотнесение с информационно-содержательным и операционально-деятельностным компонентами конкурентоспособной личности) и уровне личностного саморазвития (выполняется структурное соотнесение с парадигмально-прогностическим, мотивационно-ценностным и эмоционально-волевым компонентами конкурентоспособной личности). В педагогическом процессе социально-ориентированные технологии функционируют в качестве способов конкурентоспособного поведения учащихся (включая способы социокультурной ориентации и способы саморазвития) и в качестве средств организации и управления процессом формирования конкурентоспособноси личности, обеспечивая тем самым определенным образом структурированное взаимодействие педагога и учащегося.
- Психолого-педагогическая поддержка, основываясь на комплексе диагностических составляющих конкурентоспособности, компьютерной диагностической карте динамики конкурентоспособности ученика, индивидуальной характеристике конкурентоспособности личности, позволяет осуществлять эффективный мониторинг процесса формирования конкурентоспособности школьника осуществлять социально-психологическую и профориентационную консультацию, индивидуальную коррекцию конкурентоспособности учащихся в условиях дополнительного образования.
1.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования [Текст] : моногр. / В.И. Шаповалов. – Сочи : РИО СГУТиКД, 2004. – 244 с. (гриф Юж. отд-я РАО).
2.Шаповалов, В.И. Система профессионального самоопределения и социально-ориентированные технологии формирования конкурентоспособ-ной личности : моногр. / В.И. Шаповалов. – Сочи : РИО СГУТиКД, 2003. – 260 с. (гриф Юж. отд-я РАО).
3.Шаповалов, В.И. Теоретико-методологические и практические аспекты формирования конкурентоспособной личности : учеб. пособие / В.И. Шаповалов. – Уфа : Изд-во Восточ. ун-та, 2004. – 80 с.
4. Боков, М.А. Менеджмент в санаторно-курортных организациях : учеб. пособие. В 3 ч. / М.А. Боков, А.М. Ветитнев, В.И. Шаповалов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 690 с./150 с. авт. (гриф УМО МО РФ).
5. Шаповалов, В.И. Комплексная программа исследования профессиональной ориентации школьников [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 82 с./60 с. авт. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 31.01.96, № 51149.
6. Шаповалов, В.И. Система диагностики стиля деятельности учителя [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 108 с./54 с. авт. – Деп. в ИТОП Рос акад. наук. 01.02.96, № 10-96.
7. Шаповалов, В.И. Система диагностики возрастной динамики интеллектуального потенциала [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 32 с./16с. авт. – Деп. в ИТОП Рос. акад. наук 01.02.96, № 9-96.
8.Шаповалов, В.И. Разработка системы поиска и идентификации интеллектуальных ресурсов молодежи [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1995. – 82 с./56 с. авт. – Деп. в ВИНИТИ 09.02.95, № 357-В95.
Авторские свидетельства
9.Шаповалов, В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ 970628. Программа для ЭВМ «Профессиональная ориентация школьников» («ПОШ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970523, 1997. – 62 с.
10.Шаповалов. В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970626. Программа для ЭВМ «Стиль деятельности учителя» («СДУ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970522, 1997. – 48 с.
11. Шаповалов. В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970564. Программа для ЭВМ «Компьютерная система «ОДЕР»» («ODER)» / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970516, 1997. – 78 с.
12.Шаповалов, В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970628. Программа для ЭВМ : Интеллектуальный потенциал школьника («ИПШ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970524, 1997. – 64 с.
Научные статьи
(согласно перечням ведущих рецензируемых научных журналов и изданий определенных ВАК РФ за 2001-2007 гг., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора)
13.Шаповалов, В.И. Как обеспечить формирование конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6. – С. 48 53.
14.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность специалиста [Текст] / В.И. Шаповалов // Высшее образование в России. – 2005. – № 10. – С. 96–101.
15.Шаповалов, В.И. Инновационный педагогический менеджмент: проблема формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Личность, культура, общество. Т. 8. Вып. 2. – 2006. – С. 188 203.
16.Шаповалов, В.И. Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации [Текст] / В.И. Шаповалов // Управление персоналом. – 2007. – № 15. – С. 43-44.
17.Шаповалов, В.И. Модель конкурентоспособноcти личности в новых условиях рыночной экономики [Текст] / В.И. Шаповалов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. – № 4. – С. 119 124.
18. Шаповалов, В.И. Индекс конкурентоспособности и методы его измерения [Текст] / В.И. Шаповалов // Научная мысль Кавказа. – 2003. – № 4. – С. 139 144.
19.Шаповалов, В.И. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 38 45.
20.Шаповалов, В.И. Проектные позиции инновационного педагогического менеджмента как основа формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Интеграция образования. – 2005. – № 4. – С. 19 35.
Статьи в научных сборниках и журналах
21.Шаповалов, В.И. О концептуальных подходах в инновационной деятельности Центра экономического образования [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Сочинское образование. – 1997. – № 3. – С. 39 42.
22.Шаповалов, В.И. Образовательный менеджмент: профессиональная ориентация молодежи [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Сочинское образование. – 1998. – № 3. – С. 16 23.
23.Шаповалов, В.И. Статистическая модель принятия управленческого решения [Текст] / В.И. Шаповалов // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права : науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – М., 1999. – С. 327 331.
24.Шаповалов, В.И. Субъективные характеристики сенсорного процесса [Текст] / В.И. Шаповалов, Ю.М. Забродин // Психологический журнал. – 1983. – № 3. – С. 21 31.
25.Шаповалов, В.И. Оценка субъективных характеристик выполнения психофизической задачи [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы психологии субъективных суждений и оценок. – Саратов, 1984. – С. 58 63.
26.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность как образовательный эффект [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 8. – Краснодар, 2000. – С. 122 128.
27.Шаповалов, В.И. Социально-образовательное проектирование как фактор формирования конкурентоспособной личности в условиях современной школы [Текст] / В.И. Шаповалов // Наука – 2002 : науч. конф. межвуз. ученых и аспирантов. – Майкоп, 2002. – С. 97 105.
28.Шаповалов, В.И. Теоретико-методологические проблемы формирования конкурентоспособного кадрового потенциала в системе дополнительного образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 16. – Краснодар, 2002. – C. 144 151.
29.Шаповалов, В.И. Структура управления формированием и развитием конкурентоспособности учащегося [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные процессы в высшей школе : материалы 9-й Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2003. – С. 24 26.
30.Шаповалов, В.И. Концепция конкурентоспособности личности в парадигме модернизации образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в школе и вузе : сб. науч. ст. – Сочи, 2001. – С. 11 20.
31.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента [Текст] / В.И. Шаповалов // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 4. – С. 61 69.
32.Шаповалов, В.И. Субъективные детерминанты конкурентоспособного поведения ученика [Текст] / В.И. Шаповалов // Теория и практика педагогического проектирования : сб. науч. ст. Вып. 2. – Сочи, 2004. – С. 26 38.
33.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности учащегося: компоненты, методы измерения [Текст] / В.И. Шаповалов // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 23. Вып. 3. – Краснодар, 2005. – C. 52 62.
34.Шаповалов, В.И. Социокультурные факторы формирования и развития конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Психология способностей : Современное состояние и перспективы исследований : материалы науч. конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, – М., 2005. – С. 397–402.
35.Шаповалов, В.И. Образовательный менеджмент : модель психологической системы учебной деятельности [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития современного менеджмента. – Сочи, 2006. – С. 46 57.
36.Шаповалов, В.И. Методологические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в системе вузовского образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития современного менеджмента. – Сочи, 2006. – С. 184 191.
Тезисы
37.Шаповалов, В.И. Системный подход к проблеме профессиональной ориентации [Текст] / В.И. Шаповалов // Психолого-педагогические аспекты профориентации и трудового обучения учащихся в свете основных направлений реформы образовательной и профессиональной школы : тез. докл. – Ташкент, 1987. – С. 46 47.
38.Шаповалов, В.И. Проблема психодиагностики персонала управления [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблема формирования и развития управленческого потенциала в условиях перехода к рынку : тез. докл. 1-ой международной науч.-практ. конф. – М., 1991. – С. 56 58.
39.Шаповалов, В.И. Мотивационный аспект социально-психологического климата трудового коллектива [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы практической психологии в условиях перехода к рыночным отношениям : материалы конф. – Ташкент, 1991. – С. 67 69.
40.Шаповалов, В.И. Развитие продуктивного и непродуктивного мышления школьников [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Инновационная деятельность в высшей школе : матер. федер. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 5. – Краснодар, 1995. – С. 26 28.
41.Шаповалов, В.И. Интеллектуальные способности школьников как фактор формирования социально-адаптированной личности [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Человек. Культура. Здоровье : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. – М., 1997. – С. 337 340.
42.Шаповало В.И. Проблема профессиональной ориентации молодежи (по материалам социологического обследования) [Текст] // Новое в образовательной и профессиональной подготовке специалистов : материалы 3-й Всерос. науч.-метод. конф. В 6 ч. Ч. 4. – Краснодар, 1998. – С. 7 8.
43.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях дополнительного социально-экономического образования [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Социально-экономические проблемы развития курортов России : матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. – Сочи, 1999. – С. 46 48.
44.Шаповалов, В.И. Дополнительное социально-экономическое образование как средство развития конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Педагогические нововведения в высшей школе : материалы 4-й Всерос. науч.-метод. конф. В 6 ч. Ч. 5. – Краснодар, 1998. – С. 9 11.
45.Шаповалов, В.И. Структура конкурентоспособности менеджера [Текст] / В.И. Шаповалов // Социально-экономические проблемы развития курортов России : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. – Сочи, 2000. – С. 92 95.
46.Шаповалов, В.И. Социально-психологическая поддержка личности в процессе обучения как условие становления конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч.-метод. конф. – Сочи, 2001. – С. 157 170.
47.Шаповалов, В.И. Формирование оптимального стиля деятельности учителя у студентов педагогических вузов [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 3-й Междунар. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Сочи, 2000. – С. 200 202.
48.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность как критерий профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч.-метод. конф. – Сочи, 2001. – С. 26 30.
49.Шаповалов, В.И. Дополнительное образование как социально-психологическая поддержка личности в учебном процессе [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч. метод. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Сочи. – С. 157 170.
50.Шаповалов, В.И. Содержание, принципы и задачи социально-психологической поддержки конкурентоспособности личности в учебном процессе [Текст] / В.И. Шаповалов // Преподаватель вуза: условия и критерии эффективности работы : матер. науч.-практ. конф. – Уфа, 2003. – С. 4 49.
51. Шаповалов, В.И. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные педагогические технологии в условиях модернизации образования в России : сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф. – Тольятти, 2003. – С. 173 175.
52.Шаповалов, В.И. Модель конкурентоспособности личности в условиях модернизации образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Влияние окружающей среды на формирование личности : матер. науч.-практ. конф. – Уфа. – С. 172 175.
53.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современной школы [Текст] / В.И. Шаповалов // Наука и образование в начале ХХI века: Состояние, проблемы, поиск : матер. 4-й науч.-метод. конф. – Сочи, 2003. – С. 57 63.
54.Шаповалов, В.И. Проблемы измерения конкурентоспособности личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные процессы в высшей школе : матер. 10-й Юбилейн. Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2004. – С. 17 18.
55.Шаповалов, В.И. Сущностные характеристики конкурентоспособной личности. Наука и образование в условиях модернизации России [Текст] / В.И. Шаповалов : материалы 7-й Рос. науч.-метод. конф., 10 11 мая 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 272 275.