Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дополнительное образование школьников обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности. Для эффективной организации процесса формирования конкурентоспособной личности необходимо обеспечить интегративное взаимодействие общего и дополнительного образования (1) в системе педагогических целей, связанных с развитием качеств личности учащегося как субъективных детерминант его конкурентоспособности; (2) в разнопредметном содержании с центрацией на приоритетные направления формирования конкурентоспособности личности; (3) в определенных сочетаниях трех основных видов деятельности: учебно-познавательной, где раскрывается понятийная система конкурентоспособности и конкурентоспособного поведения; имитационно-моделирующей, где в контексте моделирования реальных ситуаций осваиваются социально-ориентированные технологии и формируется опыт конкурентоспособного поведения; практико-технологической, где в условиях соревновательности и партнерского взаимодействия выполняются практико-ориентированные проекты.
  2. Системное проектирование процесса формирования конкурентоспособности личности базируется на теоретической модели конкурентоспособности личности, идеях и принципах инновационного педагогического менеджмента. Модель конкурентоспособности личности задает систему проектных характеристик педагогического процесса (целе-функциональные, мотивационно-направляющие, содержательные, структурно-логические, инструментально-технологические, организационно-управленческие) и включает (1) сущностные признаки, раскрывающие конкурентоспособность как социально-ориентированную систему индивидуальных качеств личности (интеллектуальный потенциал, cоревновательность, самоактуализация, адекватная самооценка, целенаправленность, мотивированность, адаптивность, толерантность, самообучение, коммуникабельность, интернальность, стратегичность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению), (2) структурные компоненты (парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой), (3) набор параметров, конкретизирующих структурные компоненты и позволяющих представить степень их выраженности в виде обобщенного интегративного индекса.
  3. Инновационный педагогический менеджмент определяет общие методологические рамки конструирования целостного педагогического процесса, общие проектные позиции управленческого комплекса («инновационная среда», «ограничения конкурентоспособного поведения», «рефлексия конкурентоспособного поведения», «организационные изменения», «стиль деятельности учителя), требования к педагогическому инструментарию и системе психолого-педагогической поддержки.
  4. Содержание организуемого педагогического процесса, согласно дидактической интерпретации модели конкурентоспособности личности, образует система социально-ориентированных технологий, представляющих собой способы конкурентоспособного поведения. Такие технологии соответствуют приоритетным направлениям формирования конкурентоспособности школьника (профессиональное самоопределение, рефлексивное поведение, эффективная коммуникация, принятие ответственного решения), учитывают психологические барьеры конкурентоспособного поведения и структурируют разнопредметное содержание на двух уровнях - уровне предметных знаний (выполняется структурное соотнесение с информационно-содержательным и операционально-деятельностным компонентами конкурентоспособной личности) и уровне личностного саморазвития (выполняется структурное соотнесение с парадигмально-прогностическим, мотивационно-ценностным и эмоционально-волевым компонентами конкурентоспособной личности). В педагогическом процессе социально-ориентированные технологии функционируют в качестве способов конкурентоспособного поведения учащихся (включая способы социокультурной ориентации и способы саморазвития) и в качестве средств организации и управления процессом формирования конкурентоспособноси личности, обеспечивая тем самым определенным образом структурированное взаимодействие педагога и учащегося.
  5. Психолого-педагогическая поддержка, основываясь на комплексе диагностических составляющих конкурентоспособности, компьютерной диагностической карте динамики конкурентоспособности ученика, индивидуальной характеристике конкурентоспособности личности, позволяет осуществлять эффективный мониторинг процесса формирования конкурентоспособности школьника осуществлять социально-психологическую и профориентационную консультацию, индивидуальную коррекцию конкурентоспособности учащихся в условиях дополнительного образования.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия, методические указания и рекомендации

1.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования [Текст] : моногр. / В.И. Шаповалов. – Сочи : РИО СГУТиКД, 2004. – 244 с. (гриф Юж. отд-я РАО).

2.Шаповалов, В.И. Система профессионального самоопределения и социально-ориентированные технологии формирования конкурентоспособ-ной личности : моногр. / В.И. Шаповалов. – Сочи : РИО СГУТиКД, 2003. – 260 с. (гриф Юж. отд-я РАО).

3.Шаповалов, В.И. Теоретико-методологические и практические аспекты формирования конкурентоспособной личности : учеб. пособие / В.И. Шаповалов. – Уфа : Изд-во Восточ. ун-та, 2004. – 80 с.

4. Боков, М.А. Менеджмент в санаторно-курортных организациях : учеб. пособие. В 3 ч. / М.А. Боков, А.М. Ветитнев, В.И. Шаповалов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 690 с./150 с. авт. (гриф УМО МО РФ).

5. Шаповалов, В.И. Комплексная программа исследования профессиональной ориентации школьников [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 82 с./60 с. авт. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 31.01.96, № 51149.

6. Шаповалов, В.И. Система диагностики стиля деятельности учителя [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 108 с./54 с. авт. – Деп. в ИТОП Рос акад. наук. 01.02.96, № 10-96.

7. Шаповалов, В.И. Система диагностики возрастной динамики интеллектуального потенциала [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1996. – 32 с./16с. авт. – Деп. в ИТОП Рос. акад. наук 01.02.96, № 9-96.

8.Шаповалов, В.И. Разработка системы поиска и идентификации интеллектуальных ресурсов молодежи [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов ; Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. – М., 1995. – 82 с./56 с. авт. – Деп. в ВИНИТИ 09.02.95, № 357-В95.

Авторские свидетельства

9.Шаповалов, В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ 970628. Программа для ЭВМ «Профессиональная ориентация школьников» («ПОШ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970523, 1997. – 62 с.

10.Шаповалов. В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970626. Программа для ЭВМ «Стиль деятельности учителя» («СДУ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970522, 1997. – 48 с.

11. Шаповалов. В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970564. Программа для ЭВМ «Компьютерная система «ОДЕР»» («ODER)» / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970516, 1997. – 78 с.

12.Шаповалов, В.И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 970628. Программа для ЭВМ : Интеллектуальный потенциал школьника («ИПШ») / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов, А.Ф. Мазник. Заявка № 970524, 1997. – 64 с.

Научные статьи

(согласно перечням ведущих рецензируемых научных журналов и изданий определенных ВАК РФ за 2001-2007 гг., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора)

13.Шаповалов, В.И. Как обеспечить формирование конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6. – С. 48 53.

14.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность специалиста [Текст] / В.И. Шаповалов // Высшее образование в России. – 2005. – № 10. – С. 96–101.

15.Шаповалов, В.И. Инновационный педагогический менеджмент: проблема формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Личность, культура, общество. Т. 8. Вып. 2. – 2006. – С. 188 203.

16.Шаповалов, В.И. Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации [Текст] / В.И. Шаповалов // Управление персоналом. – 2007. – № 15. – С. 43-44.

17.Шаповалов, В.И. Модель конкурентоспособноcти личности в новых условиях рыночной экономики [Текст] / В.И. Шаповалов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. – № 4. – С. 119 124.

18. Шаповалов, В.И. Индекс конкурентоспособности и методы его измерения [Текст] / В.И. Шаповалов // Научная мысль Кавказа. – 2003. – № 4. – С. 139 144.

19.Шаповалов, В.И. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Школьные технологии. – 2003. – № 3. – С. 38 45.

20.Шаповалов, В.И. Проектные позиции инновационного педагогического менеджмента как основа формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Интеграция образования. – 2005. – № 4. – С. 19 35.

Статьи в научных сборниках и журналах

21.Шаповалов, В.И. О концептуальных подходах в инновационной деятельности Центра экономического образования [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Сочинское образование. – 1997. – № 3. – С. 39 42.

22.Шаповалов, В.И. Образовательный менеджмент: профессиональная ориентация молодежи [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Сочинское образование. – 1998. – № 3. – С. 16 23.

23.Шаповалов, В.И. Статистическая модель принятия управленческого решения [Текст] / В.И. Шаповалов // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права : науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – М., 1999. – С. 327 331.

24.Шаповалов, В.И. Субъективные характеристики сенсорного процесса [Текст] / В.И. Шаповалов, Ю.М. Забродин // Психологический журнал. – 1983. – № 3. – С. 21 31.

25.Шаповалов, В.И. Оценка субъективных характеристик выполнения психофизической задачи [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы психологии субъективных суждений и оценок. – Саратов, 1984. – С. 58 63.

26.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность как образовательный эффект [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 8. – Краснодар, 2000. – С. 122 128.

27.Шаповалов, В.И. Социально-образовательное проектирование как фактор формирования конкурентоспособной личности в условиях современной школы [Текст] / В.И. Шаповалов // Наука – 2002 : науч. конф. межвуз. ученых и аспирантов. – Майкоп, 2002. – С. 97 105.

28.Шаповалов, В.И. Теоретико-методологические проблемы формирования конкурентоспособного кадрового потенциала в системе дополнительного образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 16. – Краснодар, 2002. – C. 144 151.

29.Шаповалов, В.И. Структура управления формированием и развитием конкурентоспособности учащегося [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные процессы в высшей школе : материалы 9-й Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2003. – С. 24 26.

30.Шаповалов, В.И. Концепция конкурентоспособности личности в парадигме модернизации образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в школе и вузе : сб. науч. ст. – Сочи, 2001. – С. 11 20.

31.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента [Текст] / В.И. Шаповалов // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 4. – С. 61 69.

32.Шаповалов, В.И. Субъективные детерминанты конкурентоспособного поведения ученика [Текст] / В.И. Шаповалов // Теория и практика педагогического проектирования : сб. науч. ст. Вып. 2. – Сочи, 2004. – С. 26 38.

33.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности учащегося: компоненты, методы измерения [Текст] / В.И. Шаповалов // Тр. КубГТУ. Сер. Совершенствование образовательных технологий. Т. 23. Вып. 3. – Краснодар, 2005. – C. 52 62.

34.Шаповалов, В.И. Социокультурные факторы формирования и развития конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Психология способностей : Современное состояние и перспективы исследований : материалы науч. конф., посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, – М., 2005. – С. 397–402.

35.Шаповалов, В.И. Образовательный менеджмент : модель психологической системы учебной деятельности [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития современного менеджмента. – Сочи, 2006. – С. 46 57.

36.Шаповалов, В.И. Методологические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в системе вузовского образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития современного менеджмента. – Сочи, 2006. – С. 184 191.

Тезисы

37.Шаповалов, В.И. Системный подход к проблеме профессиональной ориентации [Текст] / В.И. Шаповалов // Психолого-педагогические аспекты профориентации и трудового обучения учащихся в свете основных направлений реформы образовательной и профессиональной школы : тез. докл. – Ташкент, 1987. – С. 46 47.

38.Шаповалов, В.И. Проблема психодиагностики персонала управления [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблема формирования и развития управленческого потенциала в условиях перехода к рынку : тез. докл. 1-ой международной науч.-практ. конф. – М., 1991. – С. 56 58.

39.Шаповалов, В.И. Мотивационный аспект социально-психологического климата трудового коллектива [Текст] / В.И. Шаповалов // Проблемы практической психологии в условиях перехода к рыночным отношениям : материалы конф. – Ташкент, 1991. – С. 67 69.

40.Шаповалов, В.И. Развитие продуктивного и непродуктивного мышления школьников [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Инновационная деятельность в высшей школе : матер. федер. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 5. – Краснодар, 1995. – С. 26 28.

41.Шаповалов, В.И. Интеллектуальные способности школьников как фактор формирования социально-адаптированной личности [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Человек. Культура. Здоровье : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. – М., 1997. – С. 337 340.

42.Шаповало В.И. Проблема профессиональной ориентации молодежи (по материалам социологического обследования) [Текст] // Новое в образовательной и профессиональной подготовке специалистов : материалы 3-й Всерос. науч.-метод. конф. В 6 ч. Ч. 4. – Краснодар, 1998. – С. 7 8.

43.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях дополнительного социально-экономического образования [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Социально-экономические проблемы развития курортов России : матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. – Сочи, 1999. – С. 46 48.

44.Шаповалов, В.И. Дополнительное социально-экономическое образование как средство развития конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов, А.Ф. Мазник // Педагогические нововведения в высшей школе : материалы 4-й Всерос. науч.-метод. конф. В 6 ч. Ч. 5. – Краснодар, 1998. – С. 9 11.

45.Шаповалов, В.И. Структура конкурентоспособности менеджера [Текст] / В.И. Шаповалов // Социально-экономические проблемы развития курортов России : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. – Сочи, 2000. – С. 92 95.

46.Шаповалов, В.И. Социально-психологическая поддержка личности в процессе обучения как условие становления конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч.-метод. конф. – Сочи, 2001. – С. 157 170.

47.Шаповалов, В.И. Формирование оптимального стиля деятельности учителя у студентов педагогических вузов [Текст] / В.И. Шаповалов, И.Б. Шуванов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 3-й Междунар. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Сочи, 2000. – С. 200 202.

48.Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность как критерий профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч.-метод. конф. – Сочи, 2001. – С. 26 30.

49.Шаповалов, В.И. Дополнительное образование как социально-психологическая поддержка личности в учебном процессе [Текст] / В.И. Шаповалов // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах : матер. 4-й Междунар. науч. метод. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Сочи. – С. 157 170.

50.Шаповалов, В.И. Содержание, принципы и задачи социально-психологической поддержки конкурентоспособности личности в учебном процессе [Текст] / В.И. Шаповалов // Преподаватель вуза: условия и критерии эффективности работы : матер. науч.-практ. конф. – Уфа, 2003. – С. 4 49.

51. Шаповалов, В.И. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные педагогические технологии в условиях модернизации образования в России : сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф. – Тольятти, 2003. – С. 173 175.

52.Шаповалов, В.И. Модель конкурентоспособности личности в условиях модернизации образования [Текст] / В.И. Шаповалов // Влияние окружающей среды на формирование личности : матер. науч.-практ. конф. – Уфа. – С. 172 175.

53.Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современной школы [Текст] / В.И. Шаповалов // Наука и образование в начале ХХI века: Состояние, проблемы, поиск : матер. 4-й науч.-метод. конф. – Сочи, 2003. – С. 57 63.

54.Шаповалов, В.И. Проблемы измерения конкурентоспособности личности [Текст] / В.И. Шаповалов // Инновационные процессы в высшей школе : матер. 10-й Юбилейн. Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2004. – С. 17 18.

55.Шаповалов, В.И. Сущностные характеристики конкурентоспособной личности. Наука и образование в условиях модернизации России [Текст] / В.И. Шаповалов : материалы 7-й Рос. науч.-метод. конф., 10 11 мая 2006 г. – Сочи, 2006. – С. 272 275.